"Тематические комментарии к Йога-Сутрам Патанджали"

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Серёга
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Re: "Тематические комментарии к Йога-Сутрам Патанджали"

Сообщение Серёга »

chelovek93 писал(а):Здравствуйте. Подскажите, где в Москве можно купить йога-сутры в переводе Е. Островской и В. Рудого? Или переводы каких еще авторов посоветуете из тех, что имеются на книжных полках?
Если интересует именно печатное издание, то можно найти на книжной ярмарке в с/к Олимпийский., или приобрести в букинистическом интернет-магазине:
http://www.alib.ru/find3.php4?tfind=%CA ... 6%E0%EB%E8" onclick="window.open(this.href);return false;
...в прошлом году сам там приобрёл данное издание, не смотря на год - состояние практически идеальное.
За это сообщение автора Серёга поблагодарил:
chelovek93
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
chelovek93
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 16 дек 2013, 22:23
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 9 раз

Re: "Тематические комментарии к Йога-Сутрам Патанджали"

Сообщение chelovek93 »

Нашел еще один магазин http://east-collection.ucoz.ru" onclick="window.open(this.href);return false;.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: "Тематические комментарии к Йога-Сутрам Патанджали"

Сообщение Березина »

как обещала)
И.К. Таймни "Наука йоги"
https://cloud.mail.ru/public/BLAF/Sp5N9pfMP" onclick="window.open(this.href);return false;
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
В нашей стране отмечается очередной пик увлечения йогой. Причём широкое распростра¬нение получила западная йога, которая носит усечённый характер, раскрывающий лишь малую часть возможностей йоги - науки о развитии человека. Огромное количество книг по западной йоге и фитнес-йоге заполонило полки книжных магазинов. Освоив азы, пытли¬вый практик испытает естественное желание постичь глубины истинной классической йоги. Во всем мире таковой признаётся йога Патанджали, дошедшая до наших дней в виде трак¬тата «Йога-сутры», датированного II веком до нашей эры. Однако отдельные исследователи причисляют его к более ранним периодам. В 196 афоризмах автор раскрыл суть системного метода йоги, сформулировав определение йоги, её цели и пути достижения поставленных целей, С момента написания трактат является методическим учебным пособием для многих поколений практиков. Патанджали изложил основные вопросы, касающиеся философии и практики йоги, в виде лаконичных и ёмких изречений.
К данным изречениям в разные времена и различными мастерами были написаны коммен¬тарии. Естественно, интерпретаторы, раскрывая свои взгляды, находились в границах пред¬ставлений эпохи, в которой жили. Принадлежность к определённой духовной школе либо учению также отражается в тексте комментариев. Поэтому многие тексты довольно сложны для понимания и применения в XXI веке.
«Наука йоги» И. К. Таймни (1898-1978), по сути нашего современника, является обстоя¬тельным и глубоким комментарием «Йога-сутр» Патанджали. Таймни является практиком йоги, достигшим глубин её понимания. Но стоит принимать во внимание и тот факт, что автор относится к Теософскому обществу, что не могло не сказаться на отдельных аспек¬тах комментариев.
На Западе книга выдержала многократное переиздание (первое издание - 1961 год). На русском языке эта книга издаётся впервые.
Трактат «Йога-сутры Патанджали», написанный более двух тысяч лет назад, особенно актуален в данный момент, когда человечество в своём прогрессе находится на грани выми¬рания, а конфликт затронул все сферы существования человека на Земле. Основа конфлик¬та, как утверждает Патанджали в «Йога-сутрах», есть неправильное восприятие действитель¬ного, которое опирается на понятийное мышление. Последнее, в свою очередь, порождает фрагментарность, механистичность и не отражает реальности происходящего. В подобном воззрении заложены причина конфликта и, как следствие, страдание на различных уровнях бытия: внутри самого человека, между людьми и в отношениях с миром природы. В тракта¬те Патанджали даётся метод взаимодействия с миром, который можно назвать протянутой сквозь тысячелетия рукой помощи современному человечеству.
В методе саньямы реализуется глубокое медитативное состояние самадхи. Метод пред¬ставляет собой непосредственный глубинный контакт с действительностью, когда отсутству¬ет посредник в виде понятия, образа, слова. Это позволяет переживать истинную действи¬тельность такой, какая она есть, тем самым формируя правильные гармоничные отношения с действительностью на всех уровнях сознания.
С помощью метода самадхи практик способен развернуть сознание на тонких слоях рас¬слоённого объемлющего пространства, присутствовать, воспринимать (получать информа¬цию) и действовать в этих пространствах (слоях) вплоть до самого глубинного слоя - истин¬ного «я», позволяющего освободиться от всех ограничений, накладываемых материей на сознание. Данный трактат позволяет увидеть тождественность заложенного в древних текстах подхода (в том числе в «Йога-сутрах» Патанджали») с подходом передовых учёных :< описанию устройства реальности (вселенной) и законов её функционирования.
Наш современник, учёный-физик И. Л. Герловин, в своём труде «Основы единой теории всех взаимодействий в веществе» (1990) создал парадигму жизнеспособных и развиваю¬щихся систем (ПЖРС), позволяющую воспринимать действительность, реализующую про¬странственный метаморфоз, - одновременное присутствие объекта, системы в нескольких подпространствах объемлющего расслоённого пространства. Он раскрыл значение физиче¬ского вакуума, законы взаимодействия между слоями (подпространствами), позволяющими системе существовать и развиваться. Голографическая парадигма Д. Бома также описывает принципы, на которых базируются сутры Патанджали.
Путь перехода на иной способ взаимодействия с действительностью (это и есть путь йоги) не прост. Его опора на знания истинных законов во вселенной сложно вписывается в упро¬шенную модель представления о мире большинства людей. Поэтому и предлагается данный путь - как выход из тех тупиков, в которых оказалось человечество, уход от ограничений устаревших парадигм с целью формирования правильного отношения к действительности, позволяющего жить по законам природы свободно и счастливо.
Андрей Лобанов
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Неподдельный интерес к предмету йоги на Востоке и Западе проявляют многие. И это естественно, потому что человеку, которого склонили к размышлениям жизнь и её вечные вопросы, для удовлетворения духовных потребностей нужно несколько больше, чем просто обещание небесных радостей и «вечной жизни» по окончании краткой и лихорадочной жизни на этой планете. Тот, кто потерял веру в идеалы ортодоксальных религий и вместе с тем чувствует, что не может его жизнь быть бессмысленным и мимолетным явлением при¬роды, конечно же, обращается к философии йоги за решением вопросов, связанных с их «внутренней» жизнью.
Взявшись за изучение йоги с целью найти этим вопросам удовлетворительное решение, мы столкнёмся, вероятно, с одним серьёзным затруднением. Возможно, эта философия покажется интересной, даже увлекательной, но уж слишком таинственной и малопонятной, а значит, не имеющей практического значения. Ибо нет предмета, который более был бы погружен в тайну и о котором можно писать всё, что только взбредёт в голову, без опаски быть пойманным за руку. В известной мере атмосфера тайны и неясности, окружающая йогу, обусловлена самой природой предмета. Философия йоги обращается к величайшим тайнам жизни и вселенной и потому не может избежать атмосферы глубокой таинственности. Но значительная доля неясности литературы по йоге происходит оттого, что отсутствует связь между её положениями и фактами, которые обычно известны образованному челове¬ку. Если же изучать йогу в свете как древней, так и современной мысли, то понять и оценить их будет гораздо легче. Научные открытия очень помогают понять некоторые факты йогической жизни, ибо находится некое подобие между законами высшей жизни и законами жизни в физическом мире, отношение, на которое намекает известная оккультная максима «как вверху, так и внизу».
Некоторые учителя йоги пытаются справиться с этим затруднением, выбирая из филосо¬фии и методики йоги конкретные практики, которые легко понять и выполнить, и выдавая их широкой публике за учение йоги. Многие из этих практик, например, асана, пранаяма и т.д., чисто физического характера и в отрыве от высших сущностных положений йоги сво¬дят её к учению о физической культуре, такому же, как многие другие. Такое чрезмерное упрощение задачи жизни в йоге хотя и принесло пользу, позволив кому-то зажить более разумной и здоровой жизнью, привело к вульгаризации движения в йогической культуре и создало неверное представление, особенно на Западе, об истинной цели и методике йоги.
Поэтому изучающему йогу требуется ясное вразумительное изложение её философии и методики, которое дало бы верное и гармоничное представление обо всех её сторонах в тер¬минах современной мысли. Ибо хотя и верно, что многие стороны йогической жизни - за пре¬делами постижения людей, ограниченных царством рассудка, общий подход и основные вопросы методики поддаются пониманию серьёзного читателя, знакомого с основными направлениями философской и религиозной мысли, готового постараться и проявить непред¬взятое отношение к предмету. Наконец, он сможет понять эту философию в той мере, чтобы решить, стоит ли ему изучать её глубже, а позже встать на путь йоги в качестве садхаки. Только встав на путь практической йоги и начав претерпевать фундаментальные изменения в своей природе, он может надеяться обрести истинное понимание задач йоги, а также их решение.
Эта книга предназначена дать серьёзному читателю ясное представление об основных положениях йоги понятным ему языком. Йога рассматривается не под каким-то определён¬ным углом и не на основе конкретной философской школы. Прочитав книгу, вы сами увиди¬те, что эта наука наук слишком широка по своей природе и слишком глубока по своим положениям, чтобы уместиться в рамки конкретной философии, древней или современной. Она - сама по себе, как наука, опирающаяся на вечные законы высшей жизни, и не нуждает¬ся в поддержке других наук или философских систем. Её истины основываются на опыте непрерывной линии мистиков, оккультистов, святых и мудрецов, которые свидетельствуют о нём на протяжении веков. Хотя автор делает попытку рационально объяснить положения йоги, так, чтобы читателю легко было их уяснить, он не пытается ничего доказать в обычном смысле. Факты высшей йоги не докажешь и не продемонстрируешь. Они призывают к наитию, а не к рассудку.
О разных сторонах и типах йоги существует огромное количество литературы. Но новичка, который попытается погрузиться в эту беспорядочную массу, могут оттолкнуть путаница и преувеличенные заявления, которые можно найти везде. Вокруг ядрышка основных и истинных положений йоги за тысячелетия наросло много поверхностной литературы, состоящей из комментариев, изложений второстепенных систем йогической культуры и тан¬трических практик. Неопытный читатель, попав в эти заросли, будет, вероятно, ошеломлён и выберется из них с чувством, что его стремление к йогическому идеалу может стать пустой тратой времени. Поэтому читателю лучше ограничиться основной литературой и тем избе¬жать путаницы и разочарования.
Среди литературы по йоге «Йога-сутры» Патанджали - наиболее авторитетная и полезная книга. В 196 сутрах автор сосредоточил существо философии и методики йоги, дав велико-лепный образец сжатости и систематичности изложения. Для того, кто читает книгу первый раз или не очень вдумываясь, рассмотрение предмета может показаться довольно странным и случайным, но более глубокое и тщательное изучение даёт этой трактовке разумное осно¬вание. Краткое изложение содержания, которое следует далее, покажет, насколько рацио¬нальна такая трактовка в целом.
В первой части говорится об общей природе йоги и её методике. Она в первую очередь призвана ответить на вопрос «Что такое йога?». Поскольку самадхи - основной метод йоги, то естественно, что эта тема занимает самое важное положение в этой части. Поэтому она называется «Самадхи-пада».
В первой половине второй части говорится о философии клеш, и её целью является ответ на вопрос «Зачем заниматься йогой?». Даётся мастерский анализ условий человеческой жизни, горестей и страданий, которые присущи этим условиям. Философию клеш должен хорошо усвоить каждый, кто вступает на путь йоги с непоколебимым намерением следовать им жизнь за жизнью, пока не будет достигнут конец. Во второй половине второй части гово¬рится о пяти видах практики методики йоги, которые обозначаются как бахиранга, или внеш¬ние. Такие занятия носят подготовительный характер и предназначены для того, чтобы под¬готовить садхаку к практике самадхи. Поскольку эта часть служит для того, чтобы физиче¬ски, умственно, эмоционально и нравственно снарядить новичка для занятия высшей йогой, она называется «Садхана-пада».
В первой половине третьей части рассматриваются три оставшихся вида практики по методике йоги, которые обозначаются как антаранга, или внутренние. Именно посред¬ством этих видов занятий, которые венчаются самадхи, раскрываются тайны жизни в йоге, обретаются силы, или сиддхи. Во второй половине части сиддхи подробно разбираются, поэтому третья часть именуется «Вибхути-пада».
В четвёртой и последней части излагаются сущностные философские вопросы, с которы¬ми связаны изучение и практика йоги. Природа ума и умственного восприятия, желания и его связывающего действия, освобождения и его следствий - все эти темы рассматрива¬ются кратко, но системно и дают читателю достаточно прочное основание теоретических знаний. Поскольку все эти темы так или иначе связаны с достижением кайвальи, часть назы¬вается «Кайвалья-пада».
Благодаря широкому и систематическому рассмотрению «Йога-сутры» более других книг подходит для глубокого и системного изучения йоги. В стародавние времена учеников заставляли заучивать её наизусть и регулярно и углубленно размышлять по поводу сутр, чтобы постичь их скрытый смысл. Но современному ученику, которого сначала приходится убеждать, что изучать йогу и заниматься ею стоит, нужно более подробное изложение пред¬мета, которое позволило бы ему понять философию в целом. «Йога-сутры» составляют наи¬более подходящее основание не только потому, что предоставляют существенные сведения о йоге в мастерском изложении, но и потому, что являются в литературе по йоге признанным образцом, прошедшим испытание временем и опытом. Потому они и взяты за основу в предлагаемой книге.
Непростая задача - комментировать книгу вроде «Йога-сутр». Автор имеет дело с пред¬метом очень большой глубины. Мысли, которые он должен толковать, излагаются в виде сутр, которые возводят искусство сжатости до последнего предела. Язык, которым написаны сутры, древний, и он необычайно подходит для выражения философских понятий, тем не менее, допуская великое разнообразие толкований. А что самое главное - автор имеет дело с учением, связанным с фактами, которые входят в сферу человеческого опыта. Он не может, как академический философ, дать полную волю воображению и выдвигать иде¬альное толкование. Насколько в его силах, он должен представить вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они должны или могут быть. Учитывая возможные изменения в смысле слов, которые всегда происходят с течением времени, толкование сутр строго посредством их буквального значения чревато большой опасностью. Конечно же, нельзя позволять вольностей с такой книгой, как «Йога-сутры», которая написана мастером почти на совершенном языке. Но одно дело толковать сутры вольно и небрежно, а другое - выво¬дить их значение с должным учётом фактов опыта и признанных вековых традиций. Несомненно, разумнее всего учитывать все факторы, имеющие значение, и избегать объяс¬нений, которые ничего не объясняют.
Ещё одна трудность при комментировании на английском языке состоит в невозможности найти точные соответствия для многих санскритских слов. Поскольку учение йоги распро-странилось главным образом на Востоке, а интерес на Западе к нему недавний, то и многим санскритским словам, обозначающим хорошо очерченные философские понятия, не нахо¬дится соответствий в английском языке. Во многих случаях слова с приблизительными зна¬чениями могут привести к совершенно ложному представлению. Во избежание этого в ком¬ментариях часто применяются слова санскрита, если им не находится точного соответствия. Чтобы облегчить изучение предмета, в книге приводится не только оригинальный текст на санскрите по каждой сутре, но и значения слов, в неё входящих. Конечно, как уже сказано, точные соответствия им не всегда есть. Тогда даются приблизительные, а точный смысл можно извлечь из последующего комментария. Такой порядок позволяет читателю самому судить о том, насколько точно толкование соответствует буквальному значению слов сутры, а если есть расхождение, насколько оно обосновано. В конечном итоге оправдание всякого толкования - в его соответствии фактам опыта, а если такая проверка невозможна, прово¬дниками послужат здравый смысл и логика. Ищущий истины должен тянуться к тому факти¬ческому и верному, что лежит в основе сутр, и не давать себе увлечься спорами о значении слов. Такое времяпрепровождение да останется чистому теоретику.
Тщательное изучение «Йога-сутр» и подготовительная работа, которая требуется для достижения устремлений йога, могут составить у читателя впечатление, что это предель¬но трудное, если вообще возможное, дело, непосильное обычному человеку. Это, конечно, приведёт его в уныние и, если он не задумается над вопросами жизни и не прояснит их для себя, может заставить его отказаться от идеи пуститься в это божественное путешествие или отложить его до следующей жизни. Несомненно, настойчивое следование йогическому идеалу - задача трудная, это отнюдь не хобби и не способ расслабиться или избежать стрес¬са и нагрузок современной жизни. Браться за эту задачу можно, только поняв природу чело¬веческой жизни, горестей и страданий, неизбывно присущих ей, а также уяснив, что един¬ственный способ покончить с ними - это найти истину, сущую в нас самих, а привести к ней может только одно средство - йогическое послушание. Верно и то, что достижение этой цели - дело долгое и нужно быть готовым потратить несколько жизней - столько, сколько потребуется, - отдавая всего себя этому делу и только ему. Никто в начале пути не может знать своих возможностей и сколько времени понадобится. Можно надеяться на лучшее, но готовым нужно быть и к худшему.
Тех, кто не чувствует себя на уровне этой задачи, ничто не принуждает браться за неё немедленно. Они могут продолжать теоретическое изучение йоги, размышлять о вечных вопросах жизни, стараться очистить свой ум и укрепить характер, пока их различительная способность не усилится в достаточной мере и не позволит им увидеть сквозь обыденную иллюзорность жизнь в её неприкрытой действительности. По сути дела, в этом состоит цель крия-йоги, о которой Патанджали говорит в начале второй части. Когда в результате прак¬тики крия-йоги откроются внутренние глаза различительной способности, ученики пере¬станут гадать о том, достаточно ли у них сил на это долгое и трудное путешествие к их истин¬ному дому. Ничто не способно будет остановить их, и они естественным образом отдадут всего себя этому непростому, но священному делу.
Важный момент - действительно приступить к этой задаче и как можно скорее - сейчас. Как только серьёзное начало будет положено, вокруг центра стремления начнут собираться силы, продвигая вперёд к цели, поначалу медленно, потом всё быстрее, пока вы не погрузитесь в следование своему идеалу настолько, что время и расстояние перестанут иметь значение. И однажды вы обнаружите, что достигли цели, и оглянетесь с изумлением на долгий и тяжкий путь, который вы проделали в царстве времени, не переставая пребывать в вечности.
И. К. Таймни
За это сообщение автора Березина поблагодарили (всего 8):
Александр О., Ayahuasca, Владимир.В., СерйогА, Ingres, Ykti, gis1974, igor.moroz
Рейтинг: 50%
 
А.В.
Ответить