Традиция тантры. Источники / Четыре вида йоги

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

ТАНТРА

Мне кажется, господа, что говоря здесь о Тантре каждый имеет ввиду какое-то своё о ней представление: от набора древних магических практик, верований и обрядов (в том виде, в котором её вообще никто не знает) до более-менее фиксированных вариаций Тантры, оформившихся после Патанджали, и до современных совдеповских и западных спекуляций, претендующих на традиционность—во всех возможных сочетаниях. Вспоминается притча о слепых, ощупавших слона. Пока мы не определимся со спектром обсуждаемого понятия, нет смысла продолжать эту дискуссию. ИМХО
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Mykola, странно мне видеть в Вашем постинге склонность к буквальному пониманию написанного. По-моему, то что пишет vab относится скорее не к Тантре и Кураеву, а к тому как мы (или кто-то еще) воспринимаем эти альтернативные подходы и как их следует и не следует воспринимать. Это в терминологии Бейтсона - мета-рассуждения о восприятии, то есть (если говорить очень упрощенно) рассуждения о тех предпосылках и мотивах, которые руководят нами при оценке того или иного течения и которые мы или пытаемся от себя скрыть или попросту не замечаем.

Буквальность вещь хорошая только в окончательных формулах, да и те как наверное знаете для приложения к практике нуждаются в интерпретации. А ограничивать мысль рамками - это копать себе (или течению) могилу. На мой взгляд в высказанном есть очень здравое зерно и продолжать дискуссию имеет смысл, независимо от того определимся мы что такое Тантра или нет, поскольку основной смысл - не в этом.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Основной смысл конечно не в этом, но говоря о таких туманных вещах как Тантра, неплохо бы для начала обозначить что мы имеем ввиду и какие источники признаём авторитетными. В идеале--не употреблять это слово как отдельностоящее, без сопутствующих определителей, которые уточняют его смысл в каждом конкретном случае.
Вот vab, к примеру, говорит о существовании четырёх разных тантр, уточняя потом, что он предпочитает говорить о Тантре по Ошо. Риспект! Вот так бы каждый обозначил своё понимание--и мы бы знали о чём здесь спорим уже 10 страниц. :)
Последний раз редактировалось Mykola 17 июл 2007, 14:12, всего редактировалось 1 раз.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Понимание у каждого свое и обозначает его каждый по-своему. Что очевидно не предполагает жесткой формы удобной кому-то одному.
Если бы для высказывания собственных мыслей требовалось постоянно на что-то ссылаться, я думаю человек давно перестал бы мыслить и остановился в развитии где-нибудь в дремучем средневековье.
Или без ссылки на источник Вы не в состоянии оценить качество мысли?
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Леня »

Павел писал(а): Или без ссылки на источник Вы не в состоянии оценить качество мысли?
А отказаться от мысли слабо?
Это и будет тантра.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Письмами махатм
Я читал. По сравнении с разоблаченной Изидой и впрямь написано более адекватно. И что самое интересное рисуется совершенно другая картина мира. Но в целом я как раз после писем Махатм и разочаровался в агни-йоге. Сидят этакие владыки Мира, владеющие тайными знаниями Атлантов в своей потусторонней Шамбале и решают вопросы типа не перерасходует ли полковник Олькотт бабло , выделенное ему на создание теософских обществ. Тьфу. :wink:

И ещё интересный момент. На протяжении всей книжки постоянно повторяется одна и та же идея. "Мы никакие не махатмы, ничего такого сверхественного не можем и не знаем, так чуть-чуть что-то умеем и что-то знаем, а сумасшедшая Блаватская весьма сильно преувеличивает наши возможности". Учитывая что книга написана той же самой Блаватской, мне сдаётся что эта книга своего рода уступка остаткам совести. Типа я много чего наврала
, но не всё.
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

таЖЖе

Сообщение Olexandr »

Все что о человеке - так это о том как "быть счастливым"
1. Классика - деньги, власть, секс.
2. Тем кто не достиг успеха в 1 - разные мозговые задрочки.
2А их либо используют в слепую
2Б "психотерапия"
Десять страниц о 2Б. Какой способ психотерапии лучше и эффективней снизит потребности нервной системы в самоуважении, уважении окружающих, сексе и еде.
Если я не прав буду рад замечаниям.
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

о том же

Сообщение Olexandr »

Все положительные эффекты йоги, той ради которой ходят в клубы и студии - суть ее побочные эффекты. Имеются ввиду здоровье, сила, гибкость ума и тела, "спокойный взгляд" на жизнь и на себя.
Где-то ТАМ на больших камнях, что ближе к небу, возможно играют с виртуальной реальностью. Ну, и что?
Или я ошибаюсь?
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Павел писал(а):Понимание у каждого свое и обозначает его каждый по-своему.
Отчего и получается, что подтема Тантры вылилась в марание семантического пространства.
Слово все используют одно и то же, а понятия вкладывают совершенно разные. Хорошая дискуссия получается.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Или без ссылки на источник Вы не в состоянии оценить качество мысли?
А в самом слове "тантра" мысли ещё никакой нет. И то что человек его употребил не означает что все окружающие сразу поняли что он этим хотел сказать. Ваб к тантре отнёс Ошо, хотя на мой взгляд Ошо это из того же разряда что и Карнеги, и прочие авторы бестселлеров типа "Как стать счастливым за 21 день".
независимо от того определимся мы что такое Тантра или нет, поскольку основной смысл - не в этом
может основной и не в этом, но неосновной точно в определении. :wink:
vssh
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 18 дек 2006, 11:20
Откуда: Москва

Сообщение vssh »

Цитата с Wiki:

Вторая теорема Гёделя о неполноте:

"Во всякой достаточно богатой непротиворечивой теории первого порядка (в частности, во всякой непротиворечивой теории, включающей формальную арифметику), формула, утверждающая непротиворечивость этой теории, не является выводимой в ней."

Иными словами, непротиворечивость достаточно богатой теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, более мощной формальной теории. Но тогда встаёт вопрос о непротиворечивости этой второй теории, и т. д.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Марание пространства, Ошо говорите? Боюсь всего навсего аналогии в которые тыкает носом vab оказываются слишком неудобны и их лучше упрятать подальше под предлогом несоответствия правилам и отсутствия четких критериев. Десять страниц марали, но десятая, да еще в таком ракурсе - это конечно перебор.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

ТАНТРАЯНА
(Агван Йондан Чжамцо)

Прежде всего отметим, что выражение «рГйуд-кйн Тхэг-па», представляющее точный тибетский перевод санскритского словосочетания «тантраяна», никогда не используется тибетцами: они именуют это направление другими названиями, приводимыми ниже.
Тантраяна, — Колесница Тантр, или Тантрическая Колесница, — неотъемлемая часть махаянской традиции буддизма, известна также и под названиями: Мантраяна (т. — снгагс-кйи тхэг-па); Гухйямантраяна (т. — гсанг-снгагс-кйи тхэг-па; Колесница Тайной Мантры); Ваджраяна (т. — рдордже тхэг-па; Алмазная Колесница, Громовая Колесница); Пхалаяна (т. — 'брас-бу'и тхэг-па; Результирующая Колесница). Одно из наиболее общих названий, которым пользуются тибетцы, говоря о тантараяне — гсанг-снгагс, или, сокращенно, снгагс (произносится как «аг»). Смысл этого словосочетания таков: гсанг —«тайна», т. е. практика этой уникальной системы наставлений хранится в тайне от тех, кто еще не посвящен ни в одну из систем тантры («не введен в мандал») и от тех, кто, хотя и получал посвящение, но пренебрег практикой и соблюдением заветов, обетов и правил поведения. Слово «снгагс» — перевод санскритского термина «мантра» (мана + тра). «Мана» означает «разум», «тра» — «защита», «спасение». Все слово на санскрите подразумевает, что разум того, кто следует этим путем, «спасен», или «защищен» от сопутствующих ему ментальных скверн и загрязнений (см. К.П.№ 3, с. 200).
Исходная позиция человека, стремящегося изучать и практиковать Тантраяну, — та же совокупность основных принципов, что и в Хинаяне, и в Махаяне, а именно — Бесповоротное Отречение и Бодхичитта. Иными словами, человек, избирающий Тантраяну и уже признавший принципиальную неудовлетворительность любых форм мирского существования, должен отринуть привязанность к нему и развивать дух полного отречения. Кроме того, он должен обладать тем сострадающим настроем сознания (Бодхичитта), в котором нет больше места своим эгоистическим желаниям, но в котором необратимо укоренилось стремление достичь Буддовостп с целью освободить всех существ из сансары. Поэтому вступающий в Тантраяну должен культивировать часть, если не все, тех основ, что слагают фундамент систем как Хинаяны, так и Махаяны, и глубоко усвоить этот материал. Только на основе такой подготовки он становится достойным кандидатом для тантрической практики. Затем такой человек, уже обладающий высоко развитыми указанными способностями разума, должен искать всесторонне квалифицированного тантрийского наставника, который может дать ему посвящение в один из мандалов (т. — дкйил-'кхор), представленный в одном из четырех классов тантр (см. ниже). После этого посвященный ученик действует в соответствии с теми заветами, обетами и правилами поведения, которые он обязался неукоснительно соблюдать в ходе церемонии посвящения. По прошествии определенного испытательного срока новичку могут быть даны и наставления к полной тантрийской медитации.
Медитация о Шуньяте, Бодхичитте и практика Шести Запредельноведущих Совершенств (с. — нарамита; т. — пхар-пхйин-друг) одинаковы как в Сутраяне, так и в Тантраяне. Однако, в тантрийской практике эта работа сопровождается специальным методом медитации, называемым на санскрите Дэвайога (т. — лха'и рнал-'бйор). Это — отождествление самости (эго) созерцателя с тем избранным медитативным божеством на квазифизических характеристиках которого сосредотачивается посвященный в ходе своей медитации; и это же божество — главенствующий персонаж, Владыка (т. — гцо-бо) мандала, в который был посвящен созерцатель. Каждый мандал имеет свое центральное медитативное божество, или, по тибетски, Йидам. В ходе своей медитации посвященный тантрик полностью отождествляет себя с йидамом своего мандала. Этот метод, призванный ускорить достижение посвященным Всецелого Пробуждения Буддовости, известен как Тантраяна. Действительное достижение Всецелого Пробуждения Буддовости предполагает реализацию в посвященном как духовных, так и физических характеристик Будды, а именно — Дхармакайи и Рупакайи. Основополагающей практикой, которая приводит к формированию Дхармакайи, является медитация, медитативное постижение «Пустотности» (с. — шуньята; т.— стонг-нйид). Результат такой медитации — искоренение всех форм верований в независимость и само—бытие любых явлений. Именно с того момента, когда разум созерцателя начинает непрестанно медитативно постигать Шуньяту, он закладывает основу для достижения в будущем Дхармакайи. Что касается достижения Рупакайи, то это зависит от степени развития всецело сосредоточенного внимания, с самого начала тантрийской медитации, на той форме Будды, которая представлена образом медитативного божества, йидама. Тело йидама, как объекта созерцания, с первого же мига начала медитации превращается в то тело, «формотело», которое сам созерцатель обретет в будущем, когда усилия и упражнения его медитации принесут плоды. В основном именно в практике обретения «формо-тела», из двух названных тел Будды, и обнаруживается различие между Сутраяной и Тантраяной.
Эта Колесница является более глубинной и быстрой как раз потому, что все тантрийские практики базируются на этом уникальном и специфическом методе медитативного самоотождествления. Только от вступающего в систему тантр зависит избрание любого из множества медитативных божеств, перечисленных в четырех классах тантр. Этот выбор, — какое конкретно божество будет объектом медитации,— определяется целиком предрасположенностью и склонностью самого посвящаемого человека, точнее говоря, его собственными кармическими тенденциями. Тело и разум, искаженные силами неведения и кармы, накопленных в течение множества кальп (эпох мироздания), должны быть дисциплинированы и очищены от всех скверн. Для достижения этого совершенно очищенного Тела Будды тантрик должен начать медитацию о своей собственной физической конституции, созерцаемой как Тело Будды в форме соответствующего Йидама. Обширный и глубокий процесс таких медитаций, посредством которых он обусловливает это преображение (тема столь всеобъемлющая, что исключает какое-либо осмысленное сокращенное изложение), слагают правильная активация и использование всей психической нервной системы тела тантрика. Поскольку скрытые в этой чрезвычайно сложной системе энергии столь мощны, то подобные тантрийские медитации спланированы для осуществления только посвященными и достаточно опытными учениками под строгим руководством всецело квалифицированного Ламы.
Нижеприводимых замечаний будет достаточно, чтобы дать общее представление о том, что собственно включает тантрийская практика. Ее уникальная особенность заключается в визуализации (созерцании) с самого начала практики медитации т. н. Четырех Всецелых Чистот (т. - йонгс-су даг-па бжи), как основных характеристик йидама. Это:
Всецелая Чистота Окружающей Обстановки (т. — гнас йонгс-су даг-па) - визуализация сверхчувственной обители (мандала) избранного йидама;
Всецелая Чистота Тела (т. - лус йонгс-су Даг-иа) — отождествление йогином - созерцателем своего тела с Пречистым Телом его Йидама;
3 Всецелая Чистота Принятия и Использования (т. - лонгс-спйод йонгс-су даг-па) - созерцание себя обладающим способностью принимать и использовать те объекты и молитвы, которые тебе благоговейно подносят;
4. Всецелая Чистота Деяний (т. - мдзад-па йонгс-су даг-па) - созерцание себя творящим внешние воплощения (манифестации) медитативного божества, а также и растворяющим эти воплощения; такие манифестации самого себя в облике Йидама создаются в окружающем мире с целью защитить благополучие всех живых существ, вести их к достижению Высшей Буддовости.
Дабы приучить свое сознание неукоснительно хранить образ избранного тантрийского божества, вновь посвященный использует изображение этого божества, помещаемое перед собой на алтаре. Оно и служит начальным объектом его медитации. Затем созерцатель начинает внимательно исследовать все характеристики изображения. Когда он уже достаточно преуспел в этом, объект медитации (т. е. изображение) убирают, так что не остается более никакого непосредственного физического звена между созерцателем и йидамом. Отныне медитация йогина опирается только на мысленное созерцание. Созидая ясную и исчерпывающую картину божества в своем разуме, йогин вырабатывает надежную и устойчивую аналитическую и сосредоточенную медитацию. Со временем созерцаемый образ избранного йи-дама во всех его деталях становится совершенно ясным для созерцателя. Это достижение сопровождается всецелым осознанием «пустотной» натуры объекта созерцания: то есть что созерцаемое - не некая самовозникшая сущность, но нечто, зависящее в своем бытии от явлений вне ее. Если эти два осознания йогина, - убеждающая живая ясность божества и одновременное осознавание его «пустотной» натуры, - одновременно возникают в сознании созерцателя, то он.развил уже силу различающего осознавания. Все, что он зрит, предстает в форме этого божества; все, что он слышит, звучит как мантра этого божества. Отныне йогина не введут в заблуждение мысли, будто бы явления обладают независимым самобытием. Напротив, он понимает «пустотную» натуру всего, и поэтому способен искусно содействовать освобождению всех тех живых существ, которые еще прикованы своими заблуждениями к колесу сансары.
На этом пути поток сознания йогина последовательно очищается. Его активно действующие делюзии, псевдосхемы мировидения, заблуждения и инстинктивные наклонности будут подсечены под самые корни, и созерцатель в конце концов достигнет высшего Уровня Буддовости. В тантрийской системе существует множество гневных и мирных божеств. Какое бы божество ни было избрано, будь оно в своем гневном или мирном аспекте, оно изображено с единственной целью — служить созерцателю в его трудах ради освобождения всех живых существ от мук сансары и в достижении ими Высшею Пробуждения.
Всю совокупность тантр принято разделять на четыре класса: крия Тантра (т. — бйа-ргйуд), Чарйя Тант-ра (т. — спйод-ргйуд), Йога Тантра (т. — рнал-'бйор ргйуд) и Ануттара йога Тантра (т. — рнал-'бйор бла-мэд ргйуд).
В традиции школы Нйинмапа принято деление на девять классов, носящих иные названия, однако, по существу и это деление совпадает с четырехчаст-ным общепринятым. Шакьямуни Будда проповедовал эти тантрийские учения, дабы удовлетворить просьбы искренне обращавшихся к Нему учеников, духовный и интеллектуальный уровни развития которых были различны. Из четырех классов тантр, последний — наиболее сокровенный. крия Тантра была проповедана тем ученикам Будды, которые уделяли больше внимания внешней деятельности, например, соблюдению физической чистоплотности, нежели внутренней активности в сфере сознания. Тем из учеников Будды, кто уделяет равное внимание и внешней, и внутренней деятельности, проповедуется Чарйя Тантра. Тем последователям, которые считали культивацию внутренней активности более важной, нежели внешней, Будда проповедовал йога Тантру. Тантрийские наставления к четвертому, или «Высшему» классу тантр были даны тем, кто почитал культивацию внутренней активности превыше всего прочего. А поскольку нет иной более высокой внутренней активности, чем эта, то четвертый класс и был назван буквально «Тантра Высшей Внутренней Активности». Этапы духовного прогресса в четырех классах тантр сходны с пятью Этапами Хинаяны и Махаяны. Однако, каждый из этих Этапов имеет присущие только ему уровни прогресса. Например, Этапу Накопления в системе Ануттара Йога Тантры соответствует Период Зарождения (т. — бскйед-рим), а Этапам Подготовки, Видения и Медитативного Развития — Период Завершения (т. — дзогс-рим). Оба названных Периода, в свою очередь, подразделяются на четыре фазы, которые слагаются десятью ступенями.
Зачем же необходима система тантр, когда и так есть другие пути достижения Высшей Цели?
Почему учения тантр всегда передаются и практикуются тайно? Для ответа на эти и подобные вопросы было предложено множество объяснений. Некоторые из них приводим ниже. Для ответа на первый вопрос надо принять во внимание часто цитируемые и общеизвестные среди последователей Тантраяны четыре примечательные особенности, которые отличают Колесницу Тайной Мантры от иных нетантрийских путей. Они суть следующие:
1. Отличительная особенность наличия ясной определенности (т. - ма-рмонгс-па'и кхйад-пар);
2. Отличительная особенность обладания многими методами (т. - тхабс манг-ба'и ' кхйад-пар);
3. Отличительная особенность отсутствия трудности (т. - дка'-ба мэд-па'н кхйад-пар);
4. Отличительная особенность необходимости более острых сил интеллекта (т. - дбанг-по рно-ба'и кхйад-пар).

Во-первых, Шакьямуни Будда в Своих проповедях и Сутраяны, и Тантраяны утверждал, что бодхисаттве для достижения Буддовости существенно необходимо практиковать Шесть Совершенств (с. — шат парамита). В Проповеди Сутраяны Будда рассказывал только о внешних действиях, посредством которых реализуются Шесть Совершенств, а потому такая практика трудна, и достижение Буддовости осуществляется в течении многих кальп. Путь к Пробуждению, указанный в нетантрийских системах Махаяны, очень долог: для достижения Буддовости потребуется множество воплощений. Однако, в Тантраяне Будда проповедовал также и специфические внутренние медитативные действия, посредством которых последователи Тантры одновременно, почти автоматически осуществляют все Шесть Парамит. На этом пути желанную цель можно достичь, и ее достигали, в течение одной жизни. Поэтому йогину, который самоотверженно жаждет увидеть всех существ освобожденными от мук как можно быстрее, который стремится достичь Буддовости, дабы уже с этого уровня содействовать страдающим, относительная краткость тантрийскопх пути могла бы оказать неоценимую помощь.Тантрийский путь, хотя и нелегкий, отличается своей ясностью и отточенностью.
Во-вторых, в тантрнйских наставлениях, проповеданных Шакьямуни Буддой, представлено обширное многообразие методов, которые подразделяются сообразно четырем классам тантр и соответствуют потребностям и возможностям человека любого типа. Именно по этой причине и говорится, что тантрийский путь отличается наличием множества методов.
В-третьих, в процессе тантрийской практики гораздо легче освободиться от клеш, поскольку тантрик использует те клеши, которые должны помочь ему освободиться от остальных клеш, особым избирательным образом. Это — подобно тому, как «клин клином вышибают», или тому, как жук-древоточец, родившись в стволе дерева, пожирает и уничтожает само это дерево. Будда проповедовал много различных практик сообразно количеству или серьезности тех клеш, которые проявляются у последователей Его тантрийского пути. Этим объясняется «отличительная особенность отсутствия трудностей». В-четвертых, методы, которыми должны пользоваться последователи Тантраяны, гораздо шире и предъявляют больше требований, чем методы Сутраяны. Отсюда следует, что те, кто идет более быстрым тантрийским путем к Буддовости, необходимо должны обладать и более острыми, отточенными интеллектуальными способностями. Причина, по которой тантрийские учения хранят в тайне от непосвященных и от тех, кто не питает искренней веры в них, заключается в том, что они требуют гораздо большей веры и гораздо больших усилий, чем на то способно большинство людей — без этих двух факторов результаты практики могут оказаться гибельными Для непосвященных. От посвященного йогина требуются длительные, поначалу физически утомительные, созерцания избранного божества-йидама, и напряженный непрестанный повтор соответствующих мантр, и непрерывное сосредоточение на философско-интуитивном осмыслении концепции «пустотности» и недвойственности, и символическое использование различных мудр, и многое другое. Посвященный, который правильно вершит тантрийский метод согласно всем требуемым предписаниям, обретает ни с чем не сравнимую заслугу и способность достичь Буддовость более быстро, чем последователи других путей. С другой стороны, если тантрийская практика исполняется неправильно, то и учитель, и ученик, образующие после акта посвящения своего рода тандем, накапливают лишь пороки. Прохождение тантрийского пути можно сравнить с положением змеи, оказавшейся в бамбуковом шесте: здесь только два выхода — один ведет вверх, к Буддовости, другой — вниз, к перерождению в низших формах бытия, как правило — в адах.

Йидам



Каждый из четырех классов тантр имеет специфические для него глубоко символические структурные схемы, своего рода «психо-космические» диаграммы, называемые Мандала (т. — дкйил-'кхор). В центре мандала — главное божество, в окружьи — от четырех до нескольких сотен божеств — спутников. Главное божество мандала именуют йидамом данной системы тантры. Для йогина, посвященного в данную систему, этот йидам становится главным объектом медитации. Сопровождающие йидама божества-помощники отличаются от Главы мандала только тем, что касается их формы и проявления, а по сути и по природе они — различные аспекты центрального божества.
Мандала — это диаграммное представление мифической внеземной идеальной обители йидама, это всего лишь символ, созданный в помощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того йидама, который стал объектом его медитации.
Детальные объяснения того, какими должны быть размеры мандала, его форма, вид, цвет и прочее, приводятся в специальных текстах (т. — тхиг-рца), посвященных соответствующим йидамам. Кроме того, для каждого случая имеется и другой тип текстов (т.— мнгон-ртогс), более сжато излагающих содержание и значение основного текста с целью облегчения их ритуального зачитывания и запоминания. К этим и исходным (т. н. «коренным») текстам существуют разнообразные, разъясняющие их смысл комментарии.
Помимо указанного выше «зримого» типа мандала существует и категория «незримых» мандала, которые слагаются в разуме созерцателя в процессе его медитации. В соответствии со способом изготовления выделяют три типа мандала: начертанные черно-белые или нарисованные красками на ткани (т. — рас-брис-кйи дкйил-'кхор); выполненные цветными порошками на плоскости (т. — рдул-цхон-гйи дкйил-'кхор); изготовленные в виде объемных трехмерных структур из таких, например, материалов, как дерево, глина (т. — блос-бангс-кйи дкйил-'кхор). При изготовлении мандала обязательно учитываются факторы места и времени согласно заданным в конкретной тантре параметрам с учетом астрологических данных. В частности, если размеры места (плоскости) недостаточны, то взамен полных фигур божеств рисуют замещающие их символы (например, тантрийские объекты) или просто одиночные биджамантры соответствующих божеств: ХРИ Авалокитешвары; ДХИ Манджугхо-ши; ХУМ Ваджрасаттвы; ТАМ Тары; и т. д. Мандалы, где фигуры йидама и его свиты представлены полностью, называются «телесными» (т. — ску'и дкйил-'кхор), где только именами или биджа-мантрами — «коммуникативными», или «речевыми», где только символами — «мысленными».
После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные мандалы сметаются, разрушаются. Порошок, собранный в специальный сосуд, высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревянный мандал сжигают на берегу реки. Такое ритуальное разрушение мандала призвано, в частности, устранить привязанность посвященного к освященной физической структуре мандала, показать ему преходящность и «пустотную природу» любых даже сверхземных явлений.
В целом, все множество йидамов можно расклассифицировать на три основных типа: мирные (т. — жи-ба); яростные, гневные (т. — кхро-бо); и полумирные—полугневные (т. — жи-ма-кхро). Вот несколько примеров широко известных мирных йидамов: Манджушригхоша (т. — 'Джам-дпал-дбйангс), Авалокитешвара (т. — сПйан-рас-гзигс), Тара (т.— сГрол-ма), Амитаюс (т. — Цхэ-дпаг-мэд) и т. д. Приме ры гневных, яростных йидамов: Ямантака (т. — гШин-рджэ-гшэд), Кила (т. — Пхур-па), Хайягрива (т. — рТа-мгрин), Ваджрапани (т. — Пхйаг-на рдо-рджэ). Примеры полумирных—полугневных йидамов: Гухйясамаджа (т. — гСанг-ба 'дус-па), Самвара (т. — бДэ-мчхог), Хэ ваджра (т. — дГйес-рдор), Калачакра (т. — Дус-'кхор), Ваджраварахи (т. — рДо-рджэ пхаг-мо).
Эти йидамы изображаются в различных формах: одни — в обычном человекоподобном облике с одним ликом, парой рук и ног, другие — многоликими, многорукими и многоногими. Различные квазифизические аспекты и характерные атрибуты, которые совокупно слагают; форму йидама, символизируют множество различных качеств Премудрости и Всеведения Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к категории Прибежища Будды.
Почему тантрийские тексты описывают так много йидамов гневного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? Дело в том, что буддийские учения призваны «дисциплинировать», «тренировать» разум как самого верующего, так и других, окружающих его существ. Разум обычных существ «заклешеван» вследствие общего сумбура их психики (т. — 'кхрул-ба; ма-риг-па), они обречены беспомощно творить и накоплять неблагие деяния. Поэтому такой фундаментальный порок, как сумбурность психики, должен быть полностью искоренен. С тем, чтобы разум человека смог с большей легкостью уловить идею порочной природы этого состояния «заклешеванности», оно и изображается в конкретной зримой форме.
Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов, друзей или просто нейтральных знакомых. Им легко понятны чувства ненависти, любви или ревностности, которые возникают при взаимоотношениях с окружающими. В контексте тантр «заклешеванность» рассматривается как враг человека. Например, символом состояния «заклешеванности» может быть попираемая стопами божества—йидама распростертая фигура. И созерцатель должен понимать, что эта попираемая ногами йидама фигура — именно совокупность клеш, а не какое-либо живое существо. Так же надо понимать и символические атрибуты божеств, их устрашающие украшения, отрубленные головы, черепа, вырванные сердца, кровь и т. п. Истолкование этих символов приводится в специальных текстах. Различные жертвоподношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах—танка — все это также символически являет созерцателю гневную активность центрального божества—йидама. Все эти украшения и декор нельзя рассматривать как нечто реальное, как взятое у специально убиенного для этой цели человека.
Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть основана на сострадании к тем, кто заражен клешей невежества (с. — авидйя; т. — ма-риг-па), и свой гнев йогин должен направлять на эту коренную клешу. Шакъямуни Будда проповедовал тантрийские учения, используя, или принимая в период Своей проповеди гневные формы, которые, будучи искусными средствами, воздействовали так, что возбуждали в верующем слушателе отвращение к клешам, отвращение такой свирепой и неукротимой силы, что оно действовало в качестве могучего, быстрого и всецело эффективного средства для уничтожения этого коренного порока. Устрашающий облик йидама являет тот гнев, который испытывает отождествившийся с йидамом в период зарождения (т. — бскйед-рим) йогин по отношению к клешам. Все тантрийские ритуалы также выполняются с сострадающей установкой сознания по отношению к тем, кто заражен клешами, и с гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие методики пространно описаны в многочисленных комментариях на тантры вместе е общим описанием ритуалов и порядком их осуществления.

Вира-Дака

Вира (т. — дпа'-бо) и Дака (т. — мкха'-'гро)—это существа, которые пребывают и в Мире Формы (люди) и в Мире Неформности (божества, духи-гении). Они обладают реализованным тантрийским могуществом. Само выражение «Паво-Кхадо» обычно подразумевает тех Паво и Кхадо «двадцати четырех состояний существования» (т. — йул нйер-бжи'и дпа'-бо мкха'-'гро), которые входят как сопутствующие божества в мандал йидама Чакрасамвара (т. — бДэ-мчхог).
Титул «Вира» (букв, «герой») прилагается к божествам мужского типа; «Дакини» (букв, «небоходица») — женского. Но оба слова в общих случаях используются и в мужском, и в женском роде: дпа'бо (муж. род), дпа'-мо (жен. род), мкха'-'гро (муж. род), мкха'-'гро-ма (жен. род). Все Паво-Кхадо подразделяются на два типа: мирские, или «кармические» (т. е. еще не исчерпавшие свою карму), именуемые по-тибетски, 'джиг-ртэн-па'и дпа'-бо и мкха'-'гро, или иначе лас-кйи дпа'-бо мкха'-'гро; и запредельные, или божественные Паво-Кхадо (т. — 'джиг-ртэн-лас 'дас-па'и дпа'-бо мкха'-'гро). Мирские Паво-Кхадо подразделяются на два подтипа: на тех, кто принял тантрийский путь, и тех, кто его не принял. Первые достигли уже либо тантрийского Этапа Подготовки, либо, как минимум, тантрийского Этапа Накопления. Вторые развили некоторые тантрий-скне могущества, посредством которых они способны и некоторой мере помогать или вредить другим существам, могут являть ограниченные чудотворные деянии (т. н. «мирские сиддхи»), например, левитацию. Некоторые Паво-Кхадо второго подтипа встречаются в группе т. н. «йидагов» (т. — йи-двагс), например, «плотоядные дакини» (т. — ша-за мкха'-'гро-ма), «ведунья», «ворожея» (т. — пхра-мэн-ма), «упырица» (т. — гсон-'дрэ-ма). Ни при каких обстоятельствах нельзя стремиться к прибежищу или руководству у мирских паво-кхадо, к ним можно обращаться лишь как к друзьям в некоторых случаях для оказания помощи конкретному человеку в его духовной практике. Запредельные, или божественные
Паво-Кхадо — это своего рода вдохновляющие гении, они уже достигли тантрийского Этапа Видения, или даже перешли на следующие Этапы, и поэтому все они уже обрели ранг Арии (т. —'пхагс-па). Эта категория Паво-Кхадо, соответственно, представляет Прибежище Сангхи. Поскольку они уже достигли уровня Арии, то их можно избирать своим Прибежищем, или руководителями, или духовными защитниками.

Дхармапала

Дхармапала (т. — Чхос-скйонг; срунг-ма)—это существа, оказывающие поддержку или покровительство Учению Будды. Так же как Дэва (т. —лха) и духи-гении (т. — сдрэ), они пребывают в Мире Неформности. Они способны помогать или вредить другим существам и использовать свои чудотворные способности. Шакья-муни Будда и другие буддийские святые указали им служить на пользу Учению и связали их обетами пролагать путь Дхарме, поддерживать и защищать Ее, и кроме того, защищать земных покровителей Дхармы и охранять их от внутренних и внешних напастей. Наиболее известные персонажи этой группы — Четыре Царя Хранителя четырех сторон света. Дхармапалы, как и Паво-Кхадо, подразделяются на два типа: мирские, или «кармические» срунгма (т.— 'джиг-ртэн-па'и срунг-ма); и запредельные, или божественные срунгма (т. — 'джиг-ртэн-лас 'дас-па'и срунг-ма; или, иначе, — йе-шес-па'и срунг-ма). Мирские срунгма — это божества, еще подчиненные влиянию кармы (т. — лас-кйи срунг-ма; однако, здесь отметим, что в отличие от лас-кйи дпа'-бо мкха'-'гро, которые тождественны 'джиг-ртэн-па'и дпа'-бо мкха'-'гро, не всех 'джиг-ртэн-па'и срунг-ма можно называть лас-кйи срунг-ма). Их истинная природа может быть трансцендентальна, но их проявления в облике мирских срунгма направлены на более широкое осуществление своего благородного намерения служить живым существам.
Мирские срунгма, как и мирские паво-кхадо, подразделяются на два подтипа: те, кто принял тантрийский путь, и те, кто его не принял. В своих предыдущих воплощениях мирские срунгма уже практиковали тантрийские учения, однако, наобум, без полного понимания или усвоения Трех Основ Пути (т. — лам-гйи гцо-бо рнам-гсум): Отречение, Бодхичитта и Совершенство Праведного Воззрения (Шунйята). Эта практика на авось, порождающая непосредственные причины для возникновения напряжения благотворных или пагубных желаний в период их умирания, и создавала условия, когда они перевоплощались в следующем рождении в богов (т. — лха), в правителей какой-либо области мироздания, в демонов (т. — бцан), в человекоподобных демонов (т. — гнод-сбйин), во вредоносных духов (т. — 'бйунг-по) или в могучих йидагов. Все эти существа обладают мощными тантрийскими силами, которые могут быть направлены как на благие, так и на пагубные деяния. Поскольку они обладают такими силами, то Будда, а позднее тантрийские Ламы связали их клятвенным обетом служить делу Дхармы. Этот тип срунгма нельзя избирать своим прибежищем или наставниками. Их можно использовать в качестве «слуг», которые могут содействовать личной религиозной практике.
Запредельные срунгма — это вдохновенные существа, которые уже достигли, или даже превзошли Этап Видения и обрели ранг Арии. Ими движет сильное самосотворенное желание борьбы за распространение Дхармы. Именно это сильное желание и обусловливает их появление в форме срунгма. Запредельные срунгма, как и запредельные паво-кхадо, включены в число представителей Прибежища Сангхи и указаны верующим для избрания их в качестве прибежищедателей, или наставников, или духовных защитников. Дхармапалы принимают различные формы: мирные, гневные и полумирные—полугневные. Наиболее известные из числа мирных — Цхэ-ринг мЧхэд-лнга, гйу-сронг-ма. Из числа гневных — мГон-по, Дам-чан-чхос-ргйал, дПал-лдан Лха-мо и рГйал-по сКу-лнга. Из числа полугневных— Ма-гчиг дпал-лха, рНам-тхос-срас, Цхангс-па и Иар-лха шам-по.
Говоря о причинах тайного характера тантрийских практик, хотелось бы подчеркнуть, что тантра — это не набор духовных и физических упражнений, к которым возможен коммерческий подход, не товар для рыночной торговли, не средство для получения выгоды или использования для достижения мирской известности. Недопустимо употреблять тантрийские методы для личного преуспеяния или как средство заработать себе на хлеб. Тантрийские учения не предназначены для случайного опубликования, как какая-нибудь повесть. Они в полном объеме передаются из уст в ухо только тем, кто по-настоящему подготовлен к их восприятию. Независимо от того, насколько пытлив, любознателен ученик, но если он лишен веры, то он — «неподходящий сосуд».
В этом Предисловии, давая пояснения некоторых аспектов тантр, постоянно возникает проблема выбора; сколь многое можно было бы безопасно и законно представить читателю. Трудно решить точно, где должна пролегать граница тайны — это зависит от духовного уровня восприемлющего человека. Если не изложить некоторые важнейшие аспекты Тантраяны, то читателю не удастся придти к какому-либо пониманию сущности этой важной ветви Учения Будды. Некоторые из появившихся в европейской литературе современных интерпретаций тантрийских систем весьма пространны, и, вероятно, не следует сомневаться в благих намерениях их авторов. И тем не менее, либо в результате недостаточного опыта, либо из-за недопонимания со стороны истлкователей возникает опасность, что западные ученики воспримут многое ошибочно, а то и вообще неверно. С другой же стороны, если занять нейтральную позицию то понимание тех немногих, кто искренне заинтересован в практике и изучении тантр, пострадает. Таковы аргументы за то, чтобы высказать самое необходимое, то на что нельзя не обратить внимание. Однако, рассказывать о том, что требует глубочайшей секретности — это нарушать свои тантрийские клятвы и предоставлять материал на потребу шарлатанам. Ну, а кроме того, Тантраяну нельзя рассматривать под тем же углом, что, скажем, например, историю, т. е. как тему только для изучения, а не для практики. В Тантраяне практика должна идти рука об руку с изучением, и никакой дальнейший прогресс в изучении невозможен, если ты не достиг также и необходимого уровня практики.
miha
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 25 апр 2005, 21:38
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение miha »

При всем моем уажении к Виктору, не понятно, зачем уклонятся в буддизм 8O
Тогда нужно говорить о тибетской йоге, для сравнения, хотя термин и корявый, но в тибетском ламаизме есть такие люди которые идентифицируются как местные йоги.
Все-таки тантра в буддизме, связанна с философией буддизма, в ней свои семантические смылы. Нам бы разобратся с индуисткой тантрой. Тот же ССС, трактует тантру, как определенные энергопрактики, или психотехники. Взять его крия-йогу, сплошная тантра, "представте потоки, которые текут так-то и так-то"
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Да примеры из разной Тантры я привожу, чтобы Вы могли увидеть нечто общее...
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

что-то не видно этого общего. Религиозность разве что, вернее мистичность.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Именно мистичность, которая кроит философские изыски как угодно и равно бессмысленно.
И чем более поздняя Тантра - тем больше наворотов и разнобоя.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Павел писал(а):Марание пространства, Ошо говорите? Боюсь всего навсего аналогии в которые тыкает носом vab оказываются слишком неудобны и их лучше упрятать подальше под предлогом несоответствия правилам и отсутствия четких критериев. Десять страниц марали, но десятая, да еще в таком ракурсе - это конечно перебор.
Набрал в гугле "define: tantra" и получил дюжину совершенно разных определений этого понятия...
Посмотрите к примеру здесь определение Тантры и поймёте о чем я.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тантра
Цитата оттуда же:
Разнообразные толкования слова тантра различными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином тантра обозначают совершенно разные понятия, от обычной магии до пути к просветлению.
:) Как там у Губермана:
В любом вопросе два еврея,
Имеют три несхожих мненья...
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

вывод - слово "тантра" употребляемое вне исторического контекста и без определения конкретного направления или школы смысла не имеет и используется либо профанами либо мошенниками
vssh
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 18 дек 2006, 11:20
Откуда: Москва

Сообщение vssh »

А про Вики - отдельный разговор :)
Чего хотя бы стоит там фраза из раздела Хатха-йога: "Асаны, выполненные без пранаямы, все равно, что трон без короля."
Ответить