Трактат о чистом сознании, или Искусство пратьяхары

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Трактат о чистом сознании, или Искусство пратьяхары

Изображение

1. Чистое сознание (ЧС) может самопостигаться ретроспективно, от частностей пейзажа к точке схода всех воспринимаемых вещей. Эта бесконечная точка и есть Чистое сознание, данное самому себе в блаженном самовосприятии, но потерявшееся в тьме вещей.

2. ЧС содержится в любой форме восприятия, но не является ею – вроде начинки пирожка, суть которой не в форме, а во вкусе.

3. При достаточной плотности, или концентрации ЧС способно самовосприниматься (истинная рефлексия, или самосознание). У точки схода начинает клубиться блаженное облако – ананда, радость без причин. ЧС само по себе блаженство, ананда, хотя питаемое им восприятие таковым не является – по причине эффекта «бочки дегтя».

4. Функция сознания в этом мире – коррекция его инерционного самодвижения. ЧС (или читта) соединяется с материальным бытием (пракрити) через род гравитации – самйогу, развертывание-растаскивание все более блекнущего ЧС по тьме вещей пейзажа.

5. Пратьяхара же – это свертка, абстракция элементов пейзажа восприятия в точку схода, в окрестности которой начинается восхитительное самопереживание ЧС.

6. Сознание подобно свету, если оно есть – есть и пейзаж восприятия, если его нет – нет ничего.

7. Возможно ли выворачивание во внутренний мир через точку схода?... Такова, говорят, стадия самйамы, когда свет-сознание становится «лазерным» и возвращается вовне силой.

8. Зачем при наличии обязательной для ЧС самйоги нужна еще и йога как ретроспективное движение к точке схода? Ответ, в частности, можно найти в (чудовищно неприличном) анекдоте «есть нюанс».

9. Ниродха – это временное волевое воздержание от активного участия сознания в инерционном движении элементов пейзажа. Упражнение «Выключатель смыслов» – создает состояние нирвитарка-нирвичара, временно освобождающее ЧС от участия в мириадах смысловых связей.

10. Истинное же созерцание начинается, когда ЧС не теряется более на фоне ниродхи и пейзажа восприятия.

11. И когда Чистое сознание, наконец, самообнаруживается, все дальнейшие пояснения вызывают улыбку.
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Сообщение Calceteiro »

Спасибо, Михаил, отличный трактат!
Перечитал дважды, остался не совсем понятным пункт 8. :
8. Зачем при наличии обязательной для ЧС самйоги нужна еще и йога как ретроспективное движение к точке схода? Ответ, в частности, можно найти в (чудовищно неприличном) анекдоте «есть нюанс».
Анекдота не знаю, - в России не был (жил в СССР).
oleg_
Сообщения: 313
Зарегистрирован: 22 дек 2009, 14:38
Откуда: Msk

Сообщение oleg_ »

Calceteiro писал(а): Анекдота не знаю, - в России не был (жил в СССР).
Задаем фразу «есть нюанс» в яндекс . Первая ссылка ведет на луркоморье , статья про чапаева. Раздел "Чапай в анекдотах" . Первый же анекдот и есть искомый. Действительно неприличный. :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

джентльмены (леди, надеюсь, подтянутся), спасибо за отклики!

версий этого замечательного анека немало, мне нравится все же не столь натуралистическая, а та, в которой Аристотель в ответ на вопрос Александра Македонского... вернее, Василий Иванович в ответ Петьке производит лишь мысленный эксперимент (викальпу то есть)
Последний раз редактировалось А.Смит 15 окт 2011, 22:05, всего редактировалось 1 раз.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Дуализм философии Патанджали, или смычка города и деревни (сознания и материи):
Изображение
1. Сознание и материя (пуруша и пракрити) благодаря самйоге (сцеплению) производят множество "детей"-проектов (упражнение: перечислить на вскидку примеры этих детей). Загадка: теряют ли при этом "отец" и "мать" в своей силе? тратятся ли они? Ответ: ничуть не бывало, и это парадокс.

2. При этом сознание расползается по этим проектам в качестве начинки, а материя оформляется в виде разнообразных пирожков. Интенсивность сознания из-за великого множества форм ослабевает (вино разбавляют водой) до такой степени, что оно - в своих отдельных каплях-начинках - теряет свойство блаженного самоощущения. (Вопрос: всякая ли подлинная радость позволяет вернуть на мгновение это блаженство-ананду? и если да, то за счет чего испытывается эта ананда?)

3. Это время разбрасывать камни (самйога). Постепенно начинка, кочуя из пирожка в пирожок - вот ведь какая непоседливая! - обретает опыт (бхогу), и начинает временами отторгать всякую форму через внутренние экзистенциальные кризисы и депресняки (задание: найти анекдот про чукчу, которого отторгла...)

4. Наступает время собирать камни, но навык постоянно разбрасывать (делегировать все наличные деньги, вернее сознание, в новые и новые МММ-проекты) поначалу сильно мешает.

5. Поэтому Патанджали сразу предписывает "тупенькое" упражнение в ниродхе (это вам не змею кундалини воображать!) и обозначает состояние созерцательности как критерий верной практики ниродхи.

6. Регулярная, не фанатичная ниродха тормозит участие капелек сознания в курируемых ими проектах. Капельки воленс-неволенс собираются в свой центр (точку схода), срабатывает центростремительная сила в отсутствие центробежной.

7. Фанатичная ниродха (с перебором) ведет лишь к тупости (асампраджнята) и головной боли. Поскольку миссия капелек по управлению материальным проектом должна быть исполнена, а они сами напитаны опытом-бхогой и заматереть. Подлинная радость, к примеру, несет в себе одновременно восторг достижения материальной цели (бхога) и временную концентрацию-дембель остальных капелек на праздник по этому поводу (пратъяхару).

8. Умудренное бхогой сознание при достаточной концентрации (невовлеченности в миллион забот) начинает ощущать самое себя, самосознаваться. Глаз начинает видеть сам себя.
Крючкотвор
Сообщения: 2409
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Крючкотвор »

Добрые статьи, Михаил. :D Читается как детектив. И понимаешь: а ведь и вправду. 8O
Спасибо!
С наилучшими пожеланиями, Константин.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Я рад, Костя.
Эти тезисы - компенсация за не слишком удачную беседу по раджа-йоге в воскресенье...

О "выключателе смыслов". Подозреваю, что Милтон Эриксон владел этим приемом, временно разваливая своими диалогами зацикленный фрагмент картины мира пациента. И позволяя психосистеме пациента реинтегрироваться, восстановиться в нужной точке, насколько это было вообще возможно.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

"из зала - сюда": запись мини-тренинга по раджа-йоге с моего занятия
http://realyoga.ru/files/audio/sms-yoga ... -16-ry.zip
в паузах не ждите, просто делайте что было сказано

можно в том же духе к созерцанию тела добавить созерцание мыслей, а также мыслей и тела вместе
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

ЧС (чистое сознание) можно зацепить на возвратном движении внимания: вот допустим вы ухаете как обычно всем своим сознанием в очередную тему или стандартную реакцию, и вот, наконец заметив это прискучившее фе, можно легким рывком сдать внимание назад... тут-то ЧС и выглядывает, слегка удивленное и вечно свежее...

что называется "передернуть затвор" ))

не сказать, что это сильно помогает жить, но иметь такого игрока на своей сцене думаю не повредит
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

Это все правильно, но у каждого по своему.
Именно при резких поворотах сознания, особенно когда доходит до точки где тяжесть легче сбросить чем нести, на некоторое время оголяется неподвижная основа... а царствующие вритти как бы сдувает
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Согласен Андрей просто на пустяках легче мне экспериментировать
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

Также с вами согласен, Михаил. Главное, чтобы работало.
Да и Пуруше ведь в конечном счете все равно, что пустяки, что не-пустяки... )
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

- Подсудимый, ваше последнее слово!
- Пулемет, патроны - и держитесь, гады!
 
Познавательный пост.
 
Больше всего меня привлекает фактура и динамика сознания. Последнее – насквозь субъективное нечто – известно нам в основном по его продуктам взаимодействия с материальной природой, с объектами. Это мысли, эмоции, настроения. И эти насквозь знакомые нам вещи – не вполне сознание, не чистое сознание. И – бррр – постоянно несут в себе отдачу, типа порадовался-поплакал, помыслил-потупил…
А можно ли зацепить переживание чистого сознания? Вопрос, конечно, практический.
В фильмах с наркотой или медициной есть красочные замедленные кадры, как после введения шприца в вену обратно поступает клубы тока крови. Внимание можно уподобить игле шприца, а сознание – его содержимому, блаженному в самом себе, но – блин – почти неуловимому в своей блаженности.
Так вот, переживание чистого сознания можно ловить на грани его поступления в объект (вену) через иглу внимания. Внимание втыкается в объект, но – прежде чем позволить «себе», то есть сознанию, заполнить и начать обживание нюансов объекта – можно зависнуть, оттолкнуться от границы объекта. Тут-то и просекается самобытие сознания, чистое блаженное бытие, ананда.
Это похоже на ловлю момента засыпания, только гораздо проще.
Итак, практика.
прожить в красках аналогию с шприцом
начиная глядеть, допустим, на палец, оттолкнуться от пальца и зависнуть вниманием перед его «границей».
Завершая, ставлю вопрос: а кто, собственно, все это переживает?

 
 
 
La gente esta muy loca
Сова
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 10 ноя 2006, 13:54
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Сова »

Может быть, уже до меня это кто-то озвучивал? Идея витает в воздухе... :)
Представляется такая аналогия - текущий поток сознания (или среднестатистическое "Я") похож на ОС (Винда или Линукс) с интерфейсом, красивым рабочим столом, цветными ярлыками и прочими "лишними сущностями". Пратьяхара - это выход из ОС напрямую (куда?) в ДОС или БИОС. С возможностью (в перспективе) что-то поменять в настройках. Пока что отсюда, из ОС, кажется, что там темно и страшно - черный экран с курсором, и всё.
А насчёт чистого сознания... наверно, многие помнят свои детские переживания, схожие с ЧВН. Я помню чувство... (фиг опишешь) какой-то "размытости", разлитости "меня" (и это "Я" само почти не осознаётся) в окружающем мире.
Есть китайская пословица: "спящий пребывает в краю тёмном и сладком". Свои впечатления раннего детства могу описать как взгляд сознания, которое только что открыло глаза и еще в полной мере не оторвалось от того "края тёмного и сладкого", до-разумного безмыслия. И всегда ощущает его близость.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Я помню чувство... (фиг опишешь) какой-то "размытости", разлитости "меня" (и это "Я" само почти не осознаётся) в окружающем мире.
В раннем детстве Я вообще не сформировано, ребенок чувствует окружающий мир как часть себя. Границы Я начинают появляться по мере взросления. Поэтому когда сознание остановлено, мы в какой то степени возвращаемся в изначальное состояние.
Последний раз редактировалось Ingvar 16 дек 2011, 13:48, всего редактировалось 3 раза.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Пока не станем как дети не войдем в ЦБ :cry:

В первом посте темы пункт 4 следует читать:
"Функция сознания в этом мире - коррекция инерционного самодвижения мира."
А то непонятно.
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Пока не станем как дети не войдем в ЦБ Crying or Very sad

Вот тут собственно и кроется главная заковырка: то, что на самом деле говорил Христос и то во что превратили его слова...... :(
Хотя - Пуруше это тоже все равно )))))
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

У Патанджали пратйахара поясняется так: следование естественной форме ума, в результате чего возникает контроль индрий (органов восприятия и действий).
У обычного человека естеств форма ума - это прыг-скок по ассоциациям и описаниям восприятий при полном релятивизме последних (кто захватил внимание, того и тапки).
У чвн-щика естеств форма ума - это тот же прыг-скок на фоне покоя-ананты, который и создает возможность недействия этими самыми индриями.
Но для чего нужно управление индриями?
Вспомним, что далее идет самйама - возможность иного действия, супердействия посредством сфокусированного в "луч лазаря" сознания.
Автоматы-Индрии не должны при этом мешаться, поэтому предпринимается спец тренировка - пратйахара - на недеяние. Типа хочу ем, хочу не ем. Без всякого "надо поесть" (программа-автомат).
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Рассуждая о чистом сознании впору задаться вопросом о сознании нечистом. Каково оно, обыденное наше? А вот каково: на темноватом фоне пассивной нидра-вритти клубами вьются активные вритти восприятий, почитаний, заблуждений, прогнозов-фантазий, воспоминаний. Нидра-вритти (тамас) циклически усиливается и становится доступной восприятию вещью - неодолимой сонливостью или тупостью. Противоположностью нидре служит увы не ясность-саттва, а возбуждение-раджас. Плоскость чистого сознания (саттвы) перпендикулярна плоскости тамас-раджас, и линия пересечения этих плоскостей постоянно проскакивается маятником обыденного бытия бодрствование-сон. Искусство пратйахары, тренировка в ней посредством ЧВН, в принципе нацелена на увод сознания в иную плоскость - саттвическую. И тогда появляется шанс для самьямы.
Кенигсберг
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 3 июн 2011, 10:33
Откуда: Калининград
Поблагодарили: 5 раз

Сообщение Кенигсберг »

Ingvar писал(а):

В раннем детстве Я вообще не сформировано, ребенок чувствует окружающий мир как часть себя. Границы Я начинают появляться по мере взросления. Поэтому когда сознание остановлено, мы в какой то степени возвращаемся в изначальное состояние.
Спасибо. Отлично сказано. Я долго не мог для себя сформулировать причину беспричинной радости и счастья в детстве. Теперь пазл сложился. До определенного возраста человек отождествляет себя с окружающим миром. Границы Я со временем костенеют, поэтому среди старшего поколения так мало счастливых людей. Рецепт счастья кроется в достижении ЧВН.
Нигде ничего не случилось, но все время что-то происходит.
Ответить