Сутры Патанджали. Отвергнутая глава.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Отвергнутая глава.

Сообщение А.Смит »

Отвергнутая глава

Четвертая глава Йога-сутр «Кайвалья-пада» («О свободе») не один раз вызывала у исследователей сомнение в своей «нужности». Ее также полагали добавленной позднее, лишней, так сказать, по своей сути. В этой связи хочется выразить благодарность упрямым пандитам, которые скрупулезно переписывали из века век стандартный санскритский текст, невзирая на сомнения многочисленных комментаторов.

Если читать и перечитывать Сутры с позиции практики и создания условий для практики, то Четвертая глава начинает вырисовываться как великолепное завершение Сутр – самой краткой и толковой лекции по йоге, наверное, на все времена.

В самом деле. Бесстрастно разложив в Третьей главе скатерть-самобранку сверхспособностей (сиддх), возникающих вследствие накопления Силы (в виде прочного основания, мудрости-ритамбхары и различающего осознания), Патанджали в шлоках 4-1 – 4-11 резюмирует:

1) возможные источники Силы (4-1): врожденно, травками, мантрами, упертостью и через практику самадхи (покоя) (на выбор, так сказать, контрольный вопрос);
2) механизм контакта с Пракрити (4-2 - 4-3): «оно само» притечет, только сам не лезь, а просто создавай условия как предписано технологией и собственной головой (сва-дхьяйей);
3) проникающую способность йогических намерений в отличие от обычных (4-4 – 4-8 )
4) ответственность (за Силу), от которой не уйти (4-9), невозможность остановить проявления самой Силы (4-10), чистку наворотов на клешах как способ «убирать лишнее» (4-11).

Все это касается Пракрити – «материального полюса» практики.

Вслед за этим расписывается «духовный полюс» как способность йогического познания – принципа, стоящего за всеми конкретными сиддхами. Описывается, так сказать, супер-сиддха, всем сиддхам сиддха. Итак,

коснувшись вначале (4-12 – 4-14) свойств любого изменяющегося объекта как совокупности неких элементов-дхарм, которые по сути своей гуны (то есть «гонимые» изменчивостью своей и всего мира), Патанджали излагает:

1) свойство обычного сознания познавать объект по кусочкам (4-15 - 4-17);
2) свойство йогического сознания Пуруши видеть все сразу (4-18 )
-- в противоположность обыденному уму (4-19 – 4-21) и
-- при успокоившимся умом, принявшим естественную форму (буддхи) (4-22) и тем самым ставшим неискажающим проводником информации от внешнего мира к созерцающему сознанию Пуруши (4-23);

Такое состояние ума позволяет даже прикоснуться к запредельным целям бытия (4-24), маскирующимся за калейдоскопическимся смешением внешних объектов; стало быть, разрешаются «проклятые» экзистенциальные вопросы.

И далее вновь великолепное изложение практики уже с высоты «птичьего полета» (4-25 – 4-32, в перефразе):
25 -- расцепление Наблюдателя и мышления поляризует Пурушу и Пракрити;
26 -- это расцепление еще больше успокаивает мышление (положительная обратная связь);
27 -- может порождаться подъем спрессованных содержаний психики (самскар);
28 -- которые просто пережидаются-созерцаются;
29 -- возникает переживание «облака дхарм» - легкое, блаженное, оптимальное состояние психосоматики, настолько удивительное, что древние индусы его почти обожествили, наделив некоего Атмана (высший аналог Я) всяческими эпитетами;
30 -- происходит замирание, остановка привычного мира (для обновления, последующей перезагрузки);
31 -- становится возможным состояние непривычного всепонимания (доступного лишь изредка в обычной жизни);
32 -- всякий «гон» временно прекращается.

Далее следует весьма смутная в прямом переводе шлока 4-33 о понимании природы времени. Единственный логичный вариант ее перефраза, который я пока имею, таков: «последовательность моментов времени с наперед заданными целями перестает довлеть (это и есть свобода!)».

Наконец, (на время практики) воцаряется (4-34) полный покой, венчаемый силой сознания, аромат которой знаком каждому, кто раз за разом успешно выруливает из раджаса в тамас, и «отлежавшись» там, утверждается в саттвичном состоянии ясности и прозрачности ума и чувств.
(С непринципиальной поправкой на свой мегаполис за окном.)

Итак, в Четвертой главе излагаются следующие темы:
а) ответственность («лезвие бритвы»)
б) механизм йогического способа познавать (суперсиддха)
в) повторение того, как выглядит практика сама по себе, при успокоенном уме
г) свобода в обычной жизни как победа над временем, и временная тотальная свобода во время практики

Смею заметить, что сами Сутры как текст выглядят как единомоментная зарисовка (множеством точных штрихов) практики во всем множестве ее аспектов, как картина, которую надо смотреть в целом. То есть Патанджали своим творением наглядно реализовал им же описанный принцип познания (в данном случае – познания и описания практики йоги)…

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Отвергнутая глава
Подстрочный перевод сутр с санскрита
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Свойство йогического сознания Пуруши видеть все сразу (4-18 )
-- в противоположность обыденному уму (4-19 – 4-21) и
-- при успокоившимся умом, принявшим естественную форму (буддхи) (4-22) и тем самым ставшим неискажающим проводником информации от внешнего мира к созерцающему сознанию Пуруши (4-23)...

Иллюстрации к видению "всеобщей связи вещей":

1) стих, который недавно привел ВСБ:
Она еще жива. Просушены тарелки
В приемнике не сели батарейки
Еще свежа азалии парча
Часы стучат

Она еще жива. Подобием сверчка
Клепсидре туалетного бачка
Озвучивать течение минут
Часы идут

Она еще жива, поэтому в окно
Протиснулось рассветное пятно
Сканируя пылинки на полу
и до полу-

дня, брат, она еще жива
Еще плетет по снегу кружева
Ей здесь пристало, как на хлебе маслу
Быть незасохшей точкою в пейзаже
А тот автобус, что ее размажет
Прогрел мотор и вырулил на трассу.
2) Из книги "Будущее настоящего прошлого":
...человек вышел из бунгало, и трудно решает сложнейшую дилемму - пойти ему сразу на пляж, или предварительно заглянуть в текила-бар? При этом он тяжело подсчитывает шансы, которые у него останутся, хотя бы на сегодня, попасть-таки на пляж, если он по пути туда опять завернет (ненадолго!) к знакомой стойке. Этот суровый выбор, павший на него, дополняется попутной, но ежедневно обрушающейся на него тайной – зачем же, все-таки, нужны на морском отдыхе скейт и плавки? Для человека это кажется очень важным, это кажется ему главным существенным атрибутом его настоящего момента, но на самом деле все это уже не имеет никакого значения, поскольку его настоящее – это уже далекое прошлое по той причине, что в километре от береговой полосы по дну моря идет волна цунами высотой семьдесят метров. Она идет со скоростью 400 км/час, и она обязательно его достанет хоть в прибрежной зоне, хоть в зоне тихого приятного отдыха. И тогда он пожалеет, что не надел плавки сразу. Человек смотрит пустыми раздумчивыми глазами на море и не видит никакого цунами. Он не распознает своего будущего. Бухта спокойна. Всё как всегда. Потому что цунами имеет постоянную высоту и крадется по бездне, не выдавая себя ничем, пока сразу же во всей своей красе не выкатится из морской пучины по поднимающемуся профилю морского дна. По сути дела этого растерявшегося от нахлынувших на него версий человека, уже вообще нет, он уже в иных мирах, но время этому пришло лишь частично, а не полностью. По смыслу этого настоящего для данной жизни данного человека, уже всё закончено, он вычеркнут и списан, но это физически произойдет только через несколько минут, а пока сиюминутное физическое настоящее по своему смыслу уже находится в прошлом относительно себя, потому что по смыслу его, этого настоящего, уже неизбывно и однозначно нет.
Такие вот немного грустные примеры. Если кто приведет веселые, буду признателен.
Это панорамное видение всеобщей связи вещей просачивается и в обыденную жизнь массой примеров.
Саныч
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 09:39
Откуда: г.Владивосток
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение Саныч »

Вот уж действительно мрачно.
Можно было ограничиться маслом, которое уже пролила Аннушка. :(
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Случилось так, что некто ищущий встретил стоящего на пути, и тот сказал ему: "Есть в горных пещерах потайной колодец. Пойди к нему и задай свой вопрос. Если ты спросишь искренне, колодец ответит. Это чудо известно только великим адептам". И этот человек принялся искать. Трудно было найти колодец, но он сумел это. Склонившись над колодцем, он спросил: "Что такое жизнь?" - Никакого ответа. Он повторил вопрос, повторил и колодец: "Что такое жизнь?". Но этот человек был искренним на самом деле, он продолжал. Говорят, что три дня и три ночи он спрашивал снова и снова: "Что такое жизнь?", но колодец только возвращал его голос. Но человек не уставал, он продолжал.Рассказывают, что через три дня колодец понял, что этот человек искренний и не собирается уходить. И колодец сказал: "Хорошо. Я скажу тебе, что такое жизнь. Спустись в ближайший город, войди в первые три лавки. Потом вернись и расскажи, что ты видел".Человек удивился: "Какой же это ответ? Ну хорошо, если так говорит колодец, это надо сделать…" Он спустился в город и зашел в три первые лавки. Но вышел оттуда ещё более пораженный и смущенный. Там ничего не было. В первой лавке несколько человек возились с несколькими деталями из металла. Он зашел в другую лавку – несколько человек изготавливали какие-то струны. В третьей лавке, куда он зашел, были плотники, они мастерили что-то из дерева. "И это жизнь?"Он вернулся к колодцу: "Что ты имеешь ввиду? Я ходил, был там, вот что я виде, но я не вижу смысла". "Я показал тебе путь", - ответил колодец. – "Ты пошел по нему. Когда-нибудь ты увидишь смысл. Я указал тебе путь, теперь ты вступил на него". Ищущий просто уже разозлился: «Обман! Чего я достиг, три дня непрестанно вопрошая колодец? Это обман. Я ничего не достиг». И, расстроенный, он отправился в путь.После многих лет странствий он как-то проходил мимо одного сада. Была дивная лунная ночь. Ночь полнолуния. Кто-то играл на цитре. Он был восхищен, потрясен. Чары действовали. Как притягиваемый магнитом, он вошел в сад. Разрешения не спрашивал. Подойдя он стал перед музыкантом; тот играл на цитре. Он сел, стал слушать. В лунном свете смотрел на играющего, на инструмент.Внезапно человек понял, что те плотники трудились над чем-то похожим. И те, возившиеся с деталями из металла – это были части цитры. И струны. И вдруг облака исчезли, прорвался и полился дивный свет. Человек вскочил и принялся плясать. Музыкант очнулся, прервал игру. Но никто не мог теперь остановить танцующего. "В чем дело?" – спросил музыкант. – "Что с тобой случилось?" "Я понял", - ответил тот, - "В жизни есть все. Нужно только новое сочетание. Я заходил в три лавки. Там было все, но там не было цитры. Все было отдельно. Нужен был порядок: все было в хаосе. И так везде: есть все, что нужно. Нужен синтез, только единство. И тогда из этого струится такая дивная музыка. В жизни есть все, теперь я понял. Нужна только новая гармония, которую может создать только сам человек".
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Саныч писал(а):Вот уж действительно мрачно.(
Так судьба стучится в дверь. 8)
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

:D

Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая в самой себе.

4-34
puruSArthazUnyAnAm guNAnAM pratiprasavaH kaivalyaM svarUpapratiSThA vA сitizaktireti


puruSA человек, личность, особа, субъект, внешность, облик
Artha цель, намерение, стремление, целеустремлённость, решительность, целенаправленность, воля, замысел, результат, успех, назначение, мишень, прицеливание
zUnyA пустой, порожний, бессодержательный, свободный, незанятый, лишенный, бесполезный, неэффективный, недействительный
guNAnAM отдельная нить или прядь веревки, шнура или бечевка, характерная черта, характерный признак, атрибут или свойство, качество, специфичность, особенность, своеобразность,
prati по направлению к, к, близко к
prasavaH произведение, произведение потомства, порождение, зарождение, зачатие; оплодотворение, роды, рождение, источник, начало
kaivalyaM изоляция, уединение, полное, безусловное, абсолютное единство, единение, согласие
svarUpa своя собственная форма или очертание, вид, образ; форма или образ (чего-л./кого-л.)
apratiSThA остановка, отдых, пребывание, сохранение, устойчивость, стойкость, непоколебимость, стабильность, прочность, постоянство, твердость; упорство, настойчивость в
vA или
citi понимание, разум, способность понимать, соглашение, взаимопонимание, согласие
zaktir мощь, способность, сила, могущество, усилие, возможность
eti прибытие, достижение, подход, приближение, наступление

Личность, целеустремлённая, свободная от характера, близкая к изначальному, уединяется в образе прочно или понимать способность достигает.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

not bad, not bad
у Вас определенно поэтический дар слова 8)
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Ах!
Что делал бы я без вас и Вас. :mrgreen:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

никогда так не было чтобы ничего не было
всегда так было чтобы что-то было
(сутра праджня парамита в изложении повара Юрайды)
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

:P
Миш, ещё много НЕ сделано. Нужно ещё с окончаниями разобраться (я в них нифига не понимаю).
И уйти от буддистских (буддийских) интерпретаций.
Переводы и комментарии, начиная с Вьясы :roll: на мой взгляд тянут за уши не ту концепцию. Ну немного не то, как-то :oops: :lol:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Дополнительная разборка с непонятной шлокой 4-й главы.
Далее следует весьма смутная в прямом переводе шлока 4-33 о понимании природы времени. Единственный логичный вариант ее перефраза, который я пока имею, таков: «последовательность моментов времени с наперед заданными целями перестает довлеть (это и есть свобода!)».
Дословно: кшана пратьйога паринама апаранта нирграхьях крамаха

кшана пратьйога (мгновениям в противоположность)
паринама (перемена)
апаранта (перестает)
нирграхья (ощущаться)
крама (последовательность)

Благодаря фундаментальному йога-словарю "Йога-коша" (любезно предоставленному ВСБ) кое-что прояснилось в отношении терминов паринама (перемена) и крама (последовательность)!

Паринама подразумевает переменчивость поверхностную.

Крама - переменчивость глубинную.

Поэтому, не отвергая прежнего весьма удачного по мысли перевода, даю такой вариант (литературный):
4-33 Мгновений сцепленность, суета перестают ощущаться, [проступает] путь.
Последний раз редактировалось А.Смит 20 авг 2009, 14:39, всего редактировалось 4 раза.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

"4-33 Суета перестает ощущаться, [проступает] путь."

Не покидает чувство фундаментальности, "глубинности" Сутр.
8O

Островская-Рудой:
"33. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противополож-ность мгновения."

Какая же все таки разница, перевода.
У лингвистов-философов-теоретиков ничего не понятно.
Какую они систему реконструировали?
Скорее, создали свою теоретическую систему понимания Сутр.
Насколько это вообще возможно без практики.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Было бы интересно наложить ОстроРудого на осмысленную картину, которуя я стараюсь нарисовать. Он теперь хорошо должен читаться, при свете "практического разума". 8) Это дало бы дополнительные углы зрения.

А то без этого света у них часто получается примерно как при мнемотехническом запоминании шлок, ну, например:

кшана пратьйога паринама апаранта нирграхьях крамаха
кошек брать в йогу, панаму наперед и не грохать рамой.

Делаешь мысленный мультик:
берешь перед ковриком кошака под мышку, надвигаешь на лоб панаму, и бережно закрываешь окно.

А?! сюжет!

Несколько раз проигрываешь этот мультик в уме, и потом уже без труда воспроизводишь санскрит.
Вот только истинный смысл предложения при этом полностью отсутствует (хотя и не всегда, иногда очень многозначительно невольно получается, а иногда совершенно неприлично :wink: ).

Фронтмену на заметку о творчестве. :D
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

:lol:
Михаил, когда книгу с комментариями писать будете, вы сноски делайте - с юморесками...
Получается вполне!
И что бы серьезность изучения йоги развеять, так сказать для полноты восприятия жизни...
:lol:

Кошака под мышку... 8O Однако... Многозначность... Придется писать комментарии к комментариям... Мдя...
:lol:
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Ну да, получатся "сутры в гомиксах"... :roll:
А вот, не удержусь в последний раз :wink: , многозначительная мнемотехническая обработка:

4-1 врожденно растениями мантрами тапасом в самадхи рождаясь [даются] сиддхи
джанма аушадхи мантра тапах самадхиджах сиддхайяха
жанна шаткая мантры топает в самадхи жжот сидит кашляет [потом]

ее пример - другим наука! не ходи в мантры, не медитировай лишку, а то кашлять потом будешь
Ответить