Страница 1 из 1

Словарь терминов Сутр Патанджали

Добавлено: 12 фев 2012, 09:04
Hg
Термины словаря взяты из книги Михаила Свечникова "Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги" и собраны в одной теме для удобства.


Абхинивеша – вечное желание жить
Авишеша – абстрактное состояние
Аклишта – «без клещей», интуитивный (резонансный) способ познания мира и действия в нем без трения и страданий
Алинга – «без лингамов», недифференцированное состояние, без торчащих концов, без видимых качеств, бескачественность, предельный уровень Пракрити, фон (1-45)
Ананта – бесконечность
Ананта самапатти – отождествление с фоном, уход от ощущений в теле
Анга – часть
Апариграха = вайрагья, отстраненность от «подарков», возникающих в практике и в жизни
Асана – удобное устойчивое положение
Асмита – Я-чувство, Я-сознание
Астейя – нестяжание, не жадность
Атман – «а-тьма», не-тьма, свет простого внимания, массив простого внимания, накапливаемый в практике самапатти (беспрепятственного слияния) (1-47)
Ахимса - ненасилие
Аштанга, ашта-анга – «состоящая из 8 частей»: яма-нияма-асана-пранаяма-пратьяхара-дхарана-дхьяна-самадхи

Брахмачарья – сохранение сил
Буддхи – форма спокойного сознания
Бхога – «пища», мирской опыт

Васана – индивидуальная особенность характера; привычные фрагменты восприятия
Вивека кхьятех – различающее осознание, еще одна («срединная») сторона нарабатываемого йогой ресурса, наряду с дридха бхуми (прочное основание - аспект Пракрити) и ритамбхарой (нездешняя мудрость - аспект Пуруши)
Вишеша – конкретное состояние
Вритти – «вихри», колебания сознания, мысли, настроения, грубые состояния

Гуны – «гон», движущие элементы бытия: инерция, активность и гармония, внутренний троичный движок сознания и тела: 1) раджас (раж, активность) 2) саттва (свет, ясность) 3) тамас (томность, инертность)

Двандва – двойственность, колебания гомеостаза
Дридха бхуми – прочное основание, силовой фундамент для дальнейшей практики (1-14)
Дхарана – глубокая сосредоточенность на объекте
Дхарма – элемент (описания) системы, бытия; естественный закон
Дхарма-мегха-самадхи – состояние, в котором дхармы (элементы) перестают быть жестко сцепленными, становятся мягкими, возникает не монолит, а облако дхарм, высший аналог релаксации
Дхьяна – измененное состояние внимания, медитативное сверхтонкое внимание, автоматическая сосредоточенность

Зрящий – Пуруша («парящий»), созерцательный аспект психосоматики (психики и тела)

Индрии – органы восприятия и действия (числом 11, включая ум)
Ишвара – идеал йогина
Ишвара пранидхана – поклонение высшему, смирение перед неведомым, отказ от диктовки эго

Йога – «иго» благодатных самоограничений, методика 1) прекращения страданий 2) выхода из колеса перерождений (сансары)

Кайвалья – освобождение от кармы, завершение всех дел на колесе сансары, «момент снятия» с этого колеса, прекращение связи Пуруши и Пракрити
Карма – «корма», груз незавершенных дел, причинно-следственные цепи, вынужденные необходимости
Каста – слой общества
Клеши – «клещи», 5 частей (неведение, эгоизм, влечение, отвращение, жажда жить) несовершенного когнитивного (познавательного) механизма, несовершенный механизм движения по колесу сансары
Клишта – «с клещами», болезненный, с трением, способ познания мира и действия в нем
Крама – «рама», кажущаяся стабильность; невидимые, незаментные изменения, глубинные тенденции; например ежедневная практика йоги – паринама, а запускаемые ею изменения – крама; (конкретно в 4-33 – тенденция по выходу из сансары)

Лингаматра – состояние как чистая идея

Мантра – молитва или звук нараспев

Нирбиджа – состояние, не нуждающееся в вышеуказанных якорях и опорах, кайвалья, ожидание перехода в другой мир, на другой уровень лилы (космической «игры») (1-51)
Нирвитарка – абстрагирование от внешней стороны вещей и ассоциаций, связанных с ней
Нирвичара – абстрагирование от «чар», от внутренней стороны вещей и ассоциаций, связанных с ней
Ниродха – «непорождение», выключение
Нияма – умение договариваться с собой, «собираться на дело»

Паринама – «перемена», видимые изменения
Пракрити – «основа действия», материя, природная сила
Пранаяма – регулировка специальных режимов дыхания
Пратьяхара – пограничное состояние, в котором выключаются все ненужные реакции на внешне
Пуруша – «парящий», Дух, духовная (совершенно неподвижная относительно пракрити) часть человека

Ритамбхара – «нездешняя мудрость», возникающая в свете Атмана (1-48 )

Сабиджа – «с биджей», биджа – 1) зерно, якорь, удерживающий в этом мире 2) идея йогического пути как опора практики (1-46)
Савитарка – «с витаркой», витарка – «в таре», в упаковке, восприятие внешней стороны вещей
Савичара – «с вичарой», вичара – «в чарах», быть очарованным внутренней стороной вещей
Самадхи – состояние устойчивого покоя, недвижения, парадоксальным образом йога с покоя начинается и им же заканчивается – на более глубоком (или высоком) уровне
Самапатти – «само-путь», беспрепятственное отражение объекта, вбирание его качеств, слияние с объектом без потери своей сущности, поскольку в уме не остается искусственных границ, он становится беспредельным, текучим вместе с вниманием, восприятие теряет заранее заданную структуру; состояние, позволяющее максимально впитывать «бхогу»; недискурсивное состояние (без рассуждений)
Самскара – впечатление, впрессованное в психику и влияющее на поведение из подсознания
Сампраджнята – «сам себе мудрец», состояние самодостаточности (сантоши) (1-17)
Самьяма – инструмент сверхбыстрого постижения, вычерпывания бхоги
Сансара – колесо рождений, смертей и новых смертей с целью обогащения бхогой (опытом)
Сантоша – довольство тем, что есть
Сатья – правдивость, не врать себе
Свадхьяйя – самоизучение, внимательность, база опытных данных; проработка текстов, помогающих самоизучению
Сиддхи – необычные способности, достижения

Тапас – 1) регулярная практика 2) развивающие нагрузки

ЧВН = «читта вритти ниродха», состояние сознания, в котором превалирует созерцательный покой (неделание)
Читта – «читающее», сознание, живой дисплей мыслей и эмоций, на котором отражаются как внешние восприятия, так и внутренние (идущие от психики)

Шауча – чистота тела и опустошенность от мыслей и эмоций

Яма – умение договориваться с внешним миром

Re: Словарь терминов Сутр Патанджали

Добавлено: 28 мар 2013, 18:57
dangur
Те или иные древние корни сохранились лучше в разных индоевропейских языках, и, соответственно, для нахождения понятного "перевода" терминов сутр (и других источников на санскрите), имхо, хорошо использовать не только русский. Один только общеизвестный английский добавляет немало аналогий.

Пуруша - Pure (англ), Pur (нем) - чистый; беспримесный. "Пюреша" так сказать)

вихрю Вритти можно поставить в соответствие слово writings - "записи, письма". Записи - как программы для читающего (в том числе и их) Читты.

Re: Словарь терминов Сутр Патанджали

Добавлено: 1 апр 2013, 17:55
Ginger
А что... красиво [:)]
Ниродха у меня ассоциируется с английским neither of (ни один из...)

Читта Вритти Ниродха - такое состояние, в котором не читается ни одна из записей (кто читает и что пишется на экране сознания - читайте у Михаила Сергеевича).
Немного смахивает на метод Задорнова, но почему бы и нет? И мнемонически запоминается, и из тесных рамок русского языка выходим - как в словах, так и в обратном порядке их построения в предложении.

Re: Словарь терминов Сутр Патанджали

Добавлено: 1 апр 2013, 19:38
dangur
Ну для перевода ниродхи как раз славянские языки подходят больше)

В задорновщину легко скатиться, увлекшись, да.

Re: Словарь терминов Сутр Патанджали

Добавлено: 12 окт 2015, 00:49
Streek
а зачем эти термины..пардон..если индусы все взяли от гипорборейцев котрые говорили на русском?

Re: Словарь терминов Сутр Патанджали

Добавлено: 15 ноя 2015, 09:07
ficus
Hg:
Васана – индивидуальная особенность характера; привычные фрагменты восприятия
Васана - это желание.