Сатьянанда утверждает, что получаемая после освоения “нидры” способность спать, видеть сновидения, и в то же время сохранять сознание – уникальная способность, присущая пока что лишь немногим неординарным людям.
Поэтому последовательность смены состояний сознания в практике “йоги психического сна” можно охарактеризовать как пульсирующее колебание возле некоторых средних значений торможения коры, возвратный переход от экстравертивного к интравертивному восприятию, что субъективно воспринимается как некий повторяющийся пунктир: сознание есть – сознания нет.
Итак, глубокая релаксация, это пребывание в состоянии преимущественной активности альфа-ритма. При обычном развитии событий в момент засыпания сознание у человека теряется, уходит. Регулярная и грамотная практика “йога-нидры” формирует навыки растягивания во времени момента перехода от бодрствования ко сну, который обычно не воспринимается сознанием. Более того, появляется способность удерживать нить сознания даже после момента перехода ко сну. То есть, сознание сохраняется в состоянии сна! Поэтому успешная практика “нидры” дает возможность связать воедино три режима функционирования психики: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Таким образом мы получаем так называемое “четвертое состояние”, которое в текстах йоги именуется сверсознанием – турийя. Поскольку в таком состояние адепт йоги приобретает возможность формировать по своему желанию содержание снов, то иногда “нидру” называют техникой “самонаведения сновидений”.
Сатьянанда утверждает, что сны – не что иное, как энергетические модели, “слепки”, в какой-то мере автономные ситуационные копии состояний бодрствования (хотя, скажем, Ротенберг и Аршавский еще два десятка лет назад выдвинули гипотезу о компенсаторной природе сна). И как только вы приобретаете определенные навыки в “нидре”, то становится возможным не только наблюдать сновидения, но и создавать их по своему желанию Способность наблюдать свой сон является динамической формой пратьяхары.
Таким образом, через три-четыре месяца систематической практики телесно ориентированной “нидры”, очистившись от нажитых за годы психосоматитческих перегрузок и “перекосов”, вы постигнете глубокое расслабление и устойчивый баланс внутреннего покоя.
Но это только первая, и самая простая роль “нидры” из спектра ее возможных воздействий, при тексте, ориентированном исключительно на релаксацию.
В то же время направленность “йоги психического сна” может быть и другой.
Бихарская школа в лице Свами Сатьянанды предлагает усредненную структуру данной психотехники, в которую помимо глубокой релаксации входят и другие компоненты....
(Отрывки из статьи ВБ "Йога-нидра")
Андрей скорее всего ждёт от нидры вот этих эффектов
Но для этого нидра должна быть освоена правильно и практиковаться продолжительное время, и то не факт, что эти способности откроются и нужны ли они, тоже вопрос.
Большинство практикующих нидру используют как технику для глубоко расслабления, снятия психических напряжений и в терапевтических целях.
Поэтому вряд ли на этом форуме можно найти отчёт человека, который управляет своими снами или экспериментирует удачно с санкальпой, или ставит перед собой такую цель.8)
Про себя могу поведать немного 8) Где-то с месяц назад выполняя шавасану(длинную, под диктовку) так глубоко расслабилась, что стала смотреть сон, очень странный и в то же время осознавала себя, что я лежу в Шасасане и было ощущение, что наблюдаю как бы со стороны и могу в любой момент прервать его. Сознание как бы раздвоилось. Я и участвовала в действии и в то же время наблюдала. Очень странное и интересное состояние и возможно я его коряво описала :) , потому что словами это трудно передать...
А.В.