и еще показалось любопытным:Для того чтобы что-то, обнаружить, в собственной психике, субъект должен отразить это в своем сознании. Иными словами, ему требуется понять содержание своего текущего психического опыта, ведь в противном случае сознанию не открывалось бы никакого содержания. Соотнесение с причинами, вызвавшими то или иное переживание, устанавливается самим сознанием, поэтому, оцененное в определенный интервал времени, понима¬ние не может определяться как адекватное или неадекватное.
Константное понимание в определенных интервалах времени приводит к элиминированию из сознания того содержания, которое не изменяется. Ограничением для понимания, таким образом является временной фактор, поскольку текст сознания, понимаемый самим сознанием с необходимостью должен изменяться.
Изменение в тексте сознания в течение определенного времени является необходимым условием существования самого текста. Если такого изменения не происходит, человек оказывается в бес¬сознательном состоянии. (Согласно Постулату 3, сознание необходимо для понимания; если понимание невозможно (гештальт понимания уже завершен), ненужным становится само сознание.)
Вообще рекомендую 11-ю главу этой работы, ну и конечно главы 16-20,касающиеся непосредственно сознания.Смысл может быть обнаружен только в ходе процедуры пони¬мания. Сознание в своем функциональном качестве и есть меха¬низм понимания (гносеологический план сознания). Продукты психической активности, как интегральные результирующие пси¬хических процессов, даны в сознании только через их обнаружение самим же сознанием. Поэтому в онтологическом плане сознание — это актуальный текст, который есть единство взаимосвязанных смыслов, а в гносеологическом аспекте сознание — это механизм понимания, понимания собственного текста.
Любопытная еще там была мысль (в общем то известная), что сознание отражает лишь само себя (на примере со снами).
Исходя из сказанного возникают вопросы о времени как таковом. Выходит что время и ничто иное создает условия для возникновения сознания (напоминаю, сознание как понимание по Агафонову), т.е. сознание как продукт "переработки потока времени", время как "вечный движок для сознания". В то же время личный опыт наводит на мысль о том, что само время во многом является следствием и продуктом сознания (конечно здесь следует различать время психическое и физическое).