найденные главы ХЙП

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Я дал эту ссылку в подтверждение двух мыслей.

1. Полноценная практика на завершающем этапе требует длительной изоляции. Ретрит в этой традиции продолжается чуть больше трёх лет. И то, что парень сидел 7 означает, что с первого раза у него не вышло. Кстати это "быстрая" традиция. Просветление за одну жизнь. Практически мгновенно. Короче ретриты только у "гималайский йогов" под предводительством Свами Рамы, но и там минимум год в замкнутом пространстве и часто не один раз.

2. Разнообразие текстов не должно быть большим
А.М.: Сколько всего книг?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: В общей сложности у меня было 15-20 текстов.
И это в одной из самых текстуально богатых традиций, где действительно необходимы подробные описания визуализаций. Причём тексты очень скромные по объёму.

А вообще у меня есть подозрение, которое мне нечем пока подтвердить, что "быстрая" традиция или "не очень быстрая", а занимает это процесс примерно одинаковое время.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Матсья писал(а):А вообще у меня есть подозрение, которое мне нечем пока подтвердить, что "быстрая" традиция или "не очень быстрая", а занимает это процесс примерно одинаковое время.
Мне почему-то тоже так думается. Точнее говоря я склонен думать, что это в любом случае определяется возможностями практикующего, ведь скорость процесса (как и любого другого естественно протекающего) в конце концов величина практически неконтролируемая, а если вмешательство и допустимо, то ускорение вряд ли пойдет на благо - скорее крышу снесет.
Это как пытаться тянуть вверх цветок, чтобы он побыстрее вырос - в конце концов выдернешь из земли, и все дела.
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Сообщение Майкл »

Какая у вас тут интересная тема развернулась!
Полноценная практика на завершающем этапе требует длительной изоляции.
Практика чего? Интересно как буддистский лама может быть аргументом в йоге? Завершающий этап звучит очень угрожающе...
Я могу согласиться с аргументом о Бихарской школе йоги, т.к. это орден саньясинов. Но уже применительно к Кришнамачарье это не проходит, т.к. за свои сто прожитых лет у него была семья, дети и внуки. Также его ученик П. Джойс никуда не изолировался от прочитанных книг, а тоже в свои 90 лет живет с семьей, детьми, внуками и правнуками.
Разнообразие текстов не должно быть большим
Просто инквизиция какая то, чесс слово. Закрыть все библиотеки, а книги в костер!
А вообще у меня есть подозрение, которое мне нечем пока подтвердить, что "быстрая" традиция или "не очень быстрая", а занимает это процесс примерно одинаковое время. .....
Мне почему-то тоже так думается. Точнее говоря я склонен думать, что это в любом случае определяется возможностями практикующего
Скажем, Шива самхита говорит, что успех в йоге зависит от старания практикующего. Практикам с разной степенью старания предлагают разные методы реализации. В зависимости от метода приводится количество лет. Опять же речь идет об успехе в йоге в понимании шива самхиты. Я скажем, уже прозанимался гораздо больше лет и продолжаю получать массу удовольствия от процесса. :-)
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Да прав ты конечно. Буддизм, наверное не совсем йога, хотя и очень похоже и источник один. Если бы я считал, что буддизм и йога одно и тоже, я бы сидел в горах в ретрите... А раз я не там, значит я так не считаю. Но буддистские источники наиболее доступны и многие этапы практик весьма сходны. ИМХО для иллюстрации сгодиться. Ну для научности сошлёмся на Смирнова, который считал Буддизм йогой.

Аргумент про Кришнамачарью и Ко принимается полностью. Однако я полагаю, что перестройка способа мышления, о которой я говорю произошла у Кришнамачарьи в период ученичества. Тоесть до семьи детей и внуков. Тот же упомянутый мной Поздняков теперь будет вести очень насыщенную светскую жизнь и поедет с лекциями, может и жениться. Ему ведь только 32 (или около того)... Я не говорил о необходимости изоляции навечно. Про Джойса ничего сказать не могу. Джойс меня не "цепляет" и я про него мало знаю.

Вот про костёр... Нет. Книги разные нужны, книги разные важны. Я лишь считаю, что в тот период, когда ты выполняешь определённую практику с момента её начала и до получения искомого результата информация о других практиках излишняя. Ну вот стали Вы варить суп. Есть рецепт. Нарезали ингредиенты Поставили водичку. Варим. И тут стали читать поваренную книгу, а там почти такой же супчик, но пару ингредиентов добавить, а пару убрать. Добавлять-убирать по ходу будем? Или всёже доварим как собирались? Этот выбор личное дело каждого. Я в таких случаях довариваю, а кто-то может и рецепт поменяет.

Про количество лет Шива Самхита безусловно авторитетнее. Мои мысли в этом вопросе слишком "сырые" доказать мне их нечем, извините.

ЗЫ: Нашёл пару цитат

"В 1916 году он отправился в Гималаи... встретил своего учителя... провёл со своим учителем более 7 лет..." (с) Дешикачар о Кришнамачарье "Сердце йоги" стр. 12-13 В общем-то тот же домик в горах и вероятно без электричества. Врядли он там вкалывал на фабрике по 10 часов в день. Ленинской библиотеки там по-видимому тоже небыло.

А вот своих учеников Кришнамачарья видимо в ретриты не сажал. Изоляция была относительная. Насколько можно считать таковой жизнь в ашраме.

"Прежде всего я была поставлена в рамки строжайшей дисциплины и подчинялась строгой диете. Последняя еда была до заката солнца, а в постель я ложилась в 9.30....
Я должна была вставать перед заходом солнца и после ванны, в течение всего утра и дня занималась упражнениями и размышлениями. Вечером я делала упражнения в школе." (с) Индра Деви
Артём Дёмин
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 2 фев 2006, 11:19
Откуда: Москва

Сообщение Артём Дёмин »

Привет Майкл!

Спасибо за информацию!
Значит санскритский текст этих произведений издан?
Не затруднит ли тебя дать ссылки на издания Йога Пракашика Балакришны и на работы в традиции натхов:
- Горакаша сатака
- Горакша вачана санграха
- Сиддха сидханта паддхати.
Заранее благодарен.

Артём.
Om namah Kalacakraya
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Сообщение Майкл »

Артём Дёмин писал(а):Не затруднит ли тебя дать ссылки на издания Йога Пракашика Балакришны и на работы в традиции натхов:
- Горакаша сатака
- Горакша вачана санграха
- Сиддха сидханта паддхати.
Извини Артем, я получил твой вопрос, но не успел еще собрать тексты. Отвечаю здесь по порядку.

1. Йога Пракашика Балакришны - идет комментарием к 10 главой Прадипике о которой я тебе уже сказал.

2. Горакаша сатака есть в двух вариантах:
- Gorakhnath and the Kanpahata yogis
by George Weston Briggs
Motilal Banarsidass
ISBN 8120805631
изавалась много раз в том числе недавно

- Yoga Mimamsa march 1958
Critically Edited by Svami Kuvalayananda
Мне это издание очень нравится, недавно была переиздана в сборнике
Yoga Mimansa
1957-1958
Kessinger Publishing
ISBN: 0766141012

3. Горакша вачана санграха
опять издана в двух вариантах:
- Philosophy of Gorakhnath
with Goraksha Vachana Sangraha
Akshaya Kumar Banerjea
Motilal Banarsidass
в этом издании идет без перевода, только санскрит

- the elite doctrine of siddha yoga
Paramahansa Pranavadarshan
isbn 0970779127

4. Сиддха сидханта паддхати.
A Treatise on the Natha Philosophy (Paperback)
by M.L. Gharote (Editor)
Lonavla Yoga Institute
ISBN: 8190161717
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Сообщение Майкл »

Ну вот стали Вы варить суп. Есть рецепт. Нарезали ингредиенты Поставили водичку. Варим. И тут стали читать поваренную книгу, а там почти такой же супчик, но пару ингредиентов добавить, а пару убрать.
Матья, да я понимаю, что ты имел в виду.... :-) И примеры все эти читал уже много раз.
Просто звучало все это немного странно.

На йоге очень сильно мистифицируют и мифологизируют.
Мне лично, ближе пример не с супчиком, а с моим обучением.

Сначала школа - 10 лет, разные классы, каждый год один учебник с определениями и задачами.
Потом институт - 6 лет. Учат уже думать самостоятельно, работать с материалом, исследования, курсовые, диплом.
Можно было пойти на аспирантуру, но пошел работать.
А там оказалось, что мой руководитель диплома, профессор, основатель своей школы - лишь одно из направлений. Есть еще школы в Питере, Новосибирске... Есть еще масса школ за границей.
И погнали меня в патентную библиотеку, и каждые полгода приезжали люди из разных НИИ, чтобы расчитали для них вот такой оригинальный вариант или сякой.

Так и в йоге. Сначала учат что 2 на 2 всегда 4. Потом учат думать самостоятельно. Потом уже думаешь сам и интересуешься сам, насколько хватит интереса.
Но всегда надо помнить историю. Откуда пришло слово йога. Как она называлась у Патанжали. Какие еще смыслы вкладывают в слово крия йога, кроме того как у Патанжали. Откуда пошла хатха йога.

Кстати, о последней. Я, например, всю жизнь был уверен, что хатха йога это чисто порождение секты натхов, Матсиендры и Горакши.
Я даже не задавался вопросом почему известные ведические брахманы Кришнамачарья и Джойс (я знаю, что он тебя не "цепляет", просто пример) преподают хатха йогу не являясь натхами.
И только недавно узнал, что происхождение хатха йоги гораздо сложней. Что, помимо традиции натхов, ведизм имел свой культ физического тела. Есть Яджнавалкья (5 век), Васиштха,
Бхарадваджи, Маричи, Вишвамитра и т.д. Они никакого отношения к натхами не имели, но практиковали свою хатха йогу.
Т.е. предмет оказался намного сложней, чем казался в школе... :-)
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Знать историю йоги и ее технологию - далеко не одно и то же. В ее истории накрутилось многое, и если учесть что некие намеки на асаны найдены еще на "печатях" Мохенджо-Даро (а возникла протоиндийская цивилизация примерно в шестом тысячелетии до н.э., как говорит радиоуглеродный анализ), то ясно, что йога - явление еще доарийское и доведическое. И ведет свое происхождение ои первобытнолй магии. Посему ПОНИМАНИЕ ее технологии (работы с сознанием и телом) и экспериментаторство над этой технологией (равно как и ассимиляция к гораздо позднее возникшим системам спасения и философским школам) - совершенно разные вещи. Йогу как НЕИЗМЕННУЮ технологию использовали ВСЕ, но описывали и толковали совершенно по-разному.
Быть может и нелишним будет вылавливать нюансы практики во множестве разнообразных по времени и пространству текстов, но в принципе - ИМХО - можно (и это гораздо проще и доступнее) постичь универсальную (ведущую в пределе к самадхи) технологию на чем-то одном, хорошенько поработав в русле какой-то одной школы. Наберется личный опыт, плюс изучение ОСНОВНЫХ первоисточников (которых не так и много), и умный поймет сущность, придет к ее пониманию.
Отсюда резюме: если есть время и возможности, то в дополнение к практике читайте тексты по йоге, хорошие и разные. А если такой возможности нет - не парьтесь, поскольку все решает качественная практика и ее грамотный текущий анализ.
Удачи!
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Сообщение Майкл »

Знать историю йоги и ее технологию - далеко не одно и то же.
Конечно, Виктор, это разные вещи. Но история позволяет увидеть конкретных носителей знания и его эволюцию. А из этого можно иногда сделать очень интересные выводы.
За примером далеко ходить не надо - соседняя ветка форума по эзотеризму знания.
По моему, совершенно справедливо было связать тему с именем Блаватской. И после этого можно уже понять много про сам эзотеризм.
Или там же дальше прозвучал тезис: религия это эмоция.
К сожалению, не знаю чей, но очевидно по рубленности формулировки за тезисом стоит какое то учение. И вывод этот явно промежуточный, он готовит к чему то. Знать бы его источник, разговор сразу стал бы более конкретный.
Станислав
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 21 июн 2002, 10:38
Откуда: СПб

Гм-гм

Сообщение Станислав »

Приветкакдела Майки,

Какой источник/учение....

Ты ж админ многих форумов... О чем говорят/спорят/ругаются...

Немного об асанах, а потом всегда съезжают на "создателей". Это единственное постоянство на форумах. Каждый чувствует "что-то", но полагает, что это "что-то" он получил от йоги, православия, обладанием мерса... но не в коем случае не от Блаватской, йога Рамачараки или Ар Сантема...
А это "что-то" универсально, абстактно, вечно и пр пр. Его нельзя потерять, продать, купить - это "все" и для "всех". Отрицая "это" для других, ты отрицаешь это для "себя", потому, что ты и есть все...

Посмотри. Есть куча учений, но цель у всех одна: "Приходите к нам и мы сделаем Вас счастливым". Счастье это единственная цель у всех.
Даже у застарелого пессимиста теплится надежда, что "будет и на моей улице". Нельзя добиться счастья стимулируя эндокринную систему. Потому что счастье это общение.... Смотри на Штерна... "я не спорю, но общаюсь"...

А из какого "видимого" или "представляемого" источника пришло твое счастье уже не важно... Если пришло, значит были сделаны все действия чтобы обеспечить этот приход....Эмоция универсальна, действия универсальны, источник универсален...

Покакакдела
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

2 Майкл

Да, разногласий у нас в общем-то немного. Говорим об одном и том же.

Но вот смотрю я на Ваш пост... Вроде всё правильно. Так и есть. Но творчество где? В какой момент своё направление открывать? Шефом становиться? После изучения всех соратников-конкурентов? Так ведь не наступит это долгожданное время никогда. Невозможно изучить весь чужой опыт. ИМХО после накопления определённого запаса информации изучение чужого опыта бессмысленно (хотя и интересно). Что-то там про внутреннего гуру было... :))) Или про то, что немногое остаётся непознаным.

Почему Айенгар, Джойс и индра Деви учились у одного человека, а сами стали давать разные йоги? И ладно бы это был единичный случай. А то ведь Свами Рама основал два института и в них дают разную йогу. И в каждом считают, что Учитель оставил истинное знание именно им. Та же история с Шиванандой. Про Будду Шакъямуни не забудем. Малая колесница и Большая разные вещи. Кажется есть "базовый" набор принципов практики. И похоже на эту "базу" можно натянуть любую идеологию. И результат будет одинаковый (с точки зрения физиологиии), хотя мысли по этому поводу будут разные. Вот и выходит, что признаком мастерства будет наличие собственного стиля. Хотя стиль этот всё ещё должен обладать признаками йоги. Тоесть оставаться йогой в главном.

Вот в детстве все (кто из совка родом) читали "Как закалялась сталь". Там такой классный пацан Корчагин ещё узкоколейку строил. Ну вырос я и как-то ляпнул своим забугорным друзьям, что у них де таких книжек нет и трудовой энтузиазм в их культуре не встречается. Они удивились. Ты чё - говорят - Айн Ренд не читал? Нет, говорю. Ну так прочти! Я почитал. Это был шок. Крепкие буржуинские пацаны строили железную дорогу! Для того, чтобы срубить бабок!!! Один в один с Корчагиным, но идеология совсем другая! В общем агитка не хуже Корчагина и тиражи в ихнем мире миллионные. Вот и выходит, что трудовой энтузиазм тоже явление межконфессиональное, знакомое и мусульманам и индусам:))
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Кажется есть "базовый" набор принципов практики. И похоже на эту "базу" можно натянуть любую идеологию. И результат будет одинаковый (с точки зрения физиологиии), хотя мысли по этому поводу будут разные. Вот и выходит, что признаком мастерства будет наличие собственного стиля. Хотя стиль этот всё ещё должен обладать признаками йоги. Тоесть оставаться йогой в главном
Мне думается что эта мысль во-первых правильна, во-вторых касается не только йоги. Если брать "базу" более широко, как осуществление каких-либо действий в конечном итоге приводящих к изменению психики, то опять же не так уж много и методов , но потрясающее разнообразие идеологий , "прикрученных" к одной и той же базе.
Майкл
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 27 окт 2005, 18:10
Контактная информация:

Сообщение Майкл »

Матсья, вот ты написал 3 абзаца и каждый - огромная тема. Широкий мазок говорит, что еще не устаялась тема в голове...

Даже не претендуя ни на что, несколько мыслей в каждую тему:

1. А кто сказал, что после обучения каждый будет творить? Ты что никогда не видел людей скучно сидящих на работе и просиживающих штаны?
И, наоборот, я знал одного мужика, который никогда не учился играть в шахматы, самоучка, а надирал перворазрядника как ребенка...

Это крайности. А посредине - путь в одной школе, по одним последовательным рекомендациям. С надеждой на лучшее.

В конце концов, все это обучение - поиск самого себя, обретение гармонии с самим собой, уверенности, что жизнь живется не зря, в самом широком смысле.
Я думаю, это достижимо, даже без позы лотоса и "изменения психики".

2. Айенгар, Джойс и Индра Деви - ты забыл добавить Десикачар, сын, который учился у своего отца когда тому было за 60. Поверь, нечто совсем другое.
Но разница между ними вовсе не идеология. А технология. Или тысяча и один способ доказать одну и ту же теорему.
В конце концов, важно, чтобы ты, я, мы поняли теорему, а не доказательство ее. Если мы поймем теорему, мы придумаем как ее доказать.

3. Идеология это тема, которую только что обсуждали. Их может быть масса. Отказ от всех идеологий - это создание новой. Атеизм - новая религия.
Их цель - сделать ум однонаправленным. Бандха для ума.
Корчагин уперся в коммунизм. Кто-то уперся в деньги. Но в любом случае они сделали бандху и клали свои шпалы с большим удовольствием.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Или тысяча и один способ доказать одну и ту же теорему.
Я об этом так не думал. Спасибо.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Есть один критичный момент: когда человек понимает (следовательно - усваивает и может получать полезный эффект) нечто, созданное гораздо ранее его самого и данной эпохи, не нужно выдавать (принимать, подавать) это СВОЕ озарение как создание НОВОГО! И присваивать ему свой лейбл.
Со всеми вытекающими...
Сергей Агапкин
Сообщения: 643
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:24
Откуда: Рязань
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Сергей Агапкин »

Равно как и изобретя чего-то новое и хорошее, совсем не обязательно называть это ДРЕВНИМ.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну, в области эксплуатации психофизиологии (манипулирования ею, как эндогенного, так и экзогенного) вряд ли можно изобрести что-то новое кроме экстремальных и дорогостоящих (с точки зрения благополучия и долгожителства системы) режимов. С их множественными глюками, выдаваемыми за сиддхи...
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

"Хатха-йога прадипика"

Сообщение vovaji »

[quote="В обсуждении
"Приглашаем в студию йогатерапии AGAPKIN Yoga Station!"
Yogi-ji"] Где Вы видели чтобы в у Патанджали в Хатха-йога прадипике [/quote]
Великодушно извиняюсь за небольшую поправку: Патанджали написал "Йога-сутры" (ориентировочно - в V-IV вв до н.э.). Изложенная им технология известна как Раджа-йога и представляет собой путь тишины ума. Работа "Хатха-йога прадипика" написана йогином Сватмарамой, представляющим секту натхов, которая сформировалась как одно их реформированных направлений тантры в период с VI по XV вв нашей эры. Хатха-йога, ставящая целями подъем Кундалини и достижение бессмертия, считается "путем огня".

Принципиальное отличие классической йоги от Хатха-йоги состоит в том, что в первом случае осуществляется тотальное торможение тела как психофизической системы на всех уровнях: само тело, включая его взаимоотношения с внешней средой, физиологические процессы, Я-сознание вплоть до стирания как индивидуальной личности. Это, в частности, касается и дыхательных практик, которые ограничиваются работой с естественным дыханием с целью его замедления, утончения и остановки. В свою очередь Хатха-йога представляет собой сложную совокупность статических поз, динамических практик и активных (на основе волевого управления) дыхательных техник, целенаправленно влияющих на биохимические процессы тела, которые - через "разогрев" нервной системы (подъем Кундалини) - ведут к соответствующим измененным состояниям сознания.
oleg973
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 4 дек 2007, 15:36
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение oleg973 »

Уважаемый Воваджи,
Вопрос к Вам (Как к последнему из незабаненных на этом форуме экспертов понимающих, что написано в XЙП:-))))
vovaji писал(а): считается "путем огня".

Принципиальное отличие классической йоги от Хатха-йоги состоит в том
1. Можно про "путь огня" чуть подробней?
2. Хатха идеологически противоречит изложению П. или всеже нет?
Интересует Ваше ИМХО.
3. Лично Вы делаете пранаяму по методикам XЙП?

Буду благодарен за ответ.
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

Сообщение vovaji »

Уважаемый Олег973!
Про путь огня я, собственно, все уже сказал: в отличие от торможения психики в классике Хатха-йога ее разогревает (возьмите Прадипику и почитайте шлоку за шлокой без комментариев, в основном все , что касается кумбхак).

Хатха не противоречит классике в том смысле, что является одним из инструментов очистки тела и ума для реализации Раджа-йога. В частности, в работе "Хатха ратнавали" (автор Шринивас-йоги, написана в период между 1625 и 1695) в 19-й шлоке говорится: "Без Хатхи Раджа-йога не может быть достигнута. Без Раджа-йоги в качестве цели невозможно достигнуть совершенства в Хатхе. Таким образом, Хатха-йога и Раджа-йога взаимозависимы."

Из дыхательных техник, описанных в ХЙП, практикую Капалбхати (скорее как очистительную, именно так она там и представлена), а также Нади-Шодхана (которая,кстати, также фактически является очистительной процедурой для нади - "шодхана" на сансктите означает "очищение"); практикую ее без жесткой пропорции, как идет, и без задержек, что в техническом отношении соответствует полному дыханию в варианте ВСБ.

Вот что про это написано в ХЙП: часть вторая, шлоки 5-10:
- йогин способен удерживать прану только при условии полного очищения нади и чакр;
- с этой целью ежедневно выполняется пранаяма в состоянии сатвического ума, благодаря чему сушумна очищается от нечистот;
- сидя в падмасане, вдохнуть через левую ноздрю, сделать задержку в пределах возможностей, а затем выдохнуть через правую ноздрю;
- вдохнуть через правую ноздрю, постепенно наполняя абдоминальную область, выполнить задержку как и прежде, а затем полностью выдохнуть через левую ноздрю;
- вдохнуть через ту же ноздрю, выполнить задержку в пределах возможностей и выдохнуть через другую ноздрю медленно и без усилий;
- когда прана вдыхается через левую ноздрю, она затем должна выдыхаться через другую. Когда выполнен вдох через правую ноздрю, прана удерживается, а затем выдыхается через другую;
- тот, кто практикует подобным образом, попеременно используя правую и левую ноздри, очищает все свои нади в течение трех месяцев.

Рассматривая Нади-шодхану в контексте специализированной науке о дыхании, именуемой Свародаей (дословно - наука о движении дыхания в ноздрях), эта техника является инструментом уравновешивания "лунного" (ида) и "солнечного" (пингала) аспектов энергии, а говоря обывательским языком - парасимпатики и симпатики.
За это сообщение автора vovaji поблагодарил:
Uroborus
Рейтинг: 6.25%
 
Ответить