«Ступени» йоги. Теоретическая основа искажённого понимания
Добавлено: 21 фев 2012, 00:50
Ниже приводятся некоторые рассуждения, строго ИМХО. Как статья это слишком сыро, но мысли давно назрели. Надеюсь, будет полезно обсудить.
«Ступени» йоги как теоретическая основа искажённого понимания. Лингвистический анализ
В большинстве русскоязычных источников по йоге слово «аштанга» переводится как «восьмиступенчатая», после чего следуют высокопарные рассуждения, описывающие некие «ступени» йоги и порядок восхождения по ним.
«Я несколько лет занимаюсь йогой и сейчас уже осваиваю пятую ступень по Патанджали» – сказал как-то один адепт-самоучка, повергнув меня в замешательство.
Но если внимательно посмотреть в словари санскрита, можно обнаружить, что «анга» (अङ्ग) переводится в них как «часть тела», «конечность», «часть», «отдел», но ни в одном нет такого значения как «ступень» или чего-либо подобного по смыслу (для описания такого понятия имеется слово सोपान – «сопана», что означает «шаг», «ступень»). Следует также отметить, что в англоязычных источниках «аштанга» обычно переводится как eight-limbed или eight-fold (восьмичленная, восьмичастная, восьмигранная), что в точности соответствует изначальному смыслу этого слова. Но затем нередко следуют спекуляции о том, что на самом деле это не что иное, как ступени, по которым необходимо последовательно взбираться к вершинам йоги.
Никто не отрицает, что Патанджали был человеком грамотным – настолько, что его иногда пытаются отождествлять с другим Патанджали – лингвистом, автором обширного комментария к индийской грамматике Панини. В свете этого тем более странными выглядят намёки на столь досадную ошибку в выборе принципиально важных терминов для описания раджа-йоги – буквально перепутал ноги, которыми ходят, со ступеньками, по которым ходят. Представление о ступенях создаёт теоретическую основу для многочисленных физкультурных направлений псевдо-йоги, которые якобы направлены исключительно на освоение «ступени» Асана и потому могут целиком игнорировать медитативные компоненты системы.
В действительности же значение слова «аштанга» указывает на некую структуру из восьми достаточно равноправных и неразрывных частей, образующих целостную систему. Это позволяет выдвинуть следующую гипотезу:
Все компоненты восьмичастной йоги должны присутствовать в практике одновременно.
Но прежде, чем описать каким образом это возможно, давайте вспомним названия и проясним смысл каждого из восьми элементов раджа-йоги.
Яма – ограничения.
Нияма – предписания.
Яма и Нияма на первый взгляд могут показаться сводом моральных заповедей, но на самом деле таковыми не являются и имеют исключительно прикладное значение, подсказывая оптимальный способ взаимодействия с окружающим миром и с самим собой с целью создания благоприятных внешних условий для практики и соответствующего внутреннего настроя. Они также в полной мере применимы к самому себе во время практики (подробнее см. в книге М.Свечникова «Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги»). Таким образом эти две составляющие восьмичастной йоги всегда присутствуют при правильном выполнении любых техник.
Асана – положение. Также неизбежный компонент любых техник, что очевидно для любого облачённого в тело индивидуума.
Пранаяма – ????? Отстраняясь от привычных представлений о дыхательных упражнениях, просто переводим слово с санскрита: «прана» – «жизненная сила» или «дыхание», «аяма» – «растягивание». Получается «растягивание (замедление) дыхания» или в другом смысле – «растягивание (экономный расход) жизненной силы». Любой вариант перевода точно описывает происходящее во время практики йоги: спонтанное успокоение и замедление дыхания, а также минимизация энергетических затрат. Такая интерпретация позволяет обойтись без рассуждений о «контроле праны» и «контроле дыхания», противоречащих принципу ненасилия и дающих очередной повод для мистификации.
Пратьяхара – втягивание ощущений (отстранение от потока внешнего восприятия).
Дхарана – концентрация.
Дхьяна – созерцание.
Самадхи – единение, слияние. Необходимо отметить, что значение этого термина в литературе по йоге обычно разъясняется настолько туманно и с таким благоговейным трепетом, что создаётся ощущение чего-то практически недостижимого. Тем не менее, с лингвистической точки зрения Самадхи – это единение, что в применении к йоге можно истолковать как «самозабвенное созерцание», при котором субъект не ощущает себя отдельным от объекта, и аналог которого в обыденной жизни – полное слияние с выполняемой деятельностью, что по-видимому хоть раз в жизни испытывал каждый при занятии любимым делом, теряя ощущение времени, не чувствуя голода и усталости. Также стоит отметить, что мистическое «самадхи» или «махасамадхи», которого якобы достигают умирающие йоги, является не чем иным, как поэтическим описанием процесса смерти (слияние со своим первоисточником, с породившей нас природой), и прямого отношения к элементу Самадхи в восьмигранной йоге Патанджали не имеет.
Наибольшая путаница возникает из-за того, что слова, используемые для обозначение отделов/элементов/граней восьмичастной йоги, используются также для классификации йогических техник по группам – в зависимости от того, какой элемент целостной системы йоги наиболее явно выражен в данной группе техник. Это стоит рассмотреть подробнее.
Самая крупная группа техник йоги, это безусловно «асана». Рассмотрим для примера как происходит практика любой из асан, например пашчимоттанасаны: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (элементы Яма и Нияма), практикующий занимает определённое положение (элемент Асана, внимание: не путать с полной техникой данной конкретной асаны, включающей ВСЕ элементы), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма), отстраняется от всего внешнего (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на принятой форме (Дхарана), погрузиться в её созерцание (Дхьяна), вплоть до субъективного ощущения полного слияния с этой формой (не побоюсь этого слова – Самадхи). В данном случае отдельные техники различаются по элементу Асана, отчего они и получили соответствующее родовое название, но как видно из описания, выполнением этого единственного компонента восьмичастной системы асаны не ограничиваются.
Выполнение техник группы «пранаяма» происходит аналогичным образом. Например удджайи пранаяма: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (Яма и Нияма), практикующий занимает удобное положение (элемент Асана, в данном случае не имеет значения какая), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма этим оказывается уже реализован), создаёт условия для дальнейшего замедления дыхания и успокоения сознания (элемент Пранаяма углубляется за счёт целенаправленной работы с ним), отстраняется от всего внешнего (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на наблюдении процесса дыхания (Дхарана) и погрузиться в его созерцание (Дхьяна), вплоть до ощущения полного слияния с этим процессом (Самадхи).
Для полноты картины рассмотрим технику из группы «дхарана» – чидакаша дхарана: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (Яма и Нияма), практикующий занимает удобное положение (элемент Асана, неважно какая именно), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма), отстраняется от всего внешнего и даже от восприятия собственного тела – посредством техники кая стхаирьям (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на наблюдении собственных психических процессов в виде игры образов (Дхарана) и созерцать их (Дхьяна) до самозабвения (Самадхи).
Следует заметить, что в названиях йогических техник очень редко используются слова «дхарана» и «дхьяна», и никогда – «самадхи», хотя очевидно, что так называемые медитативные техники акцентируют именно эти элементы восьмигранной системы. Это ещё раз косвенно указывает на условность классификации техник йоги по наиболее характерным для них элементам и на необходимость избегать идентификации конкретных техник (или групп техник) с элементами раджа-йоги в их узком смысле.
Таким образом, предложенная гипотеза не находит явных противоречий и в силу отсутствия более разумных альтернатив может считаться верной. Необходимо лишь уточнить, что появление некоторых элементов восьмичастной системы во время практики наступает несколько позже, чем появление других, то есть происходит их постепенное «подключение». Но это принципиально отличается от прыжков по несуществующим ступеням до «высших уровней», воспеваемых невежественными мистификаторами от йоги.
«Ступени» йоги как теоретическая основа искажённого понимания. Лингвистический анализ
В большинстве русскоязычных источников по йоге слово «аштанга» переводится как «восьмиступенчатая», после чего следуют высокопарные рассуждения, описывающие некие «ступени» йоги и порядок восхождения по ним.
«Я несколько лет занимаюсь йогой и сейчас уже осваиваю пятую ступень по Патанджали» – сказал как-то один адепт-самоучка, повергнув меня в замешательство.
Но если внимательно посмотреть в словари санскрита, можно обнаружить, что «анга» (अङ्ग) переводится в них как «часть тела», «конечность», «часть», «отдел», но ни в одном нет такого значения как «ступень» или чего-либо подобного по смыслу (для описания такого понятия имеется слово सोपान – «сопана», что означает «шаг», «ступень»). Следует также отметить, что в англоязычных источниках «аштанга» обычно переводится как eight-limbed или eight-fold (восьмичленная, восьмичастная, восьмигранная), что в точности соответствует изначальному смыслу этого слова. Но затем нередко следуют спекуляции о том, что на самом деле это не что иное, как ступени, по которым необходимо последовательно взбираться к вершинам йоги.
Никто не отрицает, что Патанджали был человеком грамотным – настолько, что его иногда пытаются отождествлять с другим Патанджали – лингвистом, автором обширного комментария к индийской грамматике Панини. В свете этого тем более странными выглядят намёки на столь досадную ошибку в выборе принципиально важных терминов для описания раджа-йоги – буквально перепутал ноги, которыми ходят, со ступеньками, по которым ходят. Представление о ступенях создаёт теоретическую основу для многочисленных физкультурных направлений псевдо-йоги, которые якобы направлены исключительно на освоение «ступени» Асана и потому могут целиком игнорировать медитативные компоненты системы.
В действительности же значение слова «аштанга» указывает на некую структуру из восьми достаточно равноправных и неразрывных частей, образующих целостную систему. Это позволяет выдвинуть следующую гипотезу:
Все компоненты восьмичастной йоги должны присутствовать в практике одновременно.
Но прежде, чем описать каким образом это возможно, давайте вспомним названия и проясним смысл каждого из восьми элементов раджа-йоги.
Яма – ограничения.
Нияма – предписания.
Яма и Нияма на первый взгляд могут показаться сводом моральных заповедей, но на самом деле таковыми не являются и имеют исключительно прикладное значение, подсказывая оптимальный способ взаимодействия с окружающим миром и с самим собой с целью создания благоприятных внешних условий для практики и соответствующего внутреннего настроя. Они также в полной мере применимы к самому себе во время практики (подробнее см. в книге М.Свечникова «Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги»). Таким образом эти две составляющие восьмичастной йоги всегда присутствуют при правильном выполнении любых техник.
Асана – положение. Также неизбежный компонент любых техник, что очевидно для любого облачённого в тело индивидуума.
Пранаяма – ????? Отстраняясь от привычных представлений о дыхательных упражнениях, просто переводим слово с санскрита: «прана» – «жизненная сила» или «дыхание», «аяма» – «растягивание». Получается «растягивание (замедление) дыхания» или в другом смысле – «растягивание (экономный расход) жизненной силы». Любой вариант перевода точно описывает происходящее во время практики йоги: спонтанное успокоение и замедление дыхания, а также минимизация энергетических затрат. Такая интерпретация позволяет обойтись без рассуждений о «контроле праны» и «контроле дыхания», противоречащих принципу ненасилия и дающих очередной повод для мистификации.
Пратьяхара – втягивание ощущений (отстранение от потока внешнего восприятия).
Дхарана – концентрация.
Дхьяна – созерцание.
Самадхи – единение, слияние. Необходимо отметить, что значение этого термина в литературе по йоге обычно разъясняется настолько туманно и с таким благоговейным трепетом, что создаётся ощущение чего-то практически недостижимого. Тем не менее, с лингвистической точки зрения Самадхи – это единение, что в применении к йоге можно истолковать как «самозабвенное созерцание», при котором субъект не ощущает себя отдельным от объекта, и аналог которого в обыденной жизни – полное слияние с выполняемой деятельностью, что по-видимому хоть раз в жизни испытывал каждый при занятии любимым делом, теряя ощущение времени, не чувствуя голода и усталости. Также стоит отметить, что мистическое «самадхи» или «махасамадхи», которого якобы достигают умирающие йоги, является не чем иным, как поэтическим описанием процесса смерти (слияние со своим первоисточником, с породившей нас природой), и прямого отношения к элементу Самадхи в восьмигранной йоге Патанджали не имеет.
Наибольшая путаница возникает из-за того, что слова, используемые для обозначение отделов/элементов/граней восьмичастной йоги, используются также для классификации йогических техник по группам – в зависимости от того, какой элемент целостной системы йоги наиболее явно выражен в данной группе техник. Это стоит рассмотреть подробнее.
Самая крупная группа техник йоги, это безусловно «асана». Рассмотрим для примера как происходит практика любой из асан, например пашчимоттанасаны: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (элементы Яма и Нияма), практикующий занимает определённое положение (элемент Асана, внимание: не путать с полной техникой данной конкретной асаны, включающей ВСЕ элементы), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма), отстраняется от всего внешнего (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на принятой форме (Дхарана), погрузиться в её созерцание (Дхьяна), вплоть до субъективного ощущения полного слияния с этой формой (не побоюсь этого слова – Самадхи). В данном случае отдельные техники различаются по элементу Асана, отчего они и получили соответствующее родовое название, но как видно из описания, выполнением этого единственного компонента восьмичастной системы асаны не ограничиваются.
Выполнение техник группы «пранаяма» происходит аналогичным образом. Например удджайи пранаяма: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (Яма и Нияма), практикующий занимает удобное положение (элемент Асана, в данном случае не имеет значения какая), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма этим оказывается уже реализован), создаёт условия для дальнейшего замедления дыхания и успокоения сознания (элемент Пранаяма углубляется за счёт целенаправленной работы с ним), отстраняется от всего внешнего (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на наблюдении процесса дыхания (Дхарана) и погрузиться в его созерцание (Дхьяна), вплоть до ощущения полного слияния с этим процессом (Самадхи).
Для полноты картины рассмотрим технику из группы «дхарана» – чидакаша дхарана: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (Яма и Нияма), практикующий занимает удобное положение (элемент Асана, неважно какая именно), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма), отстраняется от всего внешнего и даже от восприятия собственного тела – посредством техники кая стхаирьям (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на наблюдении собственных психических процессов в виде игры образов (Дхарана) и созерцать их (Дхьяна) до самозабвения (Самадхи).
Следует заметить, что в названиях йогических техник очень редко используются слова «дхарана» и «дхьяна», и никогда – «самадхи», хотя очевидно, что так называемые медитативные техники акцентируют именно эти элементы восьмигранной системы. Это ещё раз косвенно указывает на условность классификации техник йоги по наиболее характерным для них элементам и на необходимость избегать идентификации конкретных техник (или групп техник) с элементами раджа-йоги в их узком смысле.
Таким образом, предложенная гипотеза не находит явных противоречий и в силу отсутствия более разумных альтернатив может считаться верной. Необходимо лишь уточнить, что появление некоторых элементов восьмичастной системы во время практики наступает несколько позже, чем появление других, то есть происходит их постепенное «подключение». Но это принципиально отличается от прыжков по несуществующим ступеням до «высших уровней», воспеваемых невежественными мистификаторами от йоги.