Можно провести некую аналогию с буддисткой традиций, тогда данные определения вызывают определенные сомнения, скажем-
Дхьяна – созерцание.
Самадхи – единение, слияние. Необходимо отметить, что значение этого термина в литературе по йоге обычно разъясняется настолько туманно и с таким благоговейным трепетом, что создаётся ощущение чего-то практически недостижимого. Тем не менее, с лингвистической точки зрения Самадхи – это единение, что в применении к йоге можно истолковать как «самозабвенное созерцание», при котором субъект не ощущает себя отдельным от объекта, и аналог которого в обыденной жизни – полное слияние с выполняемой деятельностью, что по-видимому хоть раз в жизни испытывал каждый при занятии любимым делом, теряя ощущение времени, не чувствуя голода и усталости. Также стоит отметить, что мистическое «самадхи» или «махасамадхи», которого якобы достигают умирающие йоги, является не чем иным, как поэтическим описанием процесса смерти (слияние со своим первоисточником, с породившей нас природой), и прямого отношения к элементу Самадхи в восьмигранной йоге Патанджали не имеет.
Можно сказать что каждый переживал созерцание, скажем на берегу море, погожим деньком когда светит солнышко, волны мягко плещутся, солнышко приятно пригревает, внимание не сосредоточенно ни на чем конкретно, мыслей нет, а если и есть то они возникают и уходят не нарушая состояние. Такое состояние называет МИТОПХА, или НИРВАНОКАЛЬПА еще, в дзен подобное восприятие является САМАДХИ. В основе этого переживания находится ПУСТОТА УМА, традиционная тренировка - ШИНЭ, ШАМАТХА - однонаправленная концентрация, те ДХАРАНА, в общем можно сказать что если у практика сбалансированный расслабленный ум, комфортные ощущения в теле, то в общем сознание само тягатеет к подобным состояниям, когда их переживаешь то в общем четко понимаешь как скажем дзенские монахи могут вести такую простую жизнь, в общем им даже оч хорошо если сердцем они склонны к монашеству, можно быть уверенным. Можно сказать что такое состояние находится за пределами мысли так-как в нем привычные умственные напряжения, шаблоны нас не отвлекают, не имеют над нами силы.
А вот самадхи не совсем так, или скорее совсем не так, самадхи это созерцание интегрированное с деятельностью. Те сначала переживание пустоты ума возникает как медитативные опыт, и стоит задача его сделать своим состоянием и пребывать в нем без отвлечения. Монахи ходят, работают пытая сохранять это состояние. Состояние увлеченности любимым делом = ПРЕБЫВАНИЕ В ОТВЕЛЕЧЕНИИ, не самадхи никакое вовсе. Самадхи не просветлениие, которое есть некий трансцендентный опыт, а сумма технологии, каждый может достигать его, пребывать в нем.
Не оч просто понять что подобные состояния вообще основаны на пустоте ума, кажется что пустота скорее относится к некому забытью что-ли, когда глаза закрыты и нет ни мыслей ни восприятия, и что это такая желаемая форма реализации, но это не так. Созерцание в общем то состояние для повседневной жизни, и когда всякие там аскеты 100 лет сидят в пещере в состоянии однонаправленной концентрации то это не считается благой реализацией, сулит дальнейшее перерождение в мирах без формы, не является освобождением.
ЧВН, на сколько я могу понять матчасть она тождественна состоянию йога-нидры, не забытье, а динамичное состояние, описывается как состояние за пределами сна (забытия), сновидения и бодрствования (ССС Йога-Нидра), скорее может уподоблена пребыванию в основе ума, скорее соответствует переживанию ясного света в тибетском буддизме, когда сознание уже есть, а ум еще не начал свою работу, и в этом состоянии имеет место быть ПРАТЬЯХАРА.
Здесь вероятно играет роль разница между буддийской традицией и йогой, йога скорее тяготеет к исследованию внутреннего, и тогда если применить стадии процесса ПРЯТЬЯХАРА и ДХАРАНА, те остановить мысли и отрубиться от ощущений, то будет ДХЬЯНА, и если потом не впасть в отвлечение или забытье, то у кого-то будет САМАДХИ, вот примерно такое-
http://www.liveinternet.ru/users/4856323/post228565839/" onclick="window.open(this.href);return false;
Это Нараяна в нидре, за пределами 3-состояний, но при этом целые миры порождает! Вот мне кажется такое это йогическое самадхи.
Касательно умирающих йогов, в буддисткой традиции считается что достичь освобождения при жизни невозможно (ну если ты не один из легендарных персонажей), в Тибетском буддизме утверждается возможность обрести освобождения в состоянии бардо, и именно нужно опознать ту самую свою истинную природу, материнский свет, когда она раскрывается в процессе перехода, и здесь слияние с объектом органов чувств (это отвлечение, двойственность, называть вовлеченность во что-то самадхи серьезная ошибка) ну просто гарантия попадания в сансару еще разок. Тут в общем понятийно очень тяжелый момент, тк ни исторический Будда Шакьямуни, ни йоги не давали учения о нейдвойствености. Эти учения есть в тантре и дзогчен, и в адавайте, и применительно к Патанджали говорить об этом некорректно в принципе. Те йога-практик умирать должен в ЧВН, в состоянии йога-нидры, те войти в самадхи за пределами бодрствования, сна и сновидения и так умереть, тогда я думаю это будет освобождение. Но это зыбкие моменты, аналогии не всегда хороши, любой же учение хорошо как путь и ведет куда-то, и не ведет никуда если его выворачивая интеллектуально и сравнивать с тем на что оно даже отдаленно не похоже.
Йога Нидра - божественное расслабление.
Обычно люди не расстаются со своими стрессами и проблемами даже во сне. Это - просто нидра. Но есть йога нидра, сон, свободный от бремени.
Когда сущность души отделяется от модификаций ума, когда бодрствование, сновидения и сон без сновидений устраняются с лица души, ее сияющий свет проникает в самосознание, пропитывая его высшим блаженством йога нидры.
Нидра (или сон) - всего лишь отдых и подобие расслабления для ума и чувств.
Йога нидра - высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака заточения. Тантра определяет йога нид-ру, как врата в самадхи.
Свами Сатьянанда Сарасвати