Алгоритм дыхания в динамических упр-ях

Сайт Ринада Минвалеева: tapasyoga.ru
Сурат
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 10 авг 2002, 03:43

Сообщение Сурат »

Если при задержке на выдохе включается парасимпатика, это справедливо для любого выдоха? т.к. я делаю очень малообъемный.
Поясню: задержки использую в качестве т.н. "паузной тренировки" (это кусочек бутейковской системы, с ней непосредственно я не очень знаком), которая предназначена для подготовки организма к гипоксии (кстати, по ссылке, что дал Pavel, идет рассмотрение углеродной теории дыхания, а гипоксическая не берется в расчет вообще), привыкания к ней и пр. Наблюдаются очень интересные ощущения на отрезке от минуты до минуты тридцать (дальше не заходил - страшновато). Ощущения ощущениями, а физиологического объяснения, что при этом происходит, т.е. результатом чего эти ощущения являются? я нигде не находил - только обрывки каких-то теорий, противоречивых и одинаково работающих. Мой друг, который занимается дыханием лет пять уже, объяснил все в терминах "энергетики", но что собой эта "энергия" представляет конкретно, он сказать не смог. Поэтому мне интересно, есть ли где-нибудь литература, где эта тема более или менее разработана?
Халит
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 июл 2002, 14:41
Откуда: Самара
Контактная информация:

Полезно ли напрягаться при задержке дыхания?

Сообщение Халит »

Моя половина начала ходить в фитнесс-центр на так называемый "боди-флэш". Судя по ее описанию, они делают упражнения на статическую нагрузку разных групп мышц при задержке дыхания. Инструктор утверждает, что это помогает сжечь излишки жира где он не нужен:)
Собственно, вопрос - полезно ли это с точки зрения йоги? Может быть, сжигая жир, они наносят вред, например, сердцу?
Заранее спасибо.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Очень стремная вещь. На сколько мне известно гонять вес без доступа кислорода вообще бессмысленно. А напрягаться при задержке дыхания даже тяжелоатлеты не рискуют. Можно сердце посадить. Дыши - первая заповедь всех спортсменов. Я бы порекомендовал сменить вид тренировок.
Podduev
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 19 ноя 2003, 16:53
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Сообщение Podduev »

Йоги не рекомендуют напрягаться при дыхании и при задержке. Задержка должна реализовываться как естественное продолжение вдоха или выдоха.
kor
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 13:52
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение kor »

Кстати, в критикуемом здесь не раз "Оке возрождения" как раз используются напряжения тела на задержке дыхания в 4 и 5 упражнениях. Но именно на этом моменте в предыдущих критиках никто не акцентировался. Почему?
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемые участники данной конференции,
новые материалы по физиологическим аспектам задержки дыхания на выдохе, объясняющие механизм пранаямы без ПРОТИВОестественных понятий "энергетики" опубликованы на нашем сайте:
http://www.realyoga.ru/Physiology/Libra ... #_root1140
Искренне Ваш, Ринад.
Terminator
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 апр 2006, 17:05

Дыхание через левую/правую ноздрю.

Сообщение Terminator »

Я не практикую йогу, но этот вопрос решил задать именно здесь, т.к. знаю, что в йоге есть практики поочередного дыхания через левую/правую ноздрю и объяснение связи такого дыхания с энергетическими процессами в психике/теле. Поэтому буду очень благодарен за ответ. У меня был когда-то сломан нос, потом сделали операцию (я и сам не знаю, что там исправляли и как), но сейчас левая ноздря существенно более узкая, чем правая, и пропускает намного меньше воздуха. КОгда я руками делаю ЛЕВУЮ ноздрю широкой, и через неё проходит много воздуха, то, подышав так некоторое время, я начинаю чувствовать необыкновенный комфорт в ПРАВОЙ стороне теле, во всей правой стороне: рука, нога, туловище, правая половина головы, и приятное трансово-заторможенное состояние сознания. Если я в этом состоянии делаю растяжку, то мышцы тянутся намного лучше. А обычно у меня (как говорит мой друг - мануальный терапевт) сильно перегружена и тонизирована ЛЕВАЯ часть спины (и, видимо, вся левая часть тела). СтОит ли мне сделать операцию на носу, которая выровняет ноздри и количество проводимого каждой воздуха? Операция не очень дешёвая и не очень безболезненная, будут долбить кости и хрящи черепа, прилегающие к носу. Если бы я точно знал, я бы сделал. А так - может, причина в другом, и такой эффект дыхания через левую ноздрю просто индикатор того, что можно что-то улучшить - но есть более фундаментальный способ. Может быть, это просто совпадение и операция ничего существенного не даст.
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемые Terminator и другие участники данной конференции,
мне тут в Medline встретилась новейшее исследование как раз по этому вопросу:
Indian J Physiol Pharmacol. 2005 Oct-Dec;49(4):475-83.
Influence of alternate nostril breathing on cardiorespiratory and autonomic functions in healthy young adults.
Влияние попеременного дыхания через обе ноздри на кардиореспираторные и вегетативные функции у здоровых молодых людей.
Srivastava RD, Jain N, Singhal A.
Department of Physiology, Himalayan Institute of Medical Sciences, Swami Ram, Nagar, Doiwala, Dehradun--248 140. rdsrivastava@rediffmail.com

Попеременное дыхание (ANB) может модулировать кардиореспираторную и автономную функции. Однако исследования редки и результаты их весьма противоречивы. Настоящее исследование было выполнено на здоровых молодых добровольцах, состоящих из мужчин (n=20) и женщин (n=20) в возрасте 17-22 лет. В обеих группах дыхательный ритм (RR/min), сердечный ритм (HR/ min), систолическое артериальное давление (SBP; mm Hg), диастолическое артериальное давление (DBP; mm Hg), максимальная скорость выдоха (PEFR; L/min) и кожно-гальваническая реакция (GSR; microV) были записаны трижды; первый – контрольный, потом через 15 мин (острый опыт) и после 8 недель тренинга ANB (15 мин ежедневно). У мужчин в исходе было RR 16.60±2.01, HR 75.75±11.07, SBP 115.9±7.33, DBP 70.4±6.28 и PEFR 550.00±51.50. После 15 мин ANB - RR (14.75±1.41, P<0.001), HR (68.45±12.41, P<0.01) и SBP (113.6±6.04, P<0.05) упало значимо. После 8 недель тренинга ANB RR (12.35±1.35, P<0.0001), HR (63.20±11.11, P<0.001), SBP (109.5±5.61, P<0.001), снизились намного больше and PEFR (571.50±46.26, P<0.01) возросло значимо. У женщин в контроле RR было 17.25±1.89, HR 74.90±12.85, SBP 106.70±6.91, DBP 68.70±5.52 и PEFR 394.50±44.89. После 15 мин ANB RR (15.05 +/- 1.54, P<0.001) и HR (64.75±9.80, P<0.001) обнаружилось значимое снижение при одновременно повышении PEFR (407.00±2.31, P<0.05). Через 8 недель тренинга снижение RR (12.60±1.50, P<0.0001) и HR (63.30±8.65, P<0.001) сохранилось. SBP (103.10±4.92, P<0.001) и DBP (65.8±5.54, P<0.001) снижались дальше и PEFR (421.00±38.51 P<0.001) увеличилась, GSR не изменилась при ANB ни у мужчин, ни у женщин. Эти результаты говорят о том, что в целом имеется сдвиг в сторону преобладания парасимпатики при попеременном дыхании. Это дыхание может быть полезным при терапии гипертензии и COPD.
Найденные цифры весьма забавны, и из них, разумеется, не следует ни одного вывода, что делают многоуважаемые авторы данного исследования. Точнее из них следует, что никаких изменений по проверяемым количественным характеристикам не произошло, ни через 15 минут, ни через 8 недель (доверительные интервалы пересекаются по всем замерам). Иными словами, данное исследование не подтверждает каких либо различий при дыхании через правую или левую ноздрю.
Аналогичное исследование опубликовано там же:
Indian J Physiol Pharmacol. 2005 Oct-Dec;49(4):469-74.
The effects of right and left nostril breathing on cardiorespiratory and autonomic parameters.
Эффекты дыхания через правую и левую ноздрю на кардиореспираторные и автономные параметры
Jain N, Srivastava RD, Singhal A.
Но в этом кратком сообщении цифры не приводятся, а выводы без цифр у индусов можно даже не читать :twisted: .
Искренне Ваш, Ринад.
Loiso
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 1 май 2004, 18:51

Дыхание как способ концентрации

Сообщение Loiso »

Простите если вопрос не полностью по теме йоги, скорее больше о физиологии, но подумал, что здесь мне смогут подсказать.


Читая книгу "Практика дзэн" Сэкиды Кацуки набрел на работу с дыханием в дзадзэн. Но, практикуя йогу и панически боясь нарушать автоматизм дыхания (до пранайямы я пока не дорос) интересует меня насколько описанное расходится с основами физиологии.

Хотелось бы услышать пару комментариев на приведенные ниже цитаты:
Но в нашем эксперименте «одноминутного дзадзэн» чистое ощущение явилось результатом сильного противодействия процессу мышления. В то время как Джеймс считал, что «мы как будто способны до некоторой степени погрузиться в это неясное чувство в те мгновения, когда наше внимание полностью рассеяно», в нашем «одноминутном дзадзэн» мощная психическая сила контролирует наш ум и препятствует рассеянию внимания и блужданию мыслей. Это не неясное состояние ума, а сильное, преднамеренное внутреннее сосредоточение. Откуда же происходит эта психическая сила? В нашем опыте она приходит благодаря остановке (или приостановке) дыхания. А остановка дыхания непременно включает в себя напряжение брюшных дыхательных мускулов -иными словами, рост напряжения в тандэне. Психическая сила, или, как ее можно еще назвать, духовная сила - в смысле такого мощного внутреннего сосредоточения - приходит вследствие напряжения в тандэне. Сначала это утверждение может показаться довольно забавным, но как мы постараемся показать, оно верно. Послушаем физиолога, когда он говорит о центре бодрствования в мозгу: «Два колебательных проводящих пути были открыты в нервной системе, и оба они при своем возбуждении могут вызывать состояние бодрствования. Они проходят через симпатический центр в заднем отделе под бугровой областью, и поэтому данное пространство часто называется центром бодрствования. В одном из этих колебательных циклов сигналы идут от центра бодрствования в передний отдел зрительных бугров, а затем передаются оттуда во всех направлениях в кору мозга. Корковые поля в свою очередь возвращают импульсы обратно в центр бодрствования, повторно возбуждая его и создавая новые импульсы для стимулирования коры.» Эта последовательность передач происходит снова и снова, образуя колебательный цикл, который на фигуре 17 изображается как «колебательный цикл 1».
Изображение
«Второй колебательный цикл, который тоже может быть причиной бодрствования, представляет собой следующий процесс: сигналы передаются от центра бодрствования к бульборетикулярной формации мозгового ствола, таким образом усиливая мускульный тонус во всем теле. Напряжение мускулов в свою очередь стимулирует проприоцепторы и другие чувствительные нервные окончания во всем теле, вследствие чего возникает серия чувствительных сигналов, которые передаются по спинному мозгу обратно к зрительным буграм и, в конце концов, к центру бодрствования. Таким образом устанавливается второй колебательный цикл, при котором центр бодрствования возбуждает мускулы, а затем уже эти мускульные ощущения вызывают вторичное возбуждение центра бодрствования». (Артур С. Гайтон «Функции человеческого тела». Филадельфия и Лондон, 1959).

Фигура 13 показывает взаимоотношения двух колебательных циклов по упрощенной схеме, при этом предполагается, что во время дзадзэн чувственные сигналы из тела возникают главным образом в тандэне (и этот факт станет наиболее ясным по мере того, как мы будем идти дальше).

Два колебательных потока импульсов воздействуют друг на друга, когда они проходят через центр бодрствования. Понижение тонуса одного из них снизит тонус другого. В особенности когда второй импульс приходит в состояние покоя, это оказывает сильное влияние на первый цикл. Исходя из опыта дзадзэн, мы сказали бы: сомнительно, чтобы первый цикл сам по себе моё полностью захватывать деятельность сознания. По крайней мере, нет сомнения в том, что благодаря действию только одного первого цикла контролировать мысль невозможно. Если вы сомневаетесь в этом, проведите следующий очень простой опыт. Вам нужно только посидеть немного спокойно с намерением ни о чем не думать. Но вот, однако, в вашу голову придет какая-то идея, вы окажетесь поглощенными ею и забудете о себе. Вскоре вы внезапно осознаете себя и еще раз попытаетесь не думать ни о чем; но не пройдет, пожалуй, и двадцати секунд, как вы опять обнаружите в своем уме новую идею, втянетесь в размышления о ней и снова забудете о себе. Много раз вы будете повторять тот же самый процесс, пока наконец не поймете, что вы не в состоянии контролировать мысли, возникающие в собственном уме. Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что первый цикл в действительности не способен самостоятельно регулировать процессы, происходящие внутри него самого. Для самоконтроля он обязательно нуждается в поддержке со стороны второго цикла. Аналогичным образом думает и Уильям Джеймс, когда пишет: «Одно психическое состояние не может быть немедленно вызвано другим... сначала между ними должны произойти телесные действия».

Ведущая сторона первого цикла, кора головного мозга, естественно, знает это. Когда она хочет контролировать свое собственное мышление, она, как и следовало ожидать, вводит в действие напряжение дыхательных мышц. Их деятельность подкрепляет пробуждающуюся силу центра бодрствования, благодаря ему удается контролировать самого себя. В описанном выше эксперименте одноминутного дзадзэн вы остановили или почти остановили дыхание. Целью этого примера было создать напряжение дыхательных мускулов и вызвать указанный эффект. http://ki-moscow.narod.ru

Способность центра бодрствования контролировать мысли можно рассматривать как душевную или духовную силу. Но сила эта поддерживается стимулами, идущими от напряженных мышц живота, которые, разумеется, сами мыслить неспособны, однако их натяжение позволяет создавать такую силу, что мы можем считать брюшные мускулы или вообще тандэн источником духовной силы.

Учебник физиологии говорит нам, что второй цикл формируется во взаимодействии между центром бодрствования и периферийной мускулатурой вообще. Это правильно, но мы утверждаем, что из всех мускулов одни только дыхательные могут обеспечить достаточно сильный стимул для контролирования мыслей на сколь угодно долгое время. Когда вы стучите молотком или прыгаете из окна, в вашем мозгу не возникает никаких мыслей: по всей вероятности, мгновенное напряжение скелетных мышц создает здесь сильный импульс, который передается центру бодрствования и охватывает его с последующим подавлением мышления. Но такое подавление бывает лишь мгновенным. С другой стороны, можно поддерживать напряжение дыхательных мускулов живота таким образом, чтобы овладеть центром бодрствования на гораздо более длительный срок.

Если мы теперь вернемся к эксперименту одноминутного дзадзэн и внимательно понаблюдаем за его выполнением, мы обнаружим, что он требует огромного усилия. Но даже несмотря на это, в сосредоточении появляются некоторые пробелы и возникает опасность того, что мысли все же сумеют прокрасться в ум. Всякий раз эта возможность подавляется возобновленным усилием сосредоточения. Это усилие состоит в том, чтобы поддерживать или возобновлять напряжение дыхательной мускулатуры. Однако дыхательные мышцы способны передавать лишь кратковременные стимулы, достаточные для контролирования мысли только при постоянном повторении напряжения. И мы приходим к выводу: одноминутный дзадзэн успешно выполняется только в том случае, когда мы способны повторно создавать новое напряжение в брюшных дыхательных мышцах.

Следовательно, исходя из опыта практики дзадзэн, мы в состоянии утверждать, что и внимание также можно поддерживать благодаря напряжению дыхательной мускулатуры. В одинаковой степени и тот факт, что внимание можно удерживать на максимальной высоте только несколько секунд, является следствием Другого факта, что дыхательные мышцы удерживаются в максимальном напряжении тоже лишь несколько секунд. А отсюда ясно - чтобы поддерживать постоянную сосредоточенность внимания, нам следует повторно создавать в этих мышцах новое напряжение. Данное требование составляет основу метода дыхания во время дзадзэн, и этот метод описан в последующих главах.

Состояние самадхи в дзадзэн представляет собой устойчивое бодрствование с контролированием мышления и максимальным проявлением духовной силы. Мы полагаем, что его можно определить физиологически, как умственную силу, которая проявляется во втором цикле и является следствием потока импульсов между тандэном и центром бодрствования. В этом случае корковая деятельность первого цикла сводится почти к нулю. Можно задать вопрос: какая польза в том, чтобы создавать такое душевное и физиологическое состояние? Ответ на это будет дан позднее. Сейчас мы хотим лишь подчеркнуть тот факт, что дыхание играет чрезвычайно важную роль в контролировании мыслей во время практики дзадзэн.
Вот отсюда выдернул кусок текста
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen ... tice_3.htm
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемый Loiso,
книга Сэкида Кацуки "Практика дзэн" это лучшее введение в практику самиамы в смысле восьмичленной йоги Патанджали, хотя сам автор и не дает ссылки на текст Йога-сутры, но его описание практики Дзэн полностью совпадает с последовательностью восьмичленной йоги Патанджали (асана (устойчивая удобная поза) - пранаяма (кумбхака) - дхарана (концентрация) - дхияна (дзен) - самадхи (кэнсе)). Сссылка на фундаментальное руководство по физиологии Гайтона только украшает этот замечательный текст. Указание на роль ретикулярной формации ствола мозга в поддержании и в повышении уровня бодрствования полностью совпадает с древними представлениями о повышении так называемой духовности в самых различных практиках саморазвития.
Искренне Ваш, Ринад.
Loiso
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 1 май 2004, 18:51

Сообщение Loiso »

Книга, действительно, замечательная, спасибо, за ответ, но в связи с практикой дыхательных упражнений возник вопрос, на который пока не нашел ответа ни в книге ни в других источниках.
При выполнении рекомендуемых упражнений сконцентрировавшись на дыхании возникает тупая боль в области диафрагмы, которая проходит только при отвлечения внимания и соответственно вернувшись к автоматическому режиму дыхания. Есть подозрения, что я что-то делаю не так, но вот понять что именно - не получается. Может Вы подскажете?
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемый Loiso,
в практике Дза-дзен, как и в самиаме по Патанджали, ведущее место занимает правильная поза (асана). Обеспечьте поясничный лордоз, подтянув ягодицы назад - живот при этом слегка вываливается вперед и становится центром тяжести (тандэн в терминологии Кацуки)
Искренне Ваш, Ринад.
Loiso
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 1 май 2004, 18:51

Сообщение Loiso »

Ринад С. Минвалеев писал(а):Уважаемый Loiso,
в практике Дза-дзен, как и в самиаме по Патанджали, ведущее место занимает правильная поза (асана). Обеспечьте поясничный лордоз, подтянув ягодицы назад - живот при этом слегка вываливается вперед и становится центром тяжести (тандэн в терминологии Кацуки)
Простите, Ринад Султанович, но я не уверен, что понимаю. Ведь если бы не был достигнут конечный результат практики - самадхи по Кацуки, тогда да, согласен, поза + дыхание + остальные требования. Но обычное дыхание с выдохом чуть ниже "нижнего горизонта" (по Кацуки) може вызывать такое физиологическое ощущение? Я почему-то подумал, что глубокое размеренное дыхание животом с вниманием на процессе само по себе возможно в любой (сравнительно) позе?(в ассанах практикуют контроль над дыханием?)
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемый Loiso,
С.Кацуки не просто так подробно описывает сидячий дзэн именно как устойчивое и удобное положение тела (собственно, асана по Патанджали это не разные позы тела, но именно ОДНА поза - падмасана). После достижения успеха в позе (в лотосе «кэкка фудза» или полулотосе «ханка фудза», с подушками или без) ищется специфическое мышечное напряжение в животе (тандэн), и далее выполняется "бамбуковое дыхание" (кейвали-кумбхака) - гениальная находка дзэн.
Искренне Ваш, Ринад.
roland
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 дек 2007, 20:34
Откуда: Hettstedt,Germany
Контактная информация:

Сообщение roland »

Уважаемый Ринад,хотелось бы узнать Ваше мнение.Если при контроле над дыханием импульсы от дыхательной мускулатуры повышают уровень бодрствования и контроль мышления(2 цикл),можно ли предположить что так же при выполнении асан происходит тоже самое.Хотя бы в какой то степени..
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемый roland,
при контроле над дыхательной мускулатурой проприоцептивные импульсации всегда поступают непосредственно в ретикулярную формацию, составной частью которой и является дыхательный центр продолговатого мозга. Вследствие возбуждения ретикулярных нейронов и возрастает уровень бодрствования. При выполнении асан такое происходит только при первых (новых) исполнениях.
Искренне Ваш, Ринад.
Лопух
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 17:58
Откуда: Земля

Сообщение Лопух »

Ринад С. Минвалеев писал(а):При выполнении асан такое происходит только при первых (новых) исполнениях.
Следует ли из этого, что для подстёгивания уровня бодрствования нужно мозгу подсоввывать всё время новые асаны (не в патанджалевском смысле)? Если говорить о стимуляции бодрствования именно постуральными эффектами, без пранаямы?
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемый Лопух,
собственно, именно по этому пути и вынуждены идти многочисленные "школы" йоги с "бесконечным" разнообразием все более усложняющихся асан.
Искренне Ваш, Ринад.
Лопух
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 17:58
Откуда: Земля

Сообщение Лопух »

Спасибо за оперативный ответ.
Правильно ли я понимаю прямую технологию в таком виде: различные асаны нужны чтобы приготовить устойчивый и комфортный лотос (или что-либо близкое). Или, как говорили китайцы, установить правильно треножинк (под ним они таз подразумевали - седалищные бугры и копчик и есть три ноги). Затем уже пранаямой взбодриться и достигать устойчивого удержания.
Т.е. от сложного - к простому.
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемый Лопух,
безопасная и эффективная тренировка падмасаны и ее вариантов это действительно тот минимум (по Патанджали), который необходим для перехода к пранаямам.
Искренне Ваш, Ринад.
Закрыто