[Личность и этические стандарты]

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Шевченко писал(а):Эгоцентризм от эгоизма несколько отличаются.
Я не очень сильна в этих терминах 8) , но думается что где-то эти два понятия переплетаются или вытекает одно из другого.
А впрочем, какая разница... 8)

Эгоцентри́зм (от лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения.

Эгои́зм (от ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других ...
Это я из Вики списала :)
А.В.
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения скорее тупость, эгоизм же здравая сила направленная на выживание, заботу к себе и без этой заботы никакой бхоги не получится. Эгоцентризм же это когда забота о себе осуществляется любой ценой и цель не оправдывает средства. Пеня слишком высока и на бхогу не остаётся сил.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Шевченко писал(а):неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения скорее тупость, эгоизм же здравая сила направленная на выживание, заботу к себе и без этой заботы никакой бхоги не получится. Эгоцентризм же это когда забота о себе осуществляется любой ценой и цель не оправдывает средства. Пеня слишком высока и на бхогу не остаётся сил.
Спасибо, Шевченко.
Я немного думала по-другому.Но повторюсь, я не специалист в психологии.
Эгоцентризм, думаю производная от слова эгоизм. Сложное слово, образованное от корня эго и центр. Т.е. оперировать, наверное, можно такими понятиями- здоровый эгоизм, необходимый для выживания, забота о себе и нездоровый эгоизм-выживание и достижение цели любыми средствами, как говорят в народе-«по головам».
Т.е. эгоцентризм я подменила понятием нездоровый эгоизм. Может я и не права. Помощь зала(филологов и психологов) требуется…
Эгоцентризм же, мне кажется, ближе к понятию- ощущения себя «пупом земли» или центром вселенной. Т.е. все окружающие должны крутиться вокруг меня и существовать для меня любимого(ой).
А вот и статейку нашла в инете...

"Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое.
Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. — Прим. ред.) тень — эгоцентризм — всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития...»
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм — это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь — эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли». То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.
Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь — это отдача, и соответственно, отдача — это проявление Любви...» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.
Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.
Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.
Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:
«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».

Наверное, уже надо выходить из темы семинара Свечникова и открывать другую тему"Эгоизм и эгоцентризм" 8)
Прошу прощения за длинный пост.
А.В.
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

Березина писал(а):Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь — эгоизм.

Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь — это отдача, и соответственно, отдача — это проявление Любви...» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.[/i]
Ю.М. Орлов даёт определение Любви, мне оно понравилось и заняло место в моей голове с определением йоги, так как йога это ЧВН, так и Любовь это НН - наслаждение наслаждением. Это виртуальное чувство непрямого наслаждениея. Если одному человеку хорошо от того, что хорошо другому это и есть элементарный акт любви. Но в основе такой любви стоит эгоизм, каждый заботится о своём наслаждении, но не о животном, а о наслаждении второго уровня, такое наслаждение доступно только человеку.
Даже альтруизм и жертвенность построены на эгоизме. Сердце сначала себя снабжает кровью, а потом остальные органы. Родители гибнущие в пожаре спасая своё дитя, заботятся прежде всего о грозящих переживаниях, которые страшнее смерти.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Шевченко писал(а): Даже альтруизм и жертвенность построены на эгоизме.
Интересный, но спорный момент 8)
Шевченко писал(а): Сердце сначала себя снабжает кровью, а потом остальные органы. Родители гибнущие в пожаре спасая своё дитя, заботятся прежде всего о грозящих переживаниях, которые страшнее смерти.
Про сердце-это уже физиология. К эгоизму,думаю, не очень можно отнести.
А спасение своих детей в экстремальных ситуация, как правило, происходит в состоянии аффекта. О том что бы было, если бы не удалось спасти- эти мысли приходят уже потом.
А.В.
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

Березина писал(а): А спасение своих детей в экстремальных ситуация, как правило, происходит в состоянии аффекта. О том что бы было, если бы не удалось спасти- эти мысли приходят уже потом.
Альтруизм и жертвенность животного происхождения, крысы более альтруистичны чем люди это научно доказанный факт. Александров Матросовых у них больше от этого они такие живучие. А предчуствие переживанй или совесть это дублирующий фактор, инстинкт не всегда срабатывает.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

Березина писал(а): Наверное, уже надо выходить из темы семинара Свечникова и открывать другую тему"Эгоизм и эгоцентризм" 8)
Константин переноси нас уже, мы готовы к переезду :D
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Шевченко писал(а): А предчуствие переживанй или совесть это дублирующий фактор, инстинкт не всегда срабатывает.
Возможно пример со спасением детей-не очень подходит просто. Материнский инстинкт срабатывает почти всегда. 8)
А так я с Вами согласна. В других ситуациях может пересилить дублирующий фактор.Человека будет беспокоить собственное душевное спокойствие. Эгоизм ли это-не знаю, подумаю... 8)
А.В.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Шевченко писал(а):
Березина писал(а): Наверное, уже надо выходить из темы семинара Свечникова и открывать другую тему"Эгоизм и эгоцентризм" 8)
Константин переноси нас уже, мы готовы к переезду :D
Ага :)
Вон и Коньяков в теме "Интересное о разном" бородатого мудреца с софистикой об эгоизме выложил...
А.В.
Крючкотвор
Сообщения: 2409
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Крючкотвор »

С новосельем. :D
С наилучшими пожеланиями, Константин.
Ответить