Сутры Патанджали. Колесо Сансары.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

видимо, Патанджали был не в курсе насчет Вашего "нравится" :D
да господи, всему свое время, время сансаре, время нирбидже...

раз грозился про Гиту - значит придется покопаться в ней :cry:

про искушенность в действиях - вся Третья глава у Патанджали, ИМХО
почему Патанджали и предупреждает упрямо: не застревайте в сансаре, поскольку видимо такой кайфффф быть искушенным мастером...
Заметьте, не я, а Патанджали предупреждает, мне-то как до Луны, я лишь логический инструмент в данном случае

а про клешаногую искушенность вроде неинтересно, и так полно всего написано
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а): Заметьте, не я, а Патанджали предупреждает,
А вот здесь нужно семь раз отмерить, чем... :D
via negativa
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

Идиотский вопрос - а что интересно стоит за предложениями просветленных выдернуть из социума? Никому такое не предлагали? :)
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

тут, главное, следовать велению сердца :wink:
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а):тут, главное, следовать велению сердца :wink:
На самом деле вас очень интересно читать!
Правда, когда клоните в зазеркалье (вслед ли за Патанджали?) - нифига не понятно... оно и правильно, кстати! :D 8O
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

читайте матчасть внимательно, выводы делайте сами...
боюсь, Олег, ваши сомнения основаны не на внимательном изучении и размышлении, а на классовом чутье 8)
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Третья глава. Вибхути-пада. Сила и ее проявления.
Литературный перевод

( 8) ) М.С.Свечников, 02.2010, Школа йоги Виктора Бойко

***
3-1 Удержание объекта умом – дхарана
3-2 Когда внимание становится непрерывным – дхьяна
3-3 Когда отпадают описания объекта – самадхи

Комментарий. Не такая уж проблема удерживать объект умом, однако долгое непрерывное внимание на объекте, когда внимание становится текучим как жидкое масло, это уже измененное состояние сознания. Исчезновение всяких ассоциаций и соображений относительно объекта и его свойств позволяет непосредственно воспринимать «свет», который в объекте. Этот свет суть внимание, помещенное тобой в объект, ведь без твоего внимания объекта для тебя не существует. Человек сталкивается в самадхи с самим собой, с отделенной когда-то частью себя и помещенной в объекты внешнего мира. В этот внешний мир включены и внутренние феномены сознания – ведь все это пракрити, гуны, изменчивость.

***
3-4 Совместно эти три стадии обозначаются как самьяма
3-5 Она позволяет познавать объекты на ином уровне
3-6 И имеет многогранное применение

Комментарий. Акцентируется прикладной характер самьямы. Долгая проработка, навык оставления системы человека в полном покое (пратьяхара) сменяются неудержимым избытком накопленной силы, ресурса. Можно сказать, что бассейн покоя наконец наполнился, покой-ресурс выходит из берегов и превращается в силу, на острие которой – самьяма.

***
3-7 Эти три анги йоги – внутренние по отношению к предыдущим
3-8 Но и они внешние по отношению к нирбиджа (самадхи без семени)

Комментарий. Почему они внешние? Чем принципиально отличается нирбиджа от самьямы? Самьяма – венец усилий в нашем мире, пиршество духа, лебединая песня, последний бал. Нирбиджа – уже на ничейной земле, это ожидание трансформации гусеницы в бабочку. «Исполненный бхоги» Пуруша вбирает в себя все свои лапки и замирает в ожидании перехода, выхода из сансары.

***
3-9 Когда нет вовлечения в мышление и обычный ход вещей, возникает тишина (ниродха)
3-10 Ее невозмутимое течение становится привычным
3-11 Рассеянность спадает, однонаправленность растет, сознание устремляется в самадхи
3-12 Когда этот подъем выравнивается, сознание становится совершенно однонаправленным

Комментарий. В сущности кратко описывается итог проработки методов Первой и Второй глав. Подъем, прогресс выравнивается, выходит на плато, практика становится рутинной, не происходит ничего особенного, эффекты-сбросы угасают. Чистить, прорабатывать больше нечего. Бассейн покоя заполнен.

***
3-13 В этом причина перемен в индриях (органах познания и действия), меняются их свойства и скорости
3-14 Система (дхармин, носитель дхармы) начинает соответствовать своему внутреннему закону (дхарме)
3-15 Изменение глубинных связей (крама) приводит к новым внешним проявлениям (паринама)

Комментарий. Система человека кардинально сдвигается в сторону врожденной гармонии, к раскрытию всего врожденного потенциала.
Дхарма – внутренний закон системы, дхармин – носитель этой дхармы, то есть сам человек. То есть при регулярном выходе «на плато», носитель со временем начинает соответствовать внутреннему закону своей психосоматики, ее врожденной гармонии.
Крама – это глубинная последовательность изменений (цепочка причин), паринама – видимая, поверхностная цепочка перемен-следствий.
У обычного человека крама представляет собой инерцию движения клеш и накопленной на них кармы. Что и порождает «броуновское движение» человека в обществе.
У йогина крама резко сдвинута к дхарме-закону-гармонии, соответственно и цепочки следствий сильно отличаются от повсеместных.


Шлоки 3-1 – 3-15 кратко описывают свойства системы человека, прочищенной, проработанной с помощью практики йоги. Тело фактически не ощущается, оно более не помеха, с ним нет никакой войны, оно полно сил и всецело поддерживает однонаправленное быстрое сознание с раскрытыми возможностями фокусировки (от бесконечно большого до бесконечно малого, 1-40). Но при этом обозначена и точка выхода (нирбиджа) из этой бесконечно привлекательной ситуации…

(to be continued)
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а):а на классовом чутье 8)
:D Спасибо! Так оно и есть.
А.Смит писал(а):Но при этом обозначена и точка выхода (нирбиджа) из этой бесконечно привлекательной ситуации…[/i]

(to be continued)
Это что же получается? С одной стороны человек достигает оптимального уровня жизнедеятельности (гармонии), а с другой, готовится (или в принципе готов) к смерти?
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

ага, смотрю начало доходить, я рад; именно это и получается, только смерть смерти рознь - согласно Патанджали, конечно 8)

есть смерть, чтобы вернуться в сансару, есть "смерть", чтобы выйти из сансары (и именно в цвете сил - какая жаль!) - а вот куда, большая загадка, да и к чему нам знать, все равно это неописуемо - другие правила, другая сансара, другой уровень игры

но если хотите, можно в нирвану верить - какая разница?

"этот мир исчезает для достигнувшего, для других он остается" (2-20?)
Я погрузился в самое себя и установил контакт с подсознанием. Оно выглядело как симпатичный бассейнчик, переливающийся разными цветами и огнями. Я спросил его первое, что пришло в голову: «Почему ты грустишь?» И вдруг понял, что это ОНО спросило МЕНЯ. От такого осознания все во мне замолкло. Я-то думал, что смотрю на него, а это ОНО смотрело на меня изучающе и с любопытством. Прошла пауза. «Не грусти» - сказало ОНО. – «Не о чем грустить». И подмигнуло всеми своими огнями.
За это сообщение автора А.Смит поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
La gente esta muy loca
литлбиг
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 8 апр 2009, 04:38
Откуда: t-sk
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 104 раза

Сообщение литлбиг »

А.Смит писал(а):Первая глава. Самадхи-пада. Глава о покое
Литературный перевод

ОМ!
1-1 Вот наставление в йоге
* * *
1-2 Йога суть выключение (ниродха) активных программ сознания (читта вритти)
1-3 Тогда Зрящий проявляется в своей истинной форме
1-4 В остальное время захваченность программами (вритти)
* * *

( 8) ) М.С.Свечников, 2010
Смотрится также вариант
1-1 Вот наставление в йоге
* * *
1-2 Йога суть управляющей деятельности сознания выключение.
1-3 Тогда Зрящее (существо-зрящее) проявляется в своей чистой форме
1-4 С управляющей деятельностью сознания (человек-разумный) прежде отождествленное.
* * *
+++
Успехов
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

нет! на это я пойтить не могу! мне надо посоветоваться с шефом... Михал... Иванычем...
что ж, вполне... земное эхо солнечных бурь... каждый желающий может для себя сгенерить по подстрочнику удовлетворяющий его перевод

литлбиг, но это же у вас не литературный перевод! а вариант подстрочника... где вы там витаете? :evil:
Ты, Семёнов, делай что хочешь... Но баркас мой со дна достань!!!
Последний раз редактировалось А.Смит 19 фев 2010, 14:00, всего редактировалось 3 раза.
La gente esta muy loca
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

Миша это истина тока шо была ты не разглядел, она успехов пожелела, типа что вы там копаетесь? Подтягивайтесь, всё просто, вот она я какая.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Да, Вова, пожалела она успехов, это точно, пора к ларьку подтягиваться... :D
La gente esta muy loca
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

1-51 когда свершается ниродха самой ниродхи, это нирбиджа самадхи
Ниродха ниродхи - это когда не надо больше пытаться укусить себя за локоть, чтобы понять, что он у тебя есть. :D
I know ... yoga?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Третья глава. Вибхути-пада. Сила и ее проявления.
Литературный перевод
( 8) ), М.С.Свечников, 02.2010, Школа йоги Виктора Бойко

* * *
3-1 Удержание объекта умом – дхарана
3-2 Когда внимание становится непрерывным – дхьяна
3-3 Когда отпадают описания объекта – самадхи

Комментарий. Не такая уж проблема удерживать объект умом, однако долгое непрерывное внимание на объекте, когда внимание становится текучим как жидкое масло, это уже измененное состояние сознания (ИСС). Исчезновение всяких ассоциаций и соображений относительно объекта и его свойств позволяет непосредственно воспринимать «свет», который в объекте. Этот свет суть внимание, помещенное тобой в объект, ведь без твоего внимания объекта для тебя не существует. Человек как бы сталкивается в самадхи с самим собой, с частью себя, отделенной когда-то и помещенной в объекты внешнего мира. В этот внешний мир включены и внутренние феномены сознания – ведь все это пракрити («причина сделанного»), гуны («гон»), изменчивость.

* * *
3-4 Совместно эти три стадии обозначаются как самьяма
3-5 Она позволяет познавать объекты на ином уровне
(в силу своей тонкости, проницательности, длительности)
3-6 И имеет многогранное применение

Комментарий. Акцентируется прикладной характер самьямы. Долгая проработка, навык оставления системы человека в полном покое (пратьяхара) сменяются неудержимым избытком накопленной силы, ресурса. Можно сказать, что бассейн покоя наконец наполнился, покой-ресурс выходит из берегов и превращается в силу, на острие которой – самьяма.

* * *
3-7 Эти три анги (грани) йоги – внутренние по отношению к предыдущим
3-8 Но и они внешние по отношению к нирбиджа (самадхи без семени)

Комментарий. Почему они внешние? Чем принципиально отличается нирбиджа от самьямы? Самьяма – венец усилий в нашем мире, пиршество духа, лебединая песня, последний бал. Нирбиджа – уже на ничейной земле, это ожидание трансформации гусеницы в бабочку. «Исполненный бхоги» Пуруша вбирает в себя все свои лапки и замирает в ожидании перехода, выхода из сансары.

* * *
3-9 Когда нет вовлечения в мышление и обычный ход вещей, возникает тишина (ниродха)
3-10 Ее невозмутимое течение становится привычным
3-11 Рассеянность спадает, однонаправленность растет, сознание устремляется в самадхи
3-12 Когда этот подъем выравнивается, сознание становится совершенно однонаправленным

Комментарий. В сущности кратко описывается итог проработки методов Первой и Второй глав. Подъем, прогресс выравнивается, выходит на плато, практика становится рутинной, не происходит ничего особенного, эффекты-сбросы угасают. Чистить, прорабатывать больше нечего. Бассейн покоя заполнен.

* * *
3-13 В этом причина перемен в индриях (органах познания и действия), меняются их свойства и скорости
3-14 Система (дхармин, носитель дхармы) начинает соответствовать своему внутреннему закону (дхарме)
3-15 Изменение глубинных связей (крама) приводит к новым внешним проявлениям (паринама)

Комментарий. Система человека кардинально сдвигается в сторону врожденной гармонии, к раскрытию всего врожденного потенциала.
Дхарма – внутренний закон системы, дхармин – носитель этой дхармы, то есть сам человек. При регулярном выходе «на плато», носитель со временем начинает соответствовать внутреннему закону своей психосоматики, ее врожденной гармонии.
Крама – это глубинная последовательность изменений (цепочка причин), паринама – видимая, поверхностная цепочка перемен-следствий.
У обычного человека крама представляет собой инерцию движения клеш и накопленной на них кармы. Что и порождает «броуновское движение» человека в обществе.
У йогина крама резко сдвинута к дхарме-закону-гармонии, соответственно и цепочки следствий сильно отличаются от общеизвестных.


Шлоки 3-1 – 3-15 кратко описывают свойства системы человека, прочищенной, проработанной с помощью практики йоги. Тело фактически не ощущается, оно более не помеха, с ним нет никакой войны, оно полно сил и всецело поддерживает однонаправленное быстрое сознание с раскрытыми возможностями фокусировки (от бесконечно большого до бесконечно малого, 1-40). Но при этом обозначена и точка выхода (нирбиджа, 1-51) из этой бесконечно привлекательной ситуации…

* * *
3-16 Тройная самьяма в отношении перемен дает знание прошлого и будущего
3-17 Самьяма в отношении различения слов, значений и идей дает знание речи всех существ
3-18 Прямое восприятие самскар дает знание прежних рождений
3-19 И знание содержания других умов

Комментарий. Идущий до конца главы список необычных способностей (сиддх) весьма разнообразен. Есть способности, аналоги которых мы наблюдаем в своей жизни, то есть это развитие известного. Есть совершенно невиданные вещи (3-46). Условно можно разделить сиддхи на две категории: знания (информативный блок) и умения (реализационный блок). Что вполне соответствует обычной парадигме: сначала знание, потом сила.
Самьяме присуще всепроникающее внимание, бесструктурное восприятие. Обычное восприятие нарублено очень крупными кусками, ассоциированными с целыми блоками стандартных состояний (например, обида, ревность, хорошо, плохо, больно, мерзну…). Поэтому внимание не может проникать вглубь вещей, а прыгает по «поверхности», по знакам этих вещей. Естественно и прошлое ему недоступно, тонкие причинно-следственные нити забаррикадированы эмоциями и стереотипами, точно так же с будущим, хотя в настоящем находятся концы как того, так и другого (ср. 4-12). Тонкое же внимание, нарабатываемое в практике, тренируется в самьяме ухватывает вещи как они есть, без наворотов.


* * *
[3-20 Никогда не пользуйся этим ради выгоды] – эта шлока иногда опускается

Комментарий. При всей завлекательности расстилаемой скатерти-самобранки с сидххами знание, получаемое в самьяме, влечет за собой чудовищную ответственность. Узнав что-то о чем-то (о сроках смерти или катастроф, скажем), вы встаете перед выбором – влиять на ситуацию или оставить все как есть. Организму, не обожженному многолетними тапасом и практикой, эта ответственность не по силам и ни к чему, поэтому забредший в самьяму (тонкое состояние внимания) неофит пулей вылетает из такого ИСС (измененного состояния сознания) или просто наслаждается безобидными (но бесконечными) восприятиями простых вещей: деревьев, снега, тела…

* * *
3-21 Самьяма в отношении формы тела позволяет стать невидимым
[3-22 И неслышимым, не воспринимаемым в качестве тела] – эта шлока иногда опускается
3-23 Самьяма в отношении кармы – быстрой и медленной – дает понимание знамений и знание срока смерти
3-24 Самьяма в отношении дружелюбия и прочего дает могущество
3-25 Самьяма в отношении силы слона дает его силу и другие силы
3-26 Управляя возникшей сверхчувствительностью, получаешь знание тонкого, скрытого, удаленного

Комментарий. Поскольку восприятие человека в самьяме свободно от стандартных готовых блоков, дружелюбие наконец может стать подлинным и не зависящим от, опять-таки, стандартных реакций объекта этого дружелюбия. Реализуется на новом уровне шлока 1-33. Коммуникация с миром обретает многократно большую реализационную силу – она теперь не имеет трения, страдательного аспекта (становится "аклишта", без клеш-клещей).
Проклассифицируем шлоки по знаниям и умениям: 3-21 – умение, 3-23 – знание, 3-24 – умение, 3-25 – умение, 3-26 – умение (управление) и как следствие знание.


* * *
3-27 Самьяма в отношении Солнца дает знание вселенной
3-28 Самьяма в отношении Луны – знание звезд
3-29 Самьяма в отношении Полярной звезды – знание движения звезд

Комментарий. Здесь двоякий смысл: 1) самьяма в астрономических исследованиях, возможно дающая картину, совершенное непохожую на привычно-научную; быть может, отсюда берет начало астрология 2) самьяма на тантрические символы: солнце = солнечный канал «пингала», луна = лунный канал «ида», полярная звезда = центральный канал «сушумна»; тогда вселенная = мир мыслей о внешних вещах и их познании, звезды = мир мыслей о внутренних реалиях, знание движения звезд = управление потоками мыслей.

* * *
3-30 Самьяма в отношении пупковой чакры дает знание системы тела
3-31 Самьяма на колодце горла – преодоление голода и жажды
3-32 Самьяма на курма-нади – неподвижность
3-33 Самьяма на свете головы – видение сиддх

Комментарий. Для запоминания (мнемотехники) этого блока можно соорудить простую «тантрическую» практику: пупковая чакра как блюдце (колесо, спираль), развернутое поперек тела… стенки-колодец, вырастающие от блюдца к горлу, трубка, канал… нить-фитиль-нади, визуализируемая в центре колодца… вспыхивающий свет-пламя в голове… невидимые сиддхи (высшие существа), привлекаемые этим светом…
Попробовали? А теперь прошу не увлекаться, см. 3-38. Тем более, что в обычном состоянии внимании это все не более чем приятные фантазии, воображение (см. 1-9). В режиме же самьямы возможно всё.


* * *
3-34 Но свет интуиции дает ВСЁ знание

Комментарий. Патанджали перемежает сиддхи конкретные с сиддхами абстрактными. Собственно интуиция совпадает по смыслу с самим состоянием самьямы, которое и дает все знание. Разве что известная нам интуиция имеет вероятностный характер (содержит ошибку), а самьяма позволяет знать весь расклад причин и возможных следствий до любого уровня подробности.
Вряд ли самьяме можно обучать, к ней нужно созреть.
Каким же образом возникает зрелость к самьяме?


* * *
3-35 Самьяма на сердце – знание читты (сознания)
3-36 Сознание, даже чистое, совершенно отлично от Пуруши; их кажущееся слияние (в силу авидьи) – для обретения бхоги (опыта); самьяма над самосущим принципом дает знание Пуруши
3-37 Тогда возникает интуиция, проявляющаяся в паранормальных свойствах слуха, осязания, зрения и вкуса

Комментарий. Если понимать под «сердцем» сердцевину, суть любого объекта, то и читта, рисунок ума, гармонизируется под эту суть. Видение сути безусловно дается тренировкой в объятьях бхоги (опыта), привыканием ко все более быстрому абстрагированию (пратьяхаре) от стандартных реакций и стереотипных оценок к живой сути явления, ситуации (3-36).
При этом суть, сердцевина явления вычленяется как некий самосущий, самоценный принцип, аналог твоего «собственного» Пуруши (3-37).
Наконец, как следствие выявления сути вокруг этой сути возникает необходимая периферия явления, воспринимаемая вниманием самьямы во всей ее тонкости (3-37).
Таким образом прокомментированный блок стихов выступает как единая и законченная конструкция.


* * *
3-38 Это отвлекает от (нирбиджа) самадхи, однако в миру – это полезные сиддхи

Комментарий. Ср. с 3-20, снова техника безопасности. Подчеркивается, напоминается принцип вайрагьи (отстраненности, 1-15): не застревайте, «проходите дальше, выше и будьте свободны». Ведь конечная цель – выход из сансары на другой уровень «игры»…
Вообще, принцип пустоты с практикой должен начать доминировать, это критерий верного движения в садхане. В частности, голова должна быть пустой, не забитой теориями, оценками и пр. Однако, это не тамасическая тупость, а саттвическая ясность, простой фонарь, освещающий, когда надо, сердцевину вещей.
См. также 3-8.


* * *
3-39 Ослабление связи с телом и умение двигаться без тела позволяют сознанию входить в другое тело
3-40 Овладение праной «удана» дает способность левитации и устраняет контакт с водой, терниями, грязью и прочим подобным
3-41 Овладение праной «самана» приносит сияние (жар)
3-42 Самьяма в отношении связи слуха и акаши (пространства) дает божественный слух
3-43 Самьяма в отношении связи тела и акаши – легкость хлопка и движение в акаше

Комментарий. Проведем простейшие доступные аналогии: 3-39 воображению это доступно вплоть до реальных ощущений; 3-40 собственно, возрастающий по мере практики тонус тела дает чувство легкости, тело буквально взлетает в перевернутых асанах, а человек – по лестницам; 3-41 тело по мере практики и тапаса становится теплым, не мерзнут ноги, на щеках проступает румянец; 3-42 возникает способность слышать тишину и «питаться» ею; 3-43 просматривается связь с 3-39 (движение) и 3-40 (легкость, левитация).
Самьяма на этих зачаточных возможностях удесятеряет их, делает реальными способностями (сиддхами) и открывает новые неописуемые грани.

Отметим, что самьяма выявляет и некие неведомые свойства акаши (грубо – пространства), точно так же как и времени (см. 3-53). В обычном же представлении пространство выглядит чисто условной абстракцией.

* * *
3-44 Реальная деятельность сознания вне тела называется великой бестелесностью, при которой разрушаются покровы света
(из доступных примеров: бесконтактное целительство, эмпатия как передача покоя (ср. 2-35); что касается разрушения покровов для света (интуиции), то покровами являются как раз стандартные монолитные блоки эмоций: жадности, ревности, гнева, равно как и т.н. положительные эмоции...)
3-45 Цель – проникновение тонкого в грубое, тогда достигается господство над материей
(самьяма – в отличие от поверхностного внимания и «крупнокускового» восприятия – обладает свойством проницательности)
3-46 Отсюда способности: уменьшение до мельчашего размера и другие, при этом совершенство тела и его функции не нарушаются
(без комментариев, аналоги неизвестны)
3-47 Идеальная форма, красота, мощь, крепость алмаза составляют совершенство тела

* * *
3-48 Самьяма в отношении собственной формы и целесообразности соединения с клешей «асмита» дает подчинение индрий (органов познания и действия)
3-49 Отсюда быстрота ума, внечувственное восприятие, управление на уровне праматерии
(ср. 3-37 – о том же)

Комментарий. Весьма любопытным представляется понимание 3-48 как постановку эго («асмита») на службу… чему? неумолимо движущемуся в сторону кайвальи процессу. Происходит финальное освоение собственной формы, вычерпывание бхоги с совершенно неведомого обыденности уровня бытия. Здесь же упоминание об управлении на уровне прадханы (смутно понимаемой теоретически как «первичная материя»), подчеркивается совершенно иной уровень (в том числе скоростной) преобразованных самьямой (см. 3-15) индрий.
И это становится возможным все по той же причине: происходит практическое освоение различения (вивека кхьятех, см. 2-28 ) между Пурушей (недвижением) и Пракрити (движением, изменчивостью). А именно:


* * *
3-50 Лишь различение сознания (в состоянии «саттва») и Пуруши дает всеведение и господство над всеми проявлениями
3-51 Такая отстраненность разрушает самое семя рабства и приносит абсолютное освобождение (кайвалья)

* * *
3-52 Не улыбайся горделиво, будучи признанным высокими существами, иначе рискуешь снова попасть в привязанность

Комментарий. По всему описанию сиддх равномерно (в начале, 3-20, в середине, 3-38 и в конце, 3-52 ) распределены три предупреждения, дабы практик не забыл о конечной цели – выходу из сансары (колеса перерождений).

* * *
3-53 Самьяма в отношении следования моментов времени порождает различение (Пуруши и сознания)
3-54 Таким образом различаются эти два, казалось бы, неразличимых объекта
3-55 Интуиция объемлет все объекты и все аспекты объектов СРАЗУ, без очередности; таково знание, рожденное различением
3-56 Саттвическое сознание, равное по чистоте Пуруше, приводит к абсолютной свободе (кайвалье)

Комментарий. Повторюсь: внимание в самьяме не скачет по крупно нарезанным кускам восприятия, а непрерывно течет. Так и время (есть ли оно само по себе для обыденности?) более не нарезается кусками от события к событию. Моменты текут непрерывно, что создает отчетливое чувство парения над воспринимаемым. Соответственно рождается неотождествление, уж слишком велик накопленный массив Атмана (простого внимания), за которым стоит присутствие Пуруши. Этот объем внимания, выражаясь в интуитивной способности, охватывает объекты целиком, не перебирая их свойства по очереди (ср. 4-18 ). Но это, конечно, должно стать экспериментальным фактом, а не выдумкой или теорией. Или просто быть принятым к сведению как гипотеза.
Кайвалья, выход из сансары (3-56) – венец всего естественного процесса. Позади оставляется и великолепие сиддх, ибо исчерпан для данного Пуруши весь возможный опыт (бхога) этого мира.


Подытоживая содержание Второй и Третьей глав, можно сказать, что во Второй главе практик учится отстаивать свою практику перед натиском внешнего (бхоги) и внутреннего (психика, память, самскары) миров. Попутно выясняя обширность, необозримость того опыта (бхоги), который ему предстоит исчерпать. А также уясняет невозможность этот опыт впитать с помощью механизма клеш. В Третьей главе практик оснащается инструментом самьямы, позволяющим быстро (даже слишком, приходится тормозить...) вычерпывать бхогу вплоть до тончайших уровней материи (пракрити) и утвердиться в ожидании перехода (кайвалье).
За это сообщение автора А.Смит поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Сообщение Calceteiro »

Хочу выразить благодарность за проделанную работу, Михаил.
Я распечатал на бумаге четыре главы в Вашем изложении: теперь могу читать сутры в доступном и применимым на практике варианте, до этого получалось применять лишь четыре шлоки.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Я рад.
Надо еще сделать комменты к Первой и Четвертой. В работе.
immozart
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 11:11
Откуда: Москва

Сообщение immozart »

Спасибо, Михаил! :)
Очень жду комментарии к другим главам!
Есть некоторые вопросы по отдельным местам - может, как-нибудь задам! По-тихоньку учу первую главу! 8)
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

Один из вспомогательных методов успокоения сознания описан в шлоке
1-35 Наблюдение за чувственными восприятиями доводит их до необычайной остроты и стабилизирует ум

Вообще в процессе практики обыденное мышление переходит куда то на подсознательный уровень, и процесс восприятия сам становится похожим на то, что в этой шлоке... Примерно в таком русле выполняются движения в БИ. Кажется в такой осознанности нужно жить по Кастаннеде. Вообще есть отрывочные намеки, что такое состояние само может привести к просветлению независимо от занятий по остановке колеса мышления.
Возникает интересный вопрос: насколько такое состояние имеет вспомогательный для просветления характер, или оно совершенно самостоятельное по сути. Описанные на этом сайте неудачные примеры спонтанного поднятия кундалини в БИ говорят в пользу всппомогательного характера...
Вообще, не из этой ли шлоки вытекает энергия Ци?
Последний раз редактировалось Voyager 24 фев 2010, 14:42, всего редактировалось 2 раза.
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Voyager писал(а):...1-35 Наблюдение за чувственными восприятиями доводит их до необычайной остроты и стабилизирует ум
...Возникает интересный вопрос: насколько такое состояние имеет вспомогательный для просветления характер, или оно совершенно самостоятельное по сути...
Если считать просветлением когнитивный режим "аклишта" (без страданий), то он не является финальной целью. Таковой является выход из сансары. "Просветление" не цель, а естественный результат очищения по методикам Второй главы (стал чистым от наворотов на клешах = стал "светлым", саттвичным, ровным).
Повышенная чувствительность может быть весьма болезненной (клишта). В шлоке же ИМХО имеется в виду развитие внимательности в направлении дхьяны (текучее как масло, непрерывное внимание, не скачущее по глыбам стереотипов). Занятие довольно специфическое и плохо совместимо с обычной социумной деятельностью, где как раз такими глыбами стереотипов и обмениваются (тогда имеет место "понимание" 8) ). Но если есть возможность уединяться, то такая тренировка весьма интересна.
Ответить