1. Когда ЛИЧНО я начинаю практику асан, то сначала в уме вертятся обрывки сознательного мышления (ум как бы сам, без моего участия пытается думать о том либо этом, выстраивая логические цепочки). Я обрываю их, отпуская внутри закрытые глаза и мышцы окружающей области. Через пару-тройку минут лицо начинает греться и самопроизвольное логическое мышление больше не возникает. Зато появляется разноплановый мусор - звучат обрывки фраз, перед внутренним зрением мелькают фрагменты событий, предметов, пейзажей. Я расслабляю живот, полностью отпуская дыхание в асанах. Еще через пару выполненных поз (или в паузе между ними) в пространстве восприятия наступает пустота. И почти тут же сознание начинает "плыть", словно в фазе засыпания. А потом уже идет своеобразная его пульсация - в минутных (примерно) паузах между асанами я почти полностью выключаюсь, находясь как бы на автопилоте. Исчезли из телесного восприятия ВСЕ признаки выполнения предыдущей асаны - и я (отчасти проясняясь сознанием) вхожу в следующую. В ней - если она не нагрузочная, а "ползучая", можно снова почти вырубиться. Ощущений нет, я едва помню о себе самом, находясь в теплой комфортной пустоте и ПОКОЕ!
В силовых асанах "всплываешь" немного "выше", сознание более ясное, но все равно пустое. Но, впрочем, как расслабишься, можно и в "стоячих" выйти на грань "ты есть - тебя нет". А один из моих учеников так въехал в ментальный релакс, что в "стоячих" видел сны.
Кстати эти "сны" - это тоже четкий признак того, что ты в ЧВН. Делаешь асаны, внутри тепло, покой и пустота, и в ней начинают мелькать вдруг какие-то совершенно автономные сюжеты, проходящие по самому "дну" сознания.
Вто такая практика, однако. Причем - намекаю - состояние это НЕ просоночное, не мутное или сноподобное, это именно погружение в самого себя, а себя - в тишину и покой. Восприятие прозрачное, просто тебя мало, ты - как слабый узор, оттиск на гладком стекле. Еще чуть-чуть - и сотрешься целиком... Но НЕ стираешься.
Практика становится ТАКОЙ только ПОСЛЕ того, как человек:
а). придет к такому состоянию, когда он реально сможет хоть как-то привязыват внимание к телу и притормаживать безумную суету мыслей, которая бывает у многих, приходящих в йогу.
б). разберется раз нвасегда с ощущениями и поймет, что значит ПРОСТО делать асаны так, как они получаются, совершенно безлично, без желаний и даже оценки происходящего. Нагрузка, а следовательно, сила воздействия (эффекта) на тело определяется НЕ формой (вы ее не трогаете, абсолютно не давите на неё!), а только временем выдержки.
в). разберется со своей репрезентацией - поймет, как и что делается у него в восприятии, КАК и ЧЕМ лично он может повлиять на непроизвольную ментальную деятельность с тем, чтобы ее затормозить. Это, кстати, приходится выяснять не один день.
Когда то, о чем я говорю, нормально осваивается, как правило, уже в процессе освоения начинается сброс вытесненного. А вот с этим уже нужно разбираться отдельно, поскольку это не входит в заявленную тему. Но если эти "закрома родины" не выгрузились - человек не очистился и НЕ готов к какой-либо медитации. Часто от качества очищения (разгрузки) бессознательного зависит вся дальнейшая судьба человека. Именно ТАКАЯ практика дает возможность восстановления изначальной целостности, исходного качества ВСЕЙ психосоматики. Без каких-либо дополнительных средств и методов - без той же аюрведы, массажа, иглоукалывания и т.п. Это, конечно, хорошие вещи, но они - не более чем средства тактические. А практика в режиме (начальной стадии - оговорюсь сразу, чтобы умники опять не наехали :D ) ЧВН дает результат стратегический, делая тактические ухищрения в общем-то НЕ НУЖНЫМИ. ТАКАЯ практика (если она качественная) приводит в порядок все, что еще можно восстановить.
Вот раз ЭТИМ занимаюсь я сам и учу тех, кто ко мне приходит.
Асаны и пранаяма выполняются в полной ментальной пустоте, то бишь при значительно пониженном (по сравнению с бодрствующим) тонусе сознания.
Я бы здесь говорить много и долго, приводя разные примеры (скажем, когда человек начинает практику вздрюченный после трудового дня, и у него перед закрытыми в асанах глазами первые несколько минут, как на телетайпе, идет бегущая строка текста, потом она исчезает и в сознании возникает болтовня, и только потом начинают идти картинки и сознание "плывет" - это начало мантального релакса) но надеюсь что мои ученики и сами выскажутся здесь по данной теме так, как считаю нужным.
2. если речь идет о приборном измерении, то здесь ничего сказать не могу, поскольку я не специалист. А вот те люди, которые реально ИСПЫТАЛИ то, о чем я говорил выше (научились ТАКОЙ работе с сознанием в асанах) мгновенно понимают друг друга, а также о чем идет речь. Есть четкие признаки достигнутого (начального ЧВН, подчеркиваю! - более глубокие его стадии достигаются уже в самьяме или в медитации, осуществляемой разными способами для людей разного репрезентативного преобладания):
1. разогрев лица - люди, в каком бы они состоянии не начали выполнять асаны - становятся розовыми (замечу - БЕЗ какого-либо движения и соответсвенного ему разогрева тела!);
2. все описанные мною выше стадии ухода от произвольного и непроизвольного мышления одинаковы ДЛЯ ВСЕХ - в смысле результата по сознанию - полного "выключенияя" мышления в любой его форме.
3. состояние после практики - словно хорошо выспался и отдохнул (при этом могло быть сделано немеряное количество асан).
Вот все, что я ПОКА хотел сказать.
Ну а теперь - как там у Жванецкого? - хотелось бы послушать начальника транспортного цеха... То бишь Сергея Агапкина. Пусть в свою очередь опишет КАК лично он сам и те, кого он учит йоге делают Тратаку или какую-то там мармовую концентрацию в асанах? И что при этом происходит с сознанием. И как это реализуется именно в практике асан, которой он обучает народ. Только нормальным языком, без непрестанной критики конкурентов и побивания их своей широкой эрудицией. Прошу распространяться ТОЛЬКО по теме - рассказать то, что реально происходит с сознанием, начать желательно с себя. Как в гамбургском счете. А то надоело мне отвлеченностями воздух сотрясать. Думаю, и мои ученики подтянутся с информацией по своей личной практике.