Страница 1 из 1

Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 29 мар 2018, 13:04
Alexander_G
Практикуя йогу в традиции Виктора Сергеевича вот уже 12 лет, научился тонко осознавать тело, наблюдать ощущения в нем. Даже фраза как-то возникла - "вливать сознание в тело". Разумеется, в различных асанах объем внимания распределяется по разному (в зависимости от их конфигурации). Это наблюдение за ощущениями сохраняется и в обыденной жизни. Я как бы заякорен в теле. Это помогает отслеживать моменты, когда я теряю связь с "действительностью" и "переселяюсь" в голову (начинаю ассоциировать себя с мыслями и эмоциями,) и возвращаться обратно. Помогает увидеть моменты перехода простого внимания в суждения и оценки. Поддерживать состояние ментальной тишины.
Вместе с тем в большинстве традиций (в том числе и йогической) существуют практики осознаности (внимательности), предполагающие безоценочное наблюдение не только за своим умом, эмоциями и ощущениями, но и за окружающим миром. То есть наблюдения за тем, что происходит и внутри, и вовне. Объем внимания как бы равномерно распределяется в пространстве, в которое включено и мое тело-ум. Этакая деконцентрация ( в отличие от концентрации на конкретном объекте). Пытаясь практиковать такое свидетельствование, я обнаружил, что сохранять такую позицию при наблюдении внешнего (равно, как и поддерживать ментальную тишину) мне значительно сложнее - ум сразу начинает классифицировать и клеить ярлыки на все, что попадает в поле внешнего внимания.
Собственно, в чем вопрос. Следует ли рассматривать такое наблюдение (свидетельствование) внутреннего и внешнего как отдельную практику, или можно применить этот подход к практике асан, расширяя осознание и на внешний мир? И где может находиться точка сборки "свидетеля" при таком подходе?

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 30 мар 2018, 09:21
Боря Ч
Aleхander_G, не в тему вам. А быть непосредственным в жизни, не быть настороже, клеить ярлыки, коль ярлык - это ваше мнение, реагировать бурно, раз так чувствуется, вообще, сливаться с жизнью вам не хочется? Коврик ковриком, а жизнь жизнью, нет?

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 30 мар 2018, 13:10
Alexander_G
Борис, жить жизнью мне хочется. Но я различаю жить жизнь и думать о жизни. Я слишком долго жил умом и эмоциями, полагая их собой. Но мой вопрос немного про другое, возможно я не очень ясно его сформулировал

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 31 мар 2018, 01:01
Ingvar
А зачем? Мне кажется что нужно применять технику которая лучше и легче работает для поддержания ЧВН.

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 2 апр 2018, 11:37
Alexander_G
Ingvar, я собственно, так и делал. Но обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью, а не средством. В нем приятно пребывать, не хочется, чтобу его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна, а я чувствую некую разбалансировку в сторону внутреннего, стремление спрятаться от сложностей жизни внутри себя. Мне кажется, это не есть хорошо. Поэтому пытаюсь найти практики, способные помочь мне сбалансировать ЧВН и внешнюю активность. По сути, научиться деланию неделанием

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 2 апр 2018, 17:16
Oleg L
Alexander_G писал(а):Ingvar, я собственно, так и делал. Но обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью, а не средством. В нем приятно пребывать, не хочется, чтобу его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна, а я чувствую некую разбалансировку в сторону внутреннего, стремление спрятаться от сложностей жизни внутри себя. Мне кажется, это не есть хорошо. Поэтому пытаюсь найти практики, способные помочь мне сбалансировать ЧВН и внешнюю активность. По сути, научиться деланию неделанием
Видимо эффект этот возникает с завидной регулярностью...
«и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 2 апр 2018, 22:59
Ingvar
Вместе с тем в большинстве традиций (в том числе и йогической) существуют практики осознаности (внимательности), предполагающие безоценочное наблюдение не только за своим умом, эмоциями и ощущениями, но и за окружающим миром.
Поэтому пытаюсь найти практики, способные помочь мне сбалансировать ЧВН и внешнюю активность.
На мой взгляд, применение практик наблюдения в обычной жизни только усилит дисбаланс. Например, когда мы практикуем пранаяму, то сознательно контролируем темп дыхания, но после практики нужно выключить контроль, иначе автоматика дыхания собьется. То же и с психикой. После занятий нужно жить без включения практик в повседневность. Понятно, что йога нас меняет, но это происходит само собой. А если жить пытаясь не вовлекаться в окружающую действительность, не реагировать и не переживать эмоции, то разве это жизнь?

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 3 апр 2018, 10:33
Alexander_G
Ingvar, я не пытаюсь отказаться от эмоций и реагирования, да мне кажется это и невозможно. Речь скорее о том, чтобы не отождествлять себя с эмоциями и умом. И не вожделеть результат. Собственно, практика внимательности про это (как мне кажется). Пусть тело живет, ум действует, а свидетель - свидетельствует. Свидетельствование не есть контроль. Контролировать пытается ум, в этом и проблема. Поэтому и ЧВН практикуем. А по поводу того, что в йоге все происходит само собой - я раньше тоже так полагал. Теперь мне кажется что "само собой" не происходит ничего. Роль бессознательного (в его психологическом толковании) в процессе познавания сильно преувеличена :) Так или иначе, Ingvar, спасибо за ценные замечания, буду гонять своих тараканов дальше :)

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 4 апр 2018, 00:25
Гузель Х.
to: Александр _G:
Собственно, речь идет о естественном переходе (перетекании) самонаблюдения в асанах /медитации в повседневную жизнь при сохраненном внутреннем наблюдателе. Причем «пойман» момент перехода от внутреннего самонаблюдения во внешнее - пограничная зона. Наработан опыт обратного процесса: от внешнего восприятия во внутреннее, т.е. уже самонаблюдение над «приростом» - эмоциями/чувствами. Замечательно! [:)]
По поводу «следует ли рассматривать такое наблюдение (свидетельствование) внутреннего и внешнего как отдельную практику, или можно применить этот подход к практике асан, расширяя осознание и на внешний мир? И где может находиться точка сборки «свидетеля» при таком подходе?»
На мой взгляд, практику асан в ЧВН следует практиковать отдельно – это сугубо внутренний процесс. Он является базовым состоянием, эталонным, так сказать.
Если речь идет о сохранении состояния тишины, безоценочности, можно начать с более плавного перехода – самонаблюдение в статичной медитативной позе. В ней сохраняется неподвижность тела, глаза закрыты (что важно!), а объектом наблюдения может быть конкретная внешняя ситуация или конкретные эмоции/чувства – проигрывание видео сюжета. Тот же механизм, что вы выше описывали, но с переходом из состояния безоценочного наблюдения в состояние переживания эмоций/чувств. И обратно. То есть позволить себе проявить эмоции/чувства. Уловить пограничные зоны. В первой части – тишина ума, безоценочность, наработанными вами приемами, во второй - вот здесь вам предстоит определить самому. Тогда это будет ваше личное открытие, ваши ощущения и вы не будете их путать ни с чем другим, и никто вас не сможет запутать! Могу только сказать суть – отпустите свои чувства… Кстати, с мыслями проделайте ту же практику. Не глушите то, что просится наружу! Пусть проявятся и ощущения тела, и чувств, и ума. Ощутите каждое проявление по отдельности, в сочетании… ну и еще многое чего…. Тогда будет понятным, почему одно выпирает над другим. И тишина естественным способом будет проявляться. Самое главное - наработается опыт ощущения себя целиком. Тогда, во-первых, проще выходить на наблюдения внешнего с открытыми глазами; во-вторых, вы ощутите свои внутренние пограничные зоны — зоны перехода от одних ощущений к другим: тело - чувства/эмоции - ум – выход за их границы.
Потом уже плавно перейдете и на внешнее наблюдение. Оно будет проще и будет наработан опыт. Проще за счет того, что не будет путаницы, наложения внутренних и внешних ощущений.
«…обнаружил, что состояние ЧВН становится самоцелью. А не средством. В нем пребывать приятно, не хочется, чтобы его нарушали. Но внешняя деятельность тоже важна…» Вы прямо большой молодец!!! Даже не представляете, как радуюсь за ваши мысли! [:)] Это ОЧЕНЬ важный момент. По сути – это одна из причин возникновения конфликтов в социуме. Я бы сказала, одна из причин роста равнодушия в обществе. Так что ваши «тараканы», в этом смысле, бегают в правильном направлении. [:)]
Еще. Практики внутри вас! Другое дело, что общение может внести некоторые нюансы в практику, видоизменить угол взгляда….
Прошу уточнения по поводу «сильного преувеличения роли бессознательного (в психологическом толковании)». Загадочно не досказано…
А в целом рада за вас. [:)]

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 4 апр 2018, 21:24
Alexander_G
Гузель, спасибо на добром слове :)
По поводу пограничной зоны между внутренним и внешним - это Вы точно заметили. С одной стороны, она поддерживает иллюзию идентичности (или эго - как кому больше нравится), - а с другой, мешает воспринимать мир открыто, в его целостности. Пока приходится как бы переключать внимание. Радикальный способ решения проблемы - просветлевание. Но эго пищит и брыкается :)
Я сейчас именно так и практикую - асаны в ментальном релаксе (или, иначе говоря в глубоком трансовом состоянии), отдельно - медитацию, которая включает и внешнее. Сидя и гуляя. Но штука в том, что медитация предполагает активное осознание (свидетельствование), а глубокий транс, наоборот, гасит сознание. У меня ощущение, что я искусственно разделяю какую-то одну более общую практику на две различных. Отсюда и вопрос возник.
По поводу бессознательного - я был одно время увлечен идеей о том, что это этакий внутренний мудрец, которому бестолковый ум не дает порулить и все наладить. И стоит только научиться ЧВН и жизнь сразу наладится. Собственно эта пресуппозиция (говоря в терминах НЛП) и лежит в основе нашей практики йоги. В релаксе (как телесном, так и ментальном) нет ничего плохого, наоборот, только хорошо для нашего перегретого социума. И систематическая практика ментальной релаксации благотворно влияет на телесное и психическое здоровье людей. Но рассчитывать на то, что бессознательное - эта кладовка, забитая инстинктами, недопережитыми эмоциями и недопереваренными ментальными конструктами сама отрегулирует нашу жизнь, я бы не стал. Я утрирую, но слишком тема непростая, все не напишешь. Это мой субъективный взгляд, конечно. Поэтому для меня представляется важным практиковать внимательность и безоценочность в обыденной жизни. Не самоцели ради, а для ясности восприятия, точности и взвешенности действий за пределами коврика :)
Возможно, все гораздо проще, но пока не проверю, не узнаю :)

Re: Практика внимательности и занятия йогой

Добавлено: 9 апр 2018, 22:51
Гузель Х.
to Alexander_G: Задержалась с ответом...
"У меня ощущение, что я искусственно разделяю какую-то одну более общую практику на две различных."
Удивительно точно сформулировали ваше ощущение. [:)] По сути не имеет особого значения сидите вы, идете, открыты-закрыты глаза или раскачиваетесь на люстре... Пока "эго пищит и брыкается" будет существовать граница. А значит и напряжения, как следствие, конфликты с самим собой и с прочим. В результате разрозненность понимания. Только ощущения въедливо нашептывают: "Говорило же я тебе..." Но упертое эго: "Но мне это надо!" [gg]
Подожду вашего равновесного состояния... Интересно как вы отзоветесь о сознание и бессознательном. [:)]