Еще немного о ЧВН
Добавлено: 28 июл 2017, 16:29
Уважаемые форумчане!
В очередной раз просматривал свой перевод Сутр (выполнен с санскрита по тексту, приведенному в книге Свами Сатьянанды Сарасвати «Четыре главы о свободе» - «Four Chapters on Freedom” , изданной «Бихарской школой йоги), что подтолкнуло меня к необходимости несколько переработать приложенный к нему комментарий (кому интересно – выложены в библиотеке сайта). Ведь время идет, а с его ходом приобретается новый опыт, который, в свою очередь, меняет и точку зрения. Поскольку тема ЧВН и связанной с ней практикой остается ключевой составляющей наших дебатов, не могу удержаться от желания вложить в общую копилку и свои пять копеек.
Как говориться, не стреляйте в пианиста – играет как умеет.
Итак, йога))
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЙОГА-СУТР ПАТАНДЖАЛИ
1. Суть технологии:
Йога есть обуздание ментальной активности (читта вритти ниродхах - ЧВН, дословный перевод). При ее отсутствии сознание (в терминах Сутр – видящий) обретает способность чистого (необусловленного) восприятия (пуруша, энергия сознания – 4-34). При наличии ментальной активности (читта вритти) оно (сознание) отождествляет себя с ее плодами - содержаниями ума (пратьяя). Содержания ума являются следствием познавательного опыта как результата взаимодействия органов чувств (индрий) с феноменальным миром (бхута), проявленном в виде пяти великих элементов-стихий (земля, вода, огонь, воздух, эфир), обладающих природой ясности, движения и покоя (гуны – три базовые качественные состояния-признаки материальной природы). Эти состояния-признаки всегда присущи объектам материального мира и проявляются в форме различных постоянно меняющихся комбинаций (видоизменения гун – паринама). Следствием взаимодействия субъекта восприятия с внешним миром является карма (совокупность следов бессознательных впечатлений - самскар) – фактор предопределенности. Карма является источником клеш (аффекты, факторы, выводящие сознание из равновесия), которые, в свою очередь, есть результат неведения (неспособности видеть во всем атмана – изначальное, первооснова мироздания). Карма проявляется под воздействием васан (скрытых желаний, рожденных как проявление чувства самости) как последовательность причинно-следственных отношений. С устранением васан прекращает свое действие и карма. Васаны устраняются стиранием чувства самости (при устранении всех своих содержаний сознание познает атмана, а затем и само себя).
Технически санскритское словосочетание читта вритти ниродхах означает торможение (сдерживание, локализация, взятие под контроль) ментальных динамических процессов по отношению к совокупности чувственного и психо-ментального опыта, который в бодрствующем сознании активно участвует в процессе восприятия. Результатом ЧВН становится статическое (пассивное, созерцательное) восприятие всех объектов, процессов и явлений, когда в этом восприятии не присутствует мыслительный процесс (ментальная активность, читта вритти) в форме анализа, оценки и интерпретации. В этом состоянии субъект восприятия как бы дистанцируется от накопленного в его уме информационного массива (результат познавательного опыта, фактически - память), обычно встающего между субъектом и объектом восприятия и, таким образом, влияющего на результат восприятия и вносящего определенные искажения в чистоту восприятия. Благодаря этому дистанцированию восприятие становится нейтральным, необусловленным, а следовательно – чистым, то есть не содержащим признаков индивидуальности (Я-сознание).
2. Восемь инструментов йоги (ашта анга):
- яма – правила, способствующие формированию непривязанности к объектам материального мира (вайрагья), что, в свою очередь, позволяет преодолеть желания, направленные вовне, и, таким образом, изолировать сознание от влияния внешних факторов и существенно снизить интенсивность мыслительного процесса (ментальной активности);
- нияма – правила, развивающие целеустремленность, мотивирующие на практику и полное сосредоточение усилий на достижение целей йоги; на данном этапе формируется целеустремленное старание (абхъяса);
- асана – овладение специальной позой для медитации (санскритский корень "асан" означает "сидеть"), обеспечивающей физический и ментальный покой (что, в свою очередь, предполагает соответствующее телесное развитие);
- пранаяма – дыхательные техники, направленные на торможение дыхания с целью остановки мыслительного процесса (ментальной активности); пранаяма способствует развитию интуитивного восприятия и концентрации внимания;
- пратьяхара – перенаправление внимания с внешних объектов на содержания ума; обеспечивает контроль над органами чувств;
- самьяма (дхарана, дхьяна, самадхи) – совокупность психотехник, направленных на прекращение психоментального опыта; в том числе: дхарана – овладение навыком фиксирования внимания на объекте (экаграта - однонаправленное вниимание); дхьяна - развитие способности устойчивого и длительного удержания внимания на одном объекте, формирование доминирующей области (содержания) сознания, не подверженного предрасположеннностям; самадхи – самоотождествление с объектом внимания (конкретным содержанием ума), восприятие при отсутствии самоидентификации как субъекта восприятия, когда субъект восприятия осознает себя как то, на что направлено его внимание (самапатти).
Овладение указанными инструментами йоги может быть как последовательным (поэтапным), так и одновременным. В целом, движение в указанном русле предполагает полномасштабное торможение тела и сознания как психосоматической структуры на всех уровнях ее функционирования (взаимодействие с внешней средой, собственно тело, физиологические и психоментальные процессы) с последующим изучением содержаний ума, когда на фоне остановки динамических процессов внутри содержаний ума при сохранении бодрствующего внимания имеет место познавательный акт сознания по отношению к самому себе, в следствии чего субъект перестает отождествлять себя с содержаниями ума, устраняя, таким образом, почву для самоидентификации. Ключевым фактором практики (прежде всего медитативной) является однонаправленность ума, когда в луче внимания остается только то, на что это внимание направлено.
3. Ступени самадхи
Сампраджнята-самадхи/сабиджа-самадхи (с присутствием Я-сознания/с опорой)
- савитарка-самапатти (объект в совокупности с его вербально-смысловой оболочкой);
- нирвитарка-самапатти (только объект);
- савичара-самапатти (рефлексия объекта);
- нирвичара-самапатти: познание изначального – атмана (1-47); на данном этапе сознание проходит три стадии эволюции: 1) ниродха-паринама – возникают блокирующие самскары, препятствующие возникновению новых, ум становится невозмущенным (1-50, 3-9); 2) самадхи-паринама – формируется однонаправленность ума (3-11), прекращаются блуждания ума от одного своего содержания к другому, что обеспечивает условия для самопознания (4-22); 3) экаграта-паринама – содержание ума становится однородным (3-12), однако ввиду сохраняющихся еще самскар однородность может периодически прерываться иными всплывающими содержаниями (4-27); по мере стирания самскар преодолевается интерес даже к всезнанию - форма самадхи, известная как «Облако добродетели» (Дхарма мегха самадхи) - наивысшая форма вайрагьи (4-29); васаны теряют силу, прекращается воздействие клеш и карм (4-30);
- ананда (переживание блаженства ввиду отсутствия иных содержаний);
- асмита (блаженство как состояние отброшено, остается только осознание самости)
Асампраджнята-самадхи / нирбиджа-самадхи (самадхи при отсутствии самоидентификации/самадхи без опоры): преодолено чувство самости, сознание направлено само на себя, по отношению к его восприятию гуны прекращают свою активность (видоизменения), наступает состояние всезнания, а затем – кайвалья, когда с прекращением видоизменения гун пуруша, исчерпав свои цели, утверждается в своей собственной, то есть изначальной форме – как энергия сознания.(чит-шакт: 4-33, 4-34), что и является моментом прекращения любого психоментального опыта.
Результирующим является состояние, в котором пространство во всем многообразии его наполнения и проявления (объекты, явления и процессы) воспринимается (переживается) субъектом как единое и неделимое целое, фактически - как однородная субстанция, некая изначальная тонкая ткань – Атман, Ишвара, пронизывающая все пространство (ассоциируется со светом), неотъемлемой составляющей которой является и сам субъект (Пуруша). Поскольку акт восприятия протекает на фоне отсутствия у субъекта самоидентификации (без участия Я-сознания), его результатом становится только отражение того, на что оно направлено, то есть не что иное, как он сам в составе Единого. Что и определяется как Абсолютная Реальность.
В очередной раз просматривал свой перевод Сутр (выполнен с санскрита по тексту, приведенному в книге Свами Сатьянанды Сарасвати «Четыре главы о свободе» - «Four Chapters on Freedom” , изданной «Бихарской школой йоги), что подтолкнуло меня к необходимости несколько переработать приложенный к нему комментарий (кому интересно – выложены в библиотеке сайта). Ведь время идет, а с его ходом приобретается новый опыт, который, в свою очередь, меняет и точку зрения. Поскольку тема ЧВН и связанной с ней практикой остается ключевой составляющей наших дебатов, не могу удержаться от желания вложить в общую копилку и свои пять копеек.
Как говориться, не стреляйте в пианиста – играет как умеет.
Итак, йога))
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЙОГА-СУТР ПАТАНДЖАЛИ
1. Суть технологии:
Йога есть обуздание ментальной активности (читта вритти ниродхах - ЧВН, дословный перевод). При ее отсутствии сознание (в терминах Сутр – видящий) обретает способность чистого (необусловленного) восприятия (пуруша, энергия сознания – 4-34). При наличии ментальной активности (читта вритти) оно (сознание) отождествляет себя с ее плодами - содержаниями ума (пратьяя). Содержания ума являются следствием познавательного опыта как результата взаимодействия органов чувств (индрий) с феноменальным миром (бхута), проявленном в виде пяти великих элементов-стихий (земля, вода, огонь, воздух, эфир), обладающих природой ясности, движения и покоя (гуны – три базовые качественные состояния-признаки материальной природы). Эти состояния-признаки всегда присущи объектам материального мира и проявляются в форме различных постоянно меняющихся комбинаций (видоизменения гун – паринама). Следствием взаимодействия субъекта восприятия с внешним миром является карма (совокупность следов бессознательных впечатлений - самскар) – фактор предопределенности. Карма является источником клеш (аффекты, факторы, выводящие сознание из равновесия), которые, в свою очередь, есть результат неведения (неспособности видеть во всем атмана – изначальное, первооснова мироздания). Карма проявляется под воздействием васан (скрытых желаний, рожденных как проявление чувства самости) как последовательность причинно-следственных отношений. С устранением васан прекращает свое действие и карма. Васаны устраняются стиранием чувства самости (при устранении всех своих содержаний сознание познает атмана, а затем и само себя).
Технически санскритское словосочетание читта вритти ниродхах означает торможение (сдерживание, локализация, взятие под контроль) ментальных динамических процессов по отношению к совокупности чувственного и психо-ментального опыта, который в бодрствующем сознании активно участвует в процессе восприятия. Результатом ЧВН становится статическое (пассивное, созерцательное) восприятие всех объектов, процессов и явлений, когда в этом восприятии не присутствует мыслительный процесс (ментальная активность, читта вритти) в форме анализа, оценки и интерпретации. В этом состоянии субъект восприятия как бы дистанцируется от накопленного в его уме информационного массива (результат познавательного опыта, фактически - память), обычно встающего между субъектом и объектом восприятия и, таким образом, влияющего на результат восприятия и вносящего определенные искажения в чистоту восприятия. Благодаря этому дистанцированию восприятие становится нейтральным, необусловленным, а следовательно – чистым, то есть не содержащим признаков индивидуальности (Я-сознание).
2. Восемь инструментов йоги (ашта анга):
- яма – правила, способствующие формированию непривязанности к объектам материального мира (вайрагья), что, в свою очередь, позволяет преодолеть желания, направленные вовне, и, таким образом, изолировать сознание от влияния внешних факторов и существенно снизить интенсивность мыслительного процесса (ментальной активности);
- нияма – правила, развивающие целеустремленность, мотивирующие на практику и полное сосредоточение усилий на достижение целей йоги; на данном этапе формируется целеустремленное старание (абхъяса);
- асана – овладение специальной позой для медитации (санскритский корень "асан" означает "сидеть"), обеспечивающей физический и ментальный покой (что, в свою очередь, предполагает соответствующее телесное развитие);
- пранаяма – дыхательные техники, направленные на торможение дыхания с целью остановки мыслительного процесса (ментальной активности); пранаяма способствует развитию интуитивного восприятия и концентрации внимания;
- пратьяхара – перенаправление внимания с внешних объектов на содержания ума; обеспечивает контроль над органами чувств;
- самьяма (дхарана, дхьяна, самадхи) – совокупность психотехник, направленных на прекращение психоментального опыта; в том числе: дхарана – овладение навыком фиксирования внимания на объекте (экаграта - однонаправленное вниимание); дхьяна - развитие способности устойчивого и длительного удержания внимания на одном объекте, формирование доминирующей области (содержания) сознания, не подверженного предрасположеннностям; самадхи – самоотождествление с объектом внимания (конкретным содержанием ума), восприятие при отсутствии самоидентификации как субъекта восприятия, когда субъект восприятия осознает себя как то, на что направлено его внимание (самапатти).
Овладение указанными инструментами йоги может быть как последовательным (поэтапным), так и одновременным. В целом, движение в указанном русле предполагает полномасштабное торможение тела и сознания как психосоматической структуры на всех уровнях ее функционирования (взаимодействие с внешней средой, собственно тело, физиологические и психоментальные процессы) с последующим изучением содержаний ума, когда на фоне остановки динамических процессов внутри содержаний ума при сохранении бодрствующего внимания имеет место познавательный акт сознания по отношению к самому себе, в следствии чего субъект перестает отождествлять себя с содержаниями ума, устраняя, таким образом, почву для самоидентификации. Ключевым фактором практики (прежде всего медитативной) является однонаправленность ума, когда в луче внимания остается только то, на что это внимание направлено.
3. Ступени самадхи
Сампраджнята-самадхи/сабиджа-самадхи (с присутствием Я-сознания/с опорой)
- савитарка-самапатти (объект в совокупности с его вербально-смысловой оболочкой);
- нирвитарка-самапатти (только объект);
- савичара-самапатти (рефлексия объекта);
- нирвичара-самапатти: познание изначального – атмана (1-47); на данном этапе сознание проходит три стадии эволюции: 1) ниродха-паринама – возникают блокирующие самскары, препятствующие возникновению новых, ум становится невозмущенным (1-50, 3-9); 2) самадхи-паринама – формируется однонаправленность ума (3-11), прекращаются блуждания ума от одного своего содержания к другому, что обеспечивает условия для самопознания (4-22); 3) экаграта-паринама – содержание ума становится однородным (3-12), однако ввиду сохраняющихся еще самскар однородность может периодически прерываться иными всплывающими содержаниями (4-27); по мере стирания самскар преодолевается интерес даже к всезнанию - форма самадхи, известная как «Облако добродетели» (Дхарма мегха самадхи) - наивысшая форма вайрагьи (4-29); васаны теряют силу, прекращается воздействие клеш и карм (4-30);
- ананда (переживание блаженства ввиду отсутствия иных содержаний);
- асмита (блаженство как состояние отброшено, остается только осознание самости)
Асампраджнята-самадхи / нирбиджа-самадхи (самадхи при отсутствии самоидентификации/самадхи без опоры): преодолено чувство самости, сознание направлено само на себя, по отношению к его восприятию гуны прекращают свою активность (видоизменения), наступает состояние всезнания, а затем – кайвалья, когда с прекращением видоизменения гун пуруша, исчерпав свои цели, утверждается в своей собственной, то есть изначальной форме – как энергия сознания.(чит-шакт: 4-33, 4-34), что и является моментом прекращения любого психоментального опыта.
Результирующим является состояние, в котором пространство во всем многообразии его наполнения и проявления (объекты, явления и процессы) воспринимается (переживается) субъектом как единое и неделимое целое, фактически - как однородная субстанция, некая изначальная тонкая ткань – Атман, Ишвара, пронизывающая все пространство (ассоциируется со светом), неотъемлемой составляющей которой является и сам субъект (Пуруша). Поскольку акт восприятия протекает на фоне отсутствия у субъекта самоидентификации (без участия Я-сознания), его результатом становится только отражение того, на что оно направлено, то есть не что иное, как он сам в составе Единого. Что и определяется как Абсолютная Реальность.