Страница 1 из 2

Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 10:21
Oleg L
Так, подождите, что значит вам?
Ну как давайте делитесь! )

Про любовь у Патанджали обсуждали уже?
Дайте ссылку плиз.

Re: Определение зла в классической йоге

Добавлено: 20 мар 2014, 12:12
halasAnna
Oleg L, обсуждения вроде бы не было. Это я интересовалась [:)]. Да и это оффтоп для данной темы. Я бы, конечно, хотела, чтобы Михаил ответил и Вам. Но давайте, ради не простого любопытства, а более глубокого понимания, попробуем предположить: в какой шлоке может идти речь о любви? Естественно, под словом любовь подразумевается не любовь-привязанность, не эго-центричная любовь.

Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 12:19
Oleg L
Михаил, просим вас раскрыть такой интересный вопрос: что говорит в своих Сутрах Патанджали о любви?
Это не праздный интерес и не обусловлен весенними гормонами, если что... )

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 12:48
М.Свечников
Аня, ты развивай пока мысль, я не помню, что говорил на этот счет, как вспомню, включусь.
Но о ЛЮВБИ Патанджали точно не говорил. )

И у Патанджали не шлоки (это стихи), а сутры. Было время, я эти вещи путал. (( Шлоки в БхагавадГите, в Хатха-йоге-прадипике, в Гхеранда-самхите...

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 13:16
Oleg L
Проще всего как раз с гормонами, эмоциями и страстями. Работают клеше-вриттивые механизмы.
Дальше сложно что-то предложить...

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 13:36
Hg
На мотив Битлов: О лювби, о лювбии...

Похоже на Весну :)

Re: Патанджали о лювби

Добавлено: 20 мар 2014, 15:01
halasAnna
Ну вот, получается, что нужно за Учителями записывать! [;] Ладно, беру всю ответственность на себя: в полном смысле о любви Патанджали, конечно, не говорит. Да, к тому же опять таки как на санскрите будет любовь? И там опять придется, видимо, пояснять, что мы имеем ввиду, потому что вот есть, например, према - чистая любовь к Богу. Но у Патанджали и этого нет. Но, в сутре (прошу прощения за употребления шлоки) 1-33 сказано:1-33 Дружелюбие, сострадание, радость, безразличие к удачам и неудачам, справедливости и несправедливости – очищают ум. На санскрите гмм...русскими буквами это звучит так: майтрИ-каруна-мудитопекшаНАМ сукха-дуХкхапунйа-апунйа-вишайАнАМ бхАванАтаШ-читта-прасАданам. (это всё взято из книги "Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги" М. Свечникова, если что) Так вот каруни Михаил перевёл как сострадание. Оно/она же, согласно Вики, "в махаянских текстах она описывается и «положительно», как любовь ко всем существам..." Так что, по всему выходит, что каруни и есть та самая любовь! Впрочем, память у меня девичья, могла и подвести, Михаил, поправьте, пожалуйста!
Интересно, что према противопоставляется каме, хотя, на мой взгляд, они обе зацеплены на объект. Или я богохульствую? Прошу прощения за мою авидью.

Re: Патанджали о лювби

Добавлено: 20 мар 2014, 15:38
Oleg L
Небольшое отступление.
Эрих Фромм:
Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, более того – по сути он себя ненавидит. Из-за отсутствия созидательности, что оставляет его опустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но в действительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал по части заботы о своем "я".

Незрелая любовь говорит: "Я люблю тебя, потому что ты мне нужен", а зрелая: "Ты мне нужен, потому что я люблю тебя".

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.
Интересно, конечно, значение "сострадание/любовь ко всем существам" - оно близко ко многим интерпретациям даже западных философов (в смысле не эгоистичности истинной любви).

Re: Патанджали о лювби

Добавлено: 20 мар 2014, 16:42
М.Свечников
Карунеш = сострадательный
Есть такой нью-эйдж-музыкант, ничо так
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 0%B5%D1%88" onclick="window.open(this.href);return false;
Но его музыка и вправду больше о любви к миру

Добавлено позже: 20 мар 2014, 17:48

Сплошное сострадание печалит, любовь более гармонична. Или даже имеет смысл говорить о культивировании не только приязни и участия, а всего комплекса ИСТИННЫХ ЧУВСТВ - приязни сострадания сорадования и осознавания, причем последнее из них больше ) поскольку его можно успешно разливать в три первых (при некотором навыке). Но тут мы возвращаемся к теме ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ - была такая ветка на моем форуме.

Добавлено позже: 20 мар 2014, 17:53

А вот пример аффективной любви в блестящем описании Дмитрия Горчева (на предмет поржать)))):
[spoiler="Скрытый текст"]Любовь — это очень прекрасное чувство.

Когда человек влюбленный, это чувство захватывает его целиком, без остатка. Он запросто продаст Родину, отца родного, мать-старушку, он украдет, зарежет, подожжет, и даже сам не сообразит, чего наделал.
Со стороны влюбленные производят неприятное впечатление.
Оставишь их одних на пять минут, кофе поставишь, вернешься — а они уже на пол свалились. Или сидят, но рожи красные, глаза выпученные и языки мокрые. И сопят.
Влюбленные вообще много сопят, чмокают и хлюпают. Из них все время что-то течет. Если влюбленных сдуру положить спать на новую простыню, они ее так изгваздают, что только выбросить.
Если влюбленный один, то у него есть Предмет Любви.
Если Предмет Любви по легкомыслию впустит такого влюбленного хоть на пять сантиметров внутрь, он тут же там располагается как маршал Рокоссовский в немецком городе, вводит комендантский час и расстрел на месте, берет под контроль внутреннюю секрецию и месячный цикл.
При этом, он редко оставляет потомство, потому что все время спрашивает: «Тебе хорошо? А как тебе хорошо? Как в прошлый раз или по-другому? А как по-другому?»
Зато когда влюбленного оттуда прогоняют, он немедленно режет вены и выпрыгивает в окошко. Звонит через два часа в попу пьяный и посылает нахуй. Через две минуты опять звонит, просит прощения и плачет. Такие влюбленные вообще много плачут, шмыгают носом и голос у них срывается.
Одинокого влюбленного на улице видно за километр: голова у него трясется, потому что газом травился, но выжил; идет он раскорякой, потому что в окошко прыгал, но за сучок зацепился и мошонку порвал. А на вены его вообще лучше не смотреть — фарш магазинный, а не вены.
Но при этом бодрый: глаза горят, облизывается, потому что как раз идет Выяснять Отношения. Он перед этим всю ночь Предмету Страсти по телефону звонил, двадцать четыре раза по сто двенадцать гудков, а теперь торопится в дверь тарабанить, чтобы задавать Вопросы. Вопросы у него такие: «Ты думаешь, я ничего не понимаю?», «Почему ты не хочешь меня понять?» и «Что с тобой происходит?».
Еще он говорит: «Если я тебе надоел, то ты так и скажи» и «Я могу уйти хоть сейчас, но мне небезразлична твоя судьба». Ответов он никаких не слушает, потому что и так их все знает.
А еще иногда он напишет стишок и всем показывает, стыда у них вообще никакого нет.
В целом же, влюбленные — милые и полезные существа. О них слагают песни и пишут книги. Чучело влюбленного с телефонной трубкой в руке легко может украсить экспозицию любого краеведческого музея, хоть в Бугульме, хоть в Абакане.
И если вам незнакомо это самое прекрасное из чувств, вас это не украшает.
К сожалению, вы — примитивное убогое существо, мало чем отличающееся от виноградной улитки или древесного гриба. На вас даже смотреть противно, не то, что разговаривать.
До свидания.[/spoiler]

Добавлено позже: 20 мар 2014, 17:55

Олег, исправьте таки наименование ветки ))

Re: Патанджали о лювби

Добавлено: 20 мар 2014, 17:03
Oleg L
М.Свечников писал(а): Олег, исправьте таки наименование ветки ))
Да рука никак не поднималась на эту оговорку по Ф... Патанджали. ))

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 17:25
Мифолог
Каруна - в основном значении это жалость, сопереживание, майтри - это дружеское чувство, а для страстной любви в санскрите есть слово кама.
Есть редко используемый глагол lubhyati (сильно хотеть, желать), однокоренной русскому "любить"...)

Re: Патанджали о лювби

Добавлено: 20 мар 2014, 17:30
Эрци
halasAnna писал(а):Но у Патанджали и этого нет.
понимаете, Анна, ваше расследование сродни тому, что говорится про пыль в инструкции к эксплуатации пылесоса. Я эксперимента ради ткнул на парочку в сети - и не встретил в них слова "пыль". Непродуктивно чего-то искать вне целей и смыслов того, в чем ищешь. Йогасутра Патанджали - брахманский, то есть научный и учебный одновременно, труд на конкретную тему - о технологии достижения устойчивых состояний сознания через избавление от шумовых накладок (вритти) с целью обретения свободы от них (мокша). Возьмем кусочек в переводе Свечникова
3-1 Удержание объекта умом – дхарана
3-2 Когда внимание становится непрерывным – дхьяна
3-3 Когда отпадают описания объекта – самадхи
* * *
3-4 Совместно эти три стадии обозначаются как самьяма
3-5 Она позволяет познавать объекты на ином уровне
3-6 И имеет многогранное применение
ничего не напоминает? Когда влюблены - объект автоматически удерживается в уме, когда сильно влюблены - внимание на объекте непрерывно, когда совсем влюблены - описание объекта уже не важно ("любовь зла - полюбишь и...."). И т. д. Тем более если объект дан природно - любовь родителей к своему дитя, например.

Конкретно про любовь, как кама - один из трех главных секторов человеческой жизни, другой брахманский труд - "Камасутра" Ватсьяяна Малланага ( смотрите, если интересует, научное издание на русском, а не дурацкие описания поз). Также были разные трактаты о рати "любовной страсти" (см. предисловие переводчика Камасутры). Каруна (от кар "делать") - термин не для любви.

Добавлено позже: 20 мар 2014, 18:34

Камасутра

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 18:58
halasAnna
Благодарю Вас, Эрци, за просвещение! Но сутью моего вопроса было узнать, что Патанджали говорит о любви без зацепки на объект, если вообще говорит. То есть то, что называют безусловной любовью. Поэтому мне ближе комментарий Михаила выше. Я понимаю, что для того, чтобы разобраться в сути терминов переводимых, как любовь, нужно изучить первоисточники, дающие определение видам этого понятия. И спасибо Вам за ссылку на Камасутру! Попробую разобраться!

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 19:19
Эрци
так объекта уже и нет при достижении любви в стадии самадхи (как тотальной собранности чувств и ума). На санскрите "я тебя люблю" твАманураджАми, где любовь означает раджа "королевское чувство".

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 22:23
Mikolay
Когда-то меня очень поразило определение Любви как степени взаимопроникновения.
Очень стойкая формулировка (в смысле трудно предложить что-то лучше) и в грубом [oops] и в тонком смысле. Если посмотреть со стороны йоги, то напрашиваются синонимы: степень единения, растворения, слияния, коммуникации и т.д. Следуя же такой логике можно предположить, что вся йога это о Любви.
И Патанджали даёт методику как перестать быть дураком но придти к Любви.
(На санскрите не читаю, поэтому только ИМХО)

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 22:57
Мифолог
Состояние любви или влюбленности - это пассивное циркулирование между кшиптой и мудхой - то взлеты, то падения. Человек перестает быть властен над собой и отдается на волю чувства. Как бы ни было это прекрасно, причем здесь йога Патанджали? ))
Надеюсь до обсуждения парных любовных асан дело не дойдёт...))

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 20 мар 2014, 23:06
Mikolay
Мифолог писал(а):Состояние любви или влюбленности - это пассивное циркулирование между кшиптой и мудхой - то взлеты, то падения. Человек перестает быть властен над собой. Как бы ни было это прекрасно, причем здесь йога Патанджали? ))
Я таки имею в виду не земную-гормональную любовь или страсть, а Любовь в широком, возвышенном смысле. Теоретизирую т.е.

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 21 мар 2014, 00:22
Эрци
Что так, Николай? Мы не на земле живем и не в теле с гормонами, и любим не находясь в нем?
Некоторые объекты мыслимые сознанием, как прана, чакры и т. п. не рекомендуется слишком обсуждать на форуме. Ну поскольку это сознание - кто мыслит так, а кто нет, и зачем навязывать мысленные схемы. А с любовью почему-то наоборот. Если что - к йоге имеет отношение только некая любовь, как идеальный теоретический объект. Или безусловная как у Анны - то есть для которой нет условий воплотиться.

Мифолог, так йога же власть над состояниями и дает.
Чем задана степень активности циркуляции в вашем определении? Относительно чего пассивная?
Если говорить на буддийском языке - разве не определен непрерывный континуум состояний (что означается словом тантра="нить", то есть непрерывность) - от низших страстей-привязанностей, гнева и тупости до высших, символизируемых просветленными активностями (семейства мандалы)? Соответственно разве вторые не получаются действием на первые операторов контроля-управления-очищения? Если описывать формально. Сущность состояний разве не одна? КШИШТА - вовсе вопрос контроля, незалипания.

кстати эта непрерывность подтверждается в языке - этимологически в русском МУДРОСТЬ и МУДА (откуда соответственно мудрец и мудак) - одного корня. Полагаю санскр. МУДХА из того же языкового гнезда (индоевропейского).

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 21 мар 2014, 01:22
Мифолог
Эрци писал(а):Мифолог, так йога же власть над состояниями и дает.
Чем задана степень активности циркуляции в вашем определении? Относительно чего пассивная?
Если говорить о любви в контексте йоги, т.е. контроля за состояниями, то я всегда ЗА ) Пассивность же и означает отсутствие такого контроля и неспособность справиться с аффектами... Человек становиться как бы вброшенным в чувственное переживание (кшипта) без его согласия, помимо его воли. И после достижения некоторого пика происходит откат в апатию, прострацию, потерянность (мудха). А потом по новому кругу. Вот это я имел в виду.
кстати эта непрерывность подтверждается в языке - этимологически в русском МУДРОСТЬ и МУДА (откуда соответственно мудрец и мудак) - одного корня. Полагаю санскр. МУДХА из того же языкового гнезда (индоевропейского).
Похоже так, но вот "мудрость" вряд ли из этого ряда. Зато глагол "мудохаться" по моему хорошо отражает смысл этого состояния...))
Если говорить на буддийском языке - разве не определен непрерывный континуум состояний (что означается словом тантра="нить", то есть непрерывность) - от низших страстей-привязанностей, гнева и тупости до высших, символизируемых просветленными активностями (семейства мандалы)? Соответственно разве вторые не получаются действием на первые операторов контроля-управления-очищения? Если описывать формально. Сущность состояний разве не одна?
Да, конечно одна. На этом и стоит тантра. Но чтобы это понять простому человеку, наверное необходимо пройти некоторую подготовку и получить кое-какой опыт в этой области...

Re: Патанджали о любви

Добавлено: 21 мар 2014, 14:24
halasAnna
А ещё в Сутрах упоминается ананда - беспричинная радость, блаженство. В какой-то степени, это состояние имеет отношение к любви? Или только как сопровождающее последнее? Или это всё само по себе? Кстати, из книги: "экАнтАйэйанто'бхАва (полное и окончательное отсутствие) дуХкхи – это Ананда, которой, согласно древним индусам, не может быть без кайвалйи"