Сутры Патанджали. Сила внимания.
Сутры Патанджали. Сила внимания.
А точнее, внимание в Силе.
Сначала краткое содержание предыдущих серий:
По мысли Патанджали практика начинается с попыток ЧВН, подмечании помех в сознании, введения в технику созерцания (самапатти).
Благодаря тому, что сознание, занявшись внутренними делами, перестает на время мучать тело и воевать с ним, с некоторого момента обнаруживается присутствие этого самого тела (и внедренной в него психики) как самостоятельной сущности, что создает возможность коммуникации.
В этой связи во Второй главе разворачивается картина кармических движков-клеш и паразитических наростов-напрягов на этих движках, которые – по мере общего расслабления – начинают всплывать в виде сбросов телесных или эмоциональных. (Слово «кармический» употреблено в смысле «активно действующий».)
Дается спектр восьмичастной (аштанга) йоги, исчерпывающе характеризующий помимо прочего сердцевину работы с телом – асану и пранаяму.
Пока практик занят внутренними разборками, ему вполне хватает для качественной работы относительной пратьяхары – «отъезда». Сила, возникающая в результате практики, идет в основном на перезагрузку системы психосоматики, и на это как правило уходит несколько лет.
Наличие в Сутрах Третьей главы обнадеживает. В том смысле, что разборки рано или поздно, но неизбежно заканчиваются и возникает относительно чистое (насколько позволяло древнеиндийское общество и насколько позволяет современный мегаполис) состояние психосоматики. Сила отныне а) аккумулируется внутри в виде внутренней (антаранга) практики и б) находит выражение в виде внешних проявлений (вибхути, сиддхи).
Первые 15 шлок Третьей главы описывают практику изнутри, без таких «мелочей» как правильное выполнение асан, пранаямы и стандартного «отъезда» в сторону Наблюдателя. Устранение психологических глупостей и мелких болячек также опускается «ниже порога сознания». Речь идет о дхаране (концентрации), дхьяне (медитации) и самадхи в их едином проявлении – самьяме (йогическом внимании). Слог первых восьми шлок очень скупой, но напряженный:
1. к объекту \ привязывание \ сознания \\ дхарана
2. там \ внимание \ однонаправлено \\ дхьяна
3. этот \ самый \ объект \ один \\ являет \ свою форму \ пустой \ как бы \\ самадхи
4. три \ вместе \\ самьяма
Вдобавок наличествуют парадоксы:
5. ею \ овладение \\ свет знания \ вспыхивает
6. ее \ постадийное \ применение
Как это «являет форму пустой» и в то же время «свет знания вспыхивает»?
Как это «постадийное применение» самьямы? к чему, к пустой форме объекта?
7. эти три \ [более] внутренние части \ к предыдущим
8. они \ тем не менее \ внешние \ ступени \ к лишенному семени (нирбиджа)
Любопытно, что в 8-й шлоке Патанаджали сдержанно выражает свое отношение к целенаправленному применению йогического внимания, оставляя в качестве более высокого уровня спонтанность (нирбиджа).
Как выглядит привычная работа йогического сознания, когда оно в Силе?
9. появляющихся мыслей \ неподдержка \\ самскар \ скрытых \ появления \ неподдержка \ в то же мгновение \\ в сознании \ возникает \ в ниродхо \ переход
И потрясающее:
10. его \ невозмутимый \ поток \ становится привычным
«Его поток» – то есть поток сознания, сравниваемый иногда со струей масла. Хотя это какой-то неподвижный поток... У перевода данной шлоки возможен и такой вариант: "его невозмутимость поддерживается самскарой подавления", то есть некоторой - опять-таки - привычкой-механизмом (самскарой).
11. рассеянности увядание \ однонаправленности подъем \\ сознание \ в самадхи \ [стремится] перейти
-- стремится перейти уже привычно!
12. когда \ наконец\ покой \ подъем \ становятся похожими \\ сознание \ в однонаправленность (экаграту) \ переходит
Здесь надо пояснить: покой и подъем становятся похожими, когда система устойчиво выходит «на плато», колебания внимания гаснут.
А далее в трех шлоках следует пояснение, что это невозмутимое состояние начинает коренным образом менять человека, и он "становится продуктом того, что он делает много лет".
13. этим \ элементов \ органов \ [ - их] свойств \ циклов \ состояний [-]\ перемены \ объясняются
Ниже я оставил в переводе две пары важных терминов:
14. покоя \ подъема \ неразличимость \\ дхарме \ соответствует \ дхармин
Дхарма – внутренний закон системы, дхармин – носитель этой дхармы, то есть сам человек. То есть при регулярном выходе «на плато», носитель со временем начинает соответствовать внутреннему закону своей психосоматики, ее врожденной гармонии.
15. крама \ другая \ паринаме \ другой \ причина
Крама – это глубинная последовательность изменений (цепочка причин), паринама – видимая, поверхностная цепочка перемен-следствий.
У обычного человека крама представляет собой мешанину из дхармы с одной стороны и наворотов на клешах – с другой. «И хочется, и колется, и мама не велит». Паринама – в лучшем случае броуновское движение. «Вот жил он и жил, пока не помер».
У йогина крама по идее резко сдвинута к дхарме-закону-гармонии, соответственно и цепочки следствий сильно отличаются…
Отголосок этой темы (в аспекте ответственности) представлен в Четвертой главе, что уже кратко обсуждалось в теме «Отвергнутая глава».
Примечание: разборки не заканчиваются никогда, если приток вредности от обстоятельств превышает дренажные способности асаны, пранаямы и пратьяхары. В этом случае надо менять обстоятельства, создавать новые условия для более продуктивного использования «притока пракрити» (шлока 4-2). То есть сохрание притока вредности (или даже его увеличение в чем-то) говорит о неуважении к важному делу – практике йоги, другими словами уровень ямы-ниямы не взят.
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Отвергнутая глава
Тантра в Сутрах
Читта вритти
Сила внимания
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Сначала краткое содержание предыдущих серий:
По мысли Патанджали практика начинается с попыток ЧВН, подмечании помех в сознании, введения в технику созерцания (самапатти).
Благодаря тому, что сознание, занявшись внутренними делами, перестает на время мучать тело и воевать с ним, с некоторого момента обнаруживается присутствие этого самого тела (и внедренной в него психики) как самостоятельной сущности, что создает возможность коммуникации.
В этой связи во Второй главе разворачивается картина кармических движков-клеш и паразитических наростов-напрягов на этих движках, которые – по мере общего расслабления – начинают всплывать в виде сбросов телесных или эмоциональных. (Слово «кармический» употреблено в смысле «активно действующий».)
Дается спектр восьмичастной (аштанга) йоги, исчерпывающе характеризующий помимо прочего сердцевину работы с телом – асану и пранаяму.
Пока практик занят внутренними разборками, ему вполне хватает для качественной работы относительной пратьяхары – «отъезда». Сила, возникающая в результате практики, идет в основном на перезагрузку системы психосоматики, и на это как правило уходит несколько лет.
Наличие в Сутрах Третьей главы обнадеживает. В том смысле, что разборки рано или поздно, но неизбежно заканчиваются и возникает относительно чистое (насколько позволяло древнеиндийское общество и насколько позволяет современный мегаполис) состояние психосоматики. Сила отныне а) аккумулируется внутри в виде внутренней (антаранга) практики и б) находит выражение в виде внешних проявлений (вибхути, сиддхи).
Первые 15 шлок Третьей главы описывают практику изнутри, без таких «мелочей» как правильное выполнение асан, пранаямы и стандартного «отъезда» в сторону Наблюдателя. Устранение психологических глупостей и мелких болячек также опускается «ниже порога сознания». Речь идет о дхаране (концентрации), дхьяне (медитации) и самадхи в их едином проявлении – самьяме (йогическом внимании). Слог первых восьми шлок очень скупой, но напряженный:
1. к объекту \ привязывание \ сознания \\ дхарана
2. там \ внимание \ однонаправлено \\ дхьяна
3. этот \ самый \ объект \ один \\ являет \ свою форму \ пустой \ как бы \\ самадхи
4. три \ вместе \\ самьяма
Вдобавок наличествуют парадоксы:
5. ею \ овладение \\ свет знания \ вспыхивает
6. ее \ постадийное \ применение
Как это «являет форму пустой» и в то же время «свет знания вспыхивает»?
Как это «постадийное применение» самьямы? к чему, к пустой форме объекта?
7. эти три \ [более] внутренние части \ к предыдущим
8. они \ тем не менее \ внешние \ ступени \ к лишенному семени (нирбиджа)
Любопытно, что в 8-й шлоке Патанаджали сдержанно выражает свое отношение к целенаправленному применению йогического внимания, оставляя в качестве более высокого уровня спонтанность (нирбиджа).
Как выглядит привычная работа йогического сознания, когда оно в Силе?
9. появляющихся мыслей \ неподдержка \\ самскар \ скрытых \ появления \ неподдержка \ в то же мгновение \\ в сознании \ возникает \ в ниродхо \ переход
И потрясающее:
10. его \ невозмутимый \ поток \ становится привычным
«Его поток» – то есть поток сознания, сравниваемый иногда со струей масла. Хотя это какой-то неподвижный поток... У перевода данной шлоки возможен и такой вариант: "его невозмутимость поддерживается самскарой подавления", то есть некоторой - опять-таки - привычкой-механизмом (самскарой).
11. рассеянности увядание \ однонаправленности подъем \\ сознание \ в самадхи \ [стремится] перейти
-- стремится перейти уже привычно!
12. когда \ наконец\ покой \ подъем \ становятся похожими \\ сознание \ в однонаправленность (экаграту) \ переходит
Здесь надо пояснить: покой и подъем становятся похожими, когда система устойчиво выходит «на плато», колебания внимания гаснут.
А далее в трех шлоках следует пояснение, что это невозмутимое состояние начинает коренным образом менять человека, и он "становится продуктом того, что он делает много лет".
13. этим \ элементов \ органов \ [ - их] свойств \ циклов \ состояний [-]\ перемены \ объясняются
Ниже я оставил в переводе две пары важных терминов:
14. покоя \ подъема \ неразличимость \\ дхарме \ соответствует \ дхармин
Дхарма – внутренний закон системы, дхармин – носитель этой дхармы, то есть сам человек. То есть при регулярном выходе «на плато», носитель со временем начинает соответствовать внутреннему закону своей психосоматики, ее врожденной гармонии.
15. крама \ другая \ паринаме \ другой \ причина
Крама – это глубинная последовательность изменений (цепочка причин), паринама – видимая, поверхностная цепочка перемен-следствий.
У обычного человека крама представляет собой мешанину из дхармы с одной стороны и наворотов на клешах – с другой. «И хочется, и колется, и мама не велит». Паринама – в лучшем случае броуновское движение. «Вот жил он и жил, пока не помер».
У йогина крама по идее резко сдвинута к дхарме-закону-гармонии, соответственно и цепочки следствий сильно отличаются…
Отголосок этой темы (в аспекте ответственности) представлен в Четвертой главе, что уже кратко обсуждалось в теме «Отвергнутая глава».
Примечание: разборки не заканчиваются никогда, если приток вредности от обстоятельств превышает дренажные способности асаны, пранаямы и пратьяхары. В этом случае надо менять обстоятельства, создавать новые условия для более продуктивного использования «притока пракрити» (шлока 4-2). То есть сохрание притока вредности (или даже его увеличение в чем-то) говорит о неуважении к важному делу – практике йоги, другими словами уровень ямы-ниямы не взят.
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Отвергнутая глава
Тантра в Сутрах
Читта вритти
Сила внимания
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Последний раз редактировалось А.Смит 29 авг 2009, 20:37, всего редактировалось 2 раза.
Приток вредности - это когда внешние условия сжирают всю твою энергию, силу, тонус, настроение, возникающие в результате практики. Будь то работа, родственники, окружающая среда.
Яма-нияма - это умение "договориться" с внешним миром и самим собой по поводу условий для практики. "Договор" включает в том числе и коренное изменение внешних условий путем передислокации в другое, более подходящее для практики место. Хочешь практиковать, умей вертеться. :D Практику приходится прописывать в плотные, сложившиеся (и слежавшиеся) условия жизни, и тут порой требуется немалое искусство дипломатии. Как в отношении себя, так и окружающих.
В смысле моральности яму-нияму мне рассматривать неинтересно. Все тут уже взрослые.
Ясно ли я ответил? 8O
Яма-нияма - это умение "договориться" с внешним миром и самим собой по поводу условий для практики. "Договор" включает в том числе и коренное изменение внешних условий путем передислокации в другое, более подходящее для практики место. Хочешь практиковать, умей вертеться. :D Практику приходится прописывать в плотные, сложившиеся (и слежавшиеся) условия жизни, и тут порой требуется немалое искусство дипломатии. Как в отношении себя, так и окружающих.
В смысле моральности яму-нияму мне рассматривать неинтересно. Все тут уже взрослые.
Ясно ли я ответил? 8O
-
- Сообщения: 2631
- Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
- Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 118 раз
- Контактная информация:
Ой, и прав Мишаня. Место само меняется, если прежнее было не подходящим.А.Смит писал(а):"Договор" включает в том числе и коренное изменение внешних условий путем передислокации в другое, более подходящее для практики место. Хочешь практиковать, умей вертеться. 8O
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
-
- Сообщения: 186
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 17:12
- Откуда: Красноярск
- Контактная информация: