Что такое концентрация ''
Что такое концентрация ''
В книге Свами Сатьянанда Сарасвати «Крия Йога» дается такое определение:
Если я смотрю на яблоко, то я могу допускать любые мысли касающиеся только этого яблока?
Т.е. думать только о предмете, на который смотришь?Концентрация означает фокусирование внимания на одной точке или объекте, исключив при этом все иные объекты и мысли. Зачастую концентрация ассоциируется с подавлением чужеродных мыслей.
Если я смотрю на яблоко, то я могу допускать любые мысли касающиеся только этого яблока?
Еще вопрос:
Как с позиции эволюции, которая не любит ничего излишнего (в плане энергозатрат) объяснить хаотичное мышление человека (постоянные отвлечения, неспособность сконцентрироваться на чем-то, на достаточно длительный промежуток времени)?
Ведь по своей природе хаотичные отвлечения (на мысли и ощущения) истощают энергетически.
В процессе эволюции все не совершенное погибало.
Почему же человек с таким способом мышления дожил до сегодняшних дней?
Как с позиции эволюции, которая не любит ничего излишнего (в плане энергозатрат) объяснить хаотичное мышление человека (постоянные отвлечения, неспособность сконцентрироваться на чем-то, на достаточно длительный промежуток времени)?
Ведь по своей природе хаотичные отвлечения (на мысли и ощущения) истощают энергетически.
В процессе эволюции все не совершенное погибало.
Почему же человек с таким способом мышления дожил до сегодняшних дней?
Вах! Какая хорошая тема!
Спасибо stuff_pkb за подобное акцентирование.
Во первых, хочется добавить, что такая концентрация и есть йога по определению Патанджали.
Потом, сосредоточение это не только смотреть глазами или слушать ушами, но и визуализировать внутри. Или слушать внутри.
По второму вопросу. Тот человек, который подчинялся законам эволюции, именно так и мыслил, т.е. целиком сосредоточившись на теме. Поэтому и выжил.
Так сидел охотник в засаде по несколько суток, так ученый познавал законы вселенной и т.д. и т.п
Расползание мысли и неспособность сконцентрироваться - это деградация и смерть. Это броуновское движение. Это энтропия.
К сожалению или к счастью современный человек не так подчиняется законам эволюции как раньше. Плоды цивилизации являются защитным слоем.
Спасибо stuff_pkb за подобное акцентирование.
Во первых, хочется добавить, что такая концентрация и есть йога по определению Патанджали.
Потом, сосредоточение это не только смотреть глазами или слушать ушами, но и визуализировать внутри. Или слушать внутри.
По второму вопросу. Тот человек, который подчинялся законам эволюции, именно так и мыслил, т.е. целиком сосредоточившись на теме. Поэтому и выжил.
Так сидел охотник в засаде по несколько суток, так ученый познавал законы вселенной и т.д. и т.п
Расползание мысли и неспособность сконцентрироваться - это деградация и смерть. Это броуновское движение. Это энтропия.
К сожалению или к счастью современный человек не так подчиняется законам эволюции как раньше. Плоды цивилизации являются защитным слоем.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
"Когда мысли разбросаны, надо знать, как собрать их воедино, Когда мысли сошлись в одной точке, надо знать, как их рассеять. Если не уметь этого, то, даже если одолеть помраченность, в сердце поселится беспокойство" ("Афоризмы старого Китая", изд-во "Наука", ГРВЛ, , М., 1988, стр. 116)
К сожалению, сегодняшняя жизнь в условиях информационной агрессии требует от человека слишком сильной и слишком долгой концентрации. Что ведет к нервно-психическому "перегреву" и массе расстройств. Мышление (сознание) вынужденно становится СЛИШКОМ структурированным и организованным. И без определенного уровня энтропии психика просто повреждается. С одним крылом далеко не улететь. Поэтому чтобы очень продуктивно мыслить сегодня нужно учиться столь же эффективно НЕ мыслить! К чему и ведет практика йоги в стиле ЧВН.
К сожалению, сегодняшняя жизнь в условиях информационной агрессии требует от человека слишком сильной и слишком долгой концентрации. Что ведет к нервно-психическому "перегреву" и массе расстройств. Мышление (сознание) вынужденно становится СЛИШКОМ структурированным и организованным. И без определенного уровня энтропии психика просто повреждается. С одним крылом далеко не улететь. Поэтому чтобы очень продуктивно мыслить сегодня нужно учиться столь же эффективно НЕ мыслить! К чему и ведет практика йоги в стиле ЧВН.
stuff_pkb писал:
Вот именно! Узкая специализация вида в природе, конечно, очень выгодна с точки зрения энергозатрат, но ведет к вымиранию при смене условий. Чтобы вид выжил, необходим (выгоден) широкий запас возможностей. По аналогии с этим, хаотичное мышление человека очень выгодно. Концентрироваться полезно, если знаешь, на чем именно надо концентрироваться. Но если вдруг оказалось, что исходная точка концентрации неправильна и ведет в тупик, то танцевать надо от другой печки. :D А отвлекаясь, можно набрести иногда на эту другую печку. Так что хаотичность мышления - это страховка от тупика. И все неприятности, связанные с хаотичностью - плата за страховку.
+ Матсья писал:писал: Как с позиции эволюции, которая не любит ничего излишнего (в плане энергозатрат) объяснить хаотичное мышление человека (постоянные отвлечения, неспособность сконцентрироваться на чем-то, на достаточно длительный промежуток времени)?
Это только в неживой природе всё через минимум делается. А принцип живого - избыточность во всём.
Вот именно! Узкая специализация вида в природе, конечно, очень выгодна с точки зрения энергозатрат, но ведет к вымиранию при смене условий. Чтобы вид выжил, необходим (выгоден) широкий запас возможностей. По аналогии с этим, хаотичное мышление человека очень выгодно. Концентрироваться полезно, если знаешь, на чем именно надо концентрироваться. Но если вдруг оказалось, что исходная точка концентрации неправильна и ведет в тупик, то танцевать надо от другой печки. :D А отвлекаясь, можно набрести иногда на эту другую печку. Так что хаотичность мышления - это страховка от тупика. И все неприятности, связанные с хаотичностью - плата за страховку.
Мир полон красок! Разных... :)
На мой взгляд проблема нынешнего времени вовсе не в излишней концентрации на одной мысли.
если б было так хорошо, это был бы золотой век философов и йогов.
проблема в том, что решать надо много и сразу все. нет возможности подумать только об одном деле какое то продолжительное время.
сто разных дел выполняются в один момент и с одинаковой важностью. а это уже перегрузка психики и сильно далеко от подхода йоги.
если ты йог то либо читай, либо ешь, либо говори по телефону, либо веди машину, либо общайся с пассажиром. но не все дела сразу.
Добавлено позже - Пн Ноя 20, 2006 8:43 pm:
Наболело... :lol:
Когда мне кто-нибудь звонит, я откладываю другие дела и сосредотачиваюсь на собеседнике.
А собеседник как правило еще в это время готовит, восспитывает детей, щелкает на компьютере и т.д.
Поэтому мысль его рассеяна, Половину разговора он пропускает и не помнит, ну и устает конечно...
если б было так хорошо, это был бы золотой век философов и йогов.
проблема в том, что решать надо много и сразу все. нет возможности подумать только об одном деле какое то продолжительное время.
сто разных дел выполняются в один момент и с одинаковой важностью. а это уже перегрузка психики и сильно далеко от подхода йоги.
если ты йог то либо читай, либо ешь, либо говори по телефону, либо веди машину, либо общайся с пассажиром. но не все дела сразу.
Добавлено позже - Пн Ноя 20, 2006 8:43 pm:
Наболело... :lol:
Когда мне кто-нибудь звонит, я откладываю другие дела и сосредотачиваюсь на собеседнике.
А собеседник как правило еще в это время готовит, восспитывает детей, щелкает на компьютере и т.д.
Поэтому мысль его рассеяна, Половину разговора он пропускает и не помнит, ну и устает конечно...
Был у дзенского наставника ученик. Говорил ему учитель:"Когда ты ешь, то только ешь, когда ты читаешь, то только читай". И так и следовал он этим правилам. Но вот однажды ученик увидел наставника за едой, читающего газету. Ученик с недоумением спросил его об этом, на что тот ответил:"Когда ты ешь и читаешь газету, то только ешь и читай газету!" :Dесли ты йог то либо читай, либо ешь, либо говори по телефону, либо веди машину, либо общайся с пассажиром. но не все дела сразу.
-
- Сообщения: 118
- Зарегистрирован: 28 окт 2002, 16:14
- Откуда: de profundis
- Контактная информация:
Моя реплика не возражение, а дополнение к вышесказанному.Майкл писал(а):Тот человек, который...
...защитным слоем.
Бывают ситуации, которые в том числе можно назвать "жизненно важными", когда требуется удерживать равную силу внимания и способности отреагировать на несколько объектах одновременно, а иногда - и на всём том, что происходит вокруг.
Примеры. Вечный пример «из глубины веков» - охотник на охоте, разведчик в дозоре, ситуация сражения, поединка. Об этом - некоторые дзенские трактаты, в части, посвященной военной тематике, в частности, сражению на мечах - о том, что «разум должен быть везде, ни на чём не задерживаясь, и как только он остановится, то ты проиграл».
Современный пример - оператор, следящий за показаниями нескольких приборов/данных одновременно.
Так что концентрация - отнюдь не единственно возможный и необходимый способ организации сознания.
Tan no dhiyo pracchodayat.
Анологичное дополнение.Odissey писал(а):Моя реплика не возражение, а дополнение к вышесказанному.
«разум должен быть везде, ни на чём не задерживаясь, и как только он остановится, то ты проиграл».
Критерий Майкла перекликается с описанием в Бхагават-Гите, как Арджуна и другие витязи соревновались в стрельбе в птицу.
Дополнение Odissey, хотя и интуитивно понятно практикующему, не может семантически выразить суть происходящего, не практикующему.
Мне нравится такая модель:
Способность к концентрации внимания определяется количеством единиц внимания которые есть у человека. У одного может быть 10 уе, у другого 500 уе, у третьего 1000 у.е. Допустим попасть из лука в глаз птицы за 50 м стоит 500 у.е. Скакать на коне 50 у.е. Разговаривать по мобильнику 10 уе. Таким образом, если у Арджуны запас единиц внимания 1000 у.е. он может на скаку подстрелить птицу в глаз из лука за 50 м, разгаваривая при этом (free hand) по мобильнику и у него останутся еще свободные единицы внимания по определению дзен (Odissey). Если у Арджуны свободно всего 500 у.е. внимания тогда он сможет попасть птице в глаз только стоя, максимально сконцентрировавшись (Майкл). Если у Арджуны меньше 500 уе внимания он не способен к такой концентрации, и в лучшем случае попадет птице в голову или в тело.
А как ты назовешь это состояние алертности, когда ум не сконцентрирован ни на чем, но следит за всем?Так что концентрация - отнюдь не единственно возможный и необходимый способ организации сознания.
Мне просто не очевидно, что надо придумывать новой термин.
Для меня это крайняя форма концентрации, которая вполне практикуема и внешне - расфокусировка глаз, и внутренне - ощущение всего тела без выделения какой-либо его части.
Остальные же вещи, как то летчик следящий за десятками приборов самолета, Арджуна метающий мобилой в птиц на скаку или домохозяйка готовящая суп, восспитывающая детей и чатящаяся в инете - на мой взгляд расходные практики, где теряется эффективность каждой составляющей.
Т.е. и летчик бы лучше следил за прибором, если бы прибор был один и Арджуна бы лучше метнул мобилу, если бы кобыла не мешала...
-
- Сообщения: 118
- Зарегистрирован: 28 окт 2002, 16:14
- Откуда: de profundis
- Контактная информация:
Вообще, применительно к такому состоянию есть термин -"Деконцентрация". Наиболее серьезную разработку и изложение её техники у нашего современника из Киева - Бахтиярова; есть его одноименная работа - "Деконцентрация".Майкл писал(а):А как ты назовешь это состояние алертности, когда ум не сконцентрирован ни на чем, но следит за всем?..
Конечно, с тем, что нужно как-то особо выделять "деконцентрацию" из просто "концентрации" - об этом конечно можно поспорить.
Вместе с тем, на этом примере достаточно хорошо видны различия в подходах к концепции сознания, его свойств и т.д. - у двух наиболее ярких непримиримых представителей индийской философской мысли – Брахманизма (ведизма) в лице в данном случае йоги Патанжали и, с другой стороны, - Буддизма (дзен).Майкл писал(а):Мне просто не очевидно, что надо придумывать новой термин. Для меня это крайняя форма концентрации, которая вполне практикуема и внешне - расфокусировка глаз, и внутренне - ощущение всего тела без выделения какой-либо его части..
За мало что для нас значащими примерами о том, как надо махать мечём, нужна ли концентрация на Ишваре и т.д. лежит утонченная и ожесточенная дискуссия ни одной тысячи лет.
Если не впадать в привычную ньюэйджевскую мешанину под общим мясорубочным термином «медитация», то конечно, ее можно попробовать поднять, проанализировать и актуализировать.
Так что тема оказывается очень непростая, если начать её копать...
PS Кстати, один комичный пример отголоска этой дискуссии я, помнится, наблюдал на лекции БВС, посвященной йоге и медитации. Под конец лекции один из слушателей, выступая от имени Айкидо, заявил, что разум остановить нельзя и «мы об этом с йогами спорим». Тогда впрочем разговора не получилось. Виктор, думаю, помнит, :) хотя наверняка это один из многих подобных случаев
Tan no dhiyo pracchodayat.