Уотс Алан. «Природа, мужчина и женщина. Путь освобождения».Чем глубже мы понимаем переливы наших чувств, тем яснее мы постигаем их амбивалентность — странную взаимодополняемость радости и грусти, любви и ненависти, смирения и гордости, восторженности и подавленности. Мы обнаруживаем, что наши чувства являются не фиксированными, плохо связанными друг с другом состояниями, а быстро или медленно меняющимися процессами. С этой точки зрения вечная радость (тут речь идет о христианском рае - Евгений), например, будет столь же бессмысленна, как представление о маятнике, который может колебаться только вправо. Другими словами, именно потому, что оно статично, перманентное чувство — это не чувство. Таким образом, вечное блаженство — это всего лишь словесная абстракция, которую невозможно воображать, чувствовать, даже пожелать. Такие идеи могут серьезно рассматриваться лишь теми, кто не до конца познал природу своих чувств, реалии человеческого естества, которое они считают образом и подобием Бога.
В другом месте Уотс сравнивает чувства с направлением и в этом случае чувства предстают подобно сторонам света. Но в таком случае то, что он говорил выше, сравнивая чувства с маятником – полная ерунда. Если чувства есть направления, то действительно радости нет без грусти, как левого нет без правого, а севера без юга. Но, двигаться в одну сторону можно бесконечно, а, следовательно, вечная радость (если говорить не о статичном состоянии в раю, а о движении в реальном мире) не бессмыслица, а подтверждение выбранного направления, так же, как и обратные чувства. Если мы остановимся на этом пути желая насладиться чувством, то оно логично пропадет, поскольку исчезнет как движение. Смена же чувства на иное, скажет о изменении направления. Все это верно будет и по отношению к отрицательным чувствам. Следовательно, ближайший практический вывод будет тот, что если мы почувствовали отрицательное чувство, то первым делом следует прекратить движение в этом направлении и оценить обстановку. Что полностью согласуется с принципами выполнения асан. В этом случае ориентация на чувства предстает как карта данная человеку природой. Если в этом и скрывается глубинное отличие западного подхода к миру от восточного, то его можно сформулировать так: западный путь есть путь знания законов по которым действует природа, восточный путь есть путь доверия природе, ориентировочное следование по которому дают наши чувства. Один - путь разума, второй путь - чувств.
Есть над чем подумать.