«Ступени» йоги. Теоретическая основа искажённого понимания

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

«Ступени» йоги. Теоретическая основа искажённого понимания

Сообщение Mykola »

Ниже приводятся некоторые рассуждения, строго ИМХО. Как статья это слишком сыро, но мысли давно назрели. Надеюсь, будет полезно обсудить.

«Ступени» йоги как теоретическая основа искажённого понимания. Лингвистический анализ

В большинстве русскоязычных источников по йоге слово «аштанга» переводится как «восьмиступенчатая», после чего следуют высокопарные рассуждения, описывающие некие «ступени» йоги и порядок восхождения по ним.

«Я несколько лет занимаюсь йогой и сейчас уже осваиваю пятую ступень по Патанджали» – сказал как-то один адепт-самоучка, повергнув меня в замешательство.

Но если внимательно посмотреть в словари санскрита, можно обнаружить, что «анга» (अङ्ग) переводится в них как «часть тела», «конечность», «часть», «отдел», но ни в одном нет такого значения как «ступень» или чего-либо подобного по смыслу (для описания такого понятия имеется слово सोपान – «сопана», что означает «шаг», «ступень»). Следует также отметить, что в англоязычных источниках «аштанга» обычно переводится как eight-limbed или eight-fold (восьмичленная, восьмичастная, восьмигранная), что в точности соответствует изначальному смыслу этого слова. Но затем нередко следуют спекуляции о том, что на самом деле это не что иное, как ступени, по которым необходимо последовательно взбираться к вершинам йоги.

Никто не отрицает, что Патанджали был человеком грамотным – настолько, что его иногда пытаются отождествлять с другим Патанджали – лингвистом, автором обширного комментария к индийской грамматике Панини. В свете этого тем более странными выглядят намёки на столь досадную ошибку в выборе принципиально важных терминов для описания раджа-йоги – буквально перепутал ноги, которыми ходят, со ступеньками, по которым ходят. Представление о ступенях создаёт теоретическую основу для многочисленных физкультурных направлений псевдо-йоги, которые якобы направлены исключительно на освоение «ступени» Асана и потому могут целиком игнорировать медитативные компоненты системы.

В действительности же значение слова «аштанга» указывает на некую структуру из восьми достаточно равноправных и неразрывных частей, образующих целостную систему. Это позволяет выдвинуть следующую гипотезу:
Все компоненты восьмичастной йоги должны присутствовать в практике одновременно.

Но прежде, чем описать каким образом это возможно, давайте вспомним названия и проясним смысл каждого из восьми элементов раджа-йоги.
Яма – ограничения.
Нияма – предписания.
Яма и Нияма на первый взгляд могут показаться сводом моральных заповедей, но на самом деле таковыми не являются и имеют исключительно прикладное значение, подсказывая оптимальный способ взаимодействия с окружающим миром и с самим собой с целью создания благоприятных внешних условий для практики и соответствующего внутреннего настроя. Они также в полной мере применимы к самому себе во время практики (подробнее см. в книге М.Свечникова «Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги»). Таким образом эти две составляющие восьмичастной йоги всегда присутствуют при правильном выполнении любых техник.
Асана – положение. Также неизбежный компонент любых техник, что очевидно для любого облачённого в тело индивидуума.
Пранаяма – ????? Отстраняясь от привычных представлений о дыхательных упражнениях, просто переводим слово с санскрита: «прана» – «жизненная сила» или «дыхание», «аяма» – «растягивание». Получается «растягивание (замедление) дыхания» или в другом смысле – «растягивание (экономный расход) жизненной силы». Любой вариант перевода точно описывает происходящее во время практики йоги: спонтанное успокоение и замедление дыхания, а также минимизация энергетических затрат. Такая интерпретация позволяет обойтись без рассуждений о «контроле праны» и «контроле дыхания», противоречащих принципу ненасилия и дающих очередной повод для мистификации.
Пратьяхара – втягивание ощущений (отстранение от потока внешнего восприятия).
Дхарана – концентрация.
Дхьяна – созерцание.
Самадхи – единение, слияние. Необходимо отметить, что значение этого термина в литературе по йоге обычно разъясняется настолько туманно и с таким благоговейным трепетом, что создаётся ощущение чего-то практически недостижимого. Тем не менее, с лингвистической точки зрения Самадхи – это единение, что в применении к йоге можно истолковать как «самозабвенное созерцание», при котором субъект не ощущает себя отдельным от объекта, и аналог которого в обыденной жизни – полное слияние с выполняемой деятельностью, что по-видимому хоть раз в жизни испытывал каждый при занятии любимым делом, теряя ощущение времени, не чувствуя голода и усталости. Также стоит отметить, что мистическое «самадхи» или «махасамадхи», которого якобы достигают умирающие йоги, является не чем иным, как поэтическим описанием процесса смерти (слияние со своим первоисточником, с породившей нас природой), и прямого отношения к элементу Самадхи в восьмигранной йоге Патанджали не имеет.

Наибольшая путаница возникает из-за того, что слова, используемые для обозначение отделов/элементов/граней восьмичастной йоги, используются также для классификации йогических техник по группам – в зависимости от того, какой элемент целостной системы йоги наиболее явно выражен в данной группе техник. Это стоит рассмотреть подробнее.

Самая крупная группа техник йоги, это безусловно «асана». Рассмотрим для примера как происходит практика любой из асан, например пашчимоттанасаны: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (элементы Яма и Нияма), практикующий занимает определённое положение (элемент Асана, внимание: не путать с полной техникой данной конкретной асаны, включающей ВСЕ элементы), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма), отстраняется от всего внешнего (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на принятой форме (Дхарана), погрузиться в её созерцание (Дхьяна), вплоть до субъективного ощущения полного слияния с этой формой (не побоюсь этого слова – Самадхи). В данном случае отдельные техники различаются по элементу Асана, отчего они и получили соответствующее родовое название, но как видно из описания, выполнением этого единственного компонента восьмичастной системы асаны не ограничиваются.

Выполнение техник группы «пранаяма» происходит аналогичным образом. Например удджайи пранаяма: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (Яма и Нияма), практикующий занимает удобное положение (элемент Асана, в данном случае не имеет значения какая), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма этим оказывается уже реализован), создаёт условия для дальнейшего замедления дыхания и успокоения сознания (элемент Пранаяма углубляется за счёт целенаправленной работы с ним), отстраняется от всего внешнего (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на наблюдении процесса дыхания (Дхарана) и погрузиться в его созерцание (Дхьяна), вплоть до ощущения полного слияния с этим процессом (Самадхи).

Для полноты картины рассмотрим технику из группы «дхарана» – чидакаша дхарана: создав подходящие условия для практики и настроившись на неё (Яма и Нияма), практикующий занимает удобное положение (элемент Асана, неважно какая именно), успокаивается и минимизирует усилия в ней (элемент Пранаяма), отстраняется от всего внешнего и даже от восприятия собственного тела – посредством техники кая стхаирьям (Пратьяхара), что позволяет сконцентрироваться на наблюдении собственных психических процессов в виде игры образов (Дхарана) и созерцать их (Дхьяна) до самозабвения (Самадхи).

Следует заметить, что в названиях йогических техник очень редко используются слова «дхарана» и «дхьяна», и никогда – «самадхи», хотя очевидно, что так называемые медитативные техники акцентируют именно эти элементы восьмигранной системы. Это ещё раз косвенно указывает на условность классификации техник йоги по наиболее характерным для них элементам и на необходимость избегать идентификации конкретных техник (или групп техник) с элементами раджа-йоги в их узком смысле.

Таким образом, предложенная гипотеза не находит явных противоречий и в силу отсутствия более разумных альтернатив может считаться верной. Необходимо лишь уточнить, что появление некоторых элементов восьмичастной системы во время практики наступает несколько позже, чем появление других, то есть происходит их постепенное «подключение». Но это принципиально отличается от прыжков по несуществующим ступеням до «высших уровней», воспеваемых невежественными мистификаторами от йоги.
За это сообщение автора Mykola поблагодарил:
svoboda62
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Николай, спасибо!
Отлично сформулировали. Я давно твержу это занимающимся. Но больше всего смешит, когда появляются люди, утверждающие на полном серьезе, что нет смысла практиковать асаны не "усвоив" первоначально яму и нияму.
Спрашиваю: - Господа, а вы что, пришли в йогу не имея вообще никаких моральных устоев, или как? И что - теперь переучиваться надо заново морали и этике на индийский манер?
Ясно, что люди, просто не в теме. И, как ни странно, не в теме чаще оказываются те, кто на эту тему рассуждает, пишет либо пытается учить. К сожалению, полные неучи в йоге слишком часто обладают комплексом полноценности... 8O
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Я с такими адептами тоже сталкивался - лекции им подавай о духовности :D

Предварительное "освоение" Ямы и Ниямы является абсурдным уже хотя бы из-за невозможности установить какие-либо критерии для оценки успешности этого "этапа". Насколько человек должен быть моральным или "духовным", чтобы ему позволили наконец-то перейти к Асане? :) Кто будет это оценивать и с каким стандартом сравнивать?

Далее, следуя той же ущербной логике "ступеней", необходимо полностью освоить Асану, изучив и доведя до совершенства акробатику Айенгара в полном объёме, после чего освоить Пранаяму, заткнув за пояс рекордсменов по фридайвингу по части продолжительности задержки дыхания, и тогду уж переходить к "высшим ступеням" :lol: :D :lol:
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Mykola писал(а): Далее, следуя той же ущербной логике "ступеней", необходимо полностью освоить Асану, изучив и доведя до совершенства акробатику Айенгара в полном объёме, после чего освоить Пранаяму, заткнув за пояс рекордсменов по фридайвингу по части продолжительности задержки дыхания, и тогду уж переходить к "высшим ступеням" :lol: :D :lol:
Думаю, что трактование поступенчатого освоения йоги выгодно в плане маркетинга многим школам.
На примере близлежащего мурманского филиала школы Ар Сантема у них год посвящен различным чисткам, под видом ямы-ниямы, затем они приступают к асанам, потом дахательные техники.... в какую ступень вписывается у них становление магами, я не очень понимаю, может быть самадхи? :?
Николай хорошо всё описал. Поспепенно, в практике включается всё. Что-то раньше, что-то позже, зависит от практикующего, его собственной скорости адаптации в йоге.
А.В.
Аватара пользователя
Nik-On/Off
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
Благодарил (а): 508 раз
Поблагодарили: 379 раз

Re: «Ступени» йоги. Теоретическая основа искажённого пониман

Сообщение Nik-On/Off »

Николай, очень здорово написал! Снимаю шляпу! Логика - всё-таки железная штука.

Есть вопрос. Вот здесь
Mykola писал(а):Выполнение техник группы «пранаяма» происходит аналогичным образом.... создаёт условия для дальнейшего замедления дыхания и успокоения сознания (элемент Пранаяма углубляется за счёт целенаправленной работы с ним)...
фраза "целенаправленная работа" с элементом Пранаяма разве не подразумевает (с лингвистической точки зрения) контроль дыхания?
कोऽहम्?
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Re: «Ступени» йоги. Теоретическая основа искажённого пониман

Сообщение Mykola »

Nik-On/Off писал(а):фраза "целенаправленная работа" с элементом Пранаяма разве не подразумевает (с лингвистической точки зрения) контроль дыхания?
Здесь точность формулировок оставляет желать лучшего. Под целенаправленной работой я подразумевал, что практикующий обращает особое внимание на этот аспект восьмигранной системы, таким образом акцентируя его, но не устанавливает контроль в привычном смысле слова. Так же как мы делаем асаны не стараясь, а просто "выбирая слабину" в растекающемся от расслабления теле, так и при выполнении дыхательных техник "нащупываем" путь к удлинению дыхательного цикла, ничего целенаправленно не навязывая. Дыхание как бы само растягивается во-первых, за счёт расслабления, во-вторых, за счёт нашего настроя на это - наверное по тому же механизму, который утилизируется в методе биологической обратной связи.

Березина писал(а):Думаю, что трактование поступенчатого освоения йоги выгодно в плане маркетинга многим школам.
В точку! Предложить адептам красиво структурированные курсы/уровни/этапы - это самый простой способ заполнить зияющую пустоту в сути преподаваемой системы.
- Вам понравились наши занятия?
- Нет.
- Ничего страшного, просто сегодня Вы попали на седьмой урок 11-го уровня, и потому ничего не поняли. Приходите на занятия для начинающих и будете довольны.
...случай из жизни (не моей ;))
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Супер. Исходя из вышеизложенного Миколой - пранаямы надо давать сразу...... :lol: Ну право зачем тянуть год-полтора - это ж какие-то ступеньки выходят а так - сразу и всё.
А первоклашек вообще надо сразу на высшую математику запускать - чего уж, пусть всё и осваивают.
Студентов медиков - сразу в операционные, пусть режут - нечего трупы кромсать в моргах и лягушек мучить. Стоматологов - за бормашины - пусть сверлят. И вождение надо осваивать на МКАДе в час пик - самое оно.
Последний раз редактировалось Rearranger 21 фев 2012, 22:11, всего редактировалось 3 раза.
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Сообщение alexyoga »

Пранаяма может произойти спонтанно, в позе, при хорошем раслаблении.
Или например наблюдение за дыханием это что не пранаяма?
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Наблюдение за дыханием - это наблюдение за дыханием.
Осциллятор
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 23 ноя 2011, 19:02

Сообщение Осциллятор »

Начал практиковать асаны, не дочитав последние главы книги Виктора ЙИК. предположив, что асан мне пока вполне достаточно. Через полгода выдалось время дочитать книгу. Читаю главу про пранаяму, и осознаю, что это именно тот тип дыхания, который выработался у меня спонтанно, в попытках успокоить сознание. Оказывается это "внутренняя пранаяма".
Последний раз редактировалось Осциллятор 22 фев 2012, 06:27, всего редактировалось 1 раз.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Rearranger писал(а):Супер. Исходя из вышеизложенного Миколой - пранаямы надо давать сразу......
Спасибо, что прочли, хоть и невнимательно :) Написано русским по белому, что в данной схеме элемент раджа-йоги Пранаяма и техники йоги с акцентом на дыхании, которым дали название "пранаяма" - два разных понятия. Дословная интерпретация первого позволила мне увидеть систему Патанджали как логичную и последовательную, чего и Вам желаю.

2 Осциллятор
Предполагаю, что именно такую "внутреннюю пранаяму" и имел ввиду Патанджали, но за несколько веков "развития" йоги значение термина исказилось и стало прочто ассоциироваться с дыхательными техниками. Хотя намёки на исходное значение остались. Почему именно "пранаяма", а не "швасаяма"? Ведь это был бы достаточно точный санскритский термин для работы исключительно с дыханием, и никакой путаницы с неуловимой праной :) Кстати, говоря о дыхании как таковом, Патанджали использует именно это слово - "шваса". В сутре 2-49 сказано: "При совершенствовании в Асане происходит уменьшение дыхательных движений, что зовётся Пранаямой". Кажется очевидным, что имеется ввиду спонтанное уменьшение, а не какие-то дыхательные упражнения. Да и не принято в традиционных школах йоги выполнять специальные дыхательные техники одновременно с практикой асан, хотя казалось бы данная сутра именно это предписывает ;) Значит не о том здесь говорит Патанджали, что мы привыкли называть пранаямой.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Rearranger писал(а):пранаямы надо давать сразу...... :lol:
В данном случае вопрос не только терминологии, но и понимания процесса йоги и элементарной логики.
Т.е. вы Rearranger предлагаете до поры до времени "не дышать"?
Николай ведь доходчиво объяснил, что все элементы "ступеней" суть единая технология йоги, где ее элементы не ступени, а части системы.
Дальнейшие ваши примеры развивают мысль как раз в противоположном направлении.
Так что согласен с Николаем, внимания вам хватило только на развитие собственной идеи, а не на понимание изложенной гипотезы.
via negativa
Кенигсберг
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 3 июн 2011, 10:33
Откуда: Калининград
Поблагодарили: 5 раз

Сообщение Кенигсберг »

Mykola, отлично! Все внутри. Все ступени. И идут они параллельно, неразрывно с освоением йоги. И в т. ч. пранаяма происходит независимо от желания или нежелания адепта йоги. Дыхание замедляется, становиться почти незаметным. С дыханием замедляются все химико-биологические процессы в организме, на что оный немедленно реагирует обновлением и восстановлением разрушенных кластеров.
А вот когда начинают единую систему делить на части - тут уже насколько ума и фантазии делящего хватит. Это непредсказуемо. Отсюда и фитнес йога и пауэр йога и вини йога и дживамукти и бикрам и бесконечное количество других самодельных видов. Но, наверное, это процесс неизбежный. Это касается не только йоги, но и других великих учений. Увы, "есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен." (Альберт Эйнштейн /
Нигде ничего не случилось, но все время что-то происходит.
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Каюсь, несовершенен, невнимательно прочел.... сорри

НО ЗАТО КАК ВЫСКАЗАЛСЯ!!! ВАХ!!!! :oops:
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Использование в рекламных целях идеи продвижения по "ступням", "категориям", "уровням" и прочим "достижениям" - действительно бросается в глаза... Вас там обязательно куда то "продвинут", "поднимут", "повысят" и т.п. :D
Наверное, некоторые, адепты гордятся уровнем своей "(про)двинутости".
И даже грамотка имеется .... :lol:
via negativa
Ринад С. Минвалеев
Сообщения: 4431
Зарегистрирован: 24 янв 2004, 11:17
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 250 раз

Сообщение Ринад С. Минвалеев »

Уважаемые участники данного обсуждения,
последние 7 мин. моего доклада 12 октября 2010 года в 17-00 на кафедре философии и культурологии Востока (философский факультет СПбГУ) на тему: "Физиологические аспекты йоги" были посвящены как раз обсуждаемому вопросу: Минвалеев о медитации и сути йоги
Искренне Ваш, Ринад.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Ринад С. Минвалеев писал(а):Минвалеев о медитации и сути йоги
Очень коротко и ясно :) Радует что и в этом примере все элементы раджа-йоги складываются в целостную структуру.
Кенигсберг писал(а):А вот когда начинают единую систему делить на части - тут уже насколько ума и фантазии делящего хватит. Это непредсказуемо.
Коль скоро тема началась с лингвистического анализа, вспоминается такое явление в английской грамматике: слово "правда, истина" всегда с опредлённым артиклем: the truth, что подчёркивает её единственность и исключительность, а "ложь" - всегда с неопределённым: a lie, намекая на бесконечность её вариантов. Каждое очередное новомодное направление "ёги" остаётся одним из ряда подобных, как бы сильно оно ни отличалось, хотя безусловно выход за границы правды открывает невероятный простор для разнообразия маркетинговых приёмов.
argonavt
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 фев 2009, 02:10
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение argonavt »

"Вот что пишется в Йога-сутре Патанджали (часть II, афоризм 29): «Яма, нияма, асана2, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи - восемь составных частей (йоги)».

Последнее слово angani на санскрите означает limbs, constituent parts, то есть составные части, члены, но никак не «ступени» Йоги3. Как видим, на самом деле, Аштанга-йога - это не восьмиступенная йога, как это столь часто утверждается, а восьмичленная йога, то есть йога, состоящая из восьми частей. Так что аналогия с лестницей последовательного восхождения в данном случае неуместна. Аштанга-йога Патанджали - это объёмная смысловая целостность, а не описание линейного процесса восхождения от низшего к высшему4. Просто, как я уже ранее говорил, понимание - объёмно и симультанно, тогда как словесное изложение этого понимания вынужденным образом является линейным и сукцессивным. И, тем не менее, Хатха-йога настаивает на том, что последовательность ступеней в Аштанга-йоге должна строго соблюдаться. Таково общепринятое мнение современных йогов.

Вряд ли такой подход следует считать разумным. Представьте себе, что мы описываем человеческое лицо, перечисляя его составные части. Стоит ли настаивать, что именно нос идёт под номером один, затем глаза, потом рот, подбородок, лоб, и только в самом конце - уши? Далее, если следовать той логике, что пока не будет полностью реализована предшествующая «ступень» йоги, - нельзя переходить к последующей; тогда, до тех пор, пока не будет реализована Яма и не достигнута высшая ступень нравственного развития (не причинение вреда «ни мыслью, ни словом, ни делом» и другие моральные заповеди), ни в коем случае нельзя переходить к Нияме (второй «ступени» йоги) и так далее.

Но, во-первых, кто осмелится утверждать, что Яма ниже и проще, с точки зрения её «освоения», чем Нияма, а Нияма - чем Асана? Во-вторых, совершенно очевидно, что полноценная реализация одной только первой «стадии» Аштанга-йоги - Ямы уже означает достижение наивысшей цели йогической Садханы - освобождения-Мокши.

Если внимательно проанализировать содержание Йога-сутры, пытаясь выяснить, насколько правомерна теория последовательных ступеней развития - мы обнаружим множество такого рода несостыковок и противоречий. По моему глубокому убеждению, эта теория совершенно неприемлема, что прежде всего доказывает точный перевод текста. Великий йогин Патанджали в столь лаконичном тексте весьма аккуратно и точно пользовался словами. У Патанджали, позволю себе повториться, нет слова ступени, а есть слово составные части (члены). Наверно, если уж признавать Йога-сутру как высший авторитет, то и следует относиться к ней с уважением и не позволять себе переиначивать изначальный текст, исправляя его в соответствии со своим уровнем понимания."
(из книги В. Каргополова "Путь без иллюзий" СПб 2006г)
argonavt
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 фев 2009, 02:10
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение argonavt »

Ещё одна цитата из той же книги:

"Современные хатха-йоги, конечно, весьма уважают Раджа-йогу, однако на практике ею совсем не занимаются. Такое теоретическое уважение сродни платонической любви - очень благородно и очень возвышенно, но дети почему-то не рождаются. В оправдание они утверждают, что когда-нибудь, в отдалённом прекрасном будущем, после лет этак 15-20-ти, когда ступень Хатха-йоги будет полноценно освоена, можно будет перейти и к высшим йогическим практикам - Пранаяме и медитации. Беда только в том, что это прекрасное время для них никогда не наступает. Современные хатха-йоги похожи на человека, который пришёл в гости и три часа кряду вытирает ноги в прихожей."
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Ну мы это уже читали чуть выше, зачем пересказывать написанное уже?
Ответить