Клеши

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Клеши

Сообщение tapas »

Вся сансарная деятельность йога подчинена достижению мокши. Это понятно, однако если отойти от веры в карму и прочие сиддхи то хотелось бы рассмотреть вопрос с психологической точки зрения.

Итак если представить совокупность восприятия психики и внешнего мира как прямую, то на ней можно будет отметить три точки слева на право - А, B и С. Где А соответсвенно восприятие событий внешнего мира, B - восприятие сознанием своих собственных образов и С - подсознание которое в обычной жизни не воспринимается и не вмешивается в деятельность сознания. Задача йога заключается в том что бы "обесточить" точки А И B в плане поступления сенсорной информации. Т.е. человек пребывая в здравом уме и трезвой памяти отключет и убивает внешние и внутренние образы. С внешними образами он борется с помощью пратьяхары - закрывая глаза и помещая себя в тихое место, расслабля своё своё тело. Таким образом количество импульсов поступающих извне сокращается. Как говорил Мирче Элиаде:
"йогин пытается выйти за пределы секулярной сферы существования. Он постепенно становится независимым от космоса; внешние импульсы почти не беспокоят его (преодолев «противоположности», он равно нечувствителен к жару и холоду, свету и тьме и т.д.); сенсорная активность больше не увлекает его вовне, к объектам чувств; психоментальный поток, будучи сконцентрированным, «собранным», уже ничем не нарушается и не направляется случайным вниманием, автоматичностью или памятью. Этот «уход» из мира, отрешенность от него сопровождается погружением в себя, прогресс в которой прямо пропорционален прогрессу в умении отрешаться. Йогин возвращается к самому себе, вступает, так сказать, во владение собой, окружает себя все более прочными «барьерами», которые защищают его от вторжения извне — одним словом, он становится неуязвимым."
В современных условиях усилить пратьяхару можно с помощью изоляционных ванн которые применялись Тимоти Лири для сенсорной депривации. Или с помощью методов самовнушения, так например известно что с помощью самовнушения можно вызвать анастезию и нечувствительность какой либо части тела.

С внутренними образами или хаотическими обрывками сознания человек борется за счёт нарабатывания практики ЧВН, что позволяет ему со временем уметь сводить к нулю любую ментальную деятельность при этом не засыпая и не погружаясь в транс. Когда эти практики совмещаются и эффект от них становится устойчивым то возникает асапраджнята-самадхи - безобъектное сосредоточение. Или если опять же вспомнить Элиаде, единственное содержание такого состояния "бытие как таковое" не обусловленное чем бы то не было.

Однако, что и было показано в опытах с изоляционными ваннами, сенсорная депривация не может не привести к активизации подсознательного материала. Лишённое обычных стимулов сознание начинает заполнятся подсознательным. Т.е. при деактивации внешнего мира и внутренних образов на сцену выходит бессознательное. Единственная разница в таком случае между обычным человеком и йогином заключается в том что йогин не мешает подсознательному проявлять себя за счёт остановки сознательной деятельности. В то время как у обычного человека беспокойное сознание очутившееся в информационном вакууме будет смешиваться с начавшим себя проявлять подсознанием выдавая в результате искажённых уродцев.

Т.е. итогом подобной практики могут стать или переживания хрен знает чего - всевозможный биографический и пренатальный мусор или трансперсональные состояния в виде слияний с Абсолютом и т.п. Однако всё это побочные состояния и целью они являться не могут. Если бы мы хотели ощутить присутствие Бога, то можно было бы и грибов поесть или марок с ЛСД. Т.е. самадхи это не самоцель и не дверь в мир "сказки и детсва" а вполне себе рабочее состояние и роль его сугубо инструментальная, о чём в своей книге "Мысли буддиста" говорил Дандарон Б.Д.:
"Это значит, что для достижения интуиции телесная жизнь, с одной стороны, должна быть постепенно приглушена почти до полного угасания в отдельные моменты (экстаз — глубокое самадхи), так как через эти действия или моменты Алая-виджняна проявляет свою способность для подавления клеш, посредством тантрийских методов, преподанных Буддой."
Единственное что не понятно так это то каким образом в этом состоянии йоги боролись с клешами. Если современный человек действительно перегрет и ему достаточно элементарных сбросов для гармонизации себя и нормального существования в социуме, то подозревать такие потребности у древних индусов живущих в патриархально-колхозном строе и ведущих полусонное существование крайне затруднительно. Стрессов у них не было и задачи по борьбе с рагой, двешей, асмитой и абхинивешей стояли исключительно кармические - нет клеш, нет перерождений. Но каким образом они это делали? Т.е. как технически это выглядело. Это было нечто типа диссоциативного просмотра воспоминаний о котором упоминал Виктор и который мог превратить йога в лишённого эмоций шизофреноподобного(в лучшем случае крайне флегматичного) чурбана. Или что?

У, если я не путаю, Радхакришнана есть упоминание того как йоги создавали виртуальные тела для того чтоб те вместо йога отрабатывали за него карму. Толком не понятно о чём здесь речь. Хотя отчасти это созвучно опыту Станислова Грофа описанному им в книге "Космическая игра" в главе "Кармический треугольник". Он описывал там как сложная ситуация между ним, его подругой и братом этой подруги была в символической форме пережита во время сессии с употребление ЛСД. Результатом этого стало нечто вроде ряда сильных синхроний и гармонизации ситуации в реальной жизни. Кармический узел развязанный на уровне эмоций и подсознательного театра совпал с событиями и изменениями непосредственной жизни. Вероятно и йоги могли находясь в соотвествующем состоянии моделировать или просто переживать те образы которые им подкидывало подсознание с аналогичным результатом, воспринимая это как сжигание семян кармы и переработку этой самой кармы накопленной в прошлых воплощениях(которые они как и буддисты умели "вспоминать")

Вобщем интересно с точки зрения современной психо-логии/-терапии/-аналитики и т.д., как и какая работа могла проводится тогдашними йогинами в борьбе с клешами с учётом того необычного состояния в котором они могли пребывать?
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Клеши

Сообщение Мифолог »

Ну бессилен европейский логос перед йогой, ну не прошибет он её своей "умственной говорилкой". И это конечно же не повод для отчаяния...)
За клешами, да и вообще за всем, что происходит в сознании достаточно время от времени очень внимательно наблюдать без включения умственной говорилки... Обычно они не выдерживают такого внимания к себе...)
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Клеши

Сообщение Oleg L »

Мифолог.
Последние многочисленные наблюдения приводят меня к выводу, что "говорилка" у многих имеет "восточный акцент".
И многие западные ученые, философы, психологи и т.п. в чем то больше йоги, чем иные "гуру".
via negativa
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re: Клеши

Сообщение tapas »

Мифолог писал(а): За клешами, да и вообще за всем, что происходит в сознании достаточно время от времени очень внимательно наблюдать без включения умственной говорилки... Обычно они не выдерживают такого внимания к себе...)
Есть такая медитация - просто созерцать всё что в голову приходит. Если созерцать себя со стороны в каких то ситуациях то это и будет диссоциация о которой я говорил. Я пока не успел хорошо разобратся в буддизме, но помему это у тхеравадинов такая метода, или нет? Зачем тогда тантрики непонятно что городят - от скуки? Чем их не устраивали такие простые методы? Или хотели ускорится [cb] И собственно это не борьба с клешами это борьба с васанами, санскарами каждая из которых есть частный случай какой либо конкретной клеши [mmm]. Это как тысячи маленких плодов каждый из которых висит на одной из толстых ветвей. У Грофа такие ветви кстати просто назывались - системы конденсированного опыта. Т.е. весь сильный страх накопленный за всю жизнь или ненависть или ещё что. Вот это по его понятиям и растворялось. Т.е. вылазила и сжигалась какая то одна конкретная эмоция завязанная на тысячи частных ситуаций объединённых одним знаком - "+" или "-" а не по одной ситуации за раз.
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Клеши

Сообщение Мифолог »

Когда я говорил о внимательном наблюдении, я имел в виду индийский подход к психической жизни в самом общем случае, а его разновидности присутствуют почти во всех направлениях йоги. И это именно способ решения разного рода проблем. Европейцы обдумывают проблему с помощью слов (логос), а индийцы внимательно в неё всматриваются без привлечения мышления. Для внешних задач более предпочтителен первый подход (хотя и не всегда), для внутренних эффективней второй (тоже не всегда)... Поэтому, раз мы европейцы, то видимо надо делать поправку на наше естественное желание все обдумать, составить схемы, провести рассуждения и т.д., причем это касается даже тех вещей, для которых мышление не очень подходит...)
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Re: Клеши

Сообщение Volod_ya »

tapas писал(а):В современных условиях усилить пратьяхару можно с помощью изоляционных ванн которые применялись Тимоти Лири для сенсорной депривации.
Однако, что и было показано в опытах с изоляционными ваннами, сенсорная депривация не может не привести к активизации подсознательного материала. Лишённое обычных стимулов сознание начинает заполнятся подсознательным. Т.е. при деактивации внешнего мира и внутренних образов на сцену выходит бессознательное. Единственная разница в таком случае между обычным человеком и йогином заключается в том что йогин не мешает подсознательному проявлять себя за счёт остановки сознательной деятельности. В то время как у обычного человека беспокойное сознание очутившееся в информационном вакууме будет смешиваться с начавшим себя проявлять подсознанием выдавая в результате искажённых уродцев.
tapas, пост в целом понравился, явно рожден в размышлениях..Но, позвольте уточнение.
В ходе экспериментов с изоляционной ванной Тимоти Лири было выявлено, что эта искусственная среда несовместима с жизнью (ортостатическая разгрузка, гипокинезия). "Лишённое обычных стимулов" - это да, но не "информационный вакуум".
Огромный массив сенсорной информации перерабатывается в "бессознательном", предоставляя "сознательному" в готовом виде.
Подкравшись сзади, супостат высекает опорную ногу. Вместо того, чтобы грохнуться копчиком или затылком об асфальт и на долгие годы оказаться в "информационном вакууме" ваш организм выбирает иную траекторию падения. Все за доли секунды (Поучительная история от ВСБ).
"Чувствовать - это больше чем знать." А.Дюма
Ответить