Принципы составления практики, сбалансированность комплекса
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Так это Вы, батенька, идете по следам Лаппы. У него тоже все зависит то того, как с утра чувствует себя левая нога. Но где тогда влияние систематичности как таковой и где принцип ДОПУСТИМОГО разнообразия? Почему тогда у Вас каждый день не меняется способ ходьбы (перемещения в горизонтальной плоскости?). Или еда почему каждый день НЕ новая?
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
Нет. я работаю не по ощущениям. Лапу читал. Динамика как то не прилипла.
На щет ДОПУСТИМОГО разнообразия может я не ясно выразился. У меня асаны каждый день в другом порядке исполняются.
А систематичность в том что я делаю что то каждый день.
На щет еды, я не думаю что каждый день есть одно и тоже ( допустим рис) это хорошая мысль. Один день я ем рис, другой - макароны, третий овёс. Или чего то не понимаю :?:
На щет ДОПУСТИМОГО разнообразия может я не ясно выразился. У меня асаны каждый день в другом порядке исполняются.
А систематичность в том что я делаю что то каждый день.
На щет еды, я не думаю что каждый день есть одно и тоже ( допустим рис) это хорошая мысль. Один день я ем рис, другой - макароны, третий овёс. Или чего то не понимаю :?:
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
To sai-hamara: нет, если набор асан конечен (как, скажем, набор блюд или продуктов) - тогда понятно и вопросов нет. Но если выполнять каждый день асаны РАЗНЫЕ, и притом использовать их, например, больше тысячи (именно такое количество изобрел один америкос, неясно какого происхождения, опираясь на свои физические данные), то тогда неясно ЧТО это за практика и КУДА она ведет.
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
Нужен совет по йоге при проблемах с позвоночником
Разнообразие конешно интересней, но там уже нужно втянуть процэс мышления. А это мешает для раслабления.Виктор писал(а):Но если выполнять каждый день асаны РАЗНЫЕ,
Добавлять ли другие асаны
Занимаюсь по методике Виктора Сергеевича. Делаю комплексы 1-го и 2-го дня. Делаю вдумчиво, получаю удовольствие и буду продолжать дальше. Но есть вопрос - нужно ли добавлять другие асаны? Добавлять другие асаны в комплексы не получается - сами комплексы еле укладываюсь в 2 часа. Заменять одни асаны другими не хочется - успел полюбить то что делаю. Существует ли комплекс 3-го дня??? Или можно выделять один-два дня в неделю для практики других асан? Посоветуйте, пожалуйста.
-
- Сообщения: 238
- Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 10 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Насколько я понимаю, ВСБ дал эти комплексы как стандартные для начального уровня, более-менее усредненные. Потом, когда комплексы освоены, необходимо практику адаптировать согласно своим целям и задачам. А там могут добавляться не только асаны...
Я, кстати, тоже в 2 часа редко когда укладываюсь... Как правило требуется где-то 2,5-3 - это в выходные и вечером, когда есть время и не нужно никуда спешить. 2 часа получается когда интенсивно практикуешь, но иногда создается впечатление, что это в ущерб качеству.
Плюс когда сидишь за компом или смотришь фильм, сижу в сиддхасане, падамасане или вирасане... Хотел спросить Виктора Сергеевича: Можно ли делать эти асаны не во время практики?
Я, кстати, тоже в 2 часа редко когда укладываюсь... Как правило требуется где-то 2,5-3 - это в выходные и вечером, когда есть время и не нужно никуда спешить. 2 часа получается когда интенсивно практикуешь, но иногда создается впечатление, что это в ущерб качеству.
Плюс когда сидишь за компом или смотришь фильм, сижу в сиддхасане, падамасане или вирасане... Хотел спросить Виктора Сергеевича: Можно ли делать эти асаны не во время практики?
Осваивал под руководством Виктора Сергеевича в определенной группе :oops: в 2002 г. С тех пор бывали перерывы в практике и большие, но в общем, был в русле традиции.Старик, а как долго Вы делаете эти комплексы (неделю, месяц, год)?
Виктор Сергеевич, скажите, пожалуйста, как определить когда необходимо снова обратиться к Вам или Вашим преподавателям, чтобы подвергнуться корректировке или начать осваивать более сложные асаны? Существуют такие критерии?А я все же советую практикующим заменять освоенные асаны более сложными - если к тому есть основания
Я прочитала в ЙИК, что людям с пониженной энергетикой полезно преобладание именно силовых поз. У меня сильное подозрение, что у меня пониженная энергетика, косвенным подтверждением чего служит то, что силовые асаны даются мне гораздо сложнее, чем асаны на гибкость. Решила поэтому, что мне бы желательно делать силовые асаны каждый божий день.
Таким образом, делаю комплекс 1-го дня каждый день (кроме Паривритты Парсваконасаны - слишком уж сложна), затем добавляю к нему из комплекса 2-го дня Сиддхасану (вернее, жалкое ее подобие), асаны на пресс и перевернутые (кроме стойки на голове - побаиваюсь). Вот такую "кашу" сделала я себе на каждый день, проанализировав свои слабые места :lol: Слишком много времени на такой развернутый комплекс не уходит, т.к. время выдержки во многих асанах у меня еще маленькое, скажем, Халасану держу без напряжения всего секунд 30. :? Не знаю, правильно ли я поступила, создав себе такой "самопальный" комплекс или все же не надо было устраивать эту самодеятельность, а делать четко, как написал ВСБ. :?:
Таким образом, делаю комплекс 1-го дня каждый день (кроме Паривритты Парсваконасаны - слишком уж сложна), затем добавляю к нему из комплекса 2-го дня Сиддхасану (вернее, жалкое ее подобие), асаны на пресс и перевернутые (кроме стойки на голове - побаиваюсь). Вот такую "кашу" сделала я себе на каждый день, проанализировав свои слабые места :lol: Слишком много времени на такой развернутый комплекс не уходит, т.к. время выдержки во многих асанах у меня еще маленькое, скажем, Халасану держу без напряжения всего секунд 30. :? Не знаю, правильно ли я поступила, создав себе такой "самопальный" комплекс или все же не надо было устраивать эту самодеятельность, а делать четко, как написал ВСБ. :?:
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Старику: в общем, конечно, надо бы поглядеть на Вас... Когда видишь и сравниваешь с тем, что наблюдал раньше - это лучший критерий.
Мими: ну, на самом деле можно и микс из сделать - не принципиально. В любом случае когда люди начинают практиковать у меня в группах, из этих двух усредненных комплексов для каждого отбирается то, что он реально МОЖЕТ выполнить сегодня. И не очень важно ЧТО (хотя, конечно, это "что" должно учитывать текущие ограничения по здоровью), но самое главное - КАК.
Блин, есть столько нюансов, что и не опишешь. И которые формулируются у меня лишь тогда, когда я наблюдаю конкретного человека. Поэтому приезжайте на семинары, дамы и господа! Тогда я отвечу именно на Ваши вопросы.
Мими: ну, на самом деле можно и микс из сделать - не принципиально. В любом случае когда люди начинают практиковать у меня в группах, из этих двух усредненных комплексов для каждого отбирается то, что он реально МОЖЕТ выполнить сегодня. И не очень важно ЧТО (хотя, конечно, это "что" должно учитывать текущие ограничения по здоровью), но самое главное - КАК.
Блин, есть столько нюансов, что и не опишешь. И которые формулируются у меня лишь тогда, когда я наблюдаю конкретного человека. Поэтому приезжайте на семинары, дамы и господа! Тогда я отвечу именно на Ваши вопросы.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Виктор Сергеевич, насколько целесообразным Вы считаете добавление асан ориентируясь на комплексы Айенгара из книги Йога Дипика?
Понятно, что приблизительные темпы освоения указанные там доступны лишь гениям наподобие самого Айенгара, и многие асаны навсегда останутся недоступными для практикующих... Меня интересует как Вы расцениваете принципы построения практики по Айенгару, т.е. сочетания асан, порядок освоения и т.п. Имеет ли смысл им следовать и что следует изменить?
Понятно, что приблизительные темпы освоения указанные там доступны лишь гениям наподобие самого Айенгара, и многие асаны навсегда останутся недоступными для практикующих... Меня интересует как Вы расцениваете принципы построения практики по Айенгару, т.е. сочетания асан, порядок освоения и т.п. Имеет ли смысл им следовать и что следует изменить?
Я книгу Айенгара периодически проглядываю, немножко асан оттуда делаю. Вот, Уттанасану, например. Очень уж мне понравилось, как описано ее положительное воздействие на организм.
Виктор Сергеевич, спасибо за ответ. А можно вот еще какой момент прояснить:принципиально или не принципиально различие некоторых асан в ЙИК и в Йога-дипике? Скажем, у Айенгара в Бхуджангасане руки стоят гораздо ближе к телу, в Ардха-Чандрасане он смотрит не вниз, а вверх, в Ардха-Навасане спина меньше изогнута, а ноги подняты выше, так что ступни находятся примерно на одном уровне с головой.
Виктор Сергеевич, спасибо за ответ. А можно вот еще какой момент прояснить:принципиально или не принципиально различие некоторых асан в ЙИК и в Йога-дипике? Скажем, у Айенгара в Бхуджангасане руки стоят гораздо ближе к телу, в Ардха-Чандрасане он смотрит не вниз, а вверх, в Ардха-Навасане спина меньше изогнута, а ноги подняты выше, так что ступни находятся примерно на одном уровне с головой.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
To Mykola: по упомянутой книге Айенгара я занимался так или иначе с 1971 по 1980. Потом исходя из результатов СВОЕЙ практики тщательно все обдумал и оценил. Получилось следующее:
1. С какой-то недели практика становится нецелесообразной из-за предлагаемого объема (количества асан) - не хватает времени.
2. Даже если я выполнял их все (по полсотни и больше) с предложенной последовательностю и временем, то потом было чувство, что ты выложился до утомления.
3. С какого-то момента тормозит сложность, и пытаться перепрыгнуть в этом плане себя самого - бесполезно. Да, гибкость развилась, но развитие это прекратилось на моих собственных пределах, и пытаться преодолевать их было глупостью, ведущей к травмам.
Резюме: принципы построения практики в данной книге, так же, как содержание этой практики (набор асан) являются производными от комплекции и природных данных самого Айенгара. Поэтому попытки их приложения к иному "материалу" (телу) - бесполезны и опасны. Следовать им - чревато.
To Мими: различия НЕ принципиальны, поскольку каждому приходжится работать с собственными, сугубо индивидуальными параметрами (пропорциями) тела. Что до Навасан, то в Парипурна Навасане принцип один: между ногами и туловищем 90 градусов, между спиной и полом, а также полом и ногами - по 45 градусов, и точка опроы - копчик. В Ардха Навасане точка опоры - крестец, поясница НЕ касается пола, тело дугой, спина максимально согнута и пальцы ног находятся на одном уровне с макушкой головы.
Если у Вас баланс хороший, то в Чандрасанах (Аржха и Паривритта) Вы можете поворачивать лицо вверх, если нет - устраивайте голову как удобно.
Удачной практики, дамы и господа! :D
1. С какой-то недели практика становится нецелесообразной из-за предлагаемого объема (количества асан) - не хватает времени.
2. Даже если я выполнял их все (по полсотни и больше) с предложенной последовательностю и временем, то потом было чувство, что ты выложился до утомления.
3. С какого-то момента тормозит сложность, и пытаться перепрыгнуть в этом плане себя самого - бесполезно. Да, гибкость развилась, но развитие это прекратилось на моих собственных пределах, и пытаться преодолевать их было глупостью, ведущей к травмам.
Резюме: принципы построения практики в данной книге, так же, как содержание этой практики (набор асан) являются производными от комплекции и природных данных самого Айенгара. Поэтому попытки их приложения к иному "материалу" (телу) - бесполезны и опасны. Следовать им - чревато.
To Мими: различия НЕ принципиальны, поскольку каждому приходжится работать с собственными, сугубо индивидуальными параметрами (пропорциями) тела. Что до Навасан, то в Парипурна Навасане принцип один: между ногами и туловищем 90 градусов, между спиной и полом, а также полом и ногами - по 45 градусов, и точка опроы - копчик. В Ардха Навасане точка опоры - крестец, поясница НЕ касается пола, тело дугой, спина максимально согнута и пальцы ног находятся на одном уровне с макушкой головы.
Если у Вас баланс хороший, то в Чандрасанах (Аржха и Паривритта) Вы можете поворачивать лицо вверх, если нет - устраивайте голову как удобно.
Удачной практики, дамы и господа! :D
-
- Сообщения: 290
- Зарегистрирован: 14 фев 2005, 17:09
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 6 раз
вопрос
До объединения этот текст был первым сообщением темы
"вопрос"
Виктор, подскажите есть ли какие-либо ограничения при построении комплекса асан? т.е. есть ли такие асаны, после которых не желательно выполнять другие.
На пример: после перевернутых не стоит делать такие-то,
после скруток, такие-то?
"вопрос"
Виктор, подскажите есть ли какие-либо ограничения при построении комплекса асан? т.е. есть ли такие асаны, после которых не желательно выполнять другие.
На пример: после перевернутых не стоит делать такие-то,
после скруток, такие-то?
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Likos, соображения есть только самые общие. И они достаточно здравы, чтобы прийти к ним даже на основе минимального собственного опыта. Скажем - не следует делать "перевернутые" сразу после прогибов назад. Либо после полного цикла "стоячих".
После ряда прогибов назад желательно сделать такую же по абсолютному суммарному времени выдержки серию сгибаний вперед. А если гибкость позвоночника вперед и назад неравномерная, то в том направлении куда лучше получается, сгибаться следует заведомо меньше (по количеству асан).
"Перевернутые" ВСЕГДА выполняются в одном и том же порядке: стойка на голове, Сарвангасана, Халасана.
Ну, пожалуй, навскидку и все пока.
Удачи!
После ряда прогибов назад желательно сделать такую же по абсолютному суммарному времени выдержки серию сгибаний вперед. А если гибкость позвоночника вперед и назад неравномерная, то в том направлении куда лучше получается, сгибаться следует заведомо меньше (по количеству асан).
"Перевернутые" ВСЕГДА выполняются в одном и том же порядке: стойка на голове, Сарвангасана, Халасана.
Ну, пожалуй, навскидку и все пока.
Удачи!
- Рейтинг: 6.25%
А если стойку делать не можешь по причине, скажем, слабой шеи? Можно ли делать только Сарвангасану или только Халасану? И какие вообще соображения стоят за именно такой последовательностью, да еще "ВСЕГДА"?Виктор писал(а):"Перевернутые" ВСЕГДА выполняются в одном и том же порядке: стойка на голове, Сарвангасана, Халасана.
-
- Сообщения: 296
- Зарегистрирован: 15 июн 2005, 01:39
- Откуда: Крым, Симферополь
- Поблагодарили: 2 раза
Спасибо!Виктор писал(а): После ряда прогибов назад желательно сделать такую же по абсолютному суммарному времени выдержки серию сгибаний вперед. Удачи!
А как определить соразмерность неравномерности? Ведь понятно, что гибкость при наклонах вперед всегда выше гибкости прогибов назад. Во всяком случае, угол наклона намного больше угла разгиба. Это мы уже так анатомически устроены.Виктор писал(а): А если гибкость позвоночника вперед и назад неравномерная, то в том направлении куда лучше получается, сгибаться следует заведомо меньше (по количеству асан).
А как же Матсьясана? В очень многих источниках она приводится как обязательная контрпоза Сарвангасане.Виктор писал(а): "Перевернутые" ВСЕГДА выполняются в одном и том же порядке: стойка на голове, Сарвангасана, Халасана.
Последний раз редактировалось Vald 6 ноя 2006, 11:23, всего редактировалось 1 раз.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Если шея слабая, перевернутые позы первые пару лет практики лучше не трогать совсем. Когда шея окрепнет вместе с телом, только тогда...
Почему такая последовательность? Почему у индусов прижился институт гуру? Потому что ему вопросы задают в самом крайнем случае.
И живут в этом смысле гуру классно, говорят ученикам: - Делай так или так! И те делают. Не утомляя бесконечными вопросами :D
cliffsman, а помыслить самому слабо? Сарвангасана и Халасана сильно растягивают края позвонков со стороны спины, и максимально сжимают со стороны живота. После этих поз давать максимальную осевую нагрузку - чревато, нужно минут десять для того, чтобы деформация, вызванная предыдущей, крайне не симметричной нагрузкой, более или менее нивелировалась за счет естественной упругости. Диски (хрящи) возвращаются к цилиндрической форме, и только ПОСЛЕ этого их можно безопасно нагружать полным весом тела. А после осевой нагрузки (стойки на голове) асимметричная нагрузка даже отчасти полезна, если потом, через какое -то время Вы еще сделаете Бхуджангасану. Тогда компенсация будет полной.
Удачи!
Почему такая последовательность? Почему у индусов прижился институт гуру? Потому что ему вопросы задают в самом крайнем случае.
И живут в этом смысле гуру классно, говорят ученикам: - Делай так или так! И те делают. Не утомляя бесконечными вопросами :D
cliffsman, а помыслить самому слабо? Сарвангасана и Халасана сильно растягивают края позвонков со стороны спины, и максимально сжимают со стороны живота. После этих поз давать максимальную осевую нагрузку - чревато, нужно минут десять для того, чтобы деформация, вызванная предыдущей, крайне не симметричной нагрузкой, более или менее нивелировалась за счет естественной упругости. Диски (хрящи) возвращаются к цилиндрической форме, и только ПОСЛЕ этого их можно безопасно нагружать полным весом тела. А после осевой нагрузки (стойки на голове) асимметричная нагрузка даже отчасти полезна, если потом, через какое -то время Вы еще сделаете Бхуджангасану. Тогда компенсация будет полной.
Удачи!
- Рейтинг: 6.25%