Статья "Практика йоги в русле Сутр Патанджали"

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
джонс
Сообщения: 1188
Зарегистрирован: 8 ноя 2005, 09:27
Откуда: из Комодо
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение джонс »

В ссылке кстати речь шла о самадхи с формой, что опять же хоть и связано с чвн , но не тождественно ему.
ЧВН является необходимым (но не достаточным?) условием для самадхи. Коли уж у ЧВНа нашли стадии( :) ), то может это как то перекликается с разными видами самадхи?
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

ПРАКТИКА В РУСЛЕ СУТР ПАТАНДЖАЛИ. Замечания и комментарии.

Сообщение Ganesh »

Авторский текст - черным цветом. Комментарии и замечания в тексте выделены синим цветом.


ПРАКТИКА В РУСЛЕ СУТР ПАТАНДЖАЛИ

Последние годы популярность йоги в мире и России растет как на дрожжах. Огромный спрос рождает неограниченное предложение. Без тени сомнения заинтересованные лица пристегивают к названию любого вида физической активности слово «йога» в качестве великолепного бесхозного брэнда.
(Согласен).
Симптоматично звучит сегодня фраза, оброненная несколько лет назад в России главой Парижского центра Айенгар-йоги Фаеком Биреа: «Если бы Патанджали сегодня был жив, он никогда не узнал бы йогу в том, чем мы занимаемся...».
(Не совсем понятно, к кому и чему следует отнести эту фразу. Либо, к тому, чем занимается сам Биреа, либо ко ВСЕМ занимающимся йогой сегодня. (В том числе и к автору рассматриваемой статьи, а также к автору данных комментариев.) Однако, я бы осмелился :D отнести сказанное к «проблемам» самого Биреа.)
Поскольку начали, наконец, проясняться (может, вернее было бы сказать «проявляться»?) реальные последствия занятий так называемой «йогической динамикой» и «авторскими стилями», люди начинают более критично относиться к ним, что, безусловно, радует. В данной главе речь пойдет об «устаревшей» [как модно сейчас заявлять] традиционной йоге (Освоили бы вначале, а потом – болтали.), на изучение которой мною потрачена масса сил и времени. Несмотря на три опубликованных ранее книги [последняя относительно удачна] (Это как понимать? Последняя несколько неудачна или же, первые были не слишком удачны, а последняя, все-таки удачнее? Возможно двоякое толкование), постоянно ощущается потребность изложить центральные моменты технологии возможно компактнее и с максимальной доход-чивостью.
Цель этой главы – опираясь всего лишь на одну из Сутр [46,II], путем последовательных выводов, основанных на личном опыте, показать, что именно стоит за текстом Патанджали, и какие могут быть получены результаты от практики йоги в ключе рекомендаций первоисточника.
Итак, два варианта перевода этой Сутры и один комментарий:
- «При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном асана достигается» [«Классиче-ская йога», 1992, с. 143]. (Ссылки в замечаниях будут на данное издание)
- «В асане должно быть совершенное расслабление [это, во-первых]. Во-вторых, ум должен быть сконцентрирован на Ананте. Слово Ананта означает бесконечность» [«Йога-сутра Патнаджали», Минск, 2006, с. 216]. (К сожалению, под руками нет данного издания, поэтому нет возможности оценить компетентность перевода)
- «…Человек, практикующий в соответствии с наставлением эту специфическую позу, должен сделать усилие, суть которого – в снятии естественного напряжения» [«Таттва вайшаради», II, 47, с. 113].
- Ясно, что снятие такого напряжения может привести только к расслаблению, и ни к чему другому.
(Не согласен. Наиболее естественным состоянием, после снятия напряжения (естественного на начальном этапе освоения), будет состояние «ненапряжения». Или «бдительной, расслабленной собранности». В отли-чие от состояния тотальной физической расслабленности, в данном состоянии - не напряжено то, что не требуется, и поддерживается в нужном тонусе, то, что требуется. Имеется ввиду и мышцы и «внимание». Любая поза человека подразумевает определенный тонус отдельных групп мышц. Тем более, невозможно (вероятно, кроме шавасаны ) выполнение асан без напряжения (или сохранения тонуса) отдельных групп мышц. Собственно, автор далее об этом и сам говорит.
Кроме того, не совсем понятно, что понимается под «расслаблением»? Расслабление умственное или физическое?
Например, нет оснований полагать, что должно присутствовать и полное умственное расслабление. По-скольку, концентрация и сосредоточение – умственным расслаблением не являются. Однако, посмотрим, какие выводы сделает автор далее.)

Что в данном случае подразумевается под «усилием», и каким оно может быть?
Очевидно, здесь идет речь об отказе в асанах от обычных стереотипов поведения – старания сделать позу лучше, как на «картинке», от старания вообще.
(На мой взгляд, следует разграничивать отношение к результату (возможно, т.н. «зацикленность» на результате) и, отстраненного старания сделать асану на своем пределе (разумеется, с учетом всех ограничивающих факторов. То есть, это не предельно-возможное напряжение, а скорее, предельно-допустимое).
«Старание вообще» - необходимый элемент ответственного отношения к ЛЮБЫМ видам деятельности. Можно говорить об отсутствии заинтересованности в достижении внешней формы асаны («как на картинке»), однако старание сделать лучше, будучи не заинтересованным в результате – это необходимо. На последующих «уровнях понимания», такое выполнение и отношение переходит в практикование принципа Ишварапранидхана. В противном случае, никуда и ни к чему не стремящийся человек впадает в инертность (Тамас)

Отсюда ясно, что исполнитель любой асаны должен пребывать в полной [насколько позволяет форма] мышечной релаксации.
(«насколько позволяет форма» - правильная оговорка. Согласен.)
У Д. Эберта находим: «Обучение асане представляет собой совершенствование сенсомоторной регуля-ции, так что снижение мышечной активности будет отражением роста мастерства…» или «Основ-ное требование для всех асан сформулировано в «Йога-сутре»: неподвижность и удобство. Это озна-чает, что каждая поза должна поддерживаться с минимальной затратой сил…» [«Физиологические аспекты йоги», с. 42, 47]. (Нет возражений. Подтверждает сказанное в предыдущем замечании. )- Если со снятием напряжения понятно, что тогда такое сосредоточение на бесконечном? Сконцентри-роваться на всем сразу, то есть ни на чем конкретно, означает полностью рассредоточить ум, сделать его беспредметным и пустым.
(Вначале все правильно: «сконцентрироваться…», однако потом расшифровка того, как это следует понимать, на мой взгляд, несколько неверна. «Беспредметным и пустым» - да. Однако, это не означает «рассредоточение». Пустота от предметов и мыслей не подразумевает отсутствие концентрации. Это разные уровни состояний. Высшая форма сосредоточения – Нируддха вообще подразумевает безобъектное сосредоточение.
Кроме того, поскольку глава вторая ЙС описывает вспомогательные средства йоги (асаны – одно из этих средств), позволяющие достичь состояния сосредоточения (чему посвящена первая глава ЙС ), то достигать сосредоточения, пытаясь рассредоточиться – несколько… не сочетаемо.
Вспомним, какие ступени состояния сознания описаны в ЙС. Это: блуждающее, тупое, произвольно направленное, собранное в точку, остановленное. ЙС.1992г. 1.1. с.86
И поясняющий комментарий: «Mudha (букв. «ослепленное», «пребывающее замешательстве, недоумении») Этот уровень, когда преобладает инерционный компонент (tamas), - сновидное состояние сознания,…Такое сознание, как бы направлено на все объекты одновременно, и хотя, направленность эта может быть устойчивой, в ней отсутствует способность различения» ЙС.1992г. с. 203
Теперь с психологической точки зрения. Известно, что человек одновременно способен удерживать внимание на ограниченном количестве объектов. Максимально 5-9. Какая тут может быть концентрация «на всем сразу»? Разве, что путем постоянной смены этих девяти объектов. Однако, в этом случае, мы приходим к «рассеянному» и «разбросанному» состоянию – т.н. Викшипта (см. там же с. .203). Любое из этих состояний не является целью йоги.
Далее, если мы придем к выводу, что автор подразумевал понятие и состояние т.н. «деконцентрации», то в этом случае, внимание, уделяемое асанам, равнозначно вниманию, уделяемому, например шуму от лифта в парадной. Насколько данное состояние соотносится с правильностью «настроя» при занятиях, сказать сложно.
И еще один аспект. На мой взгляд, сосредотачиваться «на бесконечном» можно как «вовне», что подразумевает автор, так и «вглубь», то есть «уходя в бесконечность внутреннего мира»)

То есть прийти к молчанию ума, временному [на период тренировки] отсутствию мыслей [процесса мышления]. (относительно цели возражений нет)- «Асана есть неподвижная и удобная поза» [ЙС, II, 46].
- «По существу, всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гуны рад-жас, а потому должно быть статичным, а не динамичным» [«Книга о Бхишме», 1963, с. 201].
(Вероятно, по умолчанию предполагается, что гуна тамас уже полностью подавлена? Иначе, раджас мы стараемся подавить путем же культивирования тамаса.
«Саттва,…будучи смешанной с двумя другими модальностями, раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам». ЙС.1.2. с.87)

- Исходя из всего вышесказанного выполнение асан йоги в ее классическом варианте сводится к при-нятию телом определенной формы, но при этом:
- создаются условия для максимальной мышечной релаксации; (Не согласен. Не условия создаются, а формируется устремленность к этому. Поскольку условия для максимальной релаксации – это теплая ванна, например. О «релаксации» уже комментировал.)
- а также для прекращения обычного мыслительного процесса [типовой ментальной активности];
Соблюдение данных установок на практике означает следующее:
- асаны выполняются с такой интенсивностью физической работы, которая не должна явно воспри-ниматься сознанием. Только если напряжение [усилие] и/или форма никак не напоминают о себе, ум может стать пустым. Ощущения [напряжения] от формы или противодействия силе тяжести остаются латентными [скрытыми] на протяжении оптимального времени выдержки. Как только оно заканчива-ется, ощущение либо усилие «проступает» в восприятии, сигнализируя о том, что пора выходить из позы.
( На мой взгляд, работу следует проводить именно с сознанием, а не создавать ему (сознанию) предельно комфортные условия, предполагая, что отсутствие помех и внешних раздражителей приведет к устойчивому сосредоточению. Для того и существует (описана, предусмотрена и тд) ступень Пратьяхара, на которой ор-ганы чувств отвлекаются от объектов.
Асаны – только одна, составляющая часть из восьми средств осуществления йоги (см. 2.29 с. 136)
Ни одно из этих средств в отдельности не может привести к желаемому результату. Соответственно и прак-тиковать их следует в комплексе. Например, контроль над дыханием при асанах – уже ни у кого, возраже-ний не вызывает. Однако есть еще т.н. «соблюдение религиозных предписаний» (2.32). Где сказано, что под-вижничество – это терпеливое перенесение крайностей – голода и жажды, холода и зноя, стояния и сидения в неподвижности….Терпеливое.
Если мы полагаем верным распространение принципа Ахимсы на все аспекты деятельности адепта, то по-чему мы отбрасываем необходимость подвижничества при выполнении асан? «Не может осуществить йогу тот, кто не предается подвижничеству». (ЙС. 2.1. с. 112)
К примеру, как занимающийся, не обученный терпеливо сидеть в неподвижности, сможет осваивать, на-пример, созерцание? То почесаться захочется, то спинка заболит и так далее.
Асаны не являются каким-то исключительным средством, для освоения которого следует искусственно соз-давать тепличные условия. А неподвижность и удобство позы достигается в результате практики. Прилагая усилия для «снятия естественного напряжения». Но никак не сразу после начала занятий.)

- разнообразие асан имеет значение только для проработки мышечной системы и суставно-связочного аппарата в условиях социальной гиподинамии, для необходимого полезного воздействия на органы и системы организма;
(Почему употреблено «только»? А, для чего, тогда не имеет значения?
Кроме того, разве полезное воздействие на органы и укрепление СС аппарата – не достойная цель для того, чтобы вводить разнообразные асаны?)

- оно полезно также для получения устойчивого молчания ума, невзирая на смену поз; (Да)
(Двумя последними фразами, автор, обосновал необходимость выполнения именно разнообразных асан. Согласен.
Следует добавить, что разносторонняя проработка мышечной системы и СС аппарата необходима с целью последующего наилучшего принятия предусмотренных положений тела. Более простые упражнения готовят к выполнению более сложных. Научившись «расслабляться» в простых, учишься расслабляться в более сложных, и так далее. Ведь, в начале занятий для многих людей никакое упражнение не возможно выполнить правильно и с должным расслаблением. В последствии – это просто. То же самое и при освоении т.н. «сложных» упражнений.)

- Если мышление теряет обычную активность вследствие грамотной [традиционной, статической] практики асан, то:
- любая асана выполняется без обдумывания, анализа, коррекции – просто так, как позволяет физическая готовность; (без анализа – да, однако я не согласен, что возможно что- либо делать без коррекции. Она может быть либо осознанной, либо неосознанной, но присутствовать. Кроме того, есть третий вариант, который можно сформулировать как «бесконтрольный контроль».)
- она выполняется также без заметных [ярких] ощущений, которые неизбежно нарушают ментальный покой;
- отсутствие ощущений показывает, что возможности тела по принятию и сохранению формы не пре-вышены [ежедневно мы выполняем большое количество полезной работы, и тело при этом никак не напоминает о себе]; (не напоминает только после того, как эта работа станет привычной и легкой. Психика и тело адаптируется к работе.
Первые шаги были трудны, первая езда на автомобиле вызывает значительное психическое напряжение. Если бы мы не преодолевали трудности, то не научились бы даже ходить. Затем организм адаптировался. То же самое происходит при освоении асан).
- отсутствие ощущений показывает, что практика идет в режиме соблюдения ахимсы, это отвечает требованию ямы и гарантирует травмобезопасность;
(На мой взгляд, автору следовало бы внимательнее пересмотреть те фразы, где говориться об «ощущениях» и, по возможности, уточнить для читающих, идет ли речь об отсутствии ощущений вообще или же име-ется ввиду отсутствие только «заметных [ярких] ощущений».)
- отсутствие ощущений говорит о том, что на время выдержки [до их появления] принятая телом форма является оптимальной, а воздействие ее – полезным;
- мастерство освоения асаны показывает минимизация не только количества мышц, задействованных в ней, но и степени [величины] их работы; (Да)
- следовательно, полезное время выдержки позы длится от момента замирания в неподвижности, до появления каких-либо ощущений [все равно – где]; (Какие-либо ощущения в теле все равно присутствуют.)
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

ПРАКТИКА В РУСЛЕ СУТР ПАТАНДЖАЛИ. Замечания и комментарии. 2

Сообщение Ganesh »

- если в исполнении позы каким-то образом задействовано мышление – она не является асаной! Это относится к новичкам, пока их практика не станет стереотипной;
- если посредством выполнения асан мышление перестает функционировать в обычном режиме, только такая практика является йогой в ее первозданном смысле, описанном Сутрами;
(Допущено понятИйное противоречие. (Это не «придирки» к словам.)
Рассмотрим две вышеприведенные фразы вместе.
Первый этап – отключение мышления, и следовательно, выполнение не просто упражнений, а асан.
Второй этап – прекращение ф-я мышления в обычном режиме, в результате практики асан.

Вначале, не задействуя (то есть отключив) мышление, следует выполнить то, что является асаной.
То есть, после чего есть вероятность того, что мышление (уже отключенное) перестанет функционировать в обычном режиме. То есть, начнет в не обычном
Зачем мышлению опять начинать функционировать (пусть даже в не обычном режиме), если «йога есть прекращение деятельности сознания»? ( ЙС.1.2.) )

- запомнив вид позы на картинке либо в исполнении инструктора, я выполняю ее настолько близко к образцу, насколько сегодня позволяет тело, ни к чему сознательно не стремясь! (Нет возражений)
Обычно в поведенческий стереотип взрослого человека жестко встроено наличие цели любого осоз-нанного физического действия.
В йоге все не так: асана не имеет цели и адреса во внешнем мире, она выполняется так, как сегодня позволяет тело – и все;
- я остаюсь в ней до тех пор, пока сохраняется относительное физическое удобство, неподвижность и тишина в теле [отсутствие ощущений, дрожи, тепла и т.д.]. («относительное физическое удобство». Согласен.)
- таким образом, главный результат, который я должен получить непосредственно в практике асан – это отсутствие какого-либо заметного текущего результата [в обычном его понимании]. Нет боли, по-та, каких-либо новых или непривычных ощущений.
Йога – это процесс неспешной смены положений [форм] тела, которые оно никогда не принимает в повседневности [и, тем более, в них не находится],
(почему утверждается, что никогда? Для многих людей положения тела в повседневности соответствуют отдельным асанам. Например, сидение скрестив ноги в разных вариантах, особенно у детей. Да и шавасану сюда же можно отнести.
Прежде всего, «Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях» (ЙС 1.1. с. 86) , а положения тела – вспомогательное средство.)

они выдерживаются в определенном состоянии ума. Именно в это время происходит полезное воз-действие асаны, столь же неощутимое, как пищеварение либо ток крови в теле. (Нет возражений)
- следовательно, волевое, целенаправленное и быстрое чередование каких-либо положений [форм] тела йогой не является; (Быстрое – возможно и не является. Но, все-таки, йогой или асаной? И, разве асаны не чередуются при занятиии в результате целенаправленного и волевого действия или усилия?)
- для каждого человека асана – это форма [положение, поза], доступная свободному воспроизведению именно его телом! (При наличии предусмотренного усилия. Хотя бы психического, для снятия напряжения)
Пусть мы видим на картинке (фото, видео и т. д.) красивую йогическую позу, но является ли она аса-ной? Не факт, поскольку неизвестно, в каком состоянии сознания на момент съемки пребывал ис-полнитель, и какие ощущения были на этот момент в его теле. (Отчасти, согласен. Однако, мы также не можем знать в каком состоянии сознания находятся ВСЕ занимающиеся во время занятий. У них на лбу не написано, делают ли они асану или же только ее внешнюю форму. Кто из них мыслит, а кто уже нет. Опре-деление этого по неподвижности положения, замедленности дыхания и тд.- не достаточно объективные критерии. Тем более, в контексте предлагаемых рассматриваемой статьей ограничений по мышлению.
Разумеется, в реальности, с опытом, достаточно определенно видно, кто из занимающихся лучше контролирует мышление, а кто меньше. Но это уже вне ограничений, поставленных автором.
Кроме того, на мой взгляд, требовать от демонстратора, чтобы во время съемки (если уж так формально) он находился в соответствующем отключенном режиме – совершенно чрезмерно. Поскольку обычное время фиксации осуществить не имеется возможности. Ускоренный режим и различная сочетаемость поз, (с уче-том требований фотосъемки) совершенно не способствуют предусмотренному состоянию.)

- в традиционной йоге работает не столько форма [и, тем более, ее сложность], как время выдержки. Даже если поза выглядит абсолютно простой, это вовсе не означает отсутствия в ней работы (нагрузки)! (Никаких возражений)
Попробуйте встать прямо, поднять прямую в локте руку, вытянув ее вперед, на уровне плеча, и так ос-таться. И очень скоро станет ясно, как работает время и какую нагрузку можно получить даже от со-вершенно элементарной формы.
- высокая сложность асан оправдана лишь в том случае, когда исполнителю их она не составляет тру-да и позволяет сохранить полную релаксацию; (Здесь, следовало бы уточнить, что понимается под «пол-ной релаксацией» при выполнении т.н. «силовых» асан.)
- сложные позы целесообразно осваивать и выполнять только гипермобильным от природы людям, тем, у кого уровень гибкости средний, такая сложность противопоказана, а стремление к ней – раз-рушительно для здоровья. (Осваивать сразу сложные – действительно малопродуктивно и небезопас-но.Сложные позы осваиваются через простые и после них. В частности, именно для этого и составляются комплексы.)
- йога – это выдержка определенных форм во времени, пассивная работа с весом тела и его частей, равнодействующими захватов, замковое (Падмасана, Гарудасана, и т.д.) перекрещивание конечностей и варьирование положения туловища относительно вектора силы тяжести;
(относительно понятия «йога» замечания уже были)
- собственную активность [инициативу] в йоге заменяет выдержка позы во времени и грамотное об-ращение с ее формой [отсутствие ощущений]!
- действует не сам человек [лично выполняя последовательность действий, ведущих к запланирован-ному результату], но сумма созданных, сведенных воедино и сохраняемых определенное время усло-вий; (В чем-то действует сам, в чем-то не сам. Человек сам, лично выполняет предусмотренную последова-тельность действий. И в этом его действие. В данном случае, следовало бы более развернуто пояснить, что мы понимаем под «результатом» в данном контексте. Если выполнение конкретных упражнений, то действует сам. Если достижение состояний, которые невозможно «пощупать» руками и для которых непонятно, что «напрягать». – то, автор прав.)
- только исполнение, отвечающее перечисленным выше критериям, вызывает полную мышечную и ментальную релаксацию, ими же сопровождаясь;
- когда новичок прошел первый этап адаптации физической, (есть ли смысл говорить о физической адаптации, если изначально определено, что не должно быть никаких ощущений? Либо же, все-таки имеется вви-ду не вообще отсутствие ощущений, а отсутствие неприятных, чрезмерно-болезненных ощущений?)
ему становится понятным, что:
- во время практики нужно не думать, а чувствовать! (На мой взгляд, правильнее было бы - «воспринимать»)Анализировать занятие асанами и пранаямой следует либо до, либо после;
- Определение: йога – это искусство косвенного управления параметрами [произвольных и непроиз-вольных] функций психосоматики путем создания в теле и сознании определенных условий;
(Опять определение. Неужели тоже… ревизионизм 8O :D Йоги сутры?.
Патанджали говорит о деятельности сознания. И вся ЙС разъясняет, как и что с сознанием надо делать.)

- прямым [волевым, произвольным] усилием согнуть тело так, как на картинке, либо отключить голову – невозможно. В противном случае у людей не было бы проблем;
(Каких проблем? С чем? Невозможности сгибания и отключения головы? Было бы понятнее, если бы фраза была более развернутой.
Согласно ЙС есть основные препятствия, которые делают сознание рассеянным. Это болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения сосредоточения, отсутствие стабильности (ЙС.1.30)
«Неведение является полем для следующих за ним аффектов…» (ЙС 2.4.) Именно в этом главная проблема.)

- пример: чтобы жить – нужно есть. Я зарабатываю деньги, покупаю еду, приношу ее домой, готовлю, накрываю стол, усаживаюсь, соответствующим столовым прибором беру пищу, кладу ее в рот, пере-жевываю и проглатываю. Все это – мои действия. Но что лично я могу сделать с этой едой дальше? Ничего, мои произвольные возможности [полномочия] исчерпаны. Дальше организм распорядится са-мостоятельно, без моей воли. Действия с едой продолжатся, но они уже будут не произвольными, но автоматическими. Целостный процесс состоит из двух частей: первую реализую я [действие мое], вторую – естественный ход вещей [естественное продолжение и развитие без меня]. Если б не было первой части, не состоялось бы и вторая. Потому в Древнем Китае события такого характера назвали действие не действием, у-вэй. Если я попытаюсь произвольно вмешаться в пищеварение, ничего хо-рошего не выйдет. Природные процессы как раз и характерны [при отсутствии функциональных рас-стройств] своим абсолютным совершенством, поскольку они являются плодами эволюции;
- на принципе у-вэй основана и традиционная йога. Я принимаю позу, выдерживая ее оптимальное время, а что и как происходит при этом в теле, его органах и системах – не моя печаль. В йоге, как и с едой: если она качественно применяется в потребном данному индивиду количестве, то и результат замечательный, бодры и веселы, мы живем дальше. Но живем не просто, а гораздо лучше, чем когда йоги в нашей жизни не было.
- если же пытаться все от начала до конца выполнять в йоге лично, тогда эффект практики аналогичен таковому от рубки дров или любом ином виде обычной физической работы. (Про У-вэй возражений нет. Однако, дальнейшая аналогия, на мой взгляд, несколько не по теме. Например, при выполнении простых физических упражнений, я тоже только создаю условия для роста мышц, и увеличения выносливости. Сам процесс этого роста я не контролирую.)
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

ПРАКТИКА В РУСЛЕ СУТР ПАТАНДЖАЛИ. Замечания и комментарии.

Сообщение Ganesh »

- В процессе адаптации к практике йоги новичок осваивает первое устойчивое переключение внимания – на тело. Наиболее доступной областью зацепки внимания, как правило, бывают глаза. В асанах по возможности их следует закрывать, поскольку по зрительному каналу в мозг поступает большая часть информации извне, создающая помехи процессу успокоения. Когда мы смыкаем веки, в большинстве случаев глазные яблоки непроизвольно дрожат или двигаются. После некоторой тренировки их удается отпустить [первоначально делать это проще в Шавасане], и спонтанное движение замирает. Глаза сами по себе подворачиваются вверх либо вниз, находят удобное положение и пропадают из восприятия. В глазных орбитах появляется своеобразная тяжесть, иногда – тепло, и внимание удобно держится на этой области. Как только в сознании мелькнет какая-то мысль [образ, фраза, понятие] – глаза норовят вернуться в привычное для бодрствования положение, напрягаются, вздрагивают. Если какое-то время удается сохранять их расслабленными [отпущенными] – процесс мышления начинает тормозиться. Конечно не у всех, порой стоит человеку только обратить внимание на закрытые глаза и попытаться что-то с ними сделать – возникает и усиливается неприятное нервное напряжение. Для людей такого склада нужно искать иной способ воздействия на ментальные процессы, пробуя разные участки тела. Рано или поздно отыщется место, на котором внимание «залипает» само по себе, другое дело, что случится это не сразу. Это часто бывает переносица, точка между бровями (бхрумадхья), кожа лба, ла-дони, отдельные участки лица. Если у невротиков тело «отрезано» от восприятия [либо, напротив - восприятие забито хаотичными импульсами от разбалансированной вегетатики], можно привязать внимание к ритмичным дыхательным движениям живота или грудной клетки, либо к току воздуха в ноздрях [при этом получается нечто вроде випассаны]. Нередко начинающий находит со временем собственные уникальные точки закрепления внимания в теле. Никогда не следует пытаться наблюдать сердечный ритм, это всегда чревато негативными последствиями.
- когда ум [восприятие, внимание] занят только телом – нет места для посторонних мыслей;
- усиливается сенсибилизация – утончается восприятие тела и его отдельных участков, четче становит-ся отслеживание возникающих ощущений;
- но в них нельзя погружаться вниманием слишком глубоко и детально, это уводит от искомого молча-ния ума;
- когда мышечная релаксация в асанах освоена, тело не делает лишнего, и в пределах допустимой вре-менной выдержки ощущения более не возникают [идет речь об адаптации такого качества, когда прак-тикующий больше не «лезет» в ощущения, давя на форму].
- когда это воспроизводится в каждом занятии, восприятие [внимание] переключается вторично – те-перь оно начинает воспринимать автономную продукцию сознания;
- тогда становится ясно, чем именно заполнен ум, и в каком виде;
- человек узнает, какова его ведущая репрезентативная система;
- репрезентация показывает способ организации личного опыта субъекта в его восприятии и привыч-ный способ описания мира. Этот опыт может быть представлен в ощущениях [кинестезия], образах [визуальная система], звуках [аудиальная], как набор знаний [рациональная или дигитальная система], посредством запаха и вкуса [бывает редко], либо всеми видами сразу [синестезия], что бывает еще ре-же. Присущее индивиду описание мира находит свое отражение в тех словах [предикатах], которые он использует при общении, в мимике и жестах. Люди, так или иначе, услышат и поймут друг друга вне зависимости от предикатов, но описание в терминах ведущей репрезентации собеседника будет для него гораздо более понятным, эмоциональным и значимым.
Для получения ментальной тишины (ЧВН), нужно затормозить ментальные процессы;
(По всему, сказанному выше возражений, в целом нет. Про обоснованность употребления термина ЧВН как ментальной тишины, пока анализировать не буду.)
- чтобы уйти от произвольного мышления, следует:
- не трогать воспоминаний;
- не выстраивать логические цепочки;
- не делать умозаключений;
- опустить мысли на самотек;
- все перечисленное выше излишне, если удается постоянно возвращаться вниманием в тело;
Сегодня известны два базовых типа мышления, аналоговое и дигитальное. Аналоговое [согласно Г.Бэйтсону] более древний способ функционирования ЦНС. Оно мифологично, интуитивно, связано с бессознательным, инстинктами и вегетативными проявлениями, оперирует целостной картиной про-исходящего, хотя не вполне конкретной и размытой. Дигитальное же мышление гораздо более абст-рактно, основано на принципах формальной логики и принципиально отличает человека от прочих млекопитающих. Быть может логика древнеиндийской философской школы ньяя является одним из наивысших достижений такого способа мышления, хотя сознание индусов мифологично и, следова-тельно, больше тяготеет к модели аналоговой.
Известно, что эти способы работы ума [интеллекта] находятся в оппозиции, и абсолютное преоблада-ние одного из них делает поведение человека нежизнеспособным, но эта тема находится за рамками обсуждаемой.
При обоих типах мышления воспринятая информация поступает в мозг по всем пяти портам [если они сохранны], и уже затем, будучи отсортирована и допущена системным разумом в сознание, осознается каждым человеком в определенном, характерном именно для него виде:
1. Картинки - человек мыслит исключительно образами, ведущая репрезентация визуальная. Как правило, люди такого склада – представители аналогового мышления;
2. Картинки – ментальное пространство заполнено либо ожившим текстом, либо абстрактными геометрическими [графическими] флуктуациями - это мышление дигитальное.
3. Внутренний монолог либо диалог [аудиальная репрезентация] – мышление скорее аналоговое.
4. Музыка – мышление дигитальное либо аналоговое, репрезентация аудиальная.
5. Нет ни картинок, ни разговора – кинестезическая репрезентация [нередко люди такого склада - дигиталы, весьма успешны в точных науках].
6. Репрезентация смешанная, именно она и встречается в подавляющем большинстве случаев. Человек говорит при этом, что иногда думает картинками, а порой и проговаривает что-то про себя. Бывают и такие ментальные ситуации, когда речь и картинки представлены одновремен-но.
7. Раздваивающееся мышление – как правило, встречается редко. При этом в одной половине ментального «потока» садхака занимается йогой, в другой – с кем-то параллельно общается, что-то решает и т.д. В этом случае репрезентация может быть переменной вообще, но одинако-вой в обеих «частях» потока сознания. Если же она разная, это указывает на какое-то расстрой-ство психики. (Хотелось бы более развернутого пояснения. Что имеется ввиду, под ментальным потоком в одной половине? Либо то, что человек упражняется и параллельно что-либо обдумывает. Но такое совмещение не является благоприятным и правильным.
Либо, параллельно с внешне-обычной деятельностью, человек практикует мантры, либо образы и тп. Не совсем понятно, почему должно быть расстройство, если в уме – образ, а в окружающем мире – например, действия или диалог. Репрезентации, соответственно, внутренняя - дигитальная и внешняя ауди- или кинезе.
Причем, предусмотрено, что данная техника применяется далеко не начинающими, а людьми, у которых самоконтроль уже позволяет удержать психику от расстройств.)

Порой репрезентация весьма вариабельна, например, у пациентки Л. процесс вхождения в ментальную тишину был таким: в самом начале практики она «видела» на экране ума бегущую строку, содержани-ем ее были рабочие ситуации дня. Затем, по мере нарастания релаксации, строка исчезала и в уме на-чиналась болтовня, которая, в свою очередь, потом утихала, перед внутренним взором появлялись кар-тинки, и сознание начинало «плыть». Все это занимало около получаса.
- В любом случае и при любом виде ведущей репрезентации наступлению безмыслия предшествует стадия ментального хаоса. Поток образов становится сноподобным и бессвязным, содержание его по-сле выхода из асаны [либо паузы между позами] невозможно вспомнить. Внутренний диалог/монолог вырождается в смутную либо отдаленную болтовню. У кинестетиков могут возникнуть подергивания конечностей, непроизвольные движения туловища и/или мышц лица, в восприятии проступает «гул» работы отдельных мышц либо их групп, движение крови в теле.
- Полное [достоверное и однозначное] молчание ума возникает далеко не сразу. И отнюдь не у каж-дого адепта йоги, а только у определенной части кинестетиков и дигиталов. Если садхака «видит» и/или «слышит» свои мысли, то полной и окончательной тишины в сознании может и не наступить [хотя и не факт]. Как правило, спонтанная деятельность [«продукция»] ума отодвигается на задний план и как бы выцветает. Появляется не очень ясная, но четкая дистанция: ты – здесь – занимаешься йогой, отслеживая отсутствие ощущений в теле, улавливая сигналы к выходу из позы. А там, на «дне» сознания, как на экране выключенного TV что-то мелькает, говорит, вертится… Часть Я, практикую-щая йогу, наблюдает за этими фокусами отрешенно и безучастно, не втягиваясь и не пытаясь понять происходящее. Либо просто перестает их замечать;
- вообще молчание ума [ЧВН в его разных стадиях] не может наработаться быстро, его качество зави-сит от массы не прослеживаемых и не осознаваемых факторов и не сводится к общему знаменателю. У кого-то это действительно тишина и мрак, у других – звездное небо, свет, игра цветов, «кино», сны, погружение, провалы. По субъективным описаниям сознание оседает, размывается, плывет, угасает, теряет резкость, становится пунктирным, цепенеет, почти замирает.
- тем не менее, это «почти» присутствует всегда и означает третье переключение сознания – с какого-то момента оно становится однонаправленным [экаграта].
Как влияет достижение ментальной пустоты [первоначальной стадии ЧВН] на тело? (Ранее было определено, что ЧВН – это «ментальная тишина». Это разные состояния?)
- При обычном тонусе и загруженности ума материалом повседневности непрерывному потоку мыслей отвечает беспрерывная игра скелетных мышц [независимо от того, перемещается тело в пространстве, или нет]; (Да)
- общее напряжение в мышцах зависит не только от действия, выполняемого телом [в момент оконча-ния движения это напряжение значительно уменьшается либо почти исчезает], но и от эмоционального состояния, текущих воспоминаний, количества и качества вытесненного в подсознание травматическо-го «материала»; (Да)
- при наступлении глубокой мышечной релаксации в теле проступают незаметные ранее блоки хро-нических напряжений, постоянные, не исчезающие даже во сне, они всегда сопутствуют невротикам, субъектам с осложненным детством, длительно перегруженным и т.д.
- Каждому такому блоку соответствует индивидуальный «рисунок» напряжений, но, как правило, на-бор их у каждого человека ограничен и устойчив;
- нередко в местах пересечения [накладки] силовых линий этих рисунков возникают стойкие очаги [области, точки] боли, не имеющей видимых причин;
- по мере успокоения ума в асанах с телом начинают происходить любопытные вещи;
- как только сознание теряет «резкость» [начинается ментальная релаксация], тело тут же отвечает спонтанным движением [изменением] формы к пределу гибкости; (Да)
- если в стакан насыпать кусковой лед, то вода в таком состоянии не заполняет емкость целиком;
- пока сознание не потеряет обычный тонус - в мышечной массе не может полностью «растаять» при-вычная контрактура – блоки [«рисунки», паттерны] психофизического напряжения; (Да)- как ответ на изотропность бодрствующего сознания возникает изотропность тела – оно без каких-либо специальных [волевых] усилий идеально «заполняет» [принимает] доступную на текущий момент форму в ее абсолютном пределе; (Да)
- до него не добраться никакими личными стараниями, а если это и возможно, то лишь на краткие мгновения и с высокой вероятностью травм [при постоянном применении силового подхода такая ве-роятность – 100%]. Наиболее дикие «современные стили йоги» для того чтобы максимально согнуться предварительно подвергают организм мощной динамической нагрузке, задержкам дыхания с бандха-ми, пребыванием в парной. Понятно, это не способствует здоровью и сохранности тела, тем более - молчанию ума. (Согласен)
- ежедневное прикосновение к пределу формы таким образом [в состоянии ЧВН] приводит к тому, что наличная граница гибкости [предела формы] постепенно смещается в сторону увеличения, достигая в какой-то момент предельных [на сегодня для данного субъекта] значений; (Правильно отмечено: «на сегодня». Но на завтра она может стать большей. И то, что казалось недостижимым, может быть спокойно выполнено.)
- при качественной практике эта гибкость сохраняется долгие годы, продлевая физическую молодость;
- таким образом, Хатха-йога замедляет темп прироста системной энтропии, являясь замедлителем лич-ного биологического времени:
- следствием практики асан в состоянии сознания, близком [приближающемся] к ЧВН, является спон-танное очищение и восстановление психосоматики;
- процесс восстановления запускает строго определенная размерность нагрузки, а для традиционной йоги характерны только слабые и умеренные воздействия; (Да)
- слабые воздействия [раздражители] вызывают резонансный эффект, соотносимый с эффектом гомео-патии и акупунктуры. Для людей ослабленных, пришедших в йогу с целью избавления от функцио-нальных расстройств, оптимальной является именно такая мягкая практика - великолепный алгоритм коррекции экстремальных состояний; (Нет возражений. Но из сказанного можно сделать вывод: для не ослабленных пригодна и более «интенсивная» практика.)
- кроме того, известно, что от степени нагрузки зависит качество обучаемости человека в любой сфе-ре деятельности; ( Как понимать сказанное? Это, что подтверждение необходимости обучения на допустимом максимуме, а не в расслабленном режиме?
Результативно и качественно, никогда, нигде, никого и ничему не могли обучать так, чтобы обучаемому было приятно, расслаблено и комфортно.)

- воздействуя на опорно-двигательный аппарат, топологию внутренних органов, кровообращение и движение лимфы практикующий с одной стороны, неосознанно «давит» на ряд параметров гомеостаза [например – присущий уровень гибкости], с другой – дает системе возможность решить свои внутрен-ние проблемы;
- именно неподвижность и молчание ума, возникающее как в асанах, так и промежутках между ними, являются исходными условиями для запуска спонтанного системного восстановления!
- после утреннего пробуждения сознание включается, и на протяжении всего времени бодрствования [вплоть до отхода ко сну] мозг [ум, интеллект] просчитывает, а тело выполняет действия, необходимые для достижения множества целей. Субъект находится под давлением внешних обстоятельств, тре-бующих его участия и непрерывного реагирования. Во время досуга человек поглощен, как правило, реализацией собственных интересов и желаний;
- в повседневности бодрствующее сознание постоянно втянуто в процесс взаимодействия со внешним миром и никогда не бывает пустым;
- такая пустотность [молчание ума] возникает только в процессе выполнения асан на условиях, пред-писанных Сутрой сорок шестой, главы II; (Да, но не обязательно в трактовке данной статьи)

________________

По дальнейшему тексту есть некоторые несущественные замечания, поэтому приводить не буду. На этом выкладывание завершим.
Если модераторы сочтут, что занято много места, то разумеется могут все удалить.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ganesh, спасибо за проделанную работу.
Однако Во множестве мест комментария Вы ничего не прибавляете и не опровергаете, но высказываете только свое мнение. Насчет "да" - это вообще не интересно. Однако и несогласие должно быть аргументировано. Если, скажем, тебе говорят: - Да, ты построил хорооший дом, но немного не то место, его нужно сдвинуть на пять сантиметров вправо... - это непродуктивный комментарий.
Мнений может быть сколько угодно, теоретически - каждый может высказаться по теме, и чем одна субъективность лучше другой?
Я тоже, конечно, субъективен, но моя субъективность ослаблена десятилетиями личного пребывания в йоге. Чем больше человек имеет осознанного опыта в чем-либо, тем больше он приближается в своих умозаключениях и выводах к инварианту - истине.
Если не понятно либо не нравится, КАК выражены мои мысли в виде текста - это не аргумент, поскольку неясность возникает именно у Вас, другим же может быть вполне ясно. Вы бы сказали вот так - но Вы - это Вы, а я - это я.
Ну, короче говоря, по мне - оппонирование получилось сумбурное, больше упирающее на то, что оппоненту не нравится форма высказываемого, нежели его сущность.
Последний раз редактировалось Виктор 27 ноя 2007, 12:21, всего редактировалось 1 раз.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Ganesh, почитайте Бахтиярова О.Г. насчёт деконцентрации.
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/bahtijarov2.html
Возможно кое-что станет понятнее, а то вы конкретно блукаете в терминах "концентрация", "сосредоточение", "расслабление", "ментальная тишина"
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

Что-то мои посты стали за последние дни успешно исчезать. После размещения. С чего бы это? :roll:
Ну да ладно. Хорошо, что пока не забанили. :D
Вы хоть предупредите.

Если модераторы не возражают, я все-таки попробую восстановить мои ответы и дополнения к комментариям.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Восстанавливайте!
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

Спасибо!
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

atry писал(а):Ganesh, почитайте Бахтиярова О.Г. насчёт деконцентрации.
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/bahtijarov2.html
Возможно кое-что станет понятнее, а то вы конкретно блукаете в терминах "концентрация", "сосредоточение", "расслабление", "ментальная тишина"
А3

Не могли бы Вы более конкретно указать, где в своих замечаниях я неправильно употребил или истолковал перечисленные Вами термины (в контексте комментируемой статьи).

Также, если возможно, подскажите ссылку на сутры, разъясняющую эти понятия.

Кстати, а к какому типу ДКВ, Вы относите описанные в статье состояния? Плоскостному или объемному? И как это соотносится с ЙС?

Я был бы очень признателен, если бы смог получить подробный, разъясняющий ответ. Надеюсь, что Вам, как человеку, который свободно ориентируется в таких вопросах, это не составит никаких сложностей.
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

Виктор,
Однако и несогласие должно быть аргументировано.
Несогласие старался аргументировать. Даже со ссылками.
Поскольку, был слишком тактичен и доброжелателен то аргументация могла быть незамечена.
Я тоже, конечно, субъективен, но моя субъективность ослаблена десятилетиями личного пребывания в йоге.
Не оспариваю. Иначе, даже по Вашему предложению, замечания бы не писал.
Чем больше человек имеет осознанного опыта в чем-либо, тем больше он приближается в своих умозаключениях и выводах к инварианту - истине.
Вы правы, делая это обобщающее умозаключение. Но я бы еще добавил необходимость соответствующего теоретического обоснования для адекватности умозаключений.
Если не понятно либо не нравится, КАК выражены мои мысли в виде текста - это не аргумент, поскольку неясность возникает именно у Вас, другим же может быть вполне ясно.
Поскольку замечания мои, то я и высказал свои пожелания относительно точности формулировок. А, чего Вы ожидали, предлагая мне написать замечания?

Другим, действительно, может быть ясно…, а может и не очень.

Допускаю, что просто не особенно интересно обсуждать комментарии. Или тема сложна, или в «основной» статье уже все сказано… о практике йоги в русле сутр. :D
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

Прежде всего, хочу заранее поблагодарить всех, кто взял или возьмет на себя труд прочитать предложенную информацию, а также написал или напишет свои замечания, на мои замечания :D , со всеми их недостатками. Хотя, тема может для кого-то показаться слишком сложной или неактуальной, и замечания «заумными».

И все-таки, хотел бы попросить, более подробно разбирать именно «сущность» моих конкретных ошибок в замечаниях и, если возможно, указывать ссылки на первоисточники, опровергающие мое мнение.
Если невозможно сослаться на первоисточники - то хотя бы конкретно, по тексту замечаний к статье.
Было интересно услышать предметное, обоснованное мнение, а не только критику (пусть даже, возможно обоснованную) о несоответствии, сумбурности и «блукании».

Хотелось бы учесть все недоработки, перед тем, как что-либо еще комментировать. ( :D Например ЙИК).

PS. Виктор, Вы зря усматриваете нападки в моих сообщениях. Нам делить нечего. Как я уже говорил, я не в Москве. И пока туда не собираюсь.
Кроме того, к счастью, Ваши работы относятся к тем, которые достойны внимания (пусть даже они далеко не идеальны, на мой взгляд). Чего нельзя сказать о многих других авторах.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Какие нападки, что Вы!
На самом деле я надеялся услышать что-то такое, что подвигло бы переосмыслить основы концепции... А их Вы как раз и не коснулись.
Ну, что поделать, надежда умирает последней. :D
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

Виктор писал(а):
Какие нападки, что Вы!
Я рад, что Вы правильно поняли мою позицию. Надеюсь, что и в дальнейшем будет взаимопонимание.
На самом деле я надеялся услышать что-то такое, что подвигло бы переосмыслить основы концепции...
Неужели все так плохо? :D Зачем? Ну чем Вас уже не устраивает йога Патанджали? Даже если есть внутреннее неудовлетворение концепцией, не спешите искать повод ее менять. Йога Патанджали содержит такие глубины, которых многие, да и мы с Вами в обсуждениях еще не коснулись.
Так же не стоит в корне менять и Ваши взгляды на йогу. Как я уже неоднократно повторял, они во многом сходны и с моими. И это правильно. Иначе мы бы вообще не смогли найти общий язык.
А их Вы как раз и не коснулись.
Возможно, на основе постов некоторых "экстремалов", у Вас возникла установка, что все, кто хоть немного критикуют Вас, также против Йоги сутры. Это не так. Поверьте. Я не противник йоги Патанджали, да и Вам не противник. Перечитайте с чего начинались мои посты на эту тематику.
Ну, что поделать, надежда умирает последней. :D
Не надо надеятся, что кто-то даст повод переосмысливать основы концепции. Если уж возникло такое желание, то сами, возьмите и переосмыслите. Я попробую только подсказать. Если захотите. :D
Крючкотвор
Сообщения: 2409
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Крючкотвор »

Глядите, Ganesh: сначала Вы на протяжении трёх забитых под завязку сообщений играете в игру «да, да, нет, да» с таким апломбом, будто зажигаете луч света тёмном царстве, а затем расставляете силки на возможные ответные реакции. Мол, если не ответит на мои «разоблачения», значит, они верны, а если ответит, выходит, точат человека черви сомнения, что-то не ладно в его концепциях… В общем, "от всей души" предлагаете воспользоваться…
Изображение

При этом последние Ваши тексты пухнут от нехватки смысла как голодающее население Зимбабве.

На остановке стоит ожидающий автобуса. К нему подбегает второй и молвит:
- Да успокойтесь Вы!
- Я не…
- Что Вы так завелись!?
- Так ведь…
- Да прекратите, наконец!
- Э…
- Психопат!
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Лучше, конечно, не путать взаимоуважение с панибратством...
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Ganesh писал(а): Не надо надеятся, что кто-то даст повод переосмысливать основы концепции. Если уж возникло такое желание, то сами, возьмите и переосмыслите. Я попробую только подсказать. Если захотите. :D
Иногда люди настолько расслаблены, благодаря недоступности, что забывают чей это дом.... Там, где они сейчас.
Много полезного есть в архивах.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Ganesh писал(а): Ну чем Вас уже не устраивает йога Патанджали?
Ganesh, читайте ВНИМАТЕЛЬНО. Делая смысловое ударение на те слова, которые выделены:

1. Ну ЧЕМ Вас уже не устраивает йога Патанджали?
2. Ну чем ВАС уже не устраивает йога Патанджали?
3.Ну чем Вас УЖЕ не устраивает йога Патанджали?
4.Ну чем Вас уже НЕ УСТРАИВАЕТ йога Патанджали?
5.Ну чем Вас уже не устраивает ЙОГА Патанджали?
6. Ну чем Вас уже не устраивает ЙОГА ...?
7. Ну чем Вас уже не устраивает ЙОГА, тех учителей, которые таковыми не являются?

____________________________________________________________

Чтение текстов - неблагодарный труд. Без присутствия соответствующих НАВЫКОВ.
А именно - молчания собственного ума. Ум (абстрактный ум, сознание...) - губка. Если она не чистая, она ничего не сможет впитать.
Последний раз редактировалось Караван / Andreyk 29 ноя 2007, 11:19, всего редактировалось 1 раз.
Много полезного есть в архивах.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Ganesh, вы успели прочитать мой ответ? А то в результате переформатирования тем он благополучно исчез
Ganesh
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 19 июн 2007, 11:37
Откуда: Одесса, Украина
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Ganesh »

atry

Нет, не успел.
Ответить