Мифы и заблуждения о йоге

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Мифы и заблуждения о йоге

Сообщение Владимир »

"Летающие йоги"


эту ссылку предоставил один знакомый
http://www.evpatoria.com/~tm/new/new_22.htm
может ли кто-то это прокомментировать? :roll:
D.Powidloff
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 11 мар 2002, 11:42
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Уже комментировали...

Сообщение D.Powidloff »

Надоело. Где-то в архивах йоговских конференций есть обсуждение этого чуда. Не поленись, поройся.
Alt
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 20 сен 2002, 17:41

Сообщение Alt »

В общем, в той теме в архиве все высказывались довольно скептически.

Где-то читал, что у Ауробиндо "впервые" была спонтанная левитация, когда он йогой в камере занимался. Это, видимо, должно было подразумевать, по мнению автора, что Ауробиндо левитировал неоднократно и после этого.

Что думал сам Ауробиндо по этому поводу не знаю, т.к. работ его самого почти не читал.

Ваши версии, господа...
jina
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 23 окт 2002, 01:05
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение jina »

Никто по-моему из этих "сиддхов" на самом деле не летает. Может кто из них в астрал выходит, что и называется у них летающие сиддхи. Не думаете же вы что такое количество народу может отрывать от пола свое физ.тело :D . Даже в Индии на родине сиддхов это считается чудом.

И вообще когда я увидала что надо иметь при себе удостоверение сиддхов, чуть со стула не упала 8O . Интересно, где же это выдают такое удостоверение :lol:
С любовью к ближнему
Ezh
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 15:17
Откуда: Moscow

Сообщение Ezh »

да, я в свое время беседовал с одним таким "сиддхом" впечатление курьезное. Народу просто компостируют мозги и "ведут" по структуре сетевого маркетинга.

http://www.webforum.land.ru/mes.php?id= ... 0191&arhv=
af
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 окт 2002, 11:08

Сообщение af »

Меня в самом начале перестройки угораздило попасть к этим самым "йогам". Так что могу поделиться от первого лица. Вам там за умеренную плату (говорят в Штатах порядка 50 баксов - у нас дешевле и есть льготы) впаривают биджа-мантру из стандартного списка, причём предварительно тестируют по всем швам. По сути дела они не летают, а прыгают, как это точно подмечено на ссылке. Попробуйте, в лотосе при элементарной тренировке это у вас легко получится. Если войдёте в транс, вполне возможно, это будет происходить бессознательно.
Conan
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 май 2008, 10:27
Откуда: королевство Тонга

Легенда о происхождении йоги

Сообщение Conan »

Вопрос эрудитам. Из чистого любопытства.
Сидит в памяти , что приходилось читать старую легенду о происхождении йоги. Как легенда она имеет мало отношения к реально происходившим когда-то событиям, но как легенда же может быть кое-кому и интересна по соображениям эстетики. Изложу своими словами. Пришли как то люди к богу. Наверное, был это Шива. Он ведь Тандаву танцует. И спросили: как достичь нам твоего божественного могущества? Бог ответил (харе Бхагаван увача): ну, могущества вы может и не достигните, но шаг к нему сделать сумеете, если научитесь во всей полноте владеть своими телом и духом и для начала показал, на что должно быть способно человеческое тело, чтобы быть вместилищем божественного духа. Показал примерно 86 тыс. поз и движений. Люди запомнили, как водится, в тысячу раз меньше и это легло в основу йоги.

Вопрос. Никак не могу найти приличный источник, где эта легенда была бы изложена. В памяти только "Черной человек" Головачева (ну, очень чорный). Но, сдается мне, что я и в других местах и в другие времена читал-таки эту легенду до прочтения опусов уважаемого мною ВВГ. Не придумал же ее я сам в сумерках своего сознания или Головачевв сумерках своего? Искал по Сети, но только ссылки на ВВГ по этой легенде встречал.

А что скажут достойные пандиты?
Конан сын юриста
Аватара пользователя
6ato
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 6 апр 2008, 04:38
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение 6ato »

Изображение

1.
Когда возникла йога, знают только просвещенные мудрецы. Так говорят индусы. Поэтому судить о дате рождения этой древнейшей науки мы можем исключительно по археологическим находкам, самая древняя из которых — печати с изображением сидящих в позе лотоса йогах, найденные в долине Инда, — датируется 3000 годом до н. э. Также йога упоминается в Ведах, но основная часть учения содержится в упанишадах (VI— III века до н. э.), религиозно-философских трактатах. В III—II веках до н. э. мудрец Патанджали систематизировал все знания о йоге, взятые из разных древних источников, в трактате «Йога-сутры», с которого начинается известная многоступенчатая традиция. Заслуга Патанджали состояла в обобщении и комментировании йогических знаний и придании этим знаниям уникальной формы — 194 сутр — своеобразных афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего. Наиболее видными представителями классической индуистской йоги были Вивекананда, развивавший идеи так называемого интегрального направления (конец XIX века), и Йогананда (40—50-е годы XX века). Буддийская йога получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики, позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.
* http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4648/

2.
Йога имеет долгую историю. Есть свидетельства того, что уже 4 000 лет назад люди знали и практиковали некоторые виды йоги.
Далее читать: http://www.kundalinijoga.si/rus/rus-istoriya.htm

3.
Йога Васиштха – изумительная книга. Изучение этого творения несомненно может помочь внимательному читателю в достижении высшего знания, самореализации. Изложенное учение близко по духу адвайте и кашмирскому шиваизму. Оно считается одним из основных текстов индийской философии, раскрывающим учение с интуитивной точки зрения. Книга объясняет принципы учения и иллюстрирует их огромным количеством историй, сказок и парабол. Она предназначена для духовно продвинутых искателей, но и другие тоже несомненно найдут в этой книге пищу для размышлений.
* http://sss.vn.ua/yoga/yoga_vasishtha.htm#
Когда взор чист, он зрит чистоту. (c) Санаи
Коло
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 окт 2008, 19:11
Откуда: Березники

Мифы и заблуждения о йоге

Сообщение Коло »

Нашёл недавно эту статью и решил поделиться. Ваши мнения.

Андрей Сафронов

Мифы и заблуждения о йоге: 8 ступеней.

Однажды Карлу Линнею, создателю первой
научной классификации биологических видов,
предложили оценить определение, данное молодым ученым:
«Рак – это красная рыба, которая пятится задом».
Линней ответил: «Во-первых, рак - это не рыба,
во-вторых, пока он жив – он не бывает красным,
а в-третьих – он не пятится задом.
В остальном ВСЕ ВЕРНО»

Большинство людей, когда-либо интересовавшихся йогой на уровне чуть более глубоком, чем имитация йоговских упражнений в режиме «фитнес-йоги», слышали о восьми ступенях йоги. Сама идея восьмиступенчатой йоги настолько глубоко вошла в сознание современного человека, что некоторые современные Школы вводят термин восемь ступеней (аштанга) в свои названия, чтобы подчеркнуть родство с древней традицией. Однако парадокс состоит в том, что «восьмиступенчатость» йоги не более чем штамп современного массового сознания. Разберемся в теме поглубже.

Происхождение термина. Йога-сутра Патанджали.

Безусловно, идея восьмиступенчатой йоги берет свое начало из Йога-сутры, которую большинство европейцев и многие из индусов считают своеобразной библией йоги или, по крайней мере, ее основой. Однако это не так по следующим причинам.
1. Йога-сутра не является единственным первоисточником по йоге. Мне известно около 150 классических трактатов по йоге. Сколько их всего, наверное, не знает никто. Скорее, Йога-сутра наиболее распиаренный в европейской культуре источник. Возможно потому, что он был переведен на европейские языки одним из первых.
2. Йога-сутра не является самым древним произведением по йоге. Практики йоги описаны, например, в «Махабхарате», которая минимум на несколько сот лет древнее Йога-сутры.
3. Йога-сутра не является исчерпывающим описанием йоги. Например, из того, что уже существовало во времена написания трактата, там не упоминаются: силовые асаны, динамические практики, мудры, крийи и внутренние очистительные процедуры, чакры, большая часть медитативных практик, тантра и сексуальные практики, бхакти- и карма-йога, техники поднятия кундалини, практики осознавания и т.д. Если же проанализировать, что из того, что входит в современный репертуар йоги, значительно пополненный архаическими, тибетскими, даосскими и суфийскими практиками, не упоминается в Йога-сутре, то список будет еще больше.
4. Йога-сутра не является абсолютно оригинальным произведением. В 4 главе явно прослеживаются вкрапления буддийских идей, которые, кстати говоря, не очень стыкуются с основным тестом.
Таким образом, Йога-сутра никоим образом не является исчерпывающим описанием йоги. Это великое, значимое, подключечное произведение о… техниках йоги, применяемых в Школе Патанджали. Однако правильно ли понят Патанджали, даже в дискурсе своей Школы?

Ступени ли…?

Слово, которое обычно переводят как «ступень», звучит на санскрите как «анга» и, вообще говоря, переводится как «часть». Это полностью меняет семантику перевода и, как следствие, всю вытекающую из него практику. Действительно, ступени предполагают поэтапное прохождение, некую последовательность практик, тогда как «части» - это просто разные практики, которые можно практиковать в той или иной последовательности, вместе или по отдельности (как собственно всегда и делают на практике). В этом случае последовательность, приведенная Патанджали – это просто последовательность перечисления, а вовсе не «этапы» йоги. Дополнительным доказательством этого тезиса может служить шлока 3.7:
3.7. Эти три /имеется в виду Дхарана, Дхиана, Самадхи/ важнее, чем предыдущие.
Если бы Патанджали изначально предполагал иерархию «ступеней», то смысла в этой шлоке просто не было бы.

И сколько же их…?

Самое смешное, что разные первоисточники по йоге называют разное количество «ступеней», их последовательность и даже разные практики на каждой из них. Впрочем, в свете сказанного выше это уже не удивляет. Так Амритананда-упанишада утверждает:
Пранайама, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна, также тарка и самадхи – зовутся шестичленной йогой.
Наиболее удивительным здесь является даже не исчезновение «этических» ступеней и асан, а изменение последовательности пратьяхары и дхараны, что, впрочем, станет понятно, если разобраться в психофизиологической, а не мистической (в плохом смысле этого слова) сути этих понятий.
Гхеранда-самхита дает другой список анг:
1.10. Составные элементы 7-частной садханы:
-Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.
-Асаны дают силу.
-Мудры дают стойкость.
1.11.- Пратьяхара – покой.
-Пранаяма даёт лёгкость.
-Дхиана – восприимчивость своей Сущности.
-Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, “нирлиптата”), которая есть освобождение (Мокша).
Как мы видим, опять исчезли «этические» ступени, дхарана, зато появились очистительные процедуры и мудры.
Совпадает количество анг с патанджалиевским в Шандилья-упанишаде, однако само описание этих ступеней опять же отличается. Так, принципов мйямы становится 10 вместо 5 у Патанджали.
Пожалуй, наиболее близка к идеям Патанджали Йога-таттва-упанишада:
24. … Теперь слушай о Хатха-йоге. Йама, нийама, асана, пранасамьяма.
25. пратьяхара, дхарана и дхьяна на Боге в межбровье, самадхи, сахаджа-стхити, – это называется Восьмиступенчатой Аштанга-йогой.
Хотя и здесь проскальзывают отличия в интерпретации ступеней.

Является ли самадхи целью йоги?

Одной из самых больших нелепостей, которая омрачает умы практикующих, является представление о самадхи как конечной цели йоги. По-видимому, происхождение этого заблуждения связано с путаницей вокруг понятия «анга». Раз в йоге восемь ступеней, рассуждал некто (к сожалению, корни заблуждения глубоко скрыты, и понять, кто это был, уже не удается, хотя, вероятно, кто-то из индийских интерпретаторов), а самадхи упомянута 8-й, то самадхи – это последняя ступень йоги, а значит ее цель. Однако возникает вопрос – для чего-то же Патанджали назвал 3 главу «Вибхутипада» - «Глава о силах» и посвятил ее большую часть именно силам и сиддхам, достигаемым в результате самадхи. Получается, самадхи не цель, а инструмент йоги, направленный на достижение чего-то большего. В подтверждение приведем еще одну цитату из Шива самхиты:
3.67. Когда (!) Дживан-мукта достиг совершенного Самадхи и может вызывать его по желанию, тогда пусть йогин соединит Четана (сознание: от <Читта>) с воздухом (Праной) и вместе с силой крия-шакти (с пробудившейся Кундалини-Шакти) овладеет шестью чакрами и растворит их в силе, которая - Джнана-шакти, сила знания.
Выходя за пределы дискурса йоги Патанджали, можно заметить еще одну проблему. Определение самадхи в разных школах очень сильно отличается друг от друга. Некоторые школы интерпретируют самадхи как психологическое состояние (Гхеранда-самхита):
7.3. Отделить Ум (манас) от тела и соединить его с высшим Я (Параматман) – это Самадхи, освобождение сознания от всех состояний.
Другие - как философское (Шандилья упанишада):
73. Самадхи – это союз дживатмы (индивидуального "я") и Параматмана (всевышнего "Я") без тройственности [знающего, познаваемого и знания]. Самадхи имеет природу запредельного блаженства (парамананда) и чистого сознания (шуддха чайтанья).
Третьи – как физиологическое трансовое состояние.
Поэтому корректнее всего говорить не о самадхи, а об измененных состояниях сознаниях в йоге в более широком смысле слова. Однако это тема отдельного разговора.
Серёга
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Сообщение Серёга »

Однако, подобных статей в Сети тьма-тьмущая, только стоят ли они внимания...вот в чём вопрос.
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Сообщение Calceteiro »

3. Йога-сутра не является исчерпывающим описанием йоги. Например, из того, что уже существовало во времена написания трактата, там не упоминаются: силовые асаны, динамические практики, мудры, крийи и внутренние очистительные процедуры, чакры, большая часть медитативных практик, тантра и сексуальные практики, бхакти- и карма-йога, техники поднятия кундалини, практики осознавания и т.д. Если же проанализировать, что из того, что входит в современный репертуар йоги, значительно пополненный архаическими, тибетскими, даосскими и суфийскими практиками, не упоминается в Йога-сутре, то список будет еще больше
Ошибочное заключение, так как Сутры Патанджали появились раньше как средневековых техник тантры, так и других .

А "современный репертуар йоги" у Андрей Сафронов - только его личное мнение. И подтверждается только делом - его практикой или его учеников. Без этого - лишь текст , как любой другой.

Будете вы учиться ,например , танцу у "теоретика по теории" танца, который и движения сделать не может?
-Бесполезно слушать мнение о Патанджали, того, кто не практиковал йогу по Патанджали как ЧВН (молчание ума).
miha
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 25 апр 2005, 21:38
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение miha »

Нормальная статья, ни о чем. :)
То, что анга - это часть, а не ступень, ничего по сути не меняет. Можно сделать акцент, на любой "анге", в разных школах разные подходы. Можно сделать акцент на медитации, а можно на яме-нияме, или дыхании, но в комплексе работает лучше. Суть в том, что каждая часть дополняет другую и получается цельность.
ВСБ, разработал свой подход. Философия и теория йоги по ВСБ, лично мне не нравятся, но как практический метод, очень хорошо. Очень много правильных акцентов и очень здравая методика, практически безупречная. И это важнее красивых слов.
Андрей Сафронов, председатель Украинской Федерации Йоги. Какое громкое название. Ученик Ар Сантема. И к сожалению, не очень далеко ушел. В Харькове засилье этой федерации. И втюхивают они всякий бред по Ар Сантему, сказки, чистки психологию, короче в нагрузку к йогоасанам такой компот, мама не горюй. Видимо чтение 150 классических текстов по йоге, помим йогасутр, не очень помогло Андрею разобраться в йоге. Хочется дополнить йогу всякой белибердой.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Большинство современных направлений "йоги" сами по себе являются мифами и заблуждениями. К сожалению, представление о йоге формируется у людей из их опыта приобщения к данным "йогам", всяческим учениям и из прочтения множества бредовой литературы. Потом, когда у человека сформировалось представление, убедить его в чем-либо отличном от его мнения становится очень сложным.
8)
via negativa
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Эта статья--очередное подтверждение того, что "может собственных Платонов..." (в данном случае собственных Патанджали) украинская земля рождать! :lol:
Нэт
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 8 май 2008, 15:59
Откуда: Новороссийск

Сообщение Нэт »

А по-моему эта статья обычная галимотья :D
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

По-моему - тоже... :D
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Йогические мифы.

Сообщение Матсья »

В каждом виде деятельности есть свои сказки. Легенды о старых мастерах и прочая. Все про те чудеса слышали, но никто лично не видел. А уж в йоге их совсем не мало. Пишите кто, что слышал. Я пожалуй начну.

Левитирующие йоги. Ну кто же не слышал про то, что йоги умеют летать. Вот сидят в лотосе на высоте полметра над землёй и висят себе. Лично вроде никто не видел, но вот "моему дедушке одна бабушка говорила, что знакомый её мамы в Гималаях таких видел." Кстати я видел видео про то, как Коперфильд перелетал через какую-то пропасть...

Стеклоядные йоги. Питаются исключительно стеклом, запивают кислотой. без вреда для здоровья. В фильме "каскадёры" молодой человек жевал стакан прямо на собеседовании, пытаясь получить работу каскадёра. Правда глотать не стал, выплюнул... А в "формуле любви" Калиостро пил "кислоту"...

Любители поспать на гвоздях. Настоящие мачо-йоги спят только на гвоздях. Это и удобно и для здоровья исключительно полезно.

Тайные мастера-долгожители. Они же "махатмы". Обитают исключительно в труднодоступных горах. Живут там в пещерах. Медитируют по тысяче лет. Ни с кем не общаются. Само существование их - великая тайна есть. Но опять же у моего дедушки были такие связи.... В общем видел их кто-то. Я сам почти, что видел. Ну тоесть шёл по буддийскому монастырю, а навстречу мне дед-сто-лет. Прошёл я его мимо, а ринпоче и говорит "Видел деда - великий йог. Самый крутой у нас. 5оо лет ему. Всё время сидит в медитациях, а сегодня вышел водички попить. Повезло тебе"...

В общем дописывайте...
джонс
Сообщения: 1188
Зарегистрирован: 8 ноя 2005, 09:27
Откуда: из Комодо
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение джонс »

не знаю, я больше про нинзей, особо когда мультиков насмотрюсь про черепашек, аж самому хочется поверить в то, что подсознательно сам себе напридумывал, чтоб было куды стремицца..
Ан нет, помню, прабабушка рассказывала, что один дед в гемалаях (йог) весь день стоит на одном пальце (указательном) вертикально в стойке по типу "созерцание алмазного пальца", а потом всю ночь его ученики отливают мастера холодной водой, чтоб в себя пришёл! Во, высший пилотаж :!:
Solo Юлия
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 3 дек 2008, 01:05
Откуда: москва

Сообщение Solo Юлия »

А это не миф, когда йога где-то на месяц в землю закопали?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Мой постинг на конфе от Чт Июл 29, 2004 7:24 am Заголовок сообщения:

НЕСТИНАРСКОЕ ЧУДО - http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 1cd5ce28e6

Минувшим летом довелось мне в Болгарии стать свидетелем настоящего чуда: я видел, как несколько человек босиком исполняли танец на пышущих жаром углях. О подобном мне приходилось слышать и раньше, но я считал, что это не что иное, как искусный трюк иллюзионистов. Смущало одно обстоятельство: танец на углях является народным, его исполняют простые крестьяне, а не профессиональные факиры-циркачи, Тогда чем же объяснить жаропрочность крестьянских подошв? Может быть, это результат длительной тренировки, как у йогов? Ведь известно, что йоги могут останавливать напряжением воли сердце, дыхание, лежать на острых гвоздях и т. д. Но с огнем, насколько я знаю, даже йоги не шутят. Тогда, возможно, болгарские кудесники пользуются какой-нибудь неизвестной мазью?
Мы, зрители, устроились перед горой раскаленных, кроваво-красных углей, иногда по ним трепетно пробегали белые язычки пламени. Когда они перестали вспыхивать и лишь угли ярко алели в темноте,кто-то подошел и тщательно разгреб и разровнял пылающую горку—получился небольшой круг вроде борцовского, плотно уложенный мелкими угольками. Музыканты заиграли веселую мелодию, и мы хлопками поддерживали ее ритм. И вдруг — это было так неожиданно, что какая-то женщина закричала от испуга,— из толпы выскочила девушка в нарядном костюме и, лихо приплясывая, понеслась по углям, разбрасывая искры, За ней, тоже босиком, выскочили на угли еще трое: пожилая женщина и двое парней.
«Ие-йех! Ие-йех!»— они носились по углям легко и свободно, словно под ногами был обычный паркет, а не огонь. Это фантастическое зрелище продолжалось с минуту, потом «огненные танцоры» (их, кстати, в Болгарии называют не-стинарами) исчезли, но позже выскакивали еще несколько раз и носились по углям, а музыканты'все прибавляли темп, пока толпа зрителей не стала кричать вместе с танцорами «Ие-йех!». И тут произошло вот что: какой-то возбужденный зритель, истошно завопив «Ие-йех!», сбросил ботинки и прыгнул в мерцающий рубиновым светом круг. В следующую минуту раздался его отчаянный вопль, и горе-танцор пулей вылетел обратно.
Весь во власти любопытства, я отправился за танцорами в их импровизированную артистическую уборную, а мой товарищ болгарин, посмеиваясь, попросил: «Покажите, ребята, ноги, он их хочет пощупать».
Я действительно тщательно осмотрел подошвы одного из парней. Они оказались самыми обыкновенными, как у каждого из нас.
— Секрет очень простой,— видно, пожалев меня, начал рассказывать один из «огненных танцоров».— Ноги мы ничем не смазываем, танцуем действительно босиком, обмана никакого нет. Все натурально.Но есть одно правило. Taнцуя, надо обязательно наступать на угли всей ступней и очень плотно. Что такое ожог? Это результат горения ткани. А что такое горение? Взаимодействие вещества с кислородом. Поэтому, чтобы не было ожога, необходимо прекратить доступ кислорода к подошвам, что мы и делаем, припечатывая их к углям. Угли, как вы, наверное, заметила, тщательно дробим до размеров горошин. В общем, ловкость ног и никакого обмана. Сам я по профессии бульдозерист. Жена моя Стойка из деревни Болгари, где танец на углях умеют исполнять почти все. Она меня и научила.
— А бывает, что обжигаетесь?
— Нет, никогда. Но если в костер попадет гвоздь или металлическая крышка от лимонадной бутылки, тогда обжигаемся. Против раскаленного железа мы бессильны. И еще один секрет: перед танцами и сразу после них нельзя мыть ноги, иначе могут вскочить волдыри.
— И это все?! — изумился я.
— Все.
В Софии, в Музее истории и этнографии, мне рассказали, что хождение по огню известно в Болгарии испокон веков. Еще в давние времена, в день святых Константина и Елены — покровителей здоровья и плодородия, в деревнях с наступлением темноты устраивали пляски на углях. А еще раньше этот ритуал посвящался богу Аполлону и был распространен по всему Балканскому полуострову. Предполагают, что в античный мир обычай танцевать на углях пришел из древней Персии. Но кто занес его на плато Вайнада и Индии к племени панья, где в ночь полной луны также устраивают танцы на углях? И кто научил ходить по огню людей на островах Фиджи? Или аборигенов острова Суринама? Ритуал «испытания огнем» существует и у многих африканских племен.
Все это говорит о том, что танцы на углях восходят к тем очень и очень далеким временам, когда человек впервые сотворил себе кумира, и кумир этот был Огонь.

В. КАДЖАЯ.

Рассмотрим для примера случай прикосновения к телу более теплому, чем рука. Если это тело имеет сравнительно невысокую плотность и небольшую теплопроводность, то уменьшение его температуры в месте контакта будет более заметным, чем для тела плотного и хорошо проводящего тепло. Это следует из того, что тело малой плотности обладает малой объемной теплоемкостью (эта величина равна количеству тепла, которое надо сообщить телу, чтобы единицу его объема нагреть на один градус), и поэтому даже небольшие потери тепла связаны с заметным уменьшением температуры. Важно и то, что из-за малой теплопроводности тела эти потери медленно восполняются за счет подвода тепла от соседних участков.
Короче говоря, прикасаясь к нагретому телу, мы охлаждаем его (точнее, охлаждаем часть тела, граничащую с местом прикосновения) тем сильнее, чем оно менее плотно и чем хуже проводит тепло.
Этому можно найти немало подтверждений из житейского опыта. Мы знаем, например, что деревянная ложка с горячими щами не так обжигает рот, как серебряная, и пить горячий чай из берестяной кружки легче, чем из алюминиевой.
Если мы положим в духовку пятак и древесный уголек, нагреем их градусов до двухсот, а затем, быстро распахнув дверцу духовки, потрогаем пальцем эти предметы, то убедимся, что пятак жгуче горяч, а легкий, как пушинка, уголек кажется едва теплым. Этот простой опыт дает ключ к пониманию известного феномена «хождения по огню». Речь идет о танцах, часто ритуальных, имеющих распространение у некоторых народов в разных концах света. При исполнении такого танца его участники касаются обнаженными ступнями раскаленных докрасна углей прогоревшего костра, ходят по этим углям, не обжигая ног.
«Хождение по огню» многие считают загадочным явлением, так как предполагается значительное температурное воздействие на ступни «огнепроходца». Преодоление боли, возникшей при этом, связывают с самовнушением. Что же касается невосприимчивости кожи к ожогу, то это считается особенностью кожи танцора, и именно в этом пытаются отыскать разгадку феномена. Вместе с тем и здесь, в «огнехождении», главную роль играют теплофизические свойства тел, отдающих и воспринимающих тепло, и связанные с этими свойствами процессы теплообмена. Фактически раскаленные угли охлаждаются под ступней «огнепроходца» до умеренных температур, близких к порогу безопасности. Это в буквальном смысле можно увидеть — за «огнепроходцем» остаются темнеющие следы. Скорее всего именно об этом явлении говорит Вергилий в «Энеиде»:
Жар пожирает, а мы идем, сильные верой,
Через огонь и следы оставляем на тлеющих углях!
Конечно, свечение гаснет лишь в тонком слое угля, и темный след, отпечатанный на розовом ковре огня, снова разгорается, как только нога переступает на другое место.
Попробуем рассмотреть более подробно процесс теплообмена при соприкосновении двух тел, например, в случае прикосновение руки к теплому утюгу. Тепловая задача, обобщающая явления такого типа, детально рассматривается в теории теплопроводности. Формулируется эта задача так: име-
Чтобы процесс соприкосновения двух тел (с точки зрения их теплообмена) соответствовал случаю соприкосновения «полубесконечных» сред, нужно, чтобы выполнялись следующие соотношения:
l’ >> L’, l’ >>d
l’’ >> L’’, l >>d
[рис1]
[рис2]
Если температура соприкасающихся физических тел различна, то после соприкосновения постепенно меняется картина распределения тепла в различных участках этих тел (на рисунке показано распределение температуры для трех фиксированных моментов времени). Однако остается неизменной температура на поверхности соприкосновения, в частности на поверхности кожи руки, касающейся более теплого или более холодного предмета. На рисунке это отражено в том, что температура ЛТ для всех трех моментов времени одинакова.
ются две полубесконечные среды с разными свойствами и температурами (см. рисунок);
эти среды мгновенно соприкасаются, и между ними начинается теплообмен; требуется найти распределение температур в средах для последующих моментов времени, то есть выяснить, как будет изменяться их температура во времени ив пространстве.
Понятие «полубесконечная» или «полуограниченная» среда часто встречается в тепловых задачах. В нашем случае оно, грубо говоря, означает, что глубина, на которую за время прикосновения распространится тепло из одной среды в другую, заметно меньше размеров соприкасаемых тел. Кроме того, эта глубина должна быть существенно меньше линейных размеров, характеризующих площадь контакта между телами. Эти условия в реальных случаях выполняются почти всегда. Отметим, что в нашем примере (рука и утюг) за несколько секунд тепло от утюга практически проникает в кожу всего лишь на доли миллиметру.
Конечно, те несколько секунд, которыми мы себя ограничиваем, охватывают лишь начальную стадию теплообмена. Однако именно эта стадия наиболее интересна в нашей задаче, так как уже первой секунды хватает на то, чтобы сформировалось температурное ощущение.
В теории теплопроводности есть формула, которая позволяет подсчитать изменение температуры поверхности тел при их соприкосновении. Применительно к нашему примеру формула эта выглядит так:

Здесь приняты такие обозначения: начальная температура поверхности кожи обозначена через Тко (ее можно считать равной 37° С), ее изменение при прикосновении через Тк и начальная температура испытуемого тела—через То; и еще введен некоторый коэффициент К, который представляет собой отношение тепловой активности испытуемого тела к тепловой активности кожи. Что такое тепловая активность, будет сказано чуть позже, а пока отметим, что она зависит только от физических свойств тела.
Сразу подчеркнем интересную особенность: изменение температуры на поверхности кожи не зависит от времени; эта температура устанавливается сразу с момента прикосновения и не меняется в дальнейшем.
Это очень любопытный факт, но нужно напомнить, что он имеет место лишь при определенных условиях, в частности в нашем примере при времени соирикосновения порядка нескольких секунд.
Итак, на поверхности кожи формируется так называемый температурный скачок. Явление это иллюстрируется рисунком, где показаны температурные поля соприкасающихся тел для трех фиксированных моментов времени. Видно, что с течением времени температура меняется во всех точках, куда проникает тепло, за исключением лишь границы, то есть в нашем случае за исключением поверхности кожи. Здесь температура устанавливается сразу и в дальнейшем остается постоянной.
От чего же зависит температура поверхности кожи, определяющая наши температурные ощущения?
Как показывает приведенная выше формула, изменение температуры кожи ДТк зависит прежде всего от разности температур испытуемого тела и самой кожи. Проще говоря, температурное ощущение тем заметнее, чем сильнее отличаются по температуре наш «измерительный прибор», наш «личный термометр» — рука — и предмет, к которому мы прикасаемся. Очевидно, что изменение температуры поверхности кожи может быть как положительным, так и отрицательным — его знак зависит от того, нагрет или охлажден по отношению к коже испытуемый предмет. А если температура окружающей среды будет равна температуре нашего тела, то мир температурных ощущений для нас померкнет — прикосновение к любым телам не сообщит нам никаких ощущений тепла или холода.


Температура железного листа и раскаленных древесных углей существенно различается, однако температурные ощущения при прикосновении к обоим этим объектам будут примерно одинаковыми.
Теперь настала пора поговорить о зависимости температурного ощущения от теплофизическнх характеристик соприкасаемых тел. В нашей главной формуле эта зависимость отражена в коэффициентах тепловой активности, которые, в свою очередь, зависят от плотности тел, удельной теплоемкости и теплопроводности. Причем зависят в одинаковой мере — с увеличением плотности, удельной теплоемкости и теплопроводности тепловая активность растет.
Несколько забегая вперед, отметим, что, проанализировав главную формулу, легко прийти к выводу: чем меньше тепловая активность нагретого тела, тем сильнее мы охлаждаем его при прикосновении и тем прохладнее оно нам кажется. Тело с наибольшей тепловой активностью покажется нам наиболее горячим из всех одинаково нагретых тел; на холоде же такое тело покажется нам наиболее холодным.
Тепловая активность различных веществ меняется в очень широких пределах. Это обусловлено тем, что ;при переходе от одного вещества к другому очень сильно — в тысячи раз — может меняться плотность и теплопроводность. Для иллюстрации приведем примерное значение тепловой активности для некоторых распространенных веществ.
Пушистые, легкие предметы (мех, вата и т. п.)
Легкие пористые тела
Дерево
Органическиe жидкости
Пластмассы
Стекло
Вода
Металлы
10
100— 200
300— 900
400— 900
500— 800
1300—1800
1500
10000

Значения тепловой активности приведены в системе единиц СИ.
Тепловая активность такого биологического объекта, как человеческая кожа, обычно лежит в пределах от 800 до 1500 единиц. Наибольшая тепловая активность характерна для полнокровной кожи, наименьшая—для сухой и омертвелой, какая бывает на мозолях.
Теперь попробуем более детально проанализировать зависимость температурного ощущения от отношения тепловой активности кожи руки и объекта, к которому прикасается рука.
Прежде всего отметим, что когда коэффициент К значительно больше единицы, то есть когда тепловая активность испытуемого тела значительно больше тепловой активности кожи, то кожа принимает температуру предмета. Из таблицы следует, что наибольшие значения К соответствуют случаю прикосновения к металлу, и, следовательно, когда мы прикасаемся к металлу, поверхность кожи почти в точности принимает его температуру. Если говорить о руке как своеобразном термометре, то наилучшие результаты следует ожидать при измерении температуры именно в этом случае: рецепторы на поверхности кожи сообщат о температуре металла, мало искаженной самим процессом прикосновения, то есть измерением.
В том случае, когда К значительно меньше единицы, то есть когда тепловая активность испытуемого тела значительно меньше, чем тепловая активность кожи, температура ее почти .не изменяется. Именно поэтому легкие, пушистые тела, то есть тела с очень малой тепловой активностью, например, мех, кажутся теплыми даже в лютый мороз. Что же касается определения температуры таких предметов с помощью руки, то здесь нельзя ожидать даже самых скромных успехов: мы не определим эту температуру и в том случае, когда она отличается на десятки градусов от температуры руки.
Если тепловая активность руки и испытуемого тела примерно близка, то есть если K~1 (это имеет место, например, когда рукой мы трогаем головку ребенку), то, согласно нашей основной формуле, мы почувствуем разницу температур вдвое меньшую, чем существует в действительности. Так, например, если у ребенка жар и его температура превосходит нашу на три градуса, то на коже руки температура повысится лишь па полтора градуса. Это, конечно, практически не может ввести нас в заблуждение — опыт вносит свои поправки в градуировку терморецепторов для этого случая, и температуру удается оценить достаточно точно.
Ну и, наконец, несколько слов о загадках «огнехождения». Прежде всего напомним, что на поверхности кожи ступни температура устанавливается сразу после соприкосновения и держится на постоянном уровне в течение всего времени, пока нога танцора касается горячих углей. Это обстоятельство позволяет танцору не спешить — он чувствует, что температурное воздействие одно и то же и через полсекунды и через три секунды. Поэтому танцоры, по свидетельству очевидцев, позволяют себе стоять на раскаленных углях по нескольку секунд неподвижно, что, конечно, производит сильное впечатление на зрителей.
Наше восхищение танцами на горячих углях в значительной мере базируется на неверном представлении, что, соприкасаясь с нагретым предметом, кожа в точности принимает его температуру. Главная наша формула н уже проведенный ее анализ напоминают, что это совсем не обязательно. Попробуем произвести некоторые приближенные расчеты. Примем следующие исходные данные: температура углей 600°С, их тепловая активность 100 единиц, тепловая активность кожи 1500 единиц. Подставив эти величины в нашу формулу, получим, что подъем температуры па коже составляет 35°С, а значит, общая температура достигает 72°С. Такая температура, конечно, не из приятных, но от 600° С, с которыми ассоциируется прикосновение к раскаленным углям, она чрезвычайно далека.
Чтобы получить температурные ощущения, которые характерны для «огнехожде-иия», надо сплясать па толстом стальном листе, нагретом по отношению к температуре нашего тела на 35°С, то есть сплясать на листе, нагретом до 72°С. Как мы знаем, при прикосновении к металлу кожа практически принимает его температуру. И потому наш экспериментальный танец на металлическом листе создаст иллюзию хождения по углям, правда, с той разницей, что для стороннего наблюдателя это зрелище будет лишено всякой привлекательности. То ли дело — жаркое дыхание углей!
И все же при рассчитанном нами подъеме температуры кожи могут появиться ожоги первой степени, проявляющиеся в виде покраснения кожного покрова. Подъем температуры может быть уменьшен, если тепловая активность углей будет ниже принятых нами 100 единиц, а тепловая активность кожи больше 1500 единиц. В этом смысле искусство «огнехождения» состоит, во-первых, в приготовлении мелкопористых углей с малой тепловой активностью и, во-вторых, в специальной подготовке кожи на ступнях ног. Кроме того, не исключено» что в момент возбуждения за счет интенсификации процессов кровообращения тепловая активность кожи тоже возрастает.
Следует отметить, что наши расчеты соответствуют случаю, когда нежная, живая кожа, где находятся терморецепторы, ничем не защищена. В действительности же ее по крывают омертвелые, мозолистые подушки на ступнях, и это, бесспорно, облегчает «огнехождение», надев на ноги кожаные тапочки, по углям, наверное, смог бы пройти каждый.
Еще один элемент подготовки: в углях не должно быть предметов с высокой тепловой активностью, скажем, камешков или гвоздей. Прикосновение к ним неизбежно вызовет ожог.
Вопрос о возникновении ожогов при «огнехождении» может быть рассмотрен более корректно. При этом должны быть учтены количественные соотношения между температурой на поверхности кожи и временем ее воздействия для получения определенного физиологического действия. Здесь, конечно, есть свои тонкости, но они никак не отменяют наших выводов касательно физической стороны теплообмена.
Отметим еще одно полезное следствие из пашей основной формулы, приведенной на стр. 64.
С учетом реальных температурных условий, в которых приходится бывать человеку, можно прийти к выводу, что одежда, касающаяся тела, должна обладать малой тепловой активностью. Нарушение этого требования, в частности, приведет к тому, что одежда более холодная, чем наше тело, при прикосновении к нему будет неприятно холодить.
Этот хорошо подтверждаемый практикой вывод, так же как и другие примеры, рассмотренные выше, лишний раз напоминает, что многие вещи, совершенно, казалось бы, далекие от большой науки, могут быть д<г конца поняты и объяснены лишь в рамках четких научных обобщений.
ЛИТЕРАТУРА
Лыков А. В. Теория теплопроводности. Изд-во «Высшая школа», М., 1967.

Что до шаолиньских монахов - не видел. Но в 1989 был у меня дома чемпион Непала по у-шу, невысокий такой смуглый парнишка. Он садился на пол в поперечный шпагат, какое-то время дышал своеобразно с закрытыми глазами, а потом выжимался в стойку на двух прямых указательных пальцах. И стоял в этом немыслимом балансе секунд пять. На мой вопрос ответил: тренировка - долго...
О прочих "чудесах" говорить скушно, ей-богу. То, что кто-то по каким-то причинам может - для других навсегда останется чудом. Только и всего.
Удачи!

И добавление уже сегодняшнее - 3 января 2998:
А.Еркин
Хождение по огню и законы физики - http://www.chipinfo.ru/literature/chipn ... 02/14.html
- Разрешите мне, Лавр Федотович, - попросил Фарфуркис. - я вижу в этом деле определенные трудности. Если бы мы занимались рассмотрением необычных явлений, я без колебания первым бы поднял руку за немедленную рационализацию. Действительно крокодил с крыльями - явление довольно необычное в наших климатических условиях. Однако наша задача - рассмотреть необъясненные явления, и тут я испытываю недоумение. Присутствуют ли в деле номер два элемент необъясненности? Если не присутствует, то почему мы должны это дело рассматривать? Если, напротив, присутствует, то в чем дело, собственно, состоит? Может быть, товарищ научный консультант имеет сказать нам что-нибудь по этому поводу?
Стругацкие А. и Б. "Сказка о тройке"

Древнее искусство хождения по горящим углям становится в последние годы распространенным занятием. Ритуал огнехождения можно часто увидеть по телевидению. В нескольких крупных городах России действуют центры, в которых каждый желающий после специальной подготовки может рискнуть прогуляться по ковру из сверкающих углей. В Японии каждый год в апреле на горе Такао близ Токио проходит "магический" фестиваль уамабуши с участием огнеходцев. В Калифорнии (США) уже более 25 лет функционирует некоммерческий институт по исследованию и обучению огнехождению. Хождение по углям становится своеобразным тренингом для бизнесменов, спортсменов и тех, кто просто хочет испытать свою силу воли. Руководители ведущих российских фирм электронной дистрибьюции собрались в 2001 году под Калугой и на угольной дорожке убедились в силе своих волевых качеств. Даже один из президентов США успешно прошёл по углям.
Хотя огнехождение и известно с древнейших времён, общепризнанного объяснения этому феномену до сих пор не существует. Большинство людей даже не имеют определённой точки зрения на это явление. Когда я задавал знакомым мне людям вопрос "что вы думаете по поводу объяснения возможности хождения по огню", получал ответы типа:
• это просто трюк, на самом деле угли совсем не обжигают;
• у этих людей загрубевшая кожа на подошве;
• используется специальная мазь для защиты кожи от ожогов;
• это магия, шаманство, колдовство.
Удивительным оказалось, что специалисты в российских ожоговых центрах практически не интересуются данным явлением. По-видимому, это объясняется парадоксальностью феномена: ясно же, что горящие угли не могут не обжигать, всякому разводившему костёр это известно с детства, а тут босыми ногами в пекло и без защиты… это невозможно! Попробуйте подержать руками жало горячего паяльника и не получить ожог. Если ожога не происходит, наш здравый смысл не может согласиться с нормальностью этого явления и придумывает объяснения, иногда фантастические. Для того, чтобы получить представление об условиях, в которых происходит хождение по раскалённой поверхности, приведу описание несколько историй.
История наблюдений прогулок по огню
Исторические источники указывают, что практика хождения по огню, или нестинарство, была вполне узаконенным ритуалом во многих частях Центральной и Южной Азии ещё в V веке до нашей эры. В последующие столетия она распространилась на средиземноморские страны, а в племенных культах Америки и тихоокеанских островов нестинарские ритуалы развились сами собой. В 1901 году профессору Смитсоновского института С.П. Лангли посчастливилось лично наблюдать, как занимались хождением по огню жрецы на Таити. Они ходили по выложенной из больших камней жаровне. Когда один из камней выкатили с жаровни, чтобы проверить, насколько он горяч, то оказалось, что он может более двадцати минут кипятить воду, из чего профессор заключил, что его температура была свыше 650ºC.
В 1922 году французский епископ в Майсоре, Индия, присутствовал при нестинарских прогулках исламского мистика у дворца местного магараджи. Что наиболее его потрясло, так это способность факира передавать свою негорючую силу другим, ибо на его глазах весь оркестр магараджи прошагал колоннами по трое сквозь пламя - босыми, не получив никаких повреждений. В начале 20 века многие, кто никогда сами не видели ничего подобного, отказывались верить, что такое возможно, и вместо этого считали, что корень всей загадки - в массовой галлюцинации. Поэтому в сентябре 1935 года, когда британский психолог Гарри Прайс объявил, что он намерен провести широкое исследование этого феномена, новость вызвала повышенный интерес.
Эксперимент проводился под эгидой Лондонского университета в Каршалтоне, графство Суррей. В начале сентября в саду члена Общества психических исследований Алекса Дрибелла была сооружена гигантская жаровня, составленная из семи тонн дубовых поленьев, тонны растопочных дров, десяти галлонов парафина, значительного количества угля и… пятидесяти экземпляров газеты "Таймс". Объектом исследований Прайса стал молодой индус из провинции Кашмир по имени Куда Букс, который, по слухам, регулярно совершал подобные подвиги в своей стране. Заснятый на кинопленку для потомков, под взглядами целой толпы почтенных учёных мужей из Лондонского университета босоногий Куда Букс спокойно и безбоязненно прошёл по всей 20-футовой длине пышущей жаром и пламенем площадки несколько раз. Присутствующий физик подтвердил, что в центре пламени температура была 1400 градусов по Цельсию - выше той, при которой плавится сталь. Осмотр же ног индуса тремя медиками не выявил никаких признаков волдырей от ожогов. Когда же два исследователя сами сунули ноги в наиболее прохладную часть на самом краю жаровни, то были вынуждены их тут же отдернуть, мгновенно обзаводясь волдырями.
Британские учёные, присутствовавшие на этой демонстрации, были поражены и ошеломлены парадоксальностью эксперимента. Безусловно, подвергнутый испытанию юный кашмирец не был трюкачом и обманщиком, он не пользовался ни маслом, ни лосьоном, чтобы предохранить свои ступни. Напротив, они были вымыты и высушены врачом перед самым опытом. Ступни Куды Букса не были особенно огрубевшими или покрытыми необычайно толстой кожей для защиты от жара. Известно, что во всех частях света невосприимчивость к огню достигается с помощью самых разнообразных техник. Например, у индейцев (будь то в Индии, в Шри-Ланке или на Фиджи) важнейшим элементом ритуала является состояние транса или религиозного экстаза. Для других необходима сложная подготовка, которая включает пение, танцы, половое воздержание. Однако у Букса отсутствовали все признаки божественного экстаза или любого другого особого психического состояния. В результате эксперимента Гарри Прайс пришёл к выводу, что Куда Букс обладает некой личной силой усмирять огонь и его воздействие своим спокойным к нему отношением, что придает ему уверенность неторопливо идти по костру невообразимого жара. Проведя ещё несколько исследований, Прайс в конце концов пришел к выводу, что по огню может пройти любой человек, дело только в кратковременности касания.
В книге Е.Д. Дингуалла "Удивительные случаи с людьми" (1947 г.) подробно рассказывается о некой Мари Сонэ, которая жила в Париже в 50-е годы XVII века. Эта женщина, страдавшая припадками св. Медара, получила прозвище "незгораемая". Завёрнутая в простыню, она могла долго лежать над огнём, опираясь головой и ногами на стулья. Она могла сунуть ноги в чулках и туфлях в жаровню с углями и держать их так, пока чулки не сгорали дотла. Возникает вопрос, почему чулки и туфли сгорали, а простыня нет. Это не единственный случай подобного рода.
Пробежка по раскаленной лаве
Исследователь тайн полинезийской магии англичанин Макс Лонг в 1917 году побывал на Гавайах, где познакомился с доктором Бригэмом, который более 40 лет прожил на острове и имел друзей среди кахунов - местных колдунов. Однажды Бригэм рассказал историю своего хождения по раскалённой лаве, которую Лонг запомнил и рассказал о ней в своей книге, изданной в 1949 году [1]. Описание этой истории достаточно захватывающе, чтобы воспроизвести здесь с небольшими сокращениями.
"Когда началось извержение лавы из жерла одного из вулканов, - сообщил мне д-р Бригэм, - я как раз находился в Южной Конии в Напупу. Я задержался на несколько дней, чтобы сориентироваться, как долго это будет продолжаться. Когда началось извержение лавы, я послал сообщение трём моим приятелям кахунам. Когда-то они мне обещали, что научат ходить по огню. Я попросил их прибыть в Напупу.
Мы остановились у наибольшего из трёх "разливов" и долго смотрели на прилив и отлив горячей вулканической массы. Жар был просто невыносимый, даже на высоте, на груде шлака. Внизу под нами красная лава плыла словно вода в потоке, с той лишь разницей, что вода не могла бы нагреться до такой степени и плыть беззвучно при скорости двадцать миль в час и к тому же по неровной поверхности...
Поскольку мы хотели вернуться на побережье ещё до темноты, кахуны не тратили времени зря. Они принесли с собой многочисленные растения и были готовы действовать, ожидая только, когда вулканическая масса загустеет настолько, чтобы могла выдержать человеческий вес. Листья Ти в Полинезии повсеместно применяются теми, кто ходит по огню. Они от одного до двух футов в длину, узкие, с острыми краями, подобно некоторым разновидностям трав. На верхушке стебля у них расположен плюмаж, своей формой напоминающий веник. Когда брошенные нами на поверхность лавы камни указали на то, что она достаточно твёрдая, кахуны поднялись со своих мест и спустились вниз. Жара была невыносимая, гораздо большая, чем внутри разогретой духовки. Поверхность лавы потемнела, только кое-где на ней были видны меняющие свой цвет полосы - как это бывает, когда остывает раскалённое железо, прежде чем кузнец опустит его в котёл для закалки. В этот момент я искренне сожалел, что отважился сюда прийти. Уже сама мысль о переходе через этот ад на другую сторону приводила меня в содрогание. В утешение я вспомнил, как уже наблюдал за этими тремя кахунами, перебегающими через раскалённую лаву в Килауэа.
Кахуны сняли сандалии и обмотали свои ноги тремя листьями Ти. Я также присел и, не желая рисковать, начал завязывать листья поверх моих набитых гвоздями ботинок. Однако оказалось, что этого ни в коем случае нельзя делать; кахуны мне приказали немедленно снять ботинки и две пары моих носков. Они сказали, что богиня вулканов, Пеле, не охраняет ботинок от "ожогов", и если бы я их не снял, то мог бы её обидеть. Я "горячо" сопротивлялся (в буквальном значении этого слова, поскольку все мы были словно поджаренные). Я знал, что не Пеле владеет магией огня, и усиленно старался понять, кто или что является причиной этой магии. Кахуны только усмехались и говорили, что "белый кахуна" конечно же знает искусство добывания мана (магической силы) из воздуха или воды, и что мы только тратим время, разговаривая о том, что ни один кахун не может выразить словами, - о тайне, которая передаётся только от отца к сыну.
Всё же, кончилось тем, что я не уступил и отказался снять ботинки. Я думал, что если гавайцы могут ходить по раскалённой лаве затвердевшими босыми ступнями, то и я могу это делать в ботинках с твёрдой кожаной подошвой, которая меня охранит от ожогов. Следует помнить, что было это тогда, когда я ещё считал, что описанное явление имеет естественное физическое объяснение. В конце концов, кахуны приняли мои ботинки как остроумную шутку. Если я хочу принести их в жертву богам, то это, может быть, неплохая мысль. Переглядываясь и улыбаясь, они позволили мне обвязать ботинки листьями, а сами начали петь свои песни. Слова песни происходили из какого-то древнего гавайского языка, которого я не понимал. Это был обычный "разговор с богом", с незапамятных времён слово в слово пересказываемый из поколения в поколение. Я понял лишь то, что текст состоял из кратких упоминаний о какой-то мифологической истории, перемежающихся с похвалами какому-то богу или богам. Прежде чем кахуны закончили петь, я был уже почти испечён заживо, хотя это длилось не более нескольких минут. И тогда наступил этот момент. Один из кахунов ударил связкой листьев о гладкую поверхность лавы и приглашающим жестом предоставил мне почётное право сделать первый шаг. Я тут же вспомнил о своих хороших манерах и высказался за то, чтобы первенство принадлежало старшему. Таким образом, было решено, что старший из кахунов пойдёт первым, потом - я, а за мной - остальные. Без тени колебания старший из кахунов стремительно двинулся по чудовищно горячей магме. Я наблюдал за ним, открыв рот, а когда он почти уже был на другой стороне - на расстоянии около 150 футов от нас (около 50 м), - кто-то так резко толкнул меня, что у меня остался один выбор: либо упасть лицом вниз в горячую массу, либо поймать ритм бега.
До сих пор не знаю, что за бес вселился в меня, но я действительно побежал. Жар был невообразимый. Я задержал дыхание, и, казалось, моё сознание перестало функционировать. Тогда я был молод и в беге на 100 ярдов мог конкурировать с лучшими из лучших. Бежал ли я тогда? Летел! Я побил все рекорды, однако уже после первых нескольких шагов подошвы ботинок начали плавиться. Кожа на них извивалась и сворачивалась, стискивая мне стопы словно кандалами. Швы разошлись, и в какой-то момент я остался без одной подошвы, а другая волочилась сзади, удерживаясь на небольшом обрывке кожи у каблука. Эта волочащаяся подошва чуть было не привела меня к гибели. Я раз за разом спотыкался и замедлял темп. Наконец, через несколько, как мне казалось, минут (хотя в действительности это были считанные секунды) я оказался в безопасном месте. Я посмотрел на свои ноги и увидел, что на скрученных остатках ботинок горят мои носки. Я попытался притоптать тлеющий огонь и краем глаза наблюдал за корчившимися от смеха кахунами, которые показывали пальцами на каблук и дымящуюся подошву моего левого ботинка, лежащие на лаве и сгоревшие до основания. Я тоже начал смеяться. Никогда в жизни я не чувствовал такого облегчения. Я был уже в безопасности, а на ногах у меня не было ни одного ожога или волдыря, даже там, где горели носки. Могу сказать об этом своем опыте ещё одно. У меня было интенсивное ощущение жара на лице и на теле, в ногах же я почти ничего не ощущал. Когда я дотронулся до них рукой, они снизу были горячими, однако это ощущала только моя ладонь. Ни один из кахунов не имел следов от ожогов, хотя листья, привязанные к их стопам, давно уже сгорели. Обратная дорога на побережье была для меня кошмаром. Попытка идти в сандалиях, кое-как выструганных из дерева, оставила у меня воспоминания, не менее живые, чем мое хождение по огню".
В своей книге Макс Лонг приводит также рассказ Д.Г. Хилла о прогулке по раскаленным камням на одном из островов архипелага Таити с участием одного европейца. Хотя в яме был такой жар, что у него облупилась кожа на лице, его кожанные сапоги совершенно не пострадали от огня. Организовавший эту демонстрацию шаман утверждал, что он владеет магией управления огнём, сила которой распространяется и на обувь. Проверить эту информацию теперь, увы, вряд ли возможно.
Теории огнехождения
Не будет преувеличением сказать, что одним из наиболее компетентных людей в изучении огнехождения является Толли Буркэн (Tolly Burkan), возглавляющий созданный им в 1980 году институт по изучению и обучению огнехождению в Калифорнии (Firewalking Institute of Research and Education, сайт http://www.firewalking.com). Он фактически организовал в 70-е годы международное движение по огнехождению, в рамках которого уже более двух миллионов человек обучились искусству огнехождения. В изданных Буркэном 30 книгах, основанных на реальном опыте, можно найти поучительную историю развития понимания феномена хождения по огню. Приведём
Ответить