Сутры Патанджали. Атман.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Атман.

Сообщение А.Смит »

1-47 нирвичара/вайшарадье/'дхьятма/прасадаха
нирвичара/непоколебимая/[дает] созерцание атмана/сияющего
…В сущности, почему мы страдаем? Почему мы не осознаем наше Истинное Я? Если представить наше сознание как некую сферу, как шарик для тенниса, то наше истинное самосознание - это Атман, его центр. А луч его внимания направлен на периферию. Этот луч движется в плоскости поверхностного сознания. Он чуть-чуть проходит в поверхностное сознание к объектам и чуть-чуть входит внутрь подсознания. Это наше проживание в мире явлений. Здесь наша медитация и самоосвобождение. Луч нашего сознания освещает только этот узкий диапазон. Поверхностное сознание - это мысли. Мысли двигаются от рождения до смерти непрестанным потоком. И это не просто мысли. Каждая мысль несет за собой энергию - это бхавана. Мысли обладают энергией. Сущность сансары заключается в том, что вы постоянно находитесь в этом потоке мыслей.

Практика ЧВН приводит к состоянию самапатти – созерцания, где все идет своим путем (самопутем). Пребывание в этом состоянии, где в общем-то все всему равно кроме неподвижного Наблюдателя, может выявить любопытную вещь. А именно: что оживляет для нас любую ситуацию, любую структуру, привычный ход мыслей и реакций? В чем сердцевина всего, что движется в нашем восприятии?

Да собственно, наше внимание и оживляет, наше внимание, сознание – самые близкие нам вещи, совершенно неопределимые, но в постоянной данности своей совершенно понятные. Какова бы ни была структура мысли, клубка эмоций, ситуации – в центре этого циклона находится неизменный «свет» внимания. Человек соткан из разнообразнейших и разновесных структур (бхаван), и на что обратит он внимание – то немедленно оживает.

Бхавана означает существующее, бытийствующее, а также наработанное, культивируемое. Это бытие человека, посреди которого он в общем-то волен либо быть рабом калейдоскопа бхаван, либо господином, контролирующим направление прожектора внимания. А бхаваны далеко не мертвы и охотно резонируют на любые внешние импульсы, дергая внимание «хозяина». Взять хотя бы тело и его привычки.

Но хозяин волен менять, упорядочивать и перестраивать свои бхаваны, свои структуры и в этом надежда и упование всех систем самосовершенствования.

В йоге Патанджали техника созерцания (самапатти) как раз и направлена на неуклонное отшелушивание оболочки каждой (текущей в сознании) ситуации от света внимания.

Например, когда я злюсь на умника Пламена Градинарова, в этой привычной злости (бхаване) есть все тот же свет "моего" внимания, схватив который, можно "отсамапаттиться" от привычного повторения структуры, сансарного круга...

Когда это внимание обнаруживается раз за разом в одном и том же неизменном виде во всех мыслимых и немыслимых структурах восприятия, возникает идея, представление об Атмане – источнике этого внимания, «солнце» человека. Со всеми неизбежно дурацкими персонификациями и обожествлениями.

Можно сказать, что это Атман – ипостась Пуруши, Наблюдателя, и т.д…. но для практика это скорее обнаруживаемый феномен, которым можно пользоваться. В духе Сутр это использование выглядит как неуклонное возвращение к свету внимания в любом возникающем восприятии любой структуры.

Трансовая техника НЛП или Хасая Алиева в этом связи выглядит довольно интересным приемом: с помощью телесно ориентированного приема (например, мысленного плавного поднятия рук) все текущие бхаваны как бы взвешиваются в невесомости и возникает подобие дхарма-мегха самадхи (размягчения дхарм, структур, расцепленность плотно упакованных структур). И этот размягченный на элементы клубок оказывается в свете внимания вообще – в свете «Атмана лучезарного». После чего можно двигаться либо в сторону спонтанной перестройки системы в духе ВСБ, либо планомерного перепрограммирования в духе НЛП.

В связи с этим можно по новому взглянуть и на три первые шлоки 3-й главы Сутр:
3-1 деша/бандхаш/читтасья / дхарана
объекта/хватка/сознанием / дхарана
Какого объекта? не структуры же привычная хватка, этого и так хватает в повседневности ! Атмана как объекта! Происходит парадоксальный возврат внимания к феномену внимания вообще, то есть к «Атману лучезарному»..
3-2 татра / пратьяйa/икатаната / дхьянам
там / центр сознания/непрерывно [удерживается] / дхьяна
Собственно см. 1-47.
3-3 тад / эв/артха/матра/нирбхасам / сварупа/шуньям / ива / самадхихи
когда / сам/объект/один/являет / свою форму/пустой / как бы / [это] самадхи
Текст, возможно, будет упорядочиваться, но интересно все же обсуждение точки зрения.
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

В физике частиц давно известен феномен: наличие наблюдателя ВЛИЯЕТ на наблюдаемые процессы. Даже автономные, казалось бы, от наблюдателя. А уж если он наблюдает самого себя - тут уж начинается такое... 8O
Йога, однако, животворящая! :D
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

ЭЭххх. Всё бы Вам порулить. Оживлять-то оно конечно оживляет, только это не значит, что Вы выбираете направление развития событий. Направлять (в какой-то мере?) можно только косвенно. И даже такое косвенное управление возвращает Вас обратно в круг. Ведь интересно же, что получится? А раз интересно - уже залип :wink: Так, что по своему желанию Вы оживлять своим вниманием ничего не можете. А тот, кто может - это не Вы. 8O
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

эээээ... коллеги, собственно я хотел сказать, что практика позволяет собирать внимание в более компактный кусман, который и есть Атман. ))) про которого не я выдумал, а Патанджали
а вы бы как Атмана интерпретировали? а? дайте вашу версию 8O
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

ИМХО - понятие Атмана скорее просматривается из формулы Веданты "Ом шакшин ахам", что переводится примерно как "Я - свидетель". Причем, свидетель, который порой не помнит даже сам себя, т.е скорее - регистратор, равнодушный, не заинтересованный наблюдатель. Почти абсолютный... ПРОСТОЕ внимание, направленное и забытое, временно "отцепленное" от Эго, автономное...
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

С Атманом у меня лично сложности :)
Оно конечно, вроде бы общее место, что йог с ним сливается. Только это должно быть какой-то неклассический йог. Всёже у нас пуруша сущность личная, присущая каждому отдельному индивиду. Это соответствует прямому опыту. Вот сели в лотос, затормозились... вот он наблюдатель, а вот наблюдаемое... А вот дальше... Дальше опыта нет. Есть только догадки.
Допустим мы достигли окончательного освобождения, уподобились Ишваре и разотождествились с материей. Что произошло с пурушей? Наблюдать ему больше нечего. Или есть?

Может он наблюдает себя самого? Созерцает способность созерцать? Попахивает дурной бесконечностью однако... Кстати такие "самонаблюдающие" пуруши должны быть лишены всяких свойств и следовательно неотличимы друг от друга.

Может он впадает в бессознательность? В этом смысле он становится частью некой "массы" которая сохраняет способность созерцать, но не реализует её. может быть это Атман? Тогда сразу два вопроса. Во первых: сохраняются ли отдельные пуруши как "атомы" этого атмана или они перестают существовать и образуются в момент отделения? Во вторых: обладает ли такой Атман как целое способнностью созерцать и если да, то реализует ли её? А если реализует, то каким образом? Вот если реализует, то нам придётся признать, что делает он это посредством выделения из себя отдельных пуруш. И хотя эти пуруши и не осознают себя частью Атмана, но они должны быть таковыми. Иначе атман ничего созерцать не может. Или может созерцать себя самого?

Лично мне кажется, что это и есть дурная бесконечность. Миры не-форм. Можно придумать бесконечное количество умозрительных концепций. Ярких и красивых, но бесполезных в том смысле, что ни доказать ни опровергнуть их будет невозможно. Потому я глубоко на эти темы не задумываюсь. Ибо возникающий при этом концептуальный лабиринт по-видимому не имеет границ и практического значения.

Ну существует же мир сказок. Внём есть различные сущности и концепции, которые не существуют "на самом деле". Однако они "реальны" для ребёнка, который эти сказки слушает. И даже влияют на его поведение в реальном мире.

Как-то так, наверное.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Спасибо за высказанные соображения.
Виктор писал(а):ПРОСТОЕ внимание, направленное и забытое, временно "отцепленное" от Эго, автономное...
Пожалуй... согласен, нет заинтересованности, но есть некое давление, масса покоя, создающая устойчивость.
Или так: Пуруша как неподвижный массивный материк, Атман - его "излучение". Излучение абсолютно черного тела.
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Кто я?
Матсья писал(а):ЭЭххх. Всё бы Вам порулить. Оживлять-то оно конечно оживляет, только это не значит, что Вы выбираете направление развития событий. Направлять (в какой-то мере?) можно только косвенно. И даже такое косвенное управление возвращает Вас обратно в круг. Ведь интересно же, что получится? А раз интересно - уже залип :wink: Так, что по своему желанию Вы оживлять своим вниманием ничего не можете. А тот, кто может - это не Вы. 8O
Земля, земля, я хабибулин, кто я? кто я? 8)
Сложно говорить всерьез на эти темы, конечно. Не впадая в излишнюю серьезность. Но - коснуться 1-47 надо, коллеги, все ж. Обкашлять, так сказать.
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

А.Смит писал(а):...что оживляет для нас любую ситуацию, любую структуру, привычный ход мыслей и реакций? В чем сердцевина всего, что движется в нашем восприятии?

Итак, в продолжение нашей темы:
3-35 хридайе / читта/самвитэ
[самьяма] на сердце / читты/знание
Как-то я все спотыкался об эту шлоку - что за сердце имеется в виду? что за глупости - орган в груди, пусть наиважнейший, но при чем тут знание читты???
Под сердцем ИМХО здесь надо понимать сердцевину любого объекта, его суть, для живых объектов (а может и не живых) - это его душа, пуруша, атман и пр, как хошь назови, но оно ЕСТЬ.
А как известно:
4-18 сада / ньятас/читта/вриттайяс/тат/прабхох / пурушась/япаринамитватэ
всегда / известны/читты/колебания/ее/господину / пуруше/неизменному
Так что имеется в виду самьяма на Пуруше
Собственно, дальше в Третьей главе речь и идет о Пуруше-"сердце":
3-36 саттва/пурушайор/атьянт/асанкирнайохо / пратьяй/авишешо / бхогаха / парартхатватэ / свартха/самьяматэ / пуруша/ньянам
саттва/[и] пуруша/абсолютно/не смешиваются / идея/[их] неразличимости / [существует] опыта / ради / над самосущим принципом / самьяма / пуруши знание [дает]
Стало быть, 3-35 и 3-36 логически связаны.

Интересно, что Вачаспати Мишра, комментатор номер 2 Йога-сутр, назвал свои комменты "Таттва вайшаради" - "Сущность непоколебимая". Думаю, что непоколебимая в смысле абсолютно неподвижная, что свойственно Пуруше-Наблюдателю, да и свету-Атману.
La gente esta muy loca
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

Атман это кампания Пуруш
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
Саныч
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 09:39
Откуда: г.Владивосток
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение Саныч »

В моём небольшом опыте проявление наблюдателя выглядит, как снятие одного "покрывала" за другим. Т.е. первый замечает вритти, второй замечает первого, обычно дальше сознательный процесс не идёт, отстёгиваюсь, появляются неконтролируемые образы. Впрочем "кто-то" фиксирует и их. Вобщем тут я согласен с Матсьёй - налицо дурная бесконечность, но что-то в ней есть завораживающее... :D
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Виктор писал(а):Почти абсолютный... ПРОСТОЕ внимание, направленное и забытое, временно "отцепленное" от Эго, автономное...
А Эго в это время где?
И что такое ПРОСТОЕ внимание?
Много полезного есть в архивах.
литлбиг
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 8 апр 2009, 04:38
Откуда: t-sk
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 104 раза

Сообщение литлбиг »

Чтобы присутствовало внимание необходимо сначала, чтобы присутствовало ВОСПРИЯТИЕ, так как внимание – это выделяемая и активируемая область ВОСПРИЯТИЯ.
СВЕРХСОЗНАНИЕ(на уровне своей активации/подавленности) управляет своими отрезками внимания и в соответствии со своим ОСОЗНАНИЯМИ и ЦЕЛЯМИ.
СОЗНАНИЕ (на уровне своей активации/подавленности) управляет своими отрезками внимания в соответствии со своим ЗНАНИЯМИ и ЦЕЛЯМИ.
ПОДСОЗНАНИЕ(на уровне своей активации/подавленности) управляет своими отрезками внимания в соответствии со своими, скажем, в частности, ГЕНЕТИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ и ЦЕЛЯМИ.

Чтобы присутствовало ВОСПРИЯТИЕ необходимо присутствие предмета восприятия – ВОСПРИНИМАЕМОГО.

Предмет ВОСПРИЯТИЯ может быть проявлен (материальным) или не проявлен (идеальным), но должен быть уже СОЗДАН или соТВОРЁН и ПОМЕЩЁН в область доступную ВОСПРИЯТИЮ.

Так, что можно, в частности, «увидеть» следующие ипостаси АТМАНА
Присутствовать
Творить
Помещать
Воспринимать.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Еще один эпиграф по теме:
дорог не подарок, дорого внимание
Саныч писал(а):В моём небольшом опыте проявление наблюдателя выглядит, как снятие одного "покрывала" за другим.
Вот-вот, отшелушивание оболочек от хридайи - сердцевины наблюдаемой в данный момент структуры (бхаваны). А в этом центре циклона или "кольца силы" - ежу понятно, покой-тишина-пустота, чистое сознание-внимание, Атмана частица. Нет дурной бесконечности, есть уход в центр явления, и цоп - выявление Атмана лучезарного по 1-47.
Это собственно краткое изложение техники самапатти по шлокам 1-41-1-44, от савитарки к нирвитарке и от савичары к нирвичаре - снятие всех ассоциаций с чистого восприятия объекта, или биджи. Обсуждалось ранее в http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 8603286032, возражений не вызвало.
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Возьмемся за 3-36:
3-36 саттва пурушайор атьянта асанкирнайохо
пратьяйя авишешо бхогаха парартхатватэ
сваартхасамьямад пурушаднянам

1) саттва/[и] пуруша/абсолютно/не смешиваются /
2) возможность/[их] неразличимости / [существует] опыта / ради /
3) над самосущим принципом / самьяма / пуруши знание [дает]
1) то, что саттва (саттвическое, световое, спокойное состояние сознания) и пуруша (наблюдатель) не смешиваются абсолютно - это известно не из теории, а из практики на коврике

2) обычная жизнь характеризуется схлопыванием наблюдателя в центр принятия решений - Я, необходимый для успешного функционирования в обыденности, и эта обыденность также нужна для хорошего качества жизни как и практика йоги - но это между прочим, а Патанджали конечно больше интересует -->

3) созерцание: в практике оно отшелушивает все объекты, оставляя только их хридайю - "сияющую сердцевину", самую суть, собственное чистое сознание, оживляющее в восприятии данный объект

Режим созерцания (и присутствия Наблюдателя) возникает только при условии, что читта саттвична (поэтому во всей Третьей главе читта именуется саттвой), то есть в сознании мало тамаса, томности, сонливости, вызывающей отключку.
То есть опять-таки, для всех этих изысканий с Наблюдателем и Атманом надо прежде отлежаться в шавасане, "отоспаться", сбросить тамас.

Такое созерцание выводит на дхарма-мегха-самадхи, взвешивающее в "невесомость" все элементы человека (дхармы, бхаваны) для последующей спонтанной сборки.

(Саттва может довольно сильно проявиться, когда человек достаточно належался, наплавался в пунктире шавасаны, такое ощущение, что внутри резко включается свет...)
La gente esta muy loca
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

Понятие Атмана интуитивно. В разное время я понимал под ним разное. Немножко особое ощущение (осознанность наверно). Волю. Потом как нечто о чем можно судить только постфактум. В конце концов стал понимать, как средоточие экзистенциальной силы. Что если вдуматься эквивалентно намерению в кастанедовском понимании. И совсем недавно, читая форум, подумал о том, что намерение это может быть одна из вриттей. Самая базовая. С какой стати смысл должен протекать в реальность через отдельные точки. Может быть он льется повсюду, а мозг, в силу особого устройства, имеет свойство быть для него зеркалом. Вот то что мы в нем видим и есть Атман. Такая вот ни к чему не обязывающая концепция. :D
I know ... yoga?
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

А.Смит писал(а): Вот-вот, отшелушивание оболочек от хридайи - сердцевины наблюдаемой в данный момент структуры (бхаваны).
Миша, глубина, в которую ты пыташься погрузиться на данный момент интересует только тебя. Остальных интересуют здоровье и деньги.
Подумай над этим в одиночестве. Пожалуйста. Это трудно понять и принять, но возможно что это реальность.
Атман по простому - это и есть суть, которая ассоциируется у индусов с сердцем. Орган, который не просто гоняет кровь, но ещё и чувствует.
Чувства с ним связаны. Причем это иногда осознается на физическом уровне.
Когда умирает что-то близкое и живое, то в области сердца боль.
Когда мы видим что-то красивое и родное, то сердце "поёт".

В практике нужно дойти до состояния безмолвия, оставаясь осознанным. И тогда останется только "ЭТО"......
А НЛП категорически с йогой не соотносится.
С бессознательным НЕЛЬЗЯ общаться с помощью слов! Категорически.
Для него слова не значимы. Вообще. Слово - всегда ложь.
Практически никто не слышит Виктора. А в этом он КАТЕГОРИЧЕСКИ прав!
Несколько лет нужно потратить на то, что бы слова затухали. Напрочь.
Хоть одно слово всплывёт в практике, будет "перекос" в жизни.
Это не стёб. Что мог, то сказал.
Да простит меня Талифа и иже с нею!

(Виктор, Эго растворяется. Структора во время практики рассыпается на мелкие осколки. И сохраняется в потенциальном виде. Вы это знаете и писали в архивах. Поэтому мне и показалось, что слово "отцепленное" не совсем уместно. "Освобождается" от Эго. Как-то так. Ну.... Это просто лингвистика.)
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну, насчет здоровья и денег - не соглашусь. Человек всегда избыточен, порой даже на грани жизни и смерти он творчески реализуется в свойственом ему направлении (аспекте). Потому всегда есть люди, которым размышления Михаила интересны и полезны.
Касательно формы общения с бессознательным - также не соглашусь. Это речь, пусть даже мысленная. Человек не способен общаться с бессознательным иначе, впрочем, как и с кем либо еще, обладающим эквивалетным уровнем разума (самоосознанности). С внешним миром у субъекта есть и другие виды общения - эмоции, действия, а с внутренним - только речь. В данном случае слова или понятия, используемые в намерении - ИМХО - триггеры, запускающие некие процессы перекодировки смысла, который затем воспринимается бессознательным. У него в наличии есть способы коммуникации с сознанием - сны, интуиция, перцептуальная защита, феномены типа синхронистичности. Но беда современного человека западной формации в следующем: давление среды приводит его сознание в такой тонус напряжения, что оно становится неспособным воспринимать сигналы системного разума. А если и воспринимает, то не может понять и учесть.
В практике истинной, аутентичной йоги сознание вообще минимизируется и сворачивается до состояния абсолютного бесстрастного и безэмоционального наблюдателя, и тогда... Тогда имеет место быть самовосстановление и самонастройка системы со всеми вытекающими последствиями.
Но что Эго именно "рассыпается" - я бы так не сказал, деструкции нет, есть - ИМХО - именно уменьшение "масштаба" и тонуса восприятия до возможного минимума.
Все вышесказанное - ИМХО.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Всё что я пишу, говорю - тоже имхо. Просто расшаркиваться не вижу больше смысла.
Любой говорящий говорит имхо.
Наши "концепции" не совпадают. Спорить я сейчас не буду.
Если кому-то "интересно" читать Мишу пусть читают.
Я спорю?
АТМАН НЕ интересует пока никого. Два дня уже тема висит.
И мало кто этим владеет.
А ключик зарыт.
А это другая тема, в которой я не писал.
Ну вот. Как Виктору я Вам ответил. Пока так.
Ещё раз. Разговаривать тут можно только СПОРЯ.
Аксакалы на вопросы НЕ отвечают.
А как с Администратором я надеюсь ещё с Вами пообщаюсь.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Согласен, Третья глава вообще не интересна, пока не отработана Вторая глава с ее бахиранга (внешней) йогой, где почти вся притекающая в практике Сила (пракрити) идет на восстановление системы психосоматики, чистку клеш.

А все равно интересно анализировать Патанджали как блестящего лектора. Расширим логическую цепочку изучаемого куска Третьей главы. После всяких конкретных самьям (на тело, центры, тантрические каналы) Патанджали заявляет:
3-34 пратибхад ва сарвам
интуиция с другой стороны (объемлет, дает) всё
Другими словами, интуиция (пратибха) - это "наше всё" (сарвам). В когнитивном механизме "аклишта" (без трения) это именно так.

Как двигаться в сторону интуиции?
3-35 хридайе читта самвит
сердцевина (ведет) к познанию читты
Другими словами, отшелушивание сердцевины объекта выставляет читту в интуитивный режим.

Механизм интуиции имеет причину в Наблюдателе:
3-36 саттва пурушайор атьянта асанкирнайохо
пратьяйя авишешо бхогаха парартхатватэ
сваартхасамьямад пурушаднянам

1) саттва/[и] пуруша/абсолютно/не смешиваются /
2) возможность/[их] неразличимости / [существует] опыта / ради /
3) над самосущим принципом / самьяма / пуруши знание [дает]
Отсюда включение конкретных проявлений интуиции (деталировка 3-34):
3-37
татах пратибха
шравана ведана дарша свада вартта
джайанте

Поэтому интуиция как
(паранормальные) слух осязание зрение обоняние вкус
становится доступной
И тут же идет техника безопасности, предостережение:
3-38
тэ самадхав упасарга вьюттхане сиддхайяха

все это от самадхи отвлекает
но в миру полезные силы (сиддхи)
La gente esta muy loca
Ответить