Пурушартха йога (2)

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Пусть человек предаётся подвижничеству тысячи лет, стоя на одной ноге - он не заслужит шестнадцатой доли того, что бывает плодом йоги размышления.
Пайнгала упанишада 4:15
...никто не принимался бы за какое-нибудь дела, если бы не намеревался прийти к какому-нибудь пределу. И не было бы ума у поступающих так, ибо тот, кто наделён умом, всегда действует ради чего-то, а это нечто - предел, ибо конечная цель есть предел.
Аристотель, Метафизика 2:2


Современные люди занимаются йогой прежде всего для здоровья как конечной цели (см. соответствующий опрос). В Индии такая цель обозначается словом аюс, что значит также жизнь, долголетие и проч. связанные с этим вещи. Отсюда и произошла знаменитая аюрведа. Пределом здоровья является кайа кальпа - вечное тело. Вокруг этой конечной цели сформировалась индусская субтрадиция - натхи.

Но здоровье далеко не единственная и даже не основная конечная цель, которую ставили и ставят себе носители индийской культуры. В Индии была разработана целая система целей человека – пурушартха (पुरुषार्थ). Наиболее ранние её упоминания относятся к рубежу нашей эры, со 2 века до н.э. до 2 века н.э. – это Брахмасутры (III 4 1) и комментарии грамматиста Патанджали на сутры Панини (II 2 34). Первоначально в неё входят всего две цели – дхарма и артха. В первые века нашей эры к ним прибавляется кама, так что они уже составляют триваргу. Примерно тогда же авторитетная Натьяшастра, авторство которой приписывается легендарному мудрецу Бхарате, вместо камы устанавливает ящас. Наконец, в середине первого тысячелетия нашей эры к ним прибавляется мокша. Таким образом складывается классическая чатурварга: дхарма, артха, кама, мокша, а также примкнувшая к ним пятой ящас. Само собой, обсуждается распределение жизненных целей по возрастам (Камасутра I 2 2-4), по социальным слоям, в данном случае по варнам (там же I 2 15-16), и по типам личности, в данном случае по гунам (Ману-смрити XII 38).

Кама – это удовольствие. Артха – это польза и материальный успех. Ящас – это слава, доброе имя. Мокша – это освобождение в смысле преодоления границ между индивидуальным я и родовой природой. Процесс развития индийской родовой философии достиг своего апогея в лице Шанкары, и с этих пор большинство индусских мыслителей называют мокшу главной целью человека, безусловно превосходящей все прочие.

Сложнее всего истолковать дхарму. Обычно пишут, что дхарма – это нравственный и/или религиозный долг. Но долг не цель, а средство. Также переводят это слово как заслугу. Но и заслуга не цель, цель то, что заслуживается. Вероятно, в каких-то контекстах дхарма была тем же, что мокша, то есть заслуживанием религиозной цели, освобождения. Но затем мокша окончательно выделилась как самостоятельная цель. Каково же собственное значение дхармы как высшей цели? Во всех случаях подчёркивается её деятельный характер в противовес созерцательности мокши, а также нравственность, то есть ориентированность на других, в противовес эгоистичности артхи, камы и ящаса. «Дхарма то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму – правду. Они одно» (Брихадараньяка-упанишада I 4 14). Согласно дхарме, каждый человек должен воздерживаться от причинения вреда живым существам, говорить правду, жить чисто, быть благожелательным, прощать (Артхашастра I 3 13). Наконец, в Бхагаватгите появляется понятие «своя дхарма» (свадхарма): «Если ты не совершишь этого добродетельного сражения, тогда, лишившись своей дхармы и славы, приобретёшь грех» (II 33); «Лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III 35); «…лишь преданный своему делу человек достигает совершенства» (XVIII 45). Всё это вместе позволяет отождествить дхарму с самореализацией, или деятельной любовью. Понятно, что, не будучи главной конечной целью в индуизме, эта ценность не могла получить здесь такого развития, как в христианстве. Тем не менее подобие или прообраз христианской деятельной любви здесь явно проступает. Согласно Брахмасутра-бхашье Шанкары, реализация дхармы есть абхъюдая, то есть некий подъём, который может пониматься и как воодушевление, и как жизненный успех. Мыслители 20 века уже явно трактуют дхарму как самореализацию. Ауробиндо Гхош в «Эссе о Гите» пишет, что дхарма есть отношение внешней жизни к внутренней, развитие действия из души, что она соответствует индивидуальным дарованиям и является средством самовыражения. Ганди говорит, что свадхарма – это служение ближайшему окружению. Ученик Ганди Виноба Бхаве в полном соответствии с современными веяниями насчёт призвания утверждает, что дхарма человека сегодня не такова, как 10 лет назад, а через 10 лет опять будет другой.

Итак, дхарма, артха, кама, мокша, ящас, то есть самореализация, власть над вещами, удовольствие и доброе имя. К этом можно прибавить упомянутое вначале здоровье. Но были и ещё конечные цели, которые не вошли в классическую пурушартху, однако каждая из которых сформировала отдельное шраманское, то есть неведическое, неортодоксальное, направление.

Во-первых, познание, отвлечённое от каких бы то ни было ещё задач. Цели такого познания в индийской культуре обозначаются словами джняна (знание) и сатья (истина). Для ортодоксального индуса нет никакого знания и никакой истины вне мокшы (для Шанкары джняна и есть мокша). Но был в Индии и свой скептицизм, который доводил удовлетворение любопытства как конечную цель до предела, подвергая сомнению даже авторитет Вед. Мы знаем его под именем чарвака.

Более известна такая конечная цель, как нирвана, обозначающая предельную свободу от всех болезненных зависимостей, включая зависимость от собственного я и самого существования. Внимание этой цели уделено и в индусских текстах, взять хотя бы ту же Бхагаватгиту (см. V 23-26, II 72, VI 15), и в джайнских, и в текстах адживики, индийского материализма. Но собственной конечной целью она выступает в самой знаменитой шраманской традиции - в буддизме.

Наконец, в индийской культуре имеет глубокие корни идея достоинства, связанная с трансценденцией всякого поклонения. Уже в Йогасутрах Патанджали, то есть не позднее 5 века, дан принцип ишвара пранидхана, буквальное значение которого в точности совпадает со значением слова «ислам» – предание себя Богу. В 15 веке мудрец Рамананда начинает традицию ниргуна бхакти, то есть преданного служения Тому, у Кого нет качеств, апофатическому, запредельному, ни на что не похожему Божеству. Через посредство Кабира эта традиция вылилась в сикхизм.

Таким образом, дхарма, артха, кама, ящас, мокша, джняна (сатья), нирвана, ниргуна бхакти, аюс – это система целей человеческой жизни по-индийски. Каждая из этих целей важна для человека, каждая открывает целое измерение его жизни и личности. Но порой в жизни человека образуются перекосы, одни цели вступают в противоречие с другими, так что целые пласты жизни попадают в небрежение. Практика соединения различных сторон жизни, связанных с теми или иными целями, преодоления противоречий между ними - это пурушартха йога.
За это сообщение автора Ю.Т. поблагодарили (всего 6):
Березина, Mykola, Свами Субаренда, Monkey, Petro, splotko2008
Рейтинг: 37.5%
 
Иван
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 13:34
Поблагодарили: 21 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Иван »

Ю.Т. писал(а): Таким образом, дхарма, артха, кама, ящас, мокша, джняна (сатья), нирвана, ниргуна бхакти, аюс – это система целей человеческой жизни по-индийски. Каждая из этих целей важна для человека, каждая открывает целое измерение его жизни и личности. Но порой в жизни человека образуются перекосы, одни цели вступают в противоречие с другими, так что целые пласты жизни попадают в небрежение. Практика соединения различных сторон жизни, связанных с теми или иными целями, преодоления противоречий между ними - это пурушартха йога.
Юрий, Вы хотите сказать, что все перечисленные цели достигаются при помощи йоги?
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Иван писал(а):Юрий, Вы хотите сказать, что все перечисленные цели достигаются при помощи йоги?
Йогой, а именно пурушартха йогой, является воссоединение и гармонизация аспектов нашей жизни, связанных с различными целями.
Иван
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 13:34
Поблагодарили: 21 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Иван »

Тогда, что такое йога, Юрий?
И как она помогает достигать всех этих целей?
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Иван писал(а):Тогда, что такое йога, Юрий?
И как она помогает достигать всех этих целей?
Йога вообще есть практика соединения (от санскр. йудж - соединять, однокоренное со словом "союз"). В разных направлениях и интерпретациях соединяются разные вещи: тело и дух, индивидуальное я и абсолют, сознание и бессознательное и т.п. Соединение же аспектов, связанных с различными целями, призвано облегчить их достижение, поскольку они стратегически дополняют друг друга и способствуют осуществлению друг друга.
Иван
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 13:34
Поблагодарили: 21 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Иван »

Ю.Т. писал(а): Йога вообще есть практика соединения (от санскр. йудж - соединять, однокоренное со словом "союз"). В разных направлениях и интерпретациях соединяются разные вещи: тело и дух, индивидуальное я и абсолют, сознание и бессознательное и т.п. Соединение же аспектов, связанных с различными целями, призвано облегчить их достижение, поскольку они стратегически дополняют друг друга и способствуют осуществлению друг друга.
Радхакришнан, однако пишет, что слово "йога" может значить и просто "метод".
У Патанджали йога - это инструмент разъединения.
Я чуть усилю: специализированный инструмент для разъединения. Использование этого специализированного инструмента для достижения мирских целей это просто не удобно.
ИМХО, конечно.
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Иван писал(а):У Патанджали йога - это инструмент разъединения.
Я чуть усилю: специализированный инструмент для разъединения. Использование этого специализированного инструмента для достижения мирских целей это просто не удобно.
1. Я не отождествляю йогу Патанджали с другими видами йоги, в том числе с пурушартха йогой.
2. Кайвалья как цель йоги Патанджали есть то самое размежевание, которое для объединения. Например, Раммурти Мишра в комментарии к Йогасутрам пишет, что "йога - соединение и отождествление с Пурушей, Брахманом" и что как раз "после ограничения и прекращения всех модификаций читты" это соединение наступает (см. http://www.psylib.org.ua/books/patanja/mishr/txt09.htm).
Иван
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 13:34
Поблагодарили: 21 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Иван »

Юрий, в моей голове толпятся возражения, указания на логические несостыковки и ссылки на авторитетные источники.
Однако, тема непрактична и бесперспективна, поэтому я выбираю коврик. Удачи ;)
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Иван писал(а):Юрий, в моей голове толпятся возражения, указания на логические несостыковки и ссылки на авторитетные источники.
Однако, тема непрактична и бесперспективна, поэтому я выбираю коврик. Удачи ;)
Наоборот, тема очень практична и чрезвычайно перспективна. А у вас, помимо прочего, в голове ложное противопоставление обсуждения и коврика. [:)]
«божий человек»
Сообщения: 1574
Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
Благодарил (а): 1393 раза
Поблагодарили: 381 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение «божий человек» »

От бесконечного множества названий йоги уже итак, мозг вскипает,а тут ещё одно диво-дивное,чудо-чудное: пурушартха йога.Одно слово - разделяй и властвуй. [oo]
Последний раз редактировалось «божий человек» 28 фев 2015, 19:37, всего редактировалось 1 раз.
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

божий человек писал(а):От бесконечного множества названий йоги,уже итак, мозг вскипает,а тут ещё одно диво-дивное,чудо-чудное: пурушартха йога.Одно слово - разделяй и властвуй. [oo]
То-то же я смотрю, у вас запятые чуть ли не через каждое слово [:)]
Если же серьёзно, то я не пойму, отчего это что-либо хоть сколько-нибудь новое (даже если оно действительно новое, хотя в данном случае это не так) должно непременно вызывать неприятие? Господа, вам в карман залезают? Или вас заставляют чем-либо заниматься? Или вас заставляют бросить то, чем вы уже занимаетесь? Откуда эта заведомая враждебность? Ещё разобраться как следует в сказанном не успели, а уже подозрения, опасения, фобии... Вот уже властвовать над вами кто-то планирует. И никакой Патанджали со последователи не помогают.
Бесконечное множество названий, говорите? Тогда одним больше, одним меньше - какая разница, для бесконечности-то?
«божий человек»
Сообщения: 1574
Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
Благодарил (а): 1393 раза
Поблагодарили: 381 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение «божий человек» »

Хочется надеяться, что тенденция к усложнению и без того сложных вещей(в данном случае йоги)-это признак эволюции, а не наоборот.ИМХО.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Виктор »

Господа, на этом сайте вообще-то обсуждаются чисто практические моменты йоги, а не метафизика либо история
её философии... [ff]
За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
Ingvar
Рейтинг: 6.25%
 
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Виктор писал(а):Господа, на этом сайте вообще-то обсуждаются чисто практические моменты йоги, а не метафизика либо история
её философии... [ff]
Виктор Сергеевич, цели человеческой жизни и йоги мне всегда казались чисто практическим моментом. Или это всего лишь метафизика? Или уже история (философии)?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Виктор »

Юрий, чисто практический момент - реализация цели, а не перманентное ее обсуждение
с бесконечного количества точек зрения.
Когда человек стоит посреди чистого поля, у него есть бесконечное количество степеней свободы
и он может обсуждать их без конца. Однако, делая первый шаг в каком бы то ни было направлении
он отсекает всю эту дурную бесконечность и теперь полезным будет воспринимать, анализировать
и корректировать текущие действия, а не абстрактные аспекты действий так и не состоявшихся.
И не моделируемых исключительно в полях интеллигибельном и семантическом.
За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
Nik-On/Off
Рейтинг: 6.25%
 
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

Собственно, здесь и не обсуждается выбор цели, как в теме "Смысл жизни" на 33 страницы. Здесь обсуждается, как действовать, если важны сразу несколько (классических) целей, чтобы ничего не упустить, и как в том может помочь йога.

Или дело не в теме?
Аватара пользователя
Mikolay
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 11 мар 2008, 15:29
Откуда: Витебск
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 52 раза

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Mikolay »

Потихоньку проясняется смысл эпиграфа к теме про "тысячу лет на одной ноге". [;]
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Mykola »

Говоря о йоге в широком смысле, неплохо бы определиться с терминологией.

В английской википедии цитируют некоего Джэкобсона, который приводит достаточно полный список значений слова йога, имеющих отношение к теме форума. Итак, пять основных значений:

1) Систематический метод достижения цели (конкретная цель не определяется!)
2) Методика контроля тела и сознания
3) Философская школа ортодоксального индуизма
4) Традиция, специализирующаяся на отдельных техниках йоги - в сочетании с такими словами как хатха-, мантра-, лая-
5) Йога как цель практики йоги

На форуме и в рамках Школы преимущественно подразумевается п.2

Юрий, в сочетании Пурушартха йога какой смысл подразумеваете Вы? И откуда вообще она взялась такая йога? Это собственное изобретение или заимствовано откуда?
За это сообщение автора Mykola поблагодарил:
Nik-On/Off
Рейтинг: 6.25%
 
Ю.Т.
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 34 раза
Контактная информация:

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Ю.Т. »

1. Кроме п.3, походит любое, включая п.2. Но чтобы исключить всякую ревность и конкурентность, можно говорить о йоге разных йог, т.е. о соединении разных систем путём взаимодополнения, где каждая выполняет свою уникальную роль.

2. Материал, как вы можете видеть, полностью классический. Обобщение моё.

3. Наверно заметили цифру (1) в заголовке - это, если меня отсюда не погонят, намёк на продолжение, (2) - ещё более практическое.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Пурушартха йога (1)

Сообщение Виктор »

Вот о практике можно поподробнее - что, как, когда и сколько?
Ответить