Итак,
Baurjan на свои вопросы получил вполне компетентный ответ. Осталась непонятой реакция В.С. Бойко, то ли "выстрел в воздух", либо "коммерческие интересы", иные варианты.
Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.
ЭМПАТИЯ (греч. empatheia — сопереживание) — способ понимания эмоциональных состояний др. людей, в т. ч. при восприятии объектов и явлений природного мира и произв. иск-ва, посредством вчувствования и сопереживания. Данные совр. психологии позволяют выделить в качестве объективной основы эм-патической реакции процесс моторно-кинестетической идентификации — неосознаваемого уподобления мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с мото-рикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознаваемого и неполного воспроизведения одним человеком выразительных мимических и кинестетических движений др., так и более сложной предметно-опосредствованной (напр., через произв. иск-ва) эмоциональной связи. Во втором случае аффекты проецируются в произв. иск-ва его создателем в объек-. тивированных формах (оттенок слова, экспрессия мазка, л-инии, настроение цветовой гаммы, выразительность формы, звуковысотного сочетания и т. п.) и могут вызывать аналогичные эмоциональные состояния у субъектов восприятия (реципиентов). Неосознавае-мость механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества и глубины этого переживания преимущественно от индивидуального жизненного опыта субъекта восприятия. Эмпатические реакции человека могут выполнять функции; а) получения эстетического наслаждения при восприятии в результате постижения им общности между собой и объектом восприятия, переживания исходящего от него настроения; б) самопознания в результате объективации своего «Я» в предмете восприятия. Кроме того, эти реакции могут выступать основой альтруистического поведения за счет соучастия субъекта в эмоциональных переживаниях др. людей.
В ряде случаев, говорят о эмпатическом, соматическом, кинестическом резонансе, что может стать и натренированной (развитой) функцией.
Впрочем предлагаю обратить внимание на:
Телесные феномены трансферных отношений
[spoiler="Скрытый текст"]Телесный резонанс. Важное значение в психотерапевтической работе имеет осознание
терапевтом собственных психосоматических реакций. Такие реакции можно обозначить как
телесный резонанс или соматизированный контрперенос. Резонансные реакции в контексте
контртрансферентных отношений выражаются в определенной сонастройке, возникающей
между терапевтом и клиентом (иногда почти непроизвольно), и проявляются в
возникновении у терапевта индуцированных телесных и эмоциональных ощущений,
совпадающих или связанных с ощущениями и переживаниями клиента. Необходимыми
навыками работы с собственными индуцированными телесными реакциями являются:
фокусирование (E. Gendlin), сущностное восприятие (B. Hellinger), «плавающее» слушание
(V. de Gaulejac).
Эффект телесной сонастройки формируется на основе бондинга, исторически связанного
с выражением привязанности и связи матери и ребенка, осуществляемая на интуитивно-
подсознательном уровне (Keleman S., 1996). Актуализация реакции бондинга у клиента
является регрессивным ответом на заботливое и принимающее отношение терапевта.
Формирование резонансных отношений является интуитивным, поэтому выступает в
качестве правополушарной стратегии терапевтической коммуникации, предполагающей
также эмоциональный обмен.
«Погружение» в резонансное состояние всегда предполагает изменение состояния
сознания. Телесный резонанс, как способ вхождения в поле клиента, можно рассматривать
как своего рода совместный коммуникативный транс, что предполагает регресс не только к
более ранним стадиям онтогенеза, но и эволюционный регресс к более примитивным и
ранним формам коммуникации, имевшим место в палеолите в раннем человеческом
сообществе. Физиологической основой совместного транса является синхронизация
биоэлектрической активности мозга терапевта и клиента, в результате чего они имеют
возможность «попадания» в совместное измененное состояние сознания, что также можно
описать как процесс формирования совместного «виртуального мозга» (Коекина О.И., 1997).
На фоне сформированного совместного транса резонансные процессы обеспечивают
реализацию важных терапевтических функций, к которым относятся следующие: 1)
отражение чувств клиента, довербальное понимание содержания переживаний,
синхронизация церебральных процессов; 2) смещение внимания терапевта на «внутренние
знаки» и подсказки своего тела; 3) включение интроспективного процесса – терапевт
«смотрит» в свои ощущения так, словно это ощущения его клиента; 4) возникновение в связи
с телесными переживаниями ментальных ассоциаций, которые могут быть выражены в
образно-символической (например, рисунок), двигательной или вербальной форме; 5) на
основе ассоциаций формулируются терапевтические интервенции, призванные
скорректировать системные нарушения в психической организации субъекта или его семьи;
6) в случае эскалации аффекта или диагностики репрессированного латентного аффекта
совместный транс позволяет оптимальное контролировать ситуацию и обеспечивает
возможность контейнирования или катекции аффекта.[/spoiler]Но нужно предупредить, что статистика позволяет говорить о высоком проценте "скоропостижной" смерти специалистов практикующих данные методы. Все не просто.