Сущность и значение медитации

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
azamat
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:24
Откуда: СКФО
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 44 раза

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение azamat »

Когда отсутствует разбор явлений на жизненных примерах реальных и не очень личностей - разобраться действительно трудно. [;] Не могу понять - это некий агностицизм по отношению к сутрам?
За это сообщение автора azamat поблагодарил:
«божий человек»
Рейтинг: 6.25%
 
«божий человек»
Сообщения: 1574
Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
Благодарил (а): 1393 раза
Поблагодарили: 381 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение «божий человек» »

halasAnna писал(а): Теперь о третьей главе. Нет, не бред это. Я на себе именно сутру про самьяму на горле испробовала. Работает! И делала я это во время практики. Ну, выбрала себе такую триггерную точку. Кушать не только не хотелось, но и мысль о еде ушла. Кстати, во время семинара очень пригодилось, там ведь целый день только пара печенюшек в перерыв были. [:)]
Патанджали на редкость точно и лаконично написал инструкцию, не убавить, ни прибавить. Впрочем, похоже, все мистики говорили это, а вот их последователи всё это в фантики завернули, на радость обывателю, ждущему манны небесной... [:)]
Я уже сказал ,что против 30 сутры ничего не имею против,другие вызывают сомнение и неприятие(список выше).К словам сутр(из тех,что указал) я придрался,а не к технологии ВСБ.Если благодаря самъяме на (силах,солнце,луне,полярной звезде,пупочной чакре у Вас возникнет сила слона,знание вселенной,знание расположения звёзд,знание строения тела и т.д. по списку-вот тогда приму эти сутры,как нечто вразумительное,а так-ну,непонятны они мне,хоть убейте. [oo]
Хотя ,если все данные объекты рассматривать ,как просто триггерные точки,то всё-умолкаю в глубоком почтении.

Добавлено позже: 4 июн 2014, 10:55
azamat писал(а):Когда отсутствует разбор явлений на жизненных примерах реальных и не очень личностей - разобраться действительно трудно. [;] Не могу понять - это некий агностицизм по отношению к сутрам?
Только частичный агностицизм,местами. [da]
Аватара пользователя
shov68
Сообщения: 507
Зарегистрирован: 24 окт 2011, 12:06
Откуда: Тула
Благодарил (а): 254 раза
Поблагодарили: 95 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение shov68 »

halasAnna писал(а):Теперь о третьей главе. Нет, не бред это. Я на себе именно сутру про самьяму на горле испробовала. Работает!
А вот теперь по подробней, пожалуйста! [ee]
Всё в порядке! Спасибо Зарядке!
«божий человек»
Сообщения: 1574
Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
Благодарил (а): 1393 раза
Поблагодарили: 381 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение «божий человек» »

Эрци писал(а): Вас, как понял, напрягает не момент постижения реальности методами йоги и сами эти методы не очень интересуют, сколько момент проявленности во внешнем мире постигнутого или сконструированного знания, соответственно момент верификации этого знания.
Напрягли меня только (те самые) сутры и более ничего,зачем всё додумывать и домысливать.Слава Аллаху ,с помощью halasAnn(ы), кое-что для себя прояснил.
Эта фраза для меня оказалась непосильной для постижения:"....сколько момент проявленности во внешнем мире постигнутого или сконструированного знания, соответственно момент верификации этого знания".Видно так и задумывалось с вашей стороны. [oo]
halasAnna
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 11:12
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 97 раз
Поблагодарили: 87 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение halasAnna »

На семинаре, мне посчастливилось встретиться с удивительным человеком Олегом. Так вот он сказал, что слушая беседы, например, стоит выключить запись на моменте заданного вопроса или озвученной проблемы. И походить с этим вопросом, попробовать ответить на него самому. Практически, мы все это умеем делать и делаем, когда, например, нам дают задание в школе (ну кто не списывал, конечно, сочинение с хрестоматии [:)] ), На работе, но в отношении высказанной кем-то мысли, или вот написанного в Сутрах, или на форуме, мы забываем об этом. Мы, как дети, (я сама таким страдаю), хотим, чтобы нам сразу ответили. Но ответ имеет свойство пролетать мимо сознания. Может, ум в это момент говорит: а это я знаю, или там муха пролетела с диким жужжанием. А когда сам носишься с вопросом, как с писаной торбой, и вдруг однажды всплывает ответ, то тут уж он точно не пролетит мимо сознания [:)]. Мы всё хотим очень быстро. А вот дзен-буддисты монахи (спасибо dennу за ссылку http://coollib.net/b/227249" onclick="window.open(this.href);return false;) три года медитируют постоянно, ищут ответ на коан, и не все отвечают, иных ответ настигает через многие годы, а некоторых никогда. Правда, им помогает наставник. И я склоняюсь к той же мысли о руководстве, что и sircoeyes. Хотя, возможно, на каком-то этапе нашей практики, интуиция ли, осознание станет настолько тонким, что мы будем понимать руководство Единства\Ишвары\Бога\Высшего Разума\Дао и т.п. Наверное, самое главное, не залипать ни на чем. Не понимаешь что-то, а хочешь понять, походи, подумай, если ответ не приходит, забудь. Когда ты будешь готов, увидишь ответ, потому что ответ всегда вместе с вопросом возникает.
За это сообщение автора halasAnna поблагодарил:
Лёля
Рейтинг: 6.25%
 
Эрци
Сообщения: 2742
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 19:50
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Эрци »

божий человек писал(а): Напрягли меня только (те самые) сутры и более ничего,зачем всё додумывать и домысливать.Слава Аллаху ,с помощью halasAnn(ы), кое-что для себя прояснил.
Эта фраза для меня оказалась непосильной для постижения:"....сколько момент проявленности во внешнем мире постигнутого или сконструированного знания, соответственно момент верификации этого знания".Видно так и задумывалось с вашей стороны. [oo]
предложено было свои непосильности обсуждать в месте, где подобное обсуждают. Ничего не додумывал за Вас и не задумывал тоже.


===========
мне представляется, что в школе ВСБ в простом и эффективном виде реализуется практика ПАМЯТОВАНИЯ - то, что привнес в медитацию Будда в дополнение к практике сосредоточения, уже известной в его времена http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/concmind.html" onclick="window.open(this.href);return false;
Притом делается это с учетом нашего времени и культуры, а именно - человек отвык от своего тела по понятным причинам - потому акцент на телесном аспекте (памятование в асанах) и йога-нидре (внешний голос в помощь).
По ссылке выше термины на пали, чуть отличаются от санскрита. Сама сутра тоже есть в сети (поиск: сатипаттхана) и много литературы вокруг нее - Махаси Саядо, Шерток и др. В дзогчене - то же под другими именами.
За это сообщение автора Эрци поблагодарил:
halasAnna
Рейтинг: 6.25%
 
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Ingvar »

божий человек, если в медитации появляется возможность управлять всеми режимами работы психики, то в ней возможно все, что возможно в принципе. Видение внутренних огранов людей и предметов, не воспринимаемых зрением может появится в результате практики, об этом писал Виктор Сергеевич. Он также когда то на форуме приводил сообщение в котором автор ссылался на случаи, когда люди в определенном состоянии сознания, кажется во время сна при доминировании расслабления, вытворяли вещи, требующие необычайной силы.
Ощущение изменения размера тела происходит уже в Шавасане в легкой степени. Голод обычно проходит даже от обычной практики.
Чтобы понять значение некоторых Сутра нужна только практика, терминология не понятна, так как относиться к переживаниям, находящимся вне обычного опыта. А медитацию в достаточной для этого степени можно практиковать только вне социума, так что здесь ей так никто не занимается.
За это сообщение автора Ingvar поблагодарил:
«божий человек»
Рейтинг: 6.25%
 
denn
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:44
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 17 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение denn »

flameair писал(а):
Сообщение М.Свечников » 6 мар 2014, 00:43

Ага, на январь 15 года. Мне письмо пришло. Буддисты такие буддисты..
Да, к сожалению, это так. Зато через 14 дней (20 марта) начинается курс "Буддизм и современная психология" от Принстонского университета, лекция на 3-ей неделе как раз посвещена технике медитации и ее научной оценке.
https://www.coursera.org/course/psychbuddhism" onclick="window.open(this.href);return false;
По этой ссылке делают перевод вышеуказанного курса, может кто хочет поучаствовать, а потом поделиться?
http://notabenoid.com/book/51967" onclick="window.open(this.href);return false;
литлбиг
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 8 апр 2009, 04:38
Откуда: t-sk
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 104 раза

О медитации

Сообщение литлбиг »

Нейроны просветления: что именно происходит с мозгом, когда вы медитируете?
Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.
[spoiler="Скрытый текст"]Медитация — это серьезное упражнение для психики и тела. Что происходит с мозгом во время этого процесса? Может ли медитация быть опасной для людей психическими расстройствами? T&P изучили исследования нейрофизиологов и других ученых из США, Европы и Азии, чтобы ответить на эти вопросы.


В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой. Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне. По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши.

Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир. Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса. Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма.

➡ Pro: отдых для мозга и внимание к «я»

Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%. У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев. И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме.

Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, — рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. — Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление».

С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых. Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации. Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться.

Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.

➡ Contra: избыток серотонина и исчезновение границ

Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от какого-то расстройства. Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин — один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма. Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз.

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики. «Если заблокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна». Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции». Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров.

В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи. Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из–за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация. «Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из–под контроля, и боятся сойти с ума, — добавляет он. — Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне». Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», — рассказывает бывший монах.

➡ Противопоказания

Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида. В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет. Медитация — это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег — это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки.[/spoiler]
http://vk.com/science_technology?w=wall-31976785_65089" onclick="window.open(this.href);return false;
За это сообщение автора литлбиг поблагодарил:
halasAnna
Рейтинг: 6.25%
 
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Ingvar »

Вот не пойму я с этой Антар Мауной. На первой странице темы ВСБ пишет
«Единое» в данном случае _ это самадхи, достигаемое в Раджа-йоге, полное торможение сохнания посредством «сцепления» внимания с объектом медитации (внешним или внутренним), при этом бессознательное сосредоточение продолжается автоматически и ведет к «джняна» _ сверхсознанию.
Путь «ничто» _ это достижение нирваны через инсайт, при этом ум наблюдает свою собственную деятельность, отслеживая ее модификации вплоть до полного их затухания.
То есть йогический подход предполагает объект для удержания внимания. В асанах это триггерная точка, в тратаке - свеча, в джапе - мантра, в ЧД - пространство перед закрытыми глазами. Эти объекты позволяют возвращать к ним внимание и удерживать его на них, достигая ЧВН.
ВСБ указывает, что кинестетикам ЧД не подходит, нужна Антар Мауна. Но вот там смотреть предлагается на пространство сознания, пустоту между мыслями. Нет как такового объекта восприятия для концентрации, а значит когда мысли начинают блуждать, их некуда возвращать. Или же я не настолько кинестетик и поэтому это мне не понятно.
ССС кроме того еще и сводит Мауну после подготовительных стадий к той же самой ЧД. Смотреть на пространство перед закрытыми глазами как в ЧД мне более удобно чем пытаться делать Мауну. Но так как ВСБ всегда оказывается прав, не хочется в пустую этим заниматься, так как представлять образы мне сложно, а значит и визуальные техники не подходят.
Аватара пользователя
Александр О.
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 26 окт 2014, 14:47
Откуда: Рига
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 105 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Александр О. »

Ingvar писал(а): То есть йогический подход предполагает объект для удержания внимания. В асанах это триггерная точка, в тратаке - свеча, в джапе - мантра, в ЧД - пространство перед закрытыми глазами. Эти объекты позволяют возвращать к ним внимание и удерживать его на них, достигая ЧВН.
ВСБ указывает, что кинестетикам ЧД не подходит, нужна Антар Мауна. Но вот там смотреть предлагается на пространство сознания, пустоту между мыслями. Нет как такового объекта восприятия для концентрации, а значит когда мысли начинают блуждать, их некуда возвращать. Или же я не настолько кинестетик и поэтому это мне не понятно.
ССС кроме того еще и сводит Мауну после подготовительных стадий к той же самой ЧД. Смотреть на пространство перед закрытыми глазами как в ЧД мне более удобно чем пытаться делать Мауну. Но так как ВСБ всегда оказывается прав, не хочется в пустую этим заниматься, так как представлять образы мне сложно, а значит и визуальные техники не подходят.
В Антар Мауне нужно просто регистрировать – ЧТО сейчас ЕСТЬ в сознании, не возвращать мысли к одному конкретному объекту, а регистрировать те, что имеются. Наблюдать – что мне сейчас думается (как если бы это было отдельно от Вас), но не обдумывать никакую мысль, сколько бы интересной/важной она не показалась. Это просто поток мыслей, который течёт сам по себе и через какое-то время начнёт иссякать, паузы между мыслями будут становиться длиннее и отчётливее…
Если всё делать правильно, на определённой глубине погружения ЧД может включится сама, и она будет уже качественно другой.
За это сообщение автора Александр О. поблагодарил:
Ingvar
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Березина »

Ingvar писал(а):ВСБ указывает, что кинестетикам ЧД не подходит, нужна Антар Мауна.
Либо Аджапа-Джапа(рекомендации ВСБ в ЙИК). Мне она больше подходит. У ССС нет описания техники Антар Мауны. В той, которую нашла в интернете, Антар Мауна описана не просто как наблюдения за мыслями, но и включение волевого усилия для избавления от приходящих мыслей на определенном этапе.
Наблюдение за мыслями для меня сложнее, чем наблюдение за дыханием(осознование дыхания) одновременно с мантрой "Со-Хам". На последнем этапе Аджапы-Джапы ССС рекомендует периодически прекращать практику и осознавать только ЧД.
По репрезентативной системе я кинестетик)

Антар Мауна
[spoiler="Скрытый текст"]
На санскрите слово мауна означает «тишина», «безмолвие», и антар означает «внутреннее». Английское название «inner silence» на литературном языке означает уединение, уход. Антар мауна является базовой практикой йоги. Это фундаментальная часть Буддийской практики, хотя она известна под другим названием - випассана, и используется в несколько модифицированной форме. Некоторые из принципов антар мауны широко используются в современной психотерапии. Это один из наиболее прямых методов решения проблем сознания, поэтому, этот метод так широко используется в религии, мистических и психотерапевтических системах.
Антар мауна является важной техникой для каждого, кто обладает беспокойным умом, эмоциональной нестабильностью и спутанными самскарами. Для всех тех, кто не способен концентрировать свой ум на одной точке, практика антар мауны обеспечит основу для процесса самоочищения. Когда ум очистится, уровень концентрации повысится спонтанно.
С самого раннего возраста мы привычно подавляем плохие мысли и желания и пытаемся забыть неприятный для нас опыт. Но подавление не решает проблемы, т.к. эти мысли просто остаются в форме семян в подсознании. Даже если мы не осознаём их, эти вытесненные мысли активно действуют из-под сознания, принося боль, несчастье и фрустрацию в жизнь.
Антар мауна является превосходным лекарством от шизофрении. В некоторой степени мы все немного страдаем шизофренией. Когда у нас появляются нежелательные мысли, мы боремся с ними и, таким образом, возникает конфликт. Одна часть ума находится в конфликте с другой, и когда этот конфликт становится наиболее интенсивным, это и называется шизофренией. Для того чтобы иметь здоровую личность, мы должны уважать наш разум; неважно, чистые или порочные мысли приходят к нам в голову, мы должны принять их. В практике антар мауны следует не концентрироваться. Будьте безмолвным, безучастным свидетелем всех действий вашего ума. Наблюдайте за той частью ума, которая думает и той частью, которая отвергает эту мысль. Эта практика видения ума, наблюдение за восприятием и принятием опыта. Даже если что-то отвлекает вас, например, шум самолета, наблюдайте реакцию вашего ума. В практике антар мауны мы осознаем возникающие мысли и картины, звуки, раздающиеся вокруг, ваши ощущения, например ощущение стула, на котором вы сидите, людей вокруг вас, проходящий поезд. Мы осознаем, не пытаясь избежать того факта, что мы являемся осознающими. Это первый шаг к пратьяхаре.
В течение дня наше сознание постоянно направлено вовне. Мы видим и слышим только то, что происходит вовне, и очень плохо представляем, что происходит внутри нас. Практикуя антар мауну, самоосознание развивается, и вы приходите к пониманию работы вашего ума и методов его контроля.
Миллионы самскар, непроявленные реакции в глубине ума, всегда выходят и влияют на наше поведение, личность, судьбу. Практикуя пранаяму перед антар мауной, возникает выход самскар на поверхность сознания, и мы становимся достаточно чувствительными, чтобы видеть их. Мы непосредственно сталкиваемся с нашим бессознательным – давно забытыми воспоминаниями, страхами, ненавистью и т.д. Мысли и чувства, которые были скрыты долгое время, выходят на поверхность и нивелируются. Обычно, если мысль приходит, когда мы пытаемся сконцентрироваться, мы говорим - нет, и немедленно отгоняем ее. Но это вредно для нашего духовного развития. Это напоминает расстройство желудка и попытку контролировать это и может быть причиной беспокойства или множества болезней как физиологических, так и психических. Во время антар мауны вполне нормально, что к вам приходят мысли (особенно негативные). В процессе наблюдения за ними и принятия их, они ослабевают, и тогда вы сможете избавиться от них. Этот процесс очищения поможет вам медитировать более эффективно.
Самскары имеют место внутри любого действия, как сильный барьер духовного развития. Эти самскары должны выйти. Если вы будете продолжать загонять их обратно, то они неизбежно когда-нибудь вырвутся наружу, и вы не сможете с ними совладать. Нет способа обойти их, вы должны работать с ними шаг за шагом, постепенно нивелируя их. В йоге эта стадия называется атма шуддхи (самоочищение) или читта шуддхи (умственное очищение). Вся антар мауна направлена на достижение пратьяхары как средство в медитации.
Практика антар мауны разделяется на ряд стадий, которые кратко излагаются ниже:
Стадия 1: в которой практикующий развивает осознание своих ощущений и того, как они связывают его с окружающим миром. Глаза необходимо закрыть, чтобы основным каналом восприятия были уши. Через некоторое время наше восприятие начинает отвлекаться на внешние звуки, и автоматически начинается вторая стадия.
Стадия 2 включает в себя переключение внимания от внешних раздражителей на работу нашего ума, на то, какие мысли приходят, и какие образы всплывают из подсознания. Эта стадия, в которой освобождается большое количество страхов и напряжений. Мы переживаем заново прошлые события и становимся свидетелями выхода подавленных желаний. Эту стадию следует практиковать до тех пор, пока ум не станет спокойным и уравновешенным.
Стадия 3 –это привлечение мыслей и избавление от них благодаря волевым усилиям. Любой опыт, который не анализируется глубоко, остаётся в подсознании, поэтому, третья стадия нацелена на то, чтобы научиться избавляться от мыслей и переживаний. Мы привлекаем в сознание определённую мысль, развиваем её, а затем, избавляемся от неё волевым усилием. Далее преобразуем это в практику самоанализа.
Стадия 4 включает наблюдение за спонтанными мыслями, которые всплывают на поверхность сознания. Доминирующая мысль должна быть проанализирована и нивелирована волевым усилием. И снова следует осознавать спонтанный мыслительный процесс и выбрать доминирующую мысль, чтобы удалить её посредством воли. Когда вы овладеете этой стадией, ваш ум глубоко погрузится в подсознание.
Стадия 5. На этой стадии ваш ум должен быть спокойным и умиротворённым. Мысли будут возникать, но они не будут навязчивыми и не будут вызывать большого эмоционального переворота. Поэтому, на этой стадии оправдано подавить все мысли полностью. Это обязательно приведёт к состоянию отсутствия всяких мыслей и пратьяхаре.
Стадия 6 осознавание психического символа.
Антар мауну практикуют в любой йогической позе подобно падмасане, сиддхасане, ваджрасане, сукхасане или, если нет таковой возможности, в шавасане или сидя на стуле в расслабленной позе.
Антар мауну, особенно на первых стадиях, можно практиковать в любом месте. Эта практика может быть использована чтобы успокоить ваш ум в наиболее неприятной обстановке и среди большого шума. Если вы хотите включить антар мауну в вашу ежедневную садхану, лучшее время для этого либо вечером перед сном, либо утром, т.к. в это время меньше шума и всяческих помех. Старайтесь практиковать в определённое время каждый день.




Техники.



Стадия 1.
Закройте глаза и осознавайте всё тело. В неподвижности осознавайте ощущения прикосновения. Осознавайте части тела, которые находятся в контакте с полом, точки соприкосновения вашего тела с одеждой. Фиксируйте всё ваше внимание на ощущении прикосновения до тех пор, пока не иссякнет интерес к этому.
Затем осознавайте всё, что вас окружает: осознавайте все внешние звуки; слушайте внимательно и отстранённо, не оценивая, не анализируя, не думая о звуке. Сосредоточьте ваше внимание на наиболее заметном звуке в течение нескольких минут, затем отстранитесь от него и найдите другой.
Затем переключите ваше внимание на дыхание. Фиксируйте всё ваше внимание на дыхании, полностью отстранитесь от восприятия внешних звуков. Продолжайте осознавать ваше дыхание в течение нескольких минут. Затем снова переключите ваше внимание на внешний мир и внешние звуки. Будьте аллертными, не погружайтесь внутрь себя и в свои мысли.
Через несколько минут снова осознавайте процесс дыхания. Забудьте о внешних звуках, только восприятие дыхания.
Меняя направление внимания с внешних звуков на процесс дыхания и наоборот, продолжайте практику.
Это первая стадия антар мауны. Её следует практиковать до тех пор, пока вы не научитесь полностью отстраняться от внешней деятельности, особенно звуков. Возможно научиться погружаться в себя настолько, что в это время вы не будете замечать телефонный звонок. Когда вы достигните этой стадии, вы сможете приступить ко второй. Вероятно, для этой цели потребуется, по крайней мере, один месяц ежедневной практики.


Стадия 2.
Начните с первой стадии и практикуйте её в течение нескольких минут и затем приступите к стадии 2.
Забудьте об окружающем мире и сфокусируйте всё ваше внимание на ваших мыслях.
Осознавайте каждую вашу мысль. Воссоздайте прошлое, фигуры и лица ваших друзей, людей, которых вы любили и ненавидели. Но помните, что ни вы им не принадлежите, ни они вам. Вы просто наблюдатель, и они просто проходят мимо.
Если кто-то, кого вы любите, вдруг возник в ваших мыслях, и вы продолжаете думать о нём, то это значит, что вы привязались к этой мысли. Привязанность к одной мысли создаёт ещё больше мыслей, и эффект от них ваше сознание записывает где-то в глубине. Не прерывая, позвольте вашим мыслям течь своим чередом. Просто будьте свидетелем этого процесса, старайтесь быть отстранённым и беспристрастным наблюдателем ваших мыслей.
Позвольте всем вашим эмоциям, таким как ненависть, злость, страх, чувство вины выйти наружу, но оставайтесь при этом просто свидетелем этого процесса, свидетелем своих эмоций и мыслей.
Откройте дверь в ваше подсознание. Посмотрите глубоко внутрь себя и удалите все бесполезные ментальные осколки, которые там накопились.
Затем, после 5 минут, осознавайте чидакашу, тёмный ментальный экран перед вашими закрытыми глазами. Этот мыслительный экран, на котором вы, возможно, увидите подсознательные картины. Если картины возникают – просто наблюдайте за ними. Если никаких картин не возникает, продолжайте наблюдать несколько минут и возвращайтесь к мыслительному процессу. Если ваше внимание неустойчиво, представьте, что вы смотрите на длинную дорогу. Дорога пустынна и по ней никто не идёт. Затем кто-то появился на дороге, вы видите двигающиеся тени. Эти тени- тени ваших мыслей.
Продолжайте переключать внимание с наблюдения за вашим мыслительным процессом и тёмным экраном чидакаши.
Эта стадия 2, которую необходимо практиковать ежедневно до тех пор, пока вы ни научитесь не включаться в мыслительный процесс. Вы можете приступать к 3 стадии, если на внутреннем экране вы видите образы. Если этого нет, то вы сможете приступить к следующей стадии, только после месяца практики 2 стадии.


Стадия 3.
Выбери какую-либо мысль и осознавай, отслеживай эту мысль и все другие, которые вытекают из неё. Не позволяйте каким-либо спонтанным мыслям проявляться, скажи им: ''Нет. Я не хочу вас сейчас''. Сфокусируйте всё своё внимание на одной цепи мыслей, затем быстро отстройтесь и найдите другую мысль. Отслеживайте эту мысль в течение некоторого времени и затем быстро отбросьте его.
Вы можете выбрать любую мысль, но не теряйте время на непоследовательные, несвязные мысли, которые, по всей вероятности, не приведут к эмоционально значимым мыслям. Преимущественно выбирайте негативные мысли, чем они более неприятны, тем лучше для практики.
Продолжайте выделять и отбрасывать мысли в течение нескольких минут и затем, отбросив последний раз какую либо мысль, обратите ваше сознание к чидакаше. Наблюдайте пространство перед вашими закрытыми глазами и просто отслеживайте любую мысль или образ, который возникает на нем. Это возможность отследить подавленные бессознательные переживания.
Просто осознавайте спонтанный взрыв мыслей, специально не формируйте их. Продолжайте следовать потоку мыслей, связанных одной темой и затем снова обратите ваше сознание к чидакаше.
Это стадия 3 антар мауны. Если вы практикуете регулярно в течение какого-то времени, то вы переживаете такое потрясение от наплыва мыслей, что вам будет трудно следовать какому-то одному ряду мыслей, тогда вы готовы приступить к стадии 4.


Стадия 4.
Позвольте вашим мыслям течь спонтанно, не пытайтесь вызывать какие-либо мысли, просто наблюдайте за теми, которые возникают. Осознавайте продолжительный поток мыслей, некоторые будут возникать в форме образов. Вам следует оставаться отрешёнными, включение в поток мыслей будет создавать помехи к более глубокому восприятию вашего существа.
Вы можете осознавать одну мысль, которая наиболее заметна, чем другие. Это может быть предвидение или воспоминание о событиях, которые происходили давно. Отслеживайте её какое-то время, но не следует придавать ей какое-то значение. Затем волевым усилием отбросьте эту мысль. Мысли должны приходить спонтанно, но они должны быть обдуманно отброшены.
Продолжайте переключать внимание с потока мыслей на одну специфическую мысль.
Эта стадия 4. Её следует практиковать ежедневно до тех пор, пока вы не переживёте остановку потока мыслей. Стадия 5 начинается автоматически, когда вы достигли состояния отсутствия всяческих мыслей.


Стадия 5.
Практикуйте стадию 4 в течение нескольких минут. Затем вы обращаете своё внимание к чидакаше. Отслеживайте любую мысль, которая возникает, и сразу же избавляйтесь от неё.
Ваши мысли будут приходить в форме образов, но они должны быть также отброшены. Наблюдайте их превращение в бесформенный фон чидакаши; растворяйте их. Ваша главная цель - достичь и укоренить состояние безмыслия и отсутствие всяческих образов. Не позволяйте проявляться никаким мыслям и образам.
Если у вас есть желание, то вы можете сформулировать намерение: «Я буду сохранять свой ум свободным от мыслей». Это должно быть одной вашей мыслью. Продолжайте повторять это до тех пор, пока это не станет абсолютно устойчивым. Затем постепенно растворяйте и эту мысль до тех пор, пока останется только осознание чидакаши.
Это 5 стадия антар мауны – состояние безмыслия, в которой вы можете почувствовать себя парящими через различные уровни вашего сознания. Когда вы легко сможете оставаться в состоянии безмыслия, можно приступить к стадии 6.


Стадия 6.
Практикуйте стадию 5, чтобы вызвать состояние безмыслия.
Затем создайте внутренний образ вашего психического символа и фиксируйте всё ваше сознание на символе. Если этот образ тускнеет, постарайтесь воссоздать его.
Должно быть постоянное осознавание вашего психического символа. Постарайтесь не загружать посторонними образами психический экран. Если же эти образы очень сильны, позвольте им выйти, но продолжайте осознавать символ. Если же образы переполняют экран, их следует разрушить и сконцентрировать всё ваше внимание на символе.
Не спите. Если вы можете поддерживать постоянный поток осознания вашего психического символа, тогда вы постепенно входите в состояние дхъяны.

«Когда ваш ум взбудоражен, продуцируется многообразие объектов, но когда ваш ум успокоен, эта разнородность исчезает».
Ашвагхоша. [/spoiler]
За это сообщение автора Березина поблагодарил:
Ingvar
Рейтинг: 6.25%
 
А.В.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Ingvar »

ССС описывает Мауну в трехтомнике, думаю, что подготовительные стадии хоть и важны, но не являются самой по себе техникой медитации. А смущало прежде всего то, что как-то не по йоговски практиковать без объекта дхараны-дхьяны )) Можно вообще просто ничего не делать и мысли утихают сами по себе, но с объектом легче, ум как бы занят чем-то. Да и ВСБ большое внимание уделяет триггерным точкам и удержанию на них внимания.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Ingvar »

Почитал еще сообщения ВСБ на эту тему:
Медитация - это простое (неподвижное, намертво сцепившее с объектом созерцания) внимание, объектом которого может быть все, что угодно.
Остаток Я ничего не делает такого, что могло бы его напрячь и снова восстановить до обычного "масштаба" Этот сохранившийся ( и "работающий" ТОЛЬКО на восприятие) фрагмент сознания ПРОСТО воспринимает происходящее в психосоматике и запоминает его. Регистрация - не более того.
В практике истинной, аутентичной йоги сознание вообще минимизируется и сворачивается до состояния абсолютного бесстрастного и безэмоционального наблюдателя
С объектом восприятия все понятно. А вот что является объектом в наблюдении? Содержания психики, хоть они и меняются? Значит объект не дожен быть статичным, внимание и наблюдение это одно и то же?
Аватара пользователя
Vlav
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 11:15
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Vlav »

Я еще слышал, что ЧВН достижимо только в состоянии медитации.
В обычном состоянии, как бы расслаблен ты не был, избавиться от мыслей невозможно.... Или начнется медитация...
Как вам такой аспект?
Lorem ipsum dolor text
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Ingvar »

В асанах мы достигаем ЧВН, но это предмедитативное состояние. Конечно оно перейдет в медитативное если удерживать достаточно долго. О медитации в полном объеме, которую как известно нельзя совмещать с нормальной жизнью, я не говорю. А имею в виду начальные стадии, техники для достижения которых в принципе не отличаются от техник достижения ЧВН в других практиках.
Думаю, что я не достаточно ясно формулирую вопрос. Имеем два подхода - удержание внимание на объекте и наблюдение за психической активностью. ВСБ разделяет их как два типа медитации, причем говорит, что для йоги характерен первый. Смотришь скажем на яблоко и со временем остается только яблоко, уже и тебя нет, есть только яблоко. Потом оно теряет качества, уже некому называть его яблоком. Остается только само внимание.
Наблюдение за психической активностью предполагает выделение наблюдателя, просто смотрящего за мыслями или картинками. Этот процесс вроде как совсем другой чем в первом варианте. Но ВСБ говорит об обоих этих процессах как принадлежащих к практике медитации.
Пока я думаю, что сцепление внимания с объектом приводит к состоянию наблюдателя при котором уже реализуется второй подход сам по себе. Но в Мауне нет неизменного объекта, значит она либо не является йогический практикой, либо наблюдение за мыслями идентично технике сцепления внимания с объектом, только объектом выступает психическая деятельность или пустота, тишина между мыслями.
Аватара пользователя
Vlav
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 4 ноя 2012, 11:15
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 88 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Vlav »

Ingvar писал(а):В асанах мы достигаем ЧВН, но это предмедитативное состояние.
В асанах мы (я во всяком случае) ничего не достигаем. Краткие мгновения, когда кажется что остановились мысли (но чем то мы же это осознаем), вернее сказать нет такого сильного мысленного потока и когда чувствуется что ЧВН где то есть. Не более того.
Кстати эти мгновения доставляют ни с чем не сравнимое такое же краткое удовольствие.
Lorem ipsum dolor text
Future
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 30 май 2018, 11:31
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Future »

2002-2016 гг.

«… возникает вопрос - как правильно медитировать (т.е. каков правильный принцип): «Не то, не то» или «И то и то» ? Иными словами основа для медитации - пустота или единение?...» (Ершъ)
«…Путь «ничто» - это достижение нирваны через инсайт…» (Виктор)
«…Полагаю, Вы правы - медитации «концентрирующие» более характерны для йоги чем «регистрирующие»…» (АЮТ)
«… Вопрос такой: не есть ли медитация - бегство?...» (of the same name)
«… А медитациями асанами мы выводим на поверхность сознания наши блоки и проблемы, переживаем их, так сказать… « (Dr.Lekter)
«…Не факт…» (Рустам)
«… ИМХО, медитации 2 основных вида:
1. Свидетельствование
2. Концентрация…» (Леня)
«… Я бы сказал отдых, который дает возможность активнее действовать потом…» (Andrey-P)
«…Медитация это общение с Богом? Или инструмент для достижения различных целей результатов. Медитация в хатха что это?...» (Alex2005)
“Высшая стадия медитации - самадхи. А как переводится самадхи? Сам - вместе, адхи - изначальный. Т.е. вместе с Изначальным. Вы медитируете на Него а он на вас…» (Kluev)
«…I would appreciate…» (WL)
«… Вообще то йога это не религиозная система и изначально в описании медитации о боге не говорилось…» (Rаt)
«… Никогда не сталкивалась с подобным мнением. Даже не подозревала о такой возможности…» (Yadol)
«… Всё ИМХО… « (egan)
«…Выключился свет…» (шнурок)
«… Я думаю ваша Анастасия Ивакина права. Да, действиетльно при медитациях вырабатываются эндорфины. Кстати, вырабатываются они гипофизом в мозгу. Есть даже такое понятие «эндорфинные медитации» …» (Майкл)
«… Медитация и есть длинная концентрация над чем то. И когда концентрация становиться очень сильная, она переворочивается в свою противоположность - декоцентрацию или ЧВН… « (Sai-hamara)
«…И еще. Если самостоятельные эксперименты (с чем-либо) не приводят к успеху, рекомендуется найти учителя в этой области…» (Михаил8)
«…Господа, вы чтоооо?????...» (Vab)
«…Я как чувствовал. Пару раз зудело что-нибудь набить, поспорить, но что-то каждый раз удерживало. Повезло…» (Коm)
«… Прокомментирую мою любимую писательницу «Медитация и ИСС совершенно разные вещи». Медитация входит под множеством в множество состояний, описываемых термином ИСС. Дальше идет поток сознания, который в комментариях не нуждается…» (Атри)
«… не могу удержаться не порекомендовать: Ромен Роллан «Жизнь Рамакришны», «Жизнь Вивекананды»…» (Фродо Сумкинс)
«… Если бы в САР были пациенты, то герой статьи однозначно бы вылечился очень скоро и навсегда …» (клонирование запрещено)
«…Виктор, в одной из веток Вы писали, что скоро выложите статью о мантрах…» (Likos)
«…Со Хум?...» (Шевченко)
«… И что еще удивительно. Многие люди получают опыт, подобный описанному. Одних он пугает, другие начинают гордиться, третьи вот привязываются…» (Бориз)
«… А ну его нафиг, этот страх, попробуйте его преодолеть…» (джонс)
«…Инфа с сайта Капицы (того самого) - «…Что же делает с мозгом медитация?»…» (Simbel_D)
«…Отличная статья…» (Volod_ya)
«А какая самая эффективная техника медитации для улучшения контроля эмоций, ясности сознания?...» (dmitriy111)
«… Невозможно теоретически выявить различие в эффективности техник, можно сказать, что они одинаковы, а различие возникает лишь в их применении к конкретному человеку…» (Mykola)
«… Про медитацию с зерном и не только…» (AlexYoga)
«… не понимаю, зачем нужна самостоятельная медитация…» (Даша)
«… я тут десятилетние мудрствования копнул слегка…» (EWG)
«… Наш мастер говорит, что медитация начинается после двух часов неподвижного пребывания в асанах и дыхательных практик, все что до этого времени - ерунда…» (Gosha17)
«… Напоминает сообщение автомеханика…» (topas)
«… У Патанджали нет понятия медитация. Есть анга Дхьяна. Что же такое дхьяна?...» (Андрей Дегтяренко)
«… Испытайте это состояние…» (miha)
«… Господа, по теме есть что сказать, или опять продолжите воздух с умным видом сотрясать?..» (Оleg L)
«… Тоже не понял-чем йога может помочь в преодолении страха?...» (Voyager)
«… Потомки Аарона - люди многосторонние…» (Мифолог)
«…Ученые нашли самого счастливого человека в мире…» (bokarez75)
«…Как работает мозг человека при медитации…» (Vediki)
«…ВСБ в качестве примера медитации рассматривает Чидакашадхарану…» (Ingvar)
«…Такое может случиться везде…» (Wood)
«… «Без бхоги (опыт опознания) нет йоги…» (М.Свечников)
«…Подобно нирване…» (felixS)
«…Йогические медитации и медитации «буддийской традиции» - разные…» (ctay)
«… Голова кругом идет…» (Эрци)
«…И смутные сомнения мою терзают душу…» (sircoeyes)
«…мне интересно…» (flameair)
«…Unser Sieg…» (shov68)
«…А Вы сможете достоверно отличить божью благодать от глюков психосоматики…»
(СерйогА)
«…Значит смело можно сказать.что многое из сутр Патанджали-это бред собачий…» («божий человек»)
«…А как же дар Ванги?...» (zulus7777)
«…Там тебе и пранояма, и медитация, и дхарана, и дхьяна, и самадхи…» (halasAnna)
«…Не могу понять-это некий агностецизм по отношению сутрам?...» (azamat)
«…может кто хочет поучаствовать, а потом поделиться?...» (denn)
«…Что происходит с мозгом во время этого процесса?…» (литлбиг)
«…В Антарм Мауне нужно просто регистрировать…» (Александр О)
«…На санскрите слово мауна означает «тишина», «безмолвие», и антар означает «внутреннее»…» (Березина)
«… Не более того…» (Vlav)

Медитируйте
Аватара пользователя
Гузель Х.
Сообщения: 688
Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
Откуда: г. Казань
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 142 раза

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Гузель Х. »

Хорошую идею вы подали, Future. :-)
Жить и действовать по слову.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Сущность и значение медитации

Сообщение Виктор »

Медитация - это самое обычное, простое внимание.
Только оно абсолютно неподвижное, поскольку намертво закреплено на объекте внешнем или внутреннем.
Ответить