[Осознанность в быту. Медитативные практики в религиях]'

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Но имейте в виду, что ваше несчастное ложное «я» (эго), рождающееся из вашего отождествления с умом, существует только благодаря прокручиванию прошлого и будущего в голове.
Призыв приведенной Вами цитаты заключается в отделении себя от мыслительных и эмоциональных процессов в повседневности. Самонаблюдение действительно влияет на протекание психических процессов. Но полное отделение себя в качестве наблюдателя приводит к молчанию ума, ЧВН, что происходит в практике йоги. И если бы мы говорили о практике, то был бы другой разговор, но Вы призываете к такому разделению в повседневности.
Думаю, термин "Диссоциация" также здесь неуместен. Так как диссоциация подразумевает избегание (непринятие) ситуации (сопротивление тому, что есть), а это опять выпадение в неосознанность.
В цитате, которую Вы привели как раз и избегаются мысли и эмоции, которые по каким-то причинам считаются «плохими». Ранее Вы писали о гневе и злости как о таких «плохих» эмоциях. Каким же образом методика отделения себя от этих переживаний помогает от них «избавиться»? Когда некоторые мысли и эмоции названы «плохими» и неприемлемыми для сознания они вытесняются в бессознательное. Самонаблюдение с целью избавиться от этих эмоций это сознательное применение и усиление диссоциации. Как результат эти переживания действительно перестают сознательно переживаться, пропадает злость, гнев и т.д. Но эти эмоции никуда не деваются, а вытесняются в бессознательное и продолжают действовать уже бессознательно.
Что касается «постоянной осознанности» и нахождении в здесь и сейчас. Что такое вообще полная осознанность? Такого не может быть, человек не может быть полностью осознанным в повседневности потому что психика состоит из сознательной и бессознательной частей. Может быть в нирбиджа самадхи и есть полная осознанность, но в жизни ее не может быть.
Если же говорить об увеличении осознанности то давайте разберемся что это такое. Есть множество действий, которые являются неосознаваемыми. Например, автоматизмы такие как ходьба, или автоматические элементы сложных действий, когда привычные и автоматические навыки не осознаются. Так зачем пытаться осознать все неосознаваемые действия, навыки, автоматизмы? Что в этом хорошего и полезного? Это действительно займет внимание и снизит мыслительную активность. Но как можно пытаться быть осознанным постоянно?
И вообще, текст книги повторяет тексты разнообразных тоталитарных культов, например культа ОШО. В них мысли, ум, эго называны плохими, ограниченными и т.д. Для чего эти призывы есть там абсолютно понятно, это методики контроля сознания, снижения критичности.
Говорить о молчании ума, ЧВН следует только в практике йоге. В повседневности надо действовать в обычном, нормальном состоянии, не пытаясь сохранять ЧВН. Если покой просачивается в жизнь то отлично, но не надо силой и какими то методами пытаться добиться этого.
verlena
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 21 апр 2011, 15:12
Откуда: Сочи
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение verlena »

Уважаемый Ingvar! Очень замечательно, что вы так упорно хотите докопаться до сути. Вы таки не хотите почитать упомянутую мною неоднократно уже книгу, где есть ответы на все ваши вопросы - заданные и, может быть, незаданные.
Я, пожалуй, упомяну еще о теореме Геделя, о которой много раз говорилось на форуме. Смысл в том, что сложная система (в данном случае - человек) не может внутри себя решить свои проблемы, она (система) их просто не видит. Человек не ограничивается рамками тело-эмоции-ум. Человек - это бОльшее, высшие смыслы все же существуют, разве не так?

Ну и еще цитата:

"Любовь, радость и покой являются глубинными состояниями Бытия или, выражаясь точнее, тремя составляющими состояния внутренней соединенности с Сущим. Будучи таковыми, они не имеют противоположностей. Потому что они восходят из-за пределов разума. С другой стороны, эмоции, являясь частью дуалистичного разума, являются субъектами закона противоположностей и подчиняются ему. Это означает только то, что хорошего без плохого не бывает. Таким образом, то, что, глядя из непросветленного состояния, то есть при отождествлении себя со своим разумом, иногда принимают за радость, обычно является всего лишь небольшим сектором коротких удовольствий, лежащим внутри полного цикла боли и удовольствий, которые постоянно меняются местами. Удовольствие всегда приходит от чего-то, что находится вне тебя, в то время как радость рождается внутри тебя. То, что порадовало тебя сегодня, завтра может причинить боль, а то и вовсе исчезнуть, и тогда исчезновение этого станет для тебя болезненным. А то, что частенько называют любовью, на поверку может оказаться всего лишь тем, что просто доставляет тебе удовольствие или же только на некоторое время приводит тебя в возбуждение, однако на самом деле это является только прилипчивой привычкой, то есть условием или обстоятельством, в которых ты чрезвычайно нуждаешься и которые в мгновение ока могут обернуться своей противоположностью. Спустя некоторое время, когда первоначальная эйфория пройдет, многие “любовные” взаимоотношения начинают испытывать сильные колебания, фактически перерождаясь из “любви” в ненависть, переходя от влечения к придиркам.
Настоящая любовь никогда не заставит тебя страдать. Да и как это может быть? Любовь никогда не превращается во внезапную ненависть, а настоящая радость никогда не превращается в боль. "

текст книги повторяет тексты разнообразных тоталитарных культов, например культа ОШО. В них мысли, ум, эго называны плохими, ограниченными и т.д. Для чего эти призывы есть там абсолютно понятно, это методики контроля сознания, снижения критичности.
Мысли, ум и эго - не плохие, это слуги, инструменты. А если хозяин спит (неосознанность, отождествленность), то слуги творят, что им вздумается.
Как сказал мой сын(или не он?) - без царя в голове, сплошное временное правительство.
Так вот когда вы выходите за рамки этой триады, вам, как с пригорочка становится все ясно и понятно. И все проблемы, суета, негативные черты характера, отпадают легко , без насилия. Насилие - это когда вы боретесь с чем- либо в жизни, а здесь - вы просто наблюдаете, как вы злитесь, например, или жадничаете. И отмечаете про себя - О! опять злюсь,жадничаю, ну или еще чего-нибудь.

Да, и вот еще про "нормальное состояние"
". Обычной неосознанностью я называю пребывание в состоянии отождествления себя со своим мыслительным процессом, то есть с эмоциями, реакциями, желаниями, а также с тем, к чему ты испытываешь отвращение. Для большинства людей это нормальное состояние. Когда ты находишься в этом состоянии, то тобой руководит эгоистический разум, и ты не можешь осознавать Сущее. Это еще не является состоянием переживания острой боли или огромного несчастья, хотя и отличается наличием хоть и невысокого, но почти постоянного беспокойства, недовольства, скуки или нервозности, существующих в виде некоторого статического фона. Ты можешь его даже не замечать, потому что этот фон является настолько привычной частью твоей “нормальной” жизни, что воспринимается как некий негромкий фоновый шум, что-то вроде гула, издаваемого вентилятором кондиционера, пока он не остановился. Но стоит ему остановиться – как ты сразу испытываешь облегчение. Чтобы хоть как-то унять свое главное беспокойство, многие люди неосознанно прибегают к использованию в качестве своеобразного анестетика таких вещей, как алкоголь, наркотики, секс, еда, работа, телевизор и даже шопинг."

Конечно вы не можете быть на 101% осознанными в обычной жизни . Я же не говорю, что нужно осознавать каждое движение мышц при ходьбе. Но не думать при этом о неприятностях, не вести внутренний диалог, не обдумывать планы - можно. Можно идти и видеть, что вокруг - дома, деревья, люди, вы идете и никого не осуждаете, может быть, кому-нибудь надо помочь, или не надо. То есть вы пребываете в настоящем и не думаете ни о прошлом, ни о будущем. А если надо об этом подумать, то сядете и подумаете, когда понадобится, хорошо подумаете, качественно.

Ну вот, опять длинный пост получился - а ведь хотела коротко.
Не буду вас более утомлять. Мне эта книга очень помогла собрать рассыпанный пазл в цельную картину. И, кстати , практика йоги наладилась. Занимаюсь каждый день с 5 до 7 утра, иногда даже с 4 до 6.
С ума не сошла, в тоталитарной секте не состою и не состояла. Жизнь кардинально изменилась на всех направлениях. Ушло все - страх, чувство одиночества, я стала гораздо более открытым и деятельным человеком (хотя букой и так не была) , в жизни появилось много интересных, позитивных людей , и перспективы наметились и жизнь вдруг наполнилась смыслом и радостью и светом, чего и вам желаю. :D
А ежли поймешь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдет! (Б.Г.)
Аватара пользователя
narasius
Сообщения: 735
Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
Откуда: Украина, Николаев
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 50 раз

Сообщение narasius »

verlena писал(а):Я, пожалуй, упомяну еще о теореме Геделя, о которой много раз говорилось на форуме. Смысл в том, что сложная система (в данном случае - человек) не может внутри себя решить свои проблемы, она (система) их просто не видит.
интересно, кто первый применил эту теорему из математической области на плоскость человеческой жизни? (???)

Насколько я понимаю( вот перевод оригинальной стати Гедела с немецкого на английский ), там речь идет о формальных системах, то есть о таком описании чего-то, когда всё полностью определенно аксиомами/теоремами, и можно понять что из чего получили и как.
Именно в такой системе есть её часть, которая не может быть доказана (ДОКАЗАНА) использую методы этой самой системы. Другими словами в любой логической описательной системы будут утверждения, которые являются правильными, но который вы не сможете доказать используя эту саму систему.
------------
Жизнь человека не только до конца не определенна каким либо образом, очень сомнительна даже возможность описать это всё письменно либо устно.

...что исключает применение понятия формальной системы к самой жизни, и как следствие и самой теоремы Геделя. КМК, во всяком случае :)

Охотно приветсвую дискуссию по этому поводу, возможно я неправ :-)
-----------------
Как я понимаю проблема людей в том, что почти у всех из-за тех или иных событий (=впечатлений и выводов) в собственной жизни сложилось неправильное восприятие действительности, а порой часть этой действительности просто недоступна восприятию из-за, например, личных травм.

И, по-этому, о решению своих же проблем такими людьми не может быть и речи (это не я придумал, кажется слыжал что-то похожее от Виктора, если перекрутил смысл -- прошу прощения).
...Но к теореме Геделя это не имеет никакого отношения, КМК.
-------------------------
Книга Ekhart Tolle великолепна, в отличие от его русского перевода :D...
verlena
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 21 апр 2011, 15:12
Откуда: Сочи
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение verlena »

Ну это я так, к слову , про Геделя. Конечно, вы правы - нельзя так упрощать. Но , по-моему, аналогия уместна. Тело-эмоции-ум - система, порождающая читта-вритти. Переход в позицию наблюдателя - выход из этой системы в состояние покоя и как бы наблюдение со стороны, то есть переход в качественно другое состояние сознания, из которого сразу становятся видны все свои несовершенства, глупости и мелкие злодейства (или крупные) :) . И вообще все в жизни становится на свои места - и приоритеты расставляются правильно, и отношения с людьми выстраиваются, и проблемы растворяются.
В православии это соответствует покаянию, но покаянию совершенно искреннему (как говорил Христос - иди и больше не греши). Если же человек остается в прежнем сост. сознания, он не может осознать свои несовершенства, и происходит круговорот "греши и кайся" и бесконечно он виноват и "грешен". И человек опять зарекается или начать с понедельника, или больше никогда... или больше ни-ни... и т.д. Но опять ничего не получается, потому что любой запрет- это насилие.
Как я понимаю проблема людей в том, что почти у всех из-за тех или иных событий (=впечатлений и выводов) в собственной жизни сложилось неправильное восприятие действительности, а порой часть этой действительности просто недоступна восприятию из-за, например, личных травм.
Да, конечно, об этом и речь - личные травмы, неверные жизненные установки, привязки - это все создается в плоскости тело-эмоции-ум.
И любая попытка решить проблему в этой же плоскости обречена на неудачу (современная психология в том числе; ну корректирует, конечно, но или частично или временно или создает новую проблему взамен старой). В моем случае это все проверено на своей шкурке и шкурках своих близких.
Разобраться с телом замечательно помогает практика в стиле Виктора Сергеевича, за что ему бесконечная благодарность. А на уровне ума и эмоций мне лично очень помогла вышеупомянутая книга (ну естественно, не прочитывание ее глазами, а именно применение в повседневной жизни) и Лекции Олега Гадецкого. Конечно, это всего лишь мой личный опыт, и у каждого свой путь и свои источники информации. Я просто делюсь - может быть, кому-нибудь и пригодится.
А ежли поймешь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдет! (Б.Г.)
verlena
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 21 апр 2011, 15:12
Откуда: Сочи
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение verlena »

Да, спасибо за ссылку, но, к сожалению, мой английский оставляет желать лучшего. :cry:
А ежли поймешь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдет! (Б.Г.)
Константа
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 17:20
Откуда: Подольск

Сообщение Константа »

verlena писал(а):(современная психология в том числе; ну корректирует, конечно, но или частично или временно или создает новую проблему взамен старой).
Понимаю вас охотно: на какое-то время я тоже разочаровалась в рациональной психологии, с головой уйдя в "энергуйство". :) В той тусовке, куда я пришла, практиковался ровно тот же подход, который здесь изложен - про неотождествление с умом, про злосчастное эго, не ведающее покоя, :twisted: и т.д. Так что тексты Толле, хоть я его книгу и не читала, вызвали мощное чувство дежа-вю. :)
Но на данном этапе _за себя_ могу сказать, что практика самонаблюдения и погружения в "безмыслие" не принесла таких плодов, как традиционная психотерапия (гештальт + расстановки). Да, наблюдение за эмоцией - в т.ч. за её телесным проявлением - помогало её гасить (выше всё правильно сказали про диссоциацию как метод защиты). Но при этом никак не затрагивало глубинных корней данной эмоции, так что они впоследствии давали новые "ростки". При этом сами успешно продолжали скрываться в подсознании.
Ну и итог практики был довольно-таки предсказуем: главные деструктивные программы сознания, изрядно осложнявшие мне жизнь, так и не "рассосались" за те пару лет, что я практиковала "состояние не-ума" (как у нас это называлось). На свет Божий их вытащил только психотерапевт, честь ему и хвала. :roll:
verlena писал(а):А если все время вовлекаться в эмоции и переживания,то вот тут-то психологические проблемы и здравствуйте.
Нет. Они начинают здравствовать :) гораздо раньше - вовлечения на пустом месте же не происходят. Кроме того, эмоции и переживания человек себе "организует" (невольно, разумеется) не абы какие, а вполне определённого профиля - кто-то страдает от гиперответственности, кто-то от депрессии, кто-то от покинутости и одиночества. Потому что все переживания имеют некий "прототип", сформировавшийся на ранних стадиях развития.
Возможно, если принудительно всякий раз "обрывать" вовлечённость, т.е., по сути, связь с исходной проблемой, то последняя не будет особо портить жизнь. Но у меня нет уверенности, что она по-настоящему разрешится. :roll: А пока в голове остаётся крючок, всегда есть вероятность новой зацепки - и опять надо проживать-отпускать всё по новой.
verlena писал(а):Конечно, это всего лишь мой личный опыт, и у каждого свой путь и свои источники информации.
Ну мне показалось, про бесполезность психотерапии вы как-то лихо обобщили. ;) Кстати говоря, она далеко не только к "головологии" и говорильне сводится - любой мало-мальски грамотный спец знает, что эмоции неотделимы от тела и использует это в практике.
Ну а в йогу ПТ вписывается как нельзя лучше - свадхиайя же! ))
Вся кровь земли не возместит цены трёх звёзд в Железном вражеском Венце. ©
pipan
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 26 май 2009, 16:11
Откуда: Беларусь
Поблагодарили: 4 раза

Re: [Осознанность в быту. Медитативные практики в религиях]'

Сообщение pipan »

Wolf писал(а):Осознанность в повседневности +ЧВН

Уважаемые участники форума как вы считаете, верна ли такая практика:
В повседневности наблюдать все, что с тобой происходит, но оставаться беспристрастным наблюдателем то есть делать это без внутреннего диалога.
Наблюдать за теми вещами которые притягивают твое внимание, не сосредотачиваясь намеренно на одной вещи. То есть в фокус внимания могут попадать как звуки так и видимые объекты . Внимание между обьектами скачет и рассосредотачивается самостоятельно, а ты только осознаеш все что с тобой происходит, и стараешься находиться в моменте «здесь и сейчас».
И еще вопрос: если напевание мелодии помогает «заякориться» в моменте сейчас , нужно ли пользоваться такой уловкой.
Поделитесь опытом в подобных практиках (любые нюансы существенно важны).


См. также:
"[Отчёт о практике Випассаны]"
Если честно, имено такая осознанность по жизни преследовала меня всегда. Мною оно воспринимается как болезнь - этакий вялотекущий психоз, который заставляет меня осознавать каждый момент моей жизни. У меня даже в свое время кризис был: все люди как люди - все живут, любят, общаются - причем делают это так, словно идут по волне, в ритме увлекая друг друга. Один я только до той степени был осознанным, что осознавал даже, что жизнь моя с такой осознанностью абсолютно непродуктивна, безэмоциональна и неинтересна...

У меня даже по мере расследования вопроса в духе "Какова Х???" появилась теория. Теория моя в том, что любая личность это совокупность психозов, которая в раннем детстве отлаживается в личное бессознательное и оттуда организует островок осознанности. Человек при этом как будто бы все время на стреме - он всегда фиксирует где он, кто он и что с ним происходит. Этакая боязнь очередной оплеухи от жизни. И между прочим такая чрезмерная осознанность лежит в основе одного психического заболевания, которое называется "расстройство личности". У меня была раньше избегающая форма.

Я до сих пор решаю задачу, как ВЫКЛЮЧИТЬ голову и наконец расслабиться. Я решал эти вопросы с помощью алкоголя, некоторых психотропных препаратов - но всегда вслед за этим осознанность возвращалась, плюс отходняк.

Скажу, что кроме йоги (хатхайоги в русле сутр патанджали) ничто не способно решить эту задачу. Те, кто гоняется за осознанностью, увидят, что решают задачу, полярную задаче йоги, и вместо равновесия, человек, практикующий осознанность получит дисбалланс.

Если человек суется в осознанность по причине своего неумения контролировать реакции - ответом на его бестолковость все равно будет Хатха Йога в русле сутр ПАтанджали - она поможет убрать "реагент" - то что реагирует в человеке на внешние события. НЕ убрать типа ликвидировать, а разгладить (Выровнять), чтобы человек находился в равновесии - как с самим собой, так и с людьми, которые его окружают.

Все ИМХО.
Деревья - не люди, правда тоже живые.
pitcha
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 3 сен 2011, 17:56

Сообщение pitcha »

Тему начал Wolf, и давно. Но она кажется чрезвычайно интересной. Практика, о которой он говорит совершенно согласуется с учением Патанджали (в отличие, кстати, от хатха-йоги, которой в первоисточнике нет).Человек, способный пребывать сознанием в настоящем, не отставая в прошлое, и не забегая в будущее, безусловно прекращает рождение умом иллюзий, восприятие же мира, с которым движется его сознание, может оказаться и не иллюзией, уже не являясь ею самим фактом своего существования, хоть бы и иллюзорного. Совершением самьямы над настоящим - или кратным времени - самадхи без различий и вспоминания безусловно будет достигнуто (если только удастся не сорваться с волны на этом серфинге восприятия :) ) Наверное, тот, кто сумеет пребывать сознанием в этой несуществующей и огромной точке настоящего, достигнет осуществления цели практики йоги или, по-другому, сделается Буддой.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Господа, не умножайте сущности без необходимости.
Непрерывная осознанность в быту превращает человека в животное, ибо устраняет процесс мышления, как таковой.
А теперь давайте помыслим реально.
1.Любой яд в определенных дозах является лекарством. Подчеркиваю - в дозах малых.
2.Любой избыток любого продукта либо процесса - вреден, в пределе - смертелен.
3.Как это относится к йоге в общем и отдельным ее этапам в частности? - спросите вы.
Очень просто.
Тело: если вы грамотно практикуете асаны два часа в день, семь часов спите, остается 15 часов обычного функционирования в социуме. Из них вы часов десять сидите, какую-то часть стоите либо ходите средним шагом. И для молодых людей (до 50 лет) этого мало, для сохранения оптимальных физических кондиций (здоровья) нужна нагрузка динамическая. В противном случае разбалансировка психосоматики неминуемо останется, несмотря на Хатха-йогу. Тело человека эволюционно формировался под нагрузкой в движении, потому без нее не обойтись.
Йога классическая решает две задачи.
1.Вернуть тело к природному уровню гибкости и сохранить ее затем на долгие годы. Что является одним из условий существенного продления молодости.
2.Использовать неподвижность асан (при их освоении) для наработки торможения ума - ЧВН.
Когда вхождение и пребывание в ЧВН освоено, возникает два пути развития, использования полученной способности не думать, сохраняя при этом сознание.
1. Вы практикуете час, полтора, два часа в сутки, прорабатывая формой тело и тормозя привычную активность ума. За это время вы получаете мощную дозу психоэмоциональной стабильности и покоя, которого хватает на все остальное время бодрствования, так?
Это - оптимум, примерно так же, как 20 - 25% энтропии придают смысл тексту.
Но если человек становится созерцателем и не мыслит (тормозит ум) более чем на половину времени бодрствования, начинается что? Правильно - деградация. ума, интеллекта и личности, как таковой.
Что будет с телом субъекта, если большую часть суток он будет пребывать в физической неподвижности? Возникает мышечная дистрофия, которая через какой-то критический промежуток времени становится необратимой.
Что будет, ели большую часть суток человек, находясь в сознании, будет не мыслить?
Правильно, через какое-то время он впадет в слабоумие, поскольку интеллект и мышление, как и тело, для своего благополучного состояния требуют постоянного использования, действия, эволюционно являющегося атрибутом нормального функционирования психоэмоциональной сферы. Юз ит о луз ит.
Постоянное пребывание в текущем моменте блокирует обычный способ мышления и ведет к состоянию каштха - чурбана, кретинизму. А не к каким-то вершинам духа, как считает недоразвитая прослойка любителей эзотерики, погрязшая в словесных играх.
Таково мое ИМХО.
Если был чересчур резок - прошу прощения, карма у меня такая :D


См. ответвление:
"Необходимость дополнительных нагрузок при занятиях йогой ."
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

pitcha
Будды - это не из йоги :lol:
Дмитрий А.Алексеев
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 7 сен 2007, 17:23
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Дмитрий А.Алексеев »

Виктор писал(а):Господа, не умножайте сущности без необходимости.
Непрерывная осознанность в быту превращает человека в животное, ибо устраняет процесс мышления, как таковой.

Постоянное пребывание в текущем моменте блокирует обычный способ мышления и ведет к состоянию каштха - чурбана, кретинизму.
А что есть этот обычный способ мышления?

В сутках есть время, когда мы решаем непростые интеллектуальные задачи (профессиональные, личные, пр.). Их решение нужно для жизни. Внимание с относительной легкостью полностью концентрируется на этих задачах.

Но также есть время, когда мы едем в транспорте, занимаемся фитнесом, едим, и пр. Назвать это интеллектуальными задачами нельзя. Наше внимание освобождается отчасти. И часто в процессе осуществления этих задач мы мыслями находимся в другом месте. Например, человек есть, а думает о проблемах на работе. Или делает силовое упражнение, а думает о том, когда же это тяжелое упражнение подойдет к концу и как будет здорово отдохнуть. Опыт показывает, что в таком состоянии "раздвоенности" действие получается некачественным. Если продолжить примеры, то можно сказать, что и пища плохо усваивается, и упражнение на силовую выносливость выполняется некачественно и с относительно плохим результатом. Я бы сказал, что обеспечение исполняемых процессов со стороны ЦНС (и, как следствие, прочих систем) не вполне адекватное.

Также опыт показывает, что если волевым усилием сконцентрировать внимание нужным образом, то можно повысить качество упомянутых процессов. В самом простом случае, во время еды, например можно сконцентрироваться на вкусе пищи, а во время силового упражнения - на работе мышцы. (Последнее рекомендуется спортивными тренерами, то есть вещь банальная и к эзотерике отношения не имеет).

Вообще, практика йоги естественным образом настраивает человека на подобный режим работы (ИМХО). Кто-то на форуме писал, например, что спокойно посуду начал мыть при том, что раньше это дело давалось тяжело.:)

Но почему бы не помочь себе усилием воли? Я не вижу никаких ценных вещей, которых мог бы лишиться соблюдая такого рода осознанность. Без нее я бы даже назвал такое существование "тупкой".:) Идешь себе по улице, например, или в спортзале работаешь, а потом и вспомнить не можешь что там было в этот период жизни. Будто и не жил.

Только вот какую оговорку надо бы сделать. Я не уверен, что когда я пишу "сконцентрировать внимание нужным образом" или "осознанность", то все понимают под этими словами одно и то же. Я, например, не очень понял многие предыдущие посты:) Мне кажется, что то, что называют "випасаной на движение" (на форуме встречалось такое словосочетание), это примерно то, что я имею в виду описывая правильное (ИМХО) выполнение физического упражнения.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

браво, Дмитрий! очень грамотно изложено
сознание бывает излишне полифонично, и вы тут вполне композитор для творческого упорядочивания его звуков
есть время разбрасывать камни, но можно выбрать время, чтобы их собирать, почему нет?
azamat
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:24
Откуда: СКФО
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 44 раза

Сообщение azamat »

Тогда непонятно что имел ввиду Сатпрем который ссылаясь на Ауробиндо в своей книженции рекомендует полностью отрубить мысль и все действия совершать без включения таковой. Резюм сего труда если правильно помню был таков : мол живите и действуйте без мысли и все будет пучком - привыкнете (!) ... ВСБ четко обозначает позицию что от подобного состояния вне практики йоги стоит уходить а то есть опасность превращения в блаженного раньше уготованного срока.... Может быть индийский революционер потому не впал в состояние того самого блаженства навсегда - что обладал врожденной мощью ЦП ???
Последний раз редактировалось azamat 22 сен 2011, 10:51, всего редактировалось 1 раз.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

не верь глазам своим... ))
а так, да, сатпрем - это голова, и ауробиндо - голова! только это чужие головы... им палец в рот не клади
azamat
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:24
Откуда: СКФО
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 44 раза

Сообщение azamat »

А да ))) И меня вот "терзают смутные сомнения "... Был ли сам автор подобных идей заинтересован в понижении уровня сознания своих последователей? И не звучат ли его "догадки" в унисон с идеями ранних советских вождей. Вот такая вот осознанность в быту :twisted: Может банально мыслю ))) но как сказал Хоботов в Покровских воротах: Независимые умы ... дальше по тексту.. ))))
azamat
Сообщения: 320
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:24
Откуда: СКФО
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 44 раза

Сообщение azamat »

"Действительно, постепенно мы открываем, что нет никакой необходимости в
том, чтобы думать. Точность и безошибочность всей нашей работы, которую
выполняет то, что находится за нами или выше нас, возрастают по мере того,
как мы привыкаем обращаться к нему. Нет никакой необходимости запоминать,
потому что точная информация приходит к нам в нужную минуту; нет никакой
необходимости планировать действия, потому что скрытый источник приводит все
в действие помимо нашей воли или нашей мысли об этом, побуждая нас делать
то, что необходимо, с мудростью и предвидением, на которые наш
недальновидный ум абсолютно неспособен
." Извиняюсь за объемную цитату - надеюсь не вырвал из контекста книги ...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Да уж, далеко не всегда сложные проблемы имеют простые очевидные решения...
Аватара пользователя
Nik-On/Off
Сообщения: 1214
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
Благодарил (а): 508 раз
Поблагодарили: 379 раз

Сообщение Nik-On/Off »

Не стоит рассеивать свое внимание, надо в каждый данный момент заниматься только одним делом. Говорят, даже Эйнштейн, завязывая шнурки на ботинках, думал главным образом о том, как завязать узел покрепче.
कोऽहम्?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

надо же, кто-то влез в голову эйнштейна ))

законы мышления давно известны, что ж там хитрого? есть набор основных тем (рубрик), плюс внешние и внутренние (память) раздражители, которые перепихивают внимание с одного регистра (рубрики) на другой, плюс закон ассоциации (сходства или образной взаимосвязи)

и конечно, верно, что при столкновении с рутинной задачей мышление вскоре начинает резвиться по своим рубрикам независимо от этой задачи, а при сложной задаче или собирается, сосредотачиваясь, или отступает в "не могу знать"

но вот что со всем этим делать в смысле дисциплины (садханы) - это далеко нетривиальная проблема (не одного ретивого приведшая в дурку), связанная со "зрелостью сознания", что ли, не знаю как сказать

так что до поры до времени действительно лучше в эти автоматизмы не лезть, но по мере созревания отчего ж не поэкспериментировать? а зрелость тут связана 1) с отсутствием скороспелых выводов и шапкозакидательства и 2) с парадоксальным отступлением в сократовское "я знаю что ничего не знаю"...
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Нужно разделять практику йоги в которой создаются условия для ЧВН и повседневность в которой человек должен действовать в нормальном, обычном состоянии. Привносить ЧВН в повседневность намеренно не только не нужно, но и опасно. И об этом ВСБ много раз говорил. Если состояние в жизни благодаря практике ЧВН меняется само то это одно, а если пытаться усилием воли что-то от себя добиться, потому что кто-то сказал, что это хорошо, то это уже полная ерунда.
Ответить