Страница 1 из 3

Яма-нияма

Добавлено: 19 фев 2013, 18:57
М.Свечников
С точки зрения практики на коврике я уже разбирал этот вопрос в своей книжке. Взглянем на него в более широком, мирском контексте.

Целеполагание в подходе школы В.Бойко рассматривается как главное препятствие для достижения правильного "йоговского" состояния. Беда в том, что достижение цели почти всегда предполагает насилие, проламывание сквозь. Сквозь что? в самом широком смысле - сквозь пространство. Ради некой цели захватывается пространство (а также свое и чужое внимание), и этот захват сопровождается нарушением правды, воровством, неэкономностью, а в основе всего - тягой к захвату как таковому, то есть жадностью до чего угодно.

Самые очевидные "не-ямы" - это насилие (химса) и воровство (стейа). Если насилие вещь вполне наглядная, то воровства стоит коснуться парой примеров. Захватывает ли пространство курящий на улице человек? И так ведь дышать нечем... Захватывает ли пространство неэкономно движущийся или располагающийся в толпе человек, не учитывающий движения других? Захватывает ли внимание неугомонная болтливость и неумение кратко и четко формулировать? Ответ очевиден и страдателен для самих же ворующих и не умеющих по-другому.

Неочевидные "не-ямы" - асатья (неправда) как оправдание насилия и воровства и не-брамхачарья как неэкономность, необученность экономии и даже антиэкономия (что ярко выражено в установках мира потребления типа "спалим всю нефть, а там посмотрим", "покупай новое авто, иначе получишь повышение страховки за старое").
Корень всей "не-ямы" - жадность, умственное воровство, тяга к излишествам и как следствие явное воровство и насилие.

Очевидно, что пять компонентов "не-ямы" плотно сцеплены и спутаны между собой и разрубить их не-гордиев узел быстро не получится. Надо разбираться, но уже одно понимание их схемы и всеохватности плюс пример ненасильственной и нежадной работы с телом на коврике дает надежду. Надежду на что? надежду более плотно и неуклонно подбираться к спасительной нияме.

Шауча (чистота) как первая нияма вытекает, собственно, из относительного соблюдения принципов ямы (ненасилия, правдивости, неворовства, экономии и нежадности). При этом чистота эта вовсе не в чистоте тела, а в относительной чистоте ума. Нежадность позволяет проявиться внутреннему пространству человеческой психики, и между плотно спрессованными глыбами целеполаганий возникают просветы, наши цели и мысли начинают как рыбы плавать в каком-то обширном аквариуме этого внутреннего пространства. За нежадность Патанджали даже обещает знание прошлых воплощений, то есть видение обширной канвы судеб и существований не только твоих - вот что такое подлинное внутреннее пространство, оно - свобода, намек на свободу, проблеск и луч свободы. Эта свобода и есть чистота, незашлакованность, незабитость одними только целями. Это и есть читта вритти ниродха, смолкание назойливости целеполагающего, не-истинного ума.

Из такой чистоты, где человек наконец может действительно отдохнуть от своего осеннего марафона, рождается сантоша (довольство), наслаждение тем, что есть. Надо сказать, что "это есть" - вовсе не глыбы целей (меняющиеся от эпохи к эпохи, то есть временные, иллюзорные, "анитья"), а скорее относительная гармоничность их расположения в буддийской пустоте, чистом сознании, бесконечности и сама эта пустота, чистое сознание, бесконечность (ананта). То есть сантоша - это всегда довольство вечным, а не временным. При условии, что ты, родной, это вечное воспринимаешь.

Ведь ты его воспринимаешь?...

Сантоша накапливает ту энергию, бездумно (а вернее под влиянием жадности) тратить которую отучивает брамхачарья, а энергия толкает действовать, пробовать, играть, экспериментировать. (И вот уже хочется делать стоячие асаны и все такое.) Это тапас, топка, в которой закаливается назревающая праведность тела и души.

Действие тапаса предполагает виток разборок, уже далеких от мира жадных целеполаганий. Это свадхьяйа - постижение себя в контекстах самых разных культур, которые тебе близки. Свадхьяйа вводит в Мир сознания, бесконечный в отличие от Мира физического в том же смысле как Мир программного обеспечения бесконечнее Мира железного компьютера. Патанджали обещает свадхьяику знакомство с ишта дэватой (личным божеством) - формой сознания, более обширной чем твое и иные Я и ожившей для тебя лично и покровительствующей тебе.

Этим самым свадхьяйа выводит сознание человека за пределы его Я и позволяет реализоваться Ишвара-пранидхане (постижению Бога), читай самадхи - состоянию взаимосвязи со Всеобщностью, состоянию ощущения всеобщей связи вещей во всем универсуме.

Удивительным образом нашему сознанию доступно почувствовать всю эту схему ямы-ниямы даже при небольших подвижках в монолите ее нарушений...

Аминь.

Вот так пафосно приходится заканчивать эту невинную на первый взгляд тему, вполне тем не менее охватывающую всю садхану (путь) человека мыслящего.

М.Свечников, 19 февраля 2013

Re: Яма-нияма

Добавлено: 19 фев 2013, 21:02
Свами Субаренда
Михаил, спасибо в очередной раз.

Re: Яма-нияма

Добавлено: 30 июн 2014, 17:49
Voyager
И в яме-нияме и в 10 заповедях отсутствует прямое указание помогать ближнему своему... На некую форму душевного эгоизма смахивает. Интересно, почему такое выпало из моральных кодексов? Казалось бы - введи это и конец войнам, все люди - сестры (утрирую конечно, но все таки).. На эту тему еще Вивекананда негодовал, когда говорил что то вроде - если в мире будет хоть одна голодная собака, то его религией будет накормить ее.. Остальные религии на эти мелочи внимание не обратили почему то..

Re: Яма-нияма

Добавлено: 30 июн 2014, 20:16
Браславский Александр
Voyager писал(а):И в яме-нияме и в 10 заповедях отсутствует прямое указание помогать ближнему своему... На некую форму душевного эгоизма смахивает. Интересно, почему такое выпало из моральных кодексов?
Потому что - не делай добрых дел и не будешь виноват :)

Re: Яма-нияма

Добавлено: 30 июн 2014, 21:51
М.Свечников
Вам надо разрешение от Патанджали делать добрые дела? ))

Добавлено позже: 30 июн 2014, 23:11

Патанджали - это не система "праведной жизни" с ее добрыми и недобрыми делами. Это система выхода из обыденного сегмента жизни. В Школе ВСБ такой выход реализуется на временной и регулярной основе (богу богово, кесарю кесарю, социум не покидаем, напротив обустраиваем его по возможности своими йоговскими добродетелями). В школе Патанджали выход планируется насовсем. Но торопежки конечно нет, это очень дооолгая история - по сутрам эту долготу можно почуйствовать и ею проникнуться. И самому перестать спешить. Все равно "гуны вращаются в гунах."

Re: Яма-нияма

Добавлено: 30 июн 2014, 22:50
Мифолог
М.Свечников писал(а):Но торопежки конечно нет, это очень дооолгая история - по сутрам эту долготу можно почуйствовать и ею проникнуться. И самому перестать спешить. Все равно "гуны вращаются в гунах."
Долгая дорога в гунах...)


Добавлено позже: 30 июн 2014, 21:58

Разбор ямы-ниямы по ХЙП от Игоря Беляева:
phpBB [media]

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 01:24
JuliettaM
О помощи ближнему своему...
Одна "саттвичная женщина" сказала мне однажды: "Ну что ты лезешь повсюду со своим желанием помочь? Ты пойми, что иногда человеку положено по карме его пройти через трудности и испытания, иногда ему необходимо время, чтобы осознать что-то, понять, измениться и тем самым "развязать кармический узел". А когда ты навязываешь готовый совет или решение, взваливаешь на себя его проблемы, в своем рвении помочь ему, тем самым ты и человеку карму портишь (ему придется снова и снова проходить эти трудности) и к себе притягиваешь подобные проблемы. Помогай лишь тогда, когда тебя просят об этом.
Не то, чтобы я напрямую последовала совету. Но свои желания "помощи ближнему" стала фильтровать основательно.

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 04:21
zulus7777
М.Свечников писал(а): В Школе ВСБ такой выход реализуется на временной и регулярной основе (богу богово, кесарю кесарю, социум не покидаем, напротив обустраиваем его по возможности своими йоговскими добродетелями). В школе Патанджали выход планируется насовсем. Н
To М.Свечников. Можно ли сказать, что яма и нияма, должны практиковаться только во время занятий йогой (пытаться, это делать в социуме ведь нереально).
А выполнение ямы и ниямы круглый год, возможно только тем, кто йогу практикует круглый год (как раннее в "школе Патанджали)?

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 04:27
Mykola
Voyager писал(а):И в яме-нияме и в 10 заповедях отсутствует прямое указание помогать ближнему своему...
Наверное не зря. Думаю, каждый может вспомнить собственный опыт, когда помощь оборачивается против "помогаемого".

Хочешь помочь старому - сделай за него.
Хочешь помочь молодому - научи его.
Хочешь помочь мастеру - отойди и не мешай.
Хочешь помочь дураку - сам дурак.

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 06:18
tapas
В общем то всё уже сказали выше, я предлагаю только перейти на уровень выше и вспомнить о том что любая утопия заканчивается в реале антиутопией. И дело не в идеях, просто так люди устроены. Сами то идеи вполне хороши - свобода, равенство, братство. Только на практике угнетаемые первые христиане со временем сами становятся угнетателями - горят костры инквизиции, Папа купается в роскоши и т.д. Коммунисты призывают к освобождению от феодализма и помещиков, но потом сами находят этот способ ведения сельского хозяйства наиболе эффективным - так появляются трудодни и бессрочные путёвки в тундру для всех несогласных.
Дарвин не врал, в человеке очень много от обезьяны, и как обязьяна homo sapiens способен обосрать любое чистое и светлое начинание.

Однако всё это воздухосотрясательства по типу "Ваша лирика против моей", давайте перейдём к физике то бишь практике, где твёрдость любой швабры на которую Вы наступаете ощущается вполне непосредственно. Мы ведь йоги, практики, нас это должно волновать в первую очередь. Так вот, если Вы читали ВСБ, то должны помнить что он отличается крайней утилитарностью и именно у него есть такие строки:

Если качественно взаимодействовать с полем, оно гармонизирует жизнь человека, выправляет все её перекосы и деформации, снабжает энергией. Но даже средней силы произвольное вмешательство в миропорядок, предпринятое на основе неграмотного обращения с методом йоги, «перекашивает» отдельные участки близко расположенной к личному сети, вызывая непредсказуемые последствия, в том числе и для того, кто это делает... Устранять же «перекосы» участков поля, связанных с чужой жизнью, – значит, нарушать целостность своего «сектора», и нужна исключительная сила, чтобы перенести это без ущерба

Аналогично и со вмешательством в судьбу. Даже если вам каким то образом «показали» наступление определённо нежелательного хода событий, предотвратить его нельзя, а если всё же попытаться, то он либо просто изменит «сценарий», либо каким то косвенным, и уже абсолютно непредсказуемым и не просматриваемым образом ударит по тому, кто пытается его изменить. Если без достаточной личной силы влиять на надвигающуюся ситуацию, пытаясь изменить направленность её развития, может произойти психическая либо материальная аннигиляция того, кто влияет. После этого естественный ход вещей восстанавливается в том же виде, что и до вмешательства, и всё идёт своим чередом, но уже без субъекта, факт исчезновения которого восстановил нарушенную конфигурацию «мировых линий» сети.


Посему наверное если Вы йог, то стоит забыть обо всём ибо уже за Вас где то и кем то решено как оно должно быть. Если всё таки чешется поспасать мир, то лучше тогда не пытаться совмещать это с йогой, ну так - на всякий. И если уж возьмётесь спасать, то без "любой ценой и вопреки всему", потому что есть вероятность что потомки не поймут и не оценят.

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 07:51
М.Свечников
zulus7777 писал(а):
М.Свечников писал(а): В Школе ВСБ такой выход реализуется на временной и регулярной основе (богу богово, кесарю кесарю, социум не покидаем, напротив обустраиваем его по возможности своими йоговскими добродетелями). В школе Патанджали выход планируется насовсем. Н
To М.Свечников. Можно ли сказать, что яма и нияма, должны практиковаться только во время занятий йогой (пытаться, это делать в социуме ведь нереально).
А выполнение ямы и ниямы круглый год, возможно только тем, кто йогу практикует круглый год (как раннее в "школе Патанджали)?
А давайте лучше я Вас спрошу.

Как Вы стали бы практиковать, скажем, ахимсу, скажем, сатью, скажем, сантошу - В СОЦИУМЕ? Алгоритмически.

Ведь если нет алгоритма, а имеется только смутное представление, то практика невозможна. (К примеру, у ВСБ в главе Начинающим изложен алгоритм асаны.) Есть ли у Вас алгоритм, последовательность действий при практике ямы-ниямы - хоть на коврике, хоть в социуме?

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 09:01
Mykola
Интересный вопрос - как практиковать и стоит ли? Нигде не встречал описания практик ямы-ниямы. Могли ли йоги древности "нарабатывать" эти принципы религиозными практиками и неким стереотипным образом жизни, которые были как нечто само собой разумеющееся и не нуждалось в описании?
ВСБ говорит, что в результате воспитания мы получаем необходимую моральную основу, но что делать тем, кому не повезло с воспитанием?

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 09:16
halasAnna
Mykola писал(а):ВСБ говорит, что в результате воспитания мы получаем необходимую моральную основу, но что делать тем, кому не повезло с воспитанием?
Дык, у Патанджали всё расписано во 2 главе.Читать, медитировать над каждой сутрой, в быту не забывать культивировать. Хотя последнее, на мой взгляд, труднейшая задача, всё время какой-нибудь чертик выскакивает [:)] .

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 09:26
Березина
Вопрос, действительно, интересный. Думаю, что основы принципов ямы-ниямы закладываются в человека генетически, как в любое другое живое существо) Вот только впоследствии взросления человека и под влиянием окружающей среды(семьи, общества) эти самые принципы трансформируются в ту или иную сторону, т.е. человек зачастую как бы теряет часть основных ориентиров своего нормального поведения. А если совсем не повезло с окружающей средой, особенно в детстве(проблемные семьи), то здесь часто трансформация этих принципов идет полным ходом и получается полная деградация человека(убийцы, насильники, наркоманы...) Так что вовремя понять это и начать культивировать хотя бы искусственно их, пока они не встроились естественным образом в жизнь, другого выхода нет...)
У каждого свои чертики, что поделаешь... [;]

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 09:32
М.Свечников
вот ведь говоруны ))) нет значит алгоритма? ну значит и о практике ямы-ниямы забудьте )) пусть она останется в рамках этики и этикета

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 09:43
vi13
Есть мнение, что яма-нияма по сути лишь набор рекомендаций или правил следование которым способствует практике и предотвращает возможные проблемы в социуме, проще говоря "все для фронта-все для победы". По поводу того что вытекает из совершенства в данных правилах, то определенно сутры написаны не для обычных людей и явно даже не для обычных йогов.
М.Свечников писал(а):вот ведь говоруны ))) нет значит алгоритма? ну значит и о практике ямы-ниямы забудьте )) пусть она останется в рамках этики и этикета
а как вы ее предлагаете практиковать?
возьмем например
"2.40 Благодаря чистоте возникает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими"

Очевидно что для 90-99%, как не чистись оно не возникнет, если его уже не было. То же самое с курильщиками, все прекрасно знают что вредно и т.д. и все равно курят. Можете даже цветные картинки показывать как на пачках, опять же для подавляющего большинства пофиг))

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 09:53
М.Свечников
да я тоже ни черта не знаю, помолчу лучше
антар-моуна )
может Аня объяснит немного?

Добавлено позже: 1 июл 2014, 10:59

Я лучше вот что поясню

Когда есть проблема, в нее надо упереться рогом, стать глупым как ребенок и задать себе самые простые вопросы по поводу проблемы
Походить с ней, пожить, помучаться

А вы знаете слова и щетаете что умеете... Нехорошо. Патанджали не одобряэ ) Он кстати многозначительно и не раз писал про эту шабда-пратьяйа-джньяну (знание слов и контекстов)

Если умничать - это называется джняна-вритти ))

Итак?...

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 10:08
tapas
Березина писал(а): А если совсем не повезло с окружающей средой, особенно в детстве(проблемные семьи), то здесь часто трансформация этих принципов идет полным ходом и получается полная деградация человека(убийцы, насильники, наркоманы...)
Тут скорее не деградация идёт полным ходом а люди более непосредственные в своих проявлениях и менее осторожные. Знаю n-ое количество людей из вполне благополучных семей которые способные проявить себе огого как, при соответствующем стечении обстоятельств. Со стороны же это вполне "милые люди". Правда спиной к ним лучше не поворачиваться если что... а так - няшки, как котята. Причём думаю что это не мой персональный опыт, или впечатления, или искажения восприятия. Вы сериал "Игра Престолов" смотрели? Там среди действующих героев не так уж много явных дегенератов, есть конечно и отморозки, и плод инцеста, но и вполне "нормальных" хватает. А страсти бушуют шекспировские и последствия у этих страстей не меньше чем у того что творят дети из неблагополучных семей.

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 10:33
vi13
М.Свечников писал(а): стать глупым как ребенок и задать себе самые простые вопросы по поводу проблемы
Походить с ней, пожить, помучаться
то можно прийти примерно к тем же заключениям, что и люди поумнее до вас и давно [cb]
мне кажется, главная суть любой проблемы не в наличии ответов и решений, а в их принятии и готовности с этим что-то делать, равно как и наличия самой проблемы)

Re: Яма-нияма

Добавлено: 1 июл 2014, 10:39
zulus7777
М.Свечников писал(а):
Как Вы стали бы практиковать, скажем, ахимсу, скажем, сатью, скажем, сантошу - В СОЦИУМЕ? Алгоритмически.
To М.Свечников.
ИХМО. В социуме яму нияму, практиковать невозможно и даже пытаться не стоит, в йоге одни правила в социуме другие [:(]

На коврике - использовать как принципы выполнения практики, например
Ненасилие - делать асаны без болевых ощущений, слушать свой организм и т.п.

А алгоритм выполнения ямы и ниямы отдельно от асан и т.д. не могу представить [:)]