Уровень развития личности и йога'

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Уровень развития личности и йога'

Сообщение Леша »

Уровень развития личности и йога.

Здравствуйте уважаемые господа ёги!
Поскольку некоторые тут жалуются, что скучно стало -) решил я написать некую статейку.
Еще раз напоминаю, что все это лично мнение, не претендующее на абсолютную истину.
Для начала несколько постулатов:
1. Личность человека проходит по мере развития несколько явно выраженных этапов (или уровней), кардинально друг от друга отличающихся по ключевым моментам.
2. Практика йоги на разных этапах развития личности тоже разная.
Поскольку знания об уровнях развития личности пока что не является общепринятым, то придется в двух строках его осветить. Желающие почерпнуть подробную информацию могут сделать этот тут http://www.podvodny.ru/Persona/Persona.htm или найти другие какие книжки.
Итак, выделим следующие уровни развития личности, условно назовем их и дадим краткую характеристику.
1. Инфантильная личность.
По АП – наиболее подходящая характеристика для этого уровня развития – хаотичное блуждание во тьме. Т.е. в темном подвале и на ощупь. Внешний мир для этой личности абсолютно вероятностный – т.е. может чего произойдет, а может не произойдет, сама личность на это никак не влияет (точнее не понимает, что влияет), никаких причинно-следственных связей не отслеживается, способность к сколько-нибудь целенаправленной деятельности отсутствует по определению, желания откуда-то приходят и куда-то уходят, а когда приходят – то полностью захватывают. Т.е. чего левая нога захотела – то и будем делать.
Хороший пример инф личности – маленькие дети, бо все рождаются инфантильными личностями, какими бы развитыми мы не были в прошлых инкарнациях. Детям бессмысленно объяснять, что надо вот так и так потому что, они знают только одно – я хочу это сейчас и все, а дальше хоть трава не расти. Т.е. прогноз не развит никаким образом. Хороший пример из взрослых – Дядя Вася сантехник – сказал, что придет, может придет, а может нет, а если придет, так поковыряет чего как может, сшибет рубель, выпьет, закусит и упадет. В общем, я думаю, понятно.
Насчет обучения инф личности вопрос не простой – как сказал АП – инф личность в основном учит только господь Бог да и то в основном пинками -). По большому счету инф личность асоциальна, т.к. ничего полезного ни для себя, ни для общества сделать не может.
2. Подростковая личность.
Уже гораздо более продвинутый вариант. Я бы назвал эту личность социально-ориентированной. Т.е. она начинает осваиваться в социуме, начинает понимать некоторые законы общества, им следовать, имеет некий кодекс правил, которых придерживается, имеет общесоциальные идеалы, может целенаправленно добиваться поставленных высот и т.д.
Обычно переход от инф к подр личности происходит в момент, когда инф личность что-то очень сильно захочет такого, что не может быть достигнуто прямо сразу. Например, стать балериной или кинозвездой – понятно, что для этого надо много лет пахать в одном направлении. Возраст перехода может быть разный – у кого в три года, а у кого и никогда… Но обычно это происходит в школьные годы. Хороший пример – отличник в школе, который, как вы понимаете, от двоечника сильно отличается. Также часто это происходит при занятиях спортом – инф личность гоняла себе в футбол в свое удовольствие, а потом ей втемяшилось стать Пеле и пришлось собраться и тренироваться. Вообще любой человек, имеющий хоть какой разряд по спорту, уже не инф личность точно.
Далее диапазон подр личности очень широк – от просто хорошего рабочего до президента страны. Т.е. полный спектр общественно уважаемых профессий и достижений.
Подр личность, в отличие от инф, уже сама с собой может что-то сделать. Язык там выучить, или асаны или еще что-то, если увидит в этом какую-то важную для себя цель.
НО! – следует четко понимать, что все цели подростковой личности являются общесоциальными. Т.е. они могут быть с т.зрения социума положительные или отрицательные, например, желание стать вором в законе или академиком, но внесоциальными они быть не могут. Скажем, подр личность не может захотеть стать никому не известным отшельником-аскетом, ищущим смысл жизни. Вот всем известным отшельником она может захотеть стать -)
Следует отметить, что наш мир – это мир подростковых личностей. Т.е. именно они являются всеми уважаемыми и известными людьми.
3. Юношеская личность.
В первую очередь юношеская личность характеризуется четким пониманием ложности всех общесоциальных идеалов. Уточним – ложности не для социума (для выживания социума как раз все его идеалы то и нужны), а ложности для себя лично. Т.е. возникает некоторое смутное ощущения уникальности своего индивидуального пути, который к общесоциальному имеет разве что косвенное отношение. Но вот сам путь этот пока еще не виден. Юношеская личность стремится этот свой путь найти. Или даже Путь.
Следует обратить внимание вот на что – переход к юношеской личности возможен только тогда, когда на уровне подростковой личности человек достиг значимых для себя целей, побарахтался в «лучах славы» и понял, что все это тлен и обман, и так много-много раз -).
Цели юношеской личности в принципе внесоциальны – поиск себя, своего пути, своего места во вселенной, своего индивидуального восприятия мира и т.д.
Но еще раз повторим – своего выраженного пути (точнее выраженного ощущения, что ты на своем пути) у юн лич еще нет.
4. Зрелая личность
Тут можно сказать коротко – у зрелой личность есть свой индивидуальный путь, на котором она совершенно утвердилась независимо от чьего бы то ни было мнения. Путь это может быть любой. Но он не общесоциальный раз и не требует для зр лич никаких доказательств, что это так.
5. Интегрированная личность
Переход на уровень интегрированной личности в просторечии называется просветлением. После чего наступает долгий этап развития инт личности. Некоторые источники утверждают, что именно в этот момент человек становится собственно человеком, а не полумеханическим биороботом.
Итак, прошу прощения за долгое вступление, но вернемся таки к йоге.
Рассмотрим варианты йоги, которые возможны на этих уровнях личности.
1. Инф.личность – теоретически возможность занятия йогой как таковой отсутствует полностью. Т.к. с одной стороны йога требует определенных длительных целенаправленных действий, на кои инф лич не способна, и цели йоги не то что далеки от инф лич, а просто не входят в описание ее мира. НО! – самое интересное, что на этом уровне полно народу, которые занимаются псевдойогой. Достаточно посетить некоторые «духовные» сообщества, в которых вы найдете толпы инф личностей, уставших от превратностей бытия (потому как эти самые превратности инф личностью никак не могут быть ни поняты ни приняты) и поверивших посулам неких лидеров. Примеры, я думаю, каждый сам себе найдет.
2. Подр.личность – тут уже мы найдем достаточно много занимающихся йогой. НО! – цели, которые ставит подр.личность при занятиях йогой достаточно далеки от Патанджалевских. Обычно это здоровье, внешние кондиции, следование моде, возможность поговорить в своем кругу о духовном развитии, иногда попытка достичь сиддх или каких-то сверхспособностей. При этом внешне такие йоги могут вполне выглядеть очень даже ничего себе. И могут заниматься довольно таки регулярно и фанатично и даже у весьма продвинутых инструкторов. Да чего греха таить – и инструкторов на этом уровне личности мы найдем. На этом уровне часто присутствует абсолютизация какого-то из стилей йоги или учителя – типа наша йога самая йогическая йога, а все остальное профанация.
3. Юн.личность – тут уже на первый план выходят духовные цели йоги. Т.е. попытка использовать йогу для поиска своего пути. Частенько происходит попытка сделать йогу своим путем, что из этого выходит – сами поглядите вокруг. Кроме того юношеская личность интересуется вообще всем подряд, что лежит за пределами общесоциального понимания мира – всеми системами саморазвития, БИ (уже не как мордобитием, а как системой развития) и т.д. и т.п. Соответственно частенько йогу смешивают со всем чем только можно. И нельзя сказать, что это плохо – это просто закономерный этап развития себя. На этом этапе чел может заниматься статикой, динамикой, медитацией такой и сякой, пранаямой, цигуном и т.д. и т.п.
4. Зрелая личность. Это уже таки хороший йог. Т.к. он уже прошел все что мог на уровне юн.личности, понял, что лично ему надо, выбрал свой стиль, может быть близкий к какому-то известному, а может быть выработал свой уникальный. Этому человеку уже не надо ни от кого подтверждений того, что он практикует правильно. Он и так это знает. Ему не надо ничего никому доказывать и вообще идея о правых и неправых йогах у него рассеялась, бо стало ясно, что сколько человеческих путей – столько и йог…
5. Интегрированная личность. Самадхи, просветление как устойчивое состояние. Не как разовое переживание (что бывает на уровне зр.личности не раз), а как устойчивое состояние, кардинальным образом меняющее взаимоотношения человека и мира. Более тут, как вы понимаете, не напишешь.

Засим прощаюсь.
Прошу почтенную публику извинить своего покорного слугу за отнятое время.
Еще раз напоминаю, что все вышенаписанное есть некое отражение вопроса, как я его на данном своем уровне развития вижу, и написанное не с целью кого-то поучить, а скорее с целью лучше систематизации картину мира в голове автора.
Давид
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 авг 2004, 16:35
Откуда: Израиль

Сообщение Давид »

Личность - это свойство человека отображать разнообразие субъективной реальности, согласно законам Великой Реальности и принимать решение, влияющие на субъективную реальность. Личность это уникальное свойство Божественной Реальности, имеющая возможность самой решать пути своего формирования, в том числе сделать это формирование либо закрытым для Великой Реальности или же полностью подчинить её формирование Б-жественной воли. Но любая деятельность любой личности подчинена стратегическим Б-жественным целям эволюции этого Мира.

Отсюда, уважаемый Лёша, хотелось заметить в том как в итоге будет проявлена личность любого человека, зависит от её взаимодействий с Б-жественным началом этого Мира. То есть если, к примеру, человек ведёт себя изначально неправедно, то и понятие Б-жественного для него будет закрыто, хоть он прочтёт достаточно много философских и религиозных трудов. И если личность закрыта, для Б-га, то пусть она будет трижды зрелой в конкретном деле, не смотря на огромный потенциал, может потерпеть фиаско, если будет таковым вердикт небес. А инфантил по Вашему определению может проявить чудо в решении какого то дела. Зрите в корень, уважаемый Лёша, и будете ближе к Реальности.
Не рождённый, не может умереть!
Олежик
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 28 янв 2004, 16:12

Сообщение Олежик »

В дополнение к теме
цитата из книги "Основы Аюрведической медицины". Авторы И.И.Ветров и А.В.Кузьменко.

Период кармической зрелости начинается у каждого человека в разном возрасте
от 16 до 36 лет и продолжается у большинства современных людей практически
до самой смерти.
Пожалуй это самый главный этап в жизни человека. Потому что именно в этот
период будет разворачиваться вся мистерия его судьбы и будут решаться цели
его данного воплощения.
Многие люди не задумываются об этом. Они продолжают жить, "плывя по
течению". Поэтому они испытывают подавленность, депрессии,
неудовлетворенность от бесполезности своего существования и страх перед
неизвестным будущим.
В это период перед человеком ставятся конкретные эволюционные задачи. Он уже
не должен просто плыть по течению или действовать только по подсказке своих
родителей или наставников.
Ему необходимо все больше и больше использовать свой интеллект и талант для
прохождения различных испытаний судьбы (дхарма-кармы) и коррекции своей
жизненой программы (прарабдха-кармы). В это время ему придется в полном
смысле этого слова начинать трудиться над собой, прорубать "каменные толщи"
судьбы, обходить кармические "ловушки", "тупиковые коридоры" и
прорабатывать "негативные" наклонности ума.
Петр и Павел
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 2 апр 2002, 07:50
Откуда: от верблюда
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Сообщение Петр и Павел »

Леш, не сочти за неуважение в Подводному. :oops:
5.9. Существуют четыре вида Йоги: Мантра-Йога, Лайя-Йога, Хатха-Йога и Раджа-Йога.
5.10. Садхаки бывают четырех типов: слабые, умеренные, горячие и очень горячие.
5.11. Люди не предприимчивые, забывчивые, слабые, ищущие ошибки в учителях, жадные, порочные, любящие сладкое, привязанные к своим женам, робкие, непостоянные, болезненные, несвободные, жестокие - это слабые садхаки. С трудом достигают они успеха даже за 20 лет. Они подходят лишь для Мантра-Йоги.
5.12. Умеренные садхаки имеют право на Лайя-Иогу: думающие, милосердные, желающие добродетелей, с приятной речью, избегающие крайностей.
5.13. Горячие имеют право на Хатха-Йогу: с постоянным умом, знающие Лайя-Йогу, независимые, полные энергии, великодушные, преисполненные симпатии, прощающие, справедливые, смелые, полные веры, поклоняющиеся своим Гуру, всегда практикующие Йогу - это Адхиматры, они достигают успеха за шесть лет.
5.14. Очень горячие, имеющие право на все виды йоги: это те, кто имеет огромный запас энергии, предприимчив, знает Шастры, настойчив, свободен от влияния эмоций, кого не легко смутить, кто с ранней юности умерен в еде, управляющий своими чувствами, бесстрашный, чистый, искусный, милосердный, помогающий всем, знающий, способный, устойчивый, удовлетворенный, прощающий, с хорошим характером, религиозный, умеющий хранить тайну, с кроткой речью, миролюбивый, имеющий веру в Писания, полный почтения к Богу и к Гуру, кто не тратит свое время в обществе; свободный от гнетущей болезни, знакомый с обязанностями Адхиматры, практикующий все виды Йоги-он достигнет успеха за три года.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Шива-самхита - это, конечно, не Патанджали, а Тантра...
Авесалом Подводный - тоже не Карл Густав Юнг...
"Зрелая личность. Это уже таки хороший йог. Т.к. он уже прошел все что мог на уровне юн.личности, понял, что лично ему надо, выбрал свой стиль, может быть близкий к какому-то известному, а может быть выработал свой уникальный. Этому человеку уже не надо ни от кого подтверждений того, что он практикует правильно. Он и так это знает. Ему не надо ничего никому доказывать и вообще идея о правых и неправых йогах у него рассеялась, бо стало ясно, что сколько человеческих путей – столько и йог…
Каждый имет право на свою точку зрения - это безусловно.
Однако, Леша, обращу Ваше внимание на следующее - касаемо тезиса что у каждого своя йога. Очень удобный тезис для тех, кто не желает напрягать мозги. В свое время исследователи проанализировали биогоафии ряда великих музыкантов, математиков, художников и пришли вот к какому выводу: ВСЕ они, прежде чем стать тем, кем стали, практически усвоили ВСЕ ТО, что было в этой области создано до них.
Вот ведь какая петрушка - усвоили ВЕСЬ предшествующий опыт! Не услышали о нем: - Вот блин, есть так какая-то математика или музыка, и я теперь возьму и сам все это в момент сварганю, я способный...
Так вот, Леша, современные "мастера" и все те орлы, что, умея хорошо сгибаться, запросто придумывают "свою" йогу ни фига не зная о традиции (а всякие там "Открытия силы" и "круги" вообще базировались Бог знает на чем, только НЕ НА первоисточниках йоги) - в лучшем случае имитаторы. Понимаете мысль? Есть художники, а есть примитивисты, которые СЧИТАЮТ себя художниками и пытаются убедить в этом весь мир.
Так и в йоге, особенно на постсоветском пространстве. Как только запрет исчез и за йогу перестали сажать - возникла масса маленьких Патанджали и наиболее способным из них удалось выдуть красивые мыльные пузыри "своих" методов и "путей" - бизнеса ради. Бог в помощь им.
Но зачем вокруг этого столько звона? Да все о просветлении...
Как говорил один известный товарисч - это ну очень сложно, чтобы быть истинным.
Так что, звиняйте, НЕ поддерживаю тему ибо не вижу в этом ни смысла, ни интереса, а переливание из пустого в порожнее. Я никого не собирался обидеть, заметьте, и никого ни в чем не виню. Хотите говорить об ЭТОМ - ну что же...
Удачи!
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Лёш, спасибо, что эту тему сформулировал и разместил здесь. Ибо зачастую здесь появляются вопросы, написанные без должного САМОСТОЯТЕЛЬНОГО размышления. Может, теперь народ начнёт больше смотреть внутрь себя- прежде всего.

А что касается классики йоги- боюсь, для того, чтобы познать шо це таке, придётся всё-таки обращаться к носителям традиции- т.е. в Индию. Ибо в составе русской (украинской, еврейской, ...) национальной культуры йоги замечено не было :)
austin
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 17 июн 2004, 11:58

Сообщение austin »

Собственно о сути сказанного никто не отозвался. Леша, мне понравилось. Но вот только перемешаны у меня эти стадии, вот в чем проблема. Вот несколько примеров:

1. "Чего левая нога захотела..." - не совсем так, но вот сейчас например я не могу себя заставить ничего делать, хотя 5 месяцев до этого успешно с собой боролся и побеждал (для меня это огромный срок). И вообще хватаюсь за разные вещи, очень мало что довожу до конца.

2. "Желание стать всем известным" - есть такое дело (хотя с точки зрения моих ровесников я уже многого добился). И есть план осуществления. Но в связи с собственной непредсказуемостью трудно надеяться на успех этого плана.

3. Понимание ложности общесоциальных идеалов - это с детства. Меня всегда раздражало стадо, и во всяком новом месте я как-бы говорю всем: "идите со своими стадными проблемами нафиг. Глушите водку, обсуждайте политику, здоровье и баб, а я буду работать когда захочу и как захочу". Поскольку я работаю хорошо - это получается.

4. "Индивидуальный путь" - с юношеского возраста я четко осознаю, что все мои увлечения и течения мысли где-то в глубине едины и на самом деле направлены в одну (невидимую) цель. Ни одно из них не исчезает навсегда, появляясь снова и снова, пусть через много лет. Конечно бесит невыразимость цели, но единство несомненно и неоспоримо.

Ну а для уровня 5 у меня примеров нет. Хотя, может быть это от того, что он у Вас не очень-то подробно описан :D
хлам в огонь!
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Re: Уровень развития личности и йога

Сообщение Леня »

Леша, развитие личности, как Вы его определили - социальное.
А йога (и не только йога) явление духовное.
Поэтому такой прямой корреляции здесь нет и быть не может.
Очень развитая личность (по Вашей классификации) может быть атеистом и материалистом.
Если Вы интересуетесь этим вопросом, классификацией личностей по их отношению к духовным путям посмотрите очень дельную для любого искателя книгу "Психология суфизма"
http://psylib.org.ua/books/nurbj01/index.htm
В суфизме определено понятие нафс:
"Нафс на самом деле представляет собой эго со всеми его тенденциями, тогда как интеллект — это умелый ревизор, пытающийся направить эго в сторону тех тенденций, которые, будучи проявлены в обществе, не приносят людям вреда. Интеллект ведет нафс в направлении, которое является социально приемлемым и в то же время улучшает состояние нафса."
В книге есть классификация нафса по отношению к познанию Бога.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Каждый человек так или иначе представляет, что он является личностью,
т.е. неким образованием, которое отЛИЧается от остального мира. Мало того,
он догадывается, что именно эта личность и живет, используя для этого кроме
внешнего мира еще и тело со всеми его потрохами. По сути понятия личности и души очень близки.

Но возникают некоторые вопросы.
1) А действительно ли эта личность существует? Или это плод фантазии.
2) Если она все же существует, действительно ли она изменяется или, как
указано в теме, развивается?
3) Если по первым двум вопросам ответ – да, то возникает последний вопрос.
А зачем интеллекту (по сути –телу) знать о состоянии или уровне развития
своей личности?

Что думают на этот счет очень и не очень активные практики?
ace
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 4 мар 2004, 12:56

Сообщение ace »

1. Это плод не столько фантазии, сколько иллюзии.
2. Да, она развивается, тем самым усугубляя иллюзию и ведя человека к смерти (столь же иллюзорной).
3. Для утверждения себя в собственной иллюзии и получения от этого удовлетворения. Но вместо удовлетворения иллюзия вызывает страдание. Отсюда возникает противоречие и побуждение к духовным поискам.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Судя по всему, активные практики не считают для себя необходимым отвечать на вопросы, ответы на которые для них, видимо, очевидны.
Настала очередь пассивных сочувствующих.

Согласно ЙС единственно реально существующей личностью является пуруша. Он вечно свободен и не развивается. Это реальная личность каждого человека.

Другой реальностью, также вечной, но в отличие от пуруши изменчивой (а стало быть, развивающейся) является пракрити. Человек со всем его аппаратом
жизнедеятельности, восприятия и постижения – часть пракрити. В его сложной структуре имеется некое тонкое образование - ахамкара, смысл которой служить природным двойником пуруши. Это нечто (а точнее сказать уже – некто), кто считает, что именно он является пурушей, т.е. реально существующей личностью.

Что это – иллюзия, фантазия, ошибка природы? Это реально существующий
самозванец. Причем он реально существует сам (как часть природы) и реально существует его прототип (настоящий пуруша). Этот псевдо-пуруша действительно развивается. И вся йоговская практика направлена именно на его развитие. Мало того тексты говорят о нем как о пуруше, который в конце концов освобождается от пут пракрити и достигает освобождения.

Вся эта сложная конструкция – это по сути реализованный в рамках пространственно-временных отношений способ самосознания того, кем мы себя
самонадеянно считаем.

Если считать, что пракрити бесконечна не только в пространстве и времени,
но и в способах реализации своего предназначения (а в йоге – это освобождение пуруши), то у «развивающейся личности» появляются безграничные перспективы.

Мерить уровень развития смысла не имеет. Нужно просто быть счастливым.
Желательно при этом использовать накопленный человечеством опыт. Остальное – дело природы. Она сама знает, кого, куда и как.

Такая вот шизотерика, флейм и патетика.
ctay
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 03:03
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение ctay »

...
Последний раз редактировалось ctay 30 янв 2005, 02:02, всего редактировалось 1 раз.
St-George
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 31 мар 2003, 11:49
Откуда: Ярославль
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Сообщение St-George »

По поводу уровней развития личности хорошо сказано в Б-Гите:
"Много рождений в прошлом было у меня и у тебя, о Арджуна.
Ты не помнишь этого, я же помню их все".

Жизнь за жизнью - все по тому же месту, с незначительными изменениями, сдвигами то вверх. то вниз. В этой жизни проявляются такие-то мои черты, в предыдущей проявлялись другие. Что уж там говорить об уровнях! Пора признать: невежество - это не детство души, а болезнь. Очень стойкая и трудноизлечимая. Лекарство одно - познать, кто ты. Принимать постоянно. По мере улучшения исчезает охота строить умственные конструкции, которые заранее неверны.
utthato brahma jijnasa
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Благодарю участвующих за высказывания в этой ветке. Все они в той или иной степени полезны для понимания вопроса.

Продолжу развивать тему. Заранее прошу прощения за большой объем текста, но тема не простая, коротко не напишешь.
Небольшая ремарка – я вообще говоря пытаюсь высказываться только по сугубо практическим вопросам.
Так вот – вопрос уровня личности того или иного индивидуума с моей т.зрения является совершенно практическим, а не теоретическим или умозрительным.
И я считаю эту тему очень важной для понимания современным человеком. Или даже, если хотите, человечеством.
Потому что:
1. Для того, чтобы развиваться самому надо точно определить свой уровень личности.
2. Для того, чтобы адекватно общаться с другим человеком, надо понимать его уровень личности.
3. Для того, чтобы у кого-то учиться, надо понимать уровень личности учителя, а учителю для того, чтобы учить, надо понимать уровень личности ученика.
Что происходит, когда п.1,2,3 понимаются не правильно – рассмотрим ниже.
А сейчас надо немного от тему отвлечься.
Как мы уже заметили, тема вызывает достаточно противоположные мнения. И это правильно. Надо заметить, что обсуждать эту тему есть смысл только с теми, кто по данному вопросу что-то читал, думал и вообще считает его существующим и важным, или же почитав мой пост и других участников – заинтересовался вопросом.
Если же данная тема никак вам на душу не ложится – то и профильтруйте ее нафик -). Много разных систем понапридумано в мире – не каждая каждому близка.
Также следует понимать, что выразить в паре страниц текста свое мировоззрение по данному вопросу не легко даже гению, а уж мне подавно, посему все мои тексты не полны по определению. Т.е. если по прочтению их вы вопросом заинтересовались, то есть смысл уже самому внедриться в него поглубже и составить свое мнение. У меня, например, на составление такого мнения ушла пара лет.
Далее я попытаюсь выразить свое мнение по данной теме более точно и по возможности затронуть вопросы, возникшие в сообщениях других участников.
Придется опять дать несколько постулатов. Прошу их воспринимать не как истину в последней инстанции, а как некие отправные точки в моем восприятии мира, которые могут помочь вам понять точнее о чем идет речь.

Итак:
1. Что такое личность – пока точно не определил никто. Т.е. можно найти массу определений, но все они при ближайшем рассмотрении будут отражать только одну или несколько сторон проявления личности, но никак не это явление в целом. Однако, каждый человек в голове имеет некий совокупный образ того, что означает слово «личность». Этим совокупно-собирательным образом мы и будем пользоваться, по ходу дела уточняя детали и точнее прорисовывая этот образ.

2. Личность проходит в своем развитии несколько ЯВНО выраженных этапов. Т.е. тем, кто эту идею в принципе отвергает – лучше данную тему оставить. Тем же, кто видит некое рациональное зерно в сказанном – следует лучше очертить для себя особенности конкретного этапа развития личности.

3. Каждый этап развития личности длится много лет. От пяти (короче таки просто не бывает, как мне кажется) до всей жизни.

4. Каждый человек рождается с определенным потенциальным уровнем личности, достигнутым в пошлом воплощении. Но какой бы у него не был высокий потенциальный уровень, любой человек начинает свой путь в детстве с инфантильной личности. Далее человек относительно быстро достигает прошлого уровня, после чего скорость его развития замедляется, что понятно, т.к. он входит в неизведанную для себя область.

5. Перейти в течение жизни на новый уровень (имеется ввиду никогда ранее не достигавшийся данным человеком ни в одном воплощении) – уже очень большое достижение. Перейти на еще уровень дальше – очень трудно.

6. Перечисленные мной уровни личности не имеет никакого отношения к традиционной психологии. Следует сказать, что введенные АП условные названия уровней личности нельзя назвать очень удачными – они коррелируются с аналогичными названиями в психологии, но при этом означают совершенно другое. Например, подростковой личностью в психологии принято называть личность подростка, юношеской – юноши, а зрелой – взрослого человека. По нашей же терминологии – названия «подростковая», «юношеская» и «зрелая» не имеют никакого отношения к возрасту вообще. Человек может всю жизнь прожить инфантильной личностью, мало того БОЛЬШИНСТВО людей на этой планете именно так свою жизнь и проживают. Я прошу вас очень четко эту разницу понять и не путать термины традиционной психологии с нашими.

7. Следует сказать несколько слов о психологии. Как мы помним перевод этого слова означает «наука о душе». Тут уже первое противоречие – понятие «душа» психологией то как раз и отрицается. Далее – психология наука, базирующаяся на общесоциальных принципах понимания мира и не далее. Например, товарищи Ошо и Иоанн Кронштадский с точки зрения психологии просто обычные двинутые, а вовсе никакие не интегрированные личности. Поэтому использовать психологию для описания личности выше подростковой – бессмысленно, т.к. для психологии никаких других этапов развития просто нет. Конечно в данном случае речь идет о психологии как академической науке. Обсуждать этот вопрос смысла нет – у меня такое сложилось мнение, а если у кого другое – так и хорошо.

8. Введенная нами классификация является внесоциальной – т.е. в социуме никого понятия о личностях выше подростковой нет – ну кроме того понятия, что все это сумасшедшие.

9. Сейчас будет очень важный момент, прошу обратить на него внимание. Надо учитывать не только сам уровень личности как таковой, но и переходы между уровнями личности. Во-первых эти переходы сами по себе весьма суровое испытание для человека. Во-вторых они бывают достаточно длительные по времени. А в-третьих человек не является «точкой», а скорее чем то «растянутым». Т.е. не возможно в одночасье покинуть подростковый уровень, быстро пройти переходный процесс и стать юношеской личностью. Человек в данном случае как поезд – паровоз уже въехал в юношескую личность, за ним вагоны катятся по переходной полосе (а там колбасит хорошо), а хвост таки еще на подростковой личности остался…

10. Еще важный момент – личность одного уровня в начале и конце своего этапа – тоже весьма сильно отличается. Так же как первоклассник от десятиклассника, как первокурсник от дипломника. Т.е. и те и те школьники или студенты, т.е. находятся на одном этапе, но различаются очень существенно. А вот переход с этапа на этап – это как окончание школы и поступление в институт – вроде бы прошло все три месяца, а однако первокурсник уже совсем не то, что выпускник… Поэтому мало идентифицировать себя или другого человека на определенном уровне личности, надо еще и более-менее точно представлять себе на каком отрезке пути этого этапа человек находится.

11. Еще важный момент (елки, они все тут важные -) – Личность человека состоит из субличностей (это тоже постулат, в том смысле как я это понимаю – кто считает не так – может изучить этот вопрос). Хороший пример – проявления того же студента на экзамене с профессором и наедине с любимой девушкой. Если посмотреть со стороны – так это будут просто два разных человека. Так вот разные субличности могут находиться на разных уровнях развития. Например, если я прихожу на работу, то я включаю некую рабочую субличность такого хорошего «подращенного» подросткового уровня. Т.е. стреляный воробей и на мякине не проведешь. Глядя на меня на работе никому и в голову не придет, что я интересуюсь чем-то там типа йоги и такие вот статейки пишу. А вот если я стелю коврик и на него сажусь – то включается совсем другой уровень личности. Отсюда возникает интересный вопрос – так какой же уровень личности является реальным? Тот, что на работе или тот, что на коврике? Честно говоря для себя я точно это еще не прояснил. Т.е. мне случается общаться с людьми, которые в каких-то своих появлениях явно находятся на уровне юношеской личности, а в каких-то как минимум подростковой если вообще не инфантильной. Однако, определить для себя какой уровень личности у данного человека в текущий момент общения с вами является активным крайне полезно, т.к. позволяет с ним общаться адекватно.

А теперь, учитывая вышеизложенное, проведем анализ переходных процессов между разными уровнями. Надо сказать, что по моим наблюдениям эти переходы не равнозначны.

Переход от инф к подр личности может происходить довольно незаметно. Скажем, был некий школьник раздолбай раздолбаем, но потихоньку как-то подправился, учиться стал лучше, чем-то увлекся, стал что-то делать более сложное, а к старшим классам глядишь серьезно задумался в институт поступать, засел за учебу, экзамены сдал выпускные и вступительные и т.д. – и глядишь он уже первокурсник на вполне нормальном уровне подростковой личности. Где был тот явный переход от инф к подр – вроде бы и не видно вовсе. Да, можно поискать и тогда увидится несколько ключевых событий в течение нескольких лет, но в принципе в тот момент, когда они происходили человека особо не трясло, т.е. прошел и прошел, пошел дальше. Каждый может вспомнить что из своей жизни, как он от инф личности к подр перешел. То, что все присутствующие находятся как минимум на уровне подр личности – почти что точно, иначе бы они этот текст не читали бы.

А вот переход от подростковой личности к юношеской это нечто совершенно другое. Это сильный трансформационный процесс. Сразу следует сказать, что оооочень небольшое количество народа этот процесс переживает. Надеюсь, что на данном форуме концентрация такого народа повышенная. Кто это пережил – то очень хорошо поймет о чем я пишу.

Итак – рассмотрим подростковую личность в конечной фазе своего развития.
Тут на ум приходит такая аналогия – если инф личность бродит в потьме в подвале на ощупь, то начальная подростковая личность уже бродит по тому же подвалу с фонариком и хорошо знает где какие углы, а развитая подростковая личность уже подвал обжила – там у нее многокомнатная квартира с электричеством, обстановкой, всем необходимым для жизни и подростковой личности там хорошо. Хорошо ей в этом подвале, однако в какой-то момент может стать скучно. И захочется ей узнать, а что там за пределами подвала? Выход из подвала она еще не знает, да и не искала никогда, но окошки имеются. И вот выглядывает она в окошко – видит там чего – травка, стадо бизонов пробежало -) Это подростковую личность крайне увлекает и она начинает рассказывать об увиденном окружающим (такие личности называются в социуме ясновидящими -). Начинается, как принято говорить, процесс духовных поисков. Опять же какой бы уровень личности не был, а человек по определению стремится к развитию, бо так сконструирован, надо ему чего новое постоянно. Духовные поиски могут привести к разным вещам – скажем, подр личность может найти какое хорошо окно в мир, возле которого толпятся еще куча подр личностей и на мир через окошко глазеют. Причем там может найтись и тот, кто в окошко периодически высовывается и всем остальное рассказывает. Таких пиплов принято называть духовными лидерами. Ну а как будет назваться толпа стоящая у окошка – зависит от названия окошка. Названия сами придумайте, я не буду, чтобы никого не обидеть.

А некоторые подростковые личности таки находят выход из подвала и выходят в мир. И первое что их поражает – это то, что мир оказывается – это вовсе не подвал. А что-то такое безбрежное, непонятное, неизученное и привлекательное. И в подвал больше не хочется. Т.е. приходится возвращаться, потому как там условия созданы для жизни, но не хочется больше туда.

Вот это и есть переход от подростковой личности к юношеской. Т.е. происходит очень явное понимание ограниченности и ложности всех общесоциальных истин и правил и приходит явное ощущение своей единственности и уникальности своего пути, который надо в этом вновь открывшемся мире найти. У некоторых такое ощущение есть с детства, это значит, что человек уже родился с потенциальным уровнем подростковой личности или выше. НО в момент перехода это ощущение очень сильно манифестирует себя, ощущается всем существом.

Переживания это, прямо скажем, может быть очень сильным. Примерно как если атеист истово уверует в Бога. Т.е. предыдущий мир полностью рушится как карточный домик, просто исчезает. Не в физическом смысле, а в смысле интереса к нему. Интерес к социальной жизни, значимых для социума вещах, желание их достигать – теряется полностью.
Часто это также сравнивают с вылуплением бабочки из кокона или птенца из яйца. Т.е. человек вырос в социальной матрице, она его сформировала, это и была ее цель, а дальше он ее скинул и ушел.
Ну а теперь кто вспомнит, а кто предположит, что же скажут все оставшиеся в подвале подростковые личности тому, кто из подвала вышел, потом вернулся (а возвращаться еще долго придется) и рассказывает какие-то небылицы об устройстве мира? Вы правильно подумали – кроме как в дурдом таких товарищей социум никуда не отпустит -). Правда, опытная подростковая личность на уровне перехода к юношеской уже вам не наивная инфантильная – она раз другой (десяток раз, сотню раз) попробует понарассказывать о своих открытиях окружению, но, видя его реакцию, уйдет тихо в подполье. Т.е. будет жить когда нужно с подростковыми личностями по их правилам, но сама будет стремиться уйти в другой мир. Я говорю «другой мир» потому как мир подростковой личности и мир юношеской личности – это действительно параллельные непересекающиеся миры.

И вот этот переходный процесс ухода из одного мира в другой может быть (и обычно бывает) очень тяжел для юношеской личности. Практически пропадает все бывшее окружение – друзья, товарищи, родственники – они просто становятся не интересными. А новый мир еще не освоен – там все неизвестно, сложно, не понятно, и не с кем общаться. Однако, постепенно по мере продвижения по пути юношеская личность находит себе другое окружения, раз, и понимает, что дело то не в окружении, а человек все одно должен пройти свой путь в одиночку… Первоначально такое понимания может быть очень сильным переживанием для юношеской личности, которая еще недавно была подростковой и никак себя вне социума не мыслила. А тут ты оказывается в поле и один, а куда идти – фиг знает…

А дальше начинаются длительные и зачастую мучительные поиски своего пути. Точнее я бы даже сказал не поиски, потому как нет какой-то тропинки, которую надо найти (хотя поначалу юношеская личность думает именно так), а процесс оформления личного пути.
Много тут можно написать, но пусть уж те, кто до уровня юношеской личности дошел – сами про себя вспомнят.
Случается и так, что юношеская личность начинает на дух не переносит подростковых. Они кажутся ей ограниченными существами, бессмысленно прожигающими время жизни. Вот тут то знание об уровнях личности может быть полезно – начинаешь понимать, что каждому свое время и место. И пока человек не обустроил свой подвал и пока ему там не надоело – то не надо ему на свободу. Ровно как если разбить яйцо раньше, то цыпленок не выживет. И пропадает желание подростковым личностям что-то доказывать и рассказывать такое, что в их понимание не входит. Ну, например, то, что не работа является смыслом жизни-). Для подростковой личности именно работа и есть смысл жизни.

Далее есть переход от юношеской к зрелой личности – в первую очередь он характеризуется четким оформлением своего личного пути. Но это уже не травматично, скорее наоборот происходит с облегчением и относительно плавно – в течение нескольких лет, а может быть и десятилетий. Следует понимать, что зрелых личностей очень не много. Возможно, что их просто тысячи на всей планете. Опять же надо понимать, что здесь под зрелой личностью мы подразумеваем вовсе не профессионала в каком-то деле, скажем, профессора или мастера спорта международного класса – все это хорошо развитые подростковые личности. Может ли быть зрелая личность атеистом? Не знаю, теоретически да. Но мне кажется что при той широте видения мира, которая неизбежно присуща зрелой личности, она просто не может не видеть наличия в мире более тонких планов за пределами физической материи. Поэтому я таки думаю, что атеизм – это следствие ограниченности видения мира подростковой личностью. Кстати говоря, подростковая личность может быть внешне и религиозна – но это все на уровне ритуалов у одного из окошек в подвале (да простят меня, надеюсь, присутствующие).

Что происходит при переходе от зрелой личности к интегрированной, то бишь при банальном просветлении – боюсь нам никто не поведает, бо эти товарищи уже в Интернет не ходят.

А теперь рассмотрим под завязку, чем чревато неправильное понимание пунктов 1,2,3, перечисленных в начале статьи.

1. Вы неверно определили свой уровень личности. Например, вы решили, что вы юношеская личность, а на самом деле вы подростковая. Что будет происходить? Вместо того, чтобы обустраивать свой подвал и созревать в социальной матке, вы стремитесь родиться раньше времени, а это чревато сами знаете чем. Такое может случиться, если подростковая личность попадет под влияние продвинутой юношеской или даже зрелой, которая очень доходчиво объяснит подростковой личности никчемность ее бытия в подвале.
Или же наоборот – вы уже давно юношеская личность по своим интересам, но вам держит социум – друзья, родственники, все говорят о долге перед людьми, Родиной и вселенной и прочая и прочая… И вы продолжаете сидеть в подвале, хотя уже знаете, что вам в нем не жизнь. А вовремя не рожденный плод сами знаете долго не проживет.
Еще один из вариантов – вы юношеская личность, но хотите сразу таки просветления. Ан нет – не выйдет, предстоит еще долгий долгий процесс по оформлению своего пути, а потом еще долгое путешествие по этому пути… И это лучше понимать.

2. Вы не верно понимаете уровень личности человека, с которым общаетесь. Надо сказать, что подобное понимание вообще возможно только на уровне юношеской личности и выше. Для подростковой все едино – люди делятся на своих и чужих, на дураков и умных, на образованных и нет и т.д. А вот юношеская личность уже понимает, что разница есть и существенная. И опытная юношеская личность никогда не будет говорить о своих юношеских делах с подростковой – т.к. как минимум подростковая покрутит у виска, а как максимум так еще и сдаст куда.
Если вы, скажем, собрались нанять на работу кого, то вы должны быть кровно заинтересованы, чтобы это была хорошо развитая подростковая личность – потому как если вы ошибетесь и это окажется инфантильная – то вы за него будете сами потом все расхлебывать, а если окажется юношеская – то она у вас долго не задержится.
Ровно как если будучи юношеской личностью вы встретите зрелую, а будете думать, что это ваш юношеский брат – то это чревато тем, что зрелая личность как-нибудь скажет пару веских слов, так, что вас ими прихлопнет невзначай, зрелая личность вообще тяжела на руку -). И лучше это тоже знать, чтобы не попадаться. Хотя зрелая личность юношеской вреда не сделает – может там и поставит на место, но это все на пользу пойдет. А вот подростковой личности со зрелой общаться таки даже противопоказано – т.к. подростковая видит, что тут что-то не то, но понять, что не то не может. И при этом от зрелой личности исходит такое обесценивание всех идеалов подростковой личности (даже если зрелая личность молчит вовсе – все одно видно, что все чаяния подростковой личности ей абсолютно до фени), что подростковая личность таки может просто впасть в прострацию. Правда, подростковая личность в такой ситуации ничего сделать не может, т.е. она ее просто не в состоянии понять, а вот зрелым личностям было бы не плохо понимать то, как они действуют на подростковых и себя вести немного помягче.

4. Ну и третий вопрос – у кого и как учиться.
Начнем с инфантильной личности – учиться ей надо у подростковой. Причем такой довольно жесткой подростковой, которая может учить методом кнута и пряника. Хороший пример – учительница в классе разгильдяев. Попробуй там дать слабину – мигом съедят. Юношеская и выше личности с инф возиться не будут никогда.

Начальной подростковой личности хорошо учиться у продвинутой подростковой – скажем, это хорошая учительница в гимназии, или профессор у студентов. НО – юношеская личность никогда не сможет учить подростковую. Для подростковой личности юношеская не является никаким авторитетом вообще – что за хрень по полю какие-то дороги искать, когда подвал надо обустраивать? Вот толи дело этот олигарх – глянь на его подвальчик -). Про то, что подростковой личности лучше таки держаться подальше от зрелой – уже писал. Если зрелая личность возьмется учить подростковую – то подростковой мало не покажется. Пример – как дон Хуан учил тов. Кастанеду.

Юношеской личности лучше учиться у такой же юношеской, но ушедшей подальше. Временами надо учиться и у зрелой, но это тяжело для юношеской личности тоже.
Зрелая личность в принципе уже ни у кого не учится.
А теперь таки рассмотрим абстрактных инструкторов йоги –
По идее не должно быть инструкторов йоги на уровне подростковой личности – ан, нет, встречаются. В подвале тоже хотят быть здоровыми и веселыми, да и окошко там есть такое с надписью «Йога», возле него всегда толпа есть. И сказать, что это плохо – я не могу, надо же и подростковых личностей кому-то учить.
Но вот если вы юношеская личность, а пришли к инструктору на подр уровне – то вы ничего, что для вас важно от него не получите. В лучшем случае пойдете другого искать, а в худшем – решите, что йога – это такая фигня.
Однако, большинство инструкторов по моим наблюдениям таки юношеские личности. Весьма разного уровня продвинутости, бо путь юношеской личности долог. Тут опять же надо найти себе такого инструктора, чтобы и попродвинутей вас был, и в то же время еще не ушел в дальние дали от вас.
Учиться у зрелой личности есть смысл тогда, когда вы уже сами близки к переходу на этот уровень. Далее зрелые личности учатся друг у друга, но это скорее выглядит как обмен информацией.
Интегрированные личности уже как таковым обучением не занимаются. То, что делал, скажем, Будда – строго говоря назвать обучением нельзя. Это нечто более сложное.
Ну и теперь коротко для инструкторов:
Хорошо бы понимать, кто в зале какая личность есть. Т.е. инфантильную к вам на занятия тоже может занести, скорее всего за компанию или по моде, но она там долго не задержится. А вот подростковая может придти и упорно заниматься. Только ей ваши рассказы о ЧВН или духовный рост будут до фени – ей надо форму попы улучшить да от гастрита избавиться. И это хорошо, и не надо ей больше этого давать.
Как сказала одна моя знакомая, будучи нормальной подростковой личностью, посетив занятия в одной известной питерской школе йоги – Я пришла к нему здоровье поправить, а он тут о духовности вещает.
Юношеская личность для инструктора благодатный материал – еще не все понимает, но хочет. С ней вот как раз и можно работать на всю катушку и нужно.
Ну а если, не дай Бог -), на занятия к хорошему юношескому инструктору забредет таки зрелая личность – я такому инструктору не завидую -). Зрелая личность будет тихо что-то делать там в конце зала, но инструктор ооочень хорошо почувствует, кто это к нему пришел и будет чувствовать себя как на экзамене.

Подустал я, господа.
Думаю, это все, что я хотел по данной теме сказать.
Удачи всем,
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Предположим, мы совершили научный подвиг, а именно:
1) составили исчерпывающий список инструментально (или хотя бы на уровне
экспертных оценок) оцениваемых параметров, характеризующих личность;
2) придумали общий супер-критерий, в котором чудесным образом сочетаются
все перечисленные параметры.

Теперь можно определить и свой уровень, и собеседника и учителя.
А дальше-то что?

Остается только защищать диссертацию. Можно еще написать толстую книгу.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

книги уже написаны.
и довольно таки толстые -)
не мной правда, чему я и рад -)

т.е. если лично вы не видите никого смысла в понимании своего уровня и уровня, например, вашего собеседника - то ессно вам тратить время на подобные вещи не следует.

Однако, лично я стал общаться с людьми очень даже по другому с того момента, как стал более-менее понимать на каком уровне личности находится собеседник. Общение, я бы сказал, стало более адекватным.

А на счет своего уровня - таки опять же я считаю, что после того, как я свой уровень развития определил - то моя личная практика стала более адекватной для меня. При этом я имею ввиду не только йогу.

Еще раз хочу повторить - написать довольно таки много страниц меня подвергло не желание теоретически пофилософствовать, а желание поделиться с народом совершенно практическими наработками.
Которые, с моей т.зрения помогают лучше понять мир как вокруг нас, так и внутри.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Попытаюсь сформулировать свою точку зрения на тему уровней личности, начатую Лешей. Сразу говорю, что все, сказанное мною – ИМХО и я ни в коем случае не рассматриваю это как рецепт, руководство к действию либо завершенную истину. Это мое МНЕНИЕ – и не более того. Но и не менее.
Первое - само понятие уровня развития личности. У людей в пространстве вербального общения существует множество понятий: километры, парсеки, секунды, килограммы и много еще разного, чего реально НЕТ в природе. Так что описанная Лешей схема понимания – это его ЧАСТНАЯ схема, ОН так видит. Я же, как и любой другой человек, это же вижу (понимаю) иначе, тем не менее попытаюсь определить, ЧТО в моем видении совпадает с Лешиной схемой, что – нет. Почему – не вопрос, он это он, а я это я.
Личность можно (ИМХО) определить как единичный объект вида Хомо сапиенс, более или менее успешно прошедший стандартные начальные этапы развития тела и психики и получивший возможность автономного функционирования при наличии переносимого уровня какого-либо дискомфорта.
Но! Личность может быть завершенной (самореализовавшейся), либо не завершенной, именно последние составляют подавляющую массу живущих. Скажем сразу: к незавершенным, не состоявшимся личностям мы НЕ относим тех, кто не имеет условий для этого. Если, скажем, человек родился в семье бедняков, алкашей либо живет в детдоме и вынужден выживать любой ценой – тут не до развития и не до становления вообще, что выйдет то и выйдет. Мы говорим о тех, кто имеет хотя бы минимальную возможность становления и испытывает такую ПОТРЕБНОСТЬ.
2. Каждый рождается с потенциалом развития, доставшимся наследственным путем. Насчет воплощений – не будем о грустном, поскольку бритва Оккама предположения такого типа отсекает сразу. У каждого человека есть определенный наследственностью потенциал, а каковы его масштабы и каким образом он развернется в социуме – зависит как от внешних условий и случая, так и от самой личности, обладающей способностью к активным действиям в мире, и от ее наличных (сформировавшихся) свойств.
Сначала – когда формирование Эго не завершено, личность инфантильна, она активно набирает и «раскладывает по полочкам» жизненный опыт. Это детство и юность. Насчет «прошлого уровня» - проехали.
Когда набравшая достаточно информации для того, чтобы действовать, подражая взрослым, юная личность «выходит в мир» - она начинает получать негативный опыт – узнает неосязаемые ограничения морального и этического плана, как в общении, так и в удовлетворении своих желаний.
Когда личность (индивид) их узнает – она может их учитывать БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ – по своему хотению – в своих действиях.
Если человек в действиях своей жизни и удовлетворении желаний использует в основном других, применяя для этого дезинформацию, принуждение, обман, запугивание, силу, свои недюжинные специфические способности, знания и умения (из причинения явного либо скрытого ущерба другим извлекая выгоду для себя) – он может достичь очень высокого уровня комфорта, социальной либо властной иерархии, но это НЕ есть развитие личности или души. Это – более или менее развитая способность (иногда – гениальная) к потреблению.
Есть личности, которые имеют творческий потенциал – это производители, люди искусства и ученые. Тут может быть разный «калибр» - от гениев типа Микеланжело или К.Ф.Гаусса до имитаторов и мошенников.
И есть ПОДАВЛЯЮЩАЯ МАССА людей обычных, обладающих средними способностями и возможностями, производителей и потребителей «нормальной размерности». Как правило, именно среди этого социального слоя возникают наибольшие проблемы с самореализацией и самоотождествлением.
Этапы младенчество, детство, подростковость, юность, взрослость – это стандартные ступеньки развития каждой личности, имеющей любящих родителей. Пока растущая и развивающаяся личность прикрыта родителями (при условии достаточной внутрисемейной сбалансированности и уровне материального благополучия) - она развивается спонтанно, как и должно быть. И переходы между этапами развития происходят не очень заметно. А вот если личности слишком рано ПРИХОДИТСЯ решать взрослые задачи либо она САМА берет их на себя и пытается решить самостоятельно – вот при этом, как правило, возникают проблемы, которые потом приходится расхлебывать очень долго.
Я уже не говорю тут о таких семьях – а их огромное количество – где родители САМИ так и не поняли своих проблем, не разобрались со своей жизнью. В таких случаях их проблемы автоматически ложатся на детей, и если дети НЕ разберутся в этом, то эстафета нарастающего маразма передастся их собственным детям. И так далее, пока кто-то не разберется в происходящем и не прервет его. Это и будет переход на иной уровень понимания, но такая работа очень тяжела, и под силу ТОЛЬКО взрослым людям со сформировавшейся психикой. Это уже будет разборка с собой – духовная работа, которую просто так, по желанию, осуществить нельзя, рядом должен быть либо умный человек, проделавший с собой такую же операцию, либо метод самонастройки, которым – и на мой взгляд непревзойденным! – является йога с классической ориентацией на ЧВН.
Теперь немного о достигших. На мой взгляд, человек самореализованный – это не тот, кто постоянно находится в йогическом самадхи, поднял Кундалини и теперь имеет целью жизни трансляцию этого состояния как можно большему числу людей, но тот, кто реализовал в жизни СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ потенциал! Как тот мясник, постигший суть дзэн, который разрубал тушу на ВСЕ нужные части ОДНИМ ударом. Постижение, скажем, единства всего сущего – не фокус, это и ученые знают, и достаточно образованные люди. ПЕРЕЖИВАТЬ это единство бесконечно и тащиться от этого - для меня неинтересный ход событий. Скорее это даже унизительно - уподобление крысе, которой вживили электроды в соответствующие центры мозга центры и целью ЕЕ жизни стало нажимание рычага, стимулирующего бесконечное переживание удовольствия.
На мой взгляд адаптированный к социуму и себе (самореализованный) человек устроен так, что переживает удовольствие, когда ему удалось сделать что-то нужное и полезное, и НЕ только для себя! Пусть это будет подметание двора либо создание теории относительности – неважно. Беспредметное и не имеющее хотя бы косвенных полезных результатов переживание – та же наркомания, со всеми вытекающими. А самадхи это, ощущение слияния Атмана с Брахманом, всеединства либо приход от метадона – без разницы.
Теперь о стандартных возрастных переходах. Если я иду куда-то, шагая по улице, зачем мне представлять на каком этапе движения находятся в какой-либо момент времени мои ноги?
Далее: любой человек многопланов и способен ко множеству видов деятельности. Так на каком основании следует считать, что йогой занимаюсь один Я, а посуду после ужина мою – другой? Когда я иду по улице спокойно – работает один режим (паттерн) дыхания, когда спешу – другой, когда волнуюсь – третий, когда бегу – четвертый, когда сплю – пятый. И что – все это принадлежит разным личностям? Вы скажете: а ментальная-то деятельность разная, если я беру тройной интеграл или общаюсь с любимой девушкой! Да, разная, но причем тут субличности? Это просто включаются разные аспекты реализации совокупного опыта Эго. Если психика находится в таком состоянии, что в ней сосуществуют разные личности, НЕ знающие одна о другой – это субличности, но это уже НЕ норма.
И теперь опять к переходам, к основному, о чем хотел сказать Леша. Вопрос? А что, кто-нибудь может сознательно сопротивляться превращению из ребенка в подростка, из подростка в юношу или девушку? А потом во взрослого человека?
Другое дело, что с каком-то возрасте выраженные ВНЕШНИЕ изменения ВРЕМЕННО прекращаются (примерно в интервале от 18 до 45), и центр тяжести дальнейшего развития (либо его остановка) переходит внутрь, в ментальный, душевный и психический аспекты.
Переход от подростковой личности к юношеской у меня лично был специфический, поскольку, будучи с детства сильным книгочеем, я весьма много ЗНАЛ разного, предстояло теперь выйти в мир и познакомиться со всем этим наяву. Не сказал бы, что знакомство оказалось приятным, ну и что? Все новое неприятно, недаром младенец, покинув идеальные условия в утробе матери первым делом верещит от неудовольствия.
Но этот дискомфорт нормален, если юная личность не слишком отягощена внутрисемейным негативом, установками и мировоззрением, полученным там.
Да, вышел это я, огляделся. Живет народ, кипит потихоньку. Начало 60-х, вокруг – как у Есенина: «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», а мне что делать? Спрашивать у родителей что мне нужно или что мне делать? Неудобно как-то… Ну понятно – учиться, получать специальность, становиться нужным в какой-то области. А в какой? Что мне интересно? Не знаю.
Стал я , стало быть, студентом и начал тасоваться с ребятами, с которыми учился в техникуме. Нормально, весело, классно. Только странновато немного: все веселье почему-то с водкой либо винцом… У меня-то в семье этого вообще не было, я и вкуса не знал. Ну – соберутся родители с фронтовыми друзьями на Новый год, на день Победы, выпьют по стопке и песни поют, «Темную ночь», например, или «Мне сверху видно все, ты так и знай…». Но чтобы я родителей в подпитии видел – не было такого никогда. Дома у нас всегда хорошо было, можно сказать – замечательно.
Да, так вот приняли студенты на грудь – и приключения искать. Либо пару-тройку гитар – и спеть чего-нибудь, а некоторые ребята, кстати, играли – дай Боже! Мне тоже захотелось научиться, взял и научился, не так чтобы супер, но вполне. Придешь в общагу, и когда вблизи нет асов, тебя просят взять гитару и сыграть. Нормально. Первый курс, второй, третий… Время от времени мне приключения эти надоедали, да и спиртное я терпеть не мог. Бывало недели две дома сижу, читаю. Но потом все равно в общагу тянет, как магнитом, в 16 лет сверстники нужны как воздух. А в общаге дым коромыслом. Живет народ от степухи до степухи. Нет денег – некоторые шли кровь сдавать, чтобы купить водки. Были это мои друзья – тезка мой, Витя, и Валера, ну так они и умерли оба, не дожив до сорока. И непонятно мне было: в книжках все о хорошем, о героическом, а у нас тут как черт знает что… Я-то в отличие от своих друзей еще в 14 лет прочел «Странника по звездам» Джека Лондона и понимал что все это веселье – не то. В 1967 парнишка из нашей группы умер от водки, Сережа такой, дружили мы с ним, но если у меня дома был полный ажур, то он жил в общаге, учился на алименты, которые оскорбительно отдавал ему отец, бросивший семью. В общаге можно было самоутвердиться только силой или «кто больше выпьет», а здоровье у Сережки было не ахти.
Тут я еще сильнее задумался над жизнью, бо стало ну очень тошно, однако у родителей помощи не просил, разбираться надо было самому. Довольно и того, что дом и семья всегда были для меня убежищем от всего, дома было хорошо, и родители любили меня так же, как и я – их. Кроме того, будучи умными людьми, они прошли фронт и поняли эту жизнь очень основательно, какие-то аспекты отношения к миру передав, несомненно, и мне.
Я понимал, что из всего этого бессмысленного веселья надо как-то выходить и в это время мне попалось «Лезвие бритвы» Ефремова. И возник интерес к йоге. Была возможность НЕ идти в армию, отцу стоило только пальцем шевельнуть, и я бы остался на гражданке. Но я сам ХОТЕЛ в армию, и очень сильно хотел, ибо понимал, что нужно выйти из той жизни, в которой я варился. Да и родителям в голову не пришло отмазывать меня от службы.
И вот армия – это было самое то! Человеку в юности, особенно парню, привыкшему к вольной жизни, просто необходимо на своей шкуре ощутить дозированное насилие – не беспредел, как это началось после распада страны. И когда я стоял в карауле, в лесах под городом Винницей, ночью, зимой, в тридцатиградусный мороз, а сверху в бездонной темноте моргали огромные лохматые звезды, то вся моя короткая жизнь развертывалась передо мной, детально видимая издали. И я начал понимать, что мне нужно на самом деле, а что нет.
И потом, вернувшись из армии, поступил в институт и начал вникать в йогу, что и делаю до сих пор. Только на каком-то этапе меня начали находить люди, которым это тоже было интересно либо необходимо.
И никакой болтовни о духовности, никаких лидеров. Я всегда сам был себе лидером, а если стал таковым для других, то это результат практики йоги, а не личное желание.
Если меня сделала йога, то любой человек может сделать себя гораздо более простыми путями, например мой сосед по Симферополю и в некотором роде ученик Серега мечтал стать хирургом и стал им! Причем – великолепным, он уже много лет делает сложнейшие онкологические операции, и он – человек счастливый.
Но лично у меня ничего не рушилось и не собиралось заново. Просто на каком-то этапе возникло понимание того, что мои родители – это люди, которые сделали в своей жизни нужное дело, а мне надо искать свое. И весь мой подростковый мирок был больше книжным, а юношеский – бессмысленным, но я искал свой смысл и нашел его. Да, пришлось пахать так, что трещали и кости, и мозги – ну и что? Зато это было невероятно интересно: делая - разобраться, понять и получить результат.
Да, я тесно общался со своими друзьями и после армии, но в том, что, по моему мнению, не следовало участвовать, я просто НЕ участвовал. И кроме нашего общего мира у меня был СВОЙ мир и СВОЙ путь. Но я никогда НЕ навязывал его другим и не гордился собой потому, что я не такой как они. Йога – это была моя война, но она шла параллельно с обычной жизнью, НЕ мешая ей.
Является ли смыслом жизни работа? Для некоторых – да, но далеко не для всех. Что я могу сказать? Работу либо надо делать интересной, либо поворачивать жизнь так, чтобы то, что тебе интересно, стало твоей работой, как это, например, случилось у меня. Если ни то, ни другое не получается, значит надо искать хобби вне работы. И не обвинять весь мир в том, что тебе скучно жить.
Поиск своего пути? Это штука не простая. Я лично считаю, что мне в этом повезло. Да, йога – это класс, но «Эй, вы, задние, делай как я! Это значит – не надо за мной!
Колея это только моя, выбирайтесь своей колеей!».
Но можно сказать одно: тот, кто в этой жизни хоть что-нибудь понял никогда не станет предъявлять претензии окружающему. Многим не суждено отыскать СВОЙ путь так, как они себе это представляют или как бы хотелось, и ничего с этим не поделать. В этом случае каждый должен, как я понимаю, следовать обычному человеческому предназначению: рожать детей, любить их, растить и тем самым передавать жизнь дальше.
Резюме: то, о чем говорит Леша – вся эта разборка с уровнями – пригодна, скорее всего, ТОЛЬКО для людей Лешиного склада, а прочие могут на этом ощутимо погореть. Колея это только Лешина…
Насчет того, ходят ли интегрированные личности в Интернет – большой вопрос, Вы что же Леша, думаете что интегрированность это синоним абсолютной самодостаточности? Понятно, что аутисты в Сеть не ходят, так они вообще не ходят никуда :D :D
Удачи!
За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Согласен. Все субъективно и исключительно индивидуально.

Лично у меня не вызывает никаких проблем ни выбор направления своего развития, ни адаптация к собеседнику, будь он в статусе «ученика» или «учителя». Все происходит спонтанно и доставляет радость.

Правда, нужно признаться, что некоторые качества все же нравятся в людях
больше. Например, самодостаточность и самоироничность.
Приходится перенимать передовой опыт, в результате которого они докатились до такой жизни.
Андрюха
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 27 фев 2004, 12:19
Откуда: Москва

Сообщение Андрюха »

Лёша!
Это замечательно.
Вы смотрите очень широко. Другие же здесь смотрят на тени своей пещеры. Я был в восторге от всех этих непроизвольных исповедей "подростков" и "юношей". :)
У вас очень хорошо получается дополнить Подводного!
Спасибо!

P.S. Сразу готов согласиться со всеми выпадами, обвиняющими в узости, лёшевоскладости, мелком шовинизме и.т.п. В конце концов, и так тоже оно есть. ;)
сержант Лебядкин
Сообщения: 356
Зарегистрирован: 27 май 2003, 17:27
Откуда: Ленинградская область
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение сержант Лебядкин »

Виктор писал(а): Каждый рождается с потенциалом развития, доставшимся наследственным путем. Насчет воплощений – не будем о грустном, поскольку бритва Оккама предположения такого типа отсекает сразу.

...Дома у нас всегда хорошо было, можно сказать – замечательно.

...В 1967 парнишка из нашей группы умер от водки, Сережа такой, дружили мы с ним, но если у меня дома был полный ажур, то он жил в общаге, учился на алименты, которые оскорбительно отдавал ему отец, бросивший семью.
Виктор Сергеевич, насколько я знаю, Вы скептически относитесь к реинкарнации. И первый абзац цитаты из Вашего поста лишний раз это подверждает. Не могли бы Вы поподробнее пояснить свою позицию по данному вопросу, поскольку мне не совсем ясно, какая грань бритвы Оккама так всё сразу обрубает :) .
ИМХО, люди подчас рождаются в настолько неравных внешних условиях и со столь разным генотипом, что внятно объяснить это кроме как реинкарнацией я лично не могу.
Если не реинкарнацией, то чем тогда Вы объясняете разницу стартовых условий между Вами и Сережей, которого Вы упоминаете? Слепой случай? Уж очень это грустно, чтобы быть правдой :) .
Ответить