Пайнгала упанишада 4:15Пусть человек предаётся подвижничеству тысячи лет, стоя на одной ноге - он не заслужит шестнадцатой доли того, что бывает плодом йоги размышления.
Аристотель, Метафизика 2:2...никто не принимался бы за какое-нибудь дела, если бы не намеревался прийти к какому-нибудь пределу. И не было бы ума у поступающих так, ибо тот, кто наделён умом, всегда действует ради чего-то, а это нечто - предел, ибо конечная цель есть предел.
Современные люди занимаются йогой прежде всего для здоровья как конечной цели (см. соответствующий опрос). В Индии такая цель обозначается словом аюс, что значит также жизнь, долголетие и проч. связанные с этим вещи. Отсюда и произошла знаменитая аюрведа. Пределом здоровья является кайа кальпа - вечное тело. Вокруг этой конечной цели сформировалась индусская субтрадиция - натхи.
Но здоровье далеко не единственная и даже не основная конечная цель, которую ставили и ставят себе носители индийской культуры. В Индии была разработана целая система целей человека – пурушартха (पुरुषार्थ). Наиболее ранние её упоминания относятся к рубежу нашей эры, со 2 века до н.э. до 2 века н.э. – это Брахмасутры (III 4 1) и комментарии грамматиста Патанджали на сутры Панини (II 2 34). Первоначально в неё входят всего две цели – дхарма и артха. В первые века нашей эры к ним прибавляется кама, так что они уже составляют триваргу. Примерно тогда же авторитетная Натьяшастра, авторство которой приписывается легендарному мудрецу Бхарате, вместо камы устанавливает ящас. Наконец, в середине первого тысячелетия нашей эры к ним прибавляется мокша. Таким образом складывается классическая чатурварга: дхарма, артха, кама, мокша, а также примкнувшая к ним пятой ящас. Само собой, обсуждается распределение жизненных целей по возрастам (Камасутра I 2 2-4), по социальным слоям, в данном случае по варнам (там же I 2 15-16), и по типам личности, в данном случае по гунам (Ману-смрити XII 38).
Кама – это удовольствие. Артха – это польза и материальный успех. Ящас – это слава, доброе имя. Мокша – это освобождение в смысле преодоления границ между индивидуальным я и родовой природой. Процесс развития индийской родовой философии достиг своего апогея в лице Шанкары, и с этих пор большинство индусских мыслителей называют мокшу главной целью человека, безусловно превосходящей все прочие.
Сложнее всего истолковать дхарму. Обычно пишут, что дхарма – это нравственный и/или религиозный долг. Но долг не цель, а средство. Также переводят это слово как заслугу. Но и заслуга не цель, цель то, что заслуживается. Вероятно, в каких-то контекстах дхарма была тем же, что мокша, то есть заслуживанием религиозной цели, освобождения. Но затем мокша окончательно выделилась как самостоятельная цель. Каково же собственное значение дхармы как высшей цели? Во всех случаях подчёркивается её деятельный характер в противовес созерцательности мокши, а также нравственность, то есть ориентированность на других, в противовес эгоистичности артхи, камы и ящаса. «Дхарма то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму – правду. Они одно» (Брихадараньяка-упанишада I 4 14). Согласно дхарме, каждый человек должен воздерживаться от причинения вреда живым существам, говорить правду, жить чисто, быть благожелательным, прощать (Артхашастра I 3 13). Наконец, в Бхагаватгите появляется понятие «своя дхарма» (свадхарма): «Если ты не совершишь этого добродетельного сражения, тогда, лишившись своей дхармы и славы, приобретёшь грех» (II 33); «Лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III 35); «…лишь преданный своему делу человек достигает совершенства» (XVIII 45). Всё это вместе позволяет отождествить дхарму с самореализацией, или деятельной любовью. Понятно, что, не будучи главной конечной целью в индуизме, эта ценность не могла получить здесь такого развития, как в христианстве. Тем не менее подобие или прообраз христианской деятельной любви здесь явно проступает. Согласно Брахмасутра-бхашье Шанкары, реализация дхармы есть абхъюдая, то есть некий подъём, который может пониматься и как воодушевление, и как жизненный успех. Мыслители 20 века уже явно трактуют дхарму как самореализацию. Ауробиндо Гхош в «Эссе о Гите» пишет, что дхарма есть отношение внешней жизни к внутренней, развитие действия из души, что она соответствует индивидуальным дарованиям и является средством самовыражения. Ганди говорит, что свадхарма – это служение ближайшему окружению. Ученик Ганди Виноба Бхаве в полном соответствии с современными веяниями насчёт призвания утверждает, что дхарма человека сегодня не такова, как 10 лет назад, а через 10 лет опять будет другой.
Итак, дхарма, артха, кама, мокша, ящас, то есть самореализация, власть над вещами, удовольствие и доброе имя. К этом можно прибавить упомянутое вначале здоровье. Но были и ещё конечные цели, которые не вошли в классическую пурушартху, однако каждая из которых сформировала отдельное шраманское, то есть неведическое, неортодоксальное, направление.
Во-первых, познание, отвлечённое от каких бы то ни было ещё задач. Цели такого познания в индийской культуре обозначаются словами джняна (знание) и сатья (истина). Для ортодоксального индуса нет никакого знания и никакой истины вне мокшы (для Шанкары джняна и есть мокша). Но был в Индии и свой скептицизм, который доводил удовлетворение любопытства как конечную цель до предела, подвергая сомнению даже авторитет Вед. Мы знаем его под именем чарвака.
Более известна такая конечная цель, как нирвана, обозначающая предельную свободу от всех болезненных зависимостей, включая зависимость от собственного я и самого существования. Внимание этой цели уделено и в индусских текстах, взять хотя бы ту же Бхагаватгиту (см. V 23-26, II 72, VI 15), и в джайнских, и в текстах адживики, индийского материализма. Но собственной конечной целью она выступает в самой знаменитой шраманской традиции - в буддизме.
Наконец, в индийской культуре имеет глубокие корни идея достоинства, связанная с трансценденцией всякого поклонения. Уже в Йогасутрах Патанджали, то есть не позднее 5 века, дан принцип ишвара пранидхана, буквальное значение которого в точности совпадает со значением слова «ислам» – предание себя Богу. В 15 веке мудрец Рамананда начинает традицию ниргуна бхакти, то есть преданного служения Тому, у Кого нет качеств, апофатическому, запредельному, ни на что не похожему Божеству. Через посредство Кабира эта традиция вылилась в сикхизм.
Таким образом, дхарма, артха, кама, ящас, мокша, джняна (сатья), нирвана, ниргуна бхакти, аюс – это система целей человеческой жизни по-индийски. Каждая из этих целей важна для человека, каждая открывает целое измерение его жизни и личности. Но порой в жизни человека образуются перекосы, одни цели вступают в противоречие с другими, так что целые пласты жизни попадают в небрежение. Практика соединения различных сторон жизни, связанных с теми или иными целями, преодоления противоречий между ними - это пурушартха йога.