Определение зла в классической йоге

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Raziehl
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 07:07

Re: Определение зла в классической йоге

Сообщение Raziehl »

М.Свечников писал(а):Истинное, реальное и неистинное, нереальное. Полагаю это самые близкие термины для добра и зла в йоговском контексте. В смысле сутры 2-5: "невечное, нечистое, дурное и не сущностное принимается невежей за вечное, чистое, хорошее и сущностное".
Спасибо! Из этого следует что невежество (моха) и есть зло, а все пороки производные неведения. Кстати, заметил что в одних переводах слово व्यसन переведено как порок, в других как - зло.
М.Свечников писал(а):Кроме того, следует упомянуть классическую троицу моха (иллюзия), лобха (жадность) и кродха (гнев) из сутры 2-34. Моха (невежество, неясность) порождает лобху (вожделение), а неудовлетворение лобхи порождает кродху (гнев).
Если можно поясните на примере. На мой взгляд, невежество изначально порождает неудовлетворение..

Добавлено позже: 24 мар 2014, 10:30

Дополню.

Чувство отдельности порождает неведение (авидья), но это несовершенство сознания не есть зло, поскольку для самой возможности самоощущения необходим принцип автономности духовного объекта (сознания). Моха (невежество, слепое увлечение) является неправильной реализацией своих возможностей, в рамках божественной цели творения. Т.е. проблема заключается в неправильном выборе соотношения интуиции и закона. Другими словами, моха появляется тогда, когда человека больше волнуют его личные достижения...
Ответить