Все о Патанджали + обсуждение гуру и парампары .'

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
asana
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 21 май 2004, 10:52

есть ли ученики?

Сообщение asana »

извините, может это глупый вопрос, но меня интересует, кто является учениками Патананджали, прямыми, которые достигли йогических высот, может быть кто состоит в парампарье с Патананджали? Есть ли такие?
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Вопрос совсем даже не глупый, а даже очень умный!
Меня он тоже волнует.
Ну, не может быть, чтобы ТАКАЯ линия прервалась!

А в прошлом году в интернете попалась следующая информация.

Гаудапада – Говинда (Патанджжали) - Шанкарачарья

Считается, что человек, известный под именем Говинда - йога, был учителем (гуру) Шанкары; но немногие знают, что этим йогом был на самом деле Патанджали — знаменитый автор «Махабхашьи» и «Йога - сутр»; Говинда - йог — это его второе имя. Бытующее в Южной Индии предание считает, что Шанкарачарья был одним из учеников Патанджали; но обоснованность этого предания ничем не подтверждена. А вот стихи 94, 95, 96 и 97 пятой главы «Шанкара - виджайи» Видьяраньи ясно свидетельствуют о том, что Говинда - йог и Патанджали — одно и то же лицо. В соответствии с древнейшей традицией, которой следуют все посвященные, Патанджали получил новое имя — Говинда - йог — после того, как его посвятил Гаудапада.

По мнению индусских сочинителей и пандитов, Патанджали является автором трех книг: «Махабхашьи», «Йогасутр» и книги по медицине и анатомии; и нет никаких причин сомневаться в справедливости этого утверждения.

Патанджали и его чела Шанкара жили в период Сутр. И теперь мы можем позволить себе предложить читателям ознакомиться с мнением тибетских и индийских посвященных относительно времени жизни Шанкарачарьи. Согласно имеющейся у них исторической информации, последний родился в 510 г. до Р. X. (спустя 51 год и 2 месяца после того, как Будда погрузился в нирвану).
Конец цитаты.

Лично меня эта информация очень обрадовала.
Во-первых, Патанджали и Шанкара - это два моих самых любимых и авторитетных автора.
Во-вторых, Шанкара, как известно, оставил после себя огромное количество школ,
монастырей и орденов. Так что есть вероятность, что среди моих учителей есть их прямые последователи.

Даже если это не так, важен не сам факт прямой передачи, а некая нутром ощущаемая связь, непоколебимая уверенность, что ты – под любовным покровительством и тебя ведут. Великим учителям необязательно пребывать в теле. Но на них нужно настроиться.
гуси
Сообщения: 520
Зарегистрирован: 10 июл 2004, 18:18
Откуда: Земля

Сообщение гуси »

Согласно имеющейся у них исторической информации, последний родился в 510 г. до Р. X. (спустя 51 год и 2 месяца после того, как Будда погрузился в нирвану).
Конец цитаты.

Лично меня эта информация очень обрадовала.
Помню, в 88году прошлого века, я посетил астролога из Индии, (женщина ,завёрнутая в тряпочку). Она составила мне гороскоп , поводила свечкой перед глазами, и отпустила ,попросила за сеанс сумму в 51рубль 20копеек, утверждая ,что руб.двадцать это важно для неё.(смайлик)
Получив деньги она тоже выглядела обрадованной.
asana
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 21 май 2004, 10:52

Сообщение asana »

ND, огромное спасибо за наводку.
я только начала копать этот вопрос.


в истории Индии нашла следующую датировку:
ок. 750 Вальмики пишет Йога-Васиштху (29 000 стихов). 788-820 Жизнь Ади Шанкары, родившегося в Малабаре, знаменитого монаха-философа из традиции смартов, автора мистических поэм и многочис-ленных комментариев к писаниям и оригинальных трудов, в том числе Вивека-чудамани. Шанкара осно-вал десять монашеских орденов (дашанами). Проповедовал майявада-адвайту, делавшую особый упор на иллюзорности мира и признававшую Бога единственной Реальностью.
http://achadidi.narod.ru/India_history2.html
это оно?

а сейчас ещё более глупый вопрос: кто был Учителем самого Патананджали?
Pilgrim
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 23 июн 2004, 18:19
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pilgrim »

http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3912&sait=3
Гаудапада известен прежде всего как автор стихотворного трактата "Мандукья-карика". Шанкара в своем трактате "Упадешасахасри" называет его "учителем учителя", т.е. наставником его непосредственного учителя Говинды, а в комментарии к самим Мандукья-карикам - своим "высшим учителем"(парамагуру). Анандагири (13 в.) сообщает, что Гаудапада начал свою деятельность с длительной аскетической практики (тапас) в Гималаях и там, ублажив Нара-Нараяну (Вишну) в Бадарикашраме, получил у него разрешение распространять учение адвайта-веданты, которое ему передал легендарный мудрец Шуки.
asana
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 21 май 2004, 10:52

Сообщение asana »

О, спасибо, теперь понятней. Значит учитель П. это Гаудапада?
Kluev
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 24 июн 2004, 13:33

Кто такой Патанджали?

Сообщение Kluev »

Собственно возник вопрос есть ли какие-нибудь исторические свидетельства о Патанджали кроме того, что он автор йогасутры? Когда жил, что практиковал, у кого учился?
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Клюев!
Недавно же эта тема обсуждалась.
Ты чего в затяжном ретрите был?
Краткое изложение предыдущих серий.

Видьяранья в «Шанкара - виджайи» говорит о том, что Патанджали после того, как его посвятил Гаудапада, получил новое ёжное имя Говинда. Потом он (Патанджали – Говинда) стал учителем Шанкары. Так что живая связь продолжается до наших дней, с чем всех и
поздравляю!
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Был когда-то еще при царизме поэт Князев, у него есть такие строчки:

Тятька, эвося народу
Собралось у кабака...
Все гуторють за слободу...
Тятька, хто она така?

:D :D :D
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Все о Патанджали + обсуждение гуру и парампары .'

Сообщение Владимир »

Народ, есть ли у кого информация о том КЕМ был Патанджали, в какие времена он жил, как создал ЙС, инфа о том как он жил... Вообщем ИНТЕРЕСНО ВСЕ о Патанджали.
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение Владимир »

Вот что нашел по этой теме, может кому интересно:

О Патанджали:

1. Из "Классической йоги" Островской и Рудого:

Виднейший историк классической индийской философии С. Дасгупта характеризовал Патанджали как теоретика именно санкхьяистского направления в йоге. Он, подчеркивал Дасгупта, «не только собрал различные формы йогических практик и отделил разнообразные идеи, которые были или могли быть связаны с йогой, но и пересадил их на метафизику санкхьи и придал им тот вид, в котором они и дошли до нас»

2. Из "Энциклопедии йоги" :

Равным образом и Патанджали, автор или составитель Йога-сутры, несомненно был тем знатоком йоги, который обладал выдающимся умом. Как пишет исследователь йоги Кристофер Чеппль:
Кое-кто говорит, что Патанджали не внес особого философского вклада явленной им школой йоги. Напротив, я полагаю, что его непревзойденный вклад заключается в непредвзятом изложении различных практик благодаря той методологии, которая глубоко коренится в культуре и традициях Индии.
Йога Патанджали представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Из всех многочисленных школ, которые существовали в первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как авторитетная система (дар-шана) традиции йоги. Имеется много сходства между йогой Патанджали и буддизмом, и непонятно, вызвано ли это просто одновременным становлением индуистской и буддийской йоги, либо же это стало следствием особого интереса к буддизму со стороны Патанджали. Если Патанджали жил во втором веке н. э., как предполагается здесь, то он в то время мог испытать на себе большое влияние буддизма. Но возможно, верны оба объяснения.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о Потанджали. Индуистская традиция отождествляет его со знаменитым грамматистом с тем же именем, который жил во втором веке до н. э. написал Маха-бхашъю. Но ученые сходятся на том, что это не так. И содержание, и терминология Йога-сутры убеждают в том, что второй век н. э. — наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он ни был.
Что же касается грамматиста, то в Индии известно несколько разных Патанджали. Это имя упоминается как родовое (готра) имя ведийского жреца Асураяны. Древняя Шата-патха-брахмана упоминает некоего Патанчалу Капью, коего немецкий ученый девятнадцатого века Альбрехт Вебер ошибочно пытался связать с Патанджали. Затем был санкхьяик с таким именем, чьи взгляды нашли отражение в Юкти-дигшке (конец седьмого или начало восьмого века н. э.). Вероятно, еще одному Патанджали принадлежит Йога-дар-пана («Зерцало йоги»), неизвестно когда написанное сочинение. Наконец, был наставник йоги Патанджали, относившийся к традиции южно-индийского вишнуизма. Его имя, возможно, отражено в названии произведения четырнадцатого века Патанджала-сутра Умапати Шивачарьи, касающегося литургии в храме Шивы-Натараджи в Чидамбараме, штат Тамилнад.
Индуистская традиция считает, что Патанджали был воплощением Ананты, иначе Шеши, тысячеглаво-го владыки змеиного рода, который, по преданию, охранял потаенные сокровища земли. Само имя Патанджали дано было Ананте потому, что тот хотел учить йоге на земле и упал (пата) с неба в ладони (анджали) добродетельной женщины по имени Гоника. Многочисленные головы змеиного владыки олицетворяют бесконечность или вездесущность. Связь Ананты с йогой легко угадывается, поскольку йога и есть потаенное сокровище, или эзотерическое знание, по существу. И поныне многие йогины, прежде чем приступить к своим повседневным занятиям йогой, совершают поклон Ананте.
В напутствующем стихе во вступлении Йога-бхашьи, комментария к Йога-сутре, владыка змей Ахиша приветствуется следующими словами:
Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов (клеша), обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения (джняна), змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.
Все, что мы в состоянии поведать о Патанджали, носит умозрительный характер. Резонно допустить, что он был великим знатоком йоги и, вероятней всего, главой школы, где обучение (свадхьяя) рассматривалось как важный аспект духовной практики. При составлении своих кратких изречений (сутра) он пользовался имеющимися трудами. Его собственный философский вклад, насколько можно судить по самой Йога-сутре, был довольно скромным. Он, похоже, был скорее составителем и систематизатором, нежели оригинальным мыслителем. Вполне возможно, что он написал и другие труды, которые не сохранились.

О времени написания ЙС:

Задача датировки текста Патанджали и комментария Вьясы, несмотря на частоту обращения к ним профессиональных текстологов и историков философии, до сих пор не получила однозначного решения. Так, создание «Йога-сутр» датируется в очень широких пределах — от II в. до н. э. до IV в. н. э. Ранняя датировка мотивируется посредством отождествления автора «Йога-сутр» и грамматиста Патанджали 4. Такая точка зрения сформирована внутри индийской культурной традиции и не имеет специальной научной аргументации. Дж. Вудс, автор наиболее авторитетного перевода текста и комментария, перевода, на который первоначально опирался в своих изысканиях Ф. И. Щербатской, относит сочинение Патанджали к IV в. н. э. Его позиция основана на сравнительных историко-философских исследованиях проблематики санкхья-йоги, той контраргументации, которую разрабатывала эта школа в идейном противостоянии буддизму. Однако господствующий взгляд на временную привязку «Йога-сутр» относит их к периоду «не позднее III в. н. э.», что объясняется ссылкой на этот текст в джайнском трактате «Тат-твартха-адхигама-сутра» (Умасвати, III в.).
Комментарий Вьясы обычно принято датировать IV в. Однако эту дату также нужно признать достаточно условной, поскольку философское содержание «Вьяса-бхашьи» свидетельствует о детальном знакомстве ее автора с буддийским абхидхармистским трактатом Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» («Абхидхармакоша», V в. н. э.).
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Радхакришнан С. "Индийская философия", том 2, глава 5:
"III. ДАТИРОВКА И ЛИТЕРАТУРА

«Йога-сутра» Патанджали представляет старейшее руководство йогической школы. Она имеет четыре части, из которых первая трактует о природе и цели самадхи, или созерцательного погружения в себя (самадхипада), вторая определяет средства достижения этой цели (садханапада). Третья раскрывает значение необычных способности, достигаемых посредством практики йоги (вибхутипада), и четвертая излагает природу освобождения (кайвальяпада) 24. Согласно «Яджнявалкья смрити», Хираньягарбха является основателем системы йоги, и Мадхава указывает, что это не противоречит авторству Патанджали в отношении «йога-сутры», так как Патанджали называет свою работу «Анушасана», где предлог «ану» обозначает, что его формулировка следует первоначальному открытию и не является сама по себе первой формулировкой этой системы 25. Патанджали-грамматика относят к середине второго столетия до н. э., 26 хотя его идентичность с автором «йога-сутры» не доказана 27. Комментарий Вьясы к «Иога-сутре» (IV столетие н. э.) дает общепринятое изложение принципов йоги. Вачаспати написал глоссарий на «Бхашью» Вьясы, называемый «Таттвавайшаради» (IX столетие н. э.). «Раджамартанда» Бходжи представляет работу значительной ценности. «Йога-варттика» Виджянабхикшу, подстрочный комментарий на «Иога-бхашью» и «Иога-сарасанграха» является полезным руководством. Автор критикует взгляды Вачаспати по определенным пунктам и пытается сблизить систему йога с философией упанишад 28. Каждая система мышления использует методы йоги в своих собственных интересах. Некоторые из позднейших упанишад, такие, как «Майтри». «Шандилья», «Йогататтва», «Дхьянабинду», «Ханса», «Вараха» и «Надабинду», придают большое значение принципам йоги.
24 Так как критика других школ дается в четвертой части Y. S. и так как слово «iti», означающее завершение работы» встречается в конце третьей части, можно предположить, что четвертая часть является более поздним добавлением. См. Das Gupta. History of Indian Philosophy, p. 230.
25 S. D. S., XV.
26 Y. S. Патанджали относят ко второму столетию до и. э., хотя имеются мнения, что она относится к четвертому столетию н. э. Атомистическая теория (I. 40), теория времени саутрантиков - как серий моментов (III. 52). спхотавада (см. Y. В.. III. 17), буддистский идеализм (IV. 15 - 17) ссылаются на V. S. Принимая во внимание, что идеализм Васубандху критикуется в Y. S., профессор Вудс относит более раннюю (нижнюю) границу Y. S. к IV веку н. э. Его мнение, по-видимому, подкрепляется тем фактом, что Нагарджуна не упоминает йогу в своей «Карике». Это аргумент не очень веский, так как на основе общепринятого факта, что китайский перевод «Упаякаушальяридаяшастры» Нагарджуны упоминает йогу как одну из восьми школ философии, и буддистский идеализм может рассматриваться как более ранний, чем Васубандху и Асанга. Якоби предполагает, что йога существовала уже в 300-х годах до н. э. «Таттвартха-сутра» Умасвати (II. 52) ссылается на Y. S., III 22. Умасвати, который должен предшествовать по времени своему комментатору Сиддхасене (V столетие), обычно относится к III столетию н. э. Итак, Патанджали не мог существовать позднее 300-х годов н. э.
27 Бходжа в своем комментарии на Y. S., названном «Раджамартанда» («Введение», стр. 5), говорит, что он написал работы по грамматике, йоге и медицине и, таким образом, «подобно Патанджали, устранил все засоряющее наши речь, разум и тела». Посредством этого он намекает на то, что Патанджали написал работы по грамматике (о речи), йоге (о разуме) и медицине (о теле). Это самая ранняя ссылка. Однако представляется сомнительным, писал ли сам Бходжа это «Введение». Вудс в своем «Introduction to the Yoga System» (Harvard Oriental Series) рассматривает данные против отождествления грамматика Патанджали, автора «Махабхашьи», с Патанджали, автором Y. S. Определенного сходства в языке или в самом учении в двух этих работах нет. Выдающиеся грамматики Бхартрихари, Кайята, Вамана и Нагеша не упоминают о том, что автор I. S. и грамматик одно и то же лицо.
28 В других работах о системах йога, таких, как сочинение Нагоджи Бхатты (Нагеша Бхатты), Нараянабхикшу и Махадевы, взгляды Патанджали изменены настолько, что оказались подмененными предвзятыми мнениями их авторов"

Леон Циборан "Философия йоги. Попытка новой интерпретации" -
"II. АВТОРСТВО И ДАТИРОВКА "ЙОГАСУТР"
Авторство
Авторство "Йогасутр" индийская традиция приписывает Патанджали.* С этим именем связаны три труда, которые относятся к разным отраслям знания: 1) "Махабхашья", – комментарий к грамматике Панини, 2) "Йогасутры" и 3) медицинский трактат "Патаньджалатантра". Древнейшее упоминание о тройственной деятельности Патанджали находится в пятой строфе вступления к комментарию короля Бходжи. Автор самого вступления неизвестен. Там говорится, что Бходжа написал труды до грамматике, йоге и медицине, чем, подобно Патанджали, устранил нечистоту речи, души и тела. Это упоминание могло быть написано не раньше XI в., что отстоит от времени написания "Йогасутр" примерно на одно тысячелетие. Очень важно было бы выяснить, представляют ли автор "Йогасутр" и грамматик Патанджали одно и то же лицо. Это позволило бы определить время написания текста, а также обосновать толкование некоторых трудных для понимания сутр в соответствии со взглядами Патанджали-грамматика. Поскольку остается открытым вопрос, в самом ли деле был только один Патанджали, или их было несколько, и вообще, – он ли написал "Йогасутры". За тождество обоих Патанджали высказываются Либих и Грабе. Дасгупта приписывает грамматику Патанджали авторство только первых трех книг, так как усматривает многочисленные сходства между ними и "Махабхашьей". Даже начинаются они похоже: атха шабданушасанам (итак, наука о высказываниях), атха йоганушасанам (итак, наука о йоге). Четвертую книгу он считает добавленной позже. Хауэр придерживается мнения, что Патанджали-грамматик написал только часть, называемую "йоганга" (II.28-III.55). Против признания их тождества выступает Вудс, указывая на различное понимание понятия "субстанции" (дравья) у обоих авторов. (Дасгупта отбрасывает это утверждение, считая различие кажущимся). Их тождество отрицает также Якоби, утверждая на основании анализа словаря обоих трудов, что в "Махабхашье" отсутствуют многие термины, имеющиеся в "Йогасутрах". (Яначек опровергает это на основании статистического метода.) Кейт исключает возможность тождества, и в отличие от Дасгупты считает четвертую книгу принадлежащей автору трех первых; в ней он (как и Якоби) видит ясные следы антибуддийской полемики, направленной против теории виджнянавады (V в.). Как и Хауэр, он полагает, что это была полемика с учением Асанги и Васубандху. Но, опять же, Дасгупта и Прасад в связи с этим – речь идет о сутре IV.16 – замечают, что подобная полемика с равным успехом могла быть направлена против любой другой идеалистической школы; а взгляды, общие с виджнянавадой, можно найти уже в Айтарея-араньяке. Прасад приводит еще один аргумент, а именно, что IV.16 мог вставить Вьяса для полемики с буддистами, и поэтому другие комментаторы, начинал с Бходжи, исключают ее из своих текстов.

* Произносится как Патáньджали – Прим. пер.

Целостный текст или компиляция?
Дейссен разбивает три первые книги на четыре текста, а четвертую трактует как собрание примечаний и также делит на четыре части, но не решает, принадлежат ли они разным йогическим школам, или нет. Впрочем, он высказывает убеждение, что все они проникнуты общим мировоззрением, близким учению старших упанишад.
Хауэр делит "Йогасутры" на пять разных текстов, принадлежащих разным школам йоги и имеющим свою собственную терминологию. Якоби признает текстом классической йоги и моделью для других текстов часть, называемую "йогангой". Дасгупта считает четвертую книгу прибавленной позже, по всей вероятности, Вьясой. Из современных исследователей Фрауволльнер полагает "Йогасутры" компиляцией нескольких разных, причем несогласных между собой текстов, части которых составили основу оригинальной доктрины. Яначек делает вывод, что проблема продолжает оставаться нерешенной и требует дальнейших исследований, которые бы установили: 1) Следует ли рассматривать "Йогасутры" как цельную компиляцию или как собрание разных текстов? 2) Были ли написаны "Йогасутры" и "Махабхашья" одним автором?
На основе существующих исследований трудно выяснить, кем был Патанджали – создателем, пересказчиком (как утверждает Вачаспати в "Таттвавайшаради" I.1) или компилятором йоги в форме "Йогасутр". Точно даже неизвестно, звали ли их автора именно Патанджали.
Если текст составлен из частей, которые принадлежат разным школам и авторам, значит кто-то соединил их вместе, неизвестно только, механически или намеренно. Если же намеренно, то в какой степени он отдавал себе отчет о затрагиваемых в них философских проблемах?
Не исключено также, что кто-то по тем или иным соображениям добавлял к тексту отдельные сутры. Набожный бхакта мог вставить сутру об Ишваре; некто аскетически настроенный мог добавить к первоначально шестиступенчатой йоганге ямы и ниямы; кто-то еще мог вставить сутру для полемики с буддистами.
При желании многие термины и сутры можно толковать так или иначе, в результате чего у нас получится либо текст с внутренне противоречивым содержанием, либо цельный трактат.
Мне не удалось найти никаких конкретных фактов, которые бы отрицали цельность текста; таким образом, в своем дальнейшем рассмотрении я буду исходить из рабочей гипотезы, что текст "Йогасутр" не содержит существенных внутренних противоречий.
Если же эта гипотеза в свете будущих исследований окажется ложной, значит мои изыскания касались философии компилятора текста – философии, которая, тем не менее, не теряет своего влияния на Индию на протяжении двух тысяч лет, а сегодня со все большей силой начинает распространяется и за ее пределами.
Датировка
Проблема датировки "Йогасутр" также остается открытой. Расхождение составляет семь веков:
Вудс – 300-500 гг.
Якоби и Кейт – V в.
Дасгупта – не ранее 147 г. до н.э.
Радхакришнан – не позже III в.
Глазенап – II в. до н.э. или IV-V в. н.э.
Если бы удалось установить тождество автора "Йогасутр" и грамматика Патанджали, время появления текста приходилось бы на II-I в. до н.э."

Аблеев С.Р. "Историческое развитие йоги: этапы и тенденции"

По сложившейся традиции возникновение системы классической йоги многие исследователи связывают с именем древнего индийского мудреца Патанджали. Время его жизни оценивается очень противоречиво - от VII в. до н.э. до IV в. н.э. Индийская культурная традиция склонна относить период жизни Патанджали за историческую черту "нашей эры" (до I в. н.э.). Европейская традиция востоковедения, как правило, относит этот период к началу "нашей эры" (до IV в. н.э.). Мы полагаем, что индийская традиция все же ближе к истине, нежели европейская. Но в ее пользу может свидетельствовать отнюдь не отождествление философа-йога Патанджали с грамматистом Патанджали (II в. до н.э.), что, по всей видимости, не более чем предположение, а высокое сходство буддийской психотехники ("восьмеричный путь" избавления от страданий и т.д.) с психотехникой классической йоги ("восемь вспомогательных средств йоги" и т.д.).

Исторические материалы подтверждают, что Гаутама Будда практиковал йогу и использовал ее идеи и технику в своем Учении об избавление от страданий. Не исключено, что он изучал именно классическую йогу. Следовательно, Патанджали мог жить раньше V в. до н.э. - времени жизни Будды.

Патанджали создает "Йога-сутру" (иногда ее называют "Патанджали-сутра") [1] - относительно небольшую, афористичную философскую работу, которая явилась теоретической основой философской школы санкхья-йоги. "Йога-сутра" - самый древний и самый авторитетный учебник йоги [1, с.9]. Он представляет собой систематизацию йогических методик и психотехник, выполненную на базе метафизики санкхья-даршаны. Другой важнейший теоретический источник санкхья-йоги - комментарий средневекового индийского философа-йога Вьясы (IV в.) к "Йога-сутре" Патанджали, который известен как "Вьяса-бхашья" или "Йога-бхашья" [1].

Позже Вачаспати Мишра (IX в.) создает фундаментальный комментарий (глоссарий) к работе Вьясы. Он называется "Таттва-вайшаради". Со временем появляются и другие философские трактаты, в которых так или иначе отражаются идеи классической йоги. Это "Йога-манибраха" Бходжараджи; "Йогаварттика" и "Йога-сара-санграха" Виджнянабхикшу. Это тексты некоторых поздних Упанишад - "Майтри", "Шандилья", "Йогататтва", "Дхьянабинду", "Ханса", "Вараха", "Нанабинду" [47, т.2, с.301].

В некоторых специальных и популярных изданиях встречается прямое или косвенное утверждение о том, что Патанджали является основателем йоги. В действительности, разумеется, это явное преувеличение. Исследователям достаточно хорошо известно, что йогические идеи и методы существовали в Индии со времен глубочайшей древности, о которых сейчас наука имеет весьма смутное представление. В самых древнейших текстах индийской культуры - в Ведах - уже содержатся определенные принципы йогических методик. Так, например, "Ригведа" упоминает технику созерцания божественного света, гипнотический транс и экстаз. "Атхарваведа" указывает, что с помощью аскетической практики возможно развитие "сверхъестественных способностей" (сидхи) [47, т.2, с.298].

Йогические элементы (созерцание, внутренняя концентрация, аскетизм, управление сознанием и др.), а также сам термин "йога" встречается и в текстах ранних Упанишад - "Тайттирийе" и "Катхе" [47, т.2, с.299]. Существует мнение, что их реальная древность значительно превышает традиционные оценки (VI-III вв. до н.э.).

Особо следует отменить древний индийский эпос "Махабхарата", в котором определенно звучат как философские идеи санкхьи, так и практические идеи йоги. Герои "Махабхараты" не только знают, но и используют йогу для развития сверхъестественных способностей. Самая известная и популярная часть эпоса - "Бхагават Гита" - есть ничто иное, как разъяснение Аватаром Кришной полководцу Арджуне важнейших принципов духовной йоги, касающихся нравственности, жизни и смерти, пути освобождения от власти кармы и колеса сансары, внутренней свободы-отрешенности от плодов своих действий.

"Услышал ты доводов разума много:
Внемли же, чему учит светлая йога.
К законам ее приобщиться готовый,
Возмездия - кармы - разрушишь оковы...
Итак, не плодов ты желай, а деянья,
А ради плодов прекрати ты старанья.
К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.
Несчастье и счастье - земные тревоги -
Забудь; пребывай в равновесии - в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи, - ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом:
Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум".
Бхагават Гита [2, с.177-178]
Приведенный фрагмент "Бхагават Гиты" явно свидетельствует о том, что ее автор знал и ценил йогу. А жил он, согласно восточной эзотерической традиции, намного раньше создателя "Йога-сутры" [54]. "Махабхарата", как и Веды, - очень древнее произведение. В его основу были положены реальные исторические события, возможно, лишь дополненные творческой фантазией эпических сказителей. Основатели Агни Йоги склонны рассматривать Кришну в качестве реальной исторической личности, время жизни которой Сокровенная Мудрость относит за три тысячи лет до нашей эры. Даже если "Махабхарата" была создана и записана много веков спустя, - это мало что меняет в наших оценках древности системы йоги.

Современных востоковедов, ломающих копья в исторических оценках за каждое столетие, явно удивит позиция Махатм, согласно которой древность йогических методик исчисляется миллионами лет. "Йога, как высшая связь с космическими достижениями, - утверждал Махатма М. в одной из книг Агни Йоги, - существовала во все века. Каждое учение (подразумевается истинное Духовное Учение - С.А.) содержит свою йогу, применимую к ступени эволюции" [18, с.284]. "Во все века", видимо, означает историю человечества. Она же, согласно эзотерической доктрине антропогенеза, для 5-ой Коренной Расы человечества составляет около 1 миллиона лет, для 4-ой Коренной Расы - порядка 5-7 миллионов лет, для 3-ей Коренной Расы - более 10 миллионов лет [54, 60]. Разумеется, древнейшие учения о саморазвитии имели множество отличий от известных нам систем йоги. Однако нет оснований исключать тождественность их исходных принципов и основ психотехники развития сознания.

Поэтому с именем риши Патанджали было связано не основание, а новый период развития йогической философии и практики. Систематизировав и обобщив технику йоги и философию санкхьи, он явился реформатором методов духовного и психо-физического самосовершенствования, что и было тезисно закреплено в его "Йога-сутре". Подобная точка зрения отстаивалась, в частности, такими авторитетными знатоками индийской культуры и философии, как С. Дасгупта [1, с.9], С. Радхакришнан [47, т.2, с.299] и Ю.Н. Рерих [55, т.2, с.197]"
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

Что ещё интересно- не сохранилось данных о продолжении линии Патанджали. Ибо никто из известных в настоящее время Учителей не ведёт линию своей парампары от П. Судя по всему, Вьяса может считаться одним из последних в этой линии передачи. Если так, то йога Патанджали в её "чистом" виде просуществовала до ~5в н.э.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Довольно занимательный вывод. Интересно также еще и отсутствие данных об учителях Патанджали. Если следовать логике таких незамысловатых рассуждений, то получится, что "нечто" возникнув из небытия вновь кануло в небытие оставив бесполезный в сущности след в виде йога-сутр, которые при этом почему-то признаются как наиболее авторитетный источник по йоге.
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение Владимир »

Вот и я о том же, Павел.

И при всем при этом самый авторитетный источник.

Это, скорее всего, говорит и о том, что просто уходить в йогу, только прочитав ЙС, не стоит - необходим компетентный учитель (ГУРУ), которой был уже ТАМ, знает, что это ТАК и может привести к ЭТОМУ других. Обывателю очень трудно дойти самому до состояний описанных в сутрах.

Другими словами, занимаясь йогой, мы доверяем авторитетам обозримых времен, а они все признают ЙС. Вот и мы говорим, что это КАНОН.

А сама же история создания сутр и
жизнь Патанджали (даже не могут сказать кто он был) - это темная вода.
Последний раз редактировалось Владимир 13 сен 2006, 10:11, всего редактировалось 1 раз.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Вы неправильно истолковали мою иронию, Владимир. Я-то как раз о противоположном, поскольку если пойти еще дальше, то и в написании книг смысла - вообще никакого нет и в их чтении тем более.

На самом деле йога-сутры - это карта, некой специфической территории под названием йога. Не надо путать ее с самой территорией и с проводниками по ней. Если рядом нет подходящего проводника - это еще не значит, что картой нельзя воспользоваться, просто эта задача становится сложнее. Тем не менее она по-прежнему осуществима, иначе мы бы с Вами не знали о Патанджали.
Последний раз редактировалось Sum Proxy 13 сен 2006, 10:16, всего редактировалось 1 раз.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Линия преемственности чего-то действительно дельного не прерывается никогда.
За этим Ишвара бдительно следит.

В подтверждение этого на счет ЙС в прошлом году в интернете попалась следующая информация.

Гаудапада – Говинда (Патанджжали) - Шанкарачарья

Считается, что человек, известный под именем Говинда - йога, был учителем (гуру) Шанкары; но немногие знают, что этим йогом был на самом деле Патанджали — знаменитый автор «Махабхашьи» и «Йога - сутр»; Говинда - йог — это его второе имя. Бытующее в Южной Индии предание считает, что Шанкарачарья был одним из учеников Патанджали; но обоснованность этого предания ничем не подтверждена. А вот стихи 94, 95, 96 и 97 пятой главы «Шанкара - виджайи» Видьяраньи ясно свидетельствуют о том, что Говинда - йог и Патанджали — одно и то же лицо. В соответствии с древнейшей традицией, которой следуют все посвященные, Патанджали получил новое имя — Говинда - йог — после того, как его посвятил Гаудапада.

По мнению индусских сочинителей и пандитов, Патанджали является автором трех книг: «Махабхашьи», «Йогасутр» и книги по медицине и анатомии; и нет никаких причин сомневаться в справедливости этого утверждения.

Патанджали и его чела Шанкара жили в период Сутр. И теперь мы можем позволить себе предложить читателям ознакомиться с мнением тибетских и индийских посвященных относительно времени жизни Шанкарачарьи. Согласно имеющейся у них исторической информации, последний родился в 510 г. до Р. X. (спустя 51 год и 2 месяца после того, как Будда погрузился в нирвану).
Конец цитаты.
Так что живая связь продолжается до наших дней, с чем всех и поздравляю!
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение Владимир »

Рассуждая подобным образом, Павел, можно прийти к тому что смысла вообще нету ни в чем:)

И Вы, действительно, думаете, что знаете, что такое ЙС на самом деле?:)

ИМХО: мы с Вами можем только предполагать, что это НА САМОМ ДЕЛЕ...

А то, что пока САМИ не прошли, мы не можем ничего ЗНАТЬ об этом без ЙОГОВ, которые потоптали ЭТОТ ПУТЬ - так это ФАКТ, вроде... ну и есть ШАНС тоже пойти по этому пути самим под руководством ТЕХ КТО уже шел и к РЕЗАЛТАМ, описанным в ЙС ПРИШЕЛ
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

ND, в Вашей позиции есть один серьезный недостаток - учителей Вам придется перечислять до бесконечности, если конечно не прибегнуть к какой-нибудь хитрости. Но в этом на самом деле нет никакой необходимости если здравый смысл, конечно, на месте.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Здравого смысла на месте нет. Там другой предмет.
Ответить