Еще немного о ЧВН

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

Еще немного о ЧВН

Сообщение vovaji »

Уважаемые форумчане!
В очередной раз просматривал свой перевод Сутр (выполнен с санскрита по тексту, приведенному в книге Свами Сатьянанды Сарасвати «Четыре главы о свободе» - «Four Chapters on Freedom” , изданной «Бихарской школой йоги), что подтолкнуло меня к необходимости несколько переработать приложенный к нему комментарий (кому интересно – выложены в библиотеке сайта). Ведь время идет, а с его ходом приобретается новый опыт, который, в свою очередь, меняет и точку зрения. Поскольку тема ЧВН и связанной с ней практикой остается ключевой составляющей наших дебатов, не могу удержаться от желания вложить в общую копилку и свои пять копеек.
Как говориться, не стреляйте в пианиста – играет как умеет.

Итак, йога))

РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЙОГА-СУТР ПАТАНДЖАЛИ

1. Суть технологии:
Йога есть обуздание ментальной активности (читта вритти ниродхах - ЧВН, дословный перевод). При ее отсутствии сознание (в терминах Сутр – видящий) обретает способность чистого (необусловленного) восприятия (пуруша, энергия сознания – 4-34). При наличии ментальной активности (читта вритти) оно (сознание) отождествляет себя с ее плодами - содержаниями ума (пратьяя). Содержания ума являются следствием познавательного опыта как результата взаимодействия органов чувств (индрий) с феноменальным миром (бхута), проявленном в виде пяти великих элементов-стихий (земля, вода, огонь, воздух, эфир), обладающих природой ясности, движения и покоя (гуны – три базовые качественные состояния-признаки материальной природы). Эти состояния-признаки всегда присущи объектам материального мира и проявляются в форме различных постоянно меняющихся комбинаций (видоизменения гун – паринама). Следствием взаимодействия субъекта восприятия с внешним миром является карма (совокупность следов бессознательных впечатлений - самскар) – фактор предопределенности. Карма является источником клеш (аффекты, факторы, выводящие сознание из равновесия), которые, в свою очередь, есть результат неведения (неспособности видеть во всем атмана – изначальное, первооснова мироздания). Карма проявляется под воздействием васан (скрытых желаний, рожденных как проявление чувства самости) как последовательность причинно-следственных отношений. С устранением васан прекращает свое действие и карма. Васаны устраняются стиранием чувства самости (при устранении всех своих содержаний сознание познает атмана, а затем и само себя).

Технически санскритское словосочетание читта вритти ниродхах означает торможение (сдерживание, локализация, взятие под контроль) ментальных динамических процессов по отношению к совокупности чувственного и психо-ментального опыта, который в бодрствующем сознании активно участвует в процессе восприятия. Результатом ЧВН становится статическое (пассивное, созерцательное) восприятие всех объектов, процессов и явлений, когда в этом восприятии не присутствует мыслительный процесс (ментальная активность, читта вритти) в форме анализа, оценки и интерпретации. В этом состоянии субъект восприятия как бы дистанцируется от накопленного в его уме информационного массива (результат познавательного опыта, фактически - память), обычно встающего между субъектом и объектом восприятия и, таким образом, влияющего на результат восприятия и вносящего определенные искажения в чистоту восприятия. Благодаря этому дистанцированию восприятие становится нейтральным, необусловленным, а следовательно – чистым, то есть не содержащим признаков индивидуальности (Я-сознание).

2. Восемь инструментов йоги (ашта анга):
- яма – правила, способствующие формированию непривязанности к объектам материального мира (вайрагья), что, в свою очередь, позволяет преодолеть желания, направленные вовне, и, таким образом, изолировать сознание от влияния внешних факторов и существенно снизить интенсивность мыслительного процесса (ментальной активности);
- нияма – правила, развивающие целеустремленность, мотивирующие на практику и полное сосредоточение усилий на достижение целей йоги; на данном этапе формируется целеустремленное старание (абхъяса);
- асана – овладение специальной позой для медитации (санскритский корень "асан" означает "сидеть"), обеспечивающей физический и ментальный покой (что, в свою очередь, предполагает соответствующее телесное развитие);
- пранаяма – дыхательные техники, направленные на торможение дыхания с целью остановки мыслительного процесса (ментальной активности); пранаяма способствует развитию интуитивного восприятия и концентрации внимания;
- пратьяхара – перенаправление внимания с внешних объектов на содержания ума; обеспечивает контроль над органами чувств;
- самьяма (дхарана, дхьяна, самадхи) – совокупность психотехник, направленных на прекращение психоментального опыта; в том числе: дхарана – овладение навыком фиксирования внимания на объекте (экаграта - однонаправленное вниимание); дхьяна - развитие способности устойчивого и длительного удержания внимания на одном объекте, формирование доминирующей области (содержания) сознания, не подверженного предрасположеннностям; самадхи – самоотождествление с объектом внимания (конкретным содержанием ума), восприятие при отсутствии самоидентификации как субъекта восприятия, когда субъект восприятия осознает себя как то, на что направлено его внимание (самапатти).

Овладение указанными инструментами йоги может быть как последовательным (поэтапным), так и одновременным. В целом, движение в указанном русле предполагает полномасштабное торможение тела и сознания как психосоматической структуры на всех уровнях ее функционирования (взаимодействие с внешней средой, собственно тело, физиологические и психоментальные процессы) с последующим изучением содержаний ума, когда на фоне остановки динамических процессов внутри содержаний ума при сохранении бодрствующего внимания имеет место познавательный акт сознания по отношению к самому себе, в следствии чего субъект перестает отождествлять себя с содержаниями ума, устраняя, таким образом, почву для самоидентификации. Ключевым фактором практики (прежде всего медитативной) является однонаправленность ума, когда в луче внимания остается только то, на что это внимание направлено.

3. Ступени самадхи
Сампраджнята-самадхи/сабиджа-самадхи (с присутствием Я-сознания/с опорой)
- савитарка-самапатти (объект в совокупности с его вербально-смысловой оболочкой);
- нирвитарка-самапатти (только объект);
- савичара-самапатти (рефлексия объекта);
- нирвичара-самапатти: познание изначального – атмана (1-47); на данном этапе сознание проходит три стадии эволюции: 1) ниродха-паринама – возникают блокирующие самскары, препятствующие возникновению новых, ум становится невозмущенным (1-50, 3-9); 2) самадхи-паринама – формируется однонаправленность ума (3-11), прекращаются блуждания ума от одного своего содержания к другому, что обеспечивает условия для самопознания (4-22); 3) экаграта-паринама – содержание ума становится однородным (3-12), однако ввиду сохраняющихся еще самскар однородность может периодически прерываться иными всплывающими содержаниями (4-27); по мере стирания самскар преодолевается интерес даже к всезнанию - форма самадхи, известная как «Облако добродетели» (Дхарма мегха самадхи) - наивысшая форма вайрагьи (4-29); васаны теряют силу, прекращается воздействие клеш и карм (4-30);
- ананда (переживание блаженства ввиду отсутствия иных содержаний);
- асмита (блаженство как состояние отброшено, остается только осознание самости)

Асампраджнята-самадхи / нирбиджа-самадхи (самадхи при отсутствии самоидентификации/самадхи без опоры): преодолено чувство самости, сознание направлено само на себя, по отношению к его восприятию гуны прекращают свою активность (видоизменения), наступает состояние всезнания, а затем – кайвалья, когда с прекращением видоизменения гун пуруша, исчерпав свои цели, утверждается в своей собственной, то есть изначальной форме – как энергия сознания.(чит-шакт: 4-33, 4-34), что и является моментом прекращения любого психоментального опыта.

Результирующим является состояние, в котором пространство во всем многообразии его наполнения и проявления (объекты, явления и процессы) воспринимается (переживается) субъектом как единое и неделимое целое, фактически - как однородная субстанция, некая изначальная тонкая ткань – Атман, Ишвара, пронизывающая все пространство (ассоциируется со светом), неотъемлемой составляющей которой является и сам субъект (Пуруша). Поскольку акт восприятия протекает на фоне отсутствия у субъекта самоидентификации (без участия Я-сознания), его результатом становится только отражение того, на что оно направлено, то есть не что иное, как он сам в составе Единого. Что и определяется как Абсолютная Реальность.
За это сообщение автора vovaji поблагодарили (всего 9):
Андрей Дектяренко, Кип Смайлинг, sergio, Березина, Свами Субаренда, Nick-GT, Александр О., Nadalina, dangur
Рейтинг: 56.25%
 
Аватара пользователя
Андрей Дектяренко
Преподаватель Школы
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 19:50
Откуда: Киев
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 37 раз
Контактная информация:

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение Андрей Дектяренко »

Владимир, это восхитительно и очень емко и по сути! Круто! Спасибо тебе!
Занятия Классической Йогой в Киеве http://realyoga.in.ua/
aziat
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 7 авг 2011, 15:18
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 189 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение aziat »

vovaji писал(а):Карма является источником клеш ..., которые ... есть результат ... неспособности видеть во всем атмана – изначальное, первооснова мироздания...
Разве в "Йога-сутрах" не проведено разделения между личным Пурушей и особым Пурушей (Ишварой)? Санкхья же признавала множественность личных Пуруш, не?
vovaji писал(а):Васаны устраняются стиранием чувства самости (при устранении всех своих содержаний сознание познает атмана, а затем и само себя)
Выходит, что сохраняется отличие атмана от личного сознания? Тогда чувство самости остаётся.
А если все есть атман и личного сознания нет, то кто тогда отождествляет себя с пратьяя?
При наличии ментальной активности (читта вритти) оно (сознание) отождествляет себя с ее плодами - содержаниями ума (пратьяя).
Атман (Ишвара), который по определению сутр неизменный отождествляет себя с содержанием ума разных индивидов?
[oo]
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение vovaji »

Андрею Дегтяренко:
Огромное спасибо за отзыв. Всегда лестно узнать от коллеги, что твои опыт и наработки приносят пользу.

Азиату:
Начну с того, что Сутры – не философский трактат, а сугубо практическое руководство. Определенно, философия Санкхьи в чем-то и перекликается с данной работой, но это касается прежде всего описательных моделей и используемой терминологии. В частности, Санкхья определяет Пурушу как трансцендентальное Я или чистое сознание - множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити (материя), а термином «Ишвара» вообще не оперирует. В Сутрах под Пурушей понимается именно индивидуальное сознание (субъект познания, видящий), цель которого – разотождествиться с плодами своего познавательного опыта и осознать свою изначальную, неизменную и не подверженную видоизменениям природу (атмана), то есть вернуться в собственную форму и познать самого себя (Пурушу), а затем и свою безличностную причастность к вселенскому Божественному началу (принципу) – Ишваре (в Адвайта-веданте соответствует Брахману). Иными словами, в контексте Сутр Пуруша – субъект, возвращающийся к самому себе средствами йоги, атман – изначальная природа Пуруши, познав которую он (Пуруша) возвращается к себе самому, а Ишвара – космическое Божественное начало, базовый символ, на который ориентируется субъект йогической практики (2-45. Упованием на Ишвару достигается самадхи) и в результате частью чего осознает себя, стерев свою индивидуальность.
За это сообщение автора vovaji поблагодарили (всего 2):
Свами Субаренда, Nadalina
Рейтинг: 12.5%
 
Аватара пользователя
Александр О.
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 26 окт 2014, 14:47
Откуда: Рига
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 105 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение Александр О. »

Владимир, спасибо! Ваши труды очень интересны!

Я когда-то любительски переводил для себя Сутры и у меня получился один момент, отличный от Вашего перевода. Ни в коем случае не претендую на истину, просто хотел бы обсудить…

Сутра 2.12 у меня получилась так: “Карма-ашая (хранилище кармы), уходящая корнями в клеши, проявляется в рождениях видимо и незримо”. То бишь, клеши являются источником кармы, а не наоборот.
Так как санскрит позволяет перевести и так, и наоборот, я достраивал уже логически: что первично - клеши или карма? Моя цепочка размышлений была такова:
Карма, как набор бессознательных впечатлений (самскар), набирается в ходе жизни. А клеши – это врождённые программы (прописанные в психике изначально), призванные управлять поведением ещё до того, как у человека сформируется полноценное сознание, и он обретёт возможность их контролировать и действовать на основе других мотиваций. Клеши – нечто универсальное, общее для всех, карма – индивидуальное.
Например: какое-то событие или человек вызывает у ребёнка страдание и отпечатывается в виде самскары в психике. В дальнейшем человек будет неосознанно избегать (или просто относиться негативно) того, что по каким-то факторам ассоциируется с этим событием или человеком. И это будет неосознанно влиять на его поведение, выбор и т.п. То есть карма (в данном случае – избегание, неприятие чего-то конкретного) формируется под воздействием клеш (избегать того, что в принципе доставляет страдание).

Владимир, было бы интересно, если бы Вы подробнее раскрыли Ваше понимание клеш!
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение vovaji »

Если исходить из последовательности сутры 2-12 (клешамулах кармаашайо), то первое словосочетание определяется вторым, то есть корень (источник) клеш есть накопленная карма. На мой взгляд, это логичнее, поскольку клеша - это аффект, то есть определенный психический сдвиг, приобретенный в результате какого-то действия (события). А карма есть результат совокупности действий. Иначе: клеша - результат (следствие) определенного действия.

Добавлено позже: 30 июл 2017, 17:46

Если отталкиваться от концепции, заложенной в Сутры, - Пуруша изначально чист, а замутненность восприятия есть следствие взаимодействия с феноменальным миром, - то клеша по определению не может быть изначально заложенной. Взять хотя бы неведение - неспособность видеть во всем атмана. Согласно сутре 1-3, если Пуруша пребывает в собственной форме, то он как раз видит все правитьно - атмана вездесущего. А вот когда ментальная активность не под конктолем (при отсутствии ЧВН), вот тогда-то крыша и начинает ехать)) Припоминаю какую-то историю про Рудру, который в образе кабана явился на землю, нашел себе свинью и зажил с ней счастливо: бегают такие, радостно хрюкают, милуются, плодятся. Его собратьев по Небесам это поначалу забавляло, а потом они не на шутку обеспокоились и закричали ему: "Ты что, парень, совсем охренел, ты же Бог, Пуруша, в смысле?!!!" Ну тут Рудра опомнился, такой, типа: "Чой-то я???" Ну то есть ЧВН включил и вернулся к атмическому бытию. И бросил свою девушку во имя Чистого Бытия))

Добавлено позже: 30 июл 2017, 17:51

А неведение есть базовая клеша, определяющая появление других клеш (сутра 2-4: "Неведение (авидья) является полем [проявлени] для других [клеш], пребывающих в латентном, ослабленном, прерванном или активном состоянии.").
За это сообщение автора vovaji поблагодарил:
Александр О.
Рейтинг: 6.25%
 
aziat
Сообщения: 893
Зарегистрирован: 7 авг 2011, 15:18
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 189 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение aziat »

vovaji писал(а):Взять хотя бы неведение - неспособность видеть во всем атмана
По Патанджали, неведение - это как раз способность видеть атман там, где его нет. "Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане" (перевод
Мне кажется, что такое понимание неведения не совпадает с представлением адвайта-веданты, которая во всем видит атман. Йога - это дуализм. С позиций же адвайта-веданты никакой пракрити нет, она иллюзия.
vovaji, Вы сторонник адвайта-веданты?
Аватара пользователя
Андрей Дектяренко
Преподаватель Школы
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 15 июл 2011, 19:50
Откуда: Киев
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 37 раз
Контактная информация:

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение Андрей Дектяренко »

" Следствием взаимодействия субъекта восприятия с внешним миром является карма (совокупность следов бессознательных впечатлений - самскар) – фактор предопределенности. Карма является источником клеш (аффекты, факторы, выводящие сознание из равновесия), которые, в свою очередь, есть результат неведения (неспособности видеть во всем атмана – изначальное, первооснова мироздания). Карма проявляется под воздействием васан (скрытых желаний, рожденных как проявление чувства самости) как последовательность причинно-следственных отношений. С устранением васан прекращает свое действие и карма. Васаны устраняются стиранием чувства самости (при устранении всех своих содержаний сознание познает атмана, а затем и само себя). "

Мне интересно это интерпретировать следующим образом:
Самскары - это чисто эмоциональное или чувственная реакция, т.е. впечатления - отклик на внешние раздражители - первичный протокол, палимпсетс. Они в свою очередь формируют клеши - телесные или\и когнитивные решения о том, как реагировать, взаимодействовать и справляться с возникающими впечатлениями (самскарами), в результате воздействия внешнего мира. Таким образом клеши -это программы ума, содержащие внутри ядро из самскар и решений (когнитив\тело) относительно них. Васаны я рассматриваю как привычки - паттерн, когда решения переходят в действие - внутреннее или внешнее взаимодействие. Т.е. клеши проявляються через васаны - внешние поступки, проявления или внутрипсихические реакции.
Занятия Классической Йогой в Киеве http://realyoga.in.ua/
vick
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2015, 22:51
Откуда: Харьков
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 27 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение vick »

Добрый вечер.

Спасибо за ваш опыт. Позволите спросить свои пять копеек?
Результатом ЧВН становится статическое ... восприятие, ... когда в этом восприятии не присутствует мыслительный процесс... в форме анализа, оценки и интерпретации. В этом состоянии субъект восприятия как бы дистанцируется от накопленного в его уме информационного массива ..., обычно встающего между субъектом и объектом восприятия и, таким образом, влияющего на результат восприятия и вносящего определенные искажения в чистоту восприятия. Благодаря этому дистанцированию восприятие становится нейтральным, необусловленным, а следовательно – чистым, то есть не содержащим признаков индивидуальности (Я-сознание).

... В целом, движение в указанном русле предполагает полномасштабное торможение тела и сознания ... с последующим изучением содержаний ума, когда на фоне остановки динамических процессов внутри содержаний ума при сохранении бодрствующего внимания имеет место познавательный акт сознания по отношению к самому себе, ...
Разве эти абзацы не противоречат друг другу? В первом Вы говорите, что, отстраняясь от информационного массива, мы убираем искажения восприятия на время практики, и получаем не обусловленное однонаправленное восприятие.
Во втором - что, затормозив сознание (= отстранившись?), мы получаем возможность исследовать материал сознания... от которого мы предварительно специально отстранились? [mmm]

Если имеется ввиду бессознательный познавательный акт ("мультики"), то мой вопрос снимается.

Спасибо заранее.
Вадим.
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

Re: Еще немного о ЧВН

Сообщение vovaji »

Здравствуйте, Vick!
В том виде, как эти абзацы представлены в Вашем сообщении, они фактически вырваны из контекста, и их комбинация в таком виде создает видимость противоречия. На самом деле речь идет о двух формах восприятия: динамической (активной) и статической (созерцательной). В первом случае восприятие осуществляется на фоне мыслительного процесса, когда чистоту восприятия искажают сопоставления воспринимаемой информации с уже накопленным информационным массивом (то есть имеет место фактор обусловленности восприятия). То есть то, что происходит в повседневной жизни обычного человека, пребывающего в бодрствующем состоянии (ну или во время сновидений). Во втором случае имеет место созерцательный процесс, когда все содержания ума находятся в полном покое (то есть на них не оказывается воздействия в виде анализа, оценки и интерпретации) и между познающим и познаваемым не встает фильтр. В контексте Сутр речь идет о познавательном акте сознания как бодрствующего внимания по отношению к той его части, которая является памятью и пребывает в неподвижном состоянии. Улавливаете разницу? Мы не отстранились от содержаний ума, мы их перевели из динамического состояния (в данном случае эти содержания обусловливают восприятие) в статическое (неподвижная память либо просто не мешает, либо сама, как в Сутрах, - становится объектом восприятия). И правильнее сказать: не бессознательных познавательный акт (он по определению не может быть бессознательным, поскольку создание должно пребывать в бодрствующем состоянии), а необусловленный познавательный акт.
За это сообщение автора vovaji поблагодарил:
vick
Рейтинг: 6.25%
 
Ответить