[Статьи Михаила Свечникова]

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Мой процесс мышления - это очень сильно "не Я", просто восхитительная машина, чем она четче работает, тем меньше нужно участие Я. Четче работает не вообще, а в вопросе, где я разбираюсь, в моей какой то теме.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Мифолог »

Ingvar писал(а):
Так вот отрешенность и взгляд Я на деятельность сознания со стороны способствует осознанию неадекватных переживаний.
Правильно. Но с другой стороны для наблюдателя в смысле Патанджали не должно быть разницы между синтонным и дистонным. Он же просто наблюдает, не вовлекаясь, что и способствует пребыванию в мире с самим собой, ну или со своим неврозом, если есть такая беда... А примирение с неврозом это шаг в направлении излечения от него...)
Например, можно пробовать не отождествляться со своей неспособностью справиться с неврозом, а саму эту неспособность как психическое событие вывести в объект наблюдения...
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Ingvar »

Для йоги вообще все равно, все это чита вритти, Надлюдатель разотождествляется со всем. Только для этого нужно, чтобы определенные представления появились сначала в сознании. Например самскары всплывают в сознание из бессознательного и тогда Наблюдатель может с ними разотождествиться, смотря без вовлеченности. И так все больше и с более глубокими содержаниями психики. Отделяя себя от них, происходит выделение себя свободного, все более похожего на Пурушу.
Но тогда в итоге должна быть абсолютная пустота, непроявленность, недвойственность, которая достигается осознанием именнно различия Налюдателя и надлюдаемого? Как тогда Налюдатель осознает полное Единство, если он отделяет себя от вритти и от содержаний психики?
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Мифолог »

Осознает конечно не наблюдатель, а ум, буддхи. Чистый саттвический ум, о котором речь в сутре 3.56:
Саттвическое сознание, равное по чистоте Пуруше, приводит к абсолютной свободе (кайвалье). (перевод М.Свечникова).
Самого наблюдателя мы ведь также осознаем умом, правда при этом он перестает быть наблюдателем, точнее мы осознаем не самого наблюдателя, а мысль о наблюдателе или мысль о наблюдении...
Наблюдатель в моем понимании - это некая точка-позиция, совершенно бессодержательная, но из которой видятся все содержания психики как нечто внешнее. Факт этого видения свидетельствует буддхи, но только потом, хотя может показаться, что это почти одновременно. Но это не значит, что буддхи в момент наблюдения не работает... Наверное можно сказать, что наблюдатель - это тонкая игра Пуруши и буддхи, где наблюдение и мысль о наблюдении как бы чередуются...
Саттвическое сознание освобожденное от клишта-вритти, т.е. в состоянии ЧВН, равно по чистоте Пуруше, но при этом осознанность сохраняется. А дальше последний шаг - растождествление или различение буддхи-саттвы и Пуруши, и окончательная Кайвалья, освобождение от всех ограничений и т.д...)
За это сообщение автора Мифолог поблагодарил:
Ingvar
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Гузель Х.
Сообщения: 688
Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
Откуда: г. Казань
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 142 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Гузель Х. »

Ингачкачка писал(а):
"Скажите что это? В любой момент по желанию интересно ощущать себя здесь и сейчас.тогда окружение воспринимается как декорации, а я, как присутствующий главный герой, как в компьютерной игре. "

Успешное достижение состояния внутреннего Наблюдателя.
Кстати, у женщин это состояние часто происходит. Но, увлекшись чтением КАК ДОЛЖНО БЫТЬ, зачастую пропускают мимо переключение внимания на себя — ЧТО у меня происходит. А подобные состояния часты по причине многочисленных функций, которые женщина выполняет в течение дня и выполнять их с постоянной максимальной вовлеченностью, эмоциональностью, осмыслением, обдумыванием практически невозможно. Из-за избытка дел за день отключение ума, эмоций происходит бессознательно либо по причине перерасхода энергоресурса, либо как сохранный режим, либо проделывается сознательно, а ум, эмоции дозированно вовлекаются по мере необходимости. Каждая женщина знает состояние к вечеру, когда ни говорить, не двигаться, ни думать нет потребности. Но это отрицательное состояние перерасхода энергии и Наблюдатель лишь сможет констатировать: «Все…. Спеклась… Прошу не кантовать.» :-) А если сознательно подходить к внутреннему состоянию в течение дня, то внутренний Наблюдатель позволяет решать насущные дела с оптимальным распределением энергии. Во-вторых, внутреннее и внешнее восприятие меняется, дополняя друг друга. Оно становится глубинным, не поверхностным. Природа знала для чего создавала нас, женщин! Потому и раньше начинают развиваться девочки. Все в женщине уже заложено. Главное уметь расслабляться (глубина) и переключать внимание.

Ингачкачка писал(а):
«У меня вопрос:я вижу большое различие в состоянии осознания себя "здесь и сейчас".(концентрация только на наблюдение за окружением) и между расслаблением и недуманьем (моё чвн) в асане. Хотя только что до меня дошло что точно такое же чувство наблюдения(только с закрытыми глазами) я испытываю в йога нидре. Может чёт не так? Что это?»

Все так. Мысли в правильном направлении. Включение и осознание внутреннего Наблюдателя на разных стадиях.
Шавасана — практика расслабления тела, покоя ума, эмоций.
Йога-нидра — расслабление тела, покой ума, эмоций. Усложняющий практику элемент — перемещение я внутрь себя, перемещение внимания при сохранение покоя тела, ума, эмоций.
Практика асан — покой ума, эмоций. Усложняющий элемент - расслабление тела в определенной конфигурации, не свойственной в обыденной жизни.
Деятельность в социуме — покой эмоций, ума. Усложняющий элемент - замедленное (приостановленное) движение тела при расслаблении незадействованных мышц.

Ингачкачка писал(а):
"И ещё: если в таком состоянии посмотреть на человека (как бы из нутри) прямо в глаза, спокойно посмотреть (без мыслей и эмоций), то этому человеку очч не по себе и неприятно становится. Почему?"

А какое у вас ощущение возникает, если на вас смотрят бесчувственным, пустым, нейтральным взглядом? Вы видите свое отражение через взгляд КОНКРЕТНОГО человека в ДАННОЙ ситуации. Вы заметили, что при определенных ситуациях люди отодвигаются на некоторое расстояние друг от друга при общении, чаще боятся, стесняются смотреть в глаза? Но когда ощущается симпатия, доброжелательность, открытость, любовь, хочется без конца смотреть в глаза, говорят о глазах — зеркале души, хочется приблизится и касаться человека?

Ингачкачка писал(а):
«Играли когда-то в ралли на компьютере? Там выбираешь вид из или кабины; или сверху; или сбоку и т. д. И во время осознания себя тоже чуйство, только вид из центра груди, из сердца.»

Просто замечательное наблюдение! Молодец! Взгляд из сердца ( души) — это уже выбор, вектор направленности внимания, которое в КОРНЕ меняет восприятие.

Vlav писал(а):
«Полезное качество для общения с инспекторами ДПС, продавцами в магазинах и партнерами по бизнесу.»

Верно. Как вообще при отрицательных ситуациях. Но все же естественнее и практичнее чередование: «нейтральное» состояние — душевное, «нейтральное» — душевное…. С практикой «нейтральная» часть достигается быстрее, становится минимальной, короче, а душевная удлиняется, с опытом нарабатывается глубина, становится естественным состоянием. При выбивании из колеи достаточно быстро восстанавливающаяся. И в общении «выпадания» в «нейтральность» почти не заметны. Короче эти стадии перетекают одна в другую.

Ingvar 
«Конечно не надо это культивировать, я просто описал, что это было результатом, когда когда то я практиковал это смотрение со стороны почти постоянно. Если практика дозированная это приводит к уравновешенности, если переборщить то ощущения явно пограничного характера. Чем дальше человек в пограничье тем реальнее для него психическая, а не объективная реальность. ВСБ в одой из тем на вопрос о постоянной осознанности говорил, что лучше это бросать пока крыша не поехала. Вот и я о том же, что должен быть баланс между жизнью нормальной, когда мы вовлечены в дела, практикой и отрешенностью.»

Имею тот же опыт. Мной наработан опыт плавного перехода от избыточного состояния отрешенности. Он состоит в переносе внимания на внешние физические ощущения через касания (углубление в них): ощущение ладонью грубой коры дерева, поглаживание трущейся о тебя кошки, ощущение вкуса фрукта… Эмоции постепенно возвращаются, ум начинает «оживать», сравнивать, переходить в нормальный режим восприятия. Наиболее естественным, действенным и качественным является неторопливое, комфортное общение с подобным тебе человеком (ум+душа). Это лучший вариант и лучший опыт.
Жить и действовать по слову.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Психическое пространство (ПП). Его схема и динамика. Чидакаша (головное сознание) - верхний полюс. Тандэн (силовое сознание) - нижний полюс. Между ними - широкий канал. Плюс возможны рукава в ноги-руки. Все это как бы полости тела.

Четкое ощущение ПП достигается за счёт устранения (ниродхи) трёх «мирских» состояний сознания: сшибленности-ошеломлённости (кшипта), вялости-тупости (мудха), как-бы-контроля, или сканирования, внешней ситуации (викшипта). Кшипта-ниродха, мудха-ниродха, викшипта-ниродха, если говорить по-санскритски, мантрически. Мантрически - то есть с упором на тандэн, на живот, на выдох. Тогда процесс устранения обретает силу и эффективность.

Ощущение чистого ПП без содержаний (смеси трёх «мирских» состояний) можно назвать экагра (сосредоточенность). Вокруг него будут, конечно, толпиться разные содержания сознания - мысли, планы, заботы, тревоги. Но некоторое время можно его четко удерживать.

Если экагра разрушается каким-то содержанием, ПП заполняется им и перестаёт быть светлым, пустым, золотым.

Но дело в том, что телесное ПП (экагра) - это лишь один полюс (нулевой, ПП-0) йоговской схемы. Другим полюсом является бесконечность где-то там, невообразимо далеко от тела. Ощущение бесконечного полюса (ПП-8) можно обозначить словом нируддха (остановленность).

Таким образом, игра сознания, его динамика, может корректироваться волевым образом посредством движения внимания по схеме ПП-0, ПП-8 плюс выключение мирских состояний упомянутыми мантрами-командами с упором на тандэн.

И если ПП-0 это вроде как «твоё», то к ПП-8 можно быть лишь благоговейно сопричастным. Как к метафорическому океану Любви и Сверхсознания.

Излишнее напряжение и пафос при следовании этой схеме устраняются «улыбкой Будды». Не мучьте себя, это бесполезно. )

** экагра = концентрация, нируддха = деконцентрация = сосредоточение на бесконечности

(29.03.2019)
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 2):
Ingres, Maxon'ka
Рейтинг: 12.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

О внутренней болтовне.
======================
Связная внутренняя речь по идее блокируется неподвижностью горла, его связок. Возможно ли это? Попробуйте.

Но! Внутренняя речь ВТОРИЧНА по отношению к ТЕМЕ, которую комментирует эта речь. А тема, или память о ситуации, фантазия о ней - задаются КАРТИНКОЙ!

Картинка же просматривается глазами. То есть даже закрытые глаза реагируют на картинку-тему, выскакивающую со склада памяти и психики.

И обратно: движения закрытых глаз ВЫТАСКИВАЮТ со склада очередную картинку!

Поэтому, чтобы более-менее блокировать (ниродха) поток картинок-тем для их разглядывания и последующего комментирования словами, нужно стараться (йатна по-санскритски) сохранить неподвижность глаз.

Отсюда рекомендация великих медитаторов - закрывать глаза при старании достичь безмолвия ума.

А также их умолчание о том, что глаза при этом сохраняются в неподвижности, насколько это возможно.

При этом глаза наконец-то созерцают пустой «экран» перед собой.

Как следствие такой неподвижности отключается и словесный поток комментариев.

Автомат внутренней болтовни выключается. Вернее - ставится под контроль посредством нехитрой уловки с неподвижностью глаз.

***

В проекции на тело память - сама по себе и как основа для фантазий - находится где-то в теле, в туловище, то есть НИЖЕ глаз.

Поэтому закрытые глаза, в процессе разглядывания внутренних картинок, опускаются вниз.

Отсюда известные рекомендации: поднимать глаза к переносице (для засыпания), чаще смотреть в небо (физическое или внутреннее).

Тем самым отвлекается внимание (Атман) от потока, круговорота кармы, составленной из опыта, запечатленного в картинах памяти.

И возникает шанс для освобождения от ее непреклонного давления - хотя бы на время сна и отдыха.

***

Итак, рецепт успешной медитации (в смысле достижения безмолвия ума, а не созерцания) заключается в том, чтобы:
1) закрыть глаза
2) удерживать глаза расфокусированными, расслабленными, созерцающими лишь пустой тёмный экран перед собой, не опуская взора (в хранилище памяти).

Если таким образом достигнут достаточный покой, можно переходить к созерцанию и переработке (перепроживанию и коррекции) ситуаций прошлого и фантазий о будущем.

Но не ранее. Без запаса покоя поток картин памяти и воображения потащит сознание по кругу и по своим обычным кочкам...

12 апреля 2019.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 6):
Ленивец, vovka, Ingres, Maxon'ka, DmitryA, Наталья А М
Рейтинг: 37.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение vovka »

Михаил, приветствую!

Спасибо за напоминание о важности глаз, но что делать если они не приучены к контролю?

Отдельно по поводу запаса покоя, без его минимального запаса и завести двигатель практики то не получается иногда, в дефиците нынче, а уж сколько его нужно для того чтобы медитация взлетела, и вовсе боюсь предположить...
Нариман
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 20 июл 2006, 18:13
Поблагодарили: 3 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Нариман »

Господа,
Спасибо огромное!

Я занимаюсь самостоятельно, и просматривая форумы и видео на ютубе, много раз видел как ВСБ обращал внимание слушателей на глаза. Но я получается игнорировал этот совет.
Хотя бывало зацеплялся за пустой экран и расслабление пёрло, но я тупо не фокусировался на этом этапе специально на экран.

Благодаря Вам, я знаю что делать дальше.

С уважением,

Нариман
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение vovka »

Вопрос про глаза снимаю.)
Прямое внимание на них действительно не действует, но зато челюсть и горло поддаются и тогда происходит чудо, глаза отпускает вслед за ними и начинается нечто похожее на сброс: непроизвольные ритмичные сжимания и расжимания окологлазных мышц.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Друзья мои, все техники и находки не универсальны, надо на себе проверять. Что-то подойдет, что-то нет.
Поэтому техник, схем и приемов оооочень много - потому что все мы разные - в психологических и физиологических нюансах.

Более того, иногда идет одно, и не идет другое, приходится чередовать.
Универсальных методов спасения, просветления и выживания не существует - приходится крутиться. )
Радуйтесь всем находкам - своим и чужим - которые у вас лично работают. У других эти находки могут быть нерабочими, и спорить тут не о чем.

Vovka, привет! )
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
Maxon'ka
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Calceteiro »

Здравствуйте, Михаил, рад Вас снова здесь читать, как говорится, "автор, пишите ещё".
Полностью согласен с Вашим постом выше, добавлю лишь, что у меня, иногда, то что подходило "вчера", через какое-то время, "завтра", уже может изменятся.
За это сообщение автора Calceteiro поблагодарил:
М.Свечников
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Цитата из замечательной книжки Олега Бахтиярова "Активное сознание".
Эта цитата - развертка саааамых начал системы Патанджали. А именно двух сутр - 1-13 - об усилии удержания "себя" в тишине (в Я) и - 1-2 - о ниродхе содержаний сознания (сопутствующей этому удержанию). (Кто шарит по-санскритски, это "татра стхитау йатно'бхйаасаХ" и общеизвестное "йогашьчиттавРиттиниродхаХ".)
Много букв, не ругайтесь. ) Если продеретесь - хорошо, если зацепит - прекрасно, если получится практически - отлично.
Помните, что понимание сложных текстов - упражнение в свадхьяйе (4-го раздела ниямы по Патанджали).
Итак, -

«Волевая медитация (ВМ) является ключевой техникой в психонетической работе. Ее назначение — достижение трех взаимосвязанных позиций. Это:
— интенсивное переживание реальности своего «Я»;
— разотождествление «Я» с любыми содержаниями и формами сознания;
— обретение опыта внутренней свободы от стимулов, управляющих сознанием.

ВМ — не работа одних психических образований с другими, не их взаимодействие, это работа «Я», вынесенного за пределы любых организованностей сознания, со всей тотальностью психического.

Не следует считать, что волевая медитация является собственно волевым действием. На начальных стадиях изучения волевой медитации ВМ отражает, изображает действие воли, является изображением, имитацией, но не пробуждением воли, хотя, безусловно, ВМ — в наибольшей степени отражает волевые реальности. Нет способа спровоцировать волевое действие, но, имитируя его, можно получить представление о том, как соотносится воля с аспектами обусловленности Мира. В ходе практики изображение действия воли постепенно приближается к реальности и, в конце концов, пробуждает волю.

Для выполнения волевой медитации нужно занять удобное положение. Желательно выпрямить спину. Это требование отнюдь не ритуального порядка — при непроизвольном выходе из ВМ практик не сможет удерживать прямое положение спины, и это будет означать, что ВМ закончилась.

Волевая медитация — это действие, исходящее не от «организма сознания», а от стремящегося к волевому состоянию «Я». Действие, в принципе, может быть любым, но лучше, когда в нем в концентрированном виде заключается идея ВМ. В качестве действия, исходящего от «Я», избираются две формулы, представляющие собой вербальное развертывание смысловой составляющей ВМ.

Первая формула волевой медитации — «Я есмь». Это старая, во многих практиках употребляемая формула, утверждает, во-первых, сам факт существования и ответственность за свое существование того, кто произносит эту формулу (что приводит к обостренному переживанию реальности своего «Я»), и, во-вторых, противопоставляет чистое «Я» (как наблюдающую и действующую инстанцию) всем содержаниям сознания.

Переживание реальности существования отнюдь не тривиально. Большинство людей проводит большую часть своей жизни вне переживания реальности «Я», как бы просматривая фильм про свою жизнь, но не управляя ею активно. Смысловой компонент формулы «Я есмь» (если внимание сосредоточено именно на нем) заставляет пережить собранность, компактность себя, выделенность из общей ткани Космоса. Это отнюдь не банальное противопоставление себя и Мира, это, скорее, разделение трансцендентной и имманентной составляющих сознания. Трансцендентное, наблюдающее и действующее «Я» противопоставляется тем составляющим человеческого существа, которые включены в общий поток жизни, отражают этот поток и зависят от него.

Противопоставление «Я» и всего остального составляет второй компонент ВМ. «Я есмь» апеллирует к несовпадению переживания чистого «Я» и актуальной психической структуры. Тем самым создаются предпосылки для воздействия на психические структуры и процессы — субъект и объект действия четко отделяются друг от друга. Однако нельзя сказать, что в ВМ «Я» с самого начала действует как волевой субъект. Здесь, скорее, «Я» действует так, как если бы волевой аспект «Я» был пробужден. В ВМ отсутствует главная характеристика волевого действия — его необусловленность внешними причинами. Есть причина — текст или инструкция руководителя занятий, но присутствует и внутреннее действие — принятие решения о выполнении ВМ. С момента принятия решения ВМ осуществляется как процедура, имитирующая действие воли и чем дальше реальные условия (и внешние, и внутренние) от условий, в которых принималось решение о начале ВМ, тем более осознанной и более приближенной к собственно волевому действию становится ВМ.

Вторая формула ВМ — «Я есть воля». Эта формула отличается по своему смыслу от «Я есмь». Если «Я есмь» утверждает только сам факт реального существования «Я», то «Я есть воля» выводит на первый план аспект активности «Я». Их ритмическое чередование взаимно усиливает действие обеих формул. «Я есть воля» изображает и тем самым провоцирует третий компонент ВМ — действие вне обусловленности. Любая обусловленность с позиции второй формулы рассматриваться как событие, происходящее вне «Я» и вне воли.

В ходе ВМ важно освободиться от ее формальных проявлений и перейти к действиям в пространстве смыслов. Эта задача облегчается разбиением ВМ на три фазы.

Первая фаза — это внутреннее произнесение, проговаривание формул. Здесь присутствует и моторный образ работы речедвигательного аппарата, и звуковой образ, и смысл произносимых фраз. Первая фаза длится до появления устойчивой концентрации внимания на формулах. Когда устойчивость достигнута и отвлечения внимания становятся минимальными, добавляется вторая фаза — подавление проговаривания и сосредоточение только на звуковой и смысловой составляющих формул. На первой фазе ВМ внимание смещено в сторону речедвигательного аппарата, язык слегка напрягается и, возможно, даже двигается, имитируя звуки речи. Именно эти движения подавляются на второй фазе, а внимание при этом смещается к центру головы или в пространство между ушами.

Во второй фазе остается только звучание и смысл формул. Звучание формируется внутренними усилиями, смысл формул развертывается в звучание. Первая и вторая фазы — проговаривание и развертывание звучания — чередуются и поддерживают друг друга.

Когда концентрация внимания на таком двойном действии становится устойчивой, добавляется третья фаза: разворачивается только позиция, соответствующая формулам «Я есмь» и «я есть воля». Для этого нужно предпринять усилия, направленные на разворачивание звучания, но вместо внутреннего звучания развернуть состояние. Тогда волевое намерение развертывается в состояние, беззвучно, без напряжения речедвигательного аппарата и без звучания. Мы называем эту фазу — безмолвное развертывание формул.

Поначалу третья фаза сопровождается неопределенными, но мобилизующими ощущениями в теле, однако и они должны рассматриваться как одна из форм «звучания». Постепенно эта форма заменяется чистой позицией «Я есмь, Я есть воля» и сводится не к чувственному, а к смысловому переживанию. В начале практики три фазы должны чередоваться, но главной мишенью ВМ все же является третья фаза. Постепенно ее удельный вес в ВМ должен увеличиваться — на одно развертывание первых двух фаз сначала приходится 2–5, затем 10 безмолвных развертываний. Первая и вторая фаза начинают играть роль вспомогательных фаз, к которым прибегают для поддержания третьей.

Первая, вторая и часть третьей фазы должны рассматриваться как развертывание волевого намерения, исходящего из «Я», в среде содержаний сознания. Все всплывающие содержания сознания — мысли, образы, воспоминания, чувства — рассматриваются как посторонние, «не свои», находящиеся за пределами «Я». Волевая медитация — процесс последовательного разотождествления «Я» со всеми содержаниями сознания. Но это процесс противоречивый. Смысловая составляющая ВМ частично развертывается в содержания сознания, но содержания, подконтрольные «Я». Только они являются продуктом внутренней активности. Действуя в пределах эмпирической психики, «Я» создает плацдарм воли среди содержаний сознания, составляющих целостный организм сознания.»

Отрывок из книги
"Активное сознание"
Олег Георгиевич Бахтияров

Добавлено позже: 20 апр 2019, 11:33

Артур, привет!
Спасибо за добрые слова. )
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 3):
Calceteiro, ЁЛКА, Ingres
Рейтинг: 18.75%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Curma
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 3 дек 2018, 09:09
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Curma »

Михаил, спасибо вам большое за Ваши посты, многие сложные моменты становятся понятны, все встает на свои места,
восприятие проясняется.
По последней цитате из О.Бахтиярова хотелось бы кое-что уточнить:
согласно отрывку волевая медитация является лишь упражнением, дисциплинирующим ум и помогающим соотнести волю
и "аспекты обусловленности мира", постепенно по ходу практики, ведущее к пробуждению собственно воли.
Но что именно предлагается использовать как идею ВМ, которая должна вызвать определенное действие?
Речь идет о двух формулах "Я есмь", "Я есть воля", но сами по себе эти формулы не обозначают никакого действия, просто подразумевают
формирование ощущения полноты собственного существования. Однако, судя по техническому описанию процесса - он достаточно
длительный, требует многократного повторения, подразумевается все-таки более сложный текст. В медитациях достаточно
часто практикуются молитвы или мантры.
Насколько я знаю, в школе Виктора не советуют использовать санкальпу (целеполагание) в медитативной практике.Не знаю, в
чем тут дело, может быть Вы можете пояснить.
Не очень так же понятно, как именно новые содержания сознания, в которые развернулась смысловая составлящая ВМ, потом
постоянно удерживать подконтрольными "Я", если старые содержания сознания контролировать не удавалось?
За это сообщение автора Curma поблагодарил:
М.Свечников
Рейтинг: 6.25%
 
Non scholae, sed vitae discimus
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Curma писал(а):Михаил, спасибо вам большое за Ваши посты, многие сложные моменты становятся понятны, все встает на свои места,
восприятие проясняется.
Я рад. ) К сожалению, меня часто влекут сложные вещи. )
Curma писал(а):По последней цитате из О.Бахтиярова хотелось бы кое-что уточнить:
согласно отрывку волевая медитация является лишь упражнением, дисциплинирующим ум и помогающим соотнести волю
и "аспекты обусловленности мира", постепенно по ходу практики, ведущее к пробуждению собственно воли.
Но что именно предлагается использовать как идею ВМ, которая должна вызвать определенное действие?
Речь идет о двух формулах "Я есмь", "Я есть воля", но сами по себе эти формулы не обозначают никакого действия, просто подразумевают
формирование ощущения полноты собственного существования. Однако, судя по техническому описанию процесса - он достаточно
длительный, требует многократного повторения, подразумевается все-таки более сложный текст. В медитациях достаточно
часто практикуются молитвы или мантры.
Молитвы и мантры - это квинтэссенции концепций, развернутых в (священных) текстах, которыми обычно обкладываются все практики и даже отшельники. Разумеется, без впитывания контекста, данного в этих текстах, повторение мантр, скорее всего сведется к тому, чтобы их просто ДОЛДОНИТЬ. Это, впрочем, может дать некий седативный эффект, поскольку "не следует недооценивать предсказуемость тупизны" (с) (из фильма Snatch!). ) Я не шибко уверен, что у Бахтиярова с его ребятами на его занятиях особо получается, но текст у Олега красивый, меня зацепило, да и получился эффект ясности и приподнятости духа. Поэтому и выложил, может у кого-то тоже выстрелит.

Но, повторюсь, с этими психотехниками дело такое - сегодня одно работает, завтра - другое, а послезавтра ничего не работает, и надо искать новые зацепки. Наш мир - это суровый тренажер, стачивающий так или иначе тело, но могущий закалить дух.
Curma писал(а):Насколько я знаю, в школе Виктора не советуют использовать санкальпу (целеполагание) в медитативной практике.Не знаю, в
чем тут дело, может быть Вы можете пояснить.
Не думаю, что "Я есмь" - это санкальпа. Это типа ОМ... абстрактная штука.
Ну правда же, это ведь не "Я хочу бросить курить". )

Я уже не очень помню подробности аргументации против санкальпы... Типа побочка может быть. Ну да. С другой стороны, общепризнан, вроде бы, эффект аутогенной тренировки, или вот Эмиль Куэ 100 лет назад давал своим пациентам формулки для самопомощи, тоже вроде работало.
Все методы суть инструменты, а насколько ты с ними ловко управляешься - это уже твоя проблема. Полагаю, нет универсальных штучек или кнопок, которые запустил - и всегда неизменно превосходный анкл бэнкс. ) Я есмь, я есть воля и санкция - не так ли? )
Curma писал(а):Не очень так же понятно, как именно новые содержания сознания, в которые развернулась смысловая составлящая ВМ, потом
постоянно удерживать подконтрольными "Я", если старые содержания сознания контролировать не удавалось?
Отличный вопрос. Разумеется, новые содержания не удастся удерживать постоянно.
Вот, допустим, вы позанимались некой практикой, и ваше настроение улучшилось (новое содержание сознания). А потом пришли ближние или далекие и выпили ваше настроение. Или даже оно просто само улетучилось от неприятного воспоминания.
Тем не менее, регулярное выполнение практик(и) позволяет создать тренд на хорошее и лучшее. И славно. Выжить в относительном комфорте - на большее я лично и не рассчитываю - ибо давление Тренажера тотально.
А то, что бросаешь заниматься попытками контроля старых содержаний и формируешь новые - так это в точности как прием в математике, когда решается более общая задача, и попутно находятся ответы на более мелкие задачи.

Добавлено позже: 5 май 2019, 15:47

Коли есть спрос, вот еще старый текстик.

Картография Мира сознания.
======================
Обычно рисуются "планы" и "уровни" как последовательные ступени.
На практике же вырисовывается более живая карта.

1) долина, низина "сансары", беличьего колеса забот и тревог, со своими испарениями, болотами и осадками; впрочем, отличное место для рождения и тренировки жизни и даже сознания;

2) окружающие долину горы духовных и прочих свершений, сиддх и достижений - с вершинами, плоскогорьями, захватывающими дух творческими кручами; горы неприступны, но в них есть тропы и тайные ходы (например, яма-нияма);

3) горы окружены океаном любви - главной творческой силой вселенной, "что движет солнца и светила";

4) океан любви окружён беспредельным горизонтом божественного сверхразумного огня (ишвара, Шива)

Причём огонь пронизывает их всех, любовь проникает в горы и долину, а горы крепкими жилами удерживают эту нашу долину от распада, чтобы эта колыбель тела, духа и сознания - сохранялась на благо и к тренировке всех живых существ.

Добавлено позже: 11 май 2019, 22:36

Йога Патанджали существует в двух ипостасях. Сугубо положительном и сугубо отрицательном. Первая ипостась называется сампраджнята (с осознанием). Вторая - асампраджнята (без осознания).

Сампраджнята-йог (С-йог) наслаждается жизнью и ее проявлениями. Он - сугубо положителен. Если не положителен - в данный момент - то он либо серая масса, либо А-йог. (1-17, 18).

А-йог просто пребывает в тотально «побарабанном» настроении. Его ничто не колышет. Он ещё есть, но в пределе - его уже поглотило Великое Ничто. Оно же - Великое Всё.

С- и А- состояния знакомы всем без исключения. Милосердная жизнь многократно знакомит нас с этими состояниями. А старик Патанджали ещё и объясняет.

Понимая его объяснения, можно организовывать снова и снова ежечасные подступы к этим состояниям во все большей их чистоте и устойчивости. (3-09, 10).

Нужно просто замечать естественный крен сознания - которое как тяжелый корабль бороздит волны внутренних содержаний - в С-, или в А-сторону. И акцентировать, задерживать свой корабль в этих полюсах, как можно ближе к ним. (3-09).

В этих состояниях мы не создаём кармы, потому что либо безоговорочно принимаем все проявления жизни (правильно, это С-), либо тотально скользим сознанием мимо них. (4-07).

Неведение же устроено так, чтобы запрещать чистоту С- и А- состояний. Или у тебя бочка дёгтя с ложкой мёда, или наоборот. Поэтому - (2-15).

В то время как в состоянии обеих йог нет ни мёда, ни дёгтя. Либо богатая восхитительная реальность, либо призрачная иллюзия, сквозь которую проступает Реальность иного, «чем здесь».

Добавлено позже: 11 май 2019, 22:42

Камрады, вставляйте свои сообщения, хоть пустые (типа ZER GUT!), чтобы мои опусы разделялись. А то все валится в одно сообщение, с подписью "Добавлено позже"...
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 2):
Maxon'ka, ЁЛКА
Рейтинг: 12.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

test test test
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

«— Умение расслабиться — замечательная вещь, но как насчёт умения собраться? —»
Отрывок из книги
"Юбер аллес"


Мир энергии (сансары) в сущности мир привычек и рефлексов, укрепляющихся повторением.

Мир знания, истины - это мир нирваны, мир горний, мир причин, очень медленно, по крупицам, меняющий мир сансары.

Для быстротечной жизни одного человека эти два мира практически не пересекаются, хотя он и может иногда посещать мир горний, и даже успеть что-то сотворить в нем.

Пока его не отожмёт насухо центрифуга сансары.

(2016)
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Не помню, размещал здесь раньше или нет. Ну, пусть будет.

Мое понимание идеологии Патанджали:
===============================

На подступах к восьмеричной йоге.
1
Когда позади остаются юношеские-девические амбиции и человек прочно врастает в круговерть обыденных забот – сами себе знаете каких, – в его сознании явно или неявно встает проблема признания этих забот за окончательный смысл его существования.
Чего, впрочем, обычно не случается.
Беспредельное в своих потенциях сознание не мирится с конечными реалиями повседневности и брыкается в той или иной форме. От заката до рассвета. От запоя до просветления.
2
Восьмеричная йога Патанджали (аштанга-йога) содержит зашифрованные инструкции по планомерному и честному совмещению повседневности ограниченного тела с выводом сознания за пределы сложившихся запретов и ограничений для безграничного в принципе сознания.
(Прочесть несколько раз. Задать вопросы себе. Ответить на вопросы себе.)
3
Каковы эти ограничения и запреты?
Например, сознанию – для радости или печали – непременно требуется внешний повод-поводок. Бихевиоризм, понимаешь.
Например, сознанию предписывается иметь отговорки и воздыхания. Ах, если бы у меня было то-то!...Ах, если бы у меня не было этого… Уж я бы тогда.
Это привычно, «повсюдно», но совершенно не нормально.
4
Ашрам Патанджали состоит из детского сада, средней школы и университета. Детский сад называется яма-нияма, и в нем человек обучается всем навыкам обращения с ненормальной жизнью (яма) и всем навыкам нормальной жизни (нияма).
Школа именуется асана-пранаяма, и в ней человек обучается строить бесконечное сознание с центром в конечном теле (асана). И вдыхать в это сознание потоки из океана любви и космоса сверхразума (пранаяма).
5
Эти потоки постепенно убирают накопленные последствия ненормальной жизни. И в идеале компенсируют в ноль приток этих ненормальных последствий из окружающей ненормальности.
После школы сдаются экзамены на поступление в ВУЗ (пратьяхара). В сущности это неспешное освоение удивительного механизма сознания, уже неотягощенного глупостями и враждой к чему-бы-то-ни-было.
В университете включается инструмент исследования чего-бы-то-ни-было (самьяма). Но о нем пока что лучше не мечтать, а смиренно вернуться в детсад.
7
Детсад жизни, школа жизни и университет жизни совершенно не новость для нас. Шапошно знакомы. Вот только учили нас там формально, опуская важные моменты, и кое-как, бегом-бегом.
Этому есть важная причина.
Дело в том, что «хозяин жизни» - страстно-невежественно-эмоционально-напуганно-эгоистическая сторона человеческой природы – есть общечеловеческий механизм, заинтересованный в сохранении и распространении самого себя.
Ему есть современное название – эго-компьютер. А его компоненты издревле зовутся «клешами» (клещами).
8
Сохранение вынуждает «его» опускать, замалчивать, либо искажать важные моменты обучения. Например, такую ступень детсада как «яма», причем целиком. И заменять ее «антиямой» (агрессией и неприятием).
Распространение, экспансия вынуждают его отпускать людишек погулять (на поводе-поводке) в игровые комнаты детсада, классы школы и аудитории университета. За счет чего создается и растет цивилизация, особенно ее техническая сторона.
Чем больше цивилизация, тем больше энергетический «надой». Люди возвращаются из эмпирей и увлечений наполненными, так что – пожалуйте на дойку. Скандалы, выяснения, скелеты в шкафу… Путаница, вражда, и в итоге (в старости) – бессмыслица, то есть полная обезэнергиченность.
9
Но пока жив человек, пока стоит Ашрам, остается и надежда. Научиться выходить в «мир без врага» без всякого поводка (йога). Натренировать совмещение этих выходов со своим существованием в ненормальных условиях (тантра, сталкинг). Научиться нормально передавать традицию нормальности в ненормальном мире…
10
Данный текст имеет отношение к ступени «сатья» уровня «яма». То есть, попросту говоря, проясняет ситуацию, вносит некоторую – или даже полную – ясность. Включает свет.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 4):
ЁЛКА, Виктор M., Кузьма, fani
Рейтинг: 25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Capnebo
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 22 июл 2018, 16:19
Благодарил (а): 6 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Capnebo »

Спасибо, очень образно.

Показалось, что это описание, не свободное от клеш (щипцов?), написанное под их влиянием ("людишки и надой"?), и следовательно, искажённое. Нет?

То есть в другом состоянии сознания, в Университете, картина будет другая и мы (в детсаде), её не поймём. Так?
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

Даже не знаю...

Добавлено позже: 16 июл 2019, 15:33

"Форма – ни что иное как пустотность,
Пустотность – ни что иное как форма,
Нет формы помимо пустотности,
И нет пустотности помимо формы."

Это широко известное положение из буддийской Сутры Сердца. Одной из возможных развёрток этого положения является временная развертка.

Которая дает следующую диалектику: пустота, тяготясь своей пустотностью, скучая в самой себе, стремится стать формой; а форма, изнемогая от себя самой, своей насыщенности и плотности, стремится вернуться к пустоте.

Под пустотой можно понимать свой индивидуальный дух, душу, а под формой - все остальное (динамику тела и содержаний сознания).

Раз уж живому человеку дана такая дуальность, остается лишь делать её более-менее гармоничной. Наслаждаясь поочередно и тем и другим состоянием - пустым и оформленным, одиночеством и приятной компанией.

Буддист - вроде как - находит окончательную гармонию в полном переселении духа на полюс пустотности. Об этом в Сутре говорится неявно, но тот, другой берег - нирвана - достигается через врата пустотности.

Поскольку для буддиста нет ничего нового в колыхании между формой и пустотой, в динамике маятника-сансары. Стало быть, он настойчиво приучает свой дух к состоянию пустоты, чтобы в перспективе оторваться от полюса формы и - через врата пустоты - уйти в нирвану, Неведомое.

Это был мой разбор Сутры Сердца. Чисто для себя, но может и еще кому-то пригодится для затравки собственных размышлений и тенденций.

Добавлено позже: 16 июл 2019, 15:35

Однако достижение нирваны не вполне нашего ума дело.

А вот в наших силах - тренировать памятование о пустотности форм, убивающих твою жизнь. В частности, гнева, раздражения и сожаления по пустякам.

(То есть эмоция бушует, а ты краем глаза помнишь, что она пройдёт.)

Пустотности - то есть неизбежной преходящности этих форм. Они вот щас есть, а завтра их уже не будет, растают как дым, уступят место -

Новым формам. Или бОльшей пустотности, то есть невозмутимости в отношении форм, убивающих твою жизнь.

А может быть, просто тренирующих тебя на прочность и силу духа.

Добавлено позже: 19 июл 2019, 18:04

Про утонувшую лодку Курск для любознательных. Автора высоко ценю - его серия книг про подводников "Акулы из стали" просто прекрасна.

https://legal-alien.ru/almanakh/akuly-i ... nij-pokhod" onclick="window.open(this.href);return false;

Добавлено позже: 19 июл 2019, 18:07

Это тоже прекрасно - в плане психиатрии. Типа куда могут завести поиски истины (про школу йоги Ар Сантема):

https://www.litmir.me/br/?b=559152&p=1" onclick="window.open(this.href);return false;
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 5):
Виктор M., Кузьма, Calceteiro, Березина, fani
Рейтинг: 31.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Ответить