Йога по Патанджали. Оттенки покоя.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Йога по Патанджали. Оттенки покоя.

Сообщение А.Смит »

Небольшой спецкурс для желающих освоить терминологию. Излагаю собственный взгляд, который может изрядно расходиться с другими точками зрения. Для лучшего усвоения и запоминания приводятся подсказки, вспомогательные образы (так как человек эффективнее всего запоминает образы, а не абстрактные понятия). Все эти слова описывают обычную практику йоги.

Итак, йога согласно Патанджали начинается с практики ниродхи (помните, ЧВН = читта вритти ниродхах?, шлока 1-2) – непорождения суеты вдобавок к имеющейся и неподдержание суеты имеющейся. (Образ: дом, заколоченный досками.) Такая практика, носящая регулярный характер в условиях окружающего покоя и неподвижности (покоя тела), называется абхьяса. (шлока 1-12) (Образ: человек, обхвативший себя руками и уткнувшийся в колени.) В процессе абхъясы возникает отстраненность: вайрагья. (шлока 1-15) (Образ: мостик через овраг.) Отстраненность в практике (абхьясе) характеризуется, в частности, отсутствием гонки за яркими ощущениями, когда-то пережитыми в практике лично вами или другими. А также гонки за объяснениями, «почему это так». Забегая вперед, отметим это свойство (нелюбопытность в практике) нарабатываемого ресурса (внутренней силы) как ритамбхару (высшую мудрость) (шлока 1-48). (Образ: тамтам.)

Рано или поздно (когда практик «отлежится» и тамасическая, ленивая фаза практики закончится) начинает замечаться присутствие неподвижного Наблюдателя (Драштух = Зрящий, Пуруша). Возникают две фракции единой системы психосоматики: некий бульон смутного движения мыслей и ощущений (Пракрити) и неподвижный Пуруша, смотрящий на это. В этом месте нужно особенно тщательно помнить, что все это лишь некий способ говорить о состоянии, напрочь отсутствующем в обычной жизни, которая суть безостановочное движение. Сам процесс смотрения называется самапатти (созерцание, само-путь, «пусть все идет как идет, своим путем»). («Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира, ни соединения действия с плодом, однако самосущая природа (свабхава) развивается», БхагавадГита, 5-14) (Образ: уходящая вдаль дорога.)

Самапатти-созерцание (шлоки 1-411-44) проходит 4 естественные стадии плюс одна.
Во-первых, созерцается (слышится, ощущается) окружающая обстановка. Это стадия с витаркой (савитарка) (Образ – полный сундук или орех, тара, внешняя упаковка внутренних содержаний). (шлока 1-42) Во второй главе Сутр (шлока 2-19) тоже самое состояние называется вишеша (специфическое).
Во-вторых, есть стадия потери различения значимости воспринимаемого (звуки и пр. становятся просто звуками и пр. без привычной фиксации их значения). Это стадия без витарки - нирвитарка. (шлока 1-43) (Образ – пустой ящик, разбитая ореховая скорлупа). Во второй главе Сутр тоже самое состояние называется авишеша (неспецифическое).
Далее – если все происходит линейным образом, без скачков – Наблюдателю предстают содержания ума, его чары, как правило, не относящиеся к имеющейся вокруг таре. То есть третья и четвертая стадии называются савичара и нирвичара самапатти. (шлока 1-44) Что означает созерцание содержаний ума с привычным их различением (савичара) и без оного (нирвичара). Савичара во второй главе называется линга-матра = «болтовня ума и только». (шлока 2-19) (Образы: горящая и потухшая свеча.)
Наконец, восприятие по максимуму теряет тонус и преобразуется в смутный бульон мыслей и ощущений, созерцаемый Наблюдателем с полным равнодушием. В тексте Санкхья-карика, хронологически предшествующем Сутрам Патанджали, говорится о Пракрити, танцующей перед Пурушей, а он равнодушно отворачивается: я все это уже сто раз видел. (Внимание! Просьба не быть дураками и не транслировать эти странные вещи в «опасность стать от йоги равнодушными».) Это состояние именуется алинга (= «без всяких различимых признаков», просто нечто, первородный бульон; шлока 1-45). (Образ: кипящий бульон.)
Порог созерцательности, когда реактивность на раздражители понижается до возможности практиковать качественно (не из-под палки), называется пратьяхара (шлока 2-54). (Образ: ладони, сложенные на животе.)

Собственно, состояние созерцания алинги и квалифицируется Патанджали как самадхи (шлока 1-46).
Сначала достижение этого состояния требует времени и отличается нерегулярностью, поэтому называется сабиджа (с биджей – «зерном», с опорой на технологию). Но по мере нарабатывания внутреннего ресурса (ритамбхары) (шлока 1-48), время достижения становится пренебрежимо малым, а само достижение почти гарантировано. Самадхи становится нирбиджа (шлока 1-51) (без биджи, зерна, технологии, так как следование технологии преобразовалось в ресурс, ритамбхару).

Вся эта гладкая схема может нарушаться подъемом самскар (накопленных и спресованных впечатлений прошлого, травм как физических, так и эмоциональных), но, как правило, эти подъемы (сбросы) не происходят во время самой практики. Видно, Богу Богово, а кесарю кесарево.

Сампраджнята (или савикальпа, с размышлением, она же сантоша = довольство) и асампраджнята (или нирвикальпа, без размышлений) самадхи относятся не к практике, а ее последствиям, просачиванию йоги в жизнь... об этом в другой раз. Остаются также для разбора самьяма (внимание), кайвалья (свобода) и грани ресурса (стабильности): дридха бхуми (прочное основание), вивека кхьятех (различающее осознание), ну и еще раз ритамбхара (высшая мудрость).

Если тема интересна, постараюсь продолжить. 8)
Шлоки не привожу, чтобы не утяжелять и так сложный текст. Они легко доступны по ссылке в самом низу сообщения.
Если кто-то подберет интересные образы, просьба сообщать. Желательно некое созвучие с термином.

Спасибо за внимание и поддержку проекта.

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Саныч
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 09:39
Откуда: г.Владивосток
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение Саныч »

Не могу не поблагодарить. Спасибо, от души. :D
Всегда приятно, что кто-то может внятно по-русски изложить переживаемое тобой в практике. Так было, в частности, с книгой Виктора.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Re: Йога по Патанджали. Оттенки покоя.

Сообщение Матсья »

В общем-то даже добавить нечего :)

Спасибо, что взяли на себя труд это написать. Это лучшее подтверждение того, что практика приводит разных людей к сходным состояниям.
А.Смит писал(а):Вся эта гладкая схема может нарушаться подъемом самскар (накопленных и спресованных впечатлений прошлого, травм как физических, так и эмоциональных), но, как правило, эти подъемы (сбросы) не происходят во время самой практики. Видно, Богу Богово, а кесарю кесарево.


Видимо тут дело в том, что эта технология не предусматривает изоляции практикующего. В результате практики материал как бы "всплывает" к поверхности и "резонирует" на сходную житейскую ситуацию. Если резонировать нечем, то сброс происходит и непосредственно в практике. В таком случае он существенно мягче. Видимо это причина, по которой в буддийской традиции появились ритриты.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Матсья, спасибо за дополнение. Согласен, похоже, что общий механизм именно таков - резонирование на сходную ситуацию. Отсюда повышенная раздражительность, возникающая время от времени.
По савитарка и нирвитарка. Помню из детства забавное развлечение. Дома в советские времена постоянно бухтело радио (правда, без теперешнего напора). И вот валяешься бывает на диване в праздном ничегониделании и вдруг ловишь себя на том, что не понимаешь слова из радио. Звуки, оболочки есть, а смысловое понимание отключено. Причем это удавалось делать и произвольно. Переключаешься туда-сюда. Из савитарки в нирвитарку и обратно.
Похоже на фокусирование глаз при разглядывании объемных картинок.
Сейчас все радиостанции говорят с таким агрессивным проникновением в душу, что не получается. 8)
Санянанда
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 14 дек 2005, 15:22
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение Санянанда »

Если тема интересна, постараюсь продолжить.
Интересна-интересна, продолжайте-продолжайте. :D
Затаскиваю всё в вордовский файлик и осмысляю... 8)
Более того, если раньше йога-сутры я непременно хотел отправить в топку, то теперь вооружившись "юктой" решил аж свой перевод писать 8O :D
Вобщем интересно.
Михаил, вы открыли мне мир Сутр... впрочем для сутр это счастьем не назовёшь :roll: (если бы Патанджали был европейцем, то непременно перевернулся бы в гробу, узнав об этом :lol: )
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Саня, Патанджали уже и до нас перевернулся наверное 100 раз.
Особенно, думаю, после вот этой художественной книжки:
Геше Майкл Роуч "Как работает йога"
http://ariom.ru/forum/t9586.html
Оттуда я впрочем извлек пару идей. Пригождается все. :)
Выложу, когда будем разбирать небольшую темку "Тантра в Сутрах".
Рад, что сподвиг Вас на собственный юкта-перевод.
В моем переводе, если нажать на номер шлоки, выпадает табличка с подстрочниками. Тоже можно использовать, все-таки юкта - это просто словарь с огромным количеством посторонних значений.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Эх, черт возьми!
Жаль у меня не было возможности прийти к таким красивым и качественным выводам! Ни текста Сутр не было тогда, ни их переводов...
Пришлось пробиваться к сути через голую эмпирику, через себя, а на это ушли годы... Вообще не понимаю даже, как это удалось. Правда, теперь технология работает и проясняет теорию. В отношении ее я не успел, каюсь. Но вот есть, слава Богу, человек у которого это великолепно получается. Так держать, Миша, спасибо! Читаю и душа радуется!
Simbel_D
Сообщения: 694
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 00:54
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Simbel_D »

А.Смит писал(а): Патанджали уже и до нас перевернулся наверное 100 раз.
Особенно, думаю, после вот этой художественной книжки:
Геше Майкл Роуч "Как работает йога"
http://ariom.ru/forum/t9586.html
Оттуда я впрочем извлек пару идей.
А он переворачивается (в гробу ?) от этой книжки изза того что она плохая или хорошая ?
Виктор писал(а):есть, слава Богу, человек у которого это великолепно получается. Так держать, Миша, спасибо!
этот человек - или Михаил или Роуч.. гмм..
Если таки Роуч - то как вам его остальные книги ?
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Simbel_D писал(а): этот человек - или Михаил или Роуч.. гмм..
Если таки Роуч - то как вам его остальные книги ?
У Роуча калька с "перевода", вроде Островской и Рудого.
Сказка в общем. Книга. Ну добрая, мягкая. :P
Практик, желающий понять, что происходит, стоит тысячи теоретиков. :wink:
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну да, добрая, мягкая.... Но немножко не о реальной йоге... ИМХО.
Санянанда
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 14 дек 2005, 15:22
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение Санянанда »

все-таки юкта - это просто словарь с огромным количеством посторонних значений
В том то и дело, что кто знает что там "постороннее"?
Первую шлоку все переводят как "теперь", "а сейчас", "итак" да ещё с претензией "полные наставления"(сатьянанда), "изложение йоги"(т.е. вот раз и изложил всё-всё-всё), но никто не переводит атха в значенииях "до некоторой степени, слегка, несколько, пожалуй" - а это тоже перевод и вот тогда первая шлока приобретает совсем иной оттенок(что ИМХО гораздо ближе к реалиям):
"Несколько наставлений по йоге" - с оттенком пожалуй, так уж и быть, до некоторой степени, скажу вам кое-что... слегка очерчу направление...

Ни коим образом не полное описание, а скорее ответы на часто задаваемые вопросы, которые он решил осветить не претендуя на полноту описания йоги.
И т.д.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Санянанда писал(а):Ни коим образом не полное описание, а скорее ответы на часто задаваемые вопросы, которые он решил осветить не претендуя на полноту описания йоги.
И т.д.
Прекрасно понимая, что есть масса различий. Ведущие системы репрезентаций, начальных условий и проч...
И вообще глобальная разница - мужчины и женщины. :)
А основа у всего одна. Жить АхотА. :P
И в основном красиво жить. По человечески.
Типа.
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

Ещё атха переводится как "однако", тогда мжно сказать так: - Однако, расскажу вам про йогу.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Simbel_D писал(а):А он переворачивается (в гробу ?) от этой книжки изза того что она плохая или хорошая ?
Симбел, ИМХО книжка хороша тем, что излагает тантрический взгляд на Сутры. Только в ней я и увидел, что солнце, луна и полярная звезда, упоминаемые в 3-й главе - это символы тантры, а не реальные объекты. И означают Пингалу, Иду и Сушумну с их функциями. И этот перевод ИМХО правильный, ибо имеет к практике все-таки большее отношение, чем астрономия.
В то же время описываемая в книжке практика до седьмого пота - абсурд. Ныне впрочем популярный.
Других книжек Роуча не читал.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Виктор писал(а):Правда, теперь технология работает и проясняет теорию.
Спасибо за добрые слова, Виктор Сергеевич! Практика всему голова. Думаю, Патанджали изложил чистую практику в тогдашней терминологии, а потом она замутилась комментаторами-непрактиками.
Золотое, видимо, было время - ранний буддизм = йога. Описывали люди, что есть и не фантазировали. Равновесие. А потом не удержались. И возник тот колоссальный отрыв философии от практики, который Вас так изумил и сподвиг на переоткрытие технологии.
Слава Богу. 8)
Санянанда писал(а):В том то и дело, что кто знает что там "постороннее"?
Саня, практика знает. Плюс контекст. Вдобавок может попадаться многозначность. Вот дал я в первом посте этой темы одно толкование 2-19 (вишеша авишеша лингаматра алингани гуна парвани).
А можно ведь и к асанам это приложить: делаешь обычно по очереди: сначала вишеша (специфическое воздействие), потом авишеша (нейтральная асана вроде вирасаны или шавасаны, нейтральная передача, пауза). В голове у тебя сначала лингаматра (болтовня по преимуществу), а потом она становится более-менее алинга (бесформенным бульоном).
Наконец полная красота созвучий в терминах "парвани" (состояние) в противоположность "нирвани". Порванный, угловатый, имеющий особенности - характеристики состояния как такового. И нерваный, целостный, равновесный - отсутствие нацеленного ментального заряда, отсутствие особенного состояния.
Simbel_D
Сообщения: 694
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 00:54
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Simbel_D »

Виктор писал(а):мягкая.... Но немножко не о реальной йоге... ИМХО
.....
Жаль у меня не было возможности прийти к таким красивым и качественным выводам! Ни текста Сутр не было тогда, ни их переводов... Пришлось пробиваться к сути через голую эмпирику, через себя, а на это ушли годы... Вообще не понимаю даже, как это удалось. Правда, теперь технология работает и проясняет теорию. В отношении ее я не успел, каюсь. Но вот есть, слава Богу, человек у которого это великолепно получается. Так держать, Миша, спасибо! Читаю и душа радуется!
А про какие красивые выводы вы говорите ? это про шапку ? - http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 6032#86032
А.Смит писал(а):Только в ней я и увидел, что солнце, луна и полярная звезда, упоминаемые в 3-й главе - это символы тантры, а не реальные объекты.
О ! И тут скрытые от непосвящённых тайные эзот.. :? гмм.. ну, эти.. знания
А.Смит писал(а):В то же время описываемая в книжке практика до седьмого пота - абсурд. Ныне впрочем популярный.
ОК, Миша.. на этом форуме не пробегала тема по обсуждению ляпов и натяжек в таких вот книгах которые вроде оч хорошие но... ?

PS поиск по книжке про пот выдал -
- Я уж надеялся, что ты забыла, - вздохнул он с несчастным
видом, вытирая потное лицо - было очень жарко. - Может,...

- Попробую, - ответил комендант.
Его успехи так меня порадовали, что я отпраздновала этот день,
доведя его упражнениями до седьмого пота.

:wink:
такие жирненькие чинуши в жару потеют даже когда ничего не делают

Хотя, действительно, про "безусильное" и "спонтанное" поиск ничего не дал.. прочитать не успел пока
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Да, я говорю о том, что Михаил разбирается с метафизикой йоги через призму личного врастания в технологию йоги. Радуюсь тому, что это у него качественно получается, и с некоторой грустью констатирую факт, что не успел этого сделать сам. Поскольку человек не может объять необъятное... Только и всего.
Simbel_D
Сообщения: 694
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 00:54
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Simbel_D »

Да, санскрит хорошо пошёл у Михаила
Поискал ветку про санскрит и русский, не нашёл..
в сети - полный разброд и шатания
Делаю
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=86207 -
Санскрит и русский. Обсуждение спорных терминов - что откуда
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

Собственно, состояние созерцания алинги и квалифицируется Патанджали как самадхи (шлока 1-46).
Не следует ли отсюда, что "облако дхарм" есть такая специальная (очищенная?) алинга?
I know ... yoga?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Lobster писал(а):Не следует ли отсюда, что "облако дхарм" есть такая специальная (очищенная?) алинга?
Наверно; на самадхи можно смотреть с разных сторон, крутить кубик, что собственно Патанджали и делает.
Ответить