Сутры Патанджали. Колесо Сансары.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Колесо Сансары.

Сообщение А.Смит »

Приступаю к изложению учения о Колесе Сансары согласно Сутрам идеалиста Патанджали – да удостоимся мы касаться земли у ног его!

4-1 Многими средствами даются сиддхи
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути
4-4 Создаются сознания лишь благодаря опорной клеше асмита
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек

Пробежались?... теперь разберем.

4-1 Многими средствами даются сиддхи… Патанджали как бы подытоживает предыдущую третью главу, описывающую пиршество неординарных способностей, даруемых йогой после проработки (садханы)

4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити… Шлока двусмысленна: 1) практика йоги создает условия для притока пракрити, для создания прочного основания (дридха бхуми), нездешней мудрости (ритамбхары), различающего (между Пурушей и Пракрити) осознания (вивека кхьятих) 2) без практики йоги переход к «иной жизни» совершается в силу естественных причин – через смерть и новое рождение. Мы постоянно наблюдаем перед собой Колесо Сансары: они рождались, жили и умирали…
Патанджали вполне традиционен и разделяет учение о перевоплощении. Надо сказать, что в свете современных учений о коллективном бессознательном, это учение не сильно отличается от констатации сохранения и продолжения причинно-следственных связей даже после смерти. Рабочий инвариант для Колеса Сансары – клеша асмита (чувство Я), сохраняемая из воплощения в воплощение. В просторечии – душа. Иногда с душой отождествляют Пурушу, но в контексте данного изложения это не так. Пуруша («парЯщий») – вообще нечто иное для Колеса Сансары, это как бы ворота куда-то еще, на другой уровень игры.

4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути… Очень похоже на метафоры Кастанеды, у которого ужасающий напор пракрити (забыл как он у него называется) в конце концов разбивает скорлупки человека. Но можно и оседлать эту волну.

4-4 Создаются сознания лишь благодаря опорной клеше асмита… Далее фактура бытия на Колесе Сансары: асмита (душа) дает толчок к новому рождению (новому сознанию, новой попытке оседлать волну), это сознание вносит свою лепту в имеющуюся кашу жизненных вихрей (4-5), свои проекты, причем – брезжит возможность – есть удачные проекты, «рожденные в дхьяне»-медитации (4-6), не оставляющие следов, экологичные, сверхтекучие, не имеющие страдательных последствий… И посему «йогином стань, Арджуна», тогда все твои дела (карма) качественно изменятся (4-7), становясь очень короткоживущими в эгоистическом смысле. Совершенное действие, за которым следует полная непривязанность. Написал, допустим, человек хорошую книгу, и забыл о ней. Как Патанджали, верно, и знать не помнит про свои Сутры… или Лао-Цзы, написав книжечку по просьбе погранцов, отбыл в неизвестном направлении… Дело-то закипело, но сам зачинщик от него ускользнул, в нем уже нет нужды. Суть когнитивного режима аклишты – ускользание не от дел, а от лишних дурацких последствий вроде славы.

Итак, эти три шлоки уже охвачены чуть выше:
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная

4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами… Васаны – это в сущности индивидуальный набор особенностей, характер. Что для обычного человека, что для йогина. Только вот обычный чел вязнет в сансаре своим клешаногим механизмом, а йогин все более успешно парит над сансарой вплоть до полного отрыва. В свойственной только ему неповторимой индивидуальной манере (в-асане).

4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же… Формы – суть душа, асмита, базовый гвоздик, порождающий новые сознания.
Вообще, любопытно распределяются роли пяти клеш: авидья (неведение) выступает как внешняя принудительная базовая пелена, не позволяющая различить Пурушу и Пракрити (дух и материю). В рамках этой слепоты начинается поиск выхода из Сансары (которая безжалостно давит на божьи созданья) путем проб и ошибок (клешаногий механизм эволюции), и этот поиск выявляет представителей духа и материи: асмита (Я-сознание) проступает со стороны Пуруши, абхинивеша (жгучее желание жизни – ЖЖЖ) мощно толкает «снизу», от материального. Плюс «простенькая», но неотразимая, двойственная механика притяжения-отталкивания (рага-двеша): любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет-к черту пошлет…

4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)… Собственно о ЖЖЖ (см. выше).

4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек… Конгломерат причинно-следственных связей, составляющий Колесо Сансары, не висит в воздухе – он опирается на основание клеш. Клеши же – благодаря йогической технологии регулярного ускользания (качественная практика насквозь аклишта) и проработки (садхана) – попросту оставляются со временем как дурная привычка. В параллель действуют две режима - то клишта (опыты с трением, страданием), то аклишта (интуиция, проскальзывание, сверхтекучесть). Тогда в жестком клубке причин и следствий назревают размягчения и пустоты (движение в сторону дхарма-мегха самадхи (4-29), дхармы (элементы бытия) перестают быть жестко связанными). Возникает карма йогина (не белая, ни черная, ускользающая от эго), отличная от обычной тройственной кармы (хорошо, плохо, никак). Проявляются сиддхи, свойственные режиму аклишта, возникает устойчивое присутствие Пуруши (как части иного уровня и ворот в иное). И главное – возникает скорость, позволяющая сойти с многоцветной, но монотонной и приевшейся орбиты повторений одних и тех же проб и ошибок…

Спасибо за внимание, желаю нам качественного обсуждения. Кстати, я впервые более-менее литературно переложил шлоки, хоть и не все пока, оказывается это возможно.
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Сутры Патанджали. Колесо Сансары.

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а):Кстати, я впервые более-менее литературно переложил шлоки, хоть и не все пока, оказывается это возможно.
Можно выложить отдельно литературный перевод сутр?
Или смотреть непосредственно в темах с вашими комментариями?
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Олег, да его еще нет целиком, литературного перевода.

Вот вчера написал 4 главу, посмотрите. Если кто увидит явные огрехи, прошу сигнализировать.

Четвертая глава. Кайвалья-пада. Выход из Сансары.
Литературный перевод

4-1 Многими средствами даются сиддхи – от рождения, от силы растений, мантрами, тапасом, возникая в самадхи
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути
* * *
4-4 Создаются сознания (читты) лишь благодаря опорной клеше асмита
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний (читт)
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек
* * *
4-12 Прошлое и будущее существуют реально, отличаясь лишь состоянием дхарм
4-13 Эти дхармы по сути своей – гуны
4-14 Поэтому единая сущность всех объектов – изменчивость
4-15 Один и то же объект по-разному воспринимается двумя разными умами, ибо пути бытия этих умов различны
4-16 Но если нет ни одного ума, воспринимающего данный объект, что тогда?
4-17 Вот так, из-за переменчивых свойств ума, и воспринимаются объекты, становясь то известными, то забытыми
* * *
4-18 Всегда ведомы вихри сознания его господину – Пуруше неизменному
4-19 Не та она, читта, что сияет сама по себе
4-20 Вдобавок одновременно эти два (Пуруша и читта) непостижимы
4-21 Сознание, спорящее с другим сознанием, создает дурную бесконечность мнений и путаницу в памяти
4-22 Сознание успокоенное принимает свою естественную форму – буддхи
4-23 И тогда, будучи окрашенным Зрящим и зримым, может постигать все сущее
4-24 Бесчисленны в своей пестроте васаны, и все они действуют совместно ради иного
* * *
4-25 Различение Зрящего прекращает непрерывную генерацию Я-сознания
4-26 Тогда это сознательное различение влечет читту к кайвалье
4-27 Возникающие при этом пустоты заполняются новыми содержаниями сознания, порождаемыми самскарами
4-28 Они устраняются подобно клешам
4-29 При высоком состоянии, свободном от любых вовлеченностей, различающее осознание вводит в дхарма-мегха самадхи
4-30 Посредством которого клеши и карма перестают беспокоить
* * *
4-31 Тогда все замутняющие восприятие завесы спадают, и открывшееся знание бесконечно в сравнении с познанным в этом мире
4-32 Тем самым дела завершаются, круговерть перемен теряет смысл, гунам приходит конец
4-33 Суть сцепленности моментов и бесконечной ряби перемен отчетливо и окончательно осознаются, проступает самая глубинная тенденция (крама)
4-34 Гуны сворачиваются, цели Пуруши иссякают, он утверждается в кайвалье, или в своей естественной форме, силой сознания венчаясь
* * *

( 8) ) М.С.Свечников, 2010
Последний раз редактировалось А.Смит 13 фев 2010, 00:48, всего редактировалось 2 раза.
immozart
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 11:11
Откуда: Москва

Сообщение immozart »

Михаил, было бы здорово, чтобы Вы как-нибудь сделали перевод и первых трех глав! :D
Я все пытался для себя сделать литературный перевод, чтобы выучить Сутры наизусть, но что-то не идет как-то, непростой текст! :( А вашему переводу я доверяю даже заочно! :wink:
Но! - Зато четвертая глава уже есть, можно начать учить! :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Спасибо. :oops: Четвертая - самая сложная.
В качестве отправной точки для собственного размышления и вопросов можно и наизусть. Такое знание матчасти позволяет со временем видеть ее целиком (в каком-то смысле становишься пурушей, видящим все сразу -- 4-18 ), а не последовательными кусками, одна клавиша нажалась, другая выпала (4-17).

И остальные сделаю, конечно. Вот только сроки - от музы моей зависят, богини Сарасвати, поклонение ей. 8) Просто я в 4 главе плотно сидел весь последний месяц.

Но литературная струя пошла. К примеру о вайрагье: 1-15 Способность не связываться испытанным и слышанным, оставаясь чутким, - такова отстраненность
(Солженицын отдыхает.)
La gente esta muy loca
Yolga
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 17 май 2008, 01:59
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Yolga »

Спасибо, что не держите при себе, делитесь. :D
Очень интересно, и есть ощущение гармонии, целостности.

Всего доброго!
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

Наконец то возникла бессмертная тема, есть над чем пошевелить мозгами. Может потом и команда сформируется имени Итигелова... Михаил, все очень интересно, но хорошо бы еше попутно в скобках хотя бы вначале давать краткую расшифровку индийских терминов, а то не все тут шибко грамотные... Или ссылку на какой нибудь доступный источник...
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

учту...

для начала мой старый словарик:

дхарма-мегха самадхи - состояние "мягких" дхарм, в частности отсутствие жесткого целеполагания
читта - сознание, то, что "учитывает"
манас - ум
буддхи - естественная форма ума в покое, ясное сознание
ниродхо - непорождение
биджа - зерно
вритти - виды активности, скорее умственной, чем физической
индрии - органы познания и действия
пратьяхара - выключение внешнего восприятия
свадхьяя - самоизучение; сва = само, свой; дхьяя - раздел, глава, то есть свадхьяя - "свой надел"
ишвара пранидхана - "ишваре поклонение", страх божий, смиренность
ишвара - творец, создатель; в личном преломлении идеальный образ самого себя
тапас - рвение, регулярность, "топать и топать"
вайрагья - отстраненность
пракрити - первооснова существования, первородный бульон, вакуум элементарных частиц
пуруша - "парящий" аспект человека; пуруша и пракрити - две ипостаси ЧВН: пустое сознание и спокойная материя
самскары - структурные узоры психики
васана - привычка, склонность
витарка - восприятие грубых объектов (внешнего окружения), быть в таре, в упаковке
вичара - восприятие тонких объектов (внутреннего содержания сознания и психики), быть в чарах, очарованным
ананда - радость
сантоша - довольство тем, что есть
ахимса - непричинение вреда
La gente esta muy loca
Yolga
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 17 май 2008, 01:59
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Yolga »

Ура!
Я как раз сама собиралась для себя сделать такой словарик на основе всех предыдущих постов по Йога-Сутрам, тем более что Михаил периодически даёт классные параллели - подсказки. когда слово на санскрите и русское слово похожи (например - вритти - вертлявый- колебания, или ниродха - не родить -непорождение). После таких подсказок перевод слова сам приходит, как миленький.
Полное счастье!
Надо будет только по алфавиту сделать. Я сейчас как раз мужу словарь по геральдике перевожу. Очень мне это нравится - по алфавиту расставлять. :D
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

отлично, я рад ))

конечно, все эти переводики терминов только приблизительно пальцем тычут, что хорошо впрочем для начала

желательно отыскать для себя переживательный эквивалент, а то "игры в слова дурная бесконечность" (4-21) будет к нам в гости
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
narasius
Сообщения: 735
Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
Откуда: Украина, Николаев
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 50 раз

Сообщение narasius »

А.Смит писал(а):ОЕсли кто увидит явные огрехи, прошу сигнализировать.
Все было понятно (в меру моей понятливости --я так понимаю без опыта всё здесь не поймешь до конца) вот до этого момента ( добавил " чтобы было понятно как оно читалось у меня -- может это только мой глюк):

Его ''посредством клеши и карма'' перестают беспокоить

перечитал 3 раза и не мог понят, только потом понял что дело в порядке слов, может лучше (или запятую добавить в варианте вверху):

''Посредством его'' клеши и карма перестают беспокоить

ИЗ. За словарик спасибо!
ИИЗ. А где вы учились санскриту? Здорово у вас получается переводить.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Да, не очень понятно, ну вот так исправил:

4-30 Посредством которого клеши и карма перестают беспокоить
можно "благодаря которому", но что-то не катит "благодаря"...

А, ну или можно "в силу чего"...

В общем тоже не очень, но пока лучше не вижу.

Дело не в санскрите, нужно понять мысль автора, остальное дело техники, которая есть, поскольку в свое время я перевел довольно много книжек с англ.
Понять мысль автора плюс уловить специфический ритм - в данном случае скрытую поэзию Сутр...

А вообще по санскриту масса хороших пособий, но надо бы еще профессионала привлечь для уточнения грамматических нюансов. Хотя санскрит меня интересует лишь в разрезе того, что на нем написаны уникальные, но из ряда вон плохо понятые Сутры.
La gente esta muy loca
Yolga
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 17 май 2008, 01:59
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Yolga »

Я тут навскидку просмотрела две созданных Вами ветки:
1.Сутры Патанджали. Логическая структура
2.Об Ишваре и Ом

И выписала все термины, встречающиеся там, в алфавитном порядке (оскольку довольно быстро, то наверное, сыро. Конечно, нужно просмотреть все ветки по Йога-сутрам, чтобы словарь был полным + правка + мне не всегда хватает глубины понимания. Но если такая работа нужна, я могу потихоньку делать и писать Вам в личку.

Ещё возможно (со временем) сделать схему для тех, у кого зрительная память. Но если это делать качественно, - очень непростая задача.

Абхинивеша - страх смерти(одна из пяти клеш)
Абхьяса – регулярная практика ЧВН
Авидья – неведение (одна из пяти клеш)
Асампраджнята (нирвикальпа) - сочетание восприятия, размышления, радости, без эгоизма
Асмита - эгоизм, чувство Я(одна из пяти клеш)
Ахам-вритти (чувство Я) – базовая контрактура напряжения
Вайрагья – отстранённость, отрешённая практика ЧВН
Викальпа (фантазирование, 1 из 5 базовых типов вихрей сознания ),
Випарьяя ( упорство в заблуждениях и предрассудках, 1 из 5 базовых типов вихрей сознания),
Двеша – отталкивание(одна из пяти клеш)
Дридха бхуми - прочное основание (ресурс, (ультра)стабильность, материальная и психическая опора для дальнейших достижений
Ишвара – идеал практикующего йогу (пуруша особый)
Ишвара пранидхана – поклонение Ишваре (смирение)
Кайвалья - свобода как асимптотический предел
Карма («корма») - хранилище, в котором аккумулируется и полезный опыт, и дурацкие предрассудки и страхи
Клеши (препятствия) – подвалы подсознания
крия йога – йога действия
Нидра (сонливость, 1 из 5 базовых типов вихрей сознания),
Нияма – умение успокаивать на время практики в своем сознании эхо жизненных бурь
Пракрити – первородный бульон неясных мыслей и ощущений
Прамана (перебор восприятий и познаний, 1 из 5 базовых типов вихрей сознания),
Пуруша – наблюдающий
Рага – влечение(одна из пяти клеш)
Самадхи – качественный покой
Самадхи-пада – насущность покоя
Сампраджнята (савикальпа)- сам себе мудрец (гармоничное сочетание восприятия, размышления, радости и… эгоизма).
Самьяма - естественная спокойная внимательность
Сантоша - без видимых причин довольный
Саттва – чистота ума
Свадхьяя – здравый смысл, самоизучение
Смрити ( ворохи воспоминаний,1 из 5 базовых типов вихрей сознания)
Тапас – регулярность
Яма – это умение договориться с миром (чтобы позволил практиковать) …
Последний раз редактировалось Yolga 14 фев 2010, 21:37, всего редактировалось 2 раза.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

О, какая Вы молодец! а то я уже плутать начал в том, что наплодил.
Пишите в личку или по почте, буду пояснять как умею, сделаем словарь.
В общем-то я сейчас перевожу понемногу (с англ.) фундаментальный словарь Йога-Коша в части, касающейся Сутр, правда иногда громко хохочу над их занудством. Но работа в целом очень достойная. И некоторые статейки из Коши очень помогают понимать Сутры. Да я их немало приводил по разным случаям, так что тоже вытаскивайте их в этот наш словарик.

К вопросу о прояснении для себя ПОНЯТИЙ в ощущениях (не в фантазиях, конечно), такой вот диалог о ПУРУШЕ:

[0:13:51] Viktoria: …а может это прекрасно, особенно если говорить о пуруше
[0:14:09] Михаил: шо о нем говорить он же памятник
[0:14:22] Михаил: как материк... и не шавелится
[0:14:32] Михаил: зрящий понимаешь
[0:14:45] Михаил: пуруша = парящий
[0:14:54] Viktoria: буду парить
[0:15:11] Viktoria: над всем, как туман все окутывающий
[0:15:38] Михаил: ммм вообще-то он куском - как материк, очень резко отличается от ВСЕГО
[0:15:50] Михаил: ни фига не окутывает, полная ясность
[0:16:19] Viktoria: я не о качествах тумана, а о его присутствии во всем
[0:16:37] Михаил: пуруша не присутствует ни в чем
[0:16:57] Михаил: это вот сансара - море и ты-читта - по нему плаваш туда-сюда
[0:16:58] Viktoria: он и есть и его нет, игра слов, это ясно
[0:17:04] Михаил: а потом бах - ЗЕМЛЯ!
[0:17:19] Михаил: себе ничего игра слов ))
[0:17:31] Михаил: он в миллион раз реальнее ВСЕГО
[0:18:02] Михаил: да ты все знаешь, издеваешься просто
[0:18:10] Viktoria: слушай, не придирайся к словам, ты же знаешь, что я имею в виду…

В общем, живенько так. :D
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Для словаря лучше создать отдельную тему. А то заболтается, найти потом будет сложно.
via negativa
Yolga
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 17 май 2008, 01:59
Откуда: Екатеринбург
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Yolga »

Согласна. Но сначала надо сделать. :D

Словарь, мне кажется, должен быть не академическим, а прикладным.
Но это в процессе работы станет понятнее.

Спокойной ночи всем!
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Первая глава. Самадхи-пада. Глава о покое
Литературный перевод

ОМ!
1-1 Вот наставление в йоге
* * *
1-2 Йога суть выключение (ниродха) активных программ сознания (читта вритти)
1-3 Тогда Зрящий проявляется в своей истинной форме
1-4 В остальное время захваченность программами (вритти)
* * *
1-5 Вритти – пяти видов, болезненные (клишта) и не болезненные (аклишта)
1-6 Это знание, заблуждение, воображение, сон и память
1-7 Восприятие, логический вывод, авторитетное свидетельство – таковы источники знания
1-8 Заблуждение – убежденность, не соответствующая фактам
1-9 Мысленное конструирование того, чего нет – воображение
1-10 Отсутствие контроля со стороны ума характерно для состояния сна
1-11 Способность хранить воспринятое – память
* * *
1-12 Регулярная практика с отстраненностью дают умение отключаться от этих программ (вритти)
1-13 Из этих двух методов первостепенный – практика
1-14 Будучи долгой, непрерывной, благоговейной, усердной, практика создает прочное основание
1-15 Отстраненность же – способность не связываться испытанным и слышанным, оставаясь чутким
1-16 Эта способность приводит к наивысшему из всех – знанию Пуруши – и дает свободу от гун (гона)
* * *
1-17 Гармония восприятия, размышления, радости, подобающая форма Я-чувства – таково состояние сампраджнята (истинного довольства)
1-18 При этом опустошение сознания посредством практики обнажает все новые и новые самскары
1-19 Сущность бытия (сансара как бхога) очевидна для видящих и тех, кто слит с пракрити
1-20 Остальные прокладывают путь к этому знанию посредством веры, энергичности, памяти и мудрости, рожденной в самадхи
1-21 Чем интенсивнее практика, тем короче путь
1-22 Усилие это может быть слабым, средним и ярко выраженным
1-23 С другой стороны, можно сделать упор на Ишвару пранидхану (устремление к Ишваре)
* * *
1-24 Незатронутый совокупностью плодов клеш и кармы, таков особый Пуруша – Ишвара
1-25 В нем непревзойденном всякого знания зародыш
1-26 Он самых первых йогинов учитель, ибо временем не затронут
1-27 Его символ – пранава (мантра ОМ)
1-28 Повторяя ее вновь и вновь, прикасаешься к цели Ишвары
1-29 Тогда сознание становится внутренним, а препятствия устраняются
* * *
1-30 Препятствия же таковы: болезнь, вялость, высокомерие, лень, невоздержанность, предрассудки, небрежность, нестабильность, отсутствие контроля
1-31 Сопутствуют им беспокойство, дрожь в теле, неровное дыхание, рассеянность
1-32 Для их преодоления подбери тот или иной вспомогательный метод, а именно
1-33 Дружелюбие, сострадание, безразличие к удачам и неудачам, справедливости и несправедливости – очищают ум
1-34 Наблюдение за дыханием возвращает силы
1-35 Наблюдение за чувственными восприятиями доводит их до необычайной остроты и стабилизирует ум
1-36 Беспечальность же достигается благодаря созерцанию внутреннего света
1-37 Мысленно отстраняйся от объектов чувств и страстей
1-38 Изучи содержание своих снов
1-39 Следуй велениям сердца
1-40 Тогда внимание утончается и от малого до величайшего простирается его контроль
* * *
1-41 Когда вритти (программы) ослаблены, проступает прозрачность, подобная кристаллу, в которой познающий, познание и познаваемое предстают в своем неискаженном качестве и следуют естественному процессу (самапатти)
1-42 Примешивающиеся при этом значения слов, знание, воображение – отпускаются без борьбы (савитарка самапатти)
1-43 Когда память очистится, в пустой форме (без ассоциаций) воссияет цель и суть процесса, такова нирвитарка (по отношению к внешним объектам)
1-44 Точно так же происходит с тонкими объектами (внутренними объектами и понятиями) – сначала савичара, потом нирвичара
1-45 Мир тонких объектов завершается созерцанием бескачественной пракрити
1-46 Но это лишь самадхи с семенем (сабиджа)
* * *
1-47 Непоколебимая нирвичара (полная свобода от ассоциаций) выявляет сияние Атмана
1-48 И дает прозрение в нездешнюю мудрость (ритамбхара)
1-49 От знания мира эта мудрость отличается особой целью
1-50 Порожденная ею самскара (особенность) связывает все остальные самскары
1-51 Когда отброшена и она, наступает нирбиджа самадхи (без семени)
* * *
ОМ!

( 8) ) М.С.Свечников, 2010
Последний раз редактировалось А.Смит 12 фев 2010, 23:34, всего редактировалось 3 раза.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Тут три интересных момента просматриваются:

1) Абхьяса (практика) идет со стороны пракрити и к пракрити (прочное основание)
Вайрагья (отстраненность) идет со стороны пуруши и к пуруше

Аватары (кому "дано"):
2) Те, кто слит с пракрити (пракритилайя) идут со стороны пракрити
Видящие (видехи) идут со стороны пуруши

3) Вся практика в широком смысле (в смысле орг.усилий) идут от пракрити и к пракрити
Ишвара пранидхана идет от пуруши и к пуруше

(В эзотерике все это назвали бы антахкарана - строительство моста сразу с двух берегов бытия)
La gente esta muy loca
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Сообщение alexyoga »

Михаил замечательный перевод и пояснения.
Можно ли переводить вас на иврит
с сылкой на автора?
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Аватара пользователя
narasius
Сообщения: 735
Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
Откуда: Украина, Николаев
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 50 раз

Сообщение narasius »

А.Смит писал(а):Первая глава. Самадхи-пада. Глава о покое
Классно :) :!: И по поводу этих пунктов у многих практикующих будут свои личные вопросы и свой личный опыт. Спасибо.
Ответить