Философия йоги. Свами Вивекананды

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Абдурахман
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 00:07
Откуда: Moscow

Начал читать новую книгу - о "становом хребте" ;-)

Сообщение Абдурахман »

И, как говорят в Одессе, сделал себе приятно :) Книжка называется "Афоризмы Патанжали из классической Йога-Сутры", автор Вивекананда Свами (Магазин "Путь к себе", Москва, Ленинградский, 10)
Здорово написана. Многие вопросы, которыми иногда здесь Виктора Сергеевича одолевают :), изъяснены предельно просто, логично и подробно вместе с тем.
Я вообще то не уверен (не знаю просто фактов), а был ли сам автор добросоветным йогом? Но, в мудрости ему, ИМХО, трудно отказать. Да и "внушает он здорово", про йогу эту самую :) Как никак, а один из любимых учеников Рамакришны, не говоря уж об остальных великих почитателях!
Степан
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 10 июл 2003, 22:52

Философия йоги. Свами Вивекананды

Сообщение Степан »

Недавно приобрел себе эту книжку и уже с первый страниц натолкнулся на непонятные мне несоответствия.

1. Сначала Вивекананда пишет что физическое тело и сознание неразрывно связаны. Как бы в этом небыло у меня сомнений. Он говорит что "в здоровом теле, здоровый дух". И то что как сознанием можно влиять на тело так и телом на сознание. Вс просто отлично понятно и прозрачно.

Потом он говорит что его учитель, некий Шри Рамакришна Парамахамса, отвечая на вопросы последователей заработал сложную болезнь горла и впоследствии умер и не желая лечить свое тело так как это бренная материальная оболочка. Тут конечно допустим тот вариант что Рамакришна Парамахамса достиг высокого уровня просвещения и уже "перерос" тот уровень когда тело важно.

А вот дальше в тексте в описании 8 ступеней йоги встречаю такую трактовку хатха-йоги: "Эта часть йоги (асана) похожа на хатха-йогу, которая занимаеться исключительно физическим телом, цель последней - сделать тело выносливым и сильным. Мы не будем касаться хатха-йоги, так как ее упражнения очень трудны и с ними нельзя ознакомиться скоро, а главное - они не ведут ни к какому духовному усовершенствованию."

Что эе это такое? Заблуждение Вивекананды? Мне непонятен такой подход.

Кто может обьяснить? Буду благодарен.
марат
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 19 апр 2003, 17:59
Откуда: латвия,лиепая
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Сообщение марат »

:lol: Хатха йога -начальная ступень.Она база для Раджа йоги,в которой больше внимания уделено концентрации,медитации и самадхи.Так что как ни крути,а все встречается в Боге.
ом
Степан
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 10 июл 2003, 22:52

Сообщение Степан »

Спасибо марату за ответ. я понимаю что она начальная, но отрицать что она развивает сознание мне кажеться глупо.

Еще есть мнения?
марат
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 19 апр 2003, 17:59
Откуда: латвия,лиепая
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Сообщение марат »

:lol: Взаимно.Тут такое дело .Когда это Вивекананда сказал и кому.Я думаю это сказано для тех кто занимается исключительно работой с телом,привязан к нему и не идет дальше .Ну и для тех кто делает из йоги" показуху",занимаясь самолюбованием.
ом
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Вивекананда и прожил так мало потому что не уделял телу никакого внимания, а между тем никто еще не установил ту границу, где кончается материя и начинается чистый дух, и наоборот. Поэтому работая с телом мы неизбежно НАЧИНАЕМ работу и в духе. Только тело может сделать первый шаг в духовном развитии. Это уже потом определяется кому сколько с ним надо работать и когда переходить в преобладание самьямы...
Алексей Бродов
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 28 июл 2002, 22:24

Степану

Сообщение Алексей Бродов »

Степан, думаю, что для более полного понимания взглядов Свами Вивекананды на практику йоги (хотя бы в том смысле, в каком ее понимают на данном форуме) необходимо ясно представлять, что сам Вивекананда был прежде всего ведантистом и саньясином. В чем состоит основной постулат веданты? Душа человека божественна и едина с Абсолютом. Вивекананда вовсе не заблуждался, когда говорил, что упражнения хатха-йоги трудны и малодоступны. Ведантисты призывают начать изменение "себя дорогого" с ума, что на самом деле архисложно.

С другой стороны, тантрический подход противоположен (и уже потом комплиментарен) ведантическому. Тантра требует начать со следующего: "move your ass" - и все приложится потом. Все изменения, которые произойдут в вашем уме, получаются из вашей ежедневной практики. Именно поэтому Вивекананда говорит, что практика хатха-йоги (и тантры - добавим) очень сложна. Это действительно так: практика сложна (требует компетентного учителя) и тяжела (как минимум физически), далеко не каждый человек способен выдерживать жесткий режим занятий и поддерживать дисциплину самостоятельно. Увы, это так. (Здесь я не имею в виду практику 2-4 асан ежедневно, а то, как занимаются йогой по-настоящему в ашрамах - по 8 часов в день с перерывами, обязательной работой и полным отсутствием личного времени).

Вивекананду следует читать только с квалифицированными комментариями. Именно поэтому его недопонимают уже на уровне перевода его текстов - нет знания внутреннего смысла, который стоит за его словами. Получается не заблуждение Вивекананды, а глупость переводчика.

Что касается фразы Виктора, что "только тело может сделать первый шаг в духовном развитии", мне кажется, что она весьма спорна, хотя частично и согласуется с тантрой. Но часть - еще не единое целое. Непонятно, куда девать дух человека, который "разрывает тьму" и который единственно способен на самопреодоление?
Yoga doesn't liberate you, you do that yourself
Степан
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 10 июл 2003, 22:52

Re: Степану

Сообщение Степан »

Алексей Бродов писал(а):Степан, думаю, что для более полного понимания взглядов Свами Вивекананды на практику йоги (хотя бы в том смысле, в каком ее понимают на данном форуме) необходимо ясно представлять, что сам Вивекананда был прежде всего ведантистом и саньясином.
Спасибо Алексей за прояснение теории. Я как бы темен в этом направлении, только начал проникать и вот это первая книга по философии йоги которую я читал.

И какой из путей приводит к лучшим результатам? Веданта или тантра? Возможно ли их соединять? Ведь истина должна быть где-то посредине...

Спасибо
Алексей Бродов
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 28 июл 2002, 22:24

Степану

Сообщение Алексей Бродов »

Конечно, соединить веданту и тантру можно (и даже нужно). Яркий тому пример - Бихарская Школа Йоги, соединяющая тантрические практики крия-йоги и кундалини-йоги с ведантистской философией и образом жизни (саньяса, духовная традиция или традиционная передача знания).

Какой из путей приводит к наилучшим результатам? Кажется, на этот вопрос хорошо отвечает Свами Сатьянанда, говоря, что в настоящее время путь тантры (начинать не с духа, а с шаткарм, асан, пранаямы, крия-йоги и т.д.) гораздо предпочтительней ведантистскому пути - конечно, при их противопоставлении. Но, как я уже писал выше, гораздо эффективнее их соединять воедино.

Ведантистских монахов и людей, которые занимаются этими практиками - единицы. Тогда как тантрические практики более распространены в силу их видимой или кажущейся простоты.
Yoga doesn't liberate you, you do that yourself
Ответить