Сутры Патанджали. Читта вритти.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Читта вритти.

Сообщение А.Смит »

Благодаря знаменитой шлоке 1-2 «Йогаш-читта-вритти-ниродхах» словосочетание «читта вритти» чрезвычайно популярно среди практикующих, интересующихся йоговской терминологией. Речь идет о колебаниях, или возмущениях сознания, постоянно испытываемых нами в обыденности и, соответственно, мешающих нам углубиться в практику ЧВН.

В самом начале Сутр (что говорит о первостепенном значении предмета) Патанджали перечисляет те колебания сознания (читта вритти), при доминировании которых в сознании о качественной практике речь не может идти вообще. И, надо сказать, перечень этот весьма полон.

Начнем как обычно не сначала, а с того, почему все же правильнее говорить о колебаниях сознания, а не ума. Согласитесь, ум – это более узкая часть человека, чем сознание, потому что сознание включает эмоциональный компонент, а ум – лишь информационный. Патанджали, заявляя 5 типов читта вритти (1-5, 1-6), сразу отмечает, что они могут быть болезненными – «клишта» (образ - клинок), или не болезненными – «аклишта». То есть в читта вритти (ЧВ) затронуты эмоции, переживания, к которым ум – прообраз компьютера – не слишком склонен.

Кроме того, в список пяти ЧВ включена сонливость (нидра), связанная скорее с общим тонусом тела и сознания, и меньше всего с умом. Если человек хочет спать, о функционале ума можно забыть. О качественной практике, кстати, тоже.

Итак, читта – это нечто более широкое, чем ум. Это сознание.
Представляя себе устройство человека, можно грубо набросать такую схему: сплетенная пара тело-психика (подсознание) с их вполне реальными проблемами, и легкий подвижный аванпост этой пары – сознание.

Можно сказать, что сознание – это живой дисплей, служащий а) местом встречи для различных выходов из подсознания и б) отражением реакций тела-психики на внешние влияния.
Реакция на внешние влияния (пратьякша) и есть подпункт номер один в списке ЧВ от Патанджали. Отсюда вытекает желательность тишины и отсутствие яркого освещения для обеспечения качества практики. Уж слишком подвижна «ртутная» поверхность нашего зеркала-сознания, пока не наработано стандартное подключение к накату «бездонного равнодушия Свидетеля».

Пратьякша тесно сплетена с логическим мышлением (анумана), постоянно комментирующим восприятие мира: это тиканье часов, а сколько кстати времени, выключил ли я телефон, что-то колет в боку, уж не заболел ли я… и т.д. Логические цепочки могут виться бесконечно, причем и без поддержки внешних влияний, в ответ на всплывающие изнутри образы.

Отрыв ануманы от пратьякши называется нирвитарка. Слушаешь радио, но не понимаешь слов, к примеру. Это нирвитарка (1-43), одна из стадий самапатти-созерцания.

Ануманы (логические цепочки) незаметным образом покоится на агамах – авторитетных постулатах, внедренных в наше сознание либо за долгие годы, либо под ярким впечатлением встречи с признанным авторитетом.

Все три подпункта Патанджали сплетает в праману («прямое») – правильное знание. Шлока 1-7: «пратьякш-Ануман-агАмаха праманАни». Железобетонная прамана – первая читта вритти, подлежащая остановке, точнее терпеливой неподдержке этой бесконечной инвентаризации внешнего и внутреннего миров.

Правильное знание, безусловно, не имеет резких границ с предрассудками и заблуждениями, поселившимися среди авторитетных агам и подделывающимися под них. Это неправильное знание – випарьяйя (образ – туман, «тень на плетень»), является второй читта вритти (1-8). Во время практике она сносится вместе с праманой.

Особо следует отметить випарьяйи относительно самой практики – «как надо заниматься», то есть к примеру а) какие-то безотносительные к тебе лично невесть где узнанные нюансы и б) подмена существенных моментов несущественными (скажем, положением пальцев рук в Триконасане).

Регулярная практика (абхьяса) постепенно выявляет мусор випарьяйи, и не только в отношении йоги.

Третья читта вритти знаменует переход во внутренний мир. Это викальпы (1-9) – фантазии, активизация воображения, склеивающего из имеющихся элементов сознания несуществующие картины. Такие картины вполне могут развиваться вместе с ануманой (логикой), устремляясь в дурную бесконечность пустой траты времени вместо благодати ЧВН. Поэтому опасно не продуцирование образов само по себе, а сцепление его с логикой, обсуждение. Отключение активной логики-ануманы от викальп называется нирвичара (1-44), это еще одна из стадий самапатти-созерцания. Тогда «объект лишь сияет, форма пуста», не заполнена смыслом, интерпретацией, надстройкой. Просто плывут образы, а практик с ними «не связывается». Похоже на сон, да собственно –

вот и четвертая ЧВ: сонливость, нидра (шлока 1-10).
Из отчетов практиков известны две разновидности ЧВН – отключка сознания вообще (йогический сон) и отъезд (ясное зеркальное, прозрачное, чуть мерцающее сознание, при котором возможны чудеса с восприятием времени – чудовищное замедление или чудовищное ускорение). Первая разновидность связана с присутствием некоторой тяжести в сознании, тамасического элемента. Когда этот элемент уходит (человек отлежался), начинает преобладать ясность – саттва, «сущность ума».

Наконец, пятая ЧВ – это смрити, память (1-11). Если в практике пошли воспоминания, трудно что-либо сделать. Лучший вариант тот же, что и с викальпой-воображением: не связываться, не обсуждать с самим собой. Идут и идут. Наверное, следует различать обыденную краткосрочную память (счет пришел, надо то сделать, надо это) – это отпечатки недавней пратьякши (восприятия), от всплывающих давно забытых глубинных, быть может экзистенциально важных вещей, связанных со спрессованным содержанием психики – самскарами. Последнее может быть частью сброса, связанного с перестройкой психосоматики, ее освобождением от накопленных напряжений.

Вспомним, что клеш-клещей – фундаментальных корней, двигателей психики – тоже пять (2-3). Возможно, что такой числовой символикой Патанаджали хотел указать на непрямую связь пяти читта вритти с пятью процессами-вритти телесно-психического плана (не «читта»). Пожалуй, просматриваются отношения между авидьей-интересом и праманой-знанием, рагой-двешей (влечение-отталкивание) и викальпой-випарьяйей (в аспекте воображения приятного и запретов-вытеснений на неприятное). И то, что асмита (чувство Я), а также абхинивеша (жажда жизни) могут порождать чудовищные предрассудки (випарьяйи), тоже очевидно.

Любопытно, что разделение ЧВ на клишта и аклишта указывает на эту связь, причем тип ЧВ «аклишта» служит авангардом когнитивного (познавательного) прогресса личности вообще.

Как отдельное упражнение, вносящее ясность в личное понимание данной типологии, можно временно занять умственно активную позицию и прибегнуть к методу абстрагирования потока сознания. То есть, воспринимая очередное возмущение сознания, классифицировать его в соответствии с пятью читта вритти Патанджали, а также отмечать их «страдательный» аспект (болезненность или не болезненность – клишта или аклишта).

Спасибо за терпение и внимание.

Упомянутые шлоки:
1-5 вритти / пятеричны / болезненные/неболезненные
1-6 знание/заблуждение/воображение/сон/память
1-7 восприятие/умозаключение/авторитетное свидетельство / [таковы] знания источники
1-8 заблуждение / [это] ложное/знание / не на факте/основанное
1-9 слов/знание/основанное на / объекте/пустом / [таково] воображение
1-10 отсутствие/сознания/как опоры / [в этом] [тамасическая]/активность/сна
1-43 память/очищается / в форме/пустой/сам/объект/лишь/сияет / [такова] нирвитарка
1-44 этим же / савичара / нирвичара / также / тонких/объектов / объясняются
2-3 авидья [неведение]/эгоизм (чувство Я)/влечение/враждебность/страх смерти / (пять) клеш

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Отвергнутая глава
Тантра в Сутрах
Читта вритти
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Агеенко Андрей
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 17:12
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Сообщение Агеенко Андрей »

Михаил, спасибо за Ваши труды!
Вас очень легко и приятно читать!
Спасибо! :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Рад Вашей поддержке, Андрей!
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

...разделение ЧВ на клишта и аклишта указывает на ... связь [сознания и подсознания], причем тип ЧВ «аклишта» [свободного от подсознания] служит авангардом когнитивного (познавательного) прогресса личности вообще.
Набрел вот на любопытные разработки в этой связи:
http://novizna.ru/wps/about
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Несколько более подробно по теме ЧВ (читта вритти).

Непосредственное восприятие (пратьякша) поступает в обработку к логике (анумана). Анумана базируется на агамах (авторитетных конкретно для меня утверждениях), которые незаметно сплетены с випарьяйей (заблуждениями). Ибо кто скажет, какие их моих агам правильны на 100 проц.?

Многие из агам печальны (клишта), сурова правда жизни... И интерпретация пратьякши - непосредственно данного в ощущениях - столь же невесела. Но тут в качестве компенсации выныривает фантазия! (викальпа). И дает достаточное количество нескорбного материала (аклишты). Разводишь себе маниловщину потихоньку, компенсируешься. Бывают конечно и фантазийные страхи, но все же главная роль викальпы в жизненной ситуации - подсластить пилюлю.

Особняком стоят сны (нидра), в которых бродит мое альтер эго, и которые стравливают материал из глубин психики. Сны дополняют общую путаницу (если ее не раскладывать на компоненты, что собственно и сделал прагматичный Патанджали).

Кирпичики для всей картины интерпретаций ниже пратьякши (непосредственного восприятия) дает память (смрити - "то, что уже умерло"), обычно резонирующая с текущей ситуацией. И обычно - с возрастом - добавляющая скорбей.

Туда же - в эту память - складывается вся эта мешанина, со временем уплотняясь и увеличивая навороты на клешах. Поэтому движкам-клешам (без чистки в самадхи) все труднее и труднее становится двигать ситуацию...

Вот такое многоэтажное здание:

пратьякша (восприятие)

анумана (логические цепочки)

агама + випарьяйя == > аксиомы правильные и неправильные

викальпа (воображение, фантазия) + нидра (сны)

смрити (память)

клеши (движки психики: неведение, чувство я, влечение, отталкивание, жажда жить, страх умереть)

Все это сверх всякой меры трясет живой дисплей сознания, по нарастающей искажая восприятие реальности, да и саму реальность (деятельность человечества на планете).

И про всю эту движуху (в сердцах, я полагаю) Патанджали сказал: для мудрого все эти кажущиеся падения (ануманы) и воображаемые взлеты (викальпы) одинаково дурны. Шлока 2-15: перемены [суета]/жар [запарки]//самскары/дурные//гуны/вритти/[их] противоположности//так же / дурны/на самом деле / все [они] / просветленному.

Любопытно, что простая фиксация клишта? или аклишта? позволяет усомниться в железобетонности агам, запускающих процесс категорической оценки. То есть то, что считается клишта (болезненным), при ближайшем рассмотрении может оказаться в информационном плане вполне полезным.
Но это уже вне практики йоги, из разряда психологического анализа.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Шлока 2-15: перемены [суета]/жар [запарки]//самскары/дурные//гуны/вритти/[их] противоположности//так же / дурны/на самом деле / все [они] / просветленному.

Другими словами --

С ума ты сходишь от Берлина
Мне ж больше нравится Медынь
Тебе и горький хрен малина
А мне и бланманже полынь
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Да я не думаю, что по этому поводу нужно воду мутить. :P
Так, побухтеть, обсудить, за чаем - можно. :P

читта, ситта, зитта - всё это ПРОЯВЛЕННОЕ. Т.Е. то, что в сознании тусуется. Т.Е. уже действующий ум. Лично я так понял. А вот само сознание (чистое) всё же ближе к просто чит, сит, зит. (по разному пишут).
Ну типа сат-чит-ананда - тут сознание.
А читта вритти - это уже ума кипение.
А вообще, в конечном итоге 1.2 говорит о том, что для размышления все препятствия устраняются. Мысль течет непрерывно, плавно.
А вот откуда и куда я говорить не хочу. :P Ну ты в курсе. :wink:
Т.Е. поток без завихрений. Ламинарный. Ну как в ясную погоду, без ветра - ШТИЛЬ. Солнце в зените - очень красиво, но неподвижно и безмолвно.
Ерунда это всё. Всё это есть в первоисточниках. И в практике на самом деле так. ИМХО.
И ты тоже прав. :lol: :P
Как и я. :mrgreen:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

По поводу пользы от йоги.

Патанджали по сути описывает смену когнитивного механизма, а именно, смену тяжелого, натужного, принудительного механизма клеш (психических движков), характеризуемого термином клишта (болезненный) на легкий (аклишта), интуитивный, медитативно(сознание)-силовой (пракрити) механизм.

Из пяти клеш базовой считается авидья - неведение. Она - плодородное поле для остальных клеш. Шлока 2-4: неведение / [есть] питательная почва / для других [клеш] / дремлющих/ослабленных/отложенных/активных. Неведение воленс-неволенс создает тугое, грубое любопытство неофита, в корне отличное от изящного интереса профессионала.

Шлока 2-23: подчиненность/[и] господство/[в отношении] сил / своей/природы (формы)//распознавание [этого]/причиняется / соединенностью.
То есть хочешь-не хочешь, а мордой - и об жизнь.

Неведение принудительно втягивает (кстати, кого?) в водоворот жизни по принципу: главное заварить кашу, а там посмотрим. Тут же начинает происходить фильтрация с помощью влечения-отталкавания, образуется центр принятия решений - Я, ставятся рамки любознательности посредством страха смерти.
Шлока 2-24: она [эта соединенность] / причиняется/неведением

Нет неведения, останавливаются и другие механические движки. Шлока 2-25: его [неведения]/прекращение / соединенность/прекращает / устраняя [ее] / тогда/зрящий / абсолютно свободен.

Далее любопытно:
2-26: различающее/осознание/непрерывное / прекращения/метод
Вроде бы договорились, что различаем-фильтруем с помощью влечения-отталкивания (рага-двеши)??? Значит, это различающее осознание не сродни им, а от "мира иного", откуда и дридха бхуми (прочное основание) (как результат долгой прилежной практики ЧВН), и ритамбхара (нездешняя мудрость).

В сущности практикой ЧВН нарабатывается другой когнитивный механизм. И абсолютную свободу можно понимать не как болтание в вакууме, а переход от привычного идиотизма клеш к скоростям совершенно иного рода.
Шлока 3-50: саттвы/[и] пуруши/различия/осознание//только оно / [над] всеми/проявлениями/господство [дает] // всеведение/также.
Ну и вообще вся третья глава прочитывается под этим углом по-иному, не столь тантрически.
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

Патанджали по сути описывает смену когнитивного механизма, а именно, смену тяжелого, натужного, принудительного механизма клеш (психических движков), характеризуемого термином клишта (болезненный) на легкий (аклишта), интуитивный, медитативно(сознание)-силовой (пракрити) механизм.
Здорово, просто здорово подмечено.
I know ... yoga?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Понятно, что между двумя механизмами лежит пропасть. Не абстрактная и пустая, а в виде конкретного тела с его болячками и недостатками, а также психики, начиненной клешами (движками), самскарами (впечатлениями) и васанами (привычками).

Прочистка и оздоровление, ассенизация этого оврага - чтобы беспрепятственно его пересекать (от Первой главы к Третьей и Четвертой), - требует времени и прозаических усилий.

Для этого формулируется аштанга-йога, восьмичастная йога - в части, именуемой бахиранга ("внешняя опора").

Но сначала прилежно и подробно выписывается весь индивидуальный портрет человека, его генетика и обстоятельства жизни.

Шлока 2-12: клеши/[-]корни / в кармы/хранилище / зримо/незримо/в рождениях/ощущаются/.
Зримо-незримо, то есть явно или неявно для самого человека.

2-13: эти / корни / своим/созреванием / тип рождения/продолжительность жизни/жизненный опыт / [обуславливают]
Тип рождения - это в том числе обстоятельства и родня, с которой придется договариваться (яма-нияма).

А вот и личностные черты (внутренний мир):
2-14: эти / радостей/горя/плоды / добродетелям/порокам/причина

С таким вот набором человек и пыхтит по жизни:
2-15: суета/перегрузки//самскары/дурные//гуны//вритти//[их] противоположности/[-]так же / дурны/на самом деле / все [они] / просветленному
Дурны, скорее, в смысле "неинтересны".

У Стругацких в книжке "Волны гасят ветер" описываются людены, которым совершенно неинтересны стали обычные люди - из-за смены когнитивного механизма...

Для чего служит столь тугой механизм? вспомним, что для вывода ракеты на орбиту нужна первая ступень. 2-18: [из] света/активности/инерции/[- этих ]качеств // стихии (элементы)/индрии (органы)/состоят // опыта/[и ]освобождения/ради / зримое [существует]
Освобождение - выход на орбиту других механизмов бытия, кроме клеш. И в этом смысле мир в корне меняется 2-22: достигшие/цели / для [них] / прекращение этого [воспринимаемого мира] // хотя/не прекращение // для других (средних) общего [им мира]
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Сам процесс замещения клеш новым когнитивным механизмом достаточно очевиден:
во время практики механизм клеш регулярно останавливается (нет ни давления авидьи, ни влечений-отталкиваний, ни контроля Я, ни страхов и страстей), в освободившемся "пространстве" выявляется Пуруша (Наблюдатель), притекает Пракрити (Сила), из этих Двух происходит накопление ресурса (прочного основания), ритамбхары и различающего осознания, и - наконец - интуитивного механизма. Можно сказать, что все эти возможности есть в потенциале, и благодаря регулярной остановке клеш они раскрываются.
Одно только маленькое но: и время и силы могут долго уходить только на ремонт оборудования и компенсацию притекающей вредности...
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

У новорождённого есть только пракрити. Тело.
Потом появляется Ишвара - индивидуальный интеллект[chitta], личность.
Затем то, что реализуется практически только у человека, абстрактное мышление. Личность, на основе [чужих] вербальных знаний, морали - Пуруша [vrtti].
Шибко умные находят учителя и с удивлением обнаруживают, что Пуруша ушербен и живёт автономно от Ишвары. Ишвара в шоке, пракрити в хлам. Учитель [настоящий] способен довести абстрагирование до совершенства. Тут-то садхака, и обнаруживает Свидетеля [cit]. Сам процесс обнаруживания растянут во времени. За это время Пуруша и Ишвара становятся идентичны.
Вот вам и святой.
Всё очевидно. :mrgreen: Конечно же. :)
А что бы не рассуждать в категориях вредностей-полезностей, как женщины, которые познают добро-зло, вместо Истины, нужно сразу разбираться с ямками на пути. И ниямками. :lol:
Эх, а я ведь Виктору Сергеевичу обещал... Не флудить. :roll: :oops: :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Караван писал(а):За это время Пуруша и Ишвара становятся идентичны.
Ого! Отвечаешь? :roll: Жаль нет смайлика с вращающимся на небесах Патанджали.
Последний раз редактировалось А.Смит 2 сен 2009, 09:19, всего редактировалось 2 раза.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Зуб даю! :P (в случае грамотной, классической, практики). :wink:

Патанджали ВЕЧЕН! :lol:
___________________________________
Кстати... Сколько не говори новичку, что бы к силе НЕ стремился специально, ничего не выйдет. Как только учитель за горизонт, садхака в книжки с тантрой. Забывая про ЙСМП.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Ох, Андрей, много же у тебя зубов в запасе.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

В нашем обществе - это метафора. :lol:
А чё не так?
Нука колись? :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Караван писал(а):В нашем обществе - это метафора. :lol:
А чё не так?
Нука колись? :)
вижу... вижу! надпись на огромном камне:
"Здесь в махашавасане лежит Андрей К. Творчески развил и углубил учение Патанаджали о множественности Пуруш и единственности Ишвары -- в учение о множественности Ишвар."
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

А чуть ниже приписано:

Перевод, комментарии, интерпретации его верного последователя и ученика Миши С.

Ишвара идентичен у всех :!:
ИМХО - это философией не взять. Нужна наука.
Физико-химиё-ботано-биолого-психологио-история. :roll:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Из Йога-коши:
Аклишта (Патанджали 1-5), не мотивируемое и не диктуемое той или иной клешой. Говорят, что читта-вритти аклишта, когда они не мотивируются клешами, и человек, чьи читта-вритти не мотивируются таким образом, есть йогин.
А вот еще, прелесть какая - в ту же тему смены когнитивного механизма:
Адхья-атма-прасада (П 1-47), пракаша-варана-кшайя (устранение вуали, скрывающей свет) (ср. П 2-52, 3-43). Идея в том, что от природы каждый может знать всё. Но из-за элемента тамас в своем устройстве мы остаемся невежественными ко всему, кроме того, что нам открывают читта вритти. Эта вуаль тьмы устраняется рядом йогических практик, одна из которых – нирвичара самапатти.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

А.Смит писал(а): Жаль нет смайлика с вращающимся на небесах Патанджали.
"Он при жизни был рослым и стройным..".
Ответить