Конечно, можно примерить на себя доктрину перевоплощения, спорить о ее верифицируемости, или как ВСБ заявить о своем агностицизме. Последний момент интересен тем, что Патанджали тоже агностик, но не в плане наличия некой жизни индивидуума (вернее, индивидуальной читты) после смерти (это для него, похоже, неоспоримый факт), а в плане вербализации (то есть описуемости) того, что стоит за пределами привычного нам круговорота жизней.
Ведь Сутры заканчиваются весьма странно: Пуруша, исчерпав мирской опыт, вбирает в себя все свои «лапки» и замирает. Замирает как гусеница перед превращением в бабочку. При этом он исполнен, увенчан силой сознания (шлока 4-34). И далее Патанджали не описывает ровным счетом ничего, потому что… неописуемо это с точки зрения гусениц. Потому что оттуда действительно никто не возвращался, или возвращался таким замаскированным аватаром (видехи и пракрити-лаянамы из шлоки 1-19), что ничего не мог транслировать окружению явно, а лишь притчами...
По всем Сутрам разбросаны элементы вытаскивания Пурушей своего Атмана из бхоги (мирского опыта): «Цель всего этого - лишь видимого суть» (шлока 2-21), «Непоколебимое отсутствие ассоциаций любого рода дает созерцание Атмана сияющего» (шлока 1-47), «Все эти счастья-несчастья одинаково скучны для различающего между пракрити и пурушей» (шлока 2-15), «На всё происходящее йогин взирает с неизменным добродушием» (шлока 1-33)… - все это разные грани одной и той же техники собирания себя из этого сансарного мира, из привычного круговорота перевоплощений.
Йогин Патанджали неуклонно пакует чемоданы. При этом здоровое тело, крепкое, алмазу подобное (шлока 3-47) – само собой разумеющийся элемент, ибо это самый главный чемодан, самый главный мешок, в который ссыпается Атман, собирается внимание, рассеянное за много воплощений по миру и по карме (подсознанию собственному и коллективному). Совершенно необходимо быть здоровеньким, чтобы правильно помереть из этого привычного мира с глаз долой… С дырявой тарой это не удастся.
Пратипрасава, или возвращение гун в свою причину, сворачивание их в пустоту, и осуществляется вытаскиванием внимания (элементов Атмана, индивидуального паззла различающего сознания) из всевозможных ситуаций. Для этого же нужен и когнитивный режим аклишта – чтобы быть сверхпроводимым в мире трений и трения, чтобы легко, на автомате, не мучаясь, изымать вовлеченное в ситуацию внимание. Вошел, что-то сделал, и весь свой «струмент» забрал обратно… как и не было. Благодаря режиму аклишта (сталкингу у Кастанеды) йогину Патанджали удается до поры удерживаться в мире. До той поры, когда «внутренний огонь» Атмана станет настолько всепоглощающим, что… наступает пора вспомнить о своем агностицизме.«Клеши – это врожденные ментальные установки, присущие читте и возникающие из нее. Сознание, мотивируемое ими, может быть исследовано с помощью интроспекции, но это не так для самих мотивирующих тенденций. Йогин может полностью погрузить их в сон. Но удалить в корне клеши и их ветвления возможно только тогда, когда читта, содержащая их, подвергнется пратипрасаве и прекратит быть читтой» (Энциклопедия «Йога-коша», Кувалаянанда-ашрам, 1972 г.)
Благодарю за внимание.
Увенчанный силой сознания (сверху) и исполненный силой пракрити (снизу) -- йогин Патанджали: http://www.lotussculpture.com/images/42 ... statue.jpg