Значение, сущность и технология выполнения асан .

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Добрый день, господа!
Попытаюсь высказаться по теме данной ветки.
Итак, меня классифицировали как «лирика» - допустим. Есть еще «физики», наиболее яркий представитель которых, как я наблюдаю по характеру высказываний – это Леша.
Так вот когда я, «физик», который 10 первых дет своей жизни в йоге СИСТЕМАТИЧЕСКИ и с ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ занимался «по Айенгару» (в 45 лет мог в стойке на руках отжаться раз восемь носом к полу, делал Падмасану и тоже без проблем выжимался с ней в стойку и т.д.и т.п.) въехал в «Сутры» уже имея этот опыт и наблюдая многих, то усек что есть ДВА РАЗНЫХ подхода к йоге. И автоматически стал убежденным «лириком».
И сейчас вижу ситуацию так: есть йога, ориентированная на спонтанность, и есть йога по разумению.
Что значит «на спонтанность?» – спросите Вы, а я отвечу: - Это значит отсутствие стремления к наперед известному результату (сделать асану как на картинке или как делает Айенгар, Сид, Зенченко и т.д.), а ориентировка на процесс. Когда человек принимает доступную форму асаны и не КОРЯЧИТСЯ в ней дальше, стараясь подогнать себя под чье-то исполнения или идею (типа: спина тут должна быть ровной, носочек вытянут, грудь раскрыта, кожа туда или оттуда натянута и прочее, чему нет конца), а расслабляет НЕНУЖНЫЕ для сохранения данной позы мышцы, а работу НУЖНЫХ минимизирует (что, кстати, и является признаком мастерства), очищая при этом сознание от мыслей, то, согласно степени такой «очистки» форма асан начинает «течь», улучшаясь САМА ПО СЕБЕ. Без усилий воли, старания, «выставления» и чего-либо еще.
Мне снова могут возразить: - Но ведь асану желательно сделать лучше, не так ли? А я снова отвечу: - Если тело сегодня НЕ МОЖЕТ больше согнуться, то КУДА и ЗАЧЕМ стараться его согнуть? Вот Вы идете по улице – КАК вы идете? Наверное самым естественным для себя образом, да? А можно ли идти лучше? Странная идея, не правда ли, тут же напрашивается вопрос: - Лучше чего? Или дышать лучше… Опять же: лучше чего?
На основании своего (и НЕ ТОЛЬКО!) опыта в йоге я считаю, что поскольку тело человека на миллионы лет древней его же разума, то последний, будучи направлен (создан) исключительно на приспособление ко внешнему миру и его трансформацию (якобы в своих интересах), абсолютно НЕ ОПРАВДАНО - в случае с йогой по разумению – переносит на свое собственное тело методы этой трансформации и ее сущность. В то время как тело, будучи природным образованием с пользой и без сопротивления воспринимает воздействия совершенно ИНОЙ размерности и ТЕМПА, а именно – отдозированные им самим!
Поясню на примере. Новичок говорит мне: я никогда в жизни на руках не стоял, как бы научиться? Может каждый день пробовать, по разу там, по два к стеночке становиться? Или еще что-нибудь? Это он насчет Адхо Мукха Врикшасаны…
Я говорю: - Не спеши, делай Чатуранга дандасану, сколько получается, до первого малейшего ощущения перегрузки и дискомфорта в теле (в руках), дыхании, с полностью расслабленным животом, свисающим к полу, и без сколько-нибудь ощутимого прилива крови к лицу.
Он говорит: - Но таким макаром у меня получается только секунд двадцать выдержки, не больше…
- Вот и делай эти двадцать секунд!
- Может два раза в день?
- Нет, одного достаточно.
И он делал. Через полгода время выросло до 40 секунд, через год до минуты. Тогда я сказал парню: - Делай мах ногами и становись на руки к стене. Он и встал. Я говорю: обопрись нормально на ладони и отслони ноги от стены. Отслонил, встал так, как будто стоял всю жизнь, и говорит: - Как это?! Вроде же делал Чатурангу?…
Параллельно этот же человек осваивал стойку на голове, начал с полутора минут. Не буду говорить о подробностях, но принцип тот же самый – время прирастало само, и через год он свободно стоял 15 минут. В Ширшасане отладилась вестибулярка, и потому стойка на руках пошла элеметарно. То же самое, скажем, в Баддха конасане: не ЗАСТАВЛЯТЬ колени опускаться к полу, но ПОЗВОЛЯТЬ им это сделать – через намерение и «отстегивание» головы, т.е. – молчание ума (оно же – ЧВН, которое отрабатывается постепенно на ЛЮБЫХ доступных асанах и является ГЛАВНЫМ условием йогатерапии).
Промежуточное резюме: в описанных мною примерах (их можно дать сколько угодно) «плоть», как говорит maxxx, развивается сколь угодно успешно, нужно просто грамотно распоряжаться спонтанностью. Параллельно с этим хорошо усваиваются начальные стадии ЧВН – молчания ума. В процессе такого усвоения так или иначе начинается ментальное (психическое) очищение, и идет оно параллельно с физическим развитием – иногда опережающе, иногда вровень – у кого как, в зависимости от того, где у конкретного человека локализуются проблемы больше – в соме или в психике.
Что до уровня сложности или гибкости, то он также растет спонтанно и вплоть до своих природных пределов, которые присутствуют у каждого индивида. И потом, когда они достигнуты, это может или вызывать изумление (если занимающийся имеет ПРИРОДНУЮ гипермобильность и она с практикой еще увеличивается) или не вызывать, тогда (да в общем и всегда) практикующий в плане физическом останавливается, но йогическое развитие по идее должно дальше (как у ребенка - рост тела заканчивается и центр тяжести развития перемещается в сферу психики/ума) – пранаяма, дхьяна и прочее – опять же, насколько данная система (структура, психосоматика) обладают ДАННЫМИ для ТАКОГО развития.
Пытаться же НАВЯЗАТЬ организму НЕ СВОЙСТВЕННЫЙ ему уровень (и тем более – темп развития) гибкости либо ЧЕГО УГОДНО всегда кончается плачевно, иногда болеьше для тела, иногда – для психики (нервной системы).
Maxxx пишет: «…Если у тебя качество мышц/связок позволяет выполнить асану, то далее можно заботится о том, чтобы их расслабить и уйти от ощущений. Если нет - нужно их попросту развивать. Пример - несколько месяцев попотел над адхо мукха врикшасаной (стойка на руках) далеко ЗА границей ощущений, зато теперь могу минут на 5 спокойно в ней расслабиться (ну или поработать, это уж как захочется).
Так вот данный пример ни о чем не говорит, поскольку вполне можно было обойтись БЕЗ потения и риска травмировать руки, что я описал выше. Но есть и еще один нюанс: у того парня, которого я использовал в качестве примера была кроме прочих "радостей" тяжелая аллергия, что НЕ позволяло ему потеть и перенапрягаться, как это делал уважаемый maxxx. Качество тела у парня менялось так же постепенно, как прирастало время выдержки Чатуранги. Или – наоборот, как хотите.
Природные процессы весьма медленны, но фундаментальны и безошибочны, когда ум расслаблен и ПОЧТИ пуст, он НЕ МЕШАЕТ им включаться и протекать оптимально.
«Физики» же в 99% случаев так задергивают тело измышлениями на тему «ускорения развития», что я постоянно встречаюсь с уймой неврозов, травм и Бог знает какими последствиями практики йоги по разумению («физики»).
Но ведь самая фишка вообще НЕ в теле, если, конечно, оно более или менее здорово. Вот глядите, знал я лет сорок назад одного парня, который прочел «Мои скитания» Гиляровского и просто заболел желанием гнуть руками пятаки. Он десять лет пахал, развивал пальцы, кисть, и научился таки это делать! Я сам видел! Если он сжимал человеку своей рукой запястье, то мог запросто при желании сломать кости. Но это НИКАК не изменило его жизнь. Он не стал красивее, умней, счастливее – скорее наоборот.
То же самое, господа, относится к необычной гибкости, которую некоторые приобретают посредством практики асан. Будучи развиваемой «по понятиям» или примерам, которым сейчас нет числа, такая гибкость НЕ может дать и НЕ дает полезных системных изменений, которые в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ являются производным от очищения, уравновешения и степени ЧВН, достигаемого В ПРОЦЕССЕ выполнения асан. И, кстати, чем асана «заковыристей», тем меньше вероятности что хоть какое-то торможение сознания в ней может быть достигнуто! На самом деле есть полоса оптимальных значений сложности формы, которая МОЖЕТ сочетаться с возникновением ЧВН, все что из нее выбивается этому возникновению НЕ способствует, но БЛОКИРУЕТ его.
Если человеку удастся благодаря каким-то индивидуальным качествам пробиться к гипермобильности и не повредить тело, то там ЧВН доступно (хотя скоростные перемещения из асаны в асану ставят порог глубине этого ЧВН, как в цигуне), но подавляющему большинству пробиться туда НЕ удается.
Поэтому я всегда говорю своим ученикам или пациентам так: - Главное – релаксация, с самого начала, пусть вы в состоянии кое-как сделать только пяток самых простых асан. И люди выполняют эти асаны, прислоняясь поначалу к стене, опираясь на всякие «кирпичи», сложенные стопкой книги и прочее. Для меня главное – чтобы они БЕЗ напряжения адаптировались к йоге с самых первых шагов.
«Скромное начало никогда не таит в себе опасности». С больными в некотором роде проще, чем со здоровыми, больные не суются в процесс со своими представлениями, почерпнутыми из завлекательных книг, которых сегодня пруд пруди. Больным плохо и они хотят чтоб стало лучше. И при таком подходе, которым пользуюсь я, лучше становится довольно быстро. Плохое здоровье или болезнь как таковая ослабляют человека, его тело, и душу. И когда он на время практики (пока на ЭТО время) только НАЧИНАЕТ отстраиваться от себя, своего неудовлетворительного физического состояния, негативных переживаний, с ним связанных, внешних проблем, которые накручиваются во многих аспектах бытия из-за ослабления здоровья – ему УЖЕ становится ЛЕГЧЕ. Почему? Я об этом писал и говорил столько раз, что меня уже тошнит от повторений: психосоматика начинает приходить в себя! Запускается процесс самонастройки, поначалу робкий, поскольку система не верит что ее оставили в покое и позволили заниматься собой. И не принуждают бесконечно что-то "правильно" тянуть и выстраивать.
Кстати: любая обычная нагрузка, без преобладания компонента мышечной релаксации и хотя бы попыток ЧВН воспринимается системой как воздействие, которое нужно терпеть, на которое нужно РАСХОДОВАТЬСЯ, которому нужно противостоять. Подход же, который порождает ЧВН – НЕ в контрах с системой, он полезен ей и она принимает его без возражений. Правда ему нередко сопротивляется сама болезнь, которая также стремится продлевать себя, но это уже другой вопрос,относящийся к области йогатерапии.
Так что Леша в целом прав: кто какую цель в йоге перед собой ставит – тот ТАКОЙ йогой и занимается. А если толком не въехал и НЕ понимает, чем занимается, то, как говорят, и сам ты Никто, и звать тебя – Никак. И получаешь ты Не Пойми Что. Может оно и лучше,чем ничего, но только временно. А потом свободно может стать еще одной жизенной проблемой.
Кстати, преобладание релаксации вовсе НЕ отвергает наличия в практике высоких физических нагрузок, но такие нагрузки совсем по-иному воспринимаются организмом – они для него ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ высокими. Это парадокс: чем эффективнее расслабляешься, тем сильнее и больше можно нагружаться.
Это специально для BlackJack.
Ну и, конечно, все мною сказанное – ИМХО.
Всех благ!
Последний раз редактировалось Виктор 30 янв 2004, 08:21, всего редактировалось 2 раза.
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

Господа, большое спасибо всем кто принял участие в обсуждении темы, огромное - тем кто попытался (на мой взгляд - блестяще), предметно ответить на поставленные вопросы.
Очевидно, что ПРЕДМЕТНОЕ обсуждение даже несколько искусственно "поляризованных" точек зрения на этом форуме всегда сближает позиции сторон.
Эволюция представлений о личной практике заставляет меня задать еще один вопрос, лично Виктору Сергеевичу:
-Не планируется ли на ближайшее (или просто недалекое) время семинар или мастер-класс с Вашим участием?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Клону: ну что поделать, уважаемый, ежели у Вас такое особое восприятие: там где другие способны увидеть ответы - Вы замечаете только наезды и выпады... Способность различения и качества восприятия информации - проблема глубоко личная.
maxxxu: пока об упомянутых Вами мероприятиях речь не идет, но быть может что-то и сложится, примерно к средине весны. Если это произойдет, то инфа ОБЯЗАТЕЛЬНО будет выставлена на сайте!
Здоровья и удачной практики, дамы и господа!
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Виктор писал(а): преобладание релаксации вовсе НЕ отвергает наличия в практике высоких физических нагрузок, но такие нагрузки совсем по-иному воспринимаются организмом – они для него ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ высокими. Это парадокс: чем эффективнее расслабляешься, тем сильнее и больше можно нагружаться.
--Вот они, золотые слова! Если и теперь кому-то не будет ясно...
Кстати, клон, Вы абсолютно зря так уничижительно отзываетесь о Личном Опыте. Ведь на самом деле ничего иного попросту НЕТ.
Maxxx, всё-таки твоё деление на лириков\физиков несовершенно :) Ну да бог с ним.
"People are strange
When you're a stranger"
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

преобладание релаксации вовсе НЕ отвергает наличия в практике высоких физических нагрузок, но такие нагрузки совсем по-иному воспринимаются организмом – они для него ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ высокими. Это парадокс: чем эффективнее расслабляешься, тем сильнее и больше можно нагружаться.
Прям квинтэссенция так называемой "физики" :) Спасибо ВСБ за отточенные формулировки.

Рустаму - в психологии нет аксиом. Это вам любой психолог скажет. А в физиологии нет прошлых (будущих) жизней.
Фразу "реальность такова как я её описал" можно серьёзно воспринять только в определённых условиях. В рамках беседы на форуме не уверен, что вы сами всерьёз её написали. Впрочем - хорош спорить. :D (это я и себе в том числе)
Stern
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 9 сен 2003, 15:58
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Stern »

За всеми обсуждениями просматривается желание увидеть всех или помочь всем сесть в идеале в лотос, затем встать в стойку на руках с ним же, затем поменять вверху ноги в лотосе, вернуться обратно в положение сидя, и все это с легкостью приятной прогулки по весеннему утреннему парку, затем выполнить пару пранаям для подготовки к медитации и посидеть в ней пару-тройку часов (вариации возможны :) )

Все исходят от тела, полагая, как Виктор, что тело древней разума. А что если тело начинает приобретать форму еще до физического рождения именно благодаря Разуму, находящемся в естественном природном состоянии ЧВН и разлитому в бесконечности? И затем Он начинает буквально лепить каждого по его предыдущим аспектам восприятия? Тогда и человеку уже можно принять участие в этом творческом процессе, убирая лишние частицы мрамора, как учил Микеланджело? И совершенство будет в этом процессе критерием: сильное гибкое здоровое тело, душа радостно воспринимающая мир, находящийся в вечной гармонии, и разум, достигший таким образом контроля над низшей природой и обращенный мысленным взором туда, откуда он пришел.
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

физика vs физика (про технологию выполнения асан) .

Сообщение maxxx »

физика vs физика (про технологию выполнения асан) .


Впечатлен непрекращающимися баталиями между "физиками" и "лириками". Несмотря на искренние усилия обеих сторон диалог с удручающей неизбежностью заходит в тупик. Договорились до того что ЧВН у каждого свое.
Рискну еще раз попытаться начать конструктивный диалог.
Так как темой обсуждений в 99% случаев являются асаны и темы с ними связанные, предлагаю принять следующие утверждения как очевидные:
1. Форма должна быть исполнена.
Утверждение подразумевает что конкретная асана имеет конкретную и форму, как круг, квадрат, или равносторонний треугольник. Именно эта форма и является конечной целью практикующего (эту асану).
2. Форма становится асаной при отсутствии любых ментальных или физических напряжений/возмущений, связанных с поддержанием данной формы.
Иными словами, в асане практикующий должен ощущать ментальный и физический комфорт. При этом вряд ли можно согласиться с тем, что в асане вообще не должно быть ощущений. Каждый серьезно практикующий понимает что уже ввиду того, что разные асаны по разному воздействуют на плоть, внутренние органы, железы и прочие более тонкие вещи, даже базальные характеристики организма будут существенно различаться. Незаметить это занимаясь именно йогой было бы странно. Другое дело, что обычный ментальный мусор должен быть отсечен. Но это в идеале должно произойти еще до начала практики. Для этого существуют яма-нияма и прочие вещи, которыми многие просто пренебрегают. Таким образом, в асану затаскиваются проблемы, которые она не должна решать по определению.
3. Пункты 1 и 2 превалируют в течение всей практики независимо от текущего состояния практикующего.
Т.е. практикующий стремится исполнить ФОРМУ, максимально приближая ее к АСАНЕ.
Мне кажется, при таком подходе все споры сводятся к балансу п.п. 1 и 2 во время практики. Естественно что это соотношение сугубо индивидуально для каждого практикующего. Для того чтобы его определить и нужен инструктор/учитель/гуру.
Но по большому счету, при наличии правильного намерения и регулярной практики, успех в йоге неизбежен.
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

- Доктор, я разговариваю сам с собой...
- Ну, не волнуйтесь, это нормальное явление в наши дни...
- Да, но я разговариваю сам с собой по IСQ!
Это я к чему? Вы, уважаемый, к кому обращаетесь? И зачем это все написали? :? То, что форма асаны должна соблюдаться, - и так понятно. Что при этом должно соблюдаться определенное внутреннее состояние - тоже. С Ямой и Ниямой - спорно, но тоже не оригинально. Что тут обсуждать можно (и, главное, ЗАЧЕМ) - решительно не понимаю. Давайте, ребята, действительно флейма не разводить, а? А то начинаешь жалеть время, потраченное на просмотр данного форума...
Аватара пользователя
The Yur
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 14:37
Откуда: Кировоград, Украина

Сообщение The Yur »

Йожик, всё очень просто - Вы теперь знаете, что в этой ветке обсуждается неинтересная Вам тема. Больше сюда не заглядываете. И всё! Поиск интересных материалов в форуме происходит так же, как и поиск своего мужа/жены... Или ГУРУ. Заглянул - облом... Раз, другой и третий... Жалеть время - сожалеть о прожитых секундах-минутах-годах... Ведь это был ВАШ выбор - заглянуть в эту ветку... Кто знает... Йога-сутры, быть может, так и писались.
Максксу :) - рискуя превратиться в буквоеда, предлагаю поразмыслить над вариантом первого слова второго пункта Ваших постулатов. Оно может быть либо "любая", либо "исполненная". Варианты очевидны:
а) Любая форма становится асаной при отсутствии........
б) Исполненная форма становится асаной при отсутствии........
Мне представляется, что первый вариант универсальнее и практичнее, он не закрывает дверей йоги перед новичками и людьми, которым нелегко даётся освоение физухи.
Развивая эту тему, можно сказать, что редакция второго пункта в версии а) делает ненужным пункт первый. "Асана должна"... пугает своей необходимостью что-то делать, поощряя суету ума, коей мы здесь занимаемся :) . Поэтому вношу предложение:
1. Пункт первый Ваших сутр исключить.
2. Пункт второй сделать пунктом первым в версии а).
3. Добавить пункт за номером 2, нечто вроде:
"Следует стремиться к увеличению количества асан в различных формах".
Спасибо!
The
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

Йожик писал(а):...
Йожик, извините за похищенное у Вас время. Если Вам действительно все это понятно, то непонятно как (и зачем) Вы сюда попали.
Однако из высказываний других участников следует, что:
а) форма асаны практически никакого значения не имеет
б) ОПРЕДЕЛЕННОЕ внутреннее состояние - это по меньшей мере ересь, глюки и возмущение ума.

To Yur: мне кажется Вы не дочитали до пункта 3 :lol:. Он последний, но не менее важный.
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Боюсь опять нарваться на праведный гнев любителей пофлеймить... кхе... пардон, обсудить невероятно важные и самые животрепещущие вопросы, но все же скажу: чтобы во всем вышеизложенном разобраться, нужно не языками на форуме чесать, а просто практиковать: год-два-три КАЧЕСТВЕННОЙ практики - и тема себя исчерпает. А здесь на такие темы разговаривать БЕССМЫСЛЕННО. Не согласны? Тогда ответьте: какую РЕАЛЬНУЮ пользу вашей практике данная дискуссия принесет. Что КОНКРЕТНО это может вам дать.
Для The Yur: при предложенной Вами схеме КПД усилий, затраченных на просмотр форума, меньше, чем у парового двигателя. А я, как любой нормальный человек, не люблю тратить силы впустую.
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

СОГЛАСЕН.
Вопрос в том, где взять КАЧЕСТВЕННУЮ практику?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Итак, уважаемый maxxx, еще раз рискну конструктивный диалог продолжить.
Комментарии к Вашим утверждениям:
1. «Форма должна быть исполнена». Какая форма? Та, что на картинке? Или та, что получается сегодня у конкретного человека, пытающегося сделать так, на картинке? Форма – картинка – не может являться целью. Целью является начальное торможение сознания, первая стадия ЧВН, которое вызывается (возникает) в процессе выполнения асан. ЧВН действительно у каждого свое, переживаемое уникально. У кого-то образное, у кого-то – без образное, со множеством вариаций.
2. С этой формулировкой целиком согласен и всячески ее поддерживаю! По поводу комфорта – не согласен. Вспомните слова Будды: в нирваническом состоянии нет ни радости, ни печали. Переживание явного комфорта – это уже личностное отношение, оценка, эмоция – все это сохраняет обычный тонус сознания, не давая ему возможности (или, по крайней мере, препятствуя) стать в необходимой и допустимой степени безразличным, нейтральным. Что касаемо ПОЛНОГО отсутствия ощущений в асане, то это невозможно, и речь об этом даже идти не может. Речь о том, что ощущения, продуцируемые асаной, практически равны фоновым, они НЕ мешают восприятию (сознанию) гаснуть, оседать – если к ним НЕ прислушиваться специально. Или так: допустимыми в асанах будут ТАКИЕ по интенсивности ощущения, которые НЕ притягивают внимание и позволяют сознанию войти в процесс торможения.
3. А уже в этом процессе, буде он включится, произвольное мышление исчезает и начинает идти упомянутый ментальный мусор. Его никак не отсечь ДО начала практики, поскольку само появление его (когда внимание уже НЕ отвлечено на тело, напряжения либо ощущения в нем) и является началом ментальной релаксации. Сознание теряет четкость и человек либо «видит сны», либо болтовня внутри становится непонятной. Ну, это основные варианты спонтанного заполнения сознания, не будем говорить о массе промежуточных – места не хватит. ДО начала практики отсекается сознательное думание о чем-либо, нужно просто от всего отвлечься так сказать начерно, перейти вниманием к телу.
4. С Вашим пунктом третьим согласен, можно добавить к этому: практика НЕ должна быть выполнением каких-либо задач! Только когда она становится БЕЗМЯТЕЖНОЙ – когда мы ни к чему не стремимся, а просто асану делаем ТАК, КАК она получается – это начинает приближаться к йоге. Роль гуру (по-моему «учитель йоги» звучит скромнее) состоит в том, чтобы он, во-первых – помог ученику найти оптимальные (для его ментального «устройства») способы гасить непроизвольную ментальную активность, во-вторых – помог «поймать» начальную стадию ЧВН путем прямой трансляции ученику своего собственного ЧВН.
Почему асаны именно ТАКОВЫ – без разницы. И пять тысяч лет назад тело человека не отличалось от сегодняшнего, равно как и степени свободы, ему присущие. Поэтому количество возможных положений частей тела относительно туловища – конечное, хотя их пределыы, равно как и амплитуды, зависят только от природной мобильности суставно-связочного аппарата индивида. Когда смысл йоги Патанджали был задвинут на энный план и ЧВН перестало быть целью и сущностью практики – вот тогда и началось придумывание новых асан – кто больше и круче – как в спорте рекордов.
Всех благ!
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Вроде бы похожие вопросы уже поднимались, но...
Виктор Сергеевич, а ведь степень "крутизны" асаны по идее должна соответствовать степени гибкости выполняющего её человека, не наоборот. Вот для гибких челов всякие баддха паривритта ватсьясаны и придуманы!:) Им иначе до ЧВН методами хатха-йоги сложненько добраться!:)
Да, кстати, (ещё раз уточним, что) Патанджали в ЙС совсем не имел в виду хатха-йогу
"People are strange
When you're a stranger"
Stern
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 9 сен 2003, 15:58
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Stern »

я писал(а):Да, кстати, (ещё раз уточним, что) Патанджали в ЙС совсем не имел в виду хатха-йогу
А к какой йоге относится асана? :)
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

Виктор писал(а):Итак, уважаемый maxxx, еще раз рискну конструктивный диалог продолжить.
Комментарии к Вашим утверждениям:
1. «Форма должна быть исполнена». Какая форма? Та, что на картинке? Или та, что получается сегодня у конкретного человека, пытающегося сделать так, на картинке?
В практике йоги, 99.9% из практикующих вынуждены полностью полагаться на авторитетный источник знания (будь то книга, учитель, или озарение свыше). Такая ситуация вполне нормальна. Более того, она является единственно возможной, ибо как правило в начале практики у индивида просто отсутствуют и материал и инструменты для самостоятельного восприятия, анализа, и индуцирования нового знания в данной области.
Простой пример: я учу годовалого сынишку разговаривать. Какова моя цель? Научить его говорить (и понимать что и почему он говорит) правильно в рамках той системы которая называется русским языком
(на сегодняшний момент эта цель для него более сложна чем для меня любая асана) или начать общаться на его языке, тем более что какая-то коммуникация уже установлена?
Что я хотел бы прояснить: действительно ли Вы считаете что большинство асан можно просто опустить и ограничиться достижением ЧВН (что бы это ни было) в какой-либо из медитативных асан и при этом сохранить возможность для дальнейшей эволюции (пранаяма, медитация и т.п.) совместимой с жизнью? Лично я знаю противоположные примеры.
Почему асаны именно ТАКОВЫ – без разницы. И пять тысяч лет назад тело человека не отличалось от сегодняшнего, равно как и степени свободы, ему присущие. Поэтому количество возможных положений частей тела относительно туловища – конечное, хотя их пределы, равно как и амплитуды, зависят только от природной мобильности суставно-связочного аппарата индивида. Когда смысл йоги Патанджали был задвинут на энный план и ЧВН перестало быть целью и сущностью практики – вот тогда и началось придумывание новых асан – кто больше и круче – как в спорте рекордов.
А не обстоит ли дело таким образом, что пока мы не поняли, почему асаны ТАКОВЫ, мы должны их просто практиковать. Не являются ли они своеобразной техникой безопасности для тех кто как правило лезет туда куда сам пока не знает? Ведь травмы коленей и прочих органов - порой не самые страшные.
Всех благ![/quote]
Аватара пользователя
The Yur
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 14:37
Откуда: Кировоград, Украина

Сообщение The Yur »

Йожик писал(а):Для The Yur: при предложенной Вами схеме КПД усилий, затраченных на просмотр форума, меньше, чем у парового двигателя. А я, как любой нормальный человек, не люблю тратить силы впустую.
Уважаемая Йожик!
1. Серьёзных практиков хатха-йоги нельзя считать нормальными людьми по множеству признаков.
2. Реальности нет дела до наших привязок - что мы любим и чего мы не любим. Вы любите постареть и умереть? А ведь это случится...
С уважением...
Спасибо!
The
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Stern писал(а):
А к какой йоге относится асана? :)
--ну вот, зачем же к словам придираться?:) Я надеюсь, Вы из ЙС читаете не только шлоки 2.46, 2.47??
Впрочем, может я запямятовал- подскажите мне, где в ЙС есть термин "хатха-йога"? Например, "крия-йога" есть (2.1) -по крайней мере в переводах Фалькова, Градинарова. А хатха? 8O
"People are strange
When you're a stranger"
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

На самом деле объединание двух этапов Раджа-йоги Патанджали - асана и пранаяма - а также автор этого синтеза, равно как и точное историческое время появления термина "Хатха-йога", однозначно не прослеживается. Скорее всего - ИМХО - это заслуга ранних тантриков.
Но асана-то у Патанджали упоминается, не мог же он говорить об ОДНОЙ асане - явно это некий собирательный образ... Какая разница, упоминают Сутры Хатха-йогу или нет, они однозначно трактуют сущность исполнения асаны, атомарного элемента более позднего синтеза.
Всех благ!
Vladislav
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 16 июн 2004, 05:05
Откуда: Владивосток

8400000 асан.

Сообщение Vladislav »

Уважаемые практики,
объясните, пожалуйста, зачем нужны асаны так называемого продвинутого уровня? Например у Айенгара (и не только) в "йога-дипике" есть огромное количество асан повышенной сложности. При этом описание их полезности мало чем отличается :? от того, что написано про другие менее изощеренные асаны. Возникает вопрос, а нужно ли для здорового тела и ясного ума (ведь именно для этого преднзначена собственно практика асан как таковых) выполнять подобные выкрутасы 8O ? Не достаточно ли просто базовых асан средней сложности. Да и в "Гхеранда-самхите" :idea: говорится, что из всего многообразия асан для практики вполне достаточно 32, включая медетативные. Если дело обстоит действительно так, то зачем тогда повышенная сложность? Ради самой сложности? Или может имеются какие эзотерические объяснения? Или еще что?.. :?
Sarve bhavantu sukhino...
Ответить