Йога по Патанджали. Конструктивное понимание самадхи.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

swetoch писал(а):
Березина писал(а):Учат все кому не лень, чему угодно, только не йоге.
- Алла, а вы чему учили 10 лет? :)
Общий стаж практики составляет около 12 лет. Из них уже 2 года по методу классической йоги.
Светоч, 10 лет собственной спортивной практики, т.е. йога-как физ. упражнения :)
А вела шейпинг, йогой это не называла и занятие заканчивала 2-3 асанами на растяжку 8)
А.В.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

К Третьей главе сутр заметки. Навеяно, в частности, Санкхья-карикой Ишваракришны.

Вместо слова Читта в этой главе используется слово Саттва, что весьма любопытно.
Если взглянуть на структуру сознания, то в ней невооруженным глазом выделяются тамасические (тяжелые, инерционные, структурные) элементы (типа привычных реакций, установок, предрассудков), а также раджасические элементы - возбудители, катализаторы, колышащие тамасическую компоненту. Это, можно сказать, волна - раджас он всегда гонит какую-то волну...
Можно сказать, что ум подобен лабиринту, по которому пробегают волны стереотипных возбуждений.
Однако есть и полевая - озаряющая, легкая-невесомая и всепроникающая компонента. Это Саттва. Именно она становится в итоге Силой (3-56, 4-34).
Так вот (в рамках Третьей главы Сутр Патанджали), только при доминировании Саттвы возможны все эти сиддхи - коммуникации высшего порядка. Замечу кстати, что только Саттва, пожалуй, отвечает за успех любой коммуникации, будучи по сути своей ненасильственным проникновением.
Тамасо-раджасический лабиринт обыденного ума вынашивает Саттву, вскармливает ее - и в какой-то момент она может выделиться в самостоятельное, абсолютно неформализованное состояние - стать доступной в ощущении и в действии.
Как следствие, возникает горизонт сиддх - необычных достижений, необходимым условием которых является самое главное достижение: доминанта Саттвы, фазовый переход в уме-сознании, в соотношении в нем гун.
Самый простой намек на Саттву, конечно, - пузыри на лужах. :wink: Но гораздо интереснее - внезапное отцепление тяжелых эмоциональных состояний, мрачно слоняющихся по лабиринтам (неизбежных на своем уровне) стереотипов... Они становятся необязательными и затухают в отсутствии внимания, привлеченного новыми горизонтами - горизонтами самьямы (3-4).
Без состоявшихся "родов" саттвической доминанты умственное движение человека, разборы и смены концепций - это переходы из одного лабиринта в другой. В то время как Саттва может и населять эти лабиринты, и легко парить над ними, уподобляясь "парящему" - Пуруше... (3-56).
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

Смит, в той работе, которую вы проделываете, есть несколько стандартных заморочек. Это не относится лично к вам, это специфика работы. Вот, скажем, есть некая реальность. Для того, что бы с ней взаимодействовать, т.е. вывести из зоны прямого восприятия в зону логического мышления, мы вынуждены как то ее описать, ввести терминологию. Получаем первый слой пирога под названием "Договорная реальность". Чем сложнее непосредственное восприятие реальности, тем сложнее терминология и мы вынуждены класть второй слой пирога - подробные комментарии. Но есть и третий слой - свободные ассоциации на тему. К сожалению в поднятой вами теме и мне и вам приходится кушать именно этот, третий, слой пирога. Неблагодарное занятие. Тем не менее, ниже мои вкусовые ощущения.

Один из важных выводов, вытекающий из концепции гун, применительно к сознанию: т.к. сознание подвержено влиянию гун, то оно принадлежит миру Пракрити, т.е. материально. Со всеми грустными вытекающими последствиями :?

Что такое раджас и тамас, в принципе понятно на уровне восприятия. Вот скажем такой список похожих элементов:
- пассивность - активность
- тамас - раджас
- инь - янь
- ида - пингала
- левая ноздря - правая ноздря
- сон - бодрствование (притянуто за уши ну да и ладно :wink: )
- парасимпатика - симпатика

И где ж здесь саттва? Она есть, это момент перехода одного качества в другое. Точка бифуркации. Применительно к нашему списку:
- равновесие
- саттва
- дао
- сушумна
- дыхание равно в обеих ноздрях
- аутогенное сосотояние (ЧВН)
- ? (название)
Не даром одно из определений йоги: устранение различия между правым и левым.

На мой взгляд, описание саттвы как полевой структуры избыточно. Гуны не гуляют сами по себе, это не вид энергии, не сущность. Это описание. Описание текущего состояния. Мое текущее состояние может быть вызвано тысячью и одной причиной. Я выпил кофе - я стал более возбужден активен, в терминах йоги - раджасен 8O . В самом кофе нет субстанции "раджас". Но там есть кофеин, который "вздергивает" мою нервную систему.
Саттва так же только описание состояния. Не более. Какое это состояние? Самадхи с семенем. Еще более интересное состояние когда и саттва исчезает. Вместе с сознанием :twisted:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

останусь, пожалуй, при своих заморочках...
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

А.Смит писал(а):останусь, пожалуй, при своих заморочках...
Тоже позиция.

Кстати, вы даете ссылку на 56-ю сутру 3 главы ЙСП. Если мне не изменяет память, то в третьей главе 55 сутр.
А.Смит писал(а):Это Саттва. Именно она становится в итоге Силой (3-56, 4-34).
Думал спросить вас о Силе, но судя по всему не судьба.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

есть вариант с 56-ю сутрами
а в остальном да, не судьба
я совсем не полемист
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

А.Смит писал(а):есть вариант с 56-ю сутрами
Ага, нашел, спасибо за информацию
osv
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 1 июн 2010, 12:06

Сообщение osv »

Какая любопытная тема=) Как-то бан получил за дискуссии на эту тему=)) Если кого задену, скажите сразу, чтобы не доводить до греха=)

Если обсуждать вопрос в рамках йоги Патанджали, то самадхи нельзя рассматривать в отрыве от пратьяхары и дхьяны. Это последовательные стадии. Пратьяхару можно условно сопоставить с дремотой, дхьяну со сновидениями, а самадхи с глубоким сном. Анабиоз у животных можно условно считать за самадхи=)

Без йоги (состояния транса), вся йога превращается в развивающую гимнастику. Йога становится йогой при наличии опыта в пратьяхаре и дхьяне. По идее любое Занятия йогой должно начинаться с выполнения тратаки и вызова состояния транса (йоги) и только тогда приступать к выполнению асан. Причём асаны выполнять только в состоянии йоги.

Анекдот на тему: ученики привели своего учителя в научную лабораторию и все приборы показали что он в глубоком сне. Начались бесконечные дискуссии между учёными. Учитель посмотрел на эту печальную картину и привёл своего учителя, все приборы показали что он мёртв.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Йога это не состояние транса, а ЧВН.
Шевченко
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Сообщение Шевченко »

osv предпосылки понимания йоги у вас есть, почитайте ЙИК форум. Мешанина в голове пройдёт.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
osv
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 1 июн 2010, 12:06

Сообщение osv »

Йога это не состояние транса, а ЧВН.
Что есть транс в вашем понимании? И что такое ЧВН?=)
почитайте ЙИК форум
С ума схожу от аббревиатур=)) Что такой ЙИК?=)
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Транс это состояние в котором нет осознанности. ЧВН это читта вритти ниродха, молчание ума. В ЧВН есть осознанность, состояние наблюдателя.
ЙИК это книга Йога Искусство коммуникации.
osv
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 1 июн 2010, 12:06

Сообщение osv »

Native писал(а):Транс это состояние в котором нет осознанности. ЧВН это читта вритти ниродха, молчание ума. В ЧВН есть осознанность, состояние наблюдателя.
С чего это в трансе осознанности нет?=) Читта вритти ниродха - управление потоком мыслей, а не только их остановка. Вы смотрите не со стороны гипноза с гипнотизёром, а со стороны индивида и самогипноза. Можно громко молчать затыкая мысли чем попало, но это не будет молчанием. Молчание ума это не отсутствие в нём буков. При переходе в состояние сна мысли становятся реальными образами, и вот собственно управление этими образами и есть читта вритти ниродха. Есть ещё глубокий сон=) Там действо приобретает планетарные масштабы и вселенские размеры, в общем только для настоящих йогических гуру=)) К слову, медицинский гипноз, это где-то в районе пратьяхары=)
ЙИК это книга Йога Искусство коммуникации.
Как-то давно начинал читать эту книгу. Не осилил и переключился на делийскую школу, Брахмачари, Картикейя. Там и остался=)
Крючкотвор
Сообщения: 2409
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Крючкотвор »

Уважаемый osv, для плодотворной беседы важно иметь представление о взглядах собеседника. При наличии интереса к теме прочтение ЙИК - это почти необходимость. Кроме того, рекомендовал бы Вам ознакомиться с перечисленными ниже темами. И вообще приглядеться, что обсуждают на форуме.

"Сокращения, принятые на форуме ."
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... highlight=

"Научные и мистические интерпретации йоги. Насущность опыта ."
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=6813

"Что такое ЧВН?"
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4240

"Транс и ЧВН"
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... highlight=

"Классическая ли Йога?"
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2863
С наилучшими пожеланиями, Константин.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Читта вритти ниродха - управление потоком мыслей, а не только их остановка.
ЧВН это молчание ума. Такое определение дано в Сутрах Патанджали. С чего Вы взяли, что это управление потоком мыслей не понятно.
Действительно прочтите ЙИК.
osv
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 1 июн 2010, 12:06

Сообщение osv »

Native писал(а):С чего Вы взяли, что это управление потоком мыслей не понятно.
Молчание это тоже управление=)

Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облечения в различные образы [Вритти].
Йога-сутры Патанджали в изложении Вивекананды.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Молчание это тоже управление=)
Если колебаний сознания нет то зачем ими управлять?
Молчание ума это не отсутствие в нём буков. При переходе в состояние сна мысли становятся реальными образами, и вот собственно управление этими образами и есть читта вритти ниродха.
А при чем тут сон?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

смею заметить, что абстрактно спорить по вопросу определений не продуктивно
лучше отталкиваться от конкретной проблемы
иначе утонешь в семантических недопониманиях и банальностях
имхо
итак, в чем проблема-то? :wink:
osv
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 1 июн 2010, 12:06

Сообщение osv »

А.Смит писал(а):итак, в чем проблема-то? :wink:
Проблема с опеределением что такое самадхи.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

ну, тут люди уже основательно поработали
вот к примеру, пользуясь случаем, приведу ссылочку:
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen ... tice_8.htm
лично я для начала предполагаю, что самадхи - это покой во всех его многообразных оттенках и глубинах, а далее смотрим, в чем проблема, и уточняем понимание относительно проблемы
на мой взгляд основная проблема термина самадхи в его мистифицированности (журавль в небе), а ведь Патанджали начинает именно с главы о самадхи, и если оно не достижимо сразу (не синица в руке) и не доступно каждому нормальному человеку, тогда о какой йоге вообще можно говорить? другое дело, что глубина этого покоя может быть очень разной...
Ответить