Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опыта .

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

А как можно физические упражнения практиковать по ВСБ, если классическая йога вообще не в упражнениях, а в ЧВН?
Walker
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 16:00
Откуда: Киев, Украина
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Walker »

Мифолог писал(а):
Чем еще может быть пратьяхара как не сенсорной депривацией? Целью которой является успокоение ума?
Асана и пранаяма прекрасно успокаивают ум, что и делает возможным пратьяхару.
Пратьяхара это не искусственный способ убежать и спрятаться от потока чувственного восприятия, а сознательное его отключение или отсоединение от ума. Безо всяких там камер с соленой водой... :).
Да, в методике ВСБ ключ к успокоению ума для медитации - асана и пранаяма. Без этого депривация не работает. Теперь я это понял.
Последний раз редактировалось Walker 5 янв 2012, 17:18, всего редактировалось 1 раз.
За это сообщение автора Walker поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
Знание - сила!
Walker
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 16:00
Откуда: Киев, Украина
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Walker »

Ingvar писал(а):А как можно физические упражнения практиковать по ВСБ, если классическая йога вообще не в упражнениях, а в ЧВН?
Ну, статика, расслабление в асане, успокоение дыхания и ума. Это по ВСБ.
А динамика - это наоборот. Адреналин в кровь, повышение температуры тела, неспокойное дыхание и напряженный ум.
Знание - сила!
Walker
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 16:00
Откуда: Киев, Украина
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Walker »

Господа, хотел бы поблагодарить всех участников дискуссии за неоценимую помощь в более глубоком понимании сущности классической йоги. Я получил более чем достаточную информацию для коррекции своей практики и достижения состояний, которые были освоены Виктором Сергеевичем и его последователями. С учетом знаний и опыта ВСБ, его понимание классической йоги наверняка является истинным. Поэтому, будучи рациональным человеком, я буду большую часть своих тренировок в медитации посвящать практике по методу ВСБ. Дабы, так сказать, не упустить синицу в руке.
С другой стороны, я продолжу практику и по своей методике. И если я пройду на следующие ступени практики - как минимум самадхи с семенем - я поделюсь своими результатами с уважаемыми форумчанами.

Как справедливо замечали ранее многие посетители форума, без результатов практики этот разговор беспредметен. Она - критерий истины.

Напоследок, осмелюсь обратить внимание уважаемых практикующих на еще один момент.
ВСБ понимает самадхи как прекращение деятельности сознания. И вся практика, включая депривацию и дыхание должна быть нацелена на успокоение сознания, прекращение его активности. Фиксацией на пустоте. Именно поэтому он так любит випассану.

Но в ряде серьезных источников по йоге и буддизму при описании высших стадий практик по контролю сознания фигурирует сосредоточение на ОБЪЕКТЕ и указывается на сохранение активности сознания при сосредоточении.

Вначале предостивим слово самому ВСБ. В книге "Скрытые аспекты практики" он цитирует двух знающих философов.
Доктор философских наук, профессор В.Бродов:
" В самьяме речь идет о сознании, когда оно «обесточено» сенсорной депривацией, остается наедине с собой. В это время человек размышляет, оперируя теми понятиями, которые сложились на основе ранее полученного сенсорного материала. Образуются системы познания, долженствующие быть руководством к соответствующему действию. Каждая система мышления использует методы йоги в своих собственных интересах. "

(Радхакришнан «Индийская философия», т. 2, стр. 316-317).
«Самадхи - это состояние, которое предшествует достижению освобождения. Так как йога настаивает на достижении освобождения через самадхи, она определяется как самадхи. Это состояние экстаза, в котором связь с внешним миром нарушается. Это - цель дисциплины йоги. Степенями сосредоточения, или самадхи, являются: сампраджнята, или сознание, и асампраджнята, или сверхсознание. В первой сознание остается созерцанием объекта. В нем достигается единство между познающим и познаваемым, в котором познающий познает объект потому, что он им и является. Мысль и объект мысли составляют одно и то же. Различные названия относятся к различным оттенкам, которые принимают формы сампраджнята самадхи, такие, как савитарка, савичара, синанда и сасмита»

Как видим, оба автора допускают сохраение ментальной активности в процедуре самъямы. Радхакришнан пишет об познаваемом объекте. То есть сознание и познание объекта остается даже в самадхи.

Теперь, позволю себе процитировать третий афоризм из главы О совершенных способностях из Йога сутры Патанджали. (Перевод Островской и Рудого каковой является наиболее научным из имеющихся).
"(3) Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи)."
Под оно здесь понимается сознание. Итак, опять имеем объект и сосредоточение на нем.

Теперь я процитирую книжку Психология буддизма Козлова В.В. - доктора психологических наук, профессора, и буддиста практика с 30 летним стажем. Ее рецензенты - членкор РАН, професор, дпн, Петренко В.Ф., и профессор, дпн, Мазилов В.А. Д-р Козлов является убежденным материалистом.
Во первых, автор указывает как на методы безобъектной медитации - випассану, так и методы медитации на объекты.
Специальные объекты для медитации - касины или же природные объекты - пламя свечи, луну, солнце, лотос.

Он приводит описание состояние турийя словами самого Будды:" Истлели радость и страдание, достигнута ступень прозрачной ясности, невозмутимости сознания. Но даже то блаженство, что во мне возникло, сковать не в силах было разум мой."
Не сохранилась ли при этом некая активность разума?

"В буддизме этот поворот алая -виджняны (сознания духа) от проецирования вовне к обращенности на себя самое получил название "поворота в самом основании" (ашрая паравритти)"
Но не сохраняется ли при этом сознание самого себя? Вот в чем вопрос.

Что могут сказать про это продвинутые практики?

Спасибо!
Знание - сила!
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Уважаемый Уолкер, прошу обратить ваше внимание на правила форума, а именно не частить сообщениями. Иначе, получается спектакль одного актера. В подобных случаях наиболее оптимальным будет создать для вас отдельную тему - например "Что думает про йогу Уолкер", и там будете писать в свое удовольствие. А так, форум все таки предполагает диалог.
via negativa
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Не сохранилась ли при этом некая активность разума?
Сохранилась. Регистрирующая. Если её прекратить наступит потеря сознания.
Аватара пользователя
Konyakoff
Сообщения: 811
Зарегистрирован: 24 окт 2009, 16:48
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 104 раза

Сообщение Konyakoff »

Йогин удивительным образом живет в древности среди мифов, ритуалов и стихий, и одновременно в современности, оперируя современными представлениями о мире.
Архаичная составляющая, присутствующая во всем и веющая древностью помогает выстроить коммуникацию со своим внутренним миром, научная (по-крайней мере мое представление о науке) - с внешним миром. Имхо.

Речь конечно о рационально-мыслящем йогине. :)
Мои стихи: stihi.ru/avtor/konyakoff
Сергей Коньяков
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опы

Сообщение Березина »

С подачи литлбига выкладываю откровения из блога Даны Протасовой об опыте переживания Самадхи и Пуруши)

[spoiler="Скрытый текст"] Oct. 25th, 2014 at 10:25 PM

Уж не знаю, что повлияло на меня таким неожиданным образом... может, воспоминания о Яне, которыми я сегодня с утреца делилась с Нандзедом, может, дно обреченности, в которой я болталась последние пару месяцев... Помню, та же Яна говорила, что если человеку остался только шаг, то даже доза ЛСД может вынести его в осознание своей природы. Но вы же видите, сколько вокруг наркоманов и сколько просветленных - так что понятно соотношение готовых к последнему шагу и просто любителей сказок, не забывала добавить она. Кейти Митчелл, просветленная женщина, однажды встреченная мной в Индии, сказала: брось все, просто ничего больше не делай. Не практикуй, не читай, даже не говори на эти темы. Просто живи. Тебе осталось так мало, что каждое усилие, которое ты делаешь - перелет. Откажись от усилий.

Вот я и отказалась. В общем, сижу я сегодня утречком перед занятием в моем пафосном клубе, читаю себе всякое - готовлю умные речи для Индии, и туууууут:

Страдание существует лишь постольку, поскольку эмпирический опыт сцеплен с духовным началом в человеке. Но, т. к. это сцепление иллюзорно, его можно легко уничтожить. Когда Пуруша постигнут, оценки аннулируются; страдание — больше ни страдание, ни не-страдание, но простой факт, который, хотя и сохраняется на уровне ощущений, теряет свою значимость, свой смысл. Этот пункт следует понять основательно, потому что он имеет огромную важность в санкхье и йоге; по нашему мнению, на него до сих пор не обращали должного внимания. Для того чтобы освободить человека от страдания, санкхья и йога предлагают отрицать страдание как таковое, что, по их мнению, ликвидирует любую связь между страданием и Я. При таком подходе становится ясно: Дух свободен, вечен и неактивен, что бы ни происходило с нами; мучения, чувства, волнения, мысли и т. д. больше нам не принадлежат. Ведь они обусловлены космическим законом; несомненно, они реальны, но эта реальность не имеет ничего общего с нашим Духом. Страдание — явление мирового порядка; человек испытывает его, увековечивает его просто в силу того, что позволяет себе соблазняться иллюзией.

Ну и все на этом. Все разрушилось. Вся значимость любого события, последние два года. Я вспомнила себя. Это невозможно переложить в слова, кто понимает, о чем речь - слова не нужны. Кто не имеет такого опыта, можно попробовать метафорами, но... это как слепому объяснять, что такое зеленый цвет и чем он отличается от красного.

Появилось четкое ощущение, что я проснулась от сна. Сон был тяжелый, но родить в себе хоть какую-то реакцию на любое событие сна я не могу - это же сон, какой смысл заморачиваться и вообще обращать на это внимание? Это не значит, что мне стало весело, или что я обрела счастье - мне никак. Ни хорошо, ни плохо. Созерцательно, это да. Мыслей нет. Если раньше я могла не думать, то теперь я могу думать - то есть я могу создать усилие и начать строить концепции в уме, но если это не нужно, то... весь день я пребывала в тишине. И опять - это не было прекрасно, или круто, или лучше, чем думать. Это просто есть, и все. Эти два года я помнила, что я - это не Дана. Сейчас я вспомнила себя, и помню о том, каково жить, считая себя Даной... Теперь, как и в годы, предшествующие 2013-му, у меня есть Дана, и я о ней забочусь, прикладываю усилия, чтобы она нормально питалась, спала, реализовывала себя в социуме.

Потом началось занятие, и... я обнаружила, что моя английская речь, которую я утеряла за полгода без практики, льется, как песня. Я со стороны наблюдала, как Дана, не спотыкаясь ни в одном моменте, рассказывает англичанкам о том, что каждая асана суть вытяжение тела, и даже если нам кажется, что асана силовая, то на самом деле в ней мышцы работают не на напряжение, а на вытяжение, в чатуранге мы тянемся макушкой вперед, ступнями назад, в навасане - руками вперед, головой назад и вверх... после занятия я познакомилась с одной женщиной из Ирландии, мы разговорились у ресепшена... я раньше пыталась с ней поговорить, но двух слов связать не могла, теперь же мы идем пить кофе после моего возвращения из Индии, откуда я обещала привезти миллион интересных историй. Более того - через 10 минут после начала занятия новая русская девочка спросила меня - а здесь вообще говорят по-русски? Я ничего не понимаю, и не знаю, что делать.

Прозрение и есть знание высшей реальности, «пробуждение» - в нем объект полностью сливается с субъектом. Я только «созерцает» самого себя; оно не «размышляет» о себе, т. к. мысль как таковая является частью эмпирического опыта и, следовательно, принадлежит пракрити. Любое ритуальное действо — одним фактом того, что оно подразумевает усилие, — вызывает кармическое последствие. Нравственность как таковая не ведет ни к чему существенному. Безразличие (вайрагъя, «самоотречение»), священное писание (шрути) и медитация — лишь побочные средства спасения.

Лишь только реализовано самопрозрение, интеллект и всякие другие психоментальные (и, значит, материальные) сущности, ложно приписывавшиеся Пуруше, отбрасываются от него, возвращаясь в бесформенность пракрити, подобно «танцору, который удаляется после того, как он удовлетворил эстетические желания своей госпожи». «Нет ничего более чувствительного, чем пракрити; едва она скажет себе: «Я узнана», то больше не показывается на глазах Пуруши» (СК, 61). Таково состояние человека, «освобожденного в этой жизни» (дживанмукта): святой продолжает жить, потому что его кармическое наследие остается неизрасходованным, наподобие того как гончарный круг горшечника продолжает вращаться с привычной скоростью и тогда, когда горшок уже закончен. Но когда приходит смерть, Пуруша, покидая тело, полностью освобождается

Я знаю, что это пройдет. Я знаю, что я снова забуду себя. И я не волнуюсь по этому поводу, потому что... в моем состоянии волнений тоже нет. Это пройдет. А потом снова вернется. И даже, если моя личность за время погружения в помрачение успеет наломать дров, это ничего не решит.[/spoiler]
За это сообщение автора Березина поблагодарил:
Мифолог
Рейтинг: 6.25%
 
А.В.
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Re: Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опы

Сообщение alexyoga »

Только незабудьте упомянуть что ее по жизни колбасит неподецки. А то молодые неокрепшие умы начнут сейчас восторгаться)))
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опы

Сообщение Березина »

alexyoga писал(а):Только незабудьте упомянуть что ее по жизни колбасит неподецки. А то молодые неокрепшие умы начнут сейчас восторгаться)))
мне описание понравилось, про нее саму ничего сказать не могу)
А.В.
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Re: Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опы

Сообщение alexyoga »

А вы блог почитайте, весьма занимательно и поучительно. Когда видишь к чему приводит практика шизотерики и Аштанги.
И жалко что она предыдущий свой блог стерла. Где я ее предупреждал что этим все и закончится.
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опы

Сообщение Мифолог »

Березина писал(а):...откровения из блога Даны Протасовой об опыте переживания Самадхи и Пуруши)
Текст занимательный, хотя и несколько сумбурный (в стиле потока сознания). Видно, что человек что-то понял, а вот справится со своим пониманием ему трудно. Однако пытается разобраться, читает соответствующую литературу, если судить по цитате из "Санкхья-карики"...
Ответить