Бхога

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Бхога

Сообщение Ingvar »

Раз бхога, жизненный опыт является необходимым условием практики йоги, а точнее необходимым для обогащения Атмана, который в дальнейшем, может слиться с Единым, можно предположить, что должно быть накоплено определенное количество бхоги для этого. Накапливается он, правда, в течении сотен перерождений, но в то же время может быть важен опыт именно этой жизни, сегодняшний, который, дополняясь к опыту прежних перерождений, позволит, при присутствии Пуруши, достичь освобождения.

М. Свечников пишет: «Со временем (по мере насыщения бхогой) царственное присутствие Зрящего дает знать, ум успокаивается, и когда он (ум) по чистоте становится равным Пуруше (3-56), имеет место кайвалья – таинственный миг ухода из круга сансары на другой уровень бытия с другими правилами, будь то нирвана или что-то иное.»
«По мере насыщения бхогой, частицы внимания становятся не жадными свободными радикалами, а вполне инертными кусочками, стекающими посредством загадочной силы присутствия иномирного Пуруши обратно в массив простого внимания – Атмана лучезарного (1-47).»

Михаил, если честно, то я не нашел где в сутрах говорится именно о необходимости мирского опыта для освобождения. Здесь, например, пишется о том, что такой опыт есть и при прекращении соединенности Зрящий абсолютно свободен:
2-23 Опыт подчиненности и господства в отношении сил своей природы, распознавание этих сил, создаются соединенностью Зрящего и зримого (через читту)
2-24 Причина этой соединенности – неведение (клеша «авидья»)
2-25 Прекращение неведения прекращает соединенность, устраняя ее, тогда Зрящий абсолютно свободен (кайвалья)

Если все таки принять положение о том, что только получив мирской опыт человек может достичь освобождения, вернутся к Единому, то приобретает значение и деятельность человека по развитию себя и получению этого опыта.
Мы приходим к деятельности человека в мире как активного субъекта, который не только получает бхогу из внешнего мира, но своей активностью изменяет этот мир. Может быть, движение в йоге должно сопровождаться и движением личностного развития в социальной сфере.
Полученный жизненный опыт может усваиваться и закрепляться тогда, когда он ведет к изменению поведения, возможностей человека, отношения к жизни. Проявляться это может при активности человека как субъекта жизни, то есть такой активности, которая целенаправленно осуществляется человеком, что требует, например, развития качеств саморегуляции поведения.
Таким образом, можно предполагать, что развитие личности, о котором в сутрах подробно не говорится, также важно для практики йоги.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Re: Бхога

Сообщение А.Смит »

Native писал(а):Михаил, если честно, то я не нашел где в сутрах говорится именно о необходимости мирского опыта для освобождения.
Чуть раньше, в сутре 2-18: из света активности инерции качеств бытие и индрии состоят - опыта (БХОГА) и освобождения (АПАВАРГА) ради.
Сначала опыта, а потом освобождения, не иначе.

Мне кажется логичным отсюда предположить, что мироустройство (с нашей точки зрения) предназначено для опыта-бхоги (насыщения атмана), чтобы потом освободиться (поднимаясь на атмане как на воздушном шарике к двери-пуруше).

Отталкиваясь от этой необходимости бхоги, можно понять и назначение сиддх: они многократно усиливают и ускоряют "всасывание" опыта в атмана.

Сутра 2-18 мне представляется наиважнейшей для понимания всей концепции освобождения. Сразу отсекается вся дурь типа "захочу и свалю". Это не соответствует природе вещей. Будь любезен исполнить свою часть общей работы коллективного (под)сознания.
За это сообщение автора А.Смит поблагодарил:
tapas
Рейтинг: 6.25%
 
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

А.Смит, в рамках этой темы можно выяснить принадлежность "сиддх"?
Пуруша - пракрити...
Надеюсь на развернутый ответ.
Доступным языком. Для нас, мирян. :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

сиддхи? пракрити однозначно... продукт сабиджа самадхи (1-45), то есть самадхи, углУбленного в пракрити, зацепленного за него и его объекты

хотя само самадхи, пожалуй, от пуруши ))) в общем, "согласие есть продукт непротивления обеих сторон"

результат работы сиддх (или вибхути) - это саттва (ясная часть читты-сознания), равная по чистоте пуруше (3-56)
читта стала саттвой, а эта саттва (и так чистая и ясная) прояснилась в результате работы сиддх (по впитыванию бхоги-опыта) настолько, что уподобилась магниту-пуруше
(читта, атман (по крайней мере в том понимании, как я это развиваю) - все это пракрити)

тогда атману-саттве ничто не мешает окончательно всплыть к пуруше и уйти в нирбиджа самадхи

я пока не знаю как популярнее, задайте вопрос
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Во блин...... 8O
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

"...результат работы сиддх..." - при здравом к ним отношении, без "залипания"...
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

А.Смит писал(а):"согласие есть продукт непротивления обеих сторон"
.
Вы ведь здесь указали, что он магнит, и как следствие, препятствует распаду материи.
Подскажите, а кто на ком. Пуруша он полностью инертен, или все же оплодотворяет и одухотворяет? Меж ними, пурушей и пракрити, есть любовные отношения?
Сцены соития осла и ослицы санкхьяики обошли своим вниманием, упор на брахмачарью? :D
Изображение
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

в санкхья-карике ишваракришны сказано, что пракрити как обольстительная танцовщица старается привлечь внимание пуруши, а тот взирает на нее равнодушно
но тем не менее этой "женщине" нужен зритель, а мужа она себе изобретает из себя (читту)
со временем "муж", насытившись танцем и став андрогином становится подобным пуруше и отваливает через дверь-пурушу, куда? неведомо
пуруша же бесстрастен как открытая форточка и как возможность Иного, чем "здесь" - такова природа Духа
можно еще мюнхаузена вспомнить за волосы из болота ))
а за осла и ослицу я не знаю, не силен в зоофилии

братцы, я понимаю ваш интерес к метафизике, но помните всегда, пожалуйста, что мы рискуем при этом заиграться в слова и слишком засеръезнеть; если все эти метафоры не бьются, не резонируют с вашей практикой, то и бог бы с ними

владыка будда сказал: земля мой свидетель

земля - то есть личная практика при наличии в сознании достаточно ладной схемы мироздания, удовлетворяющей вечно ищущий ум
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

А.Смит писал(а):
владыка будда сказал: земля мой свидетель

земля - то есть личная практика при наличии в сознании достаточно ладной схемы мироздания, удовлетворяющей вечно ищущий ум
Классно сказано! Вы, как всегда Миша, красиво пишите 8)
А.В.
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Целесообразно, проработать эти вопросы перед изданием книги.
Тантрики и пламены разведут такую контраргументацию... Только держись. :)
став андрогином
Это вообще запредельно. Параллели - "Молот ведьм".
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

А.Смит писал(а):братцы, я понимаю ваш интерес к метафизике, но помните всегда, пожалуйста, что мы рискуем при этом заиграться в слова и слишком засеръезнеть; если все эти метафоры не бьются, не резонируют с вашей практикой, то и бог бы с ними
+стопиццот
Эти описания всего лишь попытка описать доступными средствами процесс восприятия, который в практике вы наблюдаете непосредственно и лично. Поскольку то, что вы видите - это древние "дословесные" механизмы, то и описать их точно в словах не может никто. Если какое-то описание вам не понятно, то либо вы по-другому понимаете слова в которых оно выражено, либо автор описания не знал о чём пишет, либо вы просто этого ещё не видели. Чтение описания не поможет вам туда попасть. Иногда оно (чтение) позволяет убедиться в том, что вы сами уже видели. И только.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

братцы, я понимаю ваш интерес к метафизике, но помните всегда, пожалуйста, что мы рискуем при этом заиграться в слова и слишком засеръезнеть; если все эти метафоры не бьются, не резонируют с вашей практикой, то и бог бы с ними
Согласен. Вообще, пока это рассуждения на уровне непонятных вещей можно говорить сколько угодно и трактовать до бесконечности. Ценность комментариев Михаила в том, что они дают возможность понять Сутры с практической точки зрения.
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Матсья, благодарю.
Мне как-то давно, был задан вопрос: "Мужество, что это?" Своего рода коан. Лишь просмотр фильма “Страсти”, реж. Мэл Гибсон, показал на него ответ.
Изображение
Но у меня нет до сих пор его словесной формулировки.
Это к вопросу о таланте автора.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Богданюк Владимир писал(а):
став андрогином
Это вообще запредельно. Параллели - "Молот ведьм".
Это я для затравки про андрогина. Раз реакция (пусть грубоватая) есть, приведу уже написанный как-то текст. Может кому пригодится в размышлениях над сутями бытия.

В ведической литературе есть целая тема ардханари. См. http://en.wikipedia.org/wiki/Ardhanari
И не стоит понимать ее как описание уродств.

В мистической литературе всегда считалось, что совершенный человек - андрогин - соединяет в себе в гармонии женское и мужское. Любопытно, что в Йога-сутрах Патанджали эта концепция тоже присутствует. С одной стороны идущий по пути совершенствования все время ориентируется на путеводное переживание (а поначалу идею) Иного, Духа, Пуруши, Ишвары. С другой стороны сутры говорят о переживании любой мирской ситуации, опыта (бхоги) как наслаждения.
Первая стороны (целеустремленность) более свойственна мужчине, вторая сторона (переживание и наслаждение) более свойственна женщине. И человек, согласно Патанджали, может покинуть этот мир (через состояние нирбиджа самадхи - полной непривязанности), лишь исчерпав мирской опыт и в полноте насладившись им.

Прекрасная метафора этого андрогинного состояния дана, на мой взгляд, в поэме Халиля Джебрана "Пророк":
http://lib.ru/POEEAST/prophet.txt

Итак, "...с одной стороны идущий по пути совершенствования все время ориентируется на путеводное переживание (а поначалу идею) Иного, Духа, Пуруши, Ишвары".
1-16 татпараМ пуруша-кхйатер-гуНа-вайтРшНйам
то высочайшее пуруши знание свободно от движения гун (материи-ума)

К этому переживанию как кульминационному (парам) подводят все предыдущие 15 сутр. Это мужская стороны бытия - цель засечена, ясно куда двигаться, авидья (невежество, слепота) сброшена.

"С другой стороны сутры говорят о переживании любой мирской ситуации, опыта (бхоги) как наслаждения".

Собственно слово "бхога" имеет два основных значения: наслаждение и мирской опыт, и оно упоминается во Второй главе Сутр скорее как "мирской опыт". Вот эта (поистине великая) сутра:
2-18 пракааШа-крийаа-стхити-ШиилаМ бхуут-эндрийа-атмакаМ бхога-апаварга-артхаМ дРШйам
из света-активности-инерции-качеств стихии и органы состоят; опыта и освобождения ради зримое (существует)

Тогда вопрос: откуда же я взял значение бхоги как "наслаждения"? тем более что 2-15 говорится о том, что вся эта круговерть опыта одинаково "духкхам" (дурна) для просветленного.

Ответ: в Первой главе Сутр, я бы сказал с наслаждением, описывается состояние самапатти (сутры 1-41 -- 1-45).
Если коротко, то в этом состоянии внимание и сознание объемлет любые объекты, в отличие от обыденного сознания, в котором объекты и заботы обычно объемлют нас "с потрохами". Так вот, когда сознание "вдруг" становится больше чего угодно "мирского", тогда оно может с наслаждением переварить это "что угодно".

Это женская сторона... но удивительно то, что в состоянии самапатти глубочайшему "женскому" наслаждению сопутствует непременная отстраненность-вайрагйа.

Добавлю заодно, что это богатое оттенками состояние отнюдь не в нас малых и сирых... а вне нас. Я бы сказал - оно в полевой, коллективной форме сознания (ноосфере, коллективном под(над, бес)сознательном) - и это полевое входит в нашу форму (в наш ум), когда случается (или происходит) странная операция выхода за пределы эго (бесконечного цикла сопоставлений "я-меня-мое"). ОНО входит и смотрит и наслаждается - через нас. А потом эго-цикл (я, меня, мое) захлопывает окошко и мы вновь видим мир через призму эго - тускло, гадательно и страдательно.

"Первая стороны (целеустремленность) более свойственна мужчине, вторая сторона (переживание и наслаждение) более свойственна женщине. И человек, согласно Патанджали, может покинуть этот мир (через состояние нирбиджа самадхи - полной непривязанности), лишь исчерпав мирской опыт и в полноте насладившись им".

4-34 ... чити-Шактир-ити --- сознание силой становится
То есть мужское (сознание, читта) гармонично сливается с женским (силой, шакти).
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Не воспринимайте на свой счет, сообщение вообще можно удалить.
Вспомнилось как геи открывают "третий глаз".
Время пошло.
Да и вообще, серой, тантризмом пахнет!
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Богданюк Владимир писал(а):Целесообразно, проработать эти вопросы перед изданием книги.
Тантрики и пламены разведут такую контраргументацию... Только держись. :)
да нельзя тут ничего до конца проработать... это ж слова, семантическая вселенная
если есть дельные вопросы (как правило скрывающие реальную проблему), я готов объяснять и развивать с разных сторон бесконечно
а тема "пламен и сутры"... так Пламен (с понтом дела) даже до конца их не перевел и не прокомментировал, засох на корню, а в мою сторону посоветовал читать комментарии таких же как он умников
хотя пару дельных мыслей я у него прихватизировал
в мире много места, так что пусть себе контраргументируют, может на что-то интересное натолкнут
обижать будут конечно, но я привычный
хотя и противно бывает
Последний раз редактировалось А.Смит 12 фев 2011, 23:47, всего редактировалось 1 раз.
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Считайте мой текст, как моделирование возможных возражений. :)
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Сообщение alexyoga »

а кто такой пламен?
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

Теоретик, эрудит.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

пламен градинаров, доктор философии из братской болгарии
можете посмотреть на нашем форуме его посты среди пользователей - ник вроде бы "Пламен"
Ответить