Колонка Йога Йорга

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Спасибо всем, кто прокомментировал мою предыдущую статью и задал вопросы. Продолжаю разговор о ЧВН по мотивам статьи ВСБ "Сопротивление материала". Здесь мы поговорим о том, как выполнять асаны в состоянии пратьяхары, дхараны и дхьяны. Разбор состояний будет приводится на примере шавасаны.

Итак, вы легли в шавасану. Закрыли глаза, отпустили тело, позволили ему свободно просесть. Это первое расслабление. Если я выполняю шавасану отдельно, не в комплексе практики, на первом этапе я слежу некоторое время за дыханием. Это позволяет собрать внимание, обратить его вовнутрь. Если шавасана выполняется внутри практики (я ложусь в нее после каждой стоячей позы), там ЧВН уже устойчив и нет нужды наблюдать за дыханием. Итак, зацепившись за дыхание, вы погружаетесь в себя. Через некоторое время вы замечаете, что дыхание стало ровнее, глубже, число дыхательных циклов уменьшилось. Возникает субъективное ощущение "истончения" дыхания. Дышать становится легко и приятно. Субъективно дыхание становится "сладким" и "насыщающим".

Дальше вы начинаете сканировать тело на предмет поиска напряжений, зажимов, блоков. Мысленно просматриваете все части тела в определенном порядке (предпочтительно, чтобы он был всегда одним), расслабляете напряжения там, где они встречаются. Обычно цикл приходится повторять несколько раз (во всякому случае, у меня так). И вот практически все тело идеально расслаблено, остаются лишь самые упорные зажимы. Они расслабляются, когда вы обращаете на них внимание, а потом, пока вы занимаетесь другими частями тела, собирают напряжение вновь. Теперь вы работаете только с ними. Например, у меня это шея, затылок и лицо. Еще несколько циклов.

Наконец, все напряжения разглажены. Здесь изменяется ощущения тела, ощущения положения тела пространстве, тактильные ощущения в точках соприкосновения тела с ковриком. Эти ощущения как бы отдаляются, становятся неясными. По телу разливается приятная теплота. Появляется ощущение комфорта и довольства. Это уже ЧВН. Могут приходить отрывочные, простые мысли ("тепло"), но вы без проблем можете из отпускать. У вас просто нет желания раскручивать вритти. Покой. Некоторое время вы стабилизируете это состояние, медленно погружаясь всё глубже.

Это уже достаточно глубокий уровень ЧВН. Здесь появляется наблюдатель. Ощущение тела изменяется радикально. Тело воспринимается как бесформенная масса. Ощущения смазываются, слипаются. Вы можете только приблизительно определить границы вашего тела. Части тела не различаются. В поле сознания возникают образы, поднимающиеся из подсознания, и смутные ощущения тела, которые сливаются в одно ощущение того, что "здесь что-то есть". Уровень личности оставлен далеко позади. Вы - наблюдатель, который бесстрастно следит за состоянием, отмечая его изменения. Это и есть дхарана (направленное внимание, концентрация). Здесь сохраняется санкальпа (предзаданная установка для практики) на сохранение этого состояния и отслеживание возможных изменений. Внешнее исчезает. Исчезает сама идея внешнего. Всё, что есть - это то, что появляется в поле сознания: образы, смутные ощущения. Это и есть пратьяхара - обращение вовнутрь с исключением восприятия внешнего и самого понятия о нем. Это то самое состояние недвойственности, о котором говорит адвайта.

И если у вас есть санкальпа (задание) на то, чтобы "поискать" внешнее, проверить его наличие, вы обнаружите, что вы его не находите. Звуков нет, обычных телесных ощущений нет. Вы лежите в полном безмолвии на дне океана. Лишним говорить, что мыслей здесь нет. Нет даже самой идеи о том, что бывают мысли.

Через какое-то время это состояние становится устойчивым. Это ощущается так, что вы уже веками лежите бездвижно, безмысленно на дне океана и ничто в вас не меняется. Отключаются последние санкальпы (задания на действия). Вы погружаетесь в йогу неделания, йогу абсолютной пассивности, созерцания. Здесь, как я говорил в предыдущей статье, можно зависать часами. Ощущения времени нет. Исчезает сама идея действия. Вы можете часами лежать и наблюдать образы, причудливо развертывающиеся в поле сознания, или любоваться переливами светящейся пустоты, составляющей ваше сознание. Важно понять: кроме этого, там ничего нет. Вообще ничего. Точка наблюдателя, пустота и сменяющиеся образы - это всё. Такова дхьяна, пассивное наблюдение за тем, что есть, без всякого участия.

Выход из этого состояния происходит по обратному градиенту ЧВН: от глубокого к более поверхностным и, наконец, к обыденному сознанию.

Это всё. Отдельно хочу сказать следующее. В медитативной практике асан пратьяхара, дхарана и дхьяна, как показано выше, создают нераздельный комплекс. Но дхараной и дхьяной можно заниматься отдельно. Рассмотрим (очень кратко) это на практике тритаки. Вы смотрите на огонь свечи, не отрывая глаз. Это трудно. Вам приходится прилагать усилия, поддерживать внимание, не давать ему рассеиваться. Это дхарана. На этом можно закончить. Но если вы продолжаете, то в какой-то момент вы проваливаетесь в более глубокое состояние, где смотрение становится безусильным. Вам больше не нужно заставлять себя, намеренно удерживать взгляд. Вы просто смотрите. Точнее, вам просто смотрится. Без усилий. Время останавливается, наступает состояние комфорта и внутренней тишины, в которой вы можете (повторяю, без усилий) зависать продолжительно.

Таким образом, по моем мнению, отличие дхараны от дхьяны в том, что в последней вы пребываете без усилий. Санскальпа (установка) на отслеживание и поддержания медитативного состояния отключена. Допускаю, что кто-то для себя разложил этот градиент состояний иначе, по-другому описав границы перехода между пратьяхарой, дхараной и дхьяной. Было бы интересно послушать.

И пару слов о наболевшем. Тридцать лет читая литературу по йоге и эзотерике, обычно полную всякой чуши и ереси, я всегда удивлялся одному обстоятельству. Все "достигшие" авторы в один голос твердят, что глубокие медитативные состояния неописуемы человеческим языком, поскольку превосходят обыденный опыт. Это чушь и отмазка. Со смуглыми гуру всё понятно. Им нужно усиленно набивать себе цену, а продавать "тайны" (и таинства, как в РПЦ) прибыльнее и легче, чем давать людям нечто реально работающее (медицина, спорт, практики оздоровления). Потом, за "неописуемостью" можно ловко спрятать собственную некомпетентность и незнакомство с "тайнами" на личном опыте. Продаются ведь, заметьте, всегда слова: лекции, даршаны, семинары, книжки. А "правильные" слова дешевы, если они заемные и не подкреплены собственным опытом. Подозреваю, что большинство рынка составляют именно такие шарлатаны.

И если смуглых гуру можно извинить их смуглостью, варварством и вековой отсталостью, то местным псевдогуру извинения нет. Если наставник не может описать, объяснить и провести ученика по медитативным состояниям, он (1) либо сам на это не способен, а может только повторять "правильные" слова, заученные по переводной книжонке смуглого гуру, (2) либо у него не хватает интеллекта, чтобы проанализировать свою практику и выстроить внятные схемы ее объяснения и трансляции.

Медитативные состояния описуемы самым нормальным образом, что нам показал ВСБ, большое ему спасибо еще раз. Тем, кто захочет почитать внятные отчеты серьезного западного практика и автора, рекомендую книгу Кена Уилбера "Один вкус" (есть в интернете).

Желаю всем продуктивной практики.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Аватара пользователя
Ginger
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 28 июл 2012, 17:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 26 раз
Поблагодарили: 195 раз

Re: Полезные ссылки по йоге

Сообщение Ginger »

Я бы в этом паноптикуме с удовольствием посмотрел на йогу Йорга, "во многом близкую той, что описывает ВСБ". Так интересно было б познакомиться с другим самостоятельным вариантом реконструкции йоги Патанджали! Но, к сожалению, автор скромен до анонимности. Так хочется соглашаться с его правильными постами, но... не верю [oops]
Парибок высказал свою точку зрения, она ясна и открыта. Его изложение сутр Патанджали интересно слушать, а предлагаемые им психотехники - применять в жизни. Того же pranal'а мы тоже не только слушали, но и видели в телепередаче. А вот что скрывается за персонажем Йог Йорг? [mmm] Проблем нет, вопросов по практике нет, в семье отношения идеальные, физкультурные достижения впечатляющие и т.д. Ну так всё замечательно, что хоть икону пиши и на божничку ставь. В то же время все эти приторные расшаркивания с форумчанами и в сторону ВСБ, опасения бана за разногласия с политикой форума, проскальзывающие в рассуждениях ляпы (ну вот, например, как можно приравнять понятие градиента к отсутствию скачков и резких переходов? для дизайнера это допустимо, для технаря по образованию - нет [;] )...
Йорг, что же Вас всё-таки побудило начать столь плодовито вещать на этом форуме? Читали бы и дальше материалы сайта и форума ради интереса и занимались бы своей йогой на своё здоровье. А тут сказали во всеуслышанье "А" , а "Б" не хотите сказать. Может, проведёте открытое онлайн занятие в рамках какого-нибудь йога-фестиваля, а? [:)]
За это сообщение автора Ginger поблагодарили (всего 4):
Oleg L, «божий человек», Michael 24, Виктор M.
Рейтинг: 25%
 
"... любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее."
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Что такое ЧВН?

Сообщение Oleg L »

Йог Йорг писал(а):Спасибо всем, кто прокомментировал мою предыдущую статью и задал вопросы.
Однако, скромности вам не занимать! [cb]
via negativa
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Печально, но это ожидаемая реакция. Я могу повторить только то, что я уже говорил. Я пришел на форум обсуждать темы, которые обсуждаются на нем, предлагать свои мнения, выслушивать комментарии, учиться на них. В общем, рутинный процесс совместного творчества, которого я лишен, поскольку в реальной жизни общение с коллегами по теме йоги бывает только от случая к случаю. Прежде чем зарегистрироваться я читал форум пять лет. Именно здесь обсуждается йога, наиболее близкая той, которой занимаюсь я. Выражаюсь предельно корректно не из страха бана. Я делаю это всегда, со всеми людьми. Я вижу здесь много приятных людей, к которым отношусь с понятным уважением. Этим объясняется мой стиль, а не боязнью бана.

Мне бы хотелось услышать, предпочтительно от модераторов, прямой ответ: что я нарушаю и как? Жду. А опыт pranal я повторять не буду. Мне нечего доказывать тем, кто слушать не хочет. И лишний стресс мне не нужен. Если я неугоден на форуме, прошу объяснить причины, и я спокойно уйду. Потери ни для форумчан, ни для меня в этом не будет. Я с радостью использую высвободившееся время на более приятные занятия, чем препирательства: послушаю джаз, поиграю с котом, погуляю с девушкой под звездами.

Вообще же, мне очень жаль, что моя скромная персона привлекала такое избыточное внимание. Но неожиданным это не было. Прошу прощения у тех, кому неприятно будет читать этот холивар, как неприятно было мне наблюдать, как распинали pranal. Предлагаю сегодня же закрыть эту тему одним из двух решений. Жду вердикта модераторов.

А если, Олег, простая вежливость и искренняя признательность воспринимаются здесь, как отсутствие скромности, мне это странно. Эту ремарку я также оставляю на Вашей совести.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Oleg L »

Дело не в нарушениях, а в том, что вы начинаете вещать, именно учить практике йоги.

Например:
Йог Йорг писал(а):Здесь мы поговорим о том, как выполнять асаны в состоянии пратьяхары, дхараны и дхьяны. Разбор состояний будет приводится на примере шавасаны.
Понимаете, не обсудим, а поговорим как делать!

Этот форум не создан для обучения различным видам йоги, а только классической йоге по ВСБ.
Поэтому учитывайте данный момент!

Отдельная колонка не означает какого то предвзятого отношения.
Здесь вы можете спокойно описывать свою практику.

Только вот остальной форум избавьте от пространных ваших вещаний...

И ответьте на вопросы Ginger.
Раз начинаете тут давать советы и обучать, хотелось бы знать, кто вы.
Это вполне разумно.

И учтите еще такой нюанс: здесь не приветствуются попытки самораскрутки за счет портала реалйога.
Попыток уже было много, некоторые даже были удачными, выводы сделаны, лавочка закрыта... [ff]
via negativa
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Oleg L писал(а):Дело не в нарушениях, а в том, что вы начинаете вещать, именно учить практике йоги.

Этот форум не создан для обучения различным видам йоги, а только классической йоге по ВСБ.
Поэтому учитывайте данный момент!

Отдельная колонка не означает какого то предвзятого отношения.
Здесь вы можете спокойно описывать свою практику.

Только вот остальной форум избавьте от пространных ваших вещаний...

И ответьте на вопросы Ginger.
Раз начинаете тут давать советы и обучать, хотелось бы знать, кто вы.
Это вполне разумно.

И учтите еще такой нюанс: здесь не приветствуются попытки самораскрутки за счет портала реалйога.
Попыток уже было много, некоторые даже были удачными, выводы сделаны, лавочка закрыта... [ff]

Олег, это еще одно странное замечание. Стиль, которым я пользуюсь, это стандартный стиль научных работ. В более свободном варианте, конечно. Не верю, что Вы не знакомы с таким стилем подачи материала. И я не собираюсь никого ничему учить. Если бы я хотел, я бы уже годами преподавал йогу и писал книги. Я могу это делать, но не хочу. У меня другие приоритеты в жизни.

Не знаю, как выразится еще яснее, чем я сказал. Мне интересно обсуждать практику других, серьезных людей, Вашу в том числе. Интересно обсуждать с ними мою практику, выслушивать их мнение. Если мне запрещено участие в обсуждении любых тем, а оставлен только этот отстойник, я ухожу.

И два слова о моих последних двух статейках о ЧВН. Странно предлагать, что эти описания могли иметь целью кого-то учить. Это не инструкция, а описание опыта, описание состояний. Как состояниям можно учить по их описаниям? Это странно. Мне просто любопытно, как коллеги переживают свою практику, анализируют ее. Только для этого я писал. Чтобы сравнить, обсудить, открыть для себя нечто новое в обмене мнениями. И еще раз проанализировать свою практику, что никогда не вредно. Не удалось. Что ж, это совершенно обыденное дело. Никаких претензий и проблем.

На вопрос Джинджер мне ответить нечего, кроме того, что я уже рассказал о себе здесь. Я совершенно обыденный практик и обычный, ничем не выдающийся человек. Ни востоковед, ни санскритолог, ни даже инструктор йоги. Вам ничего не скажет моя фамилия, род занятий и место жительства. Не вижу причин, по которым я должен раскрывать личные данные, которые ничего не значат по существу. Тем более, что за исключением преподавателей, все тут анонимы. К чему вдруг ко мне такое внимание? Это странно.

К вопросу о раскрутке. Тут Вы можете мне верить или не верить, но в ближайшие 20 лет йогу я преподавать не собираюсь. У меня есть другие, более важные для меня занятия. В том числе личная практика.

Последний вопрос: Олег, Вы модератор?

Еще раз хочу извиниться перед теми, кто будет читать эти препирательства. Прошу прощения за то, что, не желая того, оказался их причиной. Повторяю: если мои объяснения не доходят, если меня лишают участвовать в работе форума на общих основаниях, то это мое последнее сообщение.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Oleg L »

Йог Йорг писал(а): Если мне запрещено участие в обсуждении любых тем, а оставлен только этот отстойник, я ухожу.
Не запрещено.
Но все таки не привествуются такие большие объемы (статьи ваши лучше размещать в вашей колонке), и стиль изложения - здесь форум посвящен именно трансляции знаний о классической йоге ВСБ, заочному обучению.
И ваши трактаты не совсем к месту в этом плане...
via negativa
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Олег, вопрос снят. Спасибо за пояснения, коллега.

Кстати, я допускаю, что мой стиль, при желании, можно интерпретировать так, как это сделали Вы. Увы, ничем не могу помочь. Это у меня профессиональная деформация, я переводчик и редактор научной литературы. И короче писать не могу обещать. Мои сообщения по-своему лаконичны. Там нет ни одного лишнего слова. Уж поверьте старому редактору. Просто я педант, привык максимально доходчиво доносить свою мысль, исчерпывающе раскрывать тему. И Вы, как опытный практик, сами понимаете, что темы, которых я касаюсь, сложны для понимания, поэтому требуют максимально тщательного изложения.

Договоримся так. В своей колонке я, если сочту нужным, буду разбирать сложные темы, требующие обширного и детального рассмотрения. Во всех остальных, с Вашего любезного позволения, я буду участвовать на общих основаниях, стараясь быть максимально кратким.

Могу также прикрепить себе подпись, где укажу, что я не принадлежу школе ВСБ и прошу публику учитывать это, если она решит использовать мои советы. Сделать это?

И прекрасно, что мы договорились миром. Зная Вас, я не сомневался, что так и будет.

Шанти всем.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Oleg L »

Йорг

Ваше предложение выглядит оптимальным.
Подпись не обязательна, но пожалуйста пишите так, что бы ваши материалы не воспринимались как обучающие, особенно для новичков.
Просто вставляете: ИМХО, мне кажется, исходя из моей практики и т.п.

Спасибо за взаимопонимание!
via negativa
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Полезные ссылки по йоге

Сообщение Йог Йорг »

Ginger писал(а):проскальзывающие в рассуждениях ляпы (ну вот, например, как можно приравнять понятие градиента к отсутствию скачков и резких переходов? для дизайнера это допустимо, для технаря по образованию - нет
Градиент_(компьютерная_графика)
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
aerolog
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 13 мар 2011, 20:13
Откуда: Пермь
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение aerolog »

Йог Йорг, в Ваших сообщениях проскальзывает какая-то бессистемность и, как мне кажется, одно Ваше утверждение противоречит другому.

То Вы заявляете в одном из своих посылов, что йога, безусловно, полезна, то сами же его потом и дезавуируете своим последующим сообщением о том, что никаких сиддх и позитивных эффектов, кроме гибкости, нет, а йога - это, в общем, чисто развлекательный кинотеатр в виде рассматривания красивых цветных геометриков в дхьяне.

Укажите более конкретно: дает ли, с Вашей т. з., йога нечто большее, чем обычный спорт, в плане физического и психического здоровья?

Спасибо за ответ!
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

aerolog писал(а):Йог Йорг, в Ваших сообщениях проскальзывает какая-то бессистемность и, как мне кажется, одно Ваше утверждение противоречит другому.

То Вы заявляете в одном из своих посылов, что йога, безусловно, полезна, то сами же его потом и дезавуируете своим последующим сообщением о том, что никаких сиддх и позитивных эффектов, кроме гибкости, нет, а йога - это, в общем, чисто развлекательный кинотеатр в виде рассматривания красивых цветных геометриков в дхьяне.

Укажите более конкретно: дает ли, с Вашей т. з., йога нечто большее, чем обычный спорт, в плане физического и психического здоровья?

Спасибо за ответ!
Уважаемый aerolog, кажущаяся бессистемность может иметь причиной то, что Вы читаете не все мои сообщения. А те, что читаете, читаете, возможно, невнимательно. Возможно, я не прав и вина на мне, я где-то недостаточно ясно излагаю. Тогда извините.

В общем же, скажу следующее. Йога - не спорт. Йога дает многочисленные эффекты: гибкость, улучшение гормонального баланса, выносливость (как эффект сокращения общего времени на восстановление после спортивных тренировок), устойчиво хорошее состояние здоровья (тут и спорт влияет, конечно, и питание и образ жизни), глубокое расслабление со множеством собственных терапевтических эффектов (разбирается отдельно), улучшение контакта с бессознательным и, следовательно, лучшее понимание себя, своих мотиваций, отношений с миром и людьми, улучшение качества сна и сновидений, устойчивое спокойствие, стрессоустойчивость, доброжелательность (поскольку ты здоров и силен, ты можешь быть снисходительным к слабостям других людей), самодостаточность (тебе не нужно никому ничего доказывать, только самому себе), самтошу (смирение, довольство, способность спокойно принимать любой исход событий), вайрагью (умение отделять наблюдателя от наблюдаемого, качество бесценное для самоконтроля и самоанализа), улучшение интеллекта (ясность мышления) и памяти, общую расположенность к миру, радость (ананда), детскую яркость впечатлений, пиковые переживания (единство с миром, осознание благости всего сущего, многое другое; очень меняет мировоззрение, особенно отношение к близким и людям вообще), интуицию, возможность просчитывать ситуацию вперед, особенно в отношениях с людьми или знакомыми процессами, устойчивое чувство юмора, блондиночного оптимизма нет, но есть общая настроенность искать благоприятные исходы ситуаций, развивается любознательность (в научном смысле), восприимчивость к красоте (в разы), способность оставаться в настоящем моменте, наслаждаться им, получать удовольствие от простых вещей, способность к концентрации внимания (на порядки), способность спокойно выполнять монотонные работы (которые в юности просто бесили), эмпатию (в разы), и как следствие гармонизирует отношения с людьми, снижает сенсорную гиперчувствительность (которой я страдаю), очищаются чувства и восприятия, они становятся ярче, адекватнее действительности, случается меньше ошибок восприятия и интерпретации.

Есть эффекты, о которых я не могу говорить публично, они личные. Есть вещи, о которых говорить нескромно. О влиянии на людей, например, на женщин. (То что я сказал сейчас, нейтрально. Я не говорю о том, какое собственно влияние я оказываю и на кого. Оно разное. И всегда проявляет свойства того, с кем я контактирую.)

Я уверен, что подобные эффекты испытывает на себе любой серьезный практик. В этом нет ничего исключительного. И на форуме масса таких историй.

Наверное, есть много (или еще какое-то число) других эффектов, которые сейчас просто не пришли в голову. Я никогда системно это не обдумывал, в тетрадку не выписывал. На сайт собственно и пришел, чтобы осмыслить свою практику, обсудить ее с коллегами, имеющими опыт, сопоставимый с моим.

Можете посчитать, что список эффектов я выписал из книжек. Воля Ваша. Я могу по каждому из них рассказать кучу конкретных случаев и ситуаций. Собственно, повторяю, я затем и пришел. Я надеялся, что смогу понемногу обсуждать то, что говорят другие о своих опытах, представлять свои опыты на обсуждение, всё спокойно, в рабочем порядке. Не получилось, бывает.

А сиддх у меня никаких нет. Мертвых я не воскрешаю, тОлпы тремя гамбургерами не кормлю. У подруги умер кот, пытался его воскресить, читая над ним мантры, ничего не получилось, больше не пытаюсь :) Шутка.

Резюме. Йога дает мне возможность жить полноценной жизнью, в том же режиме активности, что и в двадцать лет, когда я начинал заниматься. Йога открыла мне много нового, помогла лучше узнать себя. Йога сэкономила мне гору денег, которые я иначе был бы, возможно, вынужден был потратить на аптеку и психотерапию. И это, конечно, не предел. Вот почему я говорю, что ничего не достиг. В йоге нет достижений, есть бесконечный процесс.

И попутно. Раз уж мне выгородили эту резервацию, здесь действуют не только правила форума, но и мои правила. Пожалуйста, будьте вежливы. И всемерно постарайтесь воздерживаться от домыслов. Постарайтесь читать мои сообщения внимательно, хотя бы из уважения к труду, который я вкладываю, чтобы сделать их максимально доступными пониманию. Постарайтесь не передергивать, не перевирать мои слова, не искажать логику. Если же вам что-то непонятно из того, что я говорю, спросите меня четко и прямо. Я объясню. Спасибо.

Тем же, кого коробит моя вежливость, придется смириться.

Итак, добро пожаловать на страничку Йорга. Мои интересы, кроме йоги: физиология спортивных упражнений, культуризм (бодибилдинг) оздоровительный бег, лечебная физкультура, альпинизм, глубинная психотерапия, нейронауки, естественные науки, индийская философия.
За это сообщение автора Йог Йорг поблагодарили (всего 5):
ЁЛКА, Nik-On/Off, svoboda62, daos2008, Baurjan
Рейтинг: 31.25%
 
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Ingvar »

Спасибо! Интересно описание опыта глубинной практики, об этом здесь мало говорят.
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Ingvar писал(а):Спасибо! Интересно описание опыта глубинной практики, об этом здесь мало говорят.
Ингвар, сердечное спасибо. От Вас особенно лестно это услышать. Давно Вас читаю, Ваша компетентность и вайрагья безупречны. За всеми Вашими сообщениями чувствуется серьезный опыт.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
aerolog
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 13 мар 2011, 20:13
Откуда: Пермь
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение aerolog »

Йог Йорг, спасибо за развернутый ответ!

Наверное, у меня к Вам будут некоторые вопросы, но позже!

И никто Вас тут не собирается троллить :)))
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

aerolog писал(а):Йог Йорг, спасибо за развернутый ответ!

Наверное, у меня к Вам будут некоторые вопросы, но позже!

И никто Вас тут не собирается троллить :)))
Спасибо и Вам за внимание. И не надо меня утешать :) Моей вайрагьи хватит и на троллей. Я просто не хочу делать лишней работы, объясняя по несколько раз сказанное. А это уже случалось.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Аватара пользователя
Nik-On/Off
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
Благодарил (а): 508 раз
Поблагодарили: 379 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Nik-On/Off »

Йог Йорг писал(а):Кстати, я допускаю, что мой стиль, при желании, можно интерпретировать так, как это сделали Вы. Увы, ничем не могу помочь. Это у меня профессиональная деформация, я переводчик и редактор научной литературы. И короче писать не могу обещать. Мои сообщения по-своему лаконичны. Там нет ни одного лишнего слова. Уж поверьте старому редактору. Просто я педант, привык максимально доходчиво доносить свою мысль, исчерпывающе раскрывать тему.
А, вот почему мне Ваш стиль понятен! Я тоже переводчик и, в каком-то смысле, редактор научной литературы.
Да, пожалуй, для тех, кто не знаком с таким стилем изложения, он может звучать, как высокомерие, попытка поучать. Скорее всего, это и является причиной неприятия Ваших, Йорг, текстов некоторыми посетителями форума. <cynical mode>Попробуйте формулировать все Ваши мысли в виде вопросов, и сразу всем всё понравится [ff] </cynical mode>
На мой взгляд, выражать свою мысль ясно и, при этом, кратко -- это искусство или даже талант. Редко, кто так умеет. Но все равно я -- за краткость в сочетании с ясностью!
कोऽहम्?
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Спасибо всем, кто прокомментировал мою предыдущую статью и задал вопросы. Продолжаю разговор о ЧВН по мотивам статьи ВСБ "Сопротивление материала". В этой статье будет говориться о том, как выполняются асаны в состоянии пратьяхары, дхараны и дхьяны. Разбор состояний будет приводится на примере шавасаны.

Внимание: это не учебный материал, а описание моей личной практики.

Итак, я лег в шавасану. Закрыл глаза, отпустил тело, позволил ему свободно просесть. Это первое расслабление. Если я выполняю шавасану отдельно, не в комплексе практики, на первом этапе я слежу некоторое время за дыханием. Это позволяет собрать внимание, обратить его вовнутрь. Если шавасана выполняется внутри практики (я ложусь в нее после каждой стоячей позы), там ЧВН уже устойчив и нет нужды наблюдать за дыханием. Итак, зацепившись за дыхание, я погружаюсь в себя. Через некоторое время я замечаю, что дыхание стало ровнее, глубже, число дыхательных циклов уменьшилось. Возникает субъективное ощущение "истончения" дыхания. Дышать становится легко и приятно. Субъективно дыхание становится "сладким" и "насыщающим".

Дальше я начинаю сканировать тело на предмет поиска напряжений, зажимов, блоков. Мысленно просматриваю все части тела в определенном порядке (предпочтительно, чтобы он был всегда одним), расслабляете напряжения там, где они встречаются. Обычно цикл приходится повторять несколько раз (во всякому случае, у меня так). И вот практически все тело идеально расслаблено, остаются лишь самые упорные зажимы. Они расслабляются, когда я обращаю на них внимание, а потом, пока занимаюсь другими частями тела, собирают напряжение вновь. Теперь я работаю только с ними. Например, у меня это шея, затылок и лицо. Еще несколько циклов.

Наконец, все напряжения разглажены. Здесь изменяется ощущения тела, ощущения положения тела пространстве, тактильные ощущения в точках соприкосновения тела с ковриком. Эти ощущения как бы отдаляются, становятся неясными. По телу разливается приятная теплота. Появляется ощущение комфорта и довольства. Это уже ЧВН. Могут приходить отрывочные, простые мысли ("тепло"), но им можно без проблем отпускать. Просто нет желания раскручивать вритти. Покой. Некоторое время я стабилизирую это состояние, медленно погружаясь всё глубже.

Это уже достаточно глубокий уровень ЧВН. Здесь появляется наблюдатель. Ощущение тела изменяется радикально. Тело воспринимается как бесформенная масса. Ощущения смазываются, слипаются. Границы тела воспринимаются лишь приблизительно. Части тела не различаются. В поле сознания возникают образы, поднимающиеся из подсознания, и смутные ощущения тела, которые сливаются в одно ощущение того, что "здесь что-то есть". Уровень личности оставлен далеко позади. Я - наблюдатель, который бесстрастно следит за состоянием, отмечая его изменения. Это и есть дхарана (направленное внимание, концентрация). Здесь сохраняется санкальпа (предзаданная установка для практики) на сохранение этого состояния и отслеживание возможных изменений. Внешнее исчезает. Исчезает сама идея внешнего. Всё, что есть - это то, что появляется в поле сознания: образы, смутные ощущения. Это и есть пратьяхара - обращение вовнутрь с исключением восприятия внешнего и самого понятия о нем. Это то самое состояние недвойственности, о котором говорит адвайта.

И если у меня есть санкальпа (задание) на то, чтобы "поискать" внешнее, проверить его наличие, я обнаруживаю, что не нахожу его. Звуков нет, обычных телесных ощущений нет. Я лежу в полном безмолвии на дне океана. Лишним говорить, что мыслей здесь нет. Нет даже самой идеи о том, что бывают мысли.

Через какое-то время это состояние становится устойчивым. Это ощущается так, что я уже веками лежу бездвижно, безмысленно на дне океана и ничто во мне меняется. Отключаются последние санкальпы (задания на действия). Я погружаюсь в йогу неделания, йогу абсолютной пассивности, созерцания. Здесь, как я говорил в предыдущей статье, можно зависать часами. Ощущения времени нет. Исчезает сама идея действия. Можно часами лежать и наблюдать образы, причудливо развертывающиеся в поле сознания, или любоваться переливами светящейся пустоты, составляющей ваше сознание. Важно понять: кроме этого, там ничего нет. Вообще ничего. Точка наблюдателя, пустота и сменяющиеся образы - это всё. Такова дхьяна, пассивное наблюдение за тем, что есть, без всякого участия.

Выход из этого состояния происходит по обратному градиенту ЧВН: от глубокого к более поверхностным и, наконец, к обыденному сознанию.

Это всё. Отдельно хочу сказать следующее. В медитативной практике асан пратьяхара, дхарана и дхьяна, как показано выше, создают нераздельный комплекс. Но дхараной и дхьяной можно заниматься отдельно. Рассмотрим (очень кратко) это на практике тритаки. Я смотрю на огонь свечи, не отрывая глаз. Это трудно. Мне приходится прилагать усилия, поддерживать внимание, не давать ему рассеиваться. Это дхарана. На этом упражнение можно закончить. Но если я продолжаю, то в какой-то момент я проваливаюсь в более глубокое состояние, где смотрение становится безусильным. Мне больше не нужно заставлять себя, намеренно удерживать взгляд. Я просто смотрю. Точнее, мне просто смотрится. Без усилий. Время останавливается, наступает состояние комфорта и внутренней тишины, в которой я могу (повторяю, без усилий) зависать продолжительно.

Таким образом, по моем мнению, отличие дхараны от дхьяны в том, что в последней практик пребывает без усилий. Санскальпа (установка) на отслеживание и поддержания медитативного состояния отключена. Допускаю, что кто-то для себя разложил этот градиент состояний иначе, по-другому описав границы перехода между пратьяхарой, дхараной и дхьяной. Было бы интересно послушать. Пожалуйста, пишите, буду признателен.

И пару слов о наболевшем. Тридцать лет читая литературу по йоге и эзотерике, обычно полную всякой чуши и ереси, я всегда удивлялся одному обстоятельству. Все "достигшие" авторы в один голос твердят, что глубокие медитативные состояния неописуемы человеческим языком, поскольку превосходят обыденный опыт. Это чушь и отмазка. Со смуглыми гуру всё понятно. Им нужно усиленно набивать себе цену, а продавать "тайны" (и таинства, как в РПЦ) прибыльнее и легче, чем давать людям нечто реально работающее (медицина, спорт, практики оздоровления). Потом, за "неописуемостью" можно ловко спрятать собственную некомпетентность и незнакомство с "тайнами" на личном опыте. Продаются ведь, заметьте, всегда слова: лекции, даршаны, семинары, книжки. А "правильные" слова дешевы, если они заемные и не подкреплены собственным опытом. Подозреваю, что большинство рынка составляют именно такие шарлатаны.

И если смуглых гуру можно извинить их смуглостью, варварством и вековой отсталостью, то местным псевдогуру извинения нет. Если наставник не может описать, объяснить и провести ученика по медитативным состояниям, он (1) либо сам на это не способен, а может только повторять "правильные" слова, заученные по переводной книжонке смуглого гуру, (2) либо у него не хватает интеллекта, чтобы проанализировать свою практику и выстроить внятные схемы ее объяснения и трансляции.

Медитативные состояния описуемы самым нормальным образом, что нам показал ВСБ, большое ему спасибо еще раз. Тем, кто захочет почитать внятные отчеты серьезного западного практика и автора, рекомендую книгу Кена Уилбера "Один вкус" (есть в интернете).

Желаю всем продуктивной практики.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Йог Йорг »

Nik-On/Off писал(а): Я тоже переводчик и, в каком-то смысле, редактор научной литературы.
Спасибо, коллега. Писать иначе я не смогу, но буду в начале каждой статьи выносить подзаголовок "Внимание: это не учебный материал; это описание личной практики". Надеюсь, этого будет достаточно. Спасибо еще раз за поддержку.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Колонка Йога Йорга

Сообщение Ingvar »

Это уже достаточно глубокий уровень ЧВН. Здесь появляется наблюдатель.
А что Вы делаете с вниманием до появления образов? ВСБ говорит о триггерных точках для его фиксации. Вы выделяете конкретный объект концентрации или просто наблюдаете за всем?
Ответить