Страница 1 из 2

Раджа-йога

Добавлено: 7 дек 2003, 02:42
Smart
Какая книга по раджа-йоге самая важная? Где купить?

Добавлено: 7 дек 2003, 07:57
Виктор
Для того кто задает такой вопрос сгодится любая книга, а они есть везде.
"... И страшно мне закончить жизнь в глуши,
И боязно за труд большой приняться,
А между тем на дне моей души
ГЛУБОКИЕ вопросы шевелятся..."

Добавлено: 7 дек 2003, 18:11
Сталкер
Есть хороший принцип: " Не знаешь - не спрашивай". 8O

раджа йога

Добавлено: 8 дек 2003, 12:18
ferus
самая настольная книга среди Раджа-йогов, которых знаю - "Психология йоги" Рамамурти Мишры, лучший перевод у Софьи. Оч. продвинутая! Но если не практиковал и не читал других авторов, её пока лучше не трогать.
Перед ней можно почитать книгу "Концентрация и медитация" автор вроде Шивананда, точно не помню.

Добавлено: 8 дек 2003, 13:56
Odissey
Непонятно, чего отвечающие так и норовят изворотиться при ответе на такой простой вопрос.
Основным источником по раджа-йоге являются "Йога-сутры" Патанджали.
Следует так же учитывать и традицию комментариев к ним. К таковой, в частности, относится комментарий Вьясы. Всё вместе в русском переводе преподносится в книге "Классическая йога" (перевод и комментарии Островской и Рудого). Книга эта неоднократно упоминалась на форуме, и переиздавалась недавно.

Добавлено: 8 дек 2003, 16:27
Seryoga
Насколько мне известено у Патанджали слова "Раджа - йога" нет. Да и у Вьясы тоже.

Добавлено: 8 дек 2003, 16:36
я
Seryoga писал(а):Насколько мне известено у Патанджали слова "Раджа - йога" нет. Да и Вьясы тоже.
--зт точно, Вьясы у Патанджали нет! :D Вьяса жил лет на сотен несколько попозже!
А если серьёзней- Патанджали описывает алгоритмы достижения мокши и именно медитационные практики, а также ряд вопросов, им присущих. Это именно область ражда-йоги в её "наиклассическом" варианте, до нас дошедшем.
Или Вы у Патанджали видели описания асан :?:

Добавлено: 8 дек 2003, 18:16
Odissey
Seryoga писал(а):
Насколько мне известено у Патанджали слова "Раджа - йога" нет.

То, что "Йога-сутры" Патанджали являются изложением "Раджа-йоги" - является общепринятым мнением.

Приведу цитаты из комментариев ССС к Йога-сутрам.

По-поводу того, что в трактате у Патанджали нет тех или иных слов:
"Сутры - шедевр краткости и ясности. Патанджали сократил все избыточные слова..."

К слову, у индийских грамматиков считалось, что изложить правило короче даже всего на одну гласную- такое же счастье, как рождение сына.

И далее, ССС пишет:
"Патанджали назвал переданную им систему йогой. Он не дал ей определенного названия, чтобы дифференцировать ее от других путей йоги. ... Часто Патанджала-йогу называют Раджа- йогой (йогой королевского пути).
Мы, однако, предпочитаем определять эту йогу как определенную систему в пределах более широкой структуры Раджа-йоги. Согласно нашему определению Раджа-йога включает в себя следующие системы:
1. Кундалини йога, также известная как Лайя йога;
2. крия йога;
3. Мантра йога;
4. Дхьяна йога - как она описана в Бхагавад-Гите, и
5. Патанджала-йога.
Раджа-йога (включая йогу Патанджали) - наука о сознании (mind)."


Вообщем, учитывая авторитет ССС, его "Четыре главы о свободе развернутого комментария на Йога-сутры Патанджали" так же можно считать одной из важных книг по "Раджа-йоге." :D

Таким образом, вопрос привел нас к самым фундаментальным источникам по йоге.

Все цитаты взяты: http://www.realyoga.ru/index.php?r1=1&r ... ook_id=334

Добавлено: 9 дек 2003, 11:50
grza
Здравствуйте!
В сети мне попадалась книга Рамачараки
"Раджа йога". Почитать времени не хватило.
Но вообще то мне нравятся работы Рамачараки.
С уважением, Александр.

Добавлено: 9 дек 2003, 12:18
Smart
А правильно я понимаю что вроде как хатха-йог должен заниматься еще и раджей одновременно? По крайней мере должен начать вскоре после начала занятий хатхой. В чем эти занятия заключаются?

Добавлено: 9 дек 2003, 18:35
Seryoga
Насколько, я понимаю раджа-йогой принято называть последние 3-4 ступени аштанга-йоги Патанджали. Те "медитационные практики", которым посвящены 3-я(не считая пары сутр в начале) и 4-я главы не есть описание пратьяхар, дхаран, дхиян и самадхи, а описание последующих за ними состояний. О том, что относится к раджа-йоге Патанджали говорит в 1-2% всего трактата. Поэтому, можно согласиться, что в ЙС есть сведения относящиеся к раджа-йоге, но называть ЙС книгой по раджа-йоге как то затруднительно.

Добавлено: 9 дек 2003, 20:10
Владимир
привычка делить мир на черное и белое, наверное, уходит с практикой :) вместе с этим, скорее всего, уйдет желание подразделять йогу...
Всем успешной практики!

Добавлено: 10 дек 2003, 09:35
я
Seryoga писал(а):Те "медитационные практики", которым посвящены 3-я(не считая пары сутр в начале) и 4-я главы не есть описание пратьяхар, дхаран, дхиян и самадхи, а описание последующих за ними состояний. .
--мне думается, всё практически верно. Но, как было уже замечено, сам Патанджали Йогу не разделял на "ту" и "эту". Скорее всего, "официальное" разделение йог произошло гораздо позже.
Что же касается "последующих за дхаранами-дхианами состояний"- то, в контексте нашего обсуждения, эти самые состояния и есть состояния раджа-йоги. Ибо следует понимать Йогу как
1) состояние
и как
2) процесс (достижения этого состояния).

Так что на мой взгляд, ЙС имеют наипрямейшее отношение к раджа-йоге в её нынешнем нашем понимании.
А вообще- все беды от ума. Нефиг классифицировать, прыгать надо! :D
(с)почти из анекдота

Добавлено: 10 дек 2003, 10:43
Alimano
Не подскажите сылку на Патанджали. У меня есть один перевод,называеться "Классическая Йоа", но читать ее не возможно. :twisted:

Добавлено: 10 дек 2003, 13:06
Seryoga
Вообщем, учитывая авторитет ССС, его "Четыре главы о свободе развернутого комментария на Йога-сутры Патанджали" так же можно считать одной из важных книг по "Раджа-йоге."
Задумаемся насклько может быть авторитетен Сатьянанада в этом вопросе. Насколько я что-то смыслю, и хатха и раджа-йоги произошли из среды Натхов. О том, что ССС как-то к ним причастен у меня сведений нет. Поэтому если он не Натх, то и авторитет его в вопросах раджа-йоги сомнителен.

Добавлено: 10 дек 2003, 14:51
я
Seryoga писал(а):Поэтому если он не Натх, то и авторитет его в вопросах раджа-йоги сомнителен.
--мдя, вот уже и Сатьянанду подозреваем в некомпетентности... :wink: Ибо не натх. И со своей крия-йогой ему неча соваться в калашный (т.е. раджовый :D ) ряд...
О времена, о нравы!.. :D
Хотя, конечно, сомневаться -дело полезное. Если это не сомнения в Учителе.

Добавлено: 10 дек 2003, 17:24
Ден
я писал(а):О времена, о нравы!.. :D
Присоединяюсь. Куда катится мир то? Мир, ответь!

Добавлено: 11 дек 2003, 13:09
Seryoga
ой, совсем забыл, что о раджа-йоге упанишады тоже говорят, стало быть свами и должен освещать, связанные с ней вопросы

Добавлено: 11 дек 2003, 17:28
Odissey
Добавлю еще кое-что по поводу краткости сутр. В виде такой истории:

"Американского политика и опытного оратора Вудро Вильсона (1856-1924), который в 1913-1921 годах был президентом США, как-то спросили, сколько времени ему понадобится, чтобы подготовить пятиминутный спич.

- Две недели, - ответил Вильсон.

- А часовое выступление?

-Неделю.

- А речь на два часа?

- Готов хоть сейчас.
"

В завершение снова хочу посоветовать при изучении такого явления как йога, а тем более, Раджа-йога, обращаться к фундаментальным источникам.
Только годными средствами можно добиться нужных целей.
Как сказано в Майтри-Упанишаде: "Нет без меры измерения постижения того, что подлежит измерению".

Ну а если что-то кажется непонятным, сложным, значит данный комплекс знаний на данном этапе жизни просто не нужен. Нет актуализации.

А чтение Рамачараки может и "легче", но бесполезно.

PS У Аркадия Аверченко есть хороший юмористический рассказик про Рамачараку и Блаватскую. О том, как некий господин "надышался" "дыханием йогов" , находясь на представлении, и его как пьяного вывели из театра под белы ручки. Хорошо бы найти этот рассказ и вывесить на сайте. Очень поучительно даже через сто лет.

Раджа-йога

Добавлено: 25 июн 2009, 09:39
Oleg L
ВСБ писал, что на высших ступенях (пратьяхара, медитация) практика становится Раджа-йогой.

Скачал недавно книгу "Четыре йоги" Свами Вивеканда (Swami Vivekananda).
Книга представляет собой сборник произведений индийского мыслителя, религиозного реформатора и демократа-просветителя Свами Вивеканды (1863 - 1902). В его работах дано своего рода энциклопедическое изложение различных йог.
"Вивекананда излагает подлинное индийское учение. Он ученик Рамакришны, одного из самых выдающихся учителей йоги." (Б. Л. Смирнов).

На стр. 123 находим:
"Все тайное и мистическое, что связывают с системами йоги, нужно сразу же отринуть. Лучший проводник по жизни - это сила. В религии, как и во всем другом, старайтесь отбросить то, что ослабляет вас, держитесь от этого подальше. Игра в тайны ослабляет человеческий мозг, она почти погубила йогу - величайшую из наук. Со времени своего открытия, почти четыре тысячи лет назад, йога была ясно очерчена, сформулирована и практиковалась в Индии. Поразительное явление: чем более современен комментатор йоги, тем больше нелепостей в его интерпритации, а чем более древнее автор - тем он рациональней. Современные истолкователи йоги обожают таинственность. Йога оказывается монополией группки людей, окутывающих ее тайной вместо того, что бы открыть учение дневному свету и логике. Но группка заинтересована в сохранении своей монополии."

Написано больше 100 лет назад, а как современно, не правда ли?
Ключевые слова, на которые советую обратить внимание зашоренной эзотерикой братии: сила, рациональность, логика. :lol: