Воспитание чувств

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Re: Воспитание чувств

Сообщение Calceteiro »

Березина писал(а):М.Свечников писал(а):Господи, Алла, если бы я тупо пересказывал АВ...
АВ - Инициалы Парибока?
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Березина »

Calceteiro писал(а):АВ - Инициалы Парибока?
Да,Артур.
Андрей Всеволодович Парибок
А.В.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

halasAnna писал(а):
А давайте подумаем, чем отличается сострадание от жалости к себе?
Сострадание - принятие себя таким, какой есть. Понял, принял, точка.
Жалость - вспоминаешь все свои трещинки, как поет Земфира о любимом, как мама дула на царапинки, и дуешь, дуешь, дуешь, раздувая огонь оправданий, стараясь заглушить собственное же презрение к себе, вернее к тому, что эго считает неприемлемым, слабостью. Мне кажется.
Э, нет, милая ) принятие себя каким есть - енто мысль ))) а тут чувство, и если его зацепить, оно божественно прекрасно и безупречно (без изъянов) и АКТИВНО ) и именно за счет его безупречности и безличности его можно, подцепив на внимание, переносить на любой живой объект, будет работать как миленькое. На неживой не получается, можете проверить. )

Начнем с того, что жалость к себе - довольно противное ощущение, это как бы мысль о своей неудачливости, обмазанная какими-то слюнями. А сострадание - ууууу, чистое чувство, могучее и божественное (то есть не особо человеческое). Вроде универсального бальзама на все раны и болячки. Думаю, зацепить его как раз помогает практика Я, поскольку воспринимаешь себя уже как нечто более достойное. Да и других тоже.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

felixS писал(а):Я так увлёкся восприятием эмоций через ощущения в теле, что незаметно для себя подавил эти эмоции, загнав их под порог восприятия.
Радовался некоторое время конечно - гнев исчез. Но вылезло мне это боком 8( Так что будьте осмотрительны. Пока мы не Будды 8)
Хорошо, учтем печальный опыт. Пойдем другим путем: будем практиковать сухонькое глагольное Я, обильно смазывая его благородными чувствами. Ну и Алла за мной присмотрит... ) И кстати, женщинам потеря чувств меньше грозит, так что если с ними бурно дружить, то точно не заржавеешь. )

Итак: к чему же чувства ЛССБ ближе всего: к Я, к вниманию, к уму или к телу?
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Volod_ya »

М.Свечников писал(а):Прежде всего замечать негатив... , неприязнь всех сортов и степеней.
Все это - филогенетически древние, биовыживательные, мобилизующие, потенцирующие. Скорость их возникновения превосходит осознание этого явления.
Удовлетворение лишь если правильно отработал: увернулся, пропустил, опередил и т.п. согласно некоторой целесобразности.
Это может быть и получение впечатлений от своей ловкости и умения лавировать в массе людей из пункта А в пункт В. Или приятная уму констатация факта, что отточенные "феноменальные" реакции твоего организма, доведенные до автоматизма, способствовали по пути додумать думу, и не допустили наступить на собачью какашку лакированной туфлей, после чего, разумеется, день был бы испорчен и пошло все бы наперекосяк. [cb]
"Чувствовать - это больше чем знать." А.Дюма
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

М.Свечников писал(а):
halasAnna писал(а):
А давайте подумаем, чем отличается сострадание от жалости к себе?
Сострадание - принятие себя таким, какой есть. Понял, принял, точка.
Жалость - вспоминаешь все свои трещинки, как поет Земфира о любимом, как мама дула на царапинки, и дуешь, дуешь, дуешь, раздувая огонь оправданий, стараясь заглушить собственное же презрение к себе, вернее к тому, что эго считает неприемлемым, слабостью. Мне кажется.
Э, нет, милая ) принятие себя каким есть - енто мысль ))) а тут чувство, и если его зацепить, оно божественно прекрасно и безупречно (без изъянов) и АКТИВНО ) и именно за счет его безупречности и безличности его можно, подцепив на внимание, переносить на любой живой объект, будет работать как миленькое. На неживой не получается, можете проверить. )

Начнем с того, что жалость к себе - довольно противное ощущение, это как бы мысль о своей неудачливости, обмазанная какими-то слюнями. А сострадание - ууууу, чистое чувство, могучее и божественное (то есть не особо человеческое). Вроде универсального бальзама на все раны и болячки. Думаю, зацепить его как раз помогает практика Я, поскольку воспринимаешь себя уже как нечто более достойное. Да и других тоже.
Хотя для практики лучше начать с маааленькой жалости к себе, тогда это будет такое маааленькое сострадание, обмазанное глупыми представлениями о себе и своей судьбе. Если удастся отцепить мыслишки от чувства сострадания, произвести так сказать внутреннюю алхимию и перегонку продукта, то вуаля - можно тренироваться сострадать себе денно и нощно. Надеюсь, никто не сомневается, что поводов сострадать себе НАВАЛОМ? ведь то и дело внутри какое-то г... по разным поводам ощущается. Вот и мажешь эти ранки состраданием, а оно от этого прибывает.

Меня (мое эстетическое чувство), допустим, постоянно ранят ЭТИ ГНУСНЫЕ зубастые СМАЙЛИКИ, вроде того что Володя только что обозначил. Вот, теперь буду сострадать себе, ну а потом и Володе может что перепадет.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Мифолог »

Несколько дней назад Парибок читал лекцию как раз о чувствах ЛССБ в контексте психотехники:
http://www.youtube.com/watch?v=axOq9F_yxNY#t=128" onclick="window.open(this.href);return false;
отсюда: http://vk.com/avparibok" onclick="window.open(this.href);return false;
felixS
Сообщения: 539
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 18:11
Откуда: одесса, тель-авив
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 241 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение felixS »

М.Свечников писал(а):Итак: к чему же чувства ЛССБ ближе всего: к Я, к вниманию, к уму или к телу?
На мой взгляд чувства (любые, а не только 4 Безмерных) это реакции ума+тела на те или иные обстоятельства.
К телу относятся чувства-причины (первичные реакции) коих пять - приятное, неприятное, нейтральное, удовлетворение, неудовлетворение.
К уму относится чувства-следствия (вторичные реакции) коих много - ЛССБ, их антиподы, всякие прочие.
Практика ЛССБ - переопределение вторичных реакций. Как то - реакция на неприятное была агрессией, а стала состраданием, реакция на приятное была потворствованием, стала бесстрастием.
За это сообщение автора felixS поблагодарил:
М.Свечников
Рейтинг: 6.25%
 
halasAnna
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 11:12
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 97 раз
Поблагодарили: 87 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение halasAnna »

Простите, что после всего этого, мне хотелось бы узнать, а что такое сострадание? Глупо, конечно, что не зная этого чувства, я принялась объяснять, что это такое. И понимаю, что рассказывать об этом также смешно, как об ощущениях практики глагольного Я, но этот вопрос давно занимает. Из разбора слова можно сделать вывод, что есть страдающий и тот, кто сострадает, то есть разделяет это страдание?
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Завершил конспект лекции, см. 1-ю страницу темы.
Очень жду ваших спасибок. )
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 2):
Baurjan, Алекс Йо
Рейтинг: 12.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

halasAnna писал(а):Простите, что после всего этого, мне хотелось бы узнать, а что такое сострадание? Глупо, конечно, что не зная этого чувства, я принялась объяснять, что это такое. И понимаю, что рассказывать об этом также смешно, как об ощущениях практики глагольного Я, но этот вопрос давно занимает. Из разбора слова можно сделать вывод, что есть страдающий и тот, кто сострадает, то есть разделяет это страдание?
Аня, забей пока, если уперлась в непонятное, не надо мыслей.
Займись другими чувствами, потом вернешься к состраданию. А то мы тут сейчас натеоретизируем... )

Или иди от противного:
Допустим, если с утра сегодня тебе хорошо, то и люби себя, разогревай чувство... А когда будет плохо, ты вспомнишь это чувство любви и оно волшебным образом превратится в сострадание. Ферштейн? остается проделать на практике, может я и не прав. )
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Березина »

М.Свечников писал(а):Завершил конспект лекции, см. 1-ю страницу темы.
Очень жду ваших спасибок. )
Пасиб)
вчера только на этом же месте(отличие трактовок у Патанджали и буддистов) закончила стенографировать и задумалась, на сон грядущий, об этом сострадании) Интересное отличие. У Патанджали и у буддистов.
Сострадание к людям(У Патанджали)-когда ты видишь, что они в плохом состоянии
(у буддистов)-это чувство непереносимости, когда другому плохо, из чего следуют действия
У буддистов мне как-то более импонирует)
А.В.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Пожалуй введу цензуру на этом своем форуме. Буду удалять смайлики зубастые и редкозубые. Фильтровать чувства.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Для упражнения можно поанализировать чувства читателей в обсуждениях "злоб дня". Например здесь http://lenta.ru/comments/news/2013/11/22/malenkin/" onclick="window.open(this.href);return false;

Анна, Алла, не могли бы вы представить спектр чувств участников данного обсуждения в Ленте? Список не будет длинным. Юмор, сожаление, недоверие, злоба, злорадство... И т.д.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

http://www.snob.ru/profile/27214/blog/62405" onclick="window.open(this.href);return false;

А вот еще тема горячая. А уж комменты вообще супер! Список чувств в студию! )
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

С согласия автора публикую выдержки из письма:
Все таки сколько иллюзий было в моем мозгу на счет йоги...! Очередную порцию развеяла тема "Воспитание чувств". И у йогов все это бывает?!
Первый удар был нанесен Дао ВСБ. Первая порция ожиданий улетучилась.
Мне всегда казалось, что у меня проблемы с принятием мира людей, а вот у долго практикующих йогинов ... наверняка ничего подобного не бывает, да и вообще чувства и привязанности к ним- это все не для "просветленных")))
И все таки идея с "майтри, майтри" по отношению к эмоциям к людям - это насилие над душой. Эта схема работает с результатом, а не с происхождением, имхо. Необходимо на уровне "происхождения" эмоции что-то сотворить.
Отличная площадка для практики для этого дела - дороги Москвы. Поэтому я не вожу машину:) я бы не справилась, точно. А как пассажир справляюсь. Мне здорово помогает сострадание к людям, граничащее с нисхождением к их же несовершенствам. Когда кто- то нагло "подрезает", нарушает правила на дороге, просто говорю себе: "а возможно у него в машине рожающая жена или больная матушка, нуждающаяся в помощи медиков". И как-то никакой агрессии не возникает.
На родительском собрании училка "заплывала за буйки" в своих требованиях и интонациях. Прямо хотелось встать и сказать: "Да уволься!". А потом как то возникла безумная жалость к ней. Как же ей, вероятно, трудно, там внутри, одной без мужа уже столько лет. Как же не хватает ей простой человеческой любви и нежности. Вот и зацикливается на дурацких требованиях, от которых страдают дети. Мысленно пожелала ей мужика и внутри все само собой улеглось:))
Иногда, конечно, дети доводят, никакая философия не берет. Но это другая ситуация и другие дороги.)
Йога, конечно, здорово развивает в этом плане. Причем как-то косвенно. Понимание само приходит, изнутри. Раньше на каждую бабушку, пытающуюся научить меня как жить и детей воспитывать, реагировала. Потом поняла, что все что происходит вокруг, указывает мне на мои слабости и несовершенства и как-то начала работать на принятие. Не реагировать на упреки во вне, дабы не создавать кармических зацепок, а потом как-то и внутри перестало возникать. Ну, а когда ну совсем наглость прет из людей, говорю себе, что это "история не моей кармы, а его."
Вот как-то такое у меня "воспитание чувств" в ночи:)
...
Впервые открыла для себя понятие: Сострадание к себе. Это, вероятно, жалость? Мне помогает простой русский принцип: "Когда Сидоров узнал, что Иванову еще хуже, чем ему, то на душе у Сидорова значительно полегчало.")
Но иногда, конечно, и это не берет(( и уже не знаешь, каким богам молиться, Шиве или Николаю Угоднику, чтобы полегчало...
То что автор во многом прав, и так ясно, а вот кто какие ошибки видит? не грамматические конечно )
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Пример сорадования:

Поднимаюсь по лестнице в подъезде и замечаю на одном из этажей около двери прибитый крючок для авосек. Мгновенно подумалось, что некий дедушка для своей бабушки приколотил, чтобы она вначале вешала сумки, а потом спокойно дверь отпирала. Порадовался за деда.

Ум, конечно, потом развил эту тему - дескать, бабка деда долго пилила, и он наконец с руганью этот крючок приколотил, но вуаля - факт моего чистого переживания был? был, так что ум может идти лесом со своими содержаниями, я от них абстрагировался, как и положено правоверным йогам.

А раньше этот крючок как слепое пятно был. Стало быть практика чувств обостряет внимание, есть ради чего жить.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
Парибок Андрей Вс.
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Браславский Александр
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 12 май 2004, 13:37
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 46 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Браславский Александр »

По поводу выдержки из письма: на мой взгляд во всех примерах, приведенных автором, нет воспитания чувств как такового. Это скорее рационализация, и изменение отношения к тем или иным событиям, вызывающим отрицательные (в данном случае) эмоции.
За это сообщение автора Браславский Александр поблагодарили (всего 2):
Мифолог, М.Свечников
Рейтинг: 12.5%
 
Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи...
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Мифолог »

Браславский Александр писал(а):По поводу выдержки из письма: на мой взгляд во всех примерах, приведенных автором, нет воспитания чувств как такового. Это скорее рационализация, и изменение отношения к тем или иным событиям, вызывающим отрицательные (в данном случае) эмоции.
Верно. Технический самообман...) Но с чего-то надо начинать, чтобы прийти к активному чувствованию как таковому, без его рационализирующей обертки...
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Березина »

как обещала, стенограмма 8-ой лекции "Курса индийских психотехник" А.В Парибока, посвященная чувствам.
[spoiler="Скрытый текст"]Здравствуйте!
У нас с Вами очередное занятие. Сегодня основная тема - упражнения, йоговские упражнения, типа созерцания.Т.е. особого занятие, посвященного чувствам.
Тема нуждается ,для начала, в теоретической разработке. Спросим себя, в чем человек, в основном, превосходит, так сказать, структурно, функционально животных? Животные во многом могут проявлять бОльшую сообразительность и умелость. Ответ я даю такой. Человек благодаря тому, что у него есть язык, может думать, мыслить, мечтать, рассуждать. Т.е. пользуясь формами знаков, среди которых есть и языковые знаки и какие-нибудь там зрительные образы внутренним языком, может как-то иметь дело с тем, чего сейчас нет, отвлекаясь от нынешней ситуации. Например, он может строить планы, проложить в уме сложный маршрут по городу, если много дел и т.д. А животные, наверняка, этого не могут. У них есть память, и они знают свои маршруты (высоко организованные животные ), но кажется очевидным, что невозможно для животного сесть, или как-то там лечь, свернуться клубочком и сообразить, как он пройдет свой маршрут, потом пойти и решить, что я пойду сейчас не так за зайцем, а иначе. Значит, животные привязаны к ситуации, а мы нет, потому что у нас, ну я буду называть это словом мысли, хотя это несколько небрежное выражение, слово «мысли» может предполагать что-то более существенное. Т.е. мы в состоянии многое делать в среде мыслей и воображения. Привожу пример.
Вот вы меня сейчас видите, так? Я бывал на записи этого курса одет, положим, в другую рубашку, или может быть не в шорты, а в длинные штаны. Или вы меня видели, может быть в других роликах, где я вообще иначе одет, так?
И вы можете это вообразить и сменить произвольно последовательность. Можете также вообразить, что на мне какой-нибудь головной убор, которого я может никогда в жизни не носил, но или, например, на мне какая-нибудь армейская фуражка, пожалуйста, без труда, или допустим, на мне какой-нибудь морской китель. Всё это получается без труда. Значит, у нас здесь есть свобода. Далее.
Помимо мыслей, вот в этом обобщенном (облегченном) смысле, у нас есть еще и чувства. А вот как у нас обстоит дело с чувствами? Далеко не так как с мыслями. Чувства у человека, в зависимости от его развития, они могут быть, если он не развит, грубые, немногочисленные, близко привязанные к состоянию организма, к тонусу, или очень многообразные, какие-нибудь там эстетические чувства, или эстетико-интеллектуальные чувства, там, у физиков или у математиков, весьма разнообразные. Но, тем не менее, они возникают в зависимости от человеческой, конечно, а не животной, но внешней ситуации ,и породить чувство люди не умеют. Привожу пример:
У каждого у вас есть ко мне какое-то чувство, какое-то, ну или сейчас говорят, эмоциональное отношение, это неправильно, потому что я определенный человек и надо говорить чувство. Какое-то есть. Если я вам предложу на манер того, что я сказал раньше - фуражка, другая рубашка, футболка и т.д. Пережить по отношению ко мне, скажем, брезгливое отвращение, восторженную любовь, усталую скуку, стремление со мной померяться силами и побороть меня, что тоже есть чувство. У вас совершенно ничего не выйдет, совсем ничего не выйдет. В незначительной степени такие умения могут быть выработаны и вырабатываются и даже не в столь незначительной, в некоторых школах актерского мастерства, только. Но это не принадлежит к общеобязательным знаниям, простите, умениям. И если добавить замечание А.П. Чехова, что «Глупее, чем актеры, людей по профессии не бывает», то оказывается, что это ничего не определяет, хотя это само по себе ценное умение.
Так вот, йоговские методы позволяют, в принципе, преодолеть это ограничение, и развить свою свободу(активность) в области чувств, такую же, как у большинства людей в области воображения. Т.е. я могу захотеть что-то вообразить и буду воображать, и в области мысли у тех, кто еще и умеет мыслить. И если это будет, или в той мере, к в какой это получается, это уже превосхождение того, что мы ждем от человека, в этом отношении это уже сверхчеловек. Вот почему, потому что мысли и чувства- это две стороны нашего бытия. Вот с мыслями, мы вот так вырвались от животного мира в активности, не только в разнообразии, а с чувствами мы можем вырваться в разнообразии, а в активности нет. Чувства следуют за объектом, за ситуацией.
И существуют упражнения. Они очень похожи, в йоговской традиции Патанджали и в буддийской традиции, там четыре одинаковых термина. И я опишу эти упражнения. Сперва, наверное, дам общую часть, а потом добавим специфику, которая позволяет развивать чувства. Но заранее скажу, что конечно, представители обоих направлений, будучи людьми хорошими и ответственными, дали упражнения, дали возможность развивать только хорошие чувства. Я полагаю, что все кто меня слушают и могут слушать, тоже хорошие люди, и им не придет на ум воспользоваться этим. Поскольку можно понять это как методологию для того, чтобы создать упражнения по воспитанию в себе или в ком-нибудь другом дурных чувств. Потому что это будет злодейство.
Четыре этих чувства:
• майтрии-любовь
• карунаа-сострадание
• мудитаа-сорадование
• упекшаа-беспристрастие
Я напишу их санскритское название и переводы на русский язык.(пишет на доске, примеч.)
Итак, майтрии- любовь. Поясняю, не эротическая любовь, не любовь к Родине, не любовь, например ,к музыке или живописи. Ближе всего в обычном проявлении, это любовь очень разумных, не невротических родителей, к детям. Которую можно выразить, описать так. Чувство, или желание, или стремление, чтобы детям было хорошо, и выходящие из этого стремления действия, чтобы детям было хорошо, и получение радости от того, что ты это делаешь. Вот собственно, это и сама по себе эта любовь есть в чистом виде. Остальное некоторые добавки.
Дальше, сострадание-это достаточно понятно, что это такое.
Сорадование- по-русски слово хотя и есть , но редкое, по-немецки (mit Freuden)-это радость от того, что другому хорошо. И упекшаа- беспристрастие, равное отношение к разным людям. Некоторые аспекты этого можно назвать справедливостью, но не только. Значит это общее.
Теперь я объясню, каким образом они являются системой. Системы здесь немного разные для йоги Патанджали и для буддистов. Но то, что это система-это очень важно. Дело в том, что занимаясь этим без системы, а именно упорно взявши какой-нибудь из этих хороших чувств и начав его развивать, ты рано или поздно получишь нежелательный побочных эффект. Сперва получишь желательный предсказуемый эффект, а потом побочный эффект. Поэтому их, в общем-то, надо развивать в комплексе, хотя с чего начинать , это уже более тонкий вопрос.
Так вот, у йогов объекты такие:
майтрии(любовь)- это отношение к людям, когда ты видишь, что они в хорошем состоянии. Сострадание к людям, когда ты видишь, что они в плохом состоянии. Медитаа - сорадование. Это йог радуется, когда видит, что люди совершают хорошие поступки. Потому что, благодаря закону кармы, если человек совершает хорошие поступки, то потом будет ему хорошо. И йог заранее этому радуется. Упекшаа- беспристрастие. Это отношение йога к тому, когда он видит, что кто-то совершает плохие поступки. Это вот йоговский подход.
Буддийский подход другой. Значит по-буддийски, объекты отношений, тут я говорил об объектах отношений к чему. Чувства всегда имеют определенный объект. Майтрии- любовь относится к людям, и возможно к другим существам, можно и к собаке, например, и к лошади ее испытывать вполне. И это действительно чувство, то самое, которое я примерно описал, как разумных родителей к детям, пусть им будет хорошо. Но чувство, а не словесная формулировка. Все нормальные это чувство когда-нибудь испытывали. Если нет, и вдруг попался ненормальный, из тех ,кто меня слушает, что конечно невероятно, то я бессилен. Далее.
Упекшаа- беспристрастие, тоже имеет объектом людей или существ. Но она такого свойства. Ее можно проиллюстрировать на материале, допустим профессиональной работы врача или преподавателя. Вот врач, например, психиатра или там психотерапевта. Некоторые больные, нервнобольные, с которыми имеет дело психотерапевт, в общем, хорошие люди и с ними, в принципе, как с людьми, можно иметь дело, но им надо помогать. Но среди пациентов психотерапевта могут быть ну просто отвратительные люди. Но вот беспристрастие здесь выражается в том, что он их лечит, добросовестно относится ко всем. Или скажем врач, какой-нибудь там травматолог. Привезли какого-нибудь пьяного, который сам виноват, руку себе переломал, еще гнусно матерится, а всё равно он ставит ему лубок, или привезли человека вполне достойного ,он тоже ему ставит ему лубок. Вот это вот, в профессиональной деятельности есть беспристрастие. Но тренировать придется, если тренировать беспристрастие так, что это не в профессиональной деятельности, что хороший врач или хороший учитель это имеет, а вообще в жизни. Вот это вот будет беспристрастие.
Или другой пример:
Если у учителя есть ученики. Например, один очень глупый, а другой, очень талантливый, то учитель будет равно радоваться, проявляя беспристрастие, маленькому шажку глупого и великолепному прыжку талантливого. Вот это тоже беспристрастие. Взялся учить, он учит. Теперь сострадание, понятно по слову, я чуть-чуть поясню. Это есть, по сути, чувство непереносимости, когда другому плохо, из чего следуют действия. А медитаа- это точно также как у йогов, радость от того, что кому-то хорошо. Ой, как хорошо, что защитил успешно диплом кто-то, такая-то знакомая хорошо вышла замуж, всё замечательно и т.д.
Теперь как, я вам расскажу о том, какая это система, а потом расскажу (поясню) как с этим работать.
Система такая:
Во-первых, у каждого из этих чувств , которых в норме у человека нет, замечаю, мы создаем эти чувства, которых не бывает у людей, они бывают только у йогов, у людей они бывают по отношению к определенным объектам. А тренировка позволяет их включать, как прожектор и освещать. Ну ,скажем так, я взял зрительное сравнение. Если нам вещи кажутся, или люди приятными, неприятными, уродливыми, гадкими, то это как разные цвета. Вот какие цвета есть, такие и есть. А если я включаю прожект со светофильтром, я могу осветить, и объект будет одного цвета. Вот это активное чувство, которое ты включаешь. Это и есть эта тренировка. Так, наверное, понятно.
Значит, любовь тренируется для того, чтобы искоренить антипатию, враждебность. Например, пошел в магазин, много народу- фу.. Вот это и всё. Вот чувство такое.
Сострадание тренируют для того, чтобы искоренить агрессию. Агрессия- это не просто враждебность. Это когда ты начнешь, например, материть людей в очереди или расталкивать их. Потому что к тем, кого жалко, проявлять агрессию невозможно. Поэтому это работает. Дальше.
Сорадование тренируется для того, чтобы искоренить зависть. Это совершенно понятно, тут пояснений не нужно.
Беспристрастие тренируется для того, чтобы избегать в своей жизни любимчиков, и следовательно, чтобы быть справедливым. И всё это получается. Но оказывается, что если упражняться в любом из отдельных этих методов, то, как я сказал, получится побочный эффект, а именно:
Если отдельно упражнять любовь, в этом смысле, и больше ничего, то она имеет тенденцию превратиться в привязанность, т.е. в любовь, как пристрастие и как стремление чего-то еще от человека получить, как радость не от того, что ему хорошо благодаря моим действиям, а чтобы ну от близости и тому подобное. Это другая вещь, это не тренируют. Зачем это тренировать, если это и так в природе человека есть. Это просто другое. Это страстная любовь, в эротическом или не эротическом смысле. Какая угодно. То есть такая привязанность, это когда мне без человека плохо. Тренировать то, что мне без кого-то плохо, это глупо. Но это получится, если тренировать только любовь.
Если тренировать только сострадание. Но спрашивается. Как тренировать сострадание? Конечно, надо обращать внимание на то, как кому-то плохо. Вспомнить об этом, видеть это, замечать это, читать об этом. При этом ты чувствуешь печаль. Если ты будешь упорно этим заниматься, ты станешь печальным. Тренировать себя, чтобы стать печальным, это нелепо.
Если тренировать только сорадование. А как? Ну, замечать какие успехи бывают у людей и этому радоваться. Естественно. Тут еще такое искусство надо замечать, тренировать сорадование на материале людей, с которыми твои интересы не пересекаются, иначе ты свою зависть, или там ревность, или соперничество не переборешь. А потом уже распространять. Так вот, если ты будешь успешно тренировать только сорадование, то ты впадешь в благодушие. У людей всё путем, всё хорошо, ничего не надо делать. Тоже ничего хорошего в этом нет.
Если ты будешь тренировать только беспристрастие, то ты впадешь в безучастность к людям. Это тоже плохо. Я особое занятие посвятил этому, потому что знаю наперед, не про тех, кто лично меня слушает сейчас и не в следующих курсах, если будет повторено. Про людей, в целом, которые интересуются йогой, что они больше скорее склонны развивать то ли познание, то ли сверхспособности, а не хорошее отношение к другим существам и людям . И как многие отмечают, ну например, буддисты отмечают это очевидно, например это отмечал Гурджиев, что развитие по такому пути приводит к очень высокому уровню, но имеет свой потолок гораздо ниже, чем развитие духа, связанное с развитием любви к людям и другим существам, и потом, упираясь в этот потолок, нужно убирать это развитие с великими муками. Поэтому с самого начала нужно знать, превращаться в снисходительного, очень мощного демона-это не надо. Поэтому надо развивать так эти вещи (системно). Вот ,по этому, я это говорю. Это бывает. Хорошо. А если это делать в комплексе, то получается так, что тренировка одного из чувств уничтожает возможное неприятное последствие чрезмерной тренировки другого чувства. Допустим. Вы не можете добиться безучастности, занимаясь тренировкой беспристрастия. Если вы сочетаете ее, время от времени, занимаетесь тренировкой любви. Не получится. Вы не можете добиться печального состояния духа, если вы тренируете еще сорадование. Вы не можете добиться глупого благодушия, если вы тренируете сострадание. Ну и тогда всё будет в порядке. И нейтрализуются неприятности, и получается то, что нужно. В общем, это целая сфера. И если ее освоить, дальше можно ставить себе индивидуальные задачи и тренировать какие-то другие благие чувства, потому что чувств на Земле много хороших, очень много. Но вот это некоторые основные. И они могут быть нарисованы даже в виде вот такой схемы ( рисует на доске перекрестные стрелки под прямым углом, примеч.).
Если хотите, можете в виде упражнения, на основе (даже предлагаю) моих слов, придумать как их туда поставить, потому что я говорил отличия. Ну, а в следующий раз, если будут вопросы, я просто нарисую.
А теперь, как это делается, я расскажу это на примере первом-любви.
Мы живем как просто люди, следовательно, у нас есть те, кого мы их так любим, есть люди, с которыми у нас теплые отношения, есть люди, к которым мы совершенно безразличны , и есть люди, которых мы не любим. Нужно развивать любовь в этом смысле, так чтобы ты мог направить этот прожектор на кого хочешь. Захотел и направил. Спрашивается. На кого? С кого начинать? И вот там методист там перебирает, перебирает и говорит, а ни с кого начать нельзя. Приходиться начинать с любви к себе. Что такое любовь к себе. Это не эгоизм. Обычное отношение, называемое эгоизмом, как любовь к себе, имеет ввиду следующее. У меня есть ценность, образа самого себя какого-то, я уважаю образ самого себя. Я ради того, что я считаю своими интересами, предпринимаю нечто и не считаюсь порой при этом с чужими интересами. Это образ самого себя. Кроме того, практически у всех людей, потому что у огромного большинства людей есть совесть, бывают колебания в отношении к себе. То я себя, так сказать, люблю ,потому что я хороший, то я себя, наоборот, не люблю, потому что я плохой. Вот и тренировка любви, в этом смысле (майтрии), вот все это должна уничтожить. Переживание выражается такой формулировкой, которую даю примерно в словах (вы помните, что я говорил) сперва мы берем работу с содержанием ума, а потом мы переходим к чувству, и фиксируемся на чувстве. Это в прошлых лекциях было. Значит вот так: "Пусть мне будет хорошо, пусть я не мучаюсь, пусть мне удаются дела, пусть я не болею, не мучаюсь душой, живу долго, не мучаюсь от бедности и т.д. Не потому что я хороший, не потому что я плохой, а просто, вот просто так, вот, безусловно" . Вот это можно поймать. Когда человек поймает это, возникает такое, вот напряжение какое-то было-было и потом...ах - всё, вот на душе спокойно, где-то вот тут стало тепло(показывает га грудную клетку, примеч.). Сам с собой примирился. Знаешь что, у каждого есть недостатки, знаю, что у меня есть недостатки, пусть мне будет хорошо. Что это, в частности, значит? Пусть недостатки у меня ослабевают. Вот это любовь к себе по-настоящему. Когда это выработано, значит можно держать это чувство. Это первая часть. После чего его можно распространять так. Стоят перед тобой или вокруг тебя (помните упражнение "обмен"?), вот в этом духе, люди, которых ты уважаешь, хорошо относишься, не то что ты страстно их любишь, хорошие приятные люди, приятно их видеть, и стараешься на образы их распространить это чувство из себя, объединить образ этого человека с этим чувством, это чувство с образом этого человека. Получилось. Значит, ты на этот класс людей это можешь распространить. Отлично. И следующий уровень. Это распространять это на тех, кого ты любишь в обычном человеческом смысле, с привязанностью. Т.е. без знаков внимания от которых, без ответной любви от которых, без близости с которыми, ты страдаешь. Только разогрев сперва на себе, а потом на уважаемых людях, позволит это сделать, потому что такого рода любовь, которая здесь тренируется, гасит привязанность и чувство приятной двойственности. "Я стремлюсь к тебе и как хорошо, что ты тут". Гасит. И это поначалу неприятно. А вот когда уже это новое чувство выработалось, то можно это сделать. Дальше работают с равнодушными. Представьте, что они там в 3-ем ряду. Тебе безразличными. Т.е. выработал чувство, разогрел, пошло-пошло-пошло. Воображаешь людей, которые к тебе безразличны, увидел сегодня и что-нибудь такое может получиться. Поймал, хорошо. Последнее. Это ставишь людей, которых ты терпеть не можешь. Самое трудное. Ну и вот когда-нибудь до этого дойдет. Вот когда это получается, вы вполне, или в той мере, в какой получается, ты имеешь возможность включать этот прожектор и направлять на кого угодно. Например, почувствовал любовь к этому человеку, взял ее и перенес и почувствовал к этому человеку, как щупальца, понимаете? Вот так. Точно также с состраданием. Начинают с состраданием работать, когда берут людей, которым заведомо хуже, чем тебе. Пожалеть тех. Это похоже на обычную жалость, но что в обычной жалости есть, немного глядение сверху вниз. Да. А потом почувствовать чистое переживание. И жалеть тех, кому не хуже, и жалеть тех, кому лучше, и жалеть, например, самое трудное, жалеть тех, наперед, которые совершают сейчас плохие дела, потому что потом им от этого будет плохо. Ну и т.д.
А далее, скажем, можно понять и оценить окончательный результат этого такой. Ты включаешь, что хочешь, вернее оно в тебе есть какой-то высший судья, который включает те аспекты, ты сам не знаешь почему, с помощью рассудка не знаешь, которые здесь уместны. А та можешь включить любое. Ну положим, видишь ты очень богатого мажора, ты можешь почувствовать к нему, например, сорадование. "Хорошо мужику живется, на Bentley ездит" и т.д. Включил сорадование. Потом включишь к нему сострадание:" Ох, обломится же." Ну и ведь это правда. Дальше, можешь включить к нему беспристрастие: "Ну, есть и есть. Не мое дело заниматься мажорами". И вот есть такая свобода. Опять же, когда это будет, вот тогда можно работать с чем угодно. Вот сегодняшнее занятие посвящено исключительно этому.
[/spoiler]
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 13):
М.Свечников, MILLIM, Мифолог, homer, felixS, halasAnna, Marta, tapas, Ayahuasca, Exot и ещё 3
Рейтинг: 81.25%
 
А.В.
Ответить