1.2 yogash chitta-vritti-nirodhah

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Я это к тому, что зацикливание на одной йоге именно самой практике и будет мешать. Как бы это ни было парадоксально.
Собственно, об этом и говорил в этой теме Матсья, с чем и я полностью согласен! :)
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Вот еще интересный момент. С чего бы это Патанджали разделяет восьмеричную йогу (ашта-ангу) на бахир-анги (внешнюю) и антар-анги (внутреннюю)? И то и то медитативно...

Думаю, что бахир-анги связаны больше с режимом функционирования сознания клишта, а антар-анги - с режимом аклишта --
1-5 вриттаях / панчатайях / клишта/аклиштаха
вритти / пятеричны / болезненные/неболезненные

Напомню, что

режим клишта основан на механизме клеш (неведении, самости, влечении, отталкивании и страхе) --
2-3 авидья/асмита/рага/двеш/абхинивешаха / (панча) клешаха
авидья [неведение]/эгоизм (чувство Я)/влечение/враждебность/страх смерти / (таковы пять) клеш

а режим аклишта (это новая мысль) на "великой бестелесности" --
3-44 бахир/акалпита / вриттир/маха/видеха / татах / пракаш/аварана/кшайяха
вовне/реальная / деятельность [сознания] / [называется] великой / бестелесностью / при которой / света/покровы/разрушаются

Поэтому бахир-анги располагаются и описываются во Второй главе Садхана-пада (глава о чистке), а антра-анги - в Третьей главе Вибхути-пада (глава о проявлениях Силы - когда чистки выведены на уровень ниже плинтуса, на уровень автомата).

Аналогичным образом можно поставить в параллель: клишта <--> (болезненные) читта вритти, и аклишта <--> самапатти. Из энциклопедии Йога-коша:
...в сампраджнята-йога место вритти занимает самапатти. Самапатти четко отличается от читта-вритти, поскольку последние имеют природу субъект-объектного отношения, перестающего быть актуальным при наступлении самапатти.

Сампраджнята (сам себе мудрец) очевидно характеризуется режимом аклишта, поскольку в нет нет трения и страдания. Нет в нем и привычных страдательных читта-вритти... Отсюда расхожее (и в общем-то правильное) представление о том, что йогин не страдает, поскольку может функционировать в режиме аклишта или сампраджнята.
Но конечно может и дурака валять, пострадать, так как его клеши никто не отменял, они просто вычищены и утончены.

И поскольку я почитываю сейчас Эрика Берна, не могу не провести частичную параллель с тремя ипостасями психики его структурного анализа - Родителем, Взрослым и Ребенком, из которых первая и третья ипостась оооочень подвержены клиштам.
La gente esta muy loca
Саняананда
Сообщения: 270
Зарегистрирован: 19 ноя 2009, 10:44
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Саняананда »

Ну, раз картина классика, значит картина классика.
Скальпель убрал, отошёл в сторону.
Месагу можно удалить.
Последний раз редактировалось Саняананда 9 дек 2009, 12:56, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Кому не спится в ночь глухую...
Саня, а где-нибудь в музее картину классика полоснуть ножичком не тянет? Или по следам Фоменко? Он ведь ТОЧНО ЗНАЕТ, что вся история и археология - неправильные. И свое строит, нетленное...
Разрушать, осмеивать, оплевывать и дискредитировать - большого ума не надо, а вот сделать это - так у Вас и свербит... Так и провечивает неодолимое желание хоть где-то куснуть, поцарапать, уколоть. Только вот конструктива нет, одна деструкция, более или менее замаскированная. Нет своего понимания, и не хочется, есть агрессивное непонимание. К чему бы это?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Текст Патанджали дополняет практику, помогает сверить ориентиры, является отличным подспорьем к ней, не более.
Но никак не выводит практику из логики и не отображает ее логически в полноте, ибо вряд ли это вообще возможно средствами языка.

Собственно веками комментаторы-философы занимались именно тем, что натягивали этот текст еще на многое, помимо практики.
Вот теперь Саня и танцы на Патанджали натянул. :D

Поверил алгеброй гармонию...

Интересно, что Саня, будучи продвинутым практиком, становится в позицию новичка, пытающегося логически вывести практику из текста. Чапай бы не одобрил.
La gente esta muy loca
Ответить